-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в septitajs

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3104


Во вторник ему как будто сделалось легче, но в среду обнаружились признаки жестокой нервической горячки, а

Среда, 07 Сентября 2016 г. 07:22 + в цитатник

Обратимся к рассказу Н. Кулиша. «В понедельник
на второй неделе поста духовник предложил ему приобщиться и пособороваться
маслом. На это он согласился с радостью и выслушал все Евангелия, держа в
руках свечу, проливая слезы. Во вторник ему как будто сделалось легче, но в
среду обнаружились признаки жестокой нервической горячки, а утром в четверг
21 февраля его не стало»11.

За несколько дней до смерти Гоголь с усилием написал:


«Аще не будете малы, яко дети, не внидете в Царствие Небесное.

Помилуй меня грешного, прости Господи. Свяжи вновь сатану
таинственною силою неисповедимого креста.

Как поступать, чтобы признательно, благодарно и вечно помнить в
сердце моем полученный урок. И страшнее истории всех событий Евангель… »



* * *


Врачи разошлись в диагнозе болезни Гоголя; повидимому, это
была нервная горячка на почве истощения и острого малокровия мозга. Другими
словами, Гоголь просто уморил себя голодом. Хомяков объяснял его кончину
страхом смерти, «религиозным помешательством». Но можно предположить и
иное. Гоголю было послано свыше откровение о смерти, он перестал бороться
за жизнь, последние драгоценные дни употребил на христианское приготовление
к великому таинству.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100199430_I-strasnee-istorii-vseh-sobytij-Evangel_-_---------_-_-_------Vraci-razoslis-v-diagnoze-bolezni-Gogola_-po_vidimomu-eto-byla-nervnaa-goracka-na-pocve-istosenia-i-ostrogo-malokrovia-mozg (400x209, 5Kb)

Я хотел сжечь бумаги, давно уже на то определенные, а сжег главы «Мертвых душ», которые хотел оставить друзьям

Среда, 07 Сентября 2016 г. 06:12 + в цитатник


«Вообразите, как силен злой дух! Я хотел сжечь бумаги, давно
уже на то определенные, а сжег главы «Мертвых душ», которые хотел оставить
друзьям на память после своей смерти».


Доктор Тарасенков, лечивший Гоголя, рассказывает о сожжении
несколько иначе:


«Когда почти все сгорело, он долго сидел задумавшись, потом
заплакал, велел позвать графа, показал ему догорающие углы бумаг и с
горестью сказал: «Вот это я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно
на то приготовленные, а сжег все! Как лукавый силен, – вот он к чему меня
подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил; это был венец моей
работы: из него могли бы все понять и то, что неясно было у меня в прежних
сочинениях… А я думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы
делали что хотели. Теперь все пропало». Граф, желая отстранить от него
мрачную мысль о смерти, с равнодушным видом сказал:

«Это хороший признак – и прежде вы сжигали все и потом писали
еще лучше. Значит, и теперь это не перед смертью. Ведь вы можете все
припомнить». «Да, – отвечал Гоголь, положив руку на лоб, – могу, могу, у
меня все это в голове», – и, повидимому, сделался спокойнее, перестал
плакать »10.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AF-%D1%85...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100198947_Doktor-Tarasenkov-lecivsij-Gogola-rasskazyvaet-o-sozzenii-neskolko-inace_------_Kogda-pocti-vse-sgorelo-on-dolgo-sidel-zadumavsis-potom-zaplakal-velel-pozvat-grafa-pokazal-emu-dogoraues (400x209, 7Kb)

«Пропуская лишь несколько капель воды с красным вином, он продолжал стоять коленопреклоненный перед множеством

Среда, 07 Сентября 2016 г. 00:12 + в цитатник


Плетнев писал Жуковскому:


«Пропуская лишь несколько капель воды с красным вином, он
продолжал стоять коленопреклоненный перед множеством поставленных перед ним
образов и молиться. На все увещания он отвечал тихо и кротко: «Оставьте
меня, мне хорошо».


