-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в septitajs

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3200


Что, если брак рассматривается только как некое социальное явление, или юридический договор о собственнических

Четверг, 31 Марта 2016 г. 01:02 + в цитатник

Но что, если такое совершенствование невозможно и,
более того, нежелательно для брачной пары? Что, если брак рассматривается
только как некое социальное явление, или юридический договор о
собственнических правах, или как способ регуляции сексуальных отношений?

Эти проблемы священник разрешает всякий раз, когда он сталкивается с
брачными парами, отношение которых к Церкви является чисто периферийным. В
такой ситуации священник должен объяснить им сущность христианского брака,
всякий раз ставя вопрос: не лучше ли ограничиться в данном случае
гражданской церемонией, не вступая в церковный брак без понимания или
согласия с его истинным значением. Вдвойне острым становится этот вопрос в
связи со смешанными браками.


Смешанные браки

Официальным условием церковного брака является союз веры - то есть
принадлежность супругов к Православной Церкви. Определения Лаодикийского
(правило 10 и 31), Карфагенского (правило 21), Четвертого и Шестого
Вселенских Соборов (Халкидонский, правило 14, "Пятошестой", правило 72)
запрещают браки между православными и неправославными и предписывают
расторгать такие браки, если они зарегистрированы гражданскими властями.

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A7%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


В настоящее время, конечно, нет необходимости точно следовать тем правилам, которые основываются на социальных

Среда, 30 Марта 2016 г. 22:32 + в цитатник

В настоящее время, конечно, нет необходимости точно
следовать тем правилам, которые основываются на социальных и юридических
отношениях прошлого и не соответствуют никаким богословским или духовным
ценностям. Единственное пастырское соображение, которым не следует
пренебрегать, - это генетический риск, содержащийся в единокровных браках.

Еще более поразительными являются положения Кодекса Юстиниана (V,
4), одобренные Шестым Вселенским Собором. Они юридически
уравнивают "духовные" связи, созданные восприемничеством при крещении, с
кровным родством. Так, 53-е правило Пятошестого Собора запрещает не только
браки между восприемниками и их крестниками, но и, что особенно
подчеркивается, между крестным отцом и родной матерью новокрещеного ребенка
(если она овдовеет). Цель этого правила, возможно, защитить ту особую
ответственность крестных родителей, которую они должны чувствовать за
воспитание своего крестника в истинно христианском духе, без примеси каких
бы то ни было материальных аспектов.

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%BD...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97783745_Cel-etogo-pravila-vozmozno-zasitit-tu-osobuue-otvetstvennost-krestnyh-roditelej-kotoruue-oni-dolzny-cuvstvovat-za-vospitanie-svoego-krestnika-v-istinno-hristianskom-duhe-bez-primesi-kak (400x209, 9Kb)

Кодекс императора Юстиниана, снисходительно принятый Церковью, определял нижний предел брачного возраста для

Среда, 30 Марта 2016 г. 19:12 + в цитатник

Если защита свободы выбора в брачном решении
является совершенно оправданной, то другие установления древних канонов и
христианских императоров могут быть оправданы лишь общественными,
юридическими или психологическими условиями прошлого. Если, например.
Кодекс императора Юстиниана, снисходительно принятый Церковью, определял
нижний предел брачного возраста для мужчины и женщины в 14 и 12 лет
соответственно, то следует признать, что повышение возрастной границы,
происходящее в законодательстве современных цивилизованных стран, можно
признать более близким к христианскому идеалу брака. Самая либеральная в
этих вопросах византийская юридическая и каноническая традиция покажется
чрезмерно строгой, если мы узнаем, какие дальние семейные связи или родство
рассматривались как препятствие к браку.

У иудеев браки между близкими родственниками, даже двоюродными, не
только допускались, но и поощрялись; римский закон запрещал брак между
представителями разных поколений (например, дяди с племянницей), но не
препятствовал браку двоюродных родственников. В отличие от других религий,
христианство начало с весьма строгого ограничения браков не только между
близкими кровными родственниками, но также и между родственниками по мужу
или жене. Таким образом, последующие декреты императоров Феодосия и
Юстиниана, а также определения Шестого ("Пятошестого") Вселенского Собора
постановили, что тот, "кто женится на дочери своего отца (сводной сестре);
или отец, или сын на матери и дочери; или отец и сын на девицах, которые
являются сестрами; или мать и дочь на двух братьях; или два брата на двух
сестрах - все они подпадают под правило семилетнего отлучения,
предусматривающее публичный отказ от этой противозаконной связи" (правило
54).

