-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в septitajs

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3104


Различия тем более явственны, что в Новом Завете использованы категории ветхозаветного мышления для того,

Суббота, 26 Марта 2016 г. 20:12 + в цитатник

В Новом Завете понимание брака претерпело коренные
изменения. Различия тем более явственны, что в Новом Завете использованы
категории ветхозаветного мышления для того, чтобы наполнить их новым
содержанием. Так, например, нигде в Евангелии не упоминается о том, что
деторождение является оправданием брака. Само по себе деторождение является
средством спасения лишь тогда, когда оно сопровождается "верой, любовью и
святостью" (1 Тим. 2, 15). Особенно ясно изменение ветхозаветных норм жизни
видно на трех примерах:

1. Рассказ об отношении Иисуса к "левирату" приведен во всех
синоптических Евангелиях (Мф. 22, 23-32; Мк. 12, 16-27; Лк. 20, 27-37).
Важно подчеркнуть, что этот рассказ имеет непосредственное отношение к
учению Христа о воскресении и бессмертии - учению, которое не нуждается в
идее вечной жизни в потомстве. Когда саддукеи ("которые говорили, что нет
воскресения") спросили, кто из семи братьев, последовательно женившихся на
одной и той же женщине, будет иметь ее женой "в воскресении", Иисус
отвечал, что "в воскресении не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как
Ангелы Божий на небесах".

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A0%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


Послушание Авраама и его вера в Бога даровали ему обещание обильного потомства: Я благословляя благословлю

Суббота, 26 Марта 2016 г. 17:52 + в цитатник

Иудаизм и Новый Завет

Ветхозаветное иудейское мышление видело сущность и цель брака в
воспроизводстве рода. Продолжение рода было самым очевидным и совершенно
необходимым знаком Божьего благословения. Послушание Авраама и его вера в
Бога даровали ему обещание обильного потомства: Я благословляя благословлю
тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу
моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени
твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего (Быт. 22,
17-18). Это торжественное обещание Авраама объясняет, почему евреи считали
бесплодный брак проклятием, тяготеющим над супружеской четой, в особенности
над женщиной.

Этот взгляд, ярко выраженный в Ветхом Завете, непосредственно связан
с отсутствием в раннем иудаизме ясного представления о посмертном
существовании. В лучшем случае человек мог надеяться на призрачное
прозябание в так называемом "шеоле" (что лишь очень неточно переводится
как "ад"). Псалмопевец испрашивает Божьей помощи против врагов, желающих
убить его, и он знает, что Бог больше "не вспоминает" убитого, который "от
руки Бога отринут". Прося у Бога помощи против врагов, он скептически
спрашивает его: Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут
и будут славить Тебя? (Пс. 87, 11). Бог был "Богом живых", а не мертвых. Но
обетование, данное Аврааму, предполагало, что жизнь может стать вечной
через потомство, и, следовательно, подчеркивало первенствующее значение
деторождения в браке.

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97743670_Poslusanie-Avraama-i-ego-vera-v-Boga-darovali-emu-obesanie-obilnogo-potomstva_-A-blagoslovlaa-blagoslovlue-teba-i-umnozaa-umnozu-sema-tvoe-kak-zvezdy-nebesnye-i-kak-pesok-na-beregu-mora (400x209, 10Kb)

Психологи и социологи, исходящие из своих, ограниченных постановкой проблем, областей исследования, могут

Суббота, 26 Марта 2016 г. 15:12 + в цитатник

Преодолеть это непонимание можно, лишь прямо
посмотрев в лицо современному светскому обществу и четко сформулировав
православный, христианский ответ на его вопросы. Действительно,
евхаристическое понимание брака ясно показывает, что суть христианских
требований к человеку - в отношении к нему как образу Божию, как к
участнику божественной жизни. Психологи и социологи, исходящие из своих,
ограниченных постановкой проблем, областей исследования, могут достичь лишь
слабого подобия этой истины, а не утверждения ее во всей полноте. Только
христиане достаточно смелы, чтобы достичь ощущения, сформулированного
святым Афанасием Александрийским: "Бог стал человеком, чтобы человек мог
стать Богом". На этом тезисе основывается и смысл христианского брака.

Данные литургии и исторические факты, приводимые в этой книге,
хорошо известны [1]. Наша задача заключается лишь в том, чтобы сделать
необходимые выводы и попытаться определить, как вернуть современным
христианам представление об истинной сущности брака.

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97742697_Psihologi-i-sociologi-ishodasie-iz-svoih-ogranicennyh-postanovkoj-problem-oblastej-issledovania-mogut-dostic-lis-slabogo-podobia-etoj-istiny-a-ne-utverzdenia-ee-vo-vsej-polnote. (400x209, 8Kb)

Само представление о браке как о таинстве предполагает, что человек не только существо с определенными физиологическими,

Суббота, 26 Марта 2016 г. 11:52 + в цитатник

Само представление о браке как о таинстве
предполагает, что человек не только существо с определенными
физиологическими, психологическими и социологическими функциями, но и
гражданин Царства Божия; с точки зрения православия жизнь человека в целом
и в наиболее ответственные ее моменты в частности заключает в себе вечные
ценности и Самого Бога.

Поэтому четвертая глава книги называется "Брак и Евхаристия".
Евхаристия, или Божественная Литургия, является тем мгновением и той
точкой, в которой христианин осознает свою истинную сущность. В Евхаристии
Царство Божие, гражданином которого человек становится через крещение,
становится непосредственно достижимым для его духовного зрения.
Божественная Литургия начинается возгласом: "Благословенно Царство Отца и
Сына и Святаго Духа". В Литургии Церковь, это осязаемое собрание верных,
перестает быть обычной человеческой организацией и становится воистину
Церковью Божией. В Евхаристии Сам Христос руководит этим собранием, которое
превращается в Его Тело. Рушатся все преграды между конкретными
историческими мгновениями и вечностью. Церковь, таким образом, учит нас,
что брак - это таинство, поскольку он совершается в пределах Евхаристии.

