-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в septitajs

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3104


Была бы полная возможность для коллективного или коллегиального руководства в каждой церкви (и действительно,

Суббота, 21 Ноября 2015 г. 16:12 + в цитатник

Господствующей экклезиологией
послеапостольской Церкви, как это обнаруживается из писаний свв. Игнатия и
Иринея, была евхаристическая экклезиология. Где бы церковь ни находилась -
в Иерусалиме или в любом другом уголке мира, - она была поистине Церковью
Божией, потому что каждое воскресенье свидетельствовала о присутствии
Христа в таинстве Общей Трапезы. Только такая экклезиология и позволила св.
Игнатию сказать: "Где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь" (Посл. к
смирнянам, 8,2. Русс. пер.: П. Преображенский. Писания мужей апостольских.
СПб., 1895, с.305. Репринт: Рига, 1994). Эта и только эта экклезиология
может объяснить тот факт, что так называемый "монархический" епископат -
один епископ в каждой евхаристической общине или Церкви - стал общепринятым
без каких-либо значительных споров. Была бы полная возможность для
коллективного или коллегиального руководства в каждой церкви (и
действительно, пресвитерство приняло на себя эту руководящую роль во всех
областях церковной жизни, кроме сакраментальной), если бы не существовало
внутренней необходимости кому-либо, а именно
епископу, "председательствовать на место Бога", а пресвитерам "занимать
место собора апостолов" (св. Игнатий Антиохийский. Посл. к магнезийцам 6,1;
ср. Посл. к траллийцам 2,3,1-2. Русс. пер.: П. Преображенский. Писания
мужей апостольских. СПб., 1895, с.281,186).

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР?-Доклад, прочитанный на Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена,

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%91%D1%8B%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96082288_Byla-by-polnaa-vozmoznost-dla-kollektivnogo-ili-kollegialnogo-rukovodstva-v-kazdoj-cerkvi-i-dejstvitelno-presviterstvo-prinalo-na-seba-etu-rukovodasuue-rol-vo-vseh-oblastah-cerkovnoj-zi (400x209, 11Kb)

Игнатия Антиохийского, каждая из этих поместных церквей рассматривалась как кафолическая Церковь, то есть

Суббота, 21 Ноября 2015 г. 06:22 + в цитатник

Тот момент, когда этот образец соборности,
существовавший в Иерусалимской матери-Церкви, приняли и христианские общины
вне Иерусалима, был очень важным и переходным пунктом в истории раннего
христианства. Когда Евангелие, благодаря служению Павла, начало
распространяться среди язычников, по всему римскому миру были основаны
новые общины. Каждая из этих общин должна была стать той же самой Церковью.
В каждой из них совершалась та же самая евхаристическая трапеза, преображая
общину в Тело Христово. В писаниях апостольских отцов, особенно св. Игнатия
Антиохийского, каждая из этих поместных церквей рассматривалась как
кафолическая Церковь, то есть всякий раз, когда "двое или трое собраны" во
имя Христа, Он пребывает с ними вполне, "собрание" - это не "часть" Тела,
но Самое Тело, caput et corpus [2].

Переход от первоначального положения дел, когда Церковь была
церковью только в Иерусалиме, к новой ситуации, когда Церкви суждено было
стать той же самой и в Антиохии, и в Коринфе, и в Риме, описывается в
повествовании об "апостольском соборе" в Иерусалиме (Деян.15). Это собрание
не только приняло важнейшее решение, провозвестив вселенский характер
христианского Евангелия, но и молчаливо признало радикальное изменение в
структуре - а следовательно, и в значении - самой Иерусалимской Церкви. С
тех пор как Петр "пошел в другое место" (Деян.12:17), руководство
матерью-Церковью перестало быть исключительно руководством
первоначальных "свидетелей". Воскресение Христа фактически уже и на этом
собрании Двенадцати больше не упоминается, и руководство
принадлежит "апостолам и пресвитерам" (Деян.15:6) - позднее оно определено
еще более точно как руководство "Иакова и пресвитеров" (Деян.21:18).

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР?-Доклад, прочитанный на Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена,

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%B3%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96076040_Perehod-ot-pervonacalnogo-polozenia-del-kogda-Cerkov-byla-cerkovue-tolko-v-Ierusalime-k-novoj-situacii-kogda-Cerkvi-suzdeno-bylo-stat-toj-ze-samoj-i-v-Antiohii-i-v-Korinfe-i-v-Rime-opis (400x209, 9Kb)

"Церковь есть место действия Духа, а Дух есть в ней принцип жизни и делания" [1], - этот пневматологический

Суббота, 21 Ноября 2015 г. 06:12 + в цитатник

"Церковь есть место действия Духа, а Дух есть
в ней принцип жизни и делания" [1], - этот пневматологический подход к
Церкви, недавно выраженный православным богословом, слишком часто забывался
или слишком узко ограничивался понятиями власти или институционного
авторитета. Он должен вновь обрести свою полную значимость. Только здоровая
церковность может примирить в себе опыт и ответственность, преемственность
и перемены, авторитет и свободу. И примирение это постоянный процесс,
осуществляемый Св. Духом.

