-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в septitajs

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3200


Отсутствие единства между "тихоновскими" архиереями, после смерти патриарха, помогли властям играть между

Суббота, 14 Ноября 2015 г. 20:22 + в цитатник

За этим спором между свободными русскими
церковными людьми стоит важный вопрос о единстве Церкви. Именно благодаря
расколам большевикам удалось добиться от Церкви формальной "капитуляции".
Политические от имени Церкви заявления "карловчан" в 1921 г., а затем
злосчастный обновленческий раскол 1922-1923 гг. привели патриарха Тихона,
по выходе из тюрьмы, к "покаянному" исканию легализации. Отсутствие
единства между "тихоновскими" архиереями, после смерти патриарха, помогли
властям играть между враждующими партиями и сделали "безоговорочную"
лояльность митрополита Сергия неизбежным условием сохранения церковной
организации.

В 1943 г. Сталин принял новый курс: вместо того чтобы
поддерживать обновленческий раскол (не пользовавшийся поддержкой народа),
он допустил его ликвидацию и воссоздание единого Патриаршего управления.
Это Управление, по мнению властей, должно было строго
контролироваться "Советом по делам Православной Церкви" и
его "уполномоченными". Но Церковь, особенно после смерти Сталина,
превратилась в организм настолько мощный и влиятельный, что власть решила
снова применить "административные" меры против нее. Вскоре создалось
положение, сходное с 1297 г.: "лояльность" Центра вызывала внутренний
протест и опасность раскола. Но поскольку раскол неминуемо должен привести
(как это уже случилось у баптистов) к созданию множества неконтролируемых и
нелегализированных групп - что власть также считает опасным, - "нажим" на
Церковь приостановился. Патриархия до сих пор ни разу не опровергла
фактические сведения о гонениях, описанные в письмах архиепископа
Гермогена, о.о. Эшлимана и Якунина и теперь А.И. Солженицына. Несколько
мирян - Б. Талантов, А. Левитин-Краснов - были арестованы, но архиереи,
поддержавшие архиепископа Гермогена, продолжают занимать кафедры. Ни
архиепископ Гермоген, ни его окружение не порвали с Патриархией.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-О ПУТЯХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ-Судьбы
русского Православия не являются только "русским вопросом".

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


Они не восставали принципиально против "сергиевской" церковной линии, но только утверждали, что в послесталинской

Суббота, 14 Ноября 2015 г. 17:32 + в цитатник

Наконец в середине шестидесятых годов
прозвучал свободный голос Русской Церкви: группа восьми архиереев,
возглавляемая архиепископом быв. Калужским Гермогеном (Голубевым),
обратилась к патриарху с предложением пересмотреть постановление 1961 г. о
приходском уставе как не соответствующее православному учению о Церкви. С
другой стороны, два священника, о.о. Николай Эшлиман и Глеб Якунин,
обратились с открытыми письмами к властям и к патриарху, обличая
пассивность епископата и требуя установления между Церковью и государством
правовых отношений, предоставляющих Церкви настоящую свободу. Ни
архиепископ Гермоген, ни о.о. Эшлиман и Якунин не оспаривали каноничности
Московской Патриархии, в которой они получили благодать архиерейства и
священства. Они не восставали принципиально против "сергиевской" церковной
линии, но только утверждали, что в послесталинской России Церковь может
добиться большей свободы, чем во времена, когда митрополит Сергий управлял
Церковью, оставаясь при этом в границах советской "законности". Их мысль
близка по смыслу к соловецкому "Посланию" 1926 г. и к надеждам, выраженным
самим митрополитом Сергием до 1927 г.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-О ПУТЯХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ-Судьбы
русского Православия не являются только "русским вопросом".

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD%...p;zone=all&wordforms=exact


Но если при Сталине другой возможности не было, то после смерти его среди интеллигенции, да и среди русских

Суббота, 14 Ноября 2015 г. 16:22 + в цитатник

Перед Церковью стоял страшный вопрос: возможно
ли было продолжать "сергиевскую" линию при новых обстоятельствах? А если
продолжать ее, то в какой форме? "Сергиевская" линия выработалась сама
собой при Сталине: Церковь не только не возражала государству ни в чем, но
всячески пыталась доказать государству свою полезность. Но если при Сталине
другой возможности не было, то после смерти его среди интеллигенции, да и
среди русских людей, появилась возможность, хотя и ограниченная, свободного
обсуждения. В этой новой атмосфере было ли "молчание" Церкви перед лицом
гонений все же необходимо?

