-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в septitajs

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3200


Итак, мы с вами продолжаем наше путешествие по векам и по жанрам, в которых отражалась библейская традиция

Вторник, 19 Апреля 2016 г. 12:22 + в цитатник


Библия и литература XVII века



Итак, мы с вами продолжаем наше путешествие по векам и по
жанрам, в которых отражалась библейская традиция на протяжении истории.

XVII век! Это был потрясающий, грозный, чреватый многими
великими и трагическими событиями, век. Это был век протопопа Аввакума,
патриарха Никона, Ришелье. В России его называли <<бунташным>> веком - век
Кромвеля, английской революции, Смутного времени в России; век, когда жил
еще Шекспир (в XVII в. был написан <<Гамлет>>); век, когда эпоха Ренессанса
уже пережила свой кризис и чувствовалось приближающееся веяние иных,
трагических времен; век, когда начало бушевать барокко, с его тревожной
динамикой и подвижностью. И естественно, что именно этот век сумрачного
Тинторетто был очень чуток, особенно чуток к Священному Писанию, к тем его
грандиозным страницам, которые подобны фрескам, которые навсегда врезались
в сознание и память человечества.

Три имени я хочу вам сегодня напомнить. Среди них первое - Гуго
де Гроот, голландец, который был известен как Гуго Гроциус
(латинизированная форма его имени), или просто Гроций, человек, имя
которого и сейчас является значимым в силу того, что он заложил основы
международного права. Его книга о международном праве есть на русском языке
(она издана в 1956 г.), она называется <<О праве войны и мира>>.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98000928_Sredi-nih-pervoe---Gugo-de-Groot-gollandec-kotoryj-byl-izvesten-kak-Gugo-Grocius-latinizirovannaa-forma-ego-imeni-ili-prosto-Grocij-celovek-ima-kotorogo-i-sejcas-avlaetsa-znacimym-v-sil (400x209, 6Kb)

Но в одном отношении Симеон Полоцкий приближался к протопопу Аввакуму - своему антагонисту по идеологии (потому

Вторник, 19 Апреля 2016 г. 05:12 + в цитатник

Но в одном отношении Симеон Полоцкий
приближался к протопопу Аввакуму - своему антагонисту по идеологии (потому
что старообрядцы и западники были достаточно чужды друг другу; это были
разные миры внутри древнерусской культуры; Симеон Полоцкий отнюдь не
одобрял старообрядцев). Он писал пьесы на библейские темы. Их ставили при
дворе царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. В частности, он
написал пьесу комедию о блудном сыне. Евангельская притча превращалась в
актуальное событие. Как то я видел западный фильм о блудном сыне. В этом
фильме отец - почтенный современный бизнесмен, в прекрасном костюме,
живущий в замечательном домике. Сын его - искатель приключений, может быть,
хиппи, путешествует автостопом, ищет себе приятелей, потом пропадает где то
в ночных кабаре... Все в современном плане. Это то же самое, что делал Симеон
Полоцкий в своих пьесах, которые ставил в XVII в. при царском дворе. Для
чего это нужно? Чтобы вечный смысл Писания все время перевоплощался в
какие то новые формы, национальные и эпохальные, соответствующие эпохе, и
чтобы люди всех сословий и званий могли понять великую весть, которую нам
несет Библия.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97997551_No-v-odnom-otnosenii-Simeon-Polockij-priblizalsa-k-protopopu-Avvakumu---svoemu-antagonistu-po-ideologii-potomu-cto-staroobradcy-i-zapadniki-byli-dostatocno-cuzdy-drug-drugu_-eto-byli-ra (400x209, 8Kb)

Потому что человеку свойственно смеяться и свойственно видеть несоответствие между идеалом и действительностью

Вторник, 19 Апреля 2016 г. 04:12 + в цитатник

И он идет ей навстречу. Господь привел этот
как бы смешной случай - но для серьезной цели. И многие притчи именно
таковы. Потому что человеку свойственно смеяться и свойственно видеть
несоответствие между идеалом и действительностью.

(Как то в Москве одна замечательная женщина, Надежда Николаевна
Ладыгина, воспитывала обезьянку шимпанзе. А потом у нее родился сын, и она
написала прекрасную книгу, которая вышла перед войной: <<Дитя шимпанзе -
дитя человека>>. Там, в одной из таблиц, она сравнивает, что общего у них,
что их различает. Чувство юмора у ребенка пробуждается, у шимпанзе - нет.
Когда шимпанзе смеется, это просто рефлекторная реакция на удовольствие, на
щекотку и т. д.)