Целью этой статьи является попытка определения
экклезиологических идей, стоявших за соборным институтом прошлого, с тем
чтобы и настоящее, и, можно надеяться, будущее могли рассматриваться в
свете "того же Духа" (ср. 1Кор.12:11). Ибо собор - это прежде всего
церковное событие, и лишь как таковое он может получить историческую
значимость. Функция и миссия соборов становятся понятными только в рамках
экклезиологии.

I. Основания соборности

Первые церковные соборы не были "организованы"
или "подготовлены". Никакой библейский или церковный авторитет их никогда
не "учреждал " и не давал указаний о порядке их проведения. Ранние
церковные соборы выросли из самой природы христианской веры, как она
понималась ранними христианами. Следствием служения Христу и свидетельства
апостолов об этом служении было основание мессианской общины, которая
приняла Св. Духа в Пятидесятницу, поняла и возвестила значение дела
Христова в мире. В общине и для общины создавались новозаветные писания.
Эта же община, после серии вероучительных кризисов и дебатов, сохранила то,
что Тертуллиан назвал "правилом веры".

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР?-Доклад, прочитанный на Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена,

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%22%D0%A6%D0%...p;zone=all&wordforms=exact


ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР?

Суббота, 21 Ноября 2015 г. 04:42 + в цитатник






ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР?







Доклад, прочитанный на Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена,
Австрия, 5 мая 1972 г. Заключение доклада составлено заново.

Второй Ватиканский собор вызвал в западном христианстве большое
оживление экклезиологической мысли. Бесчисленные работы, и научные и
популярные, о соборном институте, его происхождении, истории и современном
значении, были изданы во многих странах. Но с тех пор интерес к
экклезиологии, и особенно к теме соборности, уже успел утихнуть на Западе.
На смену ему пришло направление, отбрасывающее все формы "институционизма";
экклезиология перестала быть популярной. "Секулярные" интерпретации
христианства и, в более недавнее время, разнообразные формы харизматизма
сделали экклезиологию как таковую, по-видимому, ненужной. Церковь стала
рассматриваться почти как идол и, во всяком случае, как помеха и для
признания за человеком его призвания в истории, и для непосредственного
восприятия им духовных даров.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР?-Доклад, прочитанный на Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена,

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A7%D0%A2%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96075677_Cerkov-stala-rassmatrivatsa-pocti-kak-idol-i-vo-vsakom-slucae-kak-pomeha-i-dla-priznania-za-celovekom-ego-prizvania-v-istorii-i-dla-neposredstvennogo-vospriatia-im-duhovnyh-darov. (400x209, 8Kb)

) отрицал реальность благодати, которую понимал лишь в смысле всего доброго, что Бог дает человеку в природе

Пятница, 20 Ноября 2015 г. 17:32 + в цитатник


Примечания

1. Ересиарх Пелагий (V в.) отрицал реальность благодати,
которую понимал лишь в смысле всего доброго, что Бог дает человеку в
природе и истории.

2. Федотов Г.П. Новый град. Нью-Йорк, 1952, с.323.

3. Федотов Г.П. Новый град, с.327.

4. Кодекс Юстиниана, 1, 27, 2. Текст упоминает конкретные
события Царствования Юстиниана; "вечный мир" с персами, завоевание Северной
Африки и упразднение власти готов в Италии...

5. Sacerdotium - жречество, священство (латин.); imperium -
власть, империя (латин.).

6. Эклога. Византийский законодательный свод VIII века. Пер.
Е.Э. Липшиц. М., Наука, 1965, с.41.

7. См., например, правила 8 и 10 Халкидонского собора.


Протоиерей Иоанн Мейендорф. Православие в современном мире. -

М.: Путь, 1997, сс. 220-236.


Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-Церковь, общество,
культура -в православном -церковном Предании-Доклад на Совещании

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=-%D0%BE%D1%82...p;zone=all&wordforms=exact


И конечно, так это и должно быть, потому что истинная власть Христа будет явлена миру только в последний день,

Пятница, 20 Ноября 2015 г. 13:12 + в цитатник

Заключение

Христианскую веру нельзя оценивать лишь в пределах
общественных "успехов" и "неудач". В Новом Завете не дается обещаний
земного успеха последователям Иисуса. И конечно, так это и должно быть,
потому что истинная власть Христа будет явлена миру только в последний
день, тогда как существующая и ныне сила Царства вполне открывается лишь
очам веры. История Православной Церкви не может поэтому быть историей ее
успехов как земного общества, потому что все вообще христианские "удачи"
делаются очевидными только очам веры.

