-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в septitajs

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3200


1240), "подобно тому, как установлена общая судьба для ослепленных - огонь, но не огонь величайший, предназначенный

Пятница, 27 Ноября 2015 г. 04:52 + в цитатник

Это диаметральная противоположность не только
буквальному, но и мистическому пониманию рая в исламе. Так, по словам
крупнейшего мусульманского философа-мистика Ибн Араби (ум. 1240), "подобно
тому, как установлена общая судьба для ослепленных - огонь, но не огонь
величайший, предназначенный для самых злополучных, установлена и общая
судьба для исповедующих единобожие - Рай, но не Рай высочайший,
предназначенный для познавших, самых благочестивых. И потому наивысшая из
степеней рая - удовлетворение и успокоение"14.

Кораническое представление о Рае как о чувственном наслаждении
удовольствиями также имеет параллели с зороастризмом: "Спросил Заратустра
Ахура-Мазду: (Ахура-Мазда, Дух Святейший, Творец миров телесных, праведный!
Когда умирает праведник, где в ту ночь находится душа его? (И сказал
Ахура-Мазда: (Около головы она восседает... В эту ночь столько удовольствия
испытывает душа, сколько всё удовольствие, испытываемое живым миром
((Авеста, Яшт 22.1-2)".


Книга:Православие и современность. Электронная библиотека-Юрий
Валерьевич Максимов-Образ рая в христианстве и исламе-© Статья

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=1240%2C-%22%D...p;zone=all&wordforms=exact


Возвращаясь к представлению о Рае, можно сказать, что если сад есть по существу целиком творение Божие, то

Четверг, 26 Ноября 2015 г. 17:42 + в цитатник

Возвращаясь к представлению о Рае, можно
сказать, что если сад есть по существу целиком творение Божие, то образ
города как создания человеческого знаменует участие человечества в Царствии
Божием. Употребление образа города в описании Царствия Небесного означает,
что человечество со-участвует в спасении: "сей город, имеющий краеугольним
камнем Христа, составляется из святых (св. Андрей Кесарийский)"11. В исламе
же такое соучастие немыслимо, поэтому вполне естественно употребление
флористичного образа - настолько, что в Коране вобще для обозначения Рая
обычно употребляется слово "ал-Джанна" (Сад).


Часть II

Другое, менее заметное, но не менее принципиальное различие
заключается в представлении о том, что есть райское состояние по отношению
к человеку. Собственно мусульманский Рай напоминает пансион, где отдыхают
выслужившиеся солдаты - всё, чем наполнено их райское существование - это
наслаждение всяческими удовольствиями, телесными и эстетическими. В одном
из хадтсов, возводимых к самому "пророку", он так расписывает райский день
верующего: "Посреди садов вечности дворцы из жемчуга. В таком дворце
семьдесят помещений из красного яхонта, в каждом помещении семьдесят комнат
из зелёных изумрудов, в каждой комнате ложе, на каждом ложе постелены
семьдесят постелей всех цветов, на каждой постели жена из большеглазых
чернооких. В каждой комнате накрыт стол, на каждом столе семьдесят видов
еды. В каждой комнате семьдесят слуг и служанок. И каждое утро верующему
даётся такая сила, что он может справиться со всем этим"12. Разумеется,
Мухаммед не понимал данное описание буквально - будто действительно каждый,
находящийся в Раю должен ежедневно обслуживать 343000 гурий и поедать 24
000 000 видов еды. Это именно образ того, что Рай есть удовольствие (но
удовольствие прежде всего телесное!), превышающее всякий ум.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека-Юрий
Валерьевич Максимов-Образ рая в христианстве и исламе-© Статья

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96163601_V-takom-dvorce-semdesat-pomesenij-iz-krasnogo-ahonta-v-kazdom-pomesenii-semdesat-komnat-iz-zelenyh-izumrudov-v-kazdoj-komnate-loze-na-kazdom-loze-posteleny-semdesat-postelej-vseh-cvetov (400x209, 8Kb)

Не считая параллелей с Эдемом, мусульманский образ Рая в целом чужд эсхатологии как Ветхого, так и Нового

Четверг, 26 Ноября 2015 г. 09:32 + в цитатник

Не считая параллелей с Эдемом, мусульманский
образ Рая в целом чужд эсхатологии как Ветхого, так и Нового Завета, и
скорее в этом пункте имеет своим источником не христианство, а зороастризм,
сходным образом описывающий участь праведных: "У них стоят их ложа
разубраны, душисты, подушками полны... у них сидят девицы, украшены
браслетами, перепоясан стан, прекрасны, длиннопалы, и так красивы телом,
что сладостно смотреть (Авеста. Ард-яшт II.9;11)"7. На подобную связь
указывали и византийские полемисты, в частности, автор послания императора
Льва Исавра халифу Омару II (720г), писавший дословно следующее: "Мы знаем,
что Коран составили Омар, Абу Талиб и Солман Перс, даже если и слух прошёл
вокруг тебя, что он послан с небес Богом"8. Солман Перс - зороастриец,
обратившийся в ислам ещё при Мухаммеде.