Большинство русского епископата избрало молчание и покорность.
В 1961 г. экстренно собранный Архиерейский Собор изменил действующий
приходский устав и поставил священников в полную административную
зависимость от приходских "двадцаток", сводя их пастырское служение к
чисто "духовным", то есть богослужебным обязанностям. Реформа производилась
во имя "применения" церковного устава к советскому законодательству о
культах, то есть к закону 1929 г., действительно признающему только местные
культовые общины и не предусматривающие совсем никакой административной
власти клира. Но в Советском Союзе важен не столько закон, сколько его
истолкование. Фактически в 1961 г. епископат согласился "примениться" не
только к закону, даже несправедливому, но и к тому истолкованию этого
закона, которое навязывалось Церкви "Советом по делам
религий". "Уполномоченные" стали верховными судьями церковной законности. В
случаях, когда группы верующих жаловались архиереям на
действия "уполномоченных", архиереи отвечали: "Мы не имеем административной
власти над жизнью приходов". И действительно, по советскому закону
(истолкованному теми же уполномоченными) они власти не имели; но могла ли
Церковь формально признавать такой закон? Конечно, Патриархия - как и в
сергиевские времена - руководилась все той же конечной целью: сохранить
Церковь как сакраментальный, благодатный организм, но и в этом отношении
результат был достигнут только частичный: из 22000 храмов, открытых в 1959
г., оставалось в 1962 г. только 11500; из 30000 священников, активных в
1959 г., в 1962 г. служили только 14500.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-О ПУТЯХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ-Судьбы
русского Православия не являются только "русским вопросом".

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95980800_Konecno-Patriarhia--kak-i-v-sergievskie-vremena--rukovodilas-vse-toj-ze-konecnoj-celue_-sohranit-Cerkov-kak-sakramentalnyj-blagodatnyj-organizm-no-i-v-etom-otnosenii-rezultat-byl-dostig (400x209, 10Kb)

2.

Суббота, 14 Ноября 2015 г. 12:42 + в цитатник

2. "Новая эра"

Но что же произошло после двух событий, в корне изменивших
положение: смерть Сталина (1953 г.) и возобновление гонений Хрущевым
(1959-1964 гг.)? Как известно, в годы после смерти Сталина
началась "оттепель"; тысячи ссыльных были "реабилитированы"; многие
епископы вернулись из ссылки; Патриархия получила возможность открывать
новые храмы; огромный Троицкий собор Александро-Невской Лавры в Ленинграде
открылся для богослужений в 1957 г. Постепенно начала спадать атмосфера
террора: конфликт с властями перестал означать, как при Сталине,
автоматическую физическую ликвидацию, а только грозил несколькими годами
заключения. "Свободы", конечно, не было, но не было уже и сталинской
мертвой хватки над всеми проявлениями человеческой жизни. Возглавители
Патриархии, несомненно, думали, что наконец "Сергиевская" линия принесет
все свои плоды и что Церковь сможет пользоваться настоящей "свободой
культа", гарантируемой (?) Советской Конституцией и законом.

Но тут, неожиданно для Церкви, началось "хрущевское " гонение
(1959-1964). В отличие от сталинских методов 1927-1929 и 1936-1939 гг.
власти не прибегали к кровавой ликвидации духовенства, а
к "администрированию", то есть к якобы "законному" закрытию нежелательных
храмов, монастырей, семинарий и к перемещению и смещению нежелательных для
них представителей епископата и духовенства. Новая антирелигиозная политика
- поддерживаемая антирелигиозной кампанией в газетах и специальных изданиях
- приводилась в исполнение так называемыми "уполномоченными"
правительственного "Совета по делам религий". Послевоенный "конкордат" был
нарушен.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-О ПУТЯХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ-Судьбы
русского Православия не являются только "русским вопросом".

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=2.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


Как хорошо показано в книге американского историка Вильяма Флечера (вообще настроенного благоприятно к митрополиту

Суббота, 14 Ноября 2015 г. 11:42 + в цитатник

Как хорошо показано в книге американского
историка Вильяма Флечера (вообще настроенного благоприятно к митрополиту
Сергию), "Сергиевская" линия привела к тому, что Церковь должна была
постоянно искать новых и новых доказательств своей полезности Советскому
государству, чтобы этим избежать ликвидации, а иногда и добиться открытия
новых храмов. Тонкая духовно-богословская мысль Местоблюстителя Сергия,
сформировавшаяся в страшные годы, когда нужно было думать, как дожить до
завтрашнего дня, вряд ли предвидела открытую и тяжеловесную поддержку
советской политике со стороны представителей Патриархии, ставшую нормой в
сороковые и пятидесятые годы. Но все же этой ценой покупалась возможность
богослужения в тысячах храмах, проповедь Слова Божия миллионам людей и
воссоздание духовных школ. Безразличные к заграничным заявлениям архиереев
толпы народа имели снова доступ к таинствам, к древнему, законному,
подлинному, каноническому Православию. В рядах епископата, духовенства и
профессуры духовных школ находили место бывшие исповедники веры (например,
митрополит Куйбышевский Мануил (Лемешевский), пробывший в ссылках и тюрьмах
более двадцати лет). Все понимали, что при Сталине другая церковная "линия"
немыслима.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-О ПУТЯХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ-Судьбы
русского Православия не являются только "русским вопросом".