Однако предварительное заключение на общедоступном и
объективном уровне все же возможно. Оно состоит в том, что христианское
решение социальных проблем никогда не может быть ни абсолютным, ни
совершенным, пока не пришел Последний День, и что христианин считает это
несовершенство нормальным (хотя и не примиряется с ним), так как он знает,
что Парусия в конце концов наступит. В отличие от революционных утопистов
всех времен христиане умеют жить в мире несовершенном, хотя всегда
стремятся это несовершенство, хотя бы отчасти, преодолеть. Православная
Церковь осудила эсхатологию ухода от мира, которая оправдывала бы
безразличие и бездеятельность. Но - и это особенно важно - она никогда не
согласится признать, что Царство Божие, являемое в Церкви как тайна, как
ожидаемая эсхатологическая реальность, находится в зависимости от того
влияния, которое члены Церкви могут оказывать или не оказывать на мирское
общество. Она также всегда будет утверждать, что исходная точка, источник и
критерий решения социальных проблем - в непрерывном, таинственном и в
каком-то смысле трансцендентном общении евхаристического собрания.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-Церковь, общество, культура -в
православном -церковном Предании-Доклад на Совещании

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98-%D0%BA...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96064207_Ono-sostoit-v-tom-cto-hristianskoe-resenie-socialnyh-problem-nikogda-ne-mozet-byt-ni-absoluetnym-ni-soversennym-poka-ne-prisel-Poslednij-Den-i-cto-hristianin-scitaet-eto-nesoversenstvo- (400x209, 8Kb)

Вопрос о роли Церкви в служении обществу часто ставился в Православии за последние десятилетия.

Пятница, 20 Ноября 2015 г. 10:12 + в цитатник

Вопрос о роли Церкви в служении обществу часто
ставился в Православии за последние десятилетия.

Между двумя мировыми войнами, а также после Второй мировой
войны замечательное оживление христианского социального активизма имело
место в Греции. Это движение, включающее и знаменитое братство "Зои",
достигло значительных результатов в области евангелизации масс, хотя
пиэтистические и несколько протестантствующие наклонности "Зои" вызвали
сопротивление более традиционных православных кругов.

В России основные сдвиги произошли в кругах интеллигенции. В
последние предреволюционные десятилетия Церковь привлекла в свои ряды
видных политэкономов, бывших марксистов. Целая плеяда религиозных
философов, включая С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, П.Б. Струве
и других, начала оказывать влияние на самую Церковь, и некоторые из них
незадолго до революции играли важную роль в церковных делах. Хотя некоторые
из них под влиянием оптимистического гегельянства и приняли монистическую и
статическую философию мироздания, обычно именуемую "софиологией" (не так
уже далекую от западных систем Тиллиха и Тэйяра), русское движение "от
марксизма к идеализму" - значительное событие в истории православной мысли
начала века.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-Церковь, общество, культура -в
православном -церковном Предании-Доклад на Совещании

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


Серафим Саровский (1759-1833), оптинские старцы - стали самыми подлинными свидетелями христианского опыта

Пятница, 20 Ноября 2015 г. 09:12 + в цитатник

Спор закончился фактической победой
стяжателей. Но нестяжатели в значительной степени были оправданы дальнейшим
ходом истории. В эпоху Просвещения Петр I и Екатерина II лишили Русскую
Церковь ее земельных владений, а лишившись земель, Церковь также лишилась и
средств для выполнения того общественного служения, о котором мечтал преп.
Иосиф Волоцкий. Между тем духовные наследники Нила Сорского - св. Тихон
Задонский (1724-1783), преп. Серафим Саровский (1759-1833), оптинские
старцы - стали самыми подлинными свидетелями христианского опыта в среде
мирского общества, и именно их последователям удастся перекинуть мосты
между традиционным православием и религиозным возрождением интеллигенции в
конце XIX - начале XX века.