Друзья обратились к авторитету митрополита Филарета, и тот от
имени Церкви велел больному подчиниться врачам, но он отказался.


* * *


В ночь на 12 февраля Гоголь сжигает «Мертвые души». По словам
Погодина, придя в комнату, «он велел подать из шкафа портфель. Когда
портфель был принесен, он вынул оттуда связку тетрадей, перевязанных
тесемкой, положил ее в печь и зажег свечой из своих рук… После того как
обгорели углы у тетрадей, Гоголь заметил это, вынул связку из печки,
развязал тесемку и, уложив листы так, чтобы легче было приняться огню,
зажег опять и сел на стуле перед огнем, ожидая, пока все сгорит и истлеет.
Тогда он, перекрестясь, воротился в прежнюю свою комнату, поцеловал
мальчика, лег на диван и заплакал».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%9F%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100193640_Kogda-portfel-byl-prinesen-on-vynul-ottuda-svazku-tetradej-perevazannyh-tesemkoj-polozil-ee-v-pec-i-zazeg-svecoj-iz-svoih-ruk_-Posle-togo-kak-obgoreli-ugly-u-tetradej-Gogol-zametil-eto- (400x209, 8Kb)

«Он весь покорился своему душевному убеждению, что Пульхерия Ивановна зовет его: он покорился с волею послушного

Вторник, 06 Сентября 2016 г. 16:42 + в цитатник

«Он вдруг услышал, что позади его произнес
ктото довольно явственным голосом: «Афанасий Иванович»…



«Он весь покорился своему душевному убеждению, что Пульхерия
Ивановна зовет его: он покорился с волею послушного ребенка, сохнул,
кашлял, таял, как свечка, и, наконец, угас так, как она, когда уже ничего
не осталось, что бы могло поддержать бедное ее пламя».


Это – точный диагноз болезни самого автора: Гоголь умер, потому
что его позвала умершая Хомякова; он тоже «покорился» и тоже «истаял, как
свечка».

Поверив в неминуемость смерти, писатель стал готовиться к ней
подвижнически: говел на масленице; «перед принятием Святых Даров у обедни
пал ниц и долго плакал». Большую часть ночей проводил без сна в молитве.


«Ночью с пятницы на субботу (8–9 февраля) он изнеможенный уснул
на диване, без постели, и с ним произошло чтото необыкновенное,
загадочное: проснувшись вдруг, послал за приходским священником, объяснил
ему, что недоволен недавним причащением и просит тотчас же опять причастить
и соборовать его, потому что он видел себя мертвым, слышал какието голоса
и теперь почитает себя умирающим . Повидимому, после посещения священника
он успокоился, но не прерывал размышлений, глубоко его потрясавших»

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%9E%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100191522_Nocue-s-patnicy-na-subbotu-8_9-fevrala-on-iznemozennyj-usnul-na-divane-bez-posteli-i-s-nim-proizoslo-cto_to-neobyknovennoe-zagadocnoe_-prosnuvsis-vdrug-poslal-za-prihodskim-svasennikom (400x209, 9Kb)

Эта смерть потрясла Гоголя; после панихиды, глядя на лицо покойницы, он сказал: «Ничто не может быть торжественнее

Вторник, 06 Сентября 2016 г. 02:52 + в цитатник


10

Смерть


В конце января 1852 года О. М. Бодянский навестил Гоголя и
застал его за работой полным сил и энергии; Гоголь пригласил его на
музыкальный вечер и обещал за ним заехать. Но вечер не состоялся. 26 января
умерла жена А. С. Хомякова, сестра покойного друга Гоголя поэта Языкова.
Эта смерть потрясла Гоголя; после панихиды, глядя на лицо покойницы, он
сказал: «Ничто не может быть торжественнее смерти; жизнь не была бы так
прекрасна, если бы не было смерти».

Хомяков рассказывает об этом следующее:


«Смерть моей жены и мое горе сильно его потрясли; он говорил,
что в ней для него снова умирают многие, которых он любил всей душой,
особенно Н. М. Языков. На панихиде он сказал: «Все для меня кончено».