Поэтому свежий, новый, острый подход к библейской фактуре в
древнерусской литературе вполне оправдан, и он заставлял людей, которые
слушали и читали протопопа Аввакума, свежими глазами увидеть тексты,
которые к XVII веку, начиная со времен крещения Руси, уже стали чем то
привычным, они как то перестали замечаться.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97997369_---Poetomu-svezij-novyj-ostryj-podhod-k-biblejskoj-fakture-v-drevnerusskoj-literature-vpolne-opravdan-i-on-zastavlal-luedej-kotorye-slusali-i-citali-protopopa-Avvakuma-svezimi-glazami-u (400x209, 8Kb)

Вот здесь - большая тонкость литературного гения этого человека, который, употребляя вульгаризмы, даже брань

Понедельник, 18 Апреля 2016 г. 12:02 + в цитатник

Подобного рода иронический, слегка
юмористический, шаржированный, гротескный подход мы находим почти всюду в
толкованиях протопопа Аввакума. И может показаться, что у этого человека
как бы ослабел страх Божий, если он подходит к священным предметам
иронично. Нет! Вот здесь - большая тонкость литературного гения этого
человека, который, употребляя вульгаризмы, даже брань и почти сквернословие
(с нашей точки зрения, в нашем лексиконе; я этого вам не стал зачитывать),
сохраняет дистанцию. Он говорит нам о том, что это написано не про
первобытных людей: это происходит всегда, это касается всех нас, эти
священные модели вечны. Он берет в качестве образца пьяницу (а можно было
бы взять и другое) - то, что было у него перед глазами, тем более что в
Сибири, в этом климате, люди всегда пили хорошо.

Это особый подход, он прочно укрепился в мировой литературе. Мы
очень часто можем видеть подобное в современной английской, американской,
французской библеистике, особенно популярной. Мне даже приходилось читать
специальную книгу <<Юмор в Библии>>.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97987734_Vot-zdes---bolsaa-tonkost-literaturnogo-genia-etogo-celoveka-kotoryj-upotreblaa-vulgarizmy-daze-bran-i-pocti-skvernoslovie-s-nasej-tocki-zrenia-v-nasem-leksikone_-a-etogo-vam-ne-stal-za (400x209, 6Kb)

Все это настолько бессмертно, настолько передает основную модель искушения - для любого времени, - что мы

Понедельник, 18 Апреля 2016 г. 03:32 + в цитатник

Бог спрашивает: <<Где ты, Адам? Почему тебя не
вижу?>> - все так образно, как в натуре. Это сделано специально для того,
чтобы люди любой цивилизации, любого уровня, пятилетний ребенок и
семидесятилетний старик, поняли. <<Где ты, Адам?>> (помните, у Генриха Бёлля
есть такая книга: <<Где ты был, Адам?>>) - а он говорит: <<Я спрятался>>. -
<<Почему?>> - <<Я вижу, что я голый>> (у него появилось чувство стыда). -
<<Откуда ж ты узнал это? Не вкусил ли ты оттуда?>> Это момент, важный для
совести человека, когда он должен сказать: <<Да, я преступил Твою заповедь>>.
Но нет, он говорит: <<Это женщина, которую Ты мне дал, она меня соблазнила>>.
Бог спрашивает женщину: <<Как же ты вкусила от запретного?>> И она не кается,
она говорит: <<Это змей>>. И так идет цепочка. И змей тут оказывается
<<последней инстанцией>>. Все это настолько бессмертно, настолько передает
основную модель искушения - для любого времени, - что мы начинаем понимать,
почему протопоп Аввакум мог писать об этом в таких словах.

Вот Аввакум описывает драму Адама и потом говорит: <<...Оне
упиваются, а дьявол смеется в то время. Увы невоздержания, увы небрежения
Господни заповеди! Оттоле и доднесь творится так же лесть в слабоумных
человеках. Потчивают друг друга зелием нерастворенным, сиречь зеленым вином
процеженным и прочиими питии и сладкими брашны. А опосле и посмехают друг
друга, упившагося до пьяна, - слово в слово, что в раю бывает при дьяволе и
при Адаме.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97981080_Vse-eto-nastolko-bessmertno-nastolko-peredaet-osnovnuue-model-iskusenia---dla-luebogo-vremeni---cto-my-nacinaem-ponimat-pocemu-protopop-Avvakum-mog-pisat-ob-etom-v-takih-slovah. (400x209, 5Kb)

Он писал, уже находясь в ссылке, в Пустозерске, в суровейших, ужасных условиях, которые и сейчасто для людей

Понедельник, 18 Апреля 2016 г. 01:42 + в цитатник

Я хочу обратить внимание на роль Библии в его
творчестве. Он писал, уже находясь в ссылке, в Пустозерске, в суровейших,
ужасных условиях, которые и сейчас то для людей трудны, когда у нас есть и
радиосвязь, и электричество. Тогда, в конце XVII в., его сослали туда за
инакомыслие и потом казнили жестоким образом (вы, наверное, знаете, что он
был сожжен в срубе). Это был человек непреклонный.

