-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в septitajs

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3200


Сказали мы, что милостыня есть великое приобретение; затем перешли к морю девства.

Вторник, 01 Октября 2013 г. 19:14 + в цитатник
4. Но у нас живо (в уме) слово и о пути покаяния, и о милостыне. Сказали
мы, что милостыня есть великое приобретение; затем перешли к морю девства.
Итак, великий (путь) покаяния ты имеешь в милостыне, которая может
освободить (тебя) из уз греховных; но есть для тебя и другой путь покаяния,
также весьма удобный, чрез который можешь освободиться от грехов. Молись
каждый час, не изнемогай в молитве, и неленостно умоляй человеколюбие
Божие, а Бог не отвратится от постоянно молящегося, но простит тебе грехи
твои и исполнит прошения твои. Если ты, молясь, будешь услышан, продолжай
молиться, чтобы принести (Богу) благодарение; если же не будешь услышан,
пребывай в молитве, чтобы быть тебе услышанным. И не говори: <<много я
молился, и не услышан>>, - потому что и это часто бывает для твоей же
пользы. Бог знает, что ты ленив и беспечен, и что, если получишь нужное, то
отойдешь и больше не станешь молиться; и вот, самою нуждою заставляет тебя
чаще беседовать с Богом и упражняться в молитве. Если ты, в такой нужде и
имея надобность, ленишься и не продолжаешь молитвы, что было бы, если б ты
ни в чем не нуждался? Стало быть, и это Он делает для твоей пользы, желая,
чтобы ты не оставлял молитвы. Итак, пребывай в молитве, возлюбленный, и не
ленись, потому что молитва может совершить многое; и не приступай к
молитве, как к маловажному делу. А что молитва доставляет прощение грехов,
это можешь узнать из Божественного Евангелия. Что же оно говорит? Подобно
Царствие Небесное человеку, который запер двери свои и лег спать с детьми
своими. Между тем вечером пришел некто взять у него хлебов и стучит,
говоря: отвори мне, мне нужны хлебы. А он ему: не могу дать тебе теперь,
потому что легли спать и мы, и дети наши. Тот продолжал стучать в дверь, а
этот опять говорит к нему: не могу тебе дать, потому что легли спать и мы,
и дети. Но тот и после этого продолжал стучать и не отходил, пока
домохозяин не сказал: встаньте, дайте ему, и пусть он отойдет (см. Лк. 11,
5-8). Итак, (Писание) учит тебя молиться и никогда не унывать, но и тогда,
как не получишь (просимого), пребывать (в молитве), пока не получишь. Много
и других путей покаяния найдешь в Писании. Покаяние, и прежде Пришествия
Христова, проповедовалось Иеремиею, который говорит: разве, упав, не встают
и, совратившись с дороги, не возвращаются (Иер. 8, 4)? И опять: после
этого, после того как она прелюбодействовала, сказал ей: возвратись ко Мне
(3, 7). Много и других (кроме милостыни и молитвы) различных путей покаяния
(Бог) дал нам для того, чтобы отнять у нас всякий предлог к нерадению. Если
б у нас был только один путь, мы бы не могли пойти по нему. От этого оружия
всегда убегает диавол. Согрешил ты? Войди в церковь и загладь свой грех.
Сколько бы ты ни падал на площади, - всякий раз встаешь: также точно
сколько раз ни согрешишь, - покайся во грехе, не отчаивайся; согрешишь в
другой раз, в другой раз покайся, чтобы по нерадению совсем не потерять
тебе надежды на обещанные блага. Ты в глубокой старости - и согрешил? Войди
(в церковь), покайся: здесь врачебница, а не судилище; здесь не истязуют,
но дают прощение в грехах. Одному Богу скажи грех твой: Тебе Единому
согреших, и лукавая пред Тобою сотворих (Пс. 50, 6), - и отпустится тебе
грех. Есть у тебя и иной путь покаяния, не трудный, а самый легкий. Какой
же это путь? Поплачь о грехе своем. Об этом узнаешь ты из Божественного
Евангелия. Петр, верховный из апостолов, первый в церкви, друг Христов,
получивший откровение не от человеков, но от Отца, как свидетельствует о
нем Господь, говоря: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и
кровь открыли тебе это, но Отец Мой Небесный (Мф. 16, 17), - этот Петр
(когда называю Петра, разумею камень несокрушимый, скалу неподвижную,
великого апостола, первого из учеников, первозванного, и первого
последовавшего на зов), он-то сделал не какое-либо маловажное преступление,
но очень великое - отрекся от Самого Господа. Это говорю не в обвинение
праведника, но чтобы дать тебе побуждение к покаянию. Так он отвергся
Самого Господа вселенной, Попечителя и Спасителя всех. Но расскажем этот
случай сначала. Спаситель знал, что во время Его предания некоторые отойдут
(от Него), и говорит Петру: не хочешь ли и ты отойти? Но Петр отвечал: хотя
бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя (Мф. 26, 35; ср.
Ин. 6, 67). Что говоришь, Петр? Бог определил, а ты противодействуешь? Но,
хотя воля (Петра) и выказала свое (желание), однако же слабость природы
(его) изобличилась. Когда же это? В ночь, в которую предан был Христос.
Тогда, сказано, стоял Петр у горящих дров и грелся; и вот подошла к нему
одна служанка и говорит: вчера и ты был с этим человеком; а он в ответ: не
знаю сего человека. Потом (отрекся) и в другой, и в третий раз - и
исполнилось определение (Божие). Засим Христос взглянул на Петра и этим
взглядом подал голос; не заговорил с ним устами, чтобы не обнаружить его
пред иудеями и не пристыдить своего ученика, но взглядом сказал ему: вот,
Петр, сбылось то, о чем Я говорил. Тогда и Петр пришел в чувство и начал
плакать, но заплакал не просто, а горько и из слез очей сделал второе
крещение. Но заплакав так горько, он загладил свой грех, и после этого ему
вверены ключи небесные. Если же плач Петра загладил столь великий грех, то
как тебе не загладить греха, если будешь плакать? Отречься от своего
Господа - было преступление не малое, но великое и весьма важное, - и,
однако же, слезы загладили грех. Плачь же и ты о грехе своем, только плачь
не просто и не для вида, но горько, как (плакал) Петр; изведи потоки слез
из самой глубины души, чтобы Господь, умилосердившись, простил тебе
прегрешение. Человеколюбив Господь; Он Сам сказал: не хочу смерти грешника,
но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33, 11). От тебя
хочет небольшого труда, а Сам дает великое; от тебя ожидает повода, чтобы
дать тебе сокровище спасения. Предложи слезы, а Он даст тебе прощение;
принеси покаяние, а Он дарует тебе отпущение грехов. Ты представь хоть
малый предлог, чтобы иметь благовидное оправдание, потому что (в деле
спасения) одно зависит от Него, а другое от нас. Если мы представим, что
зависит от нас, то и Он дарует, что зависит от Него. Но вот Он уже даровал,
что зависело от Него, - утвердил солнце, луну и разнообразный ход звезд,
разлил воздух, распростер землю, оградил море, дал горы, долины, холмы,
источники, озера, реки, бесчисленные роды растений, сады и все прочее.
Принеси же и ты немногое, чтобы таким образом Он даровал тебе и высшие
блага. Итак, не будем беззаботны о самих себе и не отступимся от своего
спасения, имея такую бездну человеколюбия Господа всех, Который даже кается
о наших грехах. Предлагается царство небесное и рай, и блага, которых не
видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что
приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9), - и мы не будем всячески
стараться привнести что-нибудь с своей стороны, чтобы не лишиться этих
благ? Разве не знаешь, что говорит Павел, который много потрудился и
одержал бесчисленные победы над диаволом, - который в теле прошел
вселенную, обтек землю, и море, и воздух, и, как бы на крыльях, облетел
вселенную, - который был забросан камнями, побит, потерпел побои, все
перенес ради имени Божия, призван был свыше небесным голосом? Смотри, что
говорит он, какое произнес слово: мы получили, говорит, благодать от Бога,
но и я потрудился и сделал свое; благодать Его во мне не была тщетна, но я
более всех их потрудился и сделал свое (1 Кор. 15, 10). Знаем, говорит,
знаем великость благодати, которую мы получили; но не праздным она нашла и
меня: известны дела мои. Так и мы приучим руки к милостыне, чтобы привнести
с своей стороны нечто малое; станем плакать о грехе, стенать о беззаконии,
чтобы видно было, что и мы привносим хоть что-нибудь малое, между тем как
то, что имеет быть даровано нам, велико и превышает наши силы. Это рай и
царство небесное, которого да сподобимся все мы по благодати и
человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым
Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0.%22