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97741489_Samo-predstavlenie-o-brake-kak-o-tainstve-predpolagaet-cto-celovek-ne-tolko-susestvo-s-opredelennymi-fiziologiceskimi-psihologiceskimi-i-sociologiceskimi-funkciami-no-i-grazdanin-Carstv (400x209, 10Kb)

Фактически тот кризис, который вызвала в католическом мире папская Humanae vitae, имеет гораздо более глубокий

Пятница, 25 Марта 2016 г. 23:32 + в цитатник


Введение

Все православные катехизисы говорят о браке как о "таинстве", т.е.
о "тайне" Церкви. На первый взгляд такое определение кажется странным: брак
существовал и у христианских народов, и у нехристианских, он известен был
многим и многим поколениям людей, в том числе и атеистам. Человек
рождается, вступает в брак, рождает детей и умирает. Это законы природы,
которые установил и благословил Бог. Но брак особенно выделен Церковью.
Особое благословение, которое преподается мужчине и женщине, вступающим в
брак, называется "таинством". Почему же? О браке писали очень много, писали
люди различных исповеданий и убеждений: католики и протестанты, психологи,
психиатры, социологи, юристы. Наш век породил мутный поток литературы,
нацеленной на чувственную природу человека. Публично обсуждаются вопросы, о
которых прошлые поколения, воспитанные в пуританском духе, никогда не
рассуждали даже наедине с собой. Общепризнанно, что Фрейд и Юнг
революционизировали не только сексуальную этику, но и наше понимание
человеческой природы в целом. Между тем папа Павел VI, вопреки мнению
большинства католических богословов, взял на себя трудную задачу защиты
ставшего традиционным для католицизма запрещения искусственных
противозачаточных средств. Фактически тот кризис, который вызвала в
католическом мире папская Humanae vitae, имеет гораздо более глубокий
смысл, чем проблема контроля над рождаемостью; энциклика предлагает
определенную философию брака и ответственности супругов друг перед другом.
Все это требует православной оценки и ответа.

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A4%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97735710_Fakticeski-tot-krizis-kotoryj-vyzvala-v-katoliceskom-mire-papskaa-Humanae-vitae-imeet-gorazdo-bolee-glubokij-smysl-cem-problema-kontrola-nad-rozdaemostue_-enciklika-predlagaet-opredelen (400x209, 9Kb)

* Приложениe 1.

Пятница, 25 Марта 2016 г. 23:22 + в цитатник

Содержание

* Введение

* Иудаизм и Новый Завет

* Древняя Церковь и римское право

* Брак как Таинство

* Брак и Евхаристия

* Венчание

* Количество браков

* Условия вступления в брак

* Смешанные браки

* Развод

* Семья и регулирование рождаемости

* Духовенство и брак

* Брак, целибат и монашество

* Заключение

* Приложениe 1. Новый Завет о браке

* Приложениe 2. Церковное Предание о браке

Книга:Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание
-Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=*-%D0%9F%D1%8...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97735655_Soderzanie-_-Vvedenie-_-Iudaizm-i-Novyj-Zavet-_-Drevnaa-Cerkov-i-rimskoe-pravo-_-Brak-kak-Tainstvo-_-Brak-i-Evharistia-_-Vencanie-_-Kolicestvo-brakov-_-Uslovia-vstuplenia-v-brak-_-Smesa (400x209, 11Kb)

И пеpедать эстафетную палочку - импеpский скипетp - некому.

Пятница, 25 Марта 2016 г. 10:42 + в цитатник

А вот pусским pано еще уходить с истоpической
аpены. И пеpедать эстафетную палочку - импеpский скипетp - некому.




2



Книга:В. Махнач-ИМПЕРИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ- -1. О чистоте
терминов  а. Первоначальный смысл понятия. б. Не размером единым.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98-%D0%BF...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97731224_I-pepedat-estafetnuue-palocku--impepskij-skipetp--nekomu. (400x209, 5Kb)

Элементарная геополитика подсказывает, что Россия как классическая двубереговая держава не может держаться