Протопоп Аввакум писал там толкования на священные книги,
толкование на Библию, на отдельные части Ветхого и Нового Завета. У него мы
находим совершенно иной стиль, иной подход. Того величественного, немножко
византийского, благоговейно возвышенного стиля мы у него не найдем. Этот
человек пишет, как будто рубит топором, грубыми народными словами, которые
он слышал в своей нижегородской юности. Вот, скажем, он описывает драму
первого человека, Адама. Для него это не просто история, для него это
вечный архетип человека перед Богом, и в этом он прав. Сказание об Адаме,
которое обнимает всех нас, - это сказание о своеволии. Я думаю, вы все
помните, что в молитве <<Отче наш>>, единственной молитве, которую
непосредственно дал нам Господь Иисус, есть слова: <<Да будет воля Твоя>>.
Это великая молитва и великие слова. Только открывшись высшей воле, человек
осуществляет себя, осуществляет свое подлинное <<я>>. Чтобы проверить это,
человеку говорится: вот здесь красный свет! Но он говорит: да будет воля
моя! И змей, который олицетворяет все низменное и темное, сатанинское,
демоническое, говорит: можно, - вы будете как боги, владеющие добром и
злом - всем миром.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97979530_On-pisal-uze-nahodas-v-ssylke-v-Pustozerske-v-surovejsih-uzasnyh-usloviah-kotorye-i-sejcas_to-dla-luedej-trudny-kogda-u-nas-est-i-radiosvaz-i-elektricestvo. (400x209, 5Kb)

Разумеется, Владимир Мономах совсем не отрицает аскетических подвигов (аскетизм занимает очень важное место

Воскресенье, 17 Апреля 2016 г. 19:42 + в цитатник

Разумеется, Владимир Мономах совсем не
отрицает аскетических подвигов (аскетизм занимает очень важное место в
христианстве, в Евангелии), но в то же время князь уловил, сохранил
главное, что есть в Евангелии: что все таки Богу важнее милосердие к
ближнему. И ни .затворничество, ни голодание не могут быть выше, чем
действенная любовь. Это говорит нам человек XII века, повторяя слова еще
более древние, в то время как многие столетия спустя люди оказывались не в
состоянии это понять. Я вполне мог бы дать сегодняшнему человеку, скажем,
моему прихожанину, русский перевод духовной части <<Поучения Владимира
Мономаха>> как краткий компендиум православного, христианского,
евангельского учения, и практического по преимуществу. Оказывается, в
Древней Руси это умели формулировать, возвышенно и благоговейно.

А теперь мы сделаем сразу огромный скачок в истории. Мы
перейдем через эпоху феодального распада, ордынского ига, возвышения Москвы
(вы понимаете, что в одной небольшой беседе невозможно охватить всю эту
огромную тематику) и подойдем к протопопу Аввакуму, человеку XVII века.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A0%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97977615_Razumeetsa-Vladimir-Monomah-sovsem-ne-otricaet-asketiceskih-podvigov-asketizm-zanimaet-ocen-vaznoe-mesto-v-hristianstve-v-Evangelii-no-v-to-ze-vrema-knaz-ulovil-sohranil-glavnoe-cto-est (400x209, 7Kb)

Знаменитый историк религии Рудольф Отто писал о том, что человек переживает перед Богом и обычный страх, и

Воскресенье, 17 Апреля 2016 г. 18:22 + в цитатник

Слова эти взяты из Библии. Должен вам
пояснить, что в Библии есть два древнееврейских термина, которые обозначают
страх: один обозначает страх, каким человек боится грозы, молнии, дикого
зверя, а второй - это страх, каким он боится Бога. Это совсем другой страх.
Мы не должны понимать его как страх в прямом смысле слова. Это трепет, это
благоговение. Как говорил один горец в Гималаях, когда подходишь к большой
горе, то надо уметь к ней подходить. Знаменитый историк религии Рудольф
Отто писал о том, что человек переживает перед Богом и обычный страх, и
надежду, и радость, и любовь, но есть особое чувство - это внутреннее
потрясение души, это трепет; перед особой тайной, нечеловеческой тайной -
<>, чувство нуминозного (от лат. numen - божество). Вот
это есть страх Божий.

Не надо думать, что Бог - это картинка, что Бог - это
отвлеченное понятие. Вспомним прежде всего слова пророка Исайи, у которого
Господь говорит: <<Как небо далеко от земли, так и ваши мысли далеки от
Моих. Я Бог, а не человек>>. И когда мы в обыденной речи начинаем говорить о
Боге так, как будто мы говорим о соседе, или как будто мы говорим о
начальнике какого то большого общепланетного министерства: почему Он
недосмотрел там, почему недосмотрел тут, - мы забываем о страхе Божием, мы
забываем, что это Бог, а не человек, что это иноприродное начало, что это
Личность, Лицо, но совсем особое, и поэтому без благоговения, без трепета
подойти к Нему нельзя: все потускнеет, все исчезнет, Он Себя не откроет.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%97%D0%BD%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97977186_I-kogda-my-v-obydennoj-reci-nacinaem-govorit-o-Boge-tak-kak-budto-my-govorim-o-sosede-ili-kak-budto-my-govorim-o-nacalnike-kakogo_to-bolsogo-obseplanetnogo-ministerstva_-pocemu-On-nedos (400x209, 9Kb)

Скажем, баптисты от нас отделяются, потому что не признают нашего обряда.