С этого момента, рассказывает Кулиш, он почувствовал, что болен
тою самою болезнью, от которой умер отец его, именно что на него «нашел
страх смерти».

Гоголь пророчески изобразил свою смерть в «Старосветских
помещиках»; с детства он панически боялся таинственного зова среди бела
дня, «после которого следует неминуемо смерть», и умер по той же причине,
по которой умер Афанасий Иванович.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AD%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100181306_Gogol-proroceski-izobrazil-svoue-smert-v-_Starosvetskih-pomesikah_-s-detstva-on-paniceski-boalsa-tainstvennogo-zova-sredi-bela-dna-_posle-kotorogo-sleduet-neminuemo-smert_-i-umer-po-to (400x209, 7Kb)

«Вопли услышались: явился в мир, Им же мир бысть: среди нас явился в образе человека… не в гордом блеске и

Понедельник, 05 Сентября 2016 г. 17:12 + в цитатник

«Вопли услышались: явился в мир, Им же мир
бысть: среди нас явился в образе человека… не в гордом блеске и величии, не
как каратель преступлений, и не как судия, приходящий истребить одних и
наградить других. Нет, послышалось кроткое лобзание брата… »


В этих словах – «Ныне отпущаеши» Гоголя. Чувство Христовой
милости и всепрощения наполняет его духовной радостью.

Второй своей сестре, Ольге, Гоголь пишет за два месяца до
смерти:


«Нам следует ежеминутно благодарить Бога, благодарить Его
радостно, весело . Не быть радостным, не ликовать духом – даже грех.… Вся
наша жизнь должна быть неумолкаемой, радостной песнью благодарения Богу».


Нельзя без волнения читать слова, писанные Гоголем Жуковскому
за три недели до кончины:


«Помолись обо мне, чтобы работа моя была истинно добросовестна
и чтобы я хоть скольконибудь был удостоен пропеть гимн Красоте Небесной ».


Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%92%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100179182_Nelza-bez-volnenia-citat-slova-pisannye-Gogolem-Zukovskomu-za-tri-nedeli-do-konciny_------_Pomolis-obo-mne-ctoby-rabota-moa-byla-istinno-dobrosovestna-i-ctoby-a-hot-skolko_nibud-byl-udo (400x209, 6Kb)

Тайна великая скрыта в этом слове: кто полюбит бедность, тот уже не беден, тот богат».

Понедельник, 05 Сентября 2016 г. 15:22 + в цитатник

«Милая сестра моя, люби бедность. Тайна
великая скрыта в этом слове: кто полюбит бедность, тот уже не беден, тот
богат».


К последним месяцам жизни относится окончание «Размышлений о
Божественной Литургии», задуманных в 1845 году. Много лет изучал Гоголь
богословскую литературу и чин Литургий Восточной Церкви. По словам доктора
Тарасенкова, незадолго до смерти «он окончательно отделал и тщательно
переписал свое заветное сочинение, которое было обрабатываемо им в
продолжение почти 20ти лет (?); наконец, после многих переделок,
переписок, он остался им доволен, собирался печатать, придумал для него
формат книги: маленький, в осьмушку, который очень любил, хотел сделать это
сочинение народным, пустить в продажу по дешевой цене и без своего имени,
единственно ради поучения и пользы всех сословий. Это сочинение названо
«Литургия».

Работа Гоголя и до наших дней является одним из самых
проникновенных и духовных толкований Литургии.