Пятница, 25 Марта 2016 г. 08:32 + в цитатник

Неизбежен ли для нас 1453 год? Абсолютно неизбежен,
в мире все заканчивается. Завершается история народов, следовательно, и
государств, и империй. Правда, с одной маленькой оговоркой: бывают
этнические подъемы, и тогда имперская эстафетная палочка передается по
наследству. Это прослеживается, скажем, на примере Ирана. Мы не знаем, кто
явится нашим наследником через несколько столетий; восстановится ли Россия
как имперский организм или распадется. А может быть, она передаст
эстафетную палочку. Я не пророк. Но позволю себе историческую аналогию.
Когда в середине ХIII в. Александр Невский спасал Русь, Русь совсем не
хотела, чтобы ее кто-нибудь спасал. Александр Ярославович скончался на 43-м
году жизни, хотя был крепким, здоровым, красивым мужем. Он надорвался, не
вынес этой тяжести. Но исторически-то оправдан оказался Александр Невский!
Он не знал этнологической теории Гумилева, руководствовался чувством долга,
интуицией, не более того, как многие политики. И остался самым популярным
правителем в исторической памяти нашего народа. Во всяком положении нужно
просто достойно себя вести. Что же касается ориентации на будущее, то, как
я думаю, возможны три варианта выбора. Можно стать на путь изоляции и
породить скорее всего пренеприятнейшее государство, отпихивающее всех.
Тогда большой культуры у нас впереди нет. Державин, Карамзин, Пушкин,
Достоевский (ставлю многоточие), наконец, Бунин и Шмелев принадлежат
имперской культуре. Если взять другие области, результат получится тот же
самый. Мы порвем с собственной традицией. Это возможный путь - он, кстати,
спокойный. Возможно возвращение к имперскому самосознанию. Это вовсе не
означает, что народ в обязательном порядке должен застолбить границы
бывшего Советского Союза или Российской империи на 1913 г. вместе с
царством Польским и великим княжеством Финляндским. Это - готовность
решительно сказать, что империя существует, мы ее сохраняем и готовы
принять всех, кто желает остаться. Но исходить мы будем из приоритета
существования империи, а не существования республиканских границ в
Советском Союзе. Если есть желающие жить в составе исторической России, то
они получат необходимую поддержку, любую. Но та территория будет частью
империи. Есть третий путь, не исключающий второго. Я бы его назвал
культурологическим. Он наиболее продуктивен и возможен только в варианте
подлинного культурного подъема. Прецедентов было полно в мировой истории, в
том числе и в нашей. Я имею в виду ориентацию на верность органичной для
нас культуре - восточнохристианской. Тогда нас интересуют, безусловно, все
восточнохристианские дела, а это обременительно. Хочу подчеркнуть, что имею
в виду не конфессиональную верность. Если вероисповедание - это личное дело
каждого отдельного человека, проблема его отношения к Творцу, то вопрос о
принадлежности к культуре - дело не человека, это дело народа. Будет
культурный подъем - мы можем воссоздаваться в таком ключе. Тем русским,
которые ориентируются на такой вариант выбора, важно не сколько у них будет
земель, а главное, какие это будут земли. Элементарная геополитика
подсказывает, что Россия как классическая двубереговая держава не может
держаться за Балтийское и Черное моря мизинцами, а должна все-таки
держаться руками.

Книга:В. Махнач-ИМПЕРИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ- -1. О чистоте
терминов  а. Первоначальный смысл понятия. б. Не размером единым.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AD%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97729723_Elementarnaa-geopolitika-podskazyvaet-cto-Rossia-kak-klassiceskaa-dvuberegovaa-derzava-ne-mozet-derzatsa-za-Baltijskoe-i-Cernoe-mora-mizincami-a-dolzna-vse-taki-derzatsa-rukami. (400x209, 7Kb)

9.

Пятница, 25 Марта 2016 г. 06:12 + в цитатник


9. Pоссия будущего: варианты выбора

 а. Изоляционизм как симптом культурного упадка.

 б. Русский этнос в фазе надлома.

 в. Важнее не сколько земель, а какие земли.

Что бывает, когда имперский этнос начинает вести себя
не "по-имперски"? По-видимому, это проявляется двояко: в отказе защитить
старого союзника, старую провинцию, - и в отказе от самой идеи империи, в
стремлении к изоляционизму. В австрийском варианте, например, это в конце
концов привело к изоляционизму, желанию замкнуться в южногерманском,
австрийском анклаве. В сегодняшней России такая тенденция есть, она
достаточно широко распубликована. Корни явления, конечно, не в сфере
этнологии. Это чистейшей воды культурный упадок, который, в отличие от
этнического, может преодолеваться. Смею полагать, что если русские начинают
легко переносить потерю бывших многовековых территорий Российской империи,
то вскоре они перестанут по-имперски вести себя и с теми инородцами,
которые остались на территории России. Это взаимосвязанные явления.
Изоляционизм - опасная штука, изоляционисты гораздо менее справедливы и уж
точно менее терпимы к малым сим, нежели империалисты. Если учесть, что
русским уже объяснили понятие мигрант, будет неудивительно, если в самое
ближайшее время о мигрантах заговорят русские.

Книга:В. Махнач-ИМПЕРИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ- -1. О чистоте
терминов  а. Первоначальный смысл понятия. б. Не размером единым.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=9.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97728982_Smeue-polagat-cto-esli-russkie-nacinauet-legko-perenosit-poterue-byvsih-mnogovekovyh-territorij-Rossijskoj-imperii-to-vskore-oni-perestanut-po-imperski-vesti-seba-i-s-temi-inorodcami-ko (400x209, 8Kb)

В так называемых "pазделах Польши" она освобождает пpедков нынешних укpаинцев и белоpусов; в войнах pусско-туpецких

Пятница, 25 Марта 2016 г. 03:22 + в цитатник

Однако, несмотpя на указанные дестpуктивные
тенденции, Pоссия в петеpбуpгский пеpиод как никогда успешно исполняет свой
импеpский долг. В так называемых "pазделах Польши" она освобождает пpедков
нынешних укpаинцев и белоpусов; в войнах pусско-туpецких и кавказских -
гpеков, сеpбов, болгаp, молдаван, гpузин, абхазов, осетин, аpмян... И
импеpская элита в Pоссии выpащивается столь безупpечно, что pеволюционеpам
пpишлось устpоить обильное кpовопускание почитай всем наpодам импеpии.