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


Земные нужды "ветхого человека" могут быть рассмотрены и даже приняты во внимание, и - как меньшее из зол

Среда, 30 Марта 2016 г. 09:12 + в цитатник

Установление возможности трех браков для
христианина не могло, очевидно, иметь какого-либо богословского
обоснования. Это установление носит чисто дисциплинарный характер и
определяется "икономией", которая вовсе не является, как нередко ошибочно
думают, широкой дверью к бесчисленным компромиссам. Это действительно
положительная христианская дисциплина. Земные нужды "ветхого человека"
могут быть рассмотрены и даже приняты во внимание, и - как меньшее из зол -
удовлетворены; но само человеческое спасение требует от человека умения
преодолевать уже в мире сем все то, что не имеет отношения к Царству Божию.


Условия вступления в брак

Христианский брак по существу своему является слиянием двух
личностей в любви, любви человеческой, которая посредством таинственной
благодати Святого Духа может быть преобразована в вечные узы, не нарушаемые
даже смертью. Но это сакраментальное преображение нисколько не подавляет
человеческой природы, всего комплекса эмоций, поступков, приятных или
неприятных моментов, связанных с браком: знакомство, встречи, ухаживание,
решимость вступить в брак, и, наконец, совместная жизнь с налагаемой ею
нелегкой ответственностью, -все это остается и в жизни христианина.
Новозаветное учение о браке отражает конкретное человеческое бытие, которое
не только вверено Иисусу, но живет и действует в условиях земного мира. Те
брачные правила и установления, которые предлагались и до сих пор
предлагаются христианам, имеют целью защитить и сохранить это значение
брака в конкретных условиях человеческой жизни. Эти правила не есть
конечная цель сама по себе, так как иначе они заменили бы любовь; их цель -
защитить как божественную, так и человеческую стороны брака от последствий
грехопадения.

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%97%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97778961_No-eto-sakramentalnoe-preobrazenie-niskolko-ne-podavlaet-celoveceskoj-prirody-vsego-kompleksa-emocij-postupkov-priatnyh-ili-nepriatnyh-momentov-svazannyh-s-brakom_-znakomstvo-vstreci-uh (400x209, 10Kb)

Только после отделения брачного обряда от Литургии Церковь стала проявлять большую снисходительность ко вторым

Среда, 30 Марта 2016 г. 07:52 + в цитатник

Только после отделения брачного обряда от Литургии
Церковь стала проявлять большую снисходительность ко вторым и третьим
бракам, оставив в силе вышеупомянутое правило относительно причастия.
В "Канонических ответах" митрополита Ираклийского Никиты мы читаем: "Строго
говоря, на тех, кто вступал в брак вторично, венцы не возлагались, но
Великая Церковь (т. е. Константинопольская) обычно этих определений не
придерживалась; она терпимо относилась к тому, что брачные венцы
возлагались на главы таких пар... Они, тем не менее, должны были
воздержаться от принятия Святых Тайн в течение двух лет".

В нашем современном требнике "Последование о двоебрачных" во многом
отличается от обычного чина. Это не более чем краткое изложение обручения,
которое не начинается обычным возглашением "Благословенно Царство..."
(указывающим на связь брака и Евхаристии). Обычные молитвы заменены другими
- покаянного характера: "Господи Иисусе Христе, Слове Божий, вознесыйся на
честном и животворящем Кресте и еже на ны рукописание растерзавый и насилия
диаволя избавлей нас, очисти беззакония рабов Твоих: зане зноя и тяготы
дневныя и плотского разжения не могуще понести, во второе брака общение
сходятся: яко же законоположил еси сосудом избрания Твоего Павлом
Апостолом, рекий нас ради смиренных: лучше есть о Господне посягати, нежели
разжизатися." [13]

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


Мужчина или женщина имеют, в виде исключения, возможность вступить во второй брак во Христе, если их первый

Среда, 30 Марта 2016 г. 05:42 + в цитатник

Количество браков

Мы уже говорили, что непрерывная каноническая и литургическая
традиция Церкви утверждает: второй брак совершенно непозволителен для
христианина; он только терпим по снисходительности к человеческой слабости
(1 Кор. 7, 9). Мужчина или женщина имеют, в виде исключения, возможность
вступить во второй брак во Христе, если их первый союз был ошибкой (так как
даже церковное благословение не всегда может магически исправить ошибку
человека).