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


последовало "воскресение", исчезновение обновленчества, возвращение многих сосланных церковников, публичное

Суббота, 14 Ноября 2015 г. 00:52 + в цитатник

Страшные тридцатые годы не оправдали
надежд "сергиевской" Патриархии. К 1938 г. Патриарший Синод уже не
существовал: трое из его восьми членов были расстреляны; все архиереи,
кроме четверых, - в тюрьмах или ссылке. Число патриарших приходов во всей
России не превосходило сотни. Только в 1943-1944 гг.
последовало "воскресение", исчезновение обновленчества, возвращение многих
сосланных церковников, публичное покаяние почти всех возглавителей
обновленческого раскола (при непризнании действительности их таинств) и
воссоздание после войны мощной церковной организации с более чем 20000
приходов. Сам патриарх Сергий не дожил до полного торжества своей "линии",
но недаром - опять же символически - Поместный Собор 1945 г., избравший
патриарха Алексия, собрался в храме Воскресения в Москве: как в 380 г. в
Константинополе св. Григорий Богослов, в своей церкви Воскресения,
провозглашал победу Православия после шестидесяти лет арианских смут, так
Русская Церковь торжествовала над обновленчеством.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-О ПУТЯХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ-Судьбы
русского Православия не являются только "русским вопросом".

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


В своей статье под видом (умеренной) полемики с католическим учением о папе как о "наместнике" Христа патриарх

Пятница, 13 Ноября 2015 г. 20:32 + в цитатник

Будучи одним из самых выдающихся русских
богословов последнего времени и строгий монах в своей личной жизни,
Заместитель, а затем Патриарх Сергий несомненно знал, что этот вопрос, для
него лично, - вопрос духовной жизни или духовной смерти. Он с этим вопросом
стоял перед Богом, в Котором он бесспорно признавал своего конечного Судию.
Намек на то, как он понимал свой церковный "выбор", можно, вероятно, найти
в его статье "Есть ли у Христа наместник в Церкви?". Эта статья была
напечатана в журнале Московской Патриархии уже во время войны (1944, No.2) и
перепечатана непосредственно за текстом "Послания" 1927 г. в
сборнике "Патриарх Сергий и его духовное наследство" (Москва, 1947).
Знакомый, в Советской России, метод иносказания и намека связывает эти два
документа вместе. В своей статье под видом (умеренной) полемики с
католическим учением о папе как о "наместнике" Христа патриарх Сергий
сначала определяет "главную опасность" для апостолов и их преемников: "как
бы этот мир своими соблазнами не увлек и не довел до измены Истине"
(с.64-65). Под Истиной он, несомненно, разумеет Истину о Боге, о Христе и о
конечной судьбе человека. Затем главной темой статьи является утверждение,
что Главой Церкви всегда будет Сам Христос. "С удалением Его остается лишь
форма Церкви, пустая, безблагодатная и неспасительная", т.ч. "замена Христа
кем-либо другим не только неприемлема, но и не лишена даже значительной
доли кощунства для чуткой христианской совести" (с.66-67).

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-О ПУТЯХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ-Судьбы
русского Православия не являются только "русским вопросом".

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%81...p;zone=all&wordforms=exact


Враги митрополита Сергия - в России и за рубежом - видели в продолжающихся гонениях подтверждение их взгляда,

Пятница, 13 Ноября 2015 г. 06:22 + в цитатник

Враги митрополита Сергия - в России и за
рубежом - видели в продолжающихся гонениях подтверждение их взгляда,
что "компромисс" 1927 г. был не нужен: замарав Церковь морально, он не
принес практического результата. Но каковы были истинные мотивы самого
Заместителя?

В Послании 1927 г. есть одна поистине ключевая фраза: "Только
кабинетные мечтатели могут думать, что такое огромное общество, как наша
Православная Церковь, со всей ее организацией, может существовать в
государстве спокойно, закрывшись от власти". Цель митрополита Сергия была в
сохранении не себя, а Церкви, со всем ее богослужебным укладом, с ее
местными и центральными органами управления. Он сознательно отказывался
думать только "О спасении меньшинства, а не большинства", как это делал
епископ Дамаскин и другие, ушедшие в "подполье", потому что Церковь - с ее
необходимым апостольским преемством епископата, с ее (иногда тяжелым)
наследием богослужения, богословия, канонов - не могла, по его мнению,
длительно существовать как секта. Об этом свидетельствовал исторический
пример русского старообрядчества. Митрополит Сергий знал, что советская
власть - безжалостная и тоталитарная - могла легко разрушить церковную
организацию. Но сохранение этой организации он считал своим архиерейским
долгом.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-О ПУТЯХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ-Судьбы
русского Православия не являются только "русским вопросом".