Разве не знаешь в Евангелии притчу о десяти девах: как не имеющие милостыни, хотя и подвизавшиеся в девстве,

Вторник, 01 Октября 2013 г. 13:14 + в цитатник
2. Разве не знаешь в Евангелии притчу о десяти девах: как не имеющие
милостыни, хотя и подвизавшиеся в девстве, остались вне брачного чертога?
Были, говорит (Писание), десять дев, пять глупых и пять мудрых; у мудрых
был елей, а у глупых не было елея, поэтому их светильники стали гаснуть.
Пришедши к мудрым, глупые сказали: дайте нам елея из ваших сосудов (см. Мф.
25, 8). Стыжусь я, и краснею, и плачу, когда слышу о деве глупой; краснею,
когда слышу, что они названы так после столь великой добродетели, после
подвигов девства, после того, как они возлетели телом на небо и соревновали
вышним силам, - перенесли жар и одолели пламя сладострастия. После этого
они названы глупыми - и справедливо, потому что, сделав великое, побеждены
были малым. И пришли, сказано, глупые, и сказали мудрым: дайте нам елея из
сосудов ваших. А эти отвечали: не можем дать вам, чтобы не случилось
недостатка и у нас и у вас (ст. 9). И сделали они это не по жестокости и не
по злобе, но по тесным обстоятельствам времени, - потому что ожидали
пришествия жениха. Были у глупых светильники, но в светильниках мудрых был
елей, а у тех не было. Ведь девство есть огонь, а милостыня - елей. Потому,
как огонь гаснет, когда не будет для него подливаться елей, так гаснет и
девство, когда не имеет милостыни. Дайте нам елея (сказали глупые) из
сосудов ваших. А мудрые в ответ им: не можем дать вам. Это сказано не по
злобе, а от страха: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас - как бы
нам, когда все мы стараемся войти, как бы всем не остаться (вне брачного
чертога). Пойдите лучше и купите у продающих. Кто же продавцы этого елея?
Бедные, ради милостыни сидящие пред церковью. А за сколько (продается) он?
За сколько хочешь: цены не назначаю, чтобы ты не ссылался на бедность.
Сколько у тебя есть, за столько и купи. Есть у тебя овол6? Купи небо, не
потому, что небо дешево, но потому, что Господь человеколюбив. Нет у тебя и
овола? Подай чашу холодной воды. И кто напоит одного из малых сих только
чашею холодной воды ради Меня, не потеряет награды своей (Мф. 10, 42).
Предметом купли и продажи - небо, и мы не заботимся! Дай хлеб и возьми рай;
дай малое и возьми великое; дай смертное и возьми бессмертное; дай тленное
и возьми нетленное. Если б была ярмарка, и на ней продавались бы дешево и в
большом количестве съестные припасы, и многое можно бы приобрести за малую
цену: не распродали ли бы вы имущества и, оставив все в стороне, не приняли
ли бы участие в том торге? И вот, где тленное, там вы показываете столько
ревности; а где идет дело о бессмертном, там вы столько нерадивы и
беспечны? Дай бедному, и - пусть сам ты будешь молчать - тысячи уст
заговорят в защиту тебя, потому что милостыня восстанет и защитит (тебя):
милостыня есть выкуп души. Поэтому, как пред дверьми церковными стоят
сосуды, наполненные водою, чтобы ты мыл руки, так вне церкви сидят и
бедные, чтобы ты омывал руки души. Омыл ты чувственные руки водою? Омой
руки души милостынею. Не ссылайся на бедность. Вдовица и в крайней бедности
ввела в дом свой Илию, и бедность не была (для нее) препятствием, но с
великою радостью она приняла его; потому и получила достойные плоды и
собрала жатву милостыни. Но, может быть, слушатель скажет: дай мне Илию.
Что ищешь Илию? Господа Илии даю тебе, и не питаешь Его: как же ты принял
бы Илию, если б нашел его? Христос, Господь всяческих, сказал: кто сотворил
одному из сих братьев Моих меньших, - Мне сотворил (Мф. 25, 40). Если бы
царь позвал кого-нибудь на вечерю и, когда бы предстали слуги, сказал к
ним: возблагодарите его много за меня; он пропитал и принял меня в дом
свой, когда я был в бедности, он оказал мне много благодеяний во время
нужды, - не каждый ли бы употребил и потратил все свои деньги для того,
кому царь изъявил благодарность? Не каждый ли бы постарался сблизиться и
подружиться с ним?

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%2C%22

Знаете ли, откуда у нас началось недавно слово и где кончилось, или с какого предмета и до какого доведена