Воскресенье, 17 Апреля 2016 г. 15:42 + в цитатник

По вопросу об обряде были сражения: в XVI в. в
Европе - Реформация, в XVII в. на Руси - раскол. И до сих пор внутри
христианства есть разделение по поводу обряда. Скажем, баптисты от нас
отделяются, потому что не признают нашего обряда. Многие, многие конфликты
внутри христианства были с этим связаны.

Для традиционного архаичного сознания и для сознания
средневекового это было еще более важным элементом. И, конечно, Древняя
Русь сначала приняла христианский обряд, а потом уже углубилась в сущность
христианства. Подобно тому, как сначала мы учим маленького ребенка налагать
на себя крестное знамение, и лишь потом он понимает глубину этого знака,
так и начинающий язычник шел от обряда.

Но что поразительно: очень скоро, так же скоро, как возникла
историософия в древнерусской летописи, библейская историософия (<<Речь
философа>>), возникает понимание того, что называют историческим
провиденциализмом, - то есть что существует нравственный миропорядок. Это
проходит красной нитью через всю летопись. И у Илариона это есть, когда он
говорит, что историческое возмездие существует. Не потому, что Бог является
жестоким карателем, а потому что есть связь, глубокая связь между событиями
и деяниями человеческими. И когда оскудевает добро, наступает экологическая
катастрофа духа. И это есть возмездие.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BA%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97976362_No-cto-porazitelno_-ocen-skoro-tak-ze-skoro-kak-voznikla-istoriosofia-v-drevnerusskoj-letopisi-biblejskaa-istoriosofia-_Rec-filosofa_-voznikaet-ponimanie-togo-cto-nazyvauet-istoriceskim (400x209, 7Kb)

Закон - это кодекс этики, закон - это принцип, правило; закон - это ограда; наконец, закон - это обряд.

Воскресенье, 17 Апреля 2016 г. 12:52 + в цитатник

В чем принципиальная разница между законом и
благодатью? Антитезу закона и благодати впервые очень остро сформулировал
апостол Павел. Я постараюсь передать вам самую суть. Закон - это кодекс
этики, закон - это принцип, правило; закон - это ограда; наконец, закон -
это обряд.

Нужен ли обряд? Да, конечно, потому что он выражает наше
духовное состояние. Нужна ли ограда? Да, потому что она формирует
человеческое общество и самого человека. Нужны ли кодексы: не нарушай, не
убивай, не кради и так далее? Да, конечно. Так мы поступаем с ребенком,
когда начинаем его учить. Мы ему сначала говорим, чего не следует делать.
Мы учим его обуздывать себя, мы говорим: нет! Начинать приходится
преимущественно с негативных моментов.

А что такое благодать? Это уже возможность для человека
воспринять божественную силу, которая будет помогать ему позитивно
преобразовывать свою личность.

Закон как бы сажает человека на цепь, чтобы он не ушел далеко.
Благодать открывает человеку свободу, чтобы он нашел силу в своем
внутреннем мире; не во внешних <<прельщениях>>, как говорили в старину, а
изнутри. Чтобы любовь к человеку, самоотвержение, правда - все то, что
является для нас главным в жизни, - осуществлялись не под давлением
какого то кодекса, в который мы заглядываем со страхом, как в уголовный
кодекс, а изнутри. Кстати сказать, уголовный кодекс имеет к этому прямое
отношение. Я много раз беседовал с представителями правоохранительных
органов, милиции, и спрашивал: сильно ли действует на преступников
ужесточение наказания? Ни один не сказал, что да. Все они говорили, что,
если есть у человека совесть, тогда что то получается. Но как ни пугай их
всеми мерами, в том числе и высшими, если нет ничего внутри, если не
действует благодать, никакой закон, даже уголовный, не помогает. Это
реальный психологический и исторический факт.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%97%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97975134_Ctoby-luebov-k-celoveku-samootverzenie-pravda---vse-to-cto-avlaetsa-dla-nas-glavnym-v-zizni---osusestvlalis-ne-pod-davleniem-kakogo_to-kodeksa-v-kotoryj-my-zagladyvaem-so-strahom-kak-v- (400x209, 6Kb)

Альбигойцы захватили почти всю южную Францию, захватили в прямом смысле слова: то есть к этой доктрине склонились

Воскресенье, 17 Апреля 2016 г. 11:02 + в цитатник

Эта идея пришла из Ирана, из древней
персидской религии Заратустры. В истории религии ее называют <<радикальный
идеализм>>. Ее усвоили гностики, манихеи. Несмотря на то, что манихейство
преследовалось и христианами, и последователями других религий, оно
неудержимо распространялось. В Европе манихеи назывались альбигойцами или
катарами. Наверное, многие из вас помнят со школьной скамьи знаменитые
Альбигойские войны, которые бушевали во Франции именно в это время, в XII-
XIII вв. Альбигойцы захватили почти всю южную Францию, захватили в прямом
смысле слова: то есть к этой доктрине склонились могущественные феодалы, у
которых были замки, войско, и шла война.