Два прошедших столетия свидетельствуют об огромных исторических
изменениях в жизни Православной Церкви: Оттоманская империя распалась, и в
результате этого распада родились новые нации, чье религиозное прошлое
коренится в Православии. Православная Россия, после некоторых очень
обнадеживающих признаков духовного возрождения, стала Советским Союзом.
Миллионы православных христиан были рассеяны по всему западному миру, где
общие рамки отношений при решении "социальных проблем" определяются
западной религиозной историей.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-Церковь, общество, культура -в
православном -церковном Предании-Доклад на Совещании

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96061350_Serafim-Sarovskij-1759-1833-optinskie-starcy--stali-samymi-podlinnymi-svidetelami-hristianskogo-opyta-v-srede-mirskogo-obsestva-i-imenno-ih-posledovatelam-udastsa-perekinut-mosty-mezdu- (400x209, 9Kb)

Иосифом Волоцким (1440-1515), явились убежденными защитниками идеалов византийского теократического общества:

Пятница, 20 Ноября 2015 г. 06:32 + в цитатник

Тем не менее именно на Руси, в то время когда
империя еще не сделала окончательного поворота к мирским идеалам, произошел
важный богословский спор - как раз о социальной роли Церкви. В споре
противостояли друг другу "стяжатели" и "нестяжатели", две монашеские и
церковные группы, одинаково преданные идее важности христианской миссии по
отношению к обществу, но стоявшие за различные формы христианской
деятельности и свидетельства. "Стяжатели", возглавлявшиеся преп. Иосифом
Волоцким (1440-1515), явились убежденными защитниками идеалов византийского
теократического общества: они защищали право Церкви, и особенно монастырей,
владеть большим богатством, которое предназначалось для социальной
деятельности: больниц, школ и других форм общественного благосостояния.
Общественное служение Церкви понималось ими как сущность самой природы
христианства. Они не страшились духовной уязвимости богатой Церкви. Они
верили в будущее "святой Руси", в благонамеренность московских царей, в
возможность обеспечить свободное развитие Церкви, независимой от
государственной опеки и насилия и способной использовать свои богатства
лишь на благие дела.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-Церковь, общество, культура -в
православном -церковном Предании-Доклад на Совещании

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96060303_Iosifom-Volockim-1440-1515-avilis-ubezdennymi-zasitnikami-idealov-vizantijskogo-teokraticeskogo-obsestva_-oni-zasisali-pravo-Cerkvi-i-osobenno-monastyrej-vladet-bolsim-bogatstvom-kotoro (400x209, 10Kb)

Сама история натолкнула Православие на признание того, что христианство "не от мира сего", поскольку "мир

Пятница, 20 Ноября 2015 г. 03:22 + в цитатник

Сама история натолкнула Православие на
признание того, что христианство "не от мира сего", поскольку "мир " стал
враждебным христианству, каковым он был и в первые три века истории Церкви.

Оттоманская империя, в течение четырех столетий державшая под
своей властью Балканы, Малую Азию и Средний Восток - большую часть прежней
византийской территории, - была мусульманским государством, которое терпело
существование большого христианского населения, но запрещало христианскую
миссионерскую деятельность и делало всякое культурное или интеллектуальное
развитие практически невозможным. В течение всех этих столетий православное
богослужение, с огромным богатством песнопений и символики, явно выраженным
эсхатологическим характером, способностью объединять молящихся в реальном
опыте Тела Христова, стало главным и в значительной степени самодовлеющим
выражением христианства у греков и южных славян. К тому же, следуя
вышеупомянутой византийской традиции, предполагавшей, что за отсутствием
императора патриарх Константинопольский принял бы на себя ответственность
за общество в целом, Вселенский патриарх стал, по назначению султана,
этнархом, то есть гражданским главою всего православного христианского
населения турецкого государства. Так, Церковь не отказалась от своей миссии
перед обществом, но эта миссия практически стала ограниченной пределами
христианского гетто среди мусульманской стихии. Это положение, навязанное
трагедией истории, к несчастью, осталось привычным даже и тогда, когда
времена для осуществления более активной миссии Церкви стали более
благоприятными.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-Церковь, общество, культура -в
православном -церковном Предании-Доклад на Совещании

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96057561_Ottomanskaa-imperia-v-tecenie-cetyreh-stoletij-derzavsaa-pod-svoej-vlastue-Balkany-Maluue-Aziue-i-Srednij-Vostok--bolsuue-cast-preznej-vizantijskoj-territorii--byla-musulmanskim-gosudar (400x209, 11Kb)

Их общественная роль постоянно служила пророческим напоминанием о том, что полная гармония невозможна до Парусии,

Четверг, 19 Ноября 2015 г. 14:32 + в цитатник

Византийская империя как политическая и
культурная реальность никогда не разрешила двусмысленность своих
притязаний. Церковь, однако, в своем богословском сознании всегда
придерживалась различия между священством и империей, между литургическим,
сакраментальным и евхаристическим предвосхищением Царства Божия, с одной
стороны, и эмпирической жизнью все еще падшего человечества - с другой. Эта
полярность между Церковью и "миром" была также основным импульсом
византийского монашества. Монахи уходили от общества, даже "христианского",
и никогда не подчинялись стандартам, навязываемым империей. Их общественная
роль постоянно служила пророческим напоминанием о том, что полная гармония
невозможна до Парусии, что империя - еще не Царство Божие, что христианин,
для того чтобы соучаствовать в Христовой победе над миром, должен порвать с
законами и логикой падшего человечества, чего никакой государственный
строй, даже вдохновляющийся христианством, не может сделать.