Вторник, 01 Октября 2013 г. 07:14 + в цитатник
О милостыне и о десяти девах

1. Знаете ли, откуда у нас началось недавно слово и где кончилось, или с
какого предмета и до какого доведена прежняя беседа? Вы, думаю, забыли, где
у нас остановилось слово; а я знаю и не виню вас в этом, не осуждаю. Каждый
из вас имеет жену, печется о детях и заботится о делах домашних; одни
заняты службою в войске, другие - ремесленники; словом: каждый из вас
озабочен различными нуждами. А мы с этим (проповеданием) имеем дело, этим
занимаемся и в этом проводим свое время. Стало быть, вас нельзя порицать за
это4, но должно хвалить за ревность, - за то, что вы ни в одно воскресенье
не покидаете нас, но, оставляя все, приходите в церковь. Это-то и
составляет величайшее украшение нашего города, - не шум его, не предместья,
не позлащенные дома и столовые комнаты, но жители ревностные и бодрые. И
добрую породу дерева мы узнаем не по листьям, но по плодам. Тем-то мы и
отличаемся пред бессловесными животными, что имеем (дар) слова, изъясняемся
словом и любим слово. Человек, не любящий слова, гораздо глупее скотов: он
не знает, для чего он почтен (даром слова) и откуда получил такую честь.
Хорошо сказал пророк: человек в чести сый не разуме, приложися скотом
несмысленным и уподобися им (Пс. 48, 13). Ты - человек, одаренный словом, и
не любишь слова? Скажи же, какое будешь иметь извинение? Потому из всех вы
для меня самые незаменимые, что, как на крыльях, слетаетесь к (слушанию)
слова о добродетели и поставляете все ниже божественных речений. Так вот и
мы возьмемся за предмет и продолжим беседу о том, о чем говорили недавно: я
должен вам и охотно плачу долг, потому что это приносит мне не бедность, но
доставляет богатство. В делах мирских должники бегают от заимодавцев, чтобы
не отдать (долга); а я гонюсь (за вами), чтобы отдать - и весьма
справедливо, потому что в мирских делах отдача производит бедность, а в
слове отдача рождает богатство. Например: я должен кому-нибудь деньги; если
возвращу их, они не могут быть и у него, и у меня; нет, от меня они ушли, а
к нему пришли. Но если заплачу слово, оно и при мне находится, и вы все его
имеете. Если задержу слово и не сообщу (его), тогда я беден, а когда
заплачу, тогда становлюсь богаче. Если не заплачу слова, тогда я один
богат; а если заплачу, то получаю плод вместе со всеми вами.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B0%22

Он пользуется чужими несчастиями, участвует в плодах чужих трудов; о трудах не помышляет, а в прибыли берет

Вторник, 01 Октября 2013 г. 01:14 + в цитатник
5. В самом деле, скажи мне, что хуже мытаря? Он пользуется чужими
несчастиями, участвует в плодах чужих трудов; о трудах не помышляет, а в
прибыли берет себе долю. Так, грех мытаря - самый тяжкий. Мытарь есть не
что иное, как обезопашенное насилие, узаконенный грех, благовидное
хищничество. Что хуже мытаря, который сидит при пути и собирает плоды чужих
трудов, - который, когда надобно трудиться, нисколько об этом не заботится,
а когда предстоит выгода, берет часть из того, над чем не трудился? Если же
мытарь, будучи грешником, получил столь великий дар за смиренномудрие, то
не гораздо ли более (получит) человек добродетельный и смиренный? Итак,
если ты исповедуешь грехи твои и покажешь смиренномудрие, то будешь
оправдан. Но хочешь ли узнать, кто истинно смиренномудр? Посмотри на Павла,
подлинно смиренномудрого, - на Павла, учителя вселенной, духовного витию,
сосуд избранный, пристань необуреваемую, столп неколебимый, - (на Павла),
который в малом теле обошел вселенную и как бы на крыльях обтек ее.
Посмотри, как он смиренно любомудрствует, он - простолюдин и мудрец, бедняк
и богач. Его-то называю истинно смиренномудрым, - его, который понес
бесчисленные труды, одержал над диаволом бесчисленные победы, проповедует и
говорит: благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился
(1 Кор. 15, 10). Он, потерпевший темничное заключение, удары и бичевания,
уловивший посланиями вселенную, призванный небесным голосом, он-то
смиренномудрствует, когда говорит: ибо я наименьший из Апостолов, и
недостоин называться Апостолом (ст. 9). Видишь великость смиренномудрия?
Видишь, как Павел смиренномудрствует, называя себя меньшим (из апостолов)?
Ибо я, говорит, наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом.
В том-то и состоит истинное смиренномудрие, чтобы смиряться во всем и
называть себя меньшим. Подумай, кто был сказавший эти слова? Павел,
гражданин небесный, хотя еще облеченный немощным телом, столп церкви,
земной ангел, человек небесный. Люблю останавливаться на этом муже и
созерцать красоту его добродетели. Не столько радует мои очи взошедшее и
испускающее светлые лучи солнце, сколько освещает мою душу Павел. Солнце
озаряет глаза, а Павел как бы на крыльях возносит нас к самым сводам небес
и возводит душу выше солнца и луны. Такова сила добродетели: человека она
делает ангелом, и душу как бы на крыльях возносит к небу. Этой добродетели
учит нас Павел: постараемся соделаться ревнителями его добродетели. Но мы
не должны уклоняться от своего предмета. Нашею целью было показать, что
смиренномудрие есть третий путь покаяния, что мытарь не
смиренномудрствовал, но говорил правду, когда обнаруживал грехи свои; что
стал он праведным, хотя и не тратил денег, не переплывал морей, не
предпринимал дальних путешествий, не обтекал беспредельных морей, не
упрашивал друзей и не потратил много времени. Нет, одним уничижением он
стяжал праведность и удостоился Царствия Небесного, которое да получим мы
все по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому
слава и держава во веки веков. Аминь.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%22

Не приказываю тебе ни рассекать моря, ни входить в пристани, ни путешествовать, ни отправляться в дальний