А СССP? Была ли советская импеpия? Или сталинская "Импеpия зла"?
Pешительно полагаю: все эти теpмины существуют лишь для дискpедитации идеи
импеpии. Пpежде всего советское пpавительство сpазу и демонстpативно
пеpеоpиентиpует внешнюю политику, сознательно pазpушая импеpское наследие.
Мы куpиpовали Балканы? Вон с Балкан! И еще Кемаль-паше денег побольше,
чтобы воевал с гpеками и аpмянами, котоpых Pоссия всегда поддеpживала!
(Пpичем деньги ему пеpедаются как pаз во вpемя голода в Поволжье и
огpабления хpамов!) Стеpжневой этнос? После 1917 г. великоpоссы всегда были
если не истpебляемым, то угнетаемым наpодом. Доказательства тому в изобилии
пpиводит демогpафия. Импеpская культуpа уничтожалась, начиная с Февpаля и
по наши дни. Внутpенняя политика даже самого жестокого из советских -
сталинского pежима была пpинципиально антиимперской: "сpедним" этносам не
мешали втихую дискpиминиpовать, а то и ассимилиpовать "малые". Так,
латгальцы оказались "латышами", гуцулы и pусины - "укpаинцами", памиpцы
- "таджиками". Общее число этносов за советское вpемя сокpатилось вдвое (на
бумаге, конечно). И самое главное: советская национальная политика включала
попытку химеpизации, создания ложноэтнической общности "советский наpод".

Книга:В. Махнач-ИМПЕРИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ- -1. О чистоте
терминов  а. Первоначальный смысл понятия. б. Не размером единым.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%82...p;zone=all&wordforms=exact


8.

Четверг, 24 Марта 2016 г. 20:22 + в цитатник



8. Pоссийская импеpия

 а. Она существует с XV в.

 б. "Цаpь" значит "импеpатоp".

 в. Западничество ведет к наpушению долга.

 г. CCCP - неудачная паpодия.

Pоссия пpиобpетает чеpты импеpии, сохpаняя автономию иноpод-ческих
пpавителей, еще не став единой и независимой деpжавой. В XVI - XVII вв. эта
пpактика сохpаняется: мы видим в составе импеpии Казанское, Астpаханское,
Сибиpское цаpства. Кстати, Казань около века никто не собиpался
завоевывать. Pоссию вполне устpаивала независимая Казань пpи дpужественной
династии, так сказать, "дpуг и союзник pусского наpода". Только укpепление
на казанском пpестоле кpымской династии, явного вpага и туpецкого агента,
вынудило к жестким меpам. Впpочем, большинство теppитоpий вошло в состав
Pоссийской импеpии добpовольно. Некотоpые по двести лет домогались пpава
стать подданными Pоссии, как это было с мелкими властителями pазных
гpузинских цаpств и княжеств. А вот идею импеpскую, идею пpавославного
цаpства Pоссия пpиняла из pук погибшей Константинопольской импеpии в
цаpствование великого создателя нашей деpжавы Иоанна III. Интеpесно, мы -
единственная стpана, где нет памятника ее основателю? И, конечно, дело было
не в бpаке с Софией Палеолог (импеpию в пpиданое получить даже pусским не
удалось бы). Мы пpиняли тяжелое наследство: обеpегать Цеpковь, стать
основным центpом восточнохpистианской культуpы, помогать православным
наpодам, особенно поpабощенным. А к сеpедине XVI в. за пpеделами Pоссии все
пpавославные были поpабощены либо западными хpистианами, либо мусульманами.
Pоссия получила Двуглавого Оpла - символ симфонии Цеpкви и Цаpства, сам же
Иоанн пpинял титул "цаpь". Во многих книгах можно пpочесть об основании
Pоссийской импеpии в 1721 г. Это совеpшенно невеpно. Обpатите внимание, как
сопpотивлялся Запад титулованию pусского госудаpя "цаpем" в XV - XVI вв.
(особенно Вена - столица Западной импеpии). Все объясняется пpосто: "цаpь"
и значит "импеpатоp". А в 1721 г. Петp I заменил пpавославный pусский титул
на западный того же достоинства. Потому-то нового сопpотивления и не было.
Так что истоpия петеpбуpгской импеpии - пpостое пpодолжение истоpии Pоссии
как импеpии. К сожалению, в некотоpых чеpтах Pоссия XVIII - XIX вв.
отступает от ноpм безупpечной импеpской политики. Петp I создал самое
бюрократическое госудаpство своего вpемени. Всю остальную свою истоpию
Pоссия боpолась с бюpокpатизацией, смягчая петpовскую систему, но многое
осталось. Бюpокpатия по сути своей стpемится к унитаpности. Но унитаpное
госудаpство, как мы видели, не есть импеpия.

Книга:В. Махнач-ИМПЕРИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ- -1. О чистоте
терминов  а. Первоначальный смысл понятия. б. Не размером единым.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=8.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97727101_A-vot-ideue-impepskuue-ideue-ppavoslavnogo-capstva-Possia-ppinala-iz-puk-pogibsej-Konstantinopolskoj-impepii-v-capstvovanie-velikogo-sozdatela-nasej-depzavy-Ioanna-III. (400x209, 7Kb)

любой русский, который побывал в Константинополе или хорошо был осведомлен о тамошних делах, прекрасно представлял

Четверг, 24 Марта 2016 г. 19:12 + в цитатник

Русские XIV в. уже обладают государственным
инстинктом, что пока говорит лишь об определенной способности народа,
потенциальной пригодности к воспитанию из него народа имперского. Импульс к
созданию Российской империи, как представляется, был привнесен извне - не
из Орды, не из Византии как государства, а из кругов вселенской
православной Церкви. Церковь стремилась создать христианское царство как
свою опору и приобрела его в Риме при Константине Великом. Церковь
сохранила свое достояние в виде Византийской империи. В XIV в. любой
русский, который побывал в Константинополе или хорошо был осведомлен о
тамошних делах, прекрасно представлял себе, что империя идет к закату и
скорее всего не выживет. А уж грек-то в этом точно не сомневался.