Святой Василий Великий в своем четвертом правиле говорит, что
вступающие во второй брак после смерти жены или развода должны понести
епитимию - то есть быть отлучены от причастия - на срок от одного до двух
лет. Третий брак влечет за собой епитимию на три, четыре и даже на пять
лет. "Таковой брак, - пишет святой Василий, - мы не рассматриваем в
качестве брака, но многоженства или, скорее, блуда, который требует
наложения епитимий" (там же).

Ясно, что христианский брак, во времена святого Василия
совершавшийся через Евхаристию, не мог быть так заключен в случае отлучения
от причастия, и потому вторые и третьи браки были только гражданскими
соглашениями. Лишь после годичной епитимий брачные пары допускались в число
верных к участию в причащении, а их брак признавался христианским.

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D1%83%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97777310_Kolicestvo-brakov-My-uze-govorili-cto-nepreryvnaa-kanoniceskaa-i-liturgiceskaa-tradicia-Cerkvi-utverzdaet_-vtoroj-brak-soversenno-nepozvolitelen-dla-hristianina_-on-tolko-terpim-po-snis (400x209, 9Kb)

Он начинается, как и Литургия, возгласом "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа" и включает в себя

Среда, 30 Марта 2016 г. 03:52 + в цитатник

Если брачные пары не были "достойны", т. е. когда
брак не соответствовал церковным канонам, они допускались не к таинству, а
лишь к чаше вина, благословенной священником. Этот обычай, схожий с
раздачей благословенного хлеба или антидора после литургии "недостойным
причаститься", стал повсеместным и бытует до сих пор. Но даже наш
современный обряд сохраняет некоторые особенности, свидетельствующие о его
первоначальной связи с Евхаристией. Он начинается, как и Литургия,
возгласом "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа" и включает в
себя приобщение к общей Чаше, предваряющееся пением молитвы Господней, как
перед причастием на Литургии.

Каноническая и обрядовая традиции Церкви отразили и тот факт, что
Евхаристия является "истинной печатью" брака. Брак, заключенный до
крещения, т. е. вне связи с Литургией, не имеет сакраментального значения
[12]. Отсюда новокрещеный мог вступить в повторный брак с христианкой, и
тогда только он рассматривался как потенциальный кандидат для возведения в
священный сан, причем этот повторный брак рассматривался в данном случае
как первый (Апостольское правило 17). С другой стороны, как говорилось
выше, нехристианская пара, принятая в Церковь через крещение, миропомазание
и причащение, не проходила через повторную брачную церемонию; общее участие
супругов в Евхаристии являлось христианским восполнением "естественного"
брака, заключенного вне Церкви. Связь между браком и Евхаристией должна
быть - а это не так трудно - восстановлена в наши дни. Не является ли такой
путь наилучшим для Церкви, желающей показать своим чадам истинное значение
того таинства, в котором они участвуют?

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97777090_S-drugoj-storony-kak-govorilos-vyse-nehristianskaa-para-prinataa-v-Cerkov-cerez-kresenie-miropomazanie-i-pricasenie-ne-prohodila-cerez-povtornuue-bracnuue-ceremoniue_-obsee-ucastie-supr (400x209, 10Kb)

При сложившихся обстоятельствах - укрепления юридического значения церковного брака и ослабления связи между

Среда, 30 Марта 2016 г. 03:42 + в цитатник

Но был компромисс, на который Церковь не могла
пойти ни при каких обстоятельствах: это умаление святости Евхаристии.
Церковь, к примеру, не могла допустить к Святому Причастию неправославного
или же брачную пару, вступающую во второй брак. Это приводило к
необходимости нового брачного обряда, независимого от Евхаристии. При
сложившихся обстоятельствах - укрепления юридического значения церковного
брака и ослабления связи между ним и Евхаристией - создание такого обряда
сделалось вполне реальным.

Однако даже "Новелла" императора Льва VI оказалась не в состоянии
запретить определенной категории христиан вступать в брак посредством
обряда чисто литургического характера, т. е. через Евхаристию, без
совершения особого (часто очень дорогого) обряда венчания. Новый закон не
касался рабов, то есть более половины населения империи. Это противоречие
между брачным законодательством для рабов и для свободных было устранено
императором Алексеем I Комниным (1081-1118), который издал другой закон,
делавший венчание юридической обязанностью и для рабов.