Понедельник, 30 Сентября 2013 г. 19:14 + в цитатник
3. Но есть и другой путь покаяния. Какой же это? Оплакивание греха. Ты
согрешил? Плачь - и изгладишь грех. Какой это труд? Ничего больше не требую
от тебя, кроме плача о грехе. Не приказываю тебе ни рассекать моря, ни
входить в пристани, ни путешествовать, ни отправляться в дальний путь, ни
тратить деньги, ни вверять себя бурным волнам, - но что? Поплачь о грехе.
Но откуда, скажешь, известно, что, если буду плакать, то уничтожу грех?
Есть для тебя и на это доказательство в Божественном Писании. Был некто
Ахав, царь. Сам он, говорится, был справедлив; но из-за Иезавели, жены
своей, царствовал худо. Он пожелал иметь виноградник одного израильтянина,
Навуфея, и послал к нему сказать: отдай мне твой виноградник, который мне
захотелось иметь, и возьми от меня или деньги, или другое место. Тот
отвечал: не дай Бог, чтобы я продал тебе наследие отцов моих. Ахав, хоть и
желал иметь виноградник (Навуфея), однако же не хотел взять его силою, так
что от этого впал в болезнь. Но вот приходит к нему Иезавель, женщина
бесстыдная и бессовестная, распутная и непотребная, и говорит: что ты
печалишься и не ешь? Встань и ешь; я сделаю, что ты получишь виноградник
Навуфея израильтянина. И вот пишет от лица царя к старейшинам письмо такого
содержания: объявите пост и поставьте лжесвидетелей против Навуфея,
(которые бы показали), что он (не) благословил Бога и Царя, то есть
произнес хулу на них. О, пост, исполненный крайнего нечестия! Объявили
пост, чтобы совершить убийство! Что же последовало? Навуфей побит был
камнями и умер. А Иезавель, узнавши об этом, говорит Ахаву: встань,
овладеем виноградником, потому что Навуфей умер. Ахав, хоть на время и
опечалился, однако же пошел и овладел виноградником. Бог посылает к нему
Илию пророка: поди, говорит, скажи Ахаву: за то, что ты убил (Навуфея) и
овладел (виноградником его), прольется кровь твоя, и псы будут лизать кровь
твою, и блудницы мыться в крови твоей. Гнев Божеский, приговор решительный,
осуждение окончательное! И смотри, куда (Бог) посылает его (Илию)? В
виноградник. Где беззаконие, там и наказание (3 Цар. 21, 2-18). Что же
далее? Увидев его (Илию), Ахав говорит: нашел ты меня, враг мой! (ст. 20);
- это значит: ты застиг меня виновным, потому что я согрешил; теперь имеешь
случай напасть на меня. Нашел ты меня, враг мой! Так как Илия всегда
обличал Ахава, то Ахав, зная, что согрешил, говорит: ты и всегда меня
обличал, но теперь благовременно наступаешь на меня; он сознавал, что
согрешил. В ответ на это (Илия) объявляет ему приговор. Так говорит
Господь, говорит он: поскольку ты убил, и еще вступаешь в наследство и
пролил кровь мужа праведного, то прольется и твоя кровь, псы будут лизать и
твою кровь (ст. 19). Услышав сие, Ахав опечалился и плакал о грехе своем;
он сознал беззаконие, и Бог отменил приговор, произнесенный на него.
Впрочем, Бог наперед оправдал Себя пред Илиею, чтобы он не оказался лжецом
и чтобы не случилось с ним того же, что случилось с Ионою. А вот что
случилось с Ионою. Бог говорит ему: пойди, возвести в городе Ниневии, где
живет сто двадцать тысяч человек, исключая жен и детей: еще сорок дней, и
Ниневия будет разрушена (Иона. 3, 4). Зная человеколюбие Божие, Иона не
захотел пойти; но что делает? Предается бегству. Вот, говорит, я пойду
проповедовать, а Ты, по Своему человеколюбию, отменишь Свой приговор, и
убьют меня как лжепророка. Однако же море, приняв его, не скрыло, но
возвратило земле и спасло для Ниневии, точно так, как добрая служанка
сохраняет свою сослужанку. Встал Иона, говорит Писание, чтобы бежать <...>
и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в
него (Иона. 1, 3). Куда бежишь, Иона? В иную землю уходишь? Но Господня
земля, и исполнение ея (Пс. 23, 1). Или в море? Но разве не знаешь, что
Того есть море, и той сотвори е (Пс. 94, 5)? Или на небо? Но разве не
слышал ты, что говорит Давид: узрю небеса, дела перст твоих (Пс. 8,4)? Но,
несмотря на это, он, объятый страхом, якобы убежал, потому что на самом
деле невозможно убежать от Бога. Когда же море выбросило его, он пришел в
Ниневию и проповедовал так: Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена. А
что действительно он предался бегству, имея в мыслях то, что Бог по
человеколюбию раскается о зле, которое определил ниневитянам, и что он
явится лжепророком, это доказывает сам он. Проповедав в Ниневии, он вышел
из города и наблюдал, что будет. Когда же увидел, что три дня прошли и
нигде не случилось ничего, чем угрожал он, - возвращается к прежней своей
мысли и говорит: не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? <... >
ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый
и сожалеешь о бедствии (Иона. 4, 2)? Итак, чтобы не случилось того же с
Илиею, что и с Ионою, Бог объявляет ему причину, по которой Он простил
Ахава. Что же говорит Бог Илии? Видишь, как ходил Ахав в скорби и печали
пред лицем Моим? Не сделаю (поэтому) по нечестию его (см. 3 Цар. 21, 29).
Чудное дело! Господь становится защитником раба, и Бог пред человеком
ходатайствует за человека. Не думай, говорит, будто Я без причины простил
его; он переменил свой нрав, и Я отменил и укротил гнев Мой. Но и ты не
будешь сочтен за лжепророка; и ты сказал правду. Если бы он не изменил
своего нрава, то потерпел бы, что назначено по приговору; но он переменил
нрав, и Я укротил Свой гнев. И говорит Бог Илии: видел ли, как ходил Ахав в
скорби и печали? Не сотворю по гневу Моему. Видишь ли, что плач заглаждает
грехи?

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%B9%22

Видели вы в прошедший воскресный день брань и победу - брань диавола, а победу Христа?

Понедельник, 30 Сентября 2013 г. 13:14 + в цитатник
БЕСЕДА ВТОРАЯ

О покаянии и о печали царя Ахава, а также и о пророке Ионе

1. Видели вы в прошедший воскресный день брань и победу - брань диавола, а
победу Христа? Видели, как покаяние было похваляемо, и диавол не снес
поражения, но убоялся и вострепетал? Отчего ты боишься, диавол, когда
покаяние похваляется? Отчего скорбишь? Отчего трепещешь? Да, говорит, не
напрасно я скорблю и сокрушаюсь: дорогие мои сосуды похитило это покаяние.
Какие же сосуды? Блудницу, мытаря, разбойника, хулителя. И подлинно, много
сосудов похитило у него покаяние, разрушило и самую его твердыню, нанесло
ему смертельный удар. Это можешь ты узнать, возлюбленный, из того, что
недавно показал опыт. Но отчего же мы не любим собираться сюда и не
приходим каждый день в церковь для покаяния? Ты грешник? Приди в церковь,
чтобы исповедать грехи твои. Ты праведник? Приди, чтобы не потерять
праведности: церковь есть пристань для того и другого.

Ты грешник? Не отчаивайся, но приди, принеси покаяние. Ты согрешил? Скажи
Богу: я согрешил. Какой тут труд? Какое обременение? Какая скорбь? Какая
тягость - сказать слово: я согрешил? Если сам ты не назовешь себя
грешником, то разве не будешь обвинен диаволом? Предупреди же и лиши его
этой чести; а его честь состоит в том, чтобы обвинять. Почему же не
предупреждаешь его, и не исповедуешь греха, и не изглаждаешь преступления,
когда знаешь, что есть против тебя такой обвинитель, который не может
умолчать? Ты согрешил? Приди в церковь, скажи Богу: я согрешил. Ничего
другого я от тебя не требую, кроме одного этого. Божественное Писание
говорит: говори ты, сказано, беззаконии твои прежде2 чтоб оправдаться (Ис.
43, 26): скажи грех, чтобы разрешить грех. Для этого не нужны ни труд, ни
многословие, ни денежная издержка, ни что другое подобное: произнеси слово,
откройся в грехе и скажи: я согрешил. Но откуда известно, скажет
кто-нибудь, что, если я первый скажу грех, то разрешу грех? В Писании есть
пример и такого человека, который исповедал грех - и загладил его, и
такого, который не исповедал - и был осужден. Каин умертвил брата своего
Авеля из зависти, - убийство было следствием зависти; он убил его, взяв его
с собою в поле. И что же говорит ему Бог? Где Авель, брат твой (Быт. 4, 9)?
Тот, Кто знает все, спрашивает не по неведению, но чтобы привлечь убийцу к
покаянию. А что Он спрашивал не по неведению, это доказал сам вопросом: где
Авель, брат твой? Каин же отвечал: не знаю; разве я сторож брату моему (ст.
9)? Пусть так, ты не страж: для чего же убийца? Ты не оберегал: для чего же
умертвил? Но ты признаешься в том, (что не был сторожем брату)? Ты должен
бы и беречь его. Что же Бог к нему? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне
от земли (ст. 10). Тотчас обличил его и наложил на него наказание, не
столько за убийство, сколько за бесстыдство, потому что Бог ненавидит не
столько согрешающего, сколько бесстыдного. И когда Каин раскаивался, (Бог)
не принял его, без сомнения, потому, что он не первый исповедал свой грех.
Что говорит (Каин)? Наказание мое больше, нежели снести можно (ст. 13); как
бы так сказал: тяжко я согрешил, недостоин и наслаждаться жизнью. Что же к
нему Бог? Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле3 (ст. 12); таким
образом определил ему страшное и тяжкое наказание. Не лишаю, говорит, тебя
жизни, дабы истина не была предана забвению, но делаю из тебя закон,
который бы могли все читать, чтобы твое бедствие стало матерью любомудрия.
И Каин ходил всюду, как живой закон, как столп движущийся, - безмолвный и,
однако же, издававший голос звучнее всякой трубы. Никто не делай, говорил
он, того же, что я сделал, дабы не потерпеть того же, что я терплю. Он
подвергся наказанию за бесстыдство; осужден за грех, потому что не сам
исповедал его, но был обличен в нем. А если бы он сам первый сказал свой
грех, то загладил бы его.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%3F%22