Автор «Мертвых душ» шел к Богу не путем любви, а путем страха.
Он видел в Нем грозного карателя и боялся вечного наказания. Но после
религиозного кризиса, на конце жизненного пути он пришел ко Христу –
Искупителю. Во вступлении к «Размышлениям о Божественной Литургии» Гоголь
пишет:

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100178495_-nakonec-posle-mnogih-peredelok-perepisok-on-ostalsa-im-dovolen-sobiralsa-pecatat-pridumal-dla-nego-format-knigi_-malenkij-v-osmusku-kotoryj-ocen-luebil-hotel-sdelat-eto-socinenie-naro (400x209, 8Kb)

Глаза его были какието восторженные, лицо оживлено чувством высокого удовольствия: он как будто видел перед

Понедельник, 05 Сентября 2016 г. 15:02 + в цитатник


«Однажды хозяйка нашла его в необыкновенном состоянии. Он
держал в руке ЧетьиМинеи и смотрел сквозь отворенное окно в поле. Глаза
его были какието восторженные, лицо оживлено чувством высокого
удовольствия: он как будто видел перед собою чтото восхитительное. Когда
А. О. заговорила с ним, он как будто изумился, что слышит ее голос, и с
какимто смущением отвечал ей, что читает житие такогото святого».


Под влиянием бесед с монахами Оптиной Пустыни, чтения Евангелия
и ЧетьиМиней и аскетического труда над «Мертвыми душами» Гоголю
открывается новый образ христианства; он преодолевает в себе ту концепцию
«христианского хозяйства», которая была не чем иным, как сведением
чичиковской жажды наживы к «прекрасному источнику». Он не думает больше,
что идеальный христианин должен быть непременно хозяином, который не имеет
права отказываться от богатств. В последний год жизни Гоголь благодарит
Бога за то, что он скиталец, все имущество которого вмещается в одном
чемодане, что он «бездомный странник» и бедняк. Теперь он возлюбил бедность
и проповедует не обогащение, а бескорыстие. «Довольство во всем нам
вредно, – пишет он к матери в апреле 1851 года, – человек так способен
оскотиниться, что даже страшно желать ему жить в безнуждье и довольстве». О
том же пишет он к сестре Елизавете:

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100178355_Pod-vlianiem-besed-s-monahami-Optinoj-Pustyni-ctenia-Evangelia-i-Ceti_Minej-i-asketiceskogo-truda-nad-_Mertvymi-dusami_-Gogolue-otkryvaetsa-novyj-obraz-hristianstva_-on-preodolevaet-v-s (400x209, 8Kb)

Гостя у Смирновых, он шалит и возится с детьми, которых обожает; путешествуя на долгих с Максимовичем, он

Понедельник, 05 Сентября 2016 г. 12:12 + в цитатник

Все встречавшие Гоголя в 1851–1852 году
говорят о нем как о веселом, остроумном, подвижном человеке, а не
изможденном, ушедшем от мира аскете. Гостя у Смирновых, он шалит и возится
с детьми, которых обожает; путешествуя на долгих с Максимовичем, он то и
дело выскакивает из экипажа, бегает по полям, собирая цветы для гербария
сестры; в доме Аксакова он готов плясать под любимые малороссийские песни.
К концу жизни Гоголь представляется нам духовно просветленным, радостным,
внутренне удовлетворенным: плоть свою он не умерщвляет, мира не проклинает,
а, напротив, страстно любит природу, цветы, песни, детей; становится проще
и добрее.


* * *


В 1851 году летом Гоголь едет из Москвы в Васильевку на свадьбу
своей сестры; не доехав до Калуги, заболевает и, вместо того чтобы
продолжать путь в Малороссию, отправляется в Оптину Пустынь, в монастырь, в
котором он побывал в 1850 году и который оставил в душе его «самое
благодатное воспоминание». Проведя там несколько дней, он возвращается в
Москву. О почтительной любви Гоголя к старцам Оптиной Пустыни можно судить
по его письмам к иеромонаху Филарету и к отцу Петру Григорову9.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100177415_-_-_------V-1851-godu-letom-Gogol-edet-iz-Moskvy-v-Vasilevku-na-svadbu-svoej-sestry_-ne-doehav-do-Kalugi-zabolevaet-i-vmesto-togo-ctoby-prodolzat-put-v-Malorossiue-otpravlaetsa-v-Optin (400x209, 9Kb)

На основании всех этих данных мы заключаем: вторая часть «Мертвых душ» вовсе не была поражением писателя –