В России источником дуализма была соседняя Болгария. Там это
учение называлось богомильством. Богомильская литература очень быстро
проникала на Русь, и не всегда люди, особенно не богословы, могли отличить
книги подлинно церковные от этих еретических книг.

Может показаться, что митрополит Иларион, когда он писал о
резком противопоставлении старого закона и новой благодати, находился под
влиянием богомильской ереси. Но это не так. Это очень сложное произведение,
очень трудно толкуемое с богословской точки зрения, причем автор
подчеркивает: <<Я же пишу не неграмотным, не детям, а людям, которые в этом
разбираются>>. Значит, у него уже тогда была изощренная богословская
аудитория, для которой он мог написать такую сложную и спорную вещь. Для
того чтобы отклонить мысль о том, что он разделяет ересь богомилов (или
катаров, или альбигойцев) о двух заветах - завете дьявольском и завете
Бога, Иларион начинает с такой преамбулы: <<Благословен Господь Бог
Израилев, Бог христианский, за то, что посетил и дал избавление людям
Своим>>. То есть Бог Ветхого Завета для него тождествен Богу Нового, и здесь
не может быть никаких сомнений. <<Кто еще велик, как наш Бог? Он один,
творящий чудеса, установил закон, предваряющий истину и благодать, чтобы в
нем пребывало человеческое естество, от многобожия языческого отходящее к
вере в единого Бога; чтобы человечество, как сосуд скверный, но омытый,
словно водою, законом и обрезанием, восприняло молоко благодати и крещения.
Ибо закон предтечей был и слугой благодати и истины>>.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%90%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97974357_On-odin-tvorasij-cudesa-ustanovil-zakon-predvarauesij-istinu-i-blagodat-ctoby-v-nem-prebyvalo-celoveceskoe-estestvo-ot-mnogobozia-azyceskogo-othodasee-k-vere-v-edinogo-Boga_-ctoby-celov (400x209, 7Kb)

Значительную часть этических принципов христианства мы найдем у стоиков, в буддизме, в Ветхом Завете.

Воскресенье, 17 Апреля 2016 г. 08:22 + в цитатник

Что же произошло в двух мирах, прошлом и
новом, что нового принесло христианство? Для некоторых людей сегодня - это
мысль о какой то иной морали. Нет, это не совсем верно. Значительную часть
этических принципов христианства мы найдем у стоиков, в буддизме, в Ветхом
Завете. В чем же тут особенность, почему - два мира? Над этим размышляет
еще один древнерусский писатель той же эпохи, знаменитый Иларион.

Знаменитый, но неведомый. Человек, о котором мы очень мало
знаем. Первый из русских, назначенный митрополитом Киевским по желанию
князя Ярослава Мудрого - обычно митрополиты назначались из Византии и были
греками; и вот, собрались у князя духовные лица - высшая иерархия - и
провозгласили, очевидно, независимо от Константинополя, этого человека
митрополитом. <<Муж книжный>>, <<честной постник>>, образованный человек.

Мы очень мало о нем знаем. До сих пор неточно атрибутированы
его произведения. В XIX в. профессор нашей Духовной академии прот.
Александр Васильевич Горский сумел доказать, что <<Слово о законе и
благодати>> принадлежит ему. Оно включает в себя также и исповедание веры и
молитву.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%97%D0%BD%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97973150_Pervyj-iz-russkih-naznacennyj-mitropolitom-Kievskim-po-zelaniue-knaza-Aroslava-Mudrogo---obycno-mitropolity-naznacalis-iz-Vizantii-i-byli-grekami_-i-vot-sobralis-u-knaza-duhovnye-lica-- (400x209, 7Kb)

Даже в тех регионах, где климат сезонно не очень колеблется, двигались светила, утром всходило солнце, вечером