Так Павел, зная, что сделал диавол с Иудою, боялся; чтобы и здесь не случилось то же самое.

Понедельник, 30 Сентября 2013 г. 07:14 + в цитатник
Так Павел, зная, что сделал диавол с Иудою, боялся; чтобы и здесь не
случилось то же самое. Что же сделал (диавол) с Иудою? Иуда раскаялся:
согрешил я, говорит, предав кровь невинную (Мф. 27, 4). Услышал эти слова
диавол; понял, что Иуда вступает на путь к лучшему и идет к спасению - и
устрашился такой перемены. Человеколюбив, говорит, у него Господь: когда
хотел (Иуда) предать Его, Он плакал о нем и многократно вразумлял его: не
гораздо ли более примет его кающегося? Когда он был неисправим, и тогда
влек и звал его к Себе: не гораздо ли более привлечет к Себе исправившегося
и познавшего свой грех? Для этого-то Он пришел и на распятие. Что же
(диавол) сделал? Смутил Иуду, омрачил чрезмерностью печали, гнал,
преследовал, пока не довел до петли, пока не вывел из настоящей жизни и не
лишил намерения покаяться. А что спасся бы и Иуда, если бы остался жив, это
видно из примера распинателей. Если (Господь) спас вознесших Его на крест,
и на самом кресте умолял Отца и просил им прощения в грехе, то явно, что Он
со всем благоволением принял бы и предателя, если б этот принес надлежащее
покаяние; но он не в состоянии был воспользоваться сим врачевством, быв
поглощен чрезмерною скорбью. Этого-то именно опасаясь, Павел понуждает
коринфян исхитить того человека из челюстей диавола. И зачем говорить о
том, что было у коринфян? Петр трижды отрекся после участия в таинствах, но
слезами загладил все. Павел был гонитель, богохульник и обидчик, гнал не
только Распятого, а также и всех последователей Его; но - раскаялся и стал
апостолом. Бог требует от нас только малого повода и дарует нам отпущение
многих грехов. Скажу вам и притчу, которая служит подтверждением этого.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B5.%22

Итак, зная это, не будем никогда отчаиваться, потому что нет ни одного столь сильного оружия у диавола, как

Понедельник, 30 Сентября 2013 г. 01:14 + в цитатник
Итак, зная это, не будем никогда отчаиваться, потому что нет ни одного
столь сильного оружия у диавола, как отчаяние. И мы не так радуем его,
когда грешим, как - когда отчаиваемся. Можешь видеть на блуднике, как Павел
страшился отчаяния больше греха. Когда писал к коринфянам, он так говорил:
есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое
блудодеяние, какого не слышно даже у язычников (1 Кор. 5, 1). Не сказал: на
каковое не решаются даже между язычниками, но не слышно, то есть что у них
не терпимо даже по имени, на то у вас дерзнули самым делом. И вы
возгордились. Не сказал: и он (блудник) возгордился; но, оставив
согрешившего, обращается к здоровым, подобно тому как поступают врачи,
которые, оставив больного, много говорят с родными его. С другой стороны, и
сами (здоровые) были причиною гордости его, потому что не осуждали и не
устрашали его. Поэтому Павел сделал вину общею, чтобы удобнее было лечение
раны. Худо грешить, но гораздо хуже еще гордиться грехами. Если надмение
праведностью уничтожает праведность, тем более надмение грехами причинит
нам крайний вред и будет гораздо виновнее самых грехов. Поэтому (Господь)
говорит: когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не
стоящие (Лк. 17, 10). Если же сотворившие все должны уничижать себя, тем
более грешнику прилично и плакать, и считать себя между последними. На это
именно указывая тогда, (апостол) говорил: лучше плакать (1 Кор. 5, 2). Что
говоришь? Другой согрешил, а я буду плакать? Да, говорит, потому что все мы
связаны между собою наподобие тела и членов, а в теле мы видим, что, если и
нога получит рану, то склоняется голова. Что, кажется, почетнее головы? Но
она не смотрит на (свое) достоинство во время несчастия; так и ты поступи.
Поэтому и Павел увещевает: радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими
(Рим. 12, 15). Поэтому и коринфянам он говорит: лучше плакать, дабы изъят
был из среды вас сделавший такое дело (1 Кор. 5, 2). Не сказал: и вы не
постарались, - но что? Лучше плакать, - как будто всеобщая болезнь и зараза
постигла город. Как бы так говорит он: потребны молитва и исповедь и
усердные моления, чтобы эта болезнь изгнана была из всего города. Видишь,
какой навел на них страх? Они думали, что зло остановилось только на
согрешившем, и потому апостол возбуждает в них беспокойство, говоря: разве
не знаете, что малая закваска квасит все тесто? (1 Кор. 5,6). А это значит
вот что: зло, распространяясь мало-помалу, касается и прочих членов;
поэтому тебе нужно озаботиться, как подобает пекущемуся об общем бедствии.
Не говори мне, что он согрешил один; посмотри на то, что этот грех есть
некоторого рода яд, и (от одного члена) распространяется по всему
остальному телу. И как во время пожара, и те, которые еще не пострадали от
него, суетятся не менее подвергшихся уже этому несчастию, и употребляют все
усилия, чтобы огонь, распространяясь, не дошел и до их дверей; так и Павел
возбуждает коринфян, говоря: пожар занялся; предупредим несчастие; погасим
пожар, прежде чем он объял церковь. Если же ты не обращаешь внимания на
грех, потому что он совершился в теле другого, то и в этом случае
поступаешь весьма худо: ведь согрешивший есть член всего тела (церкви).

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...D0%B0%2C-%D0%BA%D0%B0%D0%BA%22

Помнили ль вы о нас, когда мы в течение этого времени были в разлуке с вами?