III. Новое время

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-Церковь, общество, культура -в
православном -церковном Предании-Доклад на Совещании

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D1%85-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96052443_Ih-obsestvennaa-rol-postoanno-sluzila-proroceskim-napominaniem-o-tom-cto-polnaa-garmonia-nevozmozna-do-Parusii-cto-imperia--ese-ne-Carstvo-Bozie-cto-hristianin-dla-togo-ctoby-soucastvov (400x209, 10Kb)

Это положительное наследие заключается в идее неразделимости Божественного и человеческого, как в личной,

Четверг, 19 Ноября 2015 г. 10:52 + в цитатник

В чем же состоит положительное наследие
православной Византии современной Церкви? Это положительное наследие
заключается в идее неразделимости Божественного и человеческого, как в
личной, так и в общественной жизни человека. Православный византийский
Восток завещал нам основную истину о человеке: человек есть "образ Божий".
Когда он отказывается от этого образа, он теряет саму человечность. Без
Бога не может быть ни личного, ни общественного совершенства.

В наше время византийская идея "гармонии" между Церковью и
обществом стала неприменимой как практический образец политического строя.
Более того, в самом византийском - по существу, утопическом - идеале крылся
духовный изъян: византийцы, как и весь средневековый мир, фактически
считали "гармонию" уже осуществленной. По отношению к своим врагам или
внутренним диссидентам они вели себя, как если бы Византийское царство уже
было Царством Божиим, обладающим правом, конечно, судить и истреблять тех,
кого оно почитало и своими, и Божьими врагами. Говоря богословски,
византийская идеология погрешала в области своих же собственных
эсхатологических категорий, отождествляя земное царство с Царством Божиим и
часто забывая, что всякая государственная структура принадлежит как таковая
к миру падшему, не подлежащему абсолютизации и обожествлению.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-Церковь, общество, культура -в
православном -церковном Предании-Доклад на Совещании

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AD%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96050531_Govora-bogoslovski-vizantijskaa-ideologia-pogresala-v-oblasti-svoih-ze-sobstvennyh-eshatologiceskih-kategorij-otozdestvlaa-zemnoe-carstvo-s-Carstvom-Boziim-i-casto-zabyvaa-cto-vsakaa-go (400x209, 9Kb)

Так, "вселенский патриарх" Константинопольский стал фактически рассматриваться как политический сановник империи,

Четверг, 19 Ноября 2015 г. 09:42 + в цитатник

Всеобщая забота о humanum не предполагала
четкого юридического различия между государством и Церковью: единство цели
составляло самую суть идеальной "гармонии", определенной Юстинианом. Это
единство цели оправдывало и власть императора в управлении практическими
церковными делами (выбор патриархов, созыв соборов, определение границ
церковной юрисдикции и т.д.), а также и участие церковных сановников в
политической деятельности. Конечно, церковное право строго запрещало
назначение духовных лиц светской властью (Седьмой Вселенский собор, правило
3), а также и принятие на себя какого-либо светского звания духовными
лицами (Четвертый Вселенский собор, правило 7). Но эти законы никогда не
почитались формально ненарушимыми в случаях, когда польза Церкви требовала
более широкого их толкования. Например, Церковь никогда не считала, что
поддержка государства во времена нужды, с целью обеспечения непрерывности
Юстиниановой "гармонии", является нарушением канонов. Так, "вселенский
патриарх" Константинопольский стал фактически рассматриваться как
политический сановник империи, хранитель церковной законности в
государственной системе и автоматически принимал на себя регентство в
государстве, когда возникала в этом нужда. Роль, сыгранная патриархами
Сергием I (610-638), Николаем Мистиком (901-907, 912-925), Арсением
Авторианом (1255-1259, 1261-1265) и Иоанном Калекой (1335-1347) в качестве
регентов или политических вождей, казалась всем вполне нормальной. Это
типично византийское представление о неразрывном союзе между вселенской
Церковью и, в идеале, вселенской империей нашло свое выражение также и в
самые последние дни Византии. Патриарх Антоний (1389-1390,1391-1397) на
запрос московского Великого князя Василия I, можно ли опускать имя
византийского императора на богослужениях в России, ответил: "Сын мой, ты
ошибаешься, говоря: "У нас есть Церковь, но нет императора". Невозможно
христианам иметь Церковь и не иметь императора. Между Церковью и империей
есть великое единство и общность, и их невозможно отделить друг от друга".