Чтобы перейти к дальнейшему, необходимо разобраться, что
означает образ города: какое значение он имеет для Библии и почему для
изображения Царствия Небесного взят именно он.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека-Юрий
Валерьевич Максимов-Образ рая в христианстве и исламе-© Статья

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B5-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96158672_Ne-scitaa-parallelej-s-Edemom-musulmanskij-obraz-Raa-v-celom-cuzd-eshatologii-kak-Vethogo-tak-i-Novogo-Zaveta-i-skoree-v-etom-punkte-imeet-svoim-istocnikom-ne-hristianstvo-a-zoroastrizm (400x209, 10Kb)

Причём этот образ свойственен не только Апокалипсису, но и всему Новому Завету - в доме Отца Моего обителей

Четверг, 26 Ноября 2015 г. 06:12 + в цитатник


Часть I

Даже при беглом взгляде сразу бросается в глаза кардинальное
различие этих двух образов - в противовес коранической вечноцветущей
идиллии - апокалиптический образ града. Причём этот образ свойственен не
только Апокалипсису, но и всему Новому Завету - в доме Отца Моего обителей
много (Ин 14:2), говорит Господь, и апостолу Павлу, "знавшему человека,
восхищенного в Рай" (2Кор 12:2), пришлось обмолвиться: они стремились к
лучшему, то есть, к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их
Богом: ибо Он приготовил им город (Евр 11:16). И этот новозаветный
образ "града Божия" в свою очередь восходит к некоторым архетипам Завета
Ветхого: Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего (Пс
45:5), и др.; особенно яркие параллели описание апостола Иоанна имеет с
60-й главой книги пророка Исайи, где Господь, обращаясь к Иерусалиму,
говорит: И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днём
ни ночью... И назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева. Не
зайдёт уже солнце твоё, и луна твоя не сокроется; ибо Господь будет для
тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего (Ис 60:11;14;19).

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека-Юрий
Валерьевич Максимов-Образ рая в христианстве и исламе-© Статья

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


© Статья напечатана в журнале "Альфа и Омега" No.2 (20) 1999 г.

Четверг, 26 Ноября 2015 г. 01:02 + в цитатник

Юрий Валерьевич Максимов


Образ рая в христианстве и исламе


(c) Статья напечатана в журнале "Альфа и Омега" No.2 (20) 1999 г.

(c) Вэб-Центра "Омега" Москва - 2001


Содержание

Образ рая в христианстве и исламе

Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV

Часть V


Образ рая в христианстве и исламе1

Для богобоязненных есть место спасения - сады и виноградники, и
полногрудые сверстницы, и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни
обвинения во лжи... В садах благодати - толпа первых и немного последних,
на ложах расшитых, облокотившись на них друг против друга. Обходят их
мальчики вечно юные с чашами, сосудами и кубками из текучего источника - от
него не страдают головной болью и ослаблением... среди лотоса, лишённого
шипов, и талха, увешанного плодами, и тени протянутой, и воды текучей, и
плодов обильных, не истощаемых и не запретных, и ковров разостланных, Мы
ведь создали их творением и сделали их девственницами, мужа любящими,
сверстницами... (Коран 78.31-35; 56.12-19; 28-37)2.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека-Юрий
Валерьевич Максимов-Образ рая в христианстве и исламе-(c) Статья

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%A9-%D0%A1...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96150471_-Veb-Centra-_Omega_-Moskva--2001-----Soderzanie-Obraz-raa-v-hristianstve-i-islame-Cast-I-Cast-II-Cast-III-Cast-IV-Cast-V-Obraz-raa-v-hristianstve-i-islame1---Dla-bogoboaznennyh-est-mes (400x209, 9Kb)

Протоиерей Иоанн Мейендорф.