Воскресенье, 17 Апреля 2016 г. 08:12 + в цитатник

Почему так было? Потому что человек
ориентировался в древности на природу, а в природе нет вектора. В природе
все вращается, все приходит на круги своя. Вот сейчас желтеют осенние
листья, но мы с вами знаем, что приближаются зимние холода, потом будет
опять весна, потом опять лето - и так вновь и вновь. И древний человек
видел это неизменно, почти в любом поясе Земли. Даже в тех регионах, где
климат сезонно не очень колеблется, двигались светила, утром всходило
солнце, вечером оно обязательно садилось, менялись фазы Луны - все было
статичным или вращалось по кругу. И поэтому весь мир естественно
воспринимал бытие на Земле как статическую картину. И только Библия
пробивает здесь брешь. Не потому, что ее писали какие то особые философы,
которые додумались до иной модели - так сказать было бы неверно. Они
приняли это как Откровение, как прорыв чего то иного, что даже им самим
было не очень понятно. Но уже усвоив и приняв эту концепцию, они пронизали
ею все дальнейшие Книги, и можно сказать, что от Бытия до Апокалипсиса
Библия разворачивается как великая историческая поэма. Поэтому <<Речь
философа>> - это не афоризмы, не какие то статичные догматы, а эпос,
рассказ, сюжет. Творение мира - благость Божия. Противление человека,
который благодаря своей свободе может повернуться к Богу спиной,
катастрофы, которые этим порождаются. Постепенно Бог выводит человека из
этой темноты и ведет его к явлению света. Откровение, данное Аврааму.
Авраам еще ничего не знает, он не знает, что произойдет. Он только призван
на какое то таинственное дело. Но именно потому, что он верит Богу, он идет
и закладывает основание ветхозаветной Церкви. Это великая фигура, которая
потрясала людей многие столетия. Авраам пошел в неведомое, но он знал, что
есть какая то цель. И история Ветхого Завета становится подготовкой к
явлению. Христа.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97972965_Daze-v-teh-regionah-gde-klimat-sezonno-ne-ocen-kolebletsa-dvigalis-svetila-utrom-vshodilo-solnce-vecerom-ono-obazatelno-sadilos-menalis-fazy-Luny---vse-bylo-staticnym-ili-vrasalos-po-kr (400x209, 6Kb)

Я рекомендую каждому из вас найти - она у нас издавалась неоднократно, она вошла и

Воскресенье, 17 Апреля 2016 г. 04:02 + в цитатник

Я рекомендую каждому из вас найти <<Повесть
временных лет>> - она у нас издавалась неоднократно, она вошла и в сборник
Библиотеки всемирной литературы, и в серию, издающуюся под редакцией Д. С.
Лихачева, и во многие другие издания, - и прочесть там <<Речь философа>>
перед князем Владимиром. Конечно, эта речь изложена не философским языком.
Это картина, более того, я бы сказал, что это икона истории: там все слегка
упрощено, но это то, что западает в душу, которая начинает искать истину.

В чем же тут смысл? Для древних греков, для древних индийцев,
для многих языческих народов истина была великой тайной, и остается таковой
поныне: это тайна, которая скрыта за миром явлений. Но Библия открывает нам
нечто иное: что история имеет священное значение для человека, что история
есть то лоно, в котором замыслы Божии осуществляются.

Поэтому она не безразлична, не маловажна, не есть что то
преходящее. Она - то пространство, где осуществляется великий диалог между
человеком и его Творцом.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AF-%D1%80...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97971750_A-rekomenduue-kazdomu-iz-vas-najti-_Povest-vremennyh-let_---ona-u-nas-izdavalas-neodnokratno-ona-vosla-i-v-sbornik-Biblioteki-vsemirnoj-literatury-i-v-seriue-izdauesuuesa-pod-redakciej- (400x209, 6Kb)

Там говорится и о самом принципиальном - основании мира: Бог творит мир в течение определенного периода; Бог

Суббота, 16 Апреля 2016 г. 23:12 + в цитатник

Надо было уже владеть немалым литературным
мастерством, чтобы огромный эпос Библии изложить на двух трех страницах.
Там говорится и о самом принципиальном - основании мира: Бог творит мир в
течение определенного периода; Бог создает человеческий род; Бог создает
его как кровное единство.

Заметим, что <<Повесть временных лет>> начинает свою историю не
просто с какого либо события отечественной истории, а начинает с
библейского родословия народов. В десятой главе Книги Бытия, первой книги
Библии, вы найдете скучную для непосвященного таблицу, где перечисляются
различные народы, преимущественно Древнего Востока и Средиземноморья. Зачем
в священной, религиозной книге мы видим эти бесчисленные, причудливые для
нас имена, названия племен, колен, городов, народов? А это особый прием,
свойственный языку Библии: это знак, сигнал о том, что человечество есть
одна целостная семья и что группы народов, которые здесь перечисляются,
происходят от трех братьев - Сима, Хама и Иафета. И дальше библейские
авторы перечисляют множество народов, которые потом входят в пролог
<<Повести временных лет>>.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97966193_A-eto-osobyj-priem-svojstvennyj-azyku-Biblii_-eto-znak-signal-o-tom-cto-celovecestvo-est-odna-celostnaa-sema-i-cto-gruppy-narodov-kotorye-zdes-perecislauetsa-proishodat-ot-treh-bratev-- (400x209, 6Kb)