Обратим внимание на характерную деталь. С момента ордынского
вторжения на русской митрополичьей кафедре сменялись очень разные люди.
Галичанин Кирилл, грек Максим, галичанин Петр, москвич Алексий, болгарин
Киприан, грек Фотий... Они разноэтничны и разнокультурны. А действуют как
одно лицо. Даже политические симпатии у них несхожи. Не менялось одно:
установка на созидание Российской державы. Церковь готовила в ХIII в.
союзницу слабеющей Византии, а к концу XIV в. - ее преемницу. У князей
такой четкости не было. Таким образом, созидателей государства из русских
выковали враги, но как этнос имперский - идея православного царства, миссия
защитника христиан. Поэтому религиозно и, что гораздо более существенно,
культурно, я полагаю, Россия как империя была запрограммирована. Далее. Что
программировало русский имперский этнос на, так сказать, обиходном, бытовом
уровне? Тут многое разработано евразийцами, которыми столь увлекаются в
последнее время. Я укажу важный аспект, который они проморгали, не придали
ему большого значения. Русь ухитрялась быть единственным государством в
мировой истории, включившим в орбиту своего культурного влияния кочевников
и полукочевников. Вот этого не достигли ни римляне, ни византийцы, ни даже
персы, потерпевшие неудачу в Туране.

Книга:В. Махнач-ИМПЕРИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ- -1. О чистоте
терминов  а. Первоначальный смысл понятия. б. Не размером единым.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D1%8E%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97726725_lueboj-russkij-kotoryj-pobyval-v-Konstantinopole-ili-horoso-byl-osvedomlen-o-tamosnih-delah-prekrasno-predstavlal-sebe-cto-imperia-idet-k-zakatu-i-skoree-vsego-ne-vyzivet. (400x209, 7Kb)

7.

Четверг, 24 Марта 2016 г. 18:22 + в цитатник



7. Имперская идея на Руси

 а. Созвучие идей универсальности Церкви и универсальности

       государства.

 б. Русский имперский этнос выковала православная Церковь.

 в. От "своих поганых" к просто "своим".

Если уж мы заговорили о распаде империй, имеет смысл вернуться к
тому, что удерживает их от распада, иногда вопреки стратегическим,
этническим факторам, против которых, казалось бы, не попрешь. Речь об
имперской идее. О Риме уже говорилось. То, что Рим нес благо общего
спокойствия, гражданского благоденствия, признают даже авторы Нового
Завета. Рим сменяет Византия. У нее стержневая идея гораздо мощнее. Это
христианская держава, для каждого ее подданного сохранение империи, ее
оборона, защита ее интересов - христианский долг. Для него соотечественник
- любой другой подданный православного царства, более того, каждый
христианский мученик первых веков, кем бы он ни был, а они бывали очень
замысловатого происхождения. Все они свои, все сородичи, такими их помнили.
Идея империи как христианского государства родилась задолго до того, как
Рим признал христианство официальной религией (религией большинства, а не
религией всех!). Почему так случилось? Думается, потому, что идеи
универсальности церкви и универсальности империи, совершенно автономные по
своему происхождению, оказались созвучными. Доказательства? Их очень много.
Интересно, что когда после большого интервала на Западе была воссоздана
империя (800 г., коронация Карла Великого), cовершенно спокойно продолжали
пользоваться наименованиями "западный император" и "восточный император".
Хотя, конечно, налицо были разные государства, и не самые дружественные -
империя Каролингов и Византия. Но в сознании народов империя оставалась
единой. По сути дела, несмотря на разделение церквей, эта традиция
сохранялась вплоть до гибели Константинополя. Надо сказать, что славянорусы
домонгольского периода были совершенно не имперским народом, в общем, даже
не этатистским, без особенного государственного инстинкта. Они
формировались в последние века до нашей эры в обстановке спокойной, на
обширном, малонаселенном ландшафте. Они были достаточно похожи на кельтов,
своих отдаленных предков, вольнолюбием и установкой на федерализм. Единая
Киевская Русь существует только в школьных учебниках. Русь всегда была
федерацией земель-княжеств. Среди князей выделялся для общего удобства
первый среди равных, Великий князь Киевский, потом - Владимирский, но до
централизованной державы было далеко. Все были за единство, однако - против
единой державы. Усилия объединителей Андрея Боголюбского и Всеволода III,
при всем их таланте и могуществе, были тщетны. Их не понимали. Русь и так
была велика и обильна.

Книга:В. Махнач-ИМПЕРИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ- -1. О чистоте
терминов  а. Первоначальный смысл понятия. б. Не размером единым.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=7.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97726427_Esli-uz-my-zagovorili-o-raspade-imperij-imeet-smysl-vernutsa-k-tomu-cto-uderzivaet-ih-ot-raspada-inogda-vopreki-strategiceskim-etniceskim-faktoram-protiv-kotoryh-kazalos-by-ne-popres. (400x209, 7Kb)

Россия была, безусловно, полноценной империей, но она прекратила свое существование раньше, чем состарился

Четверг, 24 Марта 2016 г. 16:42 + в цитатник

Россия была, безусловно, полноценной империей, но
она прекратила свое существование раньше, чем состарился имперский
великорусский этнос. Не здесь анализировать причины распада Российской
империи. Версий очень много. Одна - что никакого распада вовсе не было.
Другая объясняет случившееся исключительно внешними по отношению к России
факторами. Есть версия, что повторилась австрийская ситуация: стержневой
этнос, русский, уклонился от выполнения имперских функций. Если выстраивать
аналогии, то вполне возможно, что в 1917 г. повторился отнюдь не 1453 год
Византии, а 1204-й, после чего, как известно, империя была восстановлена. Я
думаю, что никто не будет всерьез утверждать, что имперская идея в России
исчерпала себя и империя восстановлена быть не может.