Среда, 25 Ноября 2015 г. 11:12 + в цитатник

Протоиерей Иоанн Мейендорф. Православие в
современном мире. -

М.: Путь, 1997, сс. 68-86.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР?-Доклад, прочитанный на Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена,

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96143150_Protoierej-Ioann-Mejendorf. (400x209, 5Kb)

Поэтому, не капитулируя перед историей, не закапывая наш талант в землю, - но и не сдаваясь ни в чем основном

Среда, 25 Ноября 2015 г. 08:22 + в цитатник

Поэтому, не капитулируя перед историей, не
закапывая наш талант в землю, - но и не сдаваясь ни в чем основном и
главном - мы, православные христиане, живущие в XX веке, обязаны
представить миру "ответ о нашем уповании" (1Пет.3:15). За церковную
соборность надо бороться, и только при условии этой борьбы благодать Божия
сделает и невозможное - возможным.


Примечания

1. Прот. Н. Афанасьев. Церковь Духа Святого. Париж, 1971,
с.283. Репринт: Рига, 1989.

2. Caput et corpus - глава и тело (латин.).

3. Charisma veritatis - харизма истины (латин.).

4. Raison d'etre - право на существование, смысл существования,
разумное основание (франц.).

5. И. Зазиулас, митрополит Пергамский - крупнейший современный
православный богослов, грек по национальности. Вслед за О.Н. Афанасьевым
развивал идеи так называемой "евхаристической экклезиологии".

6. Pax romana - здесь: Римская империя.

7. Субститут - "стоящий вместо" (латин.). В римском праве
- "запасной" наследник.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР?-Доклад, прочитанный на Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена,

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96141133_Poetomu-ne-kapitulirua-pered-istoriej-ne-zakapyvaa-nas-talant-v-zemlue--no-i-ne-sdavaas-ni-v-cem-osnovnom-i-glavnom--my-pravoslavnye-hristiane-zivusie-v-XX-veke-obazany-predstavit-miru- (400x209, 9Kb)

Даже жалкие и несовершенные попытки Константинополя, несмотря на все препятствия, все же созывать Совещания,

Среда, 25 Ноября 2015 г. 06:52 + в цитатник

Но что же тогда? Должны ли мы - признав
очевидную фактическую невозможность созыва настоящего собора в наше время -
просто перестать думать и о соборе, и о соборности? Конечно нет. Даже
жалкие и несовершенные попытки Константинополя, несмотря на все
препятствия, все же созывать Совещания, учреждать Комиссии и публиковать
документы, могут принести положительные результаты в форме некоего
православного консенсуса в практических вопросах. Свободные православные
силы должны этим попыткам посильно содействовать.

Беда только в том, что этих сил очень мало и что для свободного
обсуждения самых насущных тем - например, вопрос о каноническом устройстве
в Западной Европе и особенно в Америке - препятствия возникают со стороны
самых мелких форм национализма, преимущественно греческого и балканского.

Во всяком случае, все эти препятствия могут быть преодолены
только через возврат к серьезному богословию, серьезному подходу к
экклезиологическим темам: что есть собор? Каков его идеальный состав? Как
он может стать истинным отражением Церкви Божией?

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР?-Доклад, прочитанный на Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена,

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96140553_Beda-tolko-v-tom-cto-etih-sil-ocen-malo-i-cto-dla-svobodnogo-obsuzdenia-samyh-nasusnyh-tem--naprimer-vopros-o-kanoniceskom-ustrojstve-v-Zapadnoj-Evrope-i-osobenno-v-Amerike--prepatstvia (400x209, 10Kb)

Православная Церковь может, конечно, избежать использования слова "вселенский" для обозначения своих соборов,

Вторник, 24 Ноября 2015 г. 22:12 + в цитатник

Одна из самых основных предпосылок
православной экклезиологии состоит в том, что единство Церкви - не дело рук
человека, но есть дар Божий, который может быть лишь принят или (если он
утрачен) обретен вновь. Оно не зависит поэтому ни от византийско-римского,
ни от современного "панхристианского" универсализма. Православная Церковь
может, конечно, избежать использования слова "вселенский" для обозначения
своих соборов, из-за прошлых и настоящих двусмысленностей, связанных с его
употреблением, но она не может (без отречения от всей своей традиции)
согласиться с тем, что авторитетное и "истинное" христианское учение уже
невозможно (как это было обычно) выражать на соборах после расколов V и XI
веков. Церковь Божия не может перестать существовать, и она продолжает быть
причастной Св. Духу, "научающему всему" (Ин.14:26).

Заключение

К чему может привести подготовка "Великого Собора", начатая под
эгидой Константинопольского патриарха еще в начале 60-х годов и ныне
возобновленная на особом Совещании православных Церквей, имевшем место в
Швейцарии в ноябре 1976 года?