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


Возможно, что если бы Церковь была объединена и не существовало бы в ней борьбы за власть, условия "легализации"

Пятница, 13 Ноября 2015 г. 02:42 + в цитатник

Из этих фактов следует, что "легализация",
достигнутая в 1927 г. новообразованным Синодом митрополита Сергия, отнюдь
не была личным его предприятием. Возможно, что если бы Церковь была
объединена и не существовало бы в ней борьбы за власть,
условия "легализации" были бы более благоприятны для Церкви. Поэтому именно
советские "органы" стремились разделить Церковь еще больше.

Условия, принятые митрополитом Сергием и его Синодом,
заключались в том, что Церковь отказывалась от всякого суждения о
государстве, а только "выражала" свою "благодарность Советскому
Правительству" за "внимание к духовным нуждам православного населения".
Государство - Советское Государство, ставящее своей целью уничтожение
религии, - рассматривалось как орудие Десницы Божией, как будто силы зла
вообще не имели действительной силы в истории! В этом пункте Послание 1927
г. по своему духу шло дальше в своем раболепстве, чем предыдущие стремления
к "легализации".

И тем не менее наиболее ответственные сотрудники патриарха
Тихона - митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий), бывший кандидат в
патриархи, архиепископ Иларион (Троицкий) и проф. И.В. Попов,
соавторы "Соловецкого послания", а также еп. Мануил (Лемешевский) и др. -
признали действия "Заместителя" как неизбежные и остались ему верными. Даже
глава "правой" оппозиции митрополит Ярославский Агафангел выразил свою
позицию в следующих умеренных словах: "Мы принципиально никакого раскола не
учиняем, принципиально власть Заместителя не отрицаем, никого от
Заместителя не отторгаем, но никаких его распоряжений, противных нам и
народной совести, не исполняли и исполнять не будем". Сходную с
митрополитом Агафангелом позицию заняли зарубежные митрополиты Евлогий и
Платон. Более определенно отошли от митрополита Сергия митрополит Иосиф
Петроградский - уже несколько лет лишенный возможности управлять епархией и
отказавшийся от нового назначения Синодом мит. Сергия, архиепископ Серафим
Угличский, епископ Дамаскин Глуховский, и некоторые другие. Епископ
Дамаскин стал наиболее последовательным руководителем
церковного "подполья"; характерно, что он, уже в 1929 г., пришел к
убеждению, что "влиять на широкие слои народа потеряна всякая возможность",
и стал думать о "малом стаде", "не о спасении большинства, а меньшинства".
Основанные анти-Сергиевской оппозицией маленькие подпольные группы
продолжают существовать и поныне. О них сообщает советская пресса. Но
характер этого "подполья" часто носит апокалиптический сектантский характер.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-О ПУТЯХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ-Судьбы
русского Православия не являются только "русским вопросом".

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


, написанное от имени лучших представителей русского духовенства, сосланных в Соловки, и провозглашающее строгую

Четверг, 12 Ноября 2015 г. 20:02 + в цитатник

Чтобы оценить по достоинству вступление
митрополита Сергия на путь легализации, необходимо иметь в виду тот
бесспорный факт, что легализации безусловно добивались после 1922 г. все
возглавители Православной Церкви, начиная с самого патриарха Тихона. Даже
прот. М. Польский, идейный (зарубежный) противник "легализации", признает,
что патриарх делал "опыты компромисса", и даже признает подлинность его
предсмертного "завещания", где советская власть называется "действительно
народной, рабочей, крестьянской, а потому и прочной и непоколебимой" и где
выражается надежда на "полное доверие" власти к Церкви, то есть именно на
легализацию. Но даже если сомневаться в подлинности этого
второго "Завещания ", не может подлежать сомнению, что патриарх Тихон, в
конце своей жизни, придерживался строгой "аполитичности", закрепленной его
заявлением, по выходе из тюрьмы, в 1923 г.: "Я не враг советского
правительства". Церковную линию патриарха поддерживали все его сотрудники.
Даже знаменитое "Соловецкое Послание" 1927 г., написанное от имени лучших
представителей русского духовенства, сосланных в Соловки, и провозглашающее
строгую независимость Церкви, все же говорит: "(Церковь) не стремится к
ниспровержению существующего порядка и не принимает участия в деяниях,
направленных к этой цели, она никого не призывает к оружию и политической
борьбе, она повинуется всем законам и распоряжениям гражданского характера,
но она желает сохранить в полной мере свою духовную свободу и
независимость, предоставленные ей Конституцией, и не может стать слугою
государства. Лояльности Православной Церкви Советское Правительство не
верит...".