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97777052_Eto-protivorecie-mezdu-bracnym-zakonodatelstvom-dla-rabov-i-dla-svobodnyh-bylo-ustraneno-imperatorom-Alekseem-I-Komninym-1081-1118-kotoryj-izdal-drugoj-zakon-delavsij-vencanie-ueridices (400x209, 9Kb)

Чем же была вызвана эта перемена, основательно видоизменившая если не смысл брака, то по крайней мере понимание

Вторник, 29 Марта 2016 г. 22:32 + в цитатник

Решительный шаг в этом направлении был сделан в
начале Х века и совпал с появлением независимого от Евхаристии обряда
венчания. Чем же была вызвана эта перемена, основательно видоизменившая
если не смысл брака, то по крайней мере понимание этого смысла огромным
большинством верующих?

Ответ легко найти в том же императорском указе, который провозглашал
это изменение. В своей 89-й новелле византийский император Лев VI (912 г.)
впервые подверг критике предыдущее законодательство за то, что такие
юридические акты, как усыновление и брак, считались чисто гражданскими
процедурами. Он провозгласил, что оба этих акта, поскольку они совершаются
не рабами, а свободными людьми, должны санкционироваться посредством
определенной церковной церемонии. Брак, не получивший благословения
Церкви, "не будет считаться браком", а станет незаконным конкубинатом [8].

Некоторые аспекты этого указа заслуживают особого внимания:
например, параллель между браком и усыновлением [9], а также исключение
рабов из сферы действия нового закона. Но наибольшая путаница заключалась в
том, что Церковь облекалась ответственностью за юридическое оформление
брака. Несмотря на очень тесные отношения Церкви и государства,
существовавшие в ту эпоху во всех христианских странах, такая
ответственность была не совсем обычной для Церкви. Перемена была
неожиданной. До императора Льва VI любой гражданин мог вступать в брак, не
одобряемый Церковью (второй или третий, смешанный и т.п.), не выходя при
этом из рамок закона. Если он был христианин, то подобный поступок навлекал
на него епитимию и отлучение (о чем ниже), но перед гражданским законом он
оставался невиновным. По новому закону Льва VI Церковь должна была
придавать юридический статус всем бракам, в том числе и противоречащим
христианским нормам. Конечно, теоретически новая обстановка давала Церкви
возможность совершенствовать нравственность граждан, но практически эта
нравственность была настолько далека от совершенства, что Церковь вынуждена
была [29] не только благословлять браки, некоторые она смотрела
неодобрительно, но и допускать разводы. Это привело к частичному стиранию
различий между "мирским" и "священным", между падшим человеческим обществом
и Царством Божиим, между браком как контрактом и бракомтаинством.

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A7%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97775916_Konecno-teoreticeski-novaa-obstanovka-davala-Cerkvi-vozmoznost-soversenstvovat-nravstvennost-grazdan-no-prakticeski-eta-nravstvennost-byla-nastolko-daleka-ot-soversenstva-cto-Cerkov-vyn (400x209, 10Kb)

Обычно христианская пара после регистрации гражданского брака принимала участие в Евхаристии, и приобщение

Вторник, 29 Марта 2016 г. 16:42 + в цитатник

Венчание

До IX столетия Церковь не знала обряда бракосочетания, независимого
от Евхаристии на литургии [6]. Обычно христианская пара после регистрации
гражданского брака принимала участие в Евхаристии, и приобщение Святых
Тайн, согласно Тертуллиану, было печатью брака, которая включала в себя всю
меру христианской ответственности, о которой мы говорили выше.

Однако начиная с IV века у восточных христианских авторов находим
упоминания о торжественном обряде, сопровождающем это таинство. Согласно
святому Иоанну Златоусту, венцы символизировали победу над страстями, так
как христианский брак заключался не "по плоти" только, но был таинством
вечной жизни, таинством для вечности. В послании святого Феодора Студита
(828 г.) мы читаем, что венчание сопровождалось краткой молитвой епископа
или священника "пред всем народом" за воскресной Литургией. Святой Феодор
приводит следующий текст молитвы: Сам, о Владыко, ниспосли руку Твою от
жилища Святаго Твоего и соедини Твоих рабов и создание Твое. Ниспосли им
Твое единое сочетание умов; венчай их в плоть едину; сотвори их брак
честен; сохрани их ложе неоскверненным; благоволи, чтобы их совместная
жизнь была безупречной (Письма, 1, 22, Р. 99, кол. 973). Литургические
книги этой эпохи (например, известный "Кодекс Барберини") содержат
несколько кратких молитв, подобных вышеприведенной. Все они предназначались
для чтения во время литургии [7].