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР?-Доклад, прочитанный на Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена,

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


Другой парадокс ситуации состоит в том, что не-халкидонские церкви исповедуют и практикуют экклезиологию,

Вторник, 24 Ноября 2015 г. 08:42 + в цитатник

2. С другой стороны, вопрос об авторитетности
и значении вселенских соборов ставится в связи с переговорами Православной
Церкви с не-халкидонскими Восточными Церквами. Совершенно ясно, что эти
Церкви принимают учение, которое было формально осуждено соборами,
признанными Православной Церковью как вселенские. Но в то же время недавние
исторические исследования и богословский диалог, по-видимому, показывают,
что соглашение о сущности христологии, которая считается причиной раскола,
может быть легко достигнуто. Другой парадокс ситуации состоит в том, что
не-халкидонские церкви исповедуют и практикуют экклезиологию, тождественную
экклезиологии Православной Церкви, они тоже признают авторитет вселенских
соборов, но отказываются принять Халкидонский - позиция, подобная той,
которую заняли византийские православные по отношению, например, к
Римининскому и Флорентийскому соборам, - с той разницей, что сегодня
православные отвергают и вероучение, одобренное в Римини и Флоренции, в то
время как не-халкидонцы, по-видимому, согласны с тем, что суть (если не
язык) Халкидонского собора ортодоксальна. Поэтому путь к взаимопониманию,
казалось бы, должен предполагать обоюдное принятие "формулы соглашения"
(подобной принятой в 433 году), которая была бы в духе Пятого собора (553),
принявшего христологию св. Кирилла, хотя подтвердившего и Халкидонскую веру
тоже. Но этот подход ставит такие проблемы, как: (а) непрерывность и
последовательность Предания и (б) соотношение между словесным выражением
вероучения и его подлинным содержанием. Очевидно, что содержание, а не
форма соборных постановлений покрывается авторитетом соборов.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР?-Доклад, прочитанный на Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена,

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96124770_Drugoj-paradoks-situacii-sostoit-v-tom-cto-ne-halkidonskie-cerkvi-ispoveduuet-i-praktikuuet-ekkleziologiue-tozdestvennuue-ekkleziologii-Pravoslavnoj-Cerkvi-oni-toze-priznauet-avtoritet- (400x209, 13Kb)

Не предполагала ли структура "местной соборности" раннехристианской церкви (маленькие епархии, местная евхаристическая

Вторник, 24 Ноября 2015 г. 03:52 + в цитатник

Но теория соборности, как она выражена
Хомяковым и его учениками, ставит и новые проблемы. Относительно самого
соборного института она привела большинство русских богословов к
утверждению, что соборы требуют активного, прямого и ответственного участия
мирян. Однако возникает вопрос: в чем же тогда состоит особая роль
епископата? С 1917 года в Русской Церкви миряне допускаются как члены с
правом решающего голоса на поместные соборы, но за епископами сохраняется
право veto). Московский собор (1917-1918) был фактически единственным
собором, созванным на этих условиях. На грани революционных перемен он
явился значительным и подлинным выражением соборности и во многом
содействовал тому, что Церковь смогла пережить последующие трагические
десятилетия. Но поистине чудесная роль Московского Собора 1917-1918 годов в
истории Русской Церкви не должна помешать нам ставить вопросы, связанные с
составом и процедурой этого собора. Например: были ли принятые в 1917-1918
годах принципы "демократического представительства" епископата, духовенства
и мирян как различных "классов" христиан действительно адекватным
выражением православной экклезиологии? Не предполагала ли
структура "местной соборности" раннехристианской церкви (маленькие епархии,
местная евхаристическая соборность епископа и пресвитерства, полная
ответственность мирян в жизни местной евхаристической общины), что
поместные и вселенские соборы - это соборы одних лишь епископов? Однако с
тех пор как местной соборности не существует, не является ли соборность на
более высоком уровне - поместном или вселенском - приемлемым (хотя, может
быть, и временным) субститутом [7] подлинной соборности?

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР?-Доклад, прочитанный на Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена,

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B5-...p;zone=all&wordforms=exact


Всем христианам должно было бы быть ясным, что только в опыте ранней Церкви, скорее, чем в более поздние (византийский

Понедельник, 23 Ноября 2015 г. 17:42 + в цитатник

Всем должно быть ясно, что и византийский, и
послевизантийский периоды церковной истории окончены бесповоротно. Проблема
осуществления соборности - жгучий вопрос и для Православной Церкви, и для
христианства в целом. Всем христианам должно было бы быть ясным, что только
в опыте ранней Церкви, скорее, чем в более поздние (византийский и
средневековый) периоды ее развития, можно обнаружить постоянные
экклезиологические элементы, позволившие Церкви оставаться тою же
самой "апостольской" Церковью. Разумеется, опыт Средневековья невозможно
полностью отвергнуть, а ситуацию предконстантиновского периода невозможно
просто репродуцировать; но постоянную тождественность Церкви легче
обнаружить в Церкви первоначальной, апостольской и послеапостольской.