Приход ее означал вхождение в сознание людей целого мира веры, надежд, идей, культурных горизонтов, исторических

Суббота, 16 Апреля 2016 г. 21:22 + в цитатник

Мы не знаем в точности, кто были переводчики.
Кирилл и Мефодий начали это дело. Вернее, Кирилл начал, после его кончины
Мефодий продолжил, а потом неведомые нам труженики продолжали эту работу. И
поэтому в Х в. уже существовала почти полная славянская Библия. Приход ее
означал вхождение в сознание людей целого мира веры, надежд, идей,
культурных горизонтов, исторических перспектив и воззрений. И естественно
это не могло остаться без последствий для развития литературы.

Распространение Библии было особенно важно в связи с тем, что
крещение киевлян произошло сравнительно быстро - это была ломка. От первых
рассеянных по Киевской державе небольших групп христиан до торжественного
крещения жителей Киева при Владимире процесс происходил подспудно,
постепенно, но потом он стал набирать необычайную скорость. Очень скоро
после крещения Руси, при Ярославе Мудром, в Киеве уже стоит собор, который
может соперничать с лучшими соборами Восточной Европы. Уже есть огромная
библиотека, есть множество книжных людей, идет интенсивная культурная
работа. Это произошло на протяжении жизни двух поколений. И такая
стремительность обязательно требовала Книги, писаного слова.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97965389_Ot-pervyh-rasseannyh-po-Kievskoj-derzave-nebolsih-grupp-hristian-do-torzestvennogo-kresenia-zitelej-Kieva-pri-Vladimire-process-proishodil-podspudno-postepenno-no-potom-on-stal-nabirat- (400x209, 6Kb)

Здесь нет никаких секретов, а есть только бесконечное приближение к прекрасному, священному, божественному,

Суббота, 16 Апреля 2016 г. 14:12 + в цитатник

Естественно, человек может быть более
продвинутым или менее продвинутым. Но нет людей, для которых истина была бы
закрыта полностью. Поэтому все то, что в Евангелии кажется нам тайной, рано
или поздно, если мы будем двигаться по его пути, станет ясным. Здесь нет
никаких секретов, а есть только бесконечное приближение к прекрасному,
священному, божественному, воплощенному в нашем земном, человеческом - в
подлинной евангельской литературе, в душах евангелистов, в том, как мы
встречаемся с ними, а через них - с Тем, Кто изображен в Евангелии.



Библия и древнерусская литература



Сегодня мы начнем разговор о Священном Писании в русской
литературе. Вы знаете, что вместе с христианством во время процесса
крещения Руси на нашу землю пришла и великая Книга, которую обычно называют
Книгой Книг. Это было очень важное событие, потому что на Руси уже в первое
десятилетие после крещения было немало грамотных людей. Распространение
духовности не могло идти только через устное слово и через внешний символ.
Нужна была книга. И вот эта Книга пришла.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%97%D0%B4%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97962674_Zdes-net-nikakih-sekretov-a-est-tolko-beskonecnoe-priblizenie-k-prekrasnomu-svasennomu-bozestvennomu-voplosennomu-v-nasem-zemnom-celoveceskom---v-podlinnoj-evangelskoj-literature-v-dusa (400x209, 7Kb)

люди Ветхого Завета стремились сохранить свою святыню перед лицом наступающей цивилизации эллинизма, до того

Суббота, 16 Апреля 2016 г. 03:02 + в цитатник

Сегодня мы можем сказать, что апокрифическая
литература является ярким и интересным, волнующим эпизодом в истории духа.
От тех древних битв, когда за 170 лет до Р. X. люди Ветхого Завета
стремились сохранить свою святыню перед лицом наступающей цивилизации
эллинизма, до того периода, когда соблазны дуализма, спиритуализма пытались
проникнуть в недра христианства и увести его со столбовой дороги, - все эти
духовные столкновения, духовные поиски, духовные проблемы так или иначе
были отображены в апокрифической литературе.

Я еще раз подчеркиваю, что апокрифы, созданные уже сознательно
в новое время, я здесь не упоминаю. Я буду говорить о них тогда, когда мы
будем касаться XIX и XX веков. Я говорю сегодня о древних апокрифах. Они
есть создание культуры. Они отражают только сознание, поиски, фантазию
людей. И когда мы ставим их рядом с каноническими Евангелиями, мы видим,
что в этих апокрифических Евангелиях есть и история, и авторские
особенности, и элементы авторского воображения, и язык. Но они -
несравнимы. Ибо в отличие от апокрифов, которые отразили историю
человечества, настоящие четыре Евангелия отразили Христа, отразили
Богочеловека, отразили тот свет, который идет от Него. И поэтому они
оказались настолько непохожими, настолько превосходили всю ту литературу,
которая как бы копошилась вокруг них. Они подлинны! Гете говорил, что для
него Евангелие подлинно потому, что в нем, как солнце, светит образ Христа.
В апокрифах он так не светит, или свет этот очень приглушенный, очень
затемненный.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D1%8E%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97953862_luedi-Vethogo-Zaveta-stremilis-sohranit-svoue-svatynue-pered-licom-nastupauesej-civilizacii-ellinizma-do-togo-perioda-kogda-soblazny-dualizma-spiritualizma-pytalis-proniknut-v-nedra-hri (400x209, 8Kb)