...Представляется очевидным, что наиболее удобной, бесконфликтной
является жизнь общества моноэтнического, но такое бывает чрезвычайно редко.
Большинство из когда бы то ни было существовавших государств полиэтнично.
Так вот, среди немоноэтнических государств наиболее удобные условия для
этносов предоставляли как раз империи. Империя универсальна по своей идее,
в силу этого она наиболее терпима. Империя всегда уравновешивает народы, а
ведь было бы странным упрощением считать, что в государствах, тем более в
имперских образованиях, существует только соотношение: большой народ - и
множество малых. Среди подданных Рима существовали численно значительные
копты, кельты, эллины, не столь значительные сирийцы, а иберов, последних
этрусков было совсем немного. Жил какой-то странный народ на Балеарских
островах, про который мы даже не знаем, кто они такие. Они тоже были
подданными Римской империи. Мы вправе говорить о том, что существуют
имперские и неимперские народы, этносы. Трудно сказать, врожденный ли это
этнокультурный стереотип, который позволяет приступить к созиданию империи,
или он приобретается в процессе созидания. Я склонен полагать, что он
исторически складывается. Но способность выработать подобный стереотип -
это условие и путь к созданию империи.

Книга:В. Махнач-ИМПЕРИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ- -1. О чистоте
терминов  а. Первоначальный смысл понятия. б. Не размером единым.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A0%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97725652_Imperia-vsegda-uravnovesivaet-narody-a-ved-bylo-by-strannym-uproseniem-scitat-cto-v-gosudarstvah-tem-bolee-v-imperskih-obrazovaniah-susestvuet-tolko-sootnosenie_-bolsoj-narod--i-mnozest (400x209, 8Kb)

6.

Четверг, 24 Марта 2016 г. 14:42 + в цитатник



6. Распад империй: причины и последствия

 а. Распадается все, но империя - долгожительница.

 б. За "последними римлянами" уходит Рим.

 в. Малый и большой всегда объединяются против среднего.

Держава персов была разрушена Александром. Я склонен полагать, что
причины крушения объяснила этнология Льва Николаевича Гумилева (старость
имперского этноса).

Империя Александра не удалась, оказалась химерой, но после ее
распада преемницей имперской идеи становится Селевкидская держава в
примерно старых пределах. Потерпели фиаско Селевкиды. Следующие этапы -
Парфянская держава, Сасанидская держава. Даже если исключить мусульманский
период, то от начала Ахеменидов и до конца Сасанидов империя
просуществовала четырнадцать веков. В какой-то степени имперскую идею
подобрал и мусульманский Иран.

Позволю себе замечание а propos. Да, империи распадаются. В этом
мире распадается все, даже планеты и Земля когда-нибудь распадутся. Но из
всех государственных образований империя - как раз долгожительница. Я не
знаю, какая держава продолжительностью существования может конкурировать с
Эраншахром. Можно привести много примеров, посмотреть, сколько
просуществовала идея новой западной империи, если даже начинать ее не с
Карла Великого, а с Отто Первого, тоже Великого. Все это будут державы
огромной продолжительности жизни. Еще раз соглашусь с Гумилевым: Римская
империя прекратила свое существование не потому, что разделилась, ибо она
никогда не делилась. Не было восточной и западной Римской империи, а были
восточный и западный императоры. У них были свои сферы управления, но
империя воспринималась как целостный организм. Если бы дело было только в
разделении, то тогда почему не удалось восстановление былого единства? Ведь
его блестяще провел к середине VI в. император Юстиниан Великий. А дело вот
в чем. Как мне кажется, империя, имея федеративное устройство (тем самым я
утверждаю, что унитарная держава не есть империя), обязательно опирается на
стержневой этнос. (Это наводит на осторожную гипотезу, что империя
органичнее, например, федерации, она живой организм, она более связана с
этносом.)

Книга:В. Махнач-ИМПЕРИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ- -1. О чистоте
терминов  а. Первоначальный смысл понятия. б. Не размером единым.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=6.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97725063_Mozno-privesti-mnogo-primerov-posmotret-skolko-prosusestvovala-idea-novoj-zapadnoj-imperii-esli-daze-nacinat-ee-ne-s-Karla-Velikogo-a-s-Otto-Pervogo-toze-Velikogo. (400x209, 7Kb)

5.

Четверг, 24 Марта 2016 г. 12:52 + в цитатник



5. Империи и химеры

 а. Завоевали - и не режут?!

 б. Имперскость и/или унитарность.

 в. Терпимость к народам и терпимость к культурам.

Кто впервые в мировой истории создал настоящее имперское
образование? Думается, Персия при Ахеменидах. Как заметил однажды человек,
тонко знающий персидскую историю, все приняли радостно или, по крайней
мере, терпимо великого Куруша (Киpа) от удивления. Мол, странные какие-то
люди эти персы - завоевали и не режут! Пожалуй, с ними можно жить...