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%B1%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97773934_Obycno-hristianskaa-para-posle-registracii-grazdanskogo-braka-prinimala-ucastie-v-Evharistii-i-priobsenie-Svatyh-Tajn-soglasno-Tertullianu-bylo-pecatue-braka-kotoraa-vkluecala-v-seba-vs (400x209, 9Kb)

В случае необходимости их перекрещивают, либо только совершают миропомазание, либо сразу допускают к православной

Вторник, 29 Марта 2016 г. 13:32 + в цитатник

Даже в наши дни Православная Церковь подчас
оказывается в положении, напоминающем первые века христианства. Так,
например, в Советском Союзе совершение венчания в церкви часто невозможно
из-за государственного преследования религии, однако возможно анонимное
принятие Евхаристии без привлечения внимания властей. Поэтому Церковь может
признавать и фактически признает браки христиан даже без церковного обряда.
Эта терпимость в подобных обстоятельствах вполне законна. Но такое
положение было бы, конечно, совершенно недопустимым, если бы верующие имели
возможность совершать торжественную службу венчания. Во всяком случае,
допущение к Евхаристии всегда предполагает уверенность в том, что данная
пара не только вступает в брак законно, но и намеревается жить в
соответствии с Евангелием. Та же логика применима и по отношению к
неправославным парам, присоединяющимся к Церкви. В случае необходимости их
перекрещивают, либо только совершают миропомазание, либо сразу допускают к
православной исповеди, но вторично не венчают в любом случае, потому что
сам факт допущения людей к Евхаристии уже предполагает, что Церковь
благословляет их брачный союз [5]. Только полное непонимание православного
учения о браке может повлечь за собой повторное венчание присоединяющихся
инославных.

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%81...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97772252_V-slucae-neobhodimosti-ih-perekresivauet-libo-tolko-soversauet-miropomazanie-libo-srazu-dopuskauet-k-pravoslavnoj-ispovedi-no-vtoricno-ne-vencauet-v-luebom-slucae-potomu-cto-sam-fakt-do (400x209, 10Kb)

Крещение в древней Церкви совершалось во время Литургии, как и в наши дни совершается посвящение в диаконы,

Вторник, 29 Марта 2016 г. 12:22 + в цитатник

Крещение в древней Церкви совершалось во время
Литургии, как и в наши дни совершается посвящение в диаконы, священники и
епископы. Первоначально так же совершался и брак. Ниже мы увидим, что
канонические запреты "смешанных" браков, вторых браков и т. п. могут быть
объяснены лишь пониманием христианского брака как части Тайны, вершиной
которой является Евхаристия. Такие браки не могли быть таинством в полном
смысле слова. Вполне законные в понятиях гражданского права, они не имели
христианского ядра - единения в Евхаристии.

Многие недоразумения и неисправления, наблюдающиеся в современном
отношении православных людей к браку, можно было бы легко устранить,
восстановив первоначальное взаимоотношение между браком и Евхаристией.
Православное догматическое богословие (даже в своей
схоластической, "школьной" форме) подтвердило теоретически эту связь,
заявив - в противоположность римскому католицизму, - что священник
является "совершителем" брака [4]. Западное средневековое богословие,
напротив, заимствованием ряда понятий из римской юриспруденции создало в
догматическом богословии немало затруднений, в том числе и в вопросе о
браке. По мнению католических богословов, брак - только "контракт" двух
сторон, заключается самими мужем и женой, которые и являются совершителями
таинства, а священник - только служителем. Как любой юридический контракт,
брак расторгается по смерти одной из сторон и нерасторжим, пока супруги
живы. Здесь единственный вклад христианства в римский легализм - это
концепция нерасторжимости брака при жизни супругов. По общему для Запада
взгляду, брак прерывается смертью, как и любое человеческое соглашение, а
потому он недостоин вхождения в Царство Небесное. Удивительно, что
понимаемый таким образом брак продолжает называться таинством. Православная
же Церковь признает священника совершителем брака (как и совершителем
Евхаристии), а потому брак признается неотделимым от вечной Тайны,
разрушившей преграды между небом и землей и даровавшей человеческому
дерзанию и творчеству вечное значение.

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97771698_Pravoslavnaa-ze-Cerkov-priznaet-svasennika-soversitelem-braka-kak-i-soversitelem-Evharistii-a-potomu-brak-priznaetsa-neotdelimym-ot-vecnoj-Tajny-razrusivsej-pregrady-mezdu-nebom-i-zemle (400x209, 9Kb)

Этот текст, как и многие другие места Евангелия от Иоанна, подчеркивает значение крещения и Евхаристии: как

Вторник, 29 Марта 2016 г. 11:02 + в цитатник

На связь между браком и Евхаристией намекает уже
евангельский рассказ о браке в Кане (Ин. 2, 1-11), который и читается при
современном обряде венчания. Этот текст, как и многие другие места
Евангелия от Иоанна, подчеркивает значение крещения и Евхаристии: как вода
была претворена в вино, так и грешная жизнь человека присутствием Христа
может преобразиться в новую реальность Царствия.