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-О ПУТЯХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ-Судьбы
русского Православия не являются только "русским вопросом".

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%2C-%D0%BD%D0...p;zone=all&wordforms=exact


Одновременно он писал и за границу, советуя русским зарубежным архиереям войти в юрисдикцию других, свободных

Четверг, 12 Ноября 2015 г. 14:12 + в цитатник

Сам митрополит Сергий был арестован трижды: в
январе 1926 г., в апреле-июне 1926 г. и, наконец, в декабре того же года.
Его временно замещал архиепископ Угличский Серафим. Немедленно после своего
второго ареста он выпустил первое послание, призывая духовенство к
политической нейтральности, но подчеркивая идеологическую разницу между
христианской и материалистической идеологией. Одновременно он писал и за
границу, советуя русским зарубежным архиереям войти в юрисдикцию других,
свободных православных автокефальных Церквей, тем самым отмежевываясь от
Патриархии в политическом отношении.

После третьего ареста митрополита Сергия было объявлено о
получении возглавляемой им Церковью легализации. Митрополит также получил
возможность образовать Временный Патриарший Синод. Одновременно вышло
подписанное митрополитом Сергием и всеми членами Синода знаменитое Послание
16/29 июля 1927 г.

Условия, при которых это Послание было подписано, известны
через рассказы митрополита Сергия "младшего" (Воскресенского), бывшего
близкого сотрудника Заместителя, оставшегося экзархом Патриархии в
оккупированной Прибалтике и трагически погибшего в 1944 г. Местоблюстителю
Сергию пригрозили расстрелом его сестры и многих арестованных церковников.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-О ПУТЯХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ-Судьбы
русского Православия не являются только "русским вопросом".

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%B4%...p;zone=all&wordforms=exact


1.

Четверг, 12 Ноября 2015 г. 13:52 + в цитатник


1. Патриарх Сергий и церковная "законность"

После смерти патриарха Тихона (25 марта - 7 апреля 1925
г.) "законное" преемство в возглавлении Русской Церковью не могло не
подвергнуться сомнениям, поскольку Советская власть не только не допускала
созыва поместного собора для избрания патриарха, но даже не признавала
легального существования патриаршей Церкви: только обновленческий "Синод" -
признаваемый, увы, Константинопольским патриархом и поддерживаемый его
Экзархом-архимандритом, проживавшим в Москве, - имел доступ
к "регистрации", то есть к законному пользованию церковными зданиями.
Православное духовенство тоже пользовалось некоторыми храмами, но
нелегально, и было постоянно подвержено преследованиям: оно жило только
поддержкой народных масс.

В своем первом, бесспорно подлинном завещании от 7 января 1925
г. патриарх Тихон, в предвидении невозможности выборов после его смерти,
назвал трех старейших митрополитов возможными местоблюстителями: Казанского
Кирилла, Ярославского Агафангела и Крутицкого Петра. Первые два были уже
под арестом, когда умер Патриарх. В управление Церковью вступил митрополит
Крутицкий Петр (Полянский), но и он подвергся аресту 10 декабря 1925 г. До
ареста митрополит Петр в свою очередь назвал трех возможных "заместителей
местоблюстителя": митрополитов Сергия Нижегородского, Михаила Киевского и
Иосифа Петроградского.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-О ПУТЯХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ-Судьбы
русского Православия не являются только "русским вопросом".

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=1.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


Может быть, они - как и все люди - ошибаются в некоторых оценках и суждениях (они и не во всем согласны между

Четверг, 12 Ноября 2015 г. 12:42 + в цитатник

Хотя прямое хрущевское гонение и прекратилось
в 1964 г., закрытые храмы, семинарии и монастыри остались закрытыми, и
антирелигиозная компания продолжается. Все же "постхрущевская" Россия уже
не та, что при Сталине: в ней уже нет сталинской мертвой монолитности. За
официальщиной стали слышны живые человеческие голоса: архиепископ Калужский
Гермоген, священники Николай Эшлиман и Глеб Якунин, священник Сергей
Желудков и, наконец, Александр Исаевич Солженицын и многие другие
заговорили и говорят свободно. Может быть, они - как и все люди - ошибаются
в некоторых оценках и суждениях (они и не во всем согласны между собой), но
одно несомненно: в истории Русской Церкви началось снова, прекращенное в
двадцатых годах, свободное "соборование" на церковные, общественные и
духовные темы, относящиеся к самому существу церковной жизни.