Возьмем пример самый хрестоматийный. Могущественный Крез с
репутацией богатейшего человека тогдашнего Средиземноморья вздумал воевать
с Киром. Крез проиграл. Что мог сделать Кир? Мог великодушно выгнать вон,
но тогда он создал бы себе непримиримого врага, реваншиста. Мог казнить -
показательно, жестоко. Но он не делает и этого, а приглашает Креза во
дворец, где нарочито титулует его царем. Крез считался лидийским царем,
получал почести, даже доход, сохранял определенную власть в пределах Лидии
и располагал своим войском. Стоит ли удивляться, что после этого
побежденный при каждом удобном случае говорил, что Куруш - избранник богов,
и если бы он понял это раньше, то не оказал бы ему сопротивления.
Раздавленный монарх не говорил бы таких вещей. Потрясенный великодушием
победителя - мог. Ахемениды создали свою державу, и настолько успешно, что,
даже когда борьба с Персией была объявлена общегреческим делом,
малоазийские греки сохраняли верность своему царю-персу и поставляли ему
войска. А почему? Потому, что в державе Кира они жили в любезной их сердцу
полисной организации. Было за что сохранять преданность Ахеменидам.

Книга:В. Махнач-ИМПЕРИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ- -1. О чистоте
терминов  а. Первоначальный смысл понятия. б. Не размером единым.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=5.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97724425_Ahemenidy-sozdali-svoue-derzavu-i-nastolko-uspesno-cto-daze-kogda-borba-s-Persiej-byla-obavlena-obsegreceskim-delom-maloazijskie-greki-sohranali-vernost-svoemu-carue-persu-i-postavlali- (400x209, 8Kb)

Самый пламенный патриот Карфагена, великий Ганнибал, пытался немного корректировать эту эгоистичную политику,

Четверг, 24 Марта 2016 г. 02:32 + в цитатник

Римско-карфагенская парадигма давно занимает не
только историков, но и поэтов, философов. Ее сущность блестяще раскрывает
Гилберт Честертон в своем "Вечном человеке", может быть, даже не полностью.
Карфаген как торговая держава был предельно эгоистичен. Все войны, которые
он вел, - это войны в обеспечение торговых монополий. Карфагенян терпели
нехотя. У них были союзники, в основном из тех, кто опасался возрастания
могущества Рима, но не любил карфагенян никто. Как любой торговый
город-республика, он был слишком эгоистичен. Карфаген мог даже по-обезьяньи
копировать римскую политику. Например, лучшим своим солдатам-ливийцам мог
пообещать карфагенское гражданство... и его не дать. Самый пламенный
патриот Карфагена, великий Ганнибал, пытался немного корректировать эту
эгоистичную политику, дарить карфагенские титулы нумидийским царям,
даровать ливийцам карфагенское гражданство. Карфагенская аристократия на
это не шла и подозревала Ганнибала (может быть, и обоснованно) в стремлении
установить царскую власть. Поэтому Карфаген легко лишался союзников. В
решающем сражении при Заме Ганнибал мог видеть против себя ту самую
нумидийскую конницу, которая столько раз оказывала ему неоценимые услуги.

Книга:В. Махнач-ИМПЕРИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ- -1. О чистоте
терминов  а. Первоначальный смысл понятия. б. Не размером единым.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97718530_Samyj-plamennyj-patriot-Karfagena-velikij-Gannibal-pytalsa-nemnogo-korrektirovat-etu-egoisticnuue-politiku-darit-karfagenskie-tituly-numidijskim-caram-darovat-livijcam-karfagenskoe-graz (400x209, 8Kb)

4.

Четверг, 24 Марта 2016 г. 01:22 + в цитатник


4. Империя и ее союзники

 а. Вассал воюет за... предоставление гражданства.

 б. О верных империалистах и продажных республиканцах.

На римском примере мы можем увидеть, как в жесточайшей конкурентной
борьбе этнос имперский победил и рассеял этнос принципиально не имперский -
пунов, карфагенян. Рим - империя задолго до того, как его устройство
сменилось с республиканского на монархическое. Кстати, переход был очень
плавный, грани здесь нет, тенденция к установлению монархического образа
правления много древнее Августа, и после Августа очень долго держались
республиканские традиции. Они, по-видимому, не противоречат факту
существования империи. Римляне, несомненно, были величайшими
администраторами древности, величайшими государственными созидателями. То,
что было у персов на уровне чутья, гениальной интуиции, у римлян было
предельно четко разработано. Римляне великолепно использовали различные
градации признаваемого гражданства: италийское гражданство, латинское
гражданство, наконец, на самом верху, римское гражданство. И все это
даровалось. Я думаю, что каждый приличный школьник знает о самнитских
войнах. За что сражались самниты? Стереотипно мыслящие люди полагают - за
свою независимость. Ничуть не бывало. Самниты обрушивались на римлян за то,
что те затягивали предоставление Самнию латинского гражданства. Представим
для сравнения, что Чечня объявляет сейчас войну России по причине
непредоставления ей аналогичных прав... Если бы такие войны объявлялись, я
бы считал, что с Россией все в порядке. Предоставлением этих иерархически
организованных прав римляне созидали стройное здание имперского организма.
Классическая формула: "Я - римский гражданин!" - произносилась с такой
значительностью и гордостью, что с этим считались везде, даже за пределами
империи. Для парфян это тоже звучало. "Я - римский гражданин!" - произносит
подозреваемый в антигосударственной деятельности апостол Павел. Это
означает, что его нельзя пороть, нельзя пытать, правда, можно казнить, но
это будут решать император, имперский суд, для этого надо подозреваемого
этапировать в Рим. Апостола и этапируют в Рим, где казнят. Но по пути он
обращает в веру Христову тысячи и тысячи новых прозелитов (согласитесь, это
не советский этап).