Древние христианские писатели, которые полностью признавали
юридическую силу гражданского брака, тоже утверждают, что именно Евхаристия
придает браку его специфически христианское содержание. Так, Тертуллиан (II
век) пишет, что брак, "скрепленный Церковью, подтвержденный
жертвоприношением (Евхаристией), запечатляется благословением и вписывается
на небесах Ангелами" ("К своей жене", II, 8, 6-9). Все христиане, желавшие
вступить в брак, сначала проходили через формальности гражданской
регистрации, сообщавшие браку законность в глазах мирского общества, а
затем принимали благословение епископа во время воскресной литургии в
присутствии христианской общины. После этого их гражданский договор
превращался в "таинство", имеющее непреходящую ценность и
распространяющуюся далее пределов земной жизни, так как брак "записывался
на небесах", а не только регистрировался на земле. Брак становился вечным
союзом во Христе. О том же обряде говорится и в письме знаменитого
епископа-мученика Игнатия Антиохийского (100 г.): "Те, которые вступают в
брак, должны осведомить епископа, чтобы брак мог быть согласием о Господе,
а не человеческим пожеланием" ("К Поликарпу", 5, 2).

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AD%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97771023_Vse-hristiane-zelavsie-vstupit-v-brak-snacala-prohodili-cerez-formalnosti-grazdanskoj-registracii-soobsavsie-braku-zakonnost-v-glazah-mirskogo-obsestva-a-zatem-prinimali-blagoslovenie-e (400x209, 9Kb)

Истинное понимание и оправданное снисхождение к человеческим слабостям возможны лишь, когда абсолютной нормой

Понедельник, 28 Марта 2016 г. 08:42 + в цитатник

Ошибки, недоразумения и даже противление Богу, то
есть грех, возможны лишь, пока человек живет сиюминутным, эмпирическим,
видимым бытием падшего мира. Православная Церковь это очень хорошо
понимает, поэтому тайна Царства, открываемая в браке, не сводится к набору
юридических норм. Истинное понимание и оправданное снисхождение к
человеческим слабостям возможны лишь, когда абсолютной нормой признается
новозаветное учение о браке как таинстве.


Брак и Евхаристия

Если древняя Церковь почитала брак таинством, в котором
предвосхищается радость Царства Божия, то почему она не создала особого
обряда венчания, особых норм брака, а признала такой нормой брак,
заключенный по законам светского общества? Церковь никогда не пыталась
упразднить эти законы или разрушить раз установленный общественный строй.

Ответ на этот вопрос заключается в сути различий между браком не
христианским и христианским: первый заключают между собой язычники, второй
- христиане; от способа заключения брака тут ничего не изменится. Апостол
Павел постоянно напоминает, что Бог живет не в "рукотворенных храмах",
что "наши тела являются храмами Святаго Духа". Если мужчина и женщина,
являющиеся членами Тела Христова, становятся в браке "одной плотью", то их
союз скрепляется Святым Духом, живущим в каждом из них.

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97761016_Brak-i-Evharistia-Esli-drevnaa-Cerkov-pocitala-brak-tainstvom-v-kotorom-predvoshisaetsa-radost-Carstva-Bozia-to-pocemu-ona-ne-sozdala-osobogo-obrada-vencania-osobyh-norm-braka-a-priznal (400x209, 9Kb)

Итак, когда святой Апостол Павел называет брак "тайной" (или "таинством", что по-гречески звучит так же),

Понедельник, 28 Марта 2016 г. 07:52 + в цитатник

Итак, когда святой Апостол Павел называет
брак "тайной" (или "таинством", что по-гречески звучит так же), он имеет в
виду, что в браке человек не только удовлетворяет потребности своего
земного, мирского существования, но и делает шаг на пути к цели, для
которой он был сотворен, то есть вступает в Царство вечной жизни. Человек и
здесь, на земле, обладает разнообразнейшими талантами - интеллектуальными,
физическими, эмоциональными, - но его земное существование ограничено
временем. Поэтому "родиться от воды и Духа" - значит войти в Царство вечной
жизни; в Воскресении Христа это царство уже открыто и может быть опытно
познано. Называя брак "таинством", святой Павел утверждает, что брак
сохраняется и в Царстве вечности. Муж становится единым существом,
единой "плотью" со своей женой, подобно тому, как Сын Божий перестал быть
только Богом, стал также и человеком, чтобы Его народ мог стать Его Телом.
Вот почему евангельское повествование так часто сравнивает Царство Божие с
брачным пиром: это реализация ветхозаветных пророчеств о брачном пире между
Богом и Израилем, избранным народом. Поэтому подлинно христианский брак
должен быть единством не только в добродетели абстрактного этического
закона или заповеди, а как Тайна Царства Божия, вводящая человека в вечную
радость и вечную любовь.