Соборование это ограничено "самиздатом". Его участники,
численно - ничтожная группа людей, лишенных доступа к книгам, документам и
свободному диалогу с заграницей. Но значение их слов огромно. Оно
доказывает жизненность русского Православия и является ценным залогом на
будущее. Шестидесятые годы открыли в истории Русской Церкви новую страницу.
Но при новом положении, конечно, возникают и новые соблазны, которых можно
избежать, только принимая во внимание положение в целом, в его историческом
развитии, в свете Христовой правды, церковной пользы и здравого
человеческого смысла.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-О ПУТЯХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ-Судьбы
русского Православия не являются только "русским вопросом".

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95948767_Mozet-byt-oni--kak-i-vse-luedi--osibauetsa-v-nekotoryh-ocenkah-i-suzdeniah-oni-i-ne-vo-vsem-soglasny-mezdu-soboj-no-odno-nesomnenno_-v-istorii-Russkoj-Cerkvi-nacalos-snova-prekrasennoe- (400x209, 10Kb)

Главным объектом этого натиска была Русская Православная Церковь, а поэтому тот факт, что она еще не только

Четверг, 12 Ноября 2015 г. 10:22 + в цитатник





О ПУТЯХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ




Судьбы русского Православия не являются только "русским
вопросом". Так же как русская революция определяет не только судьбу России,
но и историческое направление всего двадцатого века, так и судьба Русской
Церкви неизбежно повлияет на будущее христианства вообще. Никогда еще в
истории не было такого продолжительного натиска на христианство, как то,
которое было начато в 1918 году и еще продолжается и сейчас. Главным
объектом этого натиска была Русская Православная Церковь, а поэтому тот
факт, что она еще не только жива, в лице миллионов традиционно верующих
людей, но и привлекает выдающихся представителей молодежи и интеллигенции,
лучших писателей и ученых, есть поистине удивительное чудо, имеющее
значение для всей дальнейшей истории христианства.

До недавнего времени - фактически до начала шестидесятых годов
- за границей мало знали о внутренней жизни Русской Церкви. Официальные
издания Патриархии, заявления ее представителей давали версию внешнего
благополучия, а иностранные посетители свидетельствовали о толпах
молящегося народа в церквах. Мы теперь более точно знаем, что стояло за
этим внешним "благополучием": своеобразный "конкордат" с Церковью,
заключенный Сталиным во время войны. Согласно этому "конкордату" открытые
во время войны храмы уже не закрывались. Антирелигиозная пропаганда
приостановилась. Но при этом миллионы русских людей (включая тысячи
представителей духовенства) сидели в лагерях и, главное, всякое свободное
обсуждение каких-либо вопросов, связанных с религией и Церковью, было
совершенно исключено. Страшные сталинские годы были для многих (но не для
всех) годами физического и духовного страдания. Но все же Сталин до самой
своей смерти не возобновлял прямых гонений на Церковь, оставаясь
парадоксально верным своему "договору" с митрополитами Сергием, Алексием и
Николаем, заключенному на их единственном и историческом свидании 4
сентября 1944 г., после которого, 8 сентября, наспех собранные из лагерей и
ссылок 18 архиереев избрали митрополита Сергия патриархом. Молчанием или
прямым сотрудничеством с международной политикой Сталина или - что еще хуже
- отрицанием гонений на религию и Церковь Московская Патриархия исполняла
свою сторону договора. Сталин исполнял свою: десятки тысяч храмов были
открыты, более двух тысяч молодых людей учились в двух Академиях и восьми
семинариях. А после смерти Сталина (1953), во время "оттепели", сотни
церковников вышли из лагерей. У многих появилась надежда на еще большую
свободу.

Книга:Протоиерей Иоанн Мейендорф-О ПУТЯХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ-Судьбы
русского Православия не являются только "русским вопросом".

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95947273_Glavnym-obektom-etogo-natiska-byla-Russkaa-Pravoslavnaa-Cerkov-a-poetomu-tot-fakt-cto-ona-ese-ne-tolko-ziva-v-lice-millionov-tradicionno-veruuesih-luedej-no-i-privlekaet-vydauesihsa-pre (400x209, 11Kb)

Acta Patriarchatus Constantinopolitani 2.

Четверг, 12 Ноября 2015 г. 09:12 + в цитатник

21. Ed. F. Miklosich and J. Muller. Acta
Patriarchatus Constantinopolitani 2. Vienna, 1862, pp.188-192.


Книга:Протопресвитер Иоанн Мейендорф-ЛИТУРГИЯ, ИЛИ
ВВЕДЕНИЕ -В ДУХОВНОСТЬ ВИЗАНТИИ-Светские историки рассматривают
христианство

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=Acta-Patriarc...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95946581_Acta-Patriarchatus-Constantinopolitani-2. (400x209, 6Kb)

Acta Maximi // PG, t.