И чтобы это доказать, Маркион просто отрезал первые две главы Евангелия от Луки и начал с третьей, с таких

Пятница, 15 Апреля 2016 г. 23:13 + в цитатник

Конечно, многое создавалось не просто от
графоманского зуда или от желания беллетризировать ситуацию, как то
представить ее более конкретно. Были и глубокие идейные мотивы. В то время,
в конце I - начале II вв., в христианстве и вокруг христианства появились
многочисленные гностические теософские учения. Их обобщала, соединяла, при
всей их разнообразости, одна идея: что материя, плоть, природа, мир - это
все от дьявола. От Бога только Дух, и вот гностики (они называли себя
гностиками, <<знающими>>) и начали перекраивать и переписывать Евангелия
заново, на свой лад. В древнейших апокрифических Евангелиях Страстей мы
читаем, что Христос страдал на кресте, но это только казалось - потому что
Он не страдал. У Него не было плоти, это только казалось! И вообще, говорил
один из гностиков II в., Маркион, Он не рождался, как рождаются все дети:
Он просто сошел с неба в город Капернаум в 15 й год правления Тиберия. И
чтобы это доказать, Маркион просто отрезал первые две главы Евангелия от
Луки и начал с третьей, с таких слов: <<В пятнадцатый же год правления
Тиверия кесаря вышел Иисус...>> Значит, не надо плоти, не надо жизни, не надо
истории, не надо предыстории, не надо Ветхого Завета, а только проповедь
Духа - Духа, Который себя потерял, блуждая в материи, и надо вернуть его
обратно. И вот этот гностический Христос с призрачной плотью, с призрачным
страданием, который пришел в мир только для того чтобы открыть людям, что в
этом мире вообще не стоит жить, а лучше как можно скорее его покинуть через
духовное созерцание, - Он то и является главным героем большинства
апокрифических Евангелий.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98-%D1%87...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97953274_I-ctoby-eto-dokazat-Markion-prosto-otrezal-pervye-dve-glavy-Evangelia-ot-Luki-i-nacal-s-tretej-s-takih-slov_-_V-patnadcatyj-ze-god-pravlenia-Tiveria-kesara-vysel-Iisus..._-Znacit-ne-nado- (400x209, 8Kb)

Известный русский писатель Дмитрий Сергеевич Мережковский, автор нашумевшей трилогии ,

Пятница, 15 Апреля 2016 г. 20:02 + в цитатник

Известный русский писатель Дмитрий Сергеевич
Мережковский, автор нашумевшей трилогии <<Христос и Антихрист>>, знаменитой
работы <<Лев Толстой и Достоевский>> , человек, сочинения которого перед
революцией насчитывали уже свыше двадцати томов, к сожалению, на долгое
время спрятанный от нашего читателя (а сейчас, я надеюсь, он снова вернется
в нашу литературу), в начале 30 х гг. написал большую книгу о жизни Христа
<<Иисус Неизвестный>>. Он тщательнейшим образом (а это был человек огромной
культуры и знаний) исследовал эти изречения Христа из апокрифических
Евангелий и пытался сделать что то неведомое. <<Иисус Неизвестный>> - это как
бы новое лицо Христа через апокрифы. (Надеюсь, мы с вами еще доживем до
того времени, когда многие из вас смогут прочесть эту книгу. Она издана в
Белграде в 1932 г. очень небольшим тиражом и больше не переиздавалась.).

Попытка не удалась. Не удалась она потому, что наши четыре
канонических Евангелия бесконечно, я бы сказал, абсолютно превосходят всю
апокрифическую литературу вместе взятую. Какой литературный вкус, какое
критическое чутье, какие научные данные могли руководить церковным
сознанием того времени? Ничего этого не было! А было действие Духа, который
безошибочно подсказал им, что является бессмертным.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%B7%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97952109_Izvestnyj-russkij-pisatel-Dmitrij-Sergeevic-Merezkovskij-avtor-nasumevsej-trilogii-_Hristos-i-Antihrist_-znamenitoj-raboty-_Lev-Tolstoj-i-Dostoevskij_-celovek-socinenia-kotorogo-pered-r (400x209, 9Kb)


Поиск сообщений в septitajs
Страницы: 160 ... 100 99 [98] 97 96 ..
.. 1 Календарь