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-Церковь, общество, культура -в
православном -церковном Предании-Доклад на Совещании

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


Феодора Студита общеизвестны и не могут рассматриваться как исключения из правил, ибо их писания, широко читаемые

Четверг, 19 Ноября 2015 г. 06:52 + в цитатник

Конечно, византийские христиане осознавали тот
факт, что все люди - императоры, патриархи, священники - неизбежно в той
или иной степени изменяют христианскому идеалу, стоящему перед ними.
Поэтому Церковь никогда не приписывала непогрешимости никакому отдельному
человеку или даже законом определенному установлению. История Византийской
Церкви дает бесчисленные примеры высокоавторитетных голосов, оспаривающих
произвол императоров или церковных властей: примеры св. Иоанна Златоуста,
преп. Максима Исповедника, св. Иоанна Дамаскина, преп. Феодора Студита
общеизвестны и не могут рассматриваться как исключения из правил, ибо их
писания, широко читаемые поколениями византийских христиан, всегда были на
христианском Востоке авторитетнейшими образцами общественного поведения.
Никто из них, однако, не бросал вызова ни византийской политической системе
как таковой, ни эсхатологическому идеалу, определенному Юстинианом. Никто
из них не отвергал того принципа, что "Божественное" неотделимо
от "человеческого" в силу Боговоплощения и что все "человеческое" должно
стать христоподобным, то есть приобрести "гармонию" с Богом. Никто из них
не проповедовал ни апокалиптического ухода от культуры, ни разделения между
духовным и светским началом культуры, ни "автономию" светской культуры.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-Церковь, общество, культура -в
православном -церковном Предании-Доклад на Совещании

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A4%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96047821_Feodora-Studita-obseizvestny-i-ne-mogut-rassmatrivatsa-kak-iskluecenia-iz-pravil-ibo-ih-pisania-siroko-citaemye-pokoleniami-vizantijskih-hristian-vsegda-byli-na-hristianskom-Vostoke-avt (400x209, 8Kb)

Для православных византийцев признание абсолютной власти за императором в области религии и вероучения было

Четверг, 19 Ноября 2015 г. 06:32 + в цитатник

а) Византийское христианство никогда не
присваивало императору абсолютной власти в вопросах веры и этики. Для
православных византийцев признание абсолютной власти за императором в
области религии и вероучения было невозможно по той простой причине, что
Православие никогда не было религией, зависящей от внешнего авторитета. Не
только решения императора, но и указы патриархов и даже решения соборов
подлежали "рецепции" всего церковного "тела", то есть всей иерархии и всего
народа. Постоянно возобновлявшиеся богословие споры продолжались и после
соборов, созывающихся императорами (ср. триадологические споры после
Никейского собора, христологические споры после Ефесского и Халкидонского
соборов и т.д.), несмотря на императорские указы. Во времена династии
Палеологов (1261-1453) каждый из сменявших друг друга императоров активно
толкал Церковь на "унию" с Римом. Уния, однако, так и не удалась: значит,
император не обладал в Церкви абсолютной властью.

б) Византийское общество избежало цезарепапизма не
противопоставлением императорам иной, соперничающей власти (то есть власти
священства), но отнесением всей власти непосредственно к Богу. Этот
теоцентричный взгляд на вселенную и Церковь хорошо выражен в классическом
тексте на эту тему - Шестой новелле императора Юстиниана: "Величайшим
благословением человечества являются дары Божии, ниспосылаемые нам с небес
по Его милосердию, - священство и царство. Священство служит предметам
Божественным; царская власть главенствует над человеческими и о них
заботится; но обе исходят из одного, и того же самого, Источника и обе
украшают жизнь человека".

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-Церковь, общество, культура -в
православном -церковном Предании-Доклад на Совещании

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


Если это так, то следует также признать, что в средневековый период Православная Церковь в действительности