Четверг, 12 Ноября 2015 г. 07:52 + в цитатник

12. Acta Maximi // PG, t.90, col.117CD.

13. Октоих, в неделю утра, глас 8, канон 2, песнь 9,
Богородичен.

14. "Византии после Византии" (фр.) - Прим. пер.

15. Vita Constantini 15, 2. Ed. F. Grivec and F. Tomsic, in:
Constantinus et Methodius Thessalonicenses, Fontes. Zagreb, 1960, p.131.

16. Перевод с англ. по изд.: St. Constantine's Prologue to the
Gospel. Tr. Jacobson R. // St.Vladimir's Theological Quarterly, 7, 1963,
pp.15-18.

17. Пролог - церковно-учительный сборник, прототипом которого
послужили греч. Минологии и Синаксари; содержит пересказы евангельских
чтений, святоотеческие толкования и поучения, предания и краткие жития.
Древнейший список славянского Пролога восходит к XII в. - Пер.

18. The Byzantine Commonwealth. London, 1971, p.335.

19. Согласно "Жизни Константина", эта ересь поддерживалась
франкским духовенством, утверждавшим, что христиане могут правильно
совершать богослужения только на трех языках: еврейском, греческом и
латинском, - языках надписи на кресте Христовом.

Книга:Протопресвитер Иоанн Мейендорф-ЛИТУРГИЯ, ИЛИ ВВЕДЕНИЕ -В
ДУХОВНОСТЬ ВИЗАНТИИ-Светские историки рассматривают христианство

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=Acta-Maximi-%...p;zone=all&wordforms=exact


Перевод с английского Н.

Четверг, 12 Ноября 2015 г. 01:52 + в цитатник

Перевод с английского Н. Полякова


Примечания:

1. Ep. 2 // Patrologiae cursus completus. Series Graeca. Ed.
J.-P. Migne (сокр. PG). T.102, cols.604-605D.

2. Ibid., cols.733-736.

3. PG, t.120, cols.812-813A.

4. PG, t.126, col.245B.

5. A Commentary on the Divine Liturgy. Tr. J. M. Hussey and P.
A. McNulty. N.Y., 1977, pp.76-79.

6. Мистагогический (греч.) - вводящий в таинства. - Ред.

7. Acta Maximi // PG, t.90, col.121C.

8. Ср., например, Symeon le Nouveau Theologien, Catecheses. Еd.
B. Krivocheine and J. Paramelle // Sources Chretiennes, 113. Paris, 1965,
p.150.

9. Ed. V. S. Pseutoga, in Chrestou P. Grhgoriou tou Palama
Suggrammata 2. Thessaloniki, 1966, pp.563-578.

10. Мессалианство, или евхитство, - ересь, возникшая среди
монашеских общин Сирии и Малой Азии в IV в. Каждый человек приносит с собой
в мир злого демона, и молитва, по учению мессалиан, - единственное средство
ко спасению от этого демона, которого даже крещение не в силах изгнать.
Монахи-евхиты проводили время в праздности, избегая всякого рода труда как
унижающего духовную жизнь, и то же время ощущая мнимое присутствие Св.
Духа, предавались экзальтированным созерцаниям. В XI в. мессалианская ересь
появляется вновь. - Пер.

Книга:Протопресвитер Иоанн Мейендорф-ЛИТУРГИЯ, ИЛИ ВВЕДЕНИЕ -В
ДУХОВНОСТЬ ВИЗАНТИИ-Светские историки рассматривают христианство

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95939653_Kazdyj-celovek-prinosit-s-soboj-v-mir-zlogo-demona-i-molitva-po-uceniue-messalian---edinstvennoe-sredstvo-ko-spaseniue-ot-etogo-demona-kotorogo-daze-kresenie-ne-v-silah-izgnat. (400x209, 8Kb)

Итак, литургия' без сомнения' воистину была не только существенным фактором повседневной жизни византийского

Среда, 11 Ноября 2015 г. 22:42 + в цитатник

Итак, литургия' без сомнения' воистину была не
только существенным фактором повседневной жизни византийского общества, но
и путем, которым византийская христианская цивилизация сохранялась и
передавалась по всему Среднему Востоку и Восточной Европе. Она была также
выражением единства в вере и в политическом взгляде на мир, и это выражение
было чем-то большим, нежели только символ. Она не только подразумевала
ежедневное поминовение патриарха различными митрополитами
константинопольской юрисдикции; имя византийского императора также
возвещалось на литургии. Хорошо известное письмо патриарха Антония великому
князю московскому Василию, написанное в 1393 г. и просящее поминать
византийского императора в России [21], иллюстрирует употребление
византийскими церковными дипломатами литургической аргументации для
поддержания византийской политической идеологии на Московской Руси.
Понятно, что в последние десятилетия Империи это было крайним средством,
остававшимся в их распоряжении. Тем не менее даже и позднее это средство
продолжало быть действенным.