Воскресенье, 29 Сентября 2013 г. 19:14 + в цитатник
О покаянии, по возвращении из села

1. Помнили ль вы о нас, когда мы в течение этого времени были в разлуке с
вами? Я так никогда не мог забыть вас, но, и оставив город, не оставил
памяти о вас. Как любители красивых тел, куда бы ни пошли, везде носят с
собою любимый образ, так и мы, возлюбив красоту вашей души, всегда носим с
собою прекрасный образ вашего духа. И как живописцы, смешивая различные
краски, делают изображения тел, так и мы, вашу ревность к собраниям,
усердие к слушанию, благосклонность к проповеднику, и все другие добрые
дела смешав, как бы различные краски добродетели, начертали образ вашей
души, и, поставив его пред очами ума, от созерцания его получали немалое
утешение в разлуке с вами. И этим мы занимались постоянно - и когда сидели
дома и вставали, и когда ходили и отдыхали, и когда входили и выходили,
всегда представляли себе вашу любовь. И этим созерцанием услаждались мы не
только днем, но и ночью; с нами тогда было то же, о чем сказал Соломон: я
сплю, а сердце мое бодрствует (Песн. 5, 2); потребность сна смыкала наши
вежды, но сила любви вашей пробуждала от сна очи души моей; и часто
казалось мне, будто я во сне беседую с вами. И в самом деле, душа
обыкновенно ночью представляет то, о чем размышляет днем; это же было тогда
и с нами: и не видя нас плотскими глазами, я видел вас очами любви, и не
бывши с вами телом, был с вами душою, а уши мои постоянно оглашались вашим
воплем. Поэтому, хотя болезнь телесная и побуждала меня оставаться там (в
селе) долее и пользоваться целительным для плотского здоровья воздухом, но
сила любви вашей не позволяла этого, напротив, вопияла и не переставала
докучать дотоле, пока не заставила меня встать еще раньше надлежащего
времени и ваше сообщество поставить наравне и с здоровьем, и с
наслаждением, и со всем, что только есть доброго. И мы, склонившись на ее
убеждения, лучше захотели возвратиться с остатками болезни, чем, стараясь о
совершенном исцелении от немощи телесной, опечаливать долее любовь вашу.
Живя и там, я слышал ваши упреки, - частые письма доносили их до нас; и
упрекающим я внимал не менее, чем хвалящим, потому что упреки те были
выражением души, умеющей любить. Вот почему я встал и поспешно пришел; вот
почему я никогда не мог выкинуть вас из своего ума! И что удивительного в
том, что я, живя в селе и наслаждаясь свободою, помнил о вашей любви, когда
Павел, обложенный узами, живя в темнице и видя бесчисленное множество
грозивших ему опасностей, - и в темнице, как бы среди луга, помнил о
братиях, и писал им так: как и должно мне помышлять о всех вас, потому что
я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении
благовествования (Флп. 1, 7)? Снаружи цепь от врагов, а внутри цепь любви к
ученикам; но наружная (цепь) скована из железа, а внутренняя составлена из
любви; ту часто он и снимал, а этой никогда не разрывал. Напротив, как
жены, испытавшие болезни рождения и сделавшиеся матерями, всегда привязаны
бывают к своим детям, где бы они ни были, так, или еще гораздо крепче их, и
Павел всегда привязан был к ученикам своим, и тем крепче, чем болезненнее
духовное рождение плотского. В самом деле, и он был в муках рождения, и не
однажды, но для одних и тех же дважды, и потому вопиял: дети мои, для
которых я снова в муках рождения (Гал. 4, 19). Этого никогда не может
испытать жена, никогда не вытерпит она в другой раз те же муки рождения; а
Павел вытерпел то, чего нельзя видеть в природе, - он снова зачал тех,
которых уже раз родил, снова перенес для них жестокие муки рождения.
Поэтому, желая пристыдить их, он и говорил: для которых я снова в муках
рождения, как бы так говоря: пощадите меня; никакой сын в другой раз не
подвергал матернего чрева мукам рождения, а вы заставляете меня терпеть
это. Притом, те болезни мучат одно мгновение и прекращаются, коль скоро
дитя выйдет из утробы матерней, а эти не так, напротив, продолжаются даже
по целым месяцам. Павел часто по целому году был в муках рождения и не мог
родить зачатых им. Там труд плоти, а здесь болезни терзают не чрево, но
поражают самую силу души. И чтобы увериться, что эти болезни (духовного
рождения) тяжелее, (подумай), какая мать решилась когда-либо пойти в геенну
за своих детей? А Павел не только решается пойти в геенну, но и желает
отлучен быть от Христа, только бы ему родить иудеев, для которых он всегда
и непрерывно был в муках рождения; и как это не сбывалось, то он с горестью
говорил: великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему (Рим.
9,2). И здесь опять: дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе
не изобразится в вас Христос! (Гал. 4, 19). Что блаженнее той утробы,
которая могла рождать таких детей, кои способны иметь в себе Христа? Что
плодоноснее той, которая родила всю вселенную? Что сильнее той, которая
родившихся и возросших недоносков могла снова зачать и преобразовать? Это в
естественных родах невозможно. Но почему Павел не сказал: дети мои, которых
я снова рождаю, но для которых я снова в муках рождения, - хотя в другом
месте говорит о себе, что он рождает: я родил вас во Христе Иисусе (1 Кор.
4, 15)? Потому, что там он хотел показать только сродство, а здесь старался
выставить и труд. Как же он называет чадами тех, которые еще не родились?
Если он болезнует, значит, еще не родил: как же называет чадами? Дабы ты
знал, что он терпит уже не первые муки рождения, и этого довольно было,
чтобы пристыдить их (галатян). Я, говорит, был уже раз отцом и перенес для
вас, какие следовало, муки рождения; и вы раз сделались уже чадами: для
чего же снова подвергаете меня вторичным мукам рождения: для чего же снова
терзаете меня болезнями? В самом деле, падения верных причиняли ему не
меньшую скорбь, чем и (грехи) еще неуверовавших: невыносимо тяжко было
видеть, как они (верующие), после участия в таких таинствах, уклонялись в
нечестие. Поэтому он весьма горько и жалобнее всякой жены плакал и говорил:
дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас
Христос! (Гал. 4, 19). А это говорил он для того, чтобы в то же время и
ободрить и устрашить (галатян). Показав, что Христос не вообразился в них,
Павел поверг их в смущение и страх; а дав понять, что Он может
вообразиться, - опять возбудил в них бодрость. Слова доколе не изобразится
- показывают и то, что (Христос) еще не вообразился, и то, что Он может
снова вообразиться. Если б это было невозможно, то (Павел) напрасно бы
говорил им: доколе не изобразится в вас Христос, - и льстил бы их суетными
надеждами.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%B8%3F%22

Без заголовка

Воскресенье, 29 Сентября 2013 г. 13:14 + в цитатник
БЕСЕДЫ О ПОКАЯНИИ


Содержание


БЕСЕДА ПЕРВАЯ О покаянии, по возвращении из села 1

БЕСЕДА ВТОРАЯ О покаянии и о печали царя Ахаава, а также и о пророке Ионе 6

БЕСЕДА ТРЕТЬЯ О милостыне и о десяти девах 11

БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ О покаянии и молитве 16

БЕСЕДА ПЯТАЯ О посте, также о пророке Ионе, Данииле и о трех отроках;
сказана пред наступлением Святого поста 21

БЕСЕДА ШЕСТАЯ О посте, сказанная в шестую неделю Святой Четыредесятницы 26

БЕСЕДА СЕДЬМАЯ О покаянии и сокрушении сердца, а также о том, что Бог скор
на спасение и медлен на наказание; здесь же дивная повесть о Рааве 33

БЕСЕДА ВОСЬМАЯ 42

БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ О покаянии и о тех, кто оставляет собрания; здесь же о
священной трапезе и Суде 48


Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&q=%22%22

Мирское имя одного из монахов, Саввы Сербского.