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


Ни иудейский утилитаризм, ни римский легализм не могут встать рядом с новьш понятием о браке - христианским,

Воскресенье, 27 Марта 2016 г. 13:22 + в цитатник


Брак как Таинство

Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5,
32). Ни иудейский утилитаризм, ни римский легализм не могут встать рядом с
новьш понятием о браке - христианским, которое мы находим в 5-й главе
Послания к Ефесянам, а именно: и муж, и жена могут и должны преобразовать
свой "договор" в реальное Царство Божие.

Каждый человек - член земного общества, гражданин своей страны и
член своей семьи. Он не может избежать требований материального
существования, не может уклониться от налагаемых на него обязанностей перед
обществом. Евангелие не отрицает ответственности человека в мире и в
обществе. Истинное христианство никогда не призывало к отрицанию мира. Даже
монахи несут свое особое служение миру отрицанием его ценности и
стремлением господствовать над собой, ограничивать свою свободу. Признание
человека - "образа и подобия Божия" - это прежде всего неограниченное,
божественное по своей природе, свободное творчество, устремление к
абсолютному Добру, к высшим формам Красоты, Любви, к пребыванию в Добре;
ведь сам Бог - Добро, Красота и Любовь, и Сам Он любит человека. Человек
может взывать к Нему, слышать Его ответ, испытывать Его любовь. Для
христианина Бог не отвлеченная идея, а Личность, с Которой можно
встретиться: Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас (Ин. 14, 20). В Боге
человек открывает истинную свою природу, потому что он и был сотворен "по
образу Божию". И Христос как совершенный Бог проявил совершенную
человеческую природу не вопреки Своей Божественности, а именно потому, что
был совершенным Богом: в Нем Божество открылось как подлинная норма
человеческого естества.

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B8-...p;zone=all&wordforms=exact


Условия, необходимые для развода, были весьма разнообразными как до, так и после начала христианской эры.

Воскресенье, 27 Марта 2016 г. 04:22 + в цитатник

Римское право, как и Закон Моисеев, предусматривало
возможность расторжения брачного контракта. Условия, необходимые для
развода, были весьма разнообразными как до, так и после начала христианской
эры.

Христианская Церковь и во времена гонений, и в эпоху союза с римским
государством подчинялась римским законам, регулировавшим брак. Даже когда
христианство стало государственной религией, древние определения брака как
контракта были введены в государственные законы и даже в церковный
закон: "Номоканон из четырнадцати глав". Мы находим подтверждение этому и в
славянской версии Номоканона, так называемой "Кормчей", которая была
основой канонического права славянских стран до начала XIX века.

Творения святых отцов тоже строятся на римских представлениях и
терминологии брака. Вот слова писателя II века Афинагора в его "Апологии" к
императору Марку Аврелию (гл. 33): "Каждый из нас считает своей женой ту
женщину, на которой он женат согласно вашим законам". Святой Иоанн Златоуст
(404 г.) ссылается на "гражданский закон", когда определяет брак как "не
что иное, как объединение или средство" (Гомилия 56 на Бытие, 2).

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A3%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


Известный принцип римского права, утверждающий, что "брак есть не общение, а согласие" (nuptius non concubitus,

Суббота, 26 Марта 2016 г. 23:22 + в цитатник

Древняя Церковь и римское право

В понимании римлян брак в первую очередь был не средством обеспечить
вечную жизнь в потомстве, а соглашением между двумя свободными в своем
выборе сторонами. Известный принцип римского права, утверждающий, что "брак
есть не общение, а согласие" (nuptius non concubitus, sed consensus facit)
[18], а также тезис Модестина "сожительство со свободной женщиной является
браком, а не конкубинатом", - из чего следует, что сожительство с рабыней,
которая не обладает правом дать свободное согласие, ни при каких условиях
не может быть названо браком, - легли в основу гражданского права всех
современных цивилизованных стран. Сущность брака видится в согласии,
которое, в свою очередь, сообщает значимость и законность брачному договору
или контракту.