Четверг, 19 Ноября 2015 г. 05:22 + в цитатник

Как известно, христианизированное римское
самодержавие приняло разные исторические формы на Западе и на Востоке. В
476 году на Западе Рим пал под власть "варваров". Германские династии
Каролингов и Оттонов присвоили себе древнюю римскую императорскую власть,
но встретили сопротивление со стороны римских пап, боровшихся за
обеспечение независимости Церкви от императоров. В конце концов Запад
признал в римском первосвященнике законного наследника цезарей и
религиозного и политического вождя христианства, наделив его не только
духовной, но и светской властью. В противоположность этому на Востоке
Римская (или "Византийская") империя просуществовала до 1453 года. Церковь
не пыталась ограничить власть императора в чисто политических делах. Правы
ли историки, полагая, что система управления, принятая византийским
государством и Церковью, была системой "цезарепапизма"? Если это так, то
следует также признать, что в средневековый период Православная Церковь в
действительности капитулировала перед "миром", то есть приняла второй тип
эсхатологии - рассматривающий Царство Божие как явление и идеал, вполне
однородные со "светским" историческим прогрессом, - и, конечно,
православное богословие, критикуя современный западный "секуляризм", было
бы в противоречии со своим собственным прошлым.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-Церковь, общество, культура -в
православном -церковном Предании-Доклад на Совещании

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


Никакая эсхатология не верна христианскому благовестию, если она не условна, то есть если она не утверждает

Четверг, 19 Ноября 2015 г. 01:32 + в цитатник

Бог не связан никакой естественной или
исторической необходимостью: человек сам, в своей свободе, должен решить,
будет ли для него и для его общества грядущее Царство Божие страшным судом
или брачным пиром. Никакая эсхатология не верна христианскому благовестию,
если она не условна, то есть если она не утверждает одновременно власти
Бога над историей и задачи человека, вырастающей из подлинно реальной
свободы, восстановленной во Христе для созидания Царства Божия.

Таковы предварительные соображения, необходимые при взгляде на
историческое прошлое Православия и при оценке его.

II. Наследие Византии

Рим и его имперская традиция, и на Западе, и на Востоке,
оказали неизгладимое влияние на то, как подходят христиане ко всем
проблемам, касающимся общества и культуры. Христианская Церковь осудила
апокалиптический монтанизм с его проповедью бегства из истории и отрицанием
культуры, а затем приветствовала возможности, открывшиеся перед нею с
обращением Константина, и даже, по крайней мере на Востоке, причислила
первого христианского императора к лику святых, и даже "равноапостольных",
отвергая монтанизм и манихейство и благословляя земную империю, Церковь
приняла на себя ответственность за "Вселенную" ("икумени"), сочла возможным
влияние на мир - не только прямо, через проповедь Евангелия и таинства, но
и косвенно, теми средствами, которыми пользовалось и государство:
законодательство, управление и даже (что более спорно) - военная сила,
поскольку все войны, ведущиеся против "неверных", стали рассматриваться как
священные, а римская армия стала "Христолюбивым воинством".

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-Церковь, общество, культура -в
православном -церковном Предании-Доклад на Совещании

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B8%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96042273_Hristianskaa-Cerkov-osudila-apokalipticeskij-montanizm-s-ego-propovedue-begstva-iz-istorii-i-otricaniem-kultury-a-zatem-privetstvovala-vozmoznosti-otkryvsiesa-pered-neue-s-obraseniem-Ko (400x209, 13Kb)

За прошедшие десятилетия многие - особенно западные - христиане в той или иной степени приняли этот оптимистический

Четверг, 19 Ноября 2015 г. 00:32 + в цитатник

2) Но если настаивать на достоинстве
человеческих достижений в истории, можно прийти к другой и противоположной
крайности пелагианизированной [1] и оптимистической идеологии, основанной
на вере в нескончаемый прогресс. Поскольку такая вера в прогресс решительно
утверждает, что история имеет смысл и цель, она также может
почитаться "эсхатологичной". По существу, она - явление послехристианское,
немыслимое вне христианских категорий (например, в буддизме). В течение
трех последних веков ею вдохновляется европейская и американская культура.
За прошедшие десятилетия многие - особенно западные - христиане в той или
иной степени приняли этот оптимистический тип эсхатологии, отождествив
социальный прогресс с "новым творением", приняв историю за проводника
к "новому Иерусалиму" и определяя основную задачу христиан в мирских
категориях. Именно в этих категориях они иногда оправдывают сотрудничество
христиан с марксистами и с прочими политическими утопиями нашего времени.

Трагедия этой второй эсхатологии - называется ли она
христианской или нет - в том, что она не принимает во внимание греха и
смерти, от которых человечество не может быть избавлено своими собственными
усилиями, и, таким образом, игнорирует самый реальный и самый трагический
аспект человеческого существования. Она, по-видимому, стремится к
бесконечной цивилизации, навсегда плененной смертью, которая была бы "так
же ужасна, как бессмертие человека, пленника болезни и старости" [2].
Принимая своего рода исторический детерминизм, она отвергает самую суть
христианской веры: освобождение от "начал и властей" истории через Христово
Воскресение и через пророческое обетование космического преображения,
которое будет осуществлено Богом, а не человеком.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-Церковь, общество, культура -в
православном -церковном Предании-Доклад на Совещании

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%97%D0%B0-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96042089_Tragedia-etoj-vtoroj-eshatologii--nazyvaetsa-li-ona-hristianskoj-ili-net--v-tom-cto-ona-ne-prinimaet-vo-vnimanie-greha-i-smerti-ot-kotoryh-celovecestvo-ne-mozet-byt-izbavleno-svoimi-sob (400x209, 9Kb)

I.