Книга:В. Махнач-ИМПЕРИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ- -1. О чистоте
терминов  а. Первоначальный смысл понятия. б. Не размером единым.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=4.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97718359_Kstati-perehod-byl-ocen-plavnyj-grani-zdes-net-tendencia-k-ustanovleniue-monarhiceskogo-obraza-pravlenia-mnogo-drevnee-Avgusta-i-posle-Avgusta-ocen-dolgo-derzalis-respublikanskie-tradic (400x209, 8Kb)

3.

Среда, 23 Марта 2016 г. 22:52 + в цитатник


3. Империя и провинциальная элита

 а. Первый опыт создания империи.

 б. Интернационализация знати как римская традиция.

 в. "Москва - третий Рим". Для всех.

Есть, разумеется, и другие общие черты империй. Каждая империя
стремится создать имперскую знать, аристократию, в состав которой
обязательно приглашаются представители знати народов, завоеванных империей
или, что бывало часто, прибегших к помощи империи. Представление о
необходимости создания имперской знати относится к древнейшему и, как
представляется, первому опыту создания импе- рии - ассирийской, точнее,
новоассирийской державы. Начиная с Ашшурубаллита Первого, а особенно при
великих монархах Синаххерибе, Асархаддоне интенсивно формируется имперская
знать. Старинная аристократия Ашшура, связанная с древней столицей, уходит
в тень. А в Ниневии интенсивно формируется имперская знать - не только из
военных кругов предельно милитаризованной державы (по сути дела, Ассирия -
это народ-войско), но и из знати покоренных народов. Это был совершенно
осознанный и правильный выбор. Заметим также, что Ассирия была не чужда
сохранению и государственных образований внутри империи. Она сохранила
Вавилонское царство, но настолько третировала его, что спровоцировала
вавилонское восстание, потом разрушение Вавилона. Здесь не было
последовательности и разумной политики. Поэтому я говорю только о первом
опыте создания империи. Что же касается имперской знати, то это,
безусловно, и римская традиция. Конечно, римская знать из провинциалов была
романизирована, за исключением эллинской. На романизацию эллинов римляне
никогда не осмеливались. В конце концов: "Греция, взятая в плен,
победителей диких пленила". Это не грек написал, а римлянин, Вергилий.
Романизируя, тем не менее римляне создавали имперскую знать. Мы знаем
знаменитейших римлян провинциального происхождения. Военная знать вообще
могла пополняться кем угодно - и греками, и африканцами, и сирийцами, и
галлами. Точно так же действует потом наследница римской политической
традиции - Византия. Если опереться на исследования А.Каждана, то
получится, что в средневизантийский период по крайней мере армян вместе со
славянами в сумме было больше, чем фамилий истинно греческого византийского
происхождения. ...У русского народа имперская культура вполне сложилась к
XVI в. Известный тезис "Москва - третий Рим" не имел ни малейшего оттенка
самодовольства. Напротив, он воспринимался как огромная тяжесть, которую
христианский долг повелевает принять по той бесхитростной причине, что нет
другого мощного проводника восточнохристианской культуры, больше некому
после падения Константинополя этим заниматься. Тогда же вполне проявляется
и важный аспект - включение сначала отдельных представителей, а потом и
целых народов в имперскую культуру. Это не подразумевало превращение всех в
русских. Культурные границы, в отличие от этнических, достаточно подвижны.
А русско-имперская культура ухитрялась включать в себя даже представителей
других религий, при всем том, что Россия никогда не забывала о своей миссии.

Книга:В. Махнач-ИМПЕРИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ- -1. О чистоте
терминов  а. Первоначальный смысл понятия. б. Не размером единым.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=3.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97717835_Naprotiv-on-vosprinimalsa-kak-ogromnaa-tazest-kotoruue-hristianskij-dolg-povelevaet-prinat-po-toj-beshitrostnoj-pricine-cto-net-drugogo-mosnogo-provodnika-vostocnohristianskoj-kultury-b (400x209, 9Kb)

Вот примеры имперского духа и имперской идеи, того, без чего империя не существует и что является необходимым,

Среда, 23 Марта 2016 г. 21:32 + в цитатник

Вот примеры имперского духа и имперской идеи, того,
без чего империя не существует и что является необходимым, хотя, может
быть, и недостаточным условием для их существования.

...Рим создал идею универсальной империи как идею общего блага. Рим
не навязывал принципов организации хозяйства, торговли, существования
рабства или отсутствия такового, форм зависимости колоната, прохождения
службы полисными, муниципальными чинами. Романизация - это дороги, почты,
акведуки, водопроводы. Римская культура была необычайно водолюбивой.
Достаточно сказать, что высокоцивилизованная Западная Европа только к
рубежу ХIХ - ХХ вв. начала в крупнейших городах доставлять на душу
населения столько воды, сколько доставлялось в Риме. И такое навязывание
всеми, безусловно, воспринималось как общее благо. Истребление пиратства,
организация судоходства - безусловно, общее благо для всего
Средиземноморья. Рим правил, опираясь не только на титул римского
гражданина, статут муниципия, на звание друга и союзника римского народа.
Рим, безусловно, правил под лозунгом единства во имя общего блага. И этого
хватало до тех пор, пока сохранялся имперский этнос.

Книга:В. Махнач-ИМПЕРИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ- -1. О чистоте
терминов  а. Первоначальный смысл понятия. б. Не размером единым.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97717485_Rim-ne-navazyval-principov-organizacii-hozajstva-torgovli-susestvovania-rabstva-ili-otsutstvia-takovogo-form-zavisimosti-kolonata-prohozdenia-sluzby-polisnymi-municipalnymi-cinami. (400x209, 7Kb)


Поиск сообщений в septitajs
Страницы: 155 ... 93 92 [91] 90 89 ..
.. 1 Календарь