Пытаясь проиллюстрировать проблему конкретно, я коротко
остановлюсь на трех практических и взаимосвязанных вопросах, встающих перед
современной православной мыслью:

1. Современная православная мысль должна освободиться от идеи,
что собор - будь то вселенский или нет - обладает автоматической
непогрешимостью, потому что эта идея оказывает парализующее воздействие.
Было так много сказано и написано о Православной Церкви как о
Церкви "соборной" и о семи вселенских соборах как о единственном критерии
Православия, что многие из современных православных церковных деятелей
просто испуганы идеей нового собора, ибо они знают о своей собственной
неспособности действовать "непогрешимо". Это препятствие должно быть
преодолено. Соборная деятельность требует мужества и предполагает "риск
веры". Подлинные соборы всегда были духовными событиями, когда Дух Божий
превосходил человеческую ограниченность членов и собор становился голосом
Самого Бога. Но, разумеется, подобное событие требует духовной и
богословской готовности. Есть ли эта готовность у нас сегодня?

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР?-Доклад, прочитанный на Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена,

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


Была ли идея "объединительного собора", то есть собора, созванного при отсутствии возможности для всех его

Понедельник, 23 Ноября 2015 г. 15:32 + в цитатник

Была ли идея "объединительного собора", то
есть собора, созванного при отсутствии возможности для всех его членов
иметь евхаристическое общение друг с другом, оправдана экклезиологически?
Это вопрос, на который современная богословская мысль, безусловно, должна
ответить. Неудача во Флоренции очень ослабляет позицию тех, кто был бы
сторонником подобного подхода сегодня. Во всяком случае, эта проблема, по
существу, экклезиологическая: для того, чтобы быть подлинным, собор должен
быть собором Церкви. Но возможна ли Церковь вне евхаристического единства?
И возможно ли евхаристическое единство без объединенного и сознательного
принятия единой, истинной апостольской веры? Эта дилемма остается
неразрешенной, и поэтому идея "объединительного" вселенского собора вряд ли
может быть принята без серьезных оговорок в наше время.

Византийская Церковь принимала имперскую идею вселенскости и
признавала роль вселенских соборов как высшего свидетельства о христианской
истине, но при этом она никогда не мыслила этих соборов единственным
источником христианского вероучения и единственным критерием действия
Святого Духа в Церкви. Кажется даже, что в течение веков разделения с
Западом идея "вселенскости" постепенно приобретала более мирской и
политический смысл: "вселенский" собор рассматривался как собор с Западом,
восстанавливающий древнеримскую "ойкумену"), - как своего
рода "экуменическая конференция" в современном смысле этого слова. Но
византийцы никогда не считали, что такое собрание необходимо для сохранения
истинно православного христианства, так как оно было полностью выражено в
учении епископов, в литургической традиции и, конечно, на Восточных
соборах, которые не претендовали (и не могли претендовать) на
политическую "вселенскость", но тем не менее рассматривались как подлинное
свидетельство истинного и нераздельного Священного Предания. Многочисленные
вероучительные постановления, принятые поместными соборами Восточной
Церкви, были включены в "Синодик" первой недели Великого Поста ("Недели
Православия") и, таким образом, стали частью литургического опыта Церкви,
хотя они и не были провозглашены "вселенскими" соборами.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР?-Доклад, прочитанный на Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена,

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%91%D1%8B%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96113561_No-vizantijcy-nikogda-ne-scitali-cto-takoe-sobranie-neobhodimo-dla-sohranenia-istinno-pravoslavnogo-hristianstva-tak-kak-ono-bylo-polnostue-vyrazeno-v-ucenii-episkopov-v-liturgiceskoj-t (400x209, 11Kb)

Так и на Великом соборе, созванном при патриархе Фотии в 879-888 годах, признание Фотия законным патриархом

Понедельник, 23 Ноября 2015 г. 07:42 + в цитатник

В каждом из этих случаев вероучительные
расхождения требовали, чтобы православные епископы были членами собора, а
заподозренные в ереси занимали места "на середине", то есть как ответчики.
Так и на Великом соборе, созванном при патриархе Фотии в 879-888 годах,
признание Фотия законным патриархом и "сослужителем" легатами папы Иоанна
VIII должно было быть торжественно провозглашено, прежде чем
заинтересованные стороны согласились провести совместный собор.