Среда, 18 Ноября 2015 г. 07:42 + в цитатник

I. Три эсхатологии

Отвергая онтологический дуализм манихеев, а также идею (широко
распространенную в гностицизме второго века), что видимое творение - дело
рук низшего демиурга, отличного от трансцендентного Бога, христианство
утверждает изначальную благость творения. Единый и благой Бог есть Творец
всего "видимого и невидимого". С равным постоянством, однако, христианство
отстаивает экзистенциальный дуализм между "сим миром", пребывающим в
состоянии бунта против Бога, и "будущим веком", когда Бог будет "все во
всем" (1Кор.15:28). Христиане чают "грядущего града" и считают себя
лишь "странниками" (1Пет.2:11) и не в полном смысле гражданами в настоящем
мире. Тем не менее эта новозаветная эсхатология и практические выводы из
нее понимались христианами и прилагались ими к жизни по-разному в разные
периоды истории. Вот три примера:

1) Идея, что Царство Божие, в силу Божественного всемогущества,
будет явлено внезапно и в не столь отдаленном будущем, господствовала в
ранних христианских общинах. Эта эсхатологическая концепция выражалась в
ежедневной и постоянной молитве: "Да прейдет образ века сего". В свете
такой эсхатологии христиане вовсе не должны заботиться о том, чтобы
усовершенствовать существующее, видимое, человеческое общество, потому что
все равно земной мир предназначен к близкому и катастрофическому
исчезновению. Многие считали неизбежным конечное осуждение огромного
большинства человечества и спасение лишь "остатка". В этой перспективе даже
и самая ячейка земного общества, семья, становилась бременем, и брак (хотя
и позволенный) не считался желательным. Эсхатологическая молитва "Гряди,
Господи Иисусе!" (Откр.22:20) понималась прежде всего как вопль "остатка",
беспомощного во враждебном мире и ищущего спасения от мира, а не
ответственности за мир.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-Церковь, общество, культура -в
православном -церковном Предании-Доклад на Совещании

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=I.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96033165_Tri-eshatologii----Otvergaa-ontologiceskij-dualizm-maniheev-a-takze-ideue-siroko-rasprostranennuue-v-gnosticizme-vtorogo-veka-cto-vidimoe-tvorenie--delo-ruk-nizsego-demiurga-otlicnogo-o (400x209, 9Kb)

Ясно, что православное богословие, придающее особо важное значение Преданию, всегда должно уметь различать

Среда, 18 Ноября 2015 г. 06:12 + в цитатник

Понятие "предание" тоже нуждается в
прояснении. Оно предполагает различие между Преданием как внутренней
преемственностью - на всем протяжении истории - единой апостольской веры
и "преданиями человеческими" (Мк.7:8), которые отражают естественное
многообразие, содержанием Евангелия. Ясно, что православное богословие,
придающее особо важное значение Преданию, всегда должно уметь различать -
особенно в контексте экуменического диалога - "Священное Предание"
и "предания человеческие". Одна из задач этой статьи, в моем понимании,
состоит в том, чтобы сделать это различие как можно более ясным в области
фактов и идеологического развития православной церковной истории.

Само это различие, так же как и оценка, которую мы в состоянии
дать разным человеческим традициям, как они существовали в прошлом, может
быть установлено только на основании богословских предпосылок,
проистекающих из самой христианской веры, которая придает смысл истории,
дает ей цель (греч. "эсхатон"). Христианская инициатива в жизни общества -
не слепая инициатива. Она основывается на знании того, чего в конечном
счете возможно и чего невозможно ожидать в финале человеческой истории. Это
христианское упование есть основа всех христианских суждений о жизни
человеческого общества и культуры.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-Церковь, общество, культура -в
православном -церковном Предании-Доклад на Совещании

Найти книгу
(клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AF%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_96032576_Samo-eto-razlicie-tak-ze-kak-i-ocenka-kotoruue-my-v-sostoanii-dat-raznym-celoveceskim-tradiciam-kak-oni-susestvovali-v-proslom-mozet-byt-ustanovleno-tolko-na-osnovanii-bogoslovskih-pred (400x209, 9Kb)


Поиск сообщений в septitajs
Страницы: 156 ... 55 54 [53] 52 51 ..
.. 1 Календарь