Книга:Протопресвитер Иоанн Мейендорф-ЛИТУРГИЯ, ИЛИ ВВЕДЕНИЕ -В
ДУХОВНОСТЬ ВИЗАНТИИ-Светские историки рассматривают христианство

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95938850_Itak-liturgia_-bez-somnenia_-voistinu-byla-ne-tolko-susestvennym-faktorom-povsednevnoj-zizni-vizantijskogo-obsestva-no-i-putem-kotorym-vizantijskaa-hristianskaa-civilizacia-sohranalas-i (400x209, 9Kb)

Русские прекрасно усвоили урок о том, что литургия есть подлинное выражение веры, драгоценное и неизменяемое

Среда, 11 Ноября 2015 г. 22:12 + в цитатник

Не было бы преувеличением утверждать, что
византийская христианская цивилизация переходила к славянам в первую
очередь через литургию, и только потом - через перевод других текстов:
правовых, богословских и научных. Наиболее очевидно это в примере с
русскими. Известное описание обращения Владимира в Повести временных лет
больше всего касается внешних форм богослужения и дисциплинарных вопросов.
Богослужение мусульман видится неприятным' германцев - страдающим от
недостатка красоты' а греков в Святой Софии - переносящим на самые небеса.
Более того, как в Повести, так и в многочисленных полемических сочинениях,
направленных против латинян, аргументы, связанные с литургией -
примечательно рельефны, в особенности вопрос об опресноках, пресном хлебе'
используемом в евхаристии западными христианами. Нет никакого сомнения, что
в громадной массе анти-латинских полемических работ, пришедших в Россию из
Византии, литургические доводы понимались легче, чем те, что касались
тонких вопросов богословия. Русские прекрасно усвоили урок о том, что
литургия есть подлинное выражение веры, драгоценное и неизменяемое
сокровище, а также уверились в том, что получили эту литургию в совершенной
и письменно закрепленной форме и что дословная верность греческому
оригиналу составляла саму ее сущность.

Книга:Протопресвитер Иоанн Мейендорф-ЛИТУРГИЯ, ИЛИ ВВЕДЕНИЕ -В
ДУХОВНОСТЬ ВИЗАНТИИ-Светские историки рассматривают христианство

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A0%D1%83%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95938605_Russkie-prekrasno-usvoili-urok-o-tom-cto-liturgia-est-podlinnoe-vyrazenie-very-dragocennoe-i-neizmenaemoe-sokrovise-a-takze-uverilis-v-tom-cto-polucili-etu-liturgiue-v-soversennoj-i-pis (400x209, 10Kb)

Ибо Он есть свет миру...

Среда, 11 Ноября 2015 г. 22:02 + в цитатник

Как издревле рекли пророки -

"Христос идет собрать народы и языки,

Ибо Он есть свет миру..."

Вознося свою молитву Богу,

Я лучше скажу пять слов,

Понятных всем собратьям,

Чем десять тысяч слов непостижимых. [16]

Конечно, идея Пролога [17] и принцип использования местного
языка в литургии не были византийской или Кирилло-Мефодиевской монополией.
Дмитрий Оболенский напоминает нам, что сама эта идея выдвигалась также
одним из их современников, английским королем Альфредом, стоявшим за
представление "книг, знать которые всего более необходимо, на языке,
который мы все понимаем" [18]. Но остается истинным то, что византийская
Церковь считала доказанным принцип языкового плюрализма. Этот плюрализм
одобрялся также и в литургических текстах, особенно в гимнографии дня
Пятидесятницы, которая использовалась Константином и Мефодием в их полемике
с "ересью трех языков" [19] в Венеции и Моравии. Разумеется, византийцы не
всегда были здесь последовательны. Можно вспомнить часто цитирующиеся
слезные заметки греческого архиепископа Феофилакта Охридского о его
болгарской пастве, которую он описывет как "чудовищ" и как "нечистых
рабов-варваров, пахнущих овчиной" [20].

Книга:Протопресвитер Иоанн Мейендорф-ЛИТУРГИЯ, ИЛИ ВВЕДЕНИЕ -В
ДУХОВНОСТЬ ВИЗАНТИИ-Светские историки рассматривают христианство

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%B1%...p;zone=all&wordforms=exact



Поиск сообщений в septitajs
Страницы: 160 ... 53 52 [51] 50 49 ..
.. 1 Календарь