Идея "объединительного собора", то есть совещания между
церквами Востока и Запада, бывшими в состоянии раскола, в конце Средних
веков поддерживалась греческой стороной в целях восстановления единства.
Папство не желало принимать этой идеи. Так, оно добивалось римского
вероисповедания и получило его от императора Михаила VIII Палеолога до
Лионского собора (1274).

В XIV столетии многие греки приписывали неудачу попыток
объединения именно тому, что не была соблюдена соборная процедура. Со
стороны византийцев предложения об "объединительном соборе" делались затем
не однажды: они включали не только проект, представленный папе Венедикту
XII Варлаамом Калабрийцем в 1339 году, но и несколько предложений,
вносившихся консервативным монашеским руководством, одержавшим верх в
Византийской Церкви после 1347 года. В 1367 году император-монах Иоанн
Кантакузин, выступивший от имени Греческой Церкви, предложил папскому
легату Павлу устроить "кафолический и вселенский собор", чтобы "епископы,
находящиеся в ведении вселенского патриарха, в ближних и дальних странах,
то есть митрополит Руси с некоторыми из его епископов, митрополиты
Трапезунта, Алании и Зикхии, могли собраться в Константинополе, а также
другие патриархи, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а также
католикос Иверии (Грузии), Тырновский (Болгарский) патриарх и архиепископ
Сербский, и чтобы приехали представители папы". Проект был официально
одобрен Синодом и патриархами Александрийским и Иерусалимским;
патриарх-исихаст Филофей Коккин известил об этих новостях архиепископа
Охридского и сообщил ему, что "было достигнуто соглашение с посланцами
папы, что если наша доктрина (то есть доктрина Восточной Церкви) будет
показана на соборе как высшая доктрина латинян, то они соединятся с нами и
будут исповедовать ее".

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР?-Доклад, прочитанный на Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена,

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


Никакой собор прошлого никогда не включал всех епископов Церкви и даже не приближался по своему представительному

Понедельник, 23 Ноября 2015 г. 06:12 + в цитатник

2. Второе наше положение относительно истории
вселенских соборов связано с проблемой их представительности. Никакой собор
прошлого никогда не включал всех епископов Церкви и даже не приближался по
своему представительному характеру к всемирным ассамблеям нашего времени,
имеющим в своем распоряжении удобства современных средств сообщения. В 430
году, например, императорские приглашения были посланы "митрополитам"
провинций Восточной империи и, по довольно произвольному выбору, - западным
епископам. Подразумевалось, что представители Римского папы непременно
должны присутствовать на вселенских соборах. Однако на соборе 381 года
Запад вовсе не был представлен, а в 553 году Юстиниан созвал Пятый собор,
несмотря на отказ папы Вигилия участвовать в нем. Юридически "вселенскость"
была формально обусловлена только императорским созывом и одобрением.
Экклезиологически, однако, авторитетность собора зависела от того, был ли
он подлинным голосом епископского и церковного консенсуса. Отсюда важность
одобрения Римом, чей приоритет в церковных делах был общепризнанным фактом.
Одобрение Запада было желательным и с точки зрения византийского имперского
универсализма: теоретически Запад являлся частью империи.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР?-Доклад, прочитанный на Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена,

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B8%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96107172_Nikakoj-sobor-proslogo-nikogda-ne-vkluecal-vseh-episkopov-Cerkvi-i-daze-ne-priblizalsa-po-svoemu-predstavitelnomu-harakteru-k-vsemirnym-assambleam-nasego-vremeni-imeuesim-v-svoem-raspor (400x209, 9Kb)

История "принятия" или "отвержения" других соборов известна историкам, но она продолжает приводить в замешательство

Воскресенье, 22 Ноября 2015 г. 18:22 + в цитатник

Поучительна уже история "Никейского
определения", впоследствии отвергнутого самим Константином и не получившего
всеобщего признания до 381 г. История "принятия" или "отвержения" других
соборов известна историкам, но она продолжает приводить в замешательство
тех богословов, которые ищут определенных, "внешних" критериев
непогрешимости Церкви.

Есть три положения, иллюстрирующих историю соборов и очень
важных также и для нашего времени:

1. Слово "вселенский" - в том смысле, в каком оно употреблялось
ранними христианами, а также на всем протяжении Средних веков, - имеет
значение лишь в контексте византийской "симфонии" между Церковью и
империей. Однако его невозможно перевести просто как "имперский", потому
что в вопросах веры империя признавала компетентность епископов и силу
общественного мнения: бесконечные догматические споры о Троице и о Лице
Христа доказывают, что императорские указы были бессильны разрешить их и
что созываемые императором "вселенские" соборы не обладали автоматической
непогрешимостью. Византийское общество никогда не приняло той идеи, что
Тайна Церкви может быть сведена к юридическим принципам pacis romanae [6].
Краткое определение вселенского собора у византийского историка Кедрина (XI
век) отражает это двойственное, и политическое и духовное, сознание
византийцев: "[Соборы] были названы вселенскими, потому что епископы всей
Римской империи приглашались на них императорскими указами, и на каждом из
них, а особенно на этих шести соборах, шло обсуждение вероучения и были
приняты решения, то есть были обнародованы догматические формулировки"
(Hist. I,3). Поскольку византийский император считался покровителем всех
христиан, вселенские соборы имели вероучительную законность даже и за
пределами империи. Однако ни в империи, ни вне ее их принятие не было
автоматическим: вселенские соборы, созванные в Сардике (343), Римини (359),
Ефесе (449), Константинополе (754) и др., в конце концов были отвергнуты
либо приняты лишь как "местные соборы". Всегда оставался разрыв между
экклезиологическим значением универсального епископского консенсуса,
который вселенские соборы должны были олицетворять, и политическим
управлением церковными делами в рамках римской "ойкумены". Само
слово "вселенский" отражало византийский взгляд на общество: в этом смысле
патриарх Константинопольский именовался "вселенским" из-за своей
ответственности в империи. То же самое звание принадлежало и "вселенскому"
главе имперского университета.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР?-Доклад, прочитанный на Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена,

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


Константину казалось правильным использовать соборный институт как примиряющую процедуру для разрешения донатистского

Воскресенье, 22 Ноября 2015 г. 12:12 + в цитатник

Каков бы ни был взгляд современных историков
на императора Константина, из многочисленных документов, имеющихся в нашем
распоряжении, явствует, что он сделал все для него возможное, чтобы
исполнять недавно принятую на себя роль покровителя Церкви тем путем,
который был бы в согласии с традициями самой Церкви. Он не хотел создать
новую Церковь. Отсюда его постоянные попытки побудить Церковь использовать
ее собственный авторитет для разрешения спорных вопросов дня. Он знал об
авторитете соборов, но понимал их прагматически - как собрания церковных
сановников, компетентных в своей области и, следовательно, пригодных для
того, чтобы занять авторитетные позиции. Харизматическая природа соборов
как таковая не была понятна римскому государству (да и никакому другому
государству вообще). Государство требовало от соборов единства и порядка,
но церковные порядок и единство не были для Церкви целью в себе, но
ценностями низшими, чем верность апостольскому преданию и истине.
Константину казалось правильным использовать соборный институт как
примиряющую процедуру для разрешения донатистского спора в Африке: "Мне
заблагорассудилось повелеть, чтобы этот Цецилиан вместе с десятью
епископами, которые обвиняют его, и с другими десятью, которых сам он
найдет нужными для защищения своего дела, прибыл на корабле в Рим и там...
был выслушан по крайнему вашему разумению сколько можно согласнее с
священнейшим законом... Почтение мое к законной кафолической Церкви...
заставляет меня желать, чтобы вы ни в одном решительно месте не оставили ни
малейшего раскола или разделения" (Евсевий. Церк. ист., X,5,15-22. Русс.
пер.: М., 1993, с.362).

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР?-Доклад, прочитанный на Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена,

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


Никейский собор сделал эту практику всеобщей, в рамках новой имперской системы: собор епископов должен был

Воскресенье, 22 Ноября 2015 г. 12:02 + в цитатник

Наибольшее количество сведений относительно
соборов, от III века, оставила нам Африканская церковь. Но
экклезиологические предпосылки соборного института были повсюду в
кафолической Церкви одни и те же: мы знаем, что соборы состоялись в Малой
Азии, Антиохии и других местах. И к 325 г. Никейский собор сделал эту
практику всеобщей, в рамках новой имперской системы: собор епископов должен
был созываться в каждой провинции дважды в год, чтобы обсуждать нерешенные
экклезиологические вопросы, действовать в качестве "суда", разрешать
конфликты (Первый Вселенский собор, правила 4 и 5).