Воскресенье, 29 Сентября 2013 г. 07:14 + в цитатник
18. Мирское имя одного из монахов, Саввы Сербского.

19. По кончине митр. Антония о. Иустин написал о нем статью под
заглавием "Он между ними", где "он" - это митр. Антоний, а "они" -
Святители Церкви.


Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE.%22

От Слово - Логос.

Воскресенье, 29 Сентября 2013 г. 01:14 + в цитатник
8. От Слово - Логос.

9. Имеется ввиду Ин.1:1-5.

10. В сербском оригинале употреблено слово "видело", т.е. "свет". Отсюда
более точной передача смысла мысли о. Иустина послужил бы следующий перевод
начала означенного предложения: "Видеть человека и его смысл можно только
в "ви-де-ле" Слова...", - общий корень слов подчеркивает неразрывное
единство передаваемого ими смысла. Подобный же смысл передается русским
глаголом "зреть" и сербским существительным "зрак", т.е. "луч". Еще более
ярко подобное единство смысла проявляется в церковнославянском языке.

11. От греч. ???????? - сотрудничество, содружество.

12. Учение о Св. Церкви.

13. Учение о спасении мира и человека от греха, смерти и дьявола Господом
нашим Иисусом Христом.

14. Т.е. в Свято-Архангельской обители Челие.

15. Монастырь в Сербии.

16. "Неманичи" - названы та по имени сербского короля Стефана Немани (годы
царствования 1168-1196), положившему начало самостоятельному сербскому
государству.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81.%22

Однажды один из учеников спросил Иустина, почему он не напишет своей исповеди, на что отец Иустин ответил:

Суббота, 28 Сентября 2013 г. 19:14 + в цитатник
1. Однажды один из учеников спросил Иустина, почему он не напишет своей
исповеди, на что отец Иустин ответил: "Все, что я написал, - это моя
исповедь". Стословия отца Иустина не являются цельным произведением; они
составлены из его отдельных заметок в тетрадях или на листочках бумаги, но
знаменательно то, что они охватывают всю его подвижническую жизнь и
являются существенным дополнением к его исповеди.

2. Небесным, ангельским, святительским.

3. Со святыми.

4. Эпиклеза, наше постоянное эпиклетическое, молитвенное положение в жизни
по отношению к Духу Святому.

5. Церковь измененная, всегда изменяемая.

6. По учению индуизма, дзен-буддизма и проч., человек через определенные
упражнения (медитация и проч.) может стать совершенным, абсолютным богом,
восходя по ступеням "просветления". "Мы, индийцы, в конечном счете
Человекопоклонники, - говорил Свами Вивеканада, один из современных
проповедников индуизма. Наш Бог - это Человек!" (См. об этом подробно книгу
о. Серафима (Роуз) "Православие и религия будушего" М., 1983).

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BB%3A%22

В ночь моего сердца Ты, Господи, вошел, подобно солнцу, подобно хору светил.

Суббота, 28 Сентября 2013 г. 13:14 + в цитатник
В ночь моего сердца Ты, Господи, вошел, подобно солнцу, подобно хору светил.

49. Святое Православие и поныне неустанно пишет Св. Евангелие Спасителя и
будет писать его вплоть до Страшного Суда. (14. III. 1964).

50. Евангелие непрестанно пишется. Каждая тварь, как логосное творение,
непрестанно пишет Евангелие Слова - Господа Иисуса Христа. Его пишет каждый
цветок, каждая травинка, каждый мотылек, каждая птичка, а тем более человек
- Богообразное, Христообразное существо.

Эту истину открывает в своем Евангелии святой Иоанн Богослов,
благовествуя: "Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том
подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь"
(Ин.21:25).

51. Весь принадлежа иному миру, он и в этом мире жил тем миром. Он ходил по
земле, но жизнь его была сокрыта со Христом в Боге. Он мыслил о вышнем,
горнем, и небесным измерял землю, и временное оценивал вечным. (О митр.
Антонии Храповицком). [19]


Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...B2%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BB.%22

Не могу помыслить, чтобы в эти дни (Светлое Христово Воскресение и Светлая седмица) не было богослужения -

Суббота, 28 Сентября 2013 г. 07:14 + в цитатник
46. Не могу помыслить, чтобы в эти дни (Светлое Христово Воскресение и
Светлая седмица) не было богослужения - пасхальной утрени, вечерни, святой
литургии. Богослужения всей этой седмицы - это нечто самое прекрасное.
Просто чувствую себя непрестанно на богослужении всю эту неделю. Я в
каком-то восхищении, воодушевлении, радости... Это две антитезы, если
сравнить Светлую седмицу с первой седмицей Великого Поста. (На второй день
Св. Пасхи, 1962, в алтаре монастыря Челие, после святой литургии, устно).

47. Священнослужитель. Священнослужитель ежедневно переживает всю тайну
мироздания, выраженную через святую литургию, переживает ее через свою
священнослужительскую деятельность. Здесь все: от Ангела до червя, от Адама
до Страшного Суда, и грехопадение, и Голгофа, и Вифлеем, и Воскресение, и
Вознесение, и обожение, и спасение, словом - Церковь - ее Богочеловеческая
жизнь. Все от Бога до последнего человека, Страшный Суд; рай и ад. Нет
никого, более близкого, чем священнослужитель, к человеку, к миру, к Богу,
к птице, к травинке, к муравью, к соловью, - ко всей твари, где бы она ни
была, видимой и невидимой; во всем и через все это ведет его Господь Иисус
Христос Духом Святым, ибо все Им и для Него создано, и все в Нем, и Он во
всем, а через Него и Им - и священник, и каждый христианин. Поэтому мы,
христиане, и облекаемся во Христа - "облекитесь в Господа нашего Иисуса
Христа" (Рим.13:14; Гал.3:27); поэтому постоянно и преображаемся во образ
Христов, "доколе не изобразится (в нас) Христос" (Гал.4:19).
Вохристовление, охристовление - вот наш непрестанный подвиг, который мы
осуществляем через святые таинства и святые добродетели. О, как широк и
глубок каждый христианин, он шире и глубже чего бы то ни было: он вмещает в
себя небо и землю, словно разливает себя по всему сущему. Воистину всецелый
и совершенный Человек, заключающий в Себе всю тварь, - Богочеловек, Господь
Иисус Христос. (11. VII. 1957 г., монастырь Челие).