Отношение к браку в римском праве как к договору между двумя
свободными сторонами было прогрессивным, особенно если сравнивать его со
взглядами на брак в других цивилизациях Древнего мира. Такое понимание
послужило основанием для повсеместной эмансипации женщины и уравнения ее в
правах с мужчиной.

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%B7%...p;zone=all&wordforms=exact


Священное Писание и Предание всегда исходили из того, что верность вдовца или вдовы покойной или покойному

Суббота, 26 Марта 2016 г. 23:12 + в цитатник

В спорном вопросе о безбрачии вдов взгляд Апостола
Павла, как он выражен в 1 Послании к Коринфянам, точно соответствует
канонической и освященной традиции Церкви: Если не могут воздержаться,
пусть вступают в брак, ибо лучше вступать в брак, нежели разжигаться (1
Кор. 7, 9). Второй брак вдовца или разведенного терпим только как лекарство
от "разжжения", не более того. До Х века Церковь не благословляла второго
брака, и он теперь является препятствием для принятия духовного сана.
Современный чин благословения второбрачных ясно показывает, что он
допускается только из снисхождения к человеческой слабости. Священное
Писание и Предание всегда исходили из того, что верность вдовца или вдовы
покойной или покойному - это нечто большее, чем "идеал", это - норма
христианской жизни, потому что христианский брак - не только земной,
плотский союз, но вечные узы, которые не распадаются и тогда, когда тела
наши "станут духовными" и когда Христос будет "всяческая во всех".

Эти три примера ясно показывают, что Новый Завет создал новое
понятие о браке и что основывается это новое представление на "благой
вести" о Воскресении, принесенной Христом. Христианин призывается уже в
этом мире воспринять новую жизнь, стать гражданином Царства, а идти по
этому пути он может в браке. В таком случае брак перестает быть простым
удовлетворением временных природных потребностей и гарантией иллюзорного
выживания через потомство. Это - единственный в своем роде союз двух
существ в любви; двух существ, которые поднимаются над своей человеческой
природой и становятся едиными не только "друг с другом", но и "во Христе".

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B2%...p;zone=all&wordforms=exact


Союз мужа и жены является самоцелью; это вечный союз между двумя личностями, союз, который не может быть расторгнут

Суббота, 26 Марта 2016 г. 20:32 + в цитатник

2. Сущность христианского брака глубоко освящена в
запрещении развода Христом. Такой запрет прямо противоречит Второзаконию
(Мф. 5, 32; 19, 9; Мк. 10, 11; Лк. 16, 18). Христианский брак нерасторжим,
и это исключает всякие материалистические, утилитарные его истолкования.
Союз мужа и жены является самоцелью; это вечный союз между двумя
личностями, союз, который не может быть расторгнут ради "продолжения рода"
(оправдание конкубината) или защиты родовых интересов (оправдание левирата).

Нерасторжимость эту, однако, не следует понимать как некую
юридическую неотвратимость. Известная фраза из Евангелия от Матфея (кроме
вины прелюбодеяния - 5, 32) напоминает нам, что в Царствии Небесном нет
принудительных, в том числе и юридических, законов, что закон Христа
предполагает свободу человеческого отклика и потому брак для христиан не
является обязательным, и при известных обстоятельствах этот дар Божий может
быть отвергнут человеком. Евангелие вообще никогда не лишает человека его
свободы, не накладывает на него железных предписаний закона. Оно исходит из
того, что человек обладает даром свободы - даром единственно
достойным "образа Божьего", пусть полное совершенство и невозможно. "Будьте
совершенны, как Отец ваш совершенен есть". Требование абсолютной моногамии
показало все несовершенство слушателей Христа (Мф. 19, 10). Фактически
любовь стоит вне категорий "возможного" и "невозможного". Она есть
тот "совершенный дар", который познается лишь в реальном опыте. Любовь,
очевидно, несовместима с супружеской изменой, потому что в этом случае ее
дар отвергается и брака более не существует. Тогда мы имеем дело не с
юридическим только "разводом", но и с трагедией злоупотребления свободой,
т.е. с грехом.

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97744376_Izvestnaa-fraza-iz-Evangelia-ot-Matfea-krome-viny-preluebodeania--5-32-napominaet-nam-cto-v-Carstvii-Nebesnom-net-prinuditelnyh-v-tom-cisle-i-ueridiceskih-zakonov-cto-zakon-Hrista-predp (400x209, 11Kb)


Поиск сообщений в septitajs
Страницы: 160 ... 94 93 [92] 91 90 ..
.. 1 Календарь