Однажды "институциализированная", эта регулярная соборность
одних лишь епископов таила в себе опасность уничтожения того самого
принципа экклезиологии, на котором она была основана: местную соборность,
включающую в себя каждого епископа, его пресвитерство и народ. Поместный
собор, или "синод" епископов, неизбежно имел тенденцию действовать как
власть над поместными епископами. Очень скоро поместные соборы начали
применять юридические процедуры римских судов, приняв, например, принцип
преобладания большинства над меньшинством (Первый Вселенский собор, правило
6). Эта эволюция, начавшаяся еще и до Константина, была, может быть,
неизбежной и полезной с практической точки зрения. Но она создала
внутреннюю напряженность между экклезиологическим идеалом консенсуса,
основанного на charisma veritatis [3] каждого епископа, и юридическими и
практическими требованиями формального "синода", устроенного в соответствии
с правилами мирского общества и наделенного юридической властью. Надо
отметить, однако, что влияние мирского легализма на соборные процедуры
распространялось главным образом на вопросы церковного устройства и
дисциплины. Решения вероисповедальных проблем по-прежнему искали в
харизматическом консенсусе: каждый епископ давал свое собственное
свидетельство, и полное единство в вере и евхаристическом общении было
обязательным условием для принятия авторитетного соборного постановления и
для того, чтобы самый собор можно было считать подлинным собором
Церкви. "Общение в евхаристическом собрании являлось той почвой, на которой
соборность нашла свое raison d'etre [4] (И. Зазиулас [5]).

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР?-Доклад, прочитанный на Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена,

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B8%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96094835_Resenia-veroispovedalnyh-problem-po-preznemu-iskali-v-harizmaticeskom-konsensuse_-kazdyj-episkop-daval-svoe-sobstvennoe-svidetelstvo-i-polnoe-edinstvo-v-vere-i-evharisticeskom-obsenii-b (400x209, 10Kb)

Идея поместной церкви, возглавляемой епископом, который обычно избирается своей церковью, но облекается при

Суббота, 21 Ноября 2015 г. 20:32 + в цитатник

Идея поместной церкви, возглавляемой
епископом, который обычно избирается своей церковью, но облекается при этом
харизматической и апостольской функциями, как преемник Петра, есть
вероучительное основание соборности, как это вошло в практику с III века.
Ибо евхаристическая экклезиология предполагает, что каждая поместная
церковь, хотя ей и принадлежит полнота кафоличности, всегда находится в
единении и содружестве со всеми другими Церквами, причастными той же
кафоличности. Епископы не только несут нравственную ответственность за эту
общность - они соучаствуют в едином епископском служении. Опять-таки и в
этом вопросе определяющей стала формулировка Киприана: "Епископство одно, и
каждый из епископов целостно в нем участвует" (Episcopatus unus est, cujus
a singulis in solidum pars tenetur, - О единстве кафолической Церкви, 5.
Русс. пер., с.180).

Каждый епископ совершает свое служение с другими епископами,
потому что оно тождественно служению других и потому что Церковь одна.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР?-Доклад, прочитанный на Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена,

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%B4%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96084464_Idea-pomestnoj-cerkvi-vozglavlaemoj-episkopom-kotoryj-obycno-izbiraetsa-svoej-cerkovue-no-oblekaetsa-pri-etom-harizmaticeskoj-i-apostolskoj-funkciami-kak-preemnik-Petra-est-veroucitelno (400x209, 9Kb)

Эти слова Христа были сохранены для нас в Евангелии Иерусалимской Церкви, где Петр предстоятельствовал Евхаристии

Суббота, 21 Ноября 2015 г. 19:22 + в цитатник

Апостол Петр получил от самого Господа
торжественное обетование: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою"
(Мф.16:18). Эти слова Христа были сохранены для нас в Евангелии
Иерусалимской Церкви, где Петр предстоятельствовал Евхаристии и был поэтому
голосом Церкви, которую "врата ада не одолеют". Но Церковь, та же самая
Церковь, позднее была основана и в других местах, и другие тоже должны были
наследовать обетование, данное Петру.

Уже у св. Игнатия Антиохийского образ епископата ассоциируется
с образом камня (Послание к Поликарпу 1,1). А у Киприана Карфагенского
идея, что каждый епископ, как глава и пастырь своей поместной церкви,
является преемником Петра и "камнем" веры, выражена вполне ясно. Для
Киприана - согласно большинству ученых - преемственность Петра вовсе не
ограничивается Римом: каждая поместная церковь есть Церковь и как таковая
наследует обетование, данное Петру: "Бог один, - пишет он, - и один
Христос, одна Церковь Его и вера одна и один народ совокупленный в единство
Тела союзом согласия" ("О единстве кафолической Церкви", 4. Русс. пер. Ч.2.
Киев, 1891, с.197). Это понимание неизбежно следует из "евхаристической"
концепции Церкви; если каждая поместная церковь - это Церковь в ее
полноте, "кафолическая Церковь", она должна быть тождественна этой Церкви,
упоминаемой Самим Иисусом (Мф.16:18), Церкви, основанной на Петре.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР?-Доклад, прочитанный на Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена,

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AD%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact



Поиск сообщений в septitajs
Страницы: 160 ... 56 55 [54] 53 52 ..
.. 1 Календарь