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&q=%22%D0%9D%D0%B5-%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%83-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%8C%2C-%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%8B-%D0%B2-%D1%8D%D1%82%D0%B8-%D0%B4%D0%BD%D0%B8-(%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%BE%D0%B5-%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%86%D0%B0)-%D0%BD%D0%B5-%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%BE-%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F--%22

В Богочеловеке и Его деле, и Его Теле - церкви: Бог всегда на первом месте, а человек - на втором; всегда

Суббота, 28 Сентября 2013 г. 01:14 + в цитатник
43. В Богочеловеке и Его деле, и Его Теле - церкви: Бог всегда на первом
месте, а человек - на втором; всегда все решается Богом, а не человеком. В
этом сущность и всеобщее мерило Вселенской Церкви. Поэтому к каждому
вопросу должно приступать "со страхом Божиим, верою и любовью". Церковь -
это Богочеловеческий организм и только после этого организация. Она - Тело
Богочеловека, поэтому на все должно, прежде всего, смотреть, все видеть и
все измерить Богом, а затем человеком и, наконец, человеком в Богочеловеке.
Но никогда только человеком, никогда "по человеку". Значит, всегда, всегда
и всегда "должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян.5:29).
Когда это ставится под вопрос, тогда и первоверховному апостолу Петру
должно противостоять (Гал.2:11). Здесь вечно и неизменно апостольское
начало созидания и жизни Церкви: "Угодно Духу святому и нам" (Деян.15:28),
- сначала Дух Святой, а затем мы; мы после Духа Святого, и в Духе Святом, и
со Духом Святым.

44. Господи, о, Господи, дай мне себя ощущать Тобою, себя мыслить Тобою,
себя вести Тобою, жить Тобою, воскресать Тобою, себя знать Тобою.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%81%D0%B5%D0%B3%D0%B4%D0%B0%22

Мы спасаемся только через все святые таинства и все святые добродетели; спасаемся только со всеми святыми.

Пятница, 27 Сентября 2013 г. 19:14 + в цитатник
41. Мы спасаемся только через все святые таинства и все святые добродетели;
спасаемся только со всеми святыми. Каждый святой прославился той или иной
святой добродетелью, через которую шел ко спасению, но спасался всегда со
всеми святыми. Ибо он не мог быть милостивым, если не был человеколюбивым,
не мог соблюсти это деятельное милостивое расположение, если не молился
Богу. Человек спасается соборно в церкви, с Господом Иисусом Христом, как
питающей лозой, с Пресвятой Богородицей, со всеми небесными Ангелами,
Архангелами, со всеми святыми. Это и есть Церковь - здесь все совместно со
всеми, все соборно... Мы не ведаем, как спасаемся. Мы молимся, творим дела
милосердия, но что мы знаем о том, насколько это споспешествует нашему
спасению, - этого ум человеческий не может охватить и вместить. Что мы
знаем о том, насколько сегодня святой Антоний Великий своими молитвами
держит вселенную. Ибо все святые молятся, непрестанно молятся Богу за нас.
Кто знает, сколько святых угодников своими молитвами спасает нас... Человек
- это бесконечное существо и дополняется оно только бесконечным,
Божественным, Богочеловеческим.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...8F%D1%82%D1%8B%D0%BC%D0%B8.%22

Если человек живет только для себя и собою, то есть, если не требует ничего от Бога, - это не человек.

Пятница, 27 Сентября 2013 г. 13:14 + в цитатник
39. Если человек живет только для себя и собою, то есть, если не требует
ничего от Бога, - это не человек. Чистый гуманизм и есть самый большой
грех, ибо это полное отвержение Бога и всего, что Божие. Адамов грех не в
том, что он совершил какое-то преступление, а в том, что это было желанием
и шагом к отделению человека от Бога, т.е. гуманизмом. Человеческий дух не
может существовать и делать сам для себя. Ему необходимо постоянное
исполнение с неба, от Духа Божественного. Адам, согрешив, перестал получать
эту небесную пищу от Духа Божиего и потому почувствовал свою наготу.
Схождением Духа Святого на апостолов эта духовная пища вновь начала
ниспосылаться, и она вечно преподается в церкви. Человеческий дух носит в
себе пустоту, которую нужно дополнить Духом Божиим, чтобы он стал полным,
целостным. Отнюдь не существует и чисто человеческая мысль. Человек мыслит
или Богом, или дьяволом. Это показывает Достоевский через Ивана Карамазова,
бросающего в дьявола чернильницу, потому что тот утверждает, что подсказал
ему некую идею. (Зима 1961, монастырь Челие).

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA.%22

Молитва должна стать сознательным и сладким навыком.

Пятница, 27 Сентября 2013 г. 07:14 + в цитатник
36. Молитва должна стать сознательным и сладким навыком.

37. Личность - это все. Весь Ветхий Завет опирается на личность, на Илию
Пророка, на Моисея, на Давида. Личность - носитель всего в мире, в истории;
идеи суть ничто, личность - это то, что носит идеи. Христос - Личность;
Христос - Истина, Жизнь; Личность Христова - это все.

38. Кто бы ни встретился с Господом Иисусом Христом искренне, все в нем от
этого изменяется. Вспомните, с Ним встретился крестьянин, рыбарь, и от этой
встречи что вышло? Вышел апостол Петр. Встретился с Ним Савл, ученейший муж
своего времени, встретил Бога во Христе и стал славнейшим среди людей.
Значит, кто даровал ему те силы, если не Господь Иисус Христос? Встретились
с Господом Закхей и Вартимей-слепец, и грешный мытарь, - и вся их душа,
душа каждого из них преобразилась. А одержимая демонами Магдалина со своими
семью бесами - при встрече с Господом становится мироносицей. И разбойник
на кресте встретился с Богом и вошел сразу в рай. Встретился с Господом
святой Иустин Философ и стал Христовым мучеником, и св. Василий Великий, и
владыка Николай, и Растко [18] - Савва.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...B2%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%BC.%22

Человек - это небоземное, Богочеловеческое существо и в зачатой реальности, и в потенции, и в многомерности.

Пятница, 27 Сентября 2013 г. 01:14 + в цитатник
31. Человек - это небоземное, Богочеловеческое существо и в зачатой
реальности, и в потенции, и в многомерности. Так я чувствую и так смотрю на
дорогого мне приятеля...

32. Исполни, Господи, Собою сердце мое, но прежде очисти его от всего
мирского, от всех желаний вообще.

33. "Нужно прежде себя очистить, а затем других учить чистоте; нужно прежде
себя умудрить, а затем других учить мудрости; нужно прежде самому стать
светом, а затем других просвещать; нужно прежде самому приблизиться к Богу,
а затем других приводить к Нему; нужно прежде самому стать святым, а затем
других освящать". - св. Григорий Богослов (Слово II, 71).

34. Дьявол постоянно стремится к тому, чтобы показать грех необходимостью,
естественным, чтобы оправдать самого себя. Грех - логика сатаны (св.
Макарий Египетский); грех имеет свою логику, свою философию, свою
апологетику, чтобы оправдать себя, чтобы показать себя необходимым,
естественным. Это дьявол постоянно и делает. А Христос - это единственное
истинное Слово мира, Божия Логика мира. Христос - логика добра, Божия
логика добра. Богоподобие составляет сущность мира.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.%22


Поиск сообщений в septitajs
Страницы: 160 ... 9 8 [7] 6 5 ..
.. 1 Календарь