Понедельник, 05 Сентября 2016 г. 11:32 + в цитатник

На основании всех этих данных мы заключаем:
вторая часть «Мертвых душ» вовсе не была поражением писателя – нравственный
пафос не только не убил художника, но, напротив, расширил его кругозор,
привел к пристальному изучению России и сделал его основателем
натуралистической школы в нашей литературе. А потому, пора перестать
оплакивать судьбу великого писателя, впавшего в мрачный мистицизм, в некую
mania religiosa, и тем загубившего свой талант. Предвидим одно возражение:
допустим, скажут нам, что вторая часть поэмы объективно не была неудачей;
это не имеет значения для объяснения загадки сожжения поэмы: совершенно
достаточно, если субъективно , самим автором она воспринималась как
поражение.

Это возражение опровергается фактами: Гоголь был удовлетворен
результатом своей одиннадцатилетней работы. Несмотря на постоянные болезни,
в последний год своей жизни он был спокоен и радостен. Доктор Тарасенков
рассказывает, что «в последнюю зиму Гоголь был постоянно погружен в себя,
задумчив, неразговорчив, как всегда, но, казалось, был веселее
обыкновенного. В последнее время он в тайной задушевной беседе объявил, что
он довольнее своими последними приготовленными трудами»8.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100177166_Na-osnovanii-vseh-etih-dannyh-my-zakluecaem_-vtoraa-cast-_Mertvyh-dus_-vovse-ne-byla-porazeniem-pisatela-_-nravstvennyj-pafos-ne-tolko-ne-ubil-hudoznika-no-naprotiv-rassiril-ego-krugozo (400x209, 8Kb)

– В этих главах вы гораздо ближе к действительности , чем в первом томе; тут везде слышится жизнь, как она

Воскресенье, 04 Сентября 2016 г. 20:32 + в цитатник


«Когда Гоголь окончил чтение, то он обратился ко мне с
вопросом: «Ну, что Вы скажете? Нравится ли Вам?» – «Удивительно,
бесподобно, – воскликнул я. – В этих главах вы гораздо ближе к
действительности , чем в первом томе; тут везде слышится жизнь, как она
есть, без всяких преувеличений, а описание сада – верх совершенства».


А. О. Смирнова, вспоминая о чтениях Гоголя, говорила, что
первый том совершенно побледнел в ее воображении перед вторым:


«Здесь юмор возведен был в высшую степень художественности и
соединялся с пафосом, от которого захватывало дух».


И, наконец, свидетельство С. Т. Аксакова, эстетический вкус и
нравственная чуткость которого не могут быть оспариваемы; вот что он писал
под непосредственным впечатлением чтения Гоголя:


«Такого искусства показывать в человеке пошлом высокую
человеческую сторону нигде нельзя найти, кроме Гомера. Так раскрывается
духовная внутренность человека, что для всякого из нас, способного
чтонибудь чувствовать, открывается собственная своя духовная внутренность.
Теперь только я убедился вполне, что Гоголь может выполнить свою задачу, о
которой так самонадеянно и дерзко, повидимому, говорит в первом томе… Да,
много должно сгореть жизни в горниле, из которого истекает чистое золото».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%E2%80%93-%D0...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100169398_Aksakova-esteticeskij-vkus-i-nravstvennaa-cutkost-kotorogo-ne-mogut-byt-osparivaemy_-vot-cto-on-pisal-pod-neposredstvennym-vpecatleniem-ctenia-Gogola_------_Takogo-iskusstva-pokazyvat-v (400x209, 7Kb)

Гоголь постоянно жалуется на медленность и вялость работы, на отсутствие вдохновения и «неписательское» настроение,

Воскресенье, 04 Сентября 2016 г. 17:22 + в цитатник

1) Если бы Гоголь переживал этот конфликт, он
не мог бы не отразиться на его обширной переписке последних годов. Между
тем в ней мы не встречаем ни намека на чтолибо подобное. Гоголь постоянно
жалуется на медленность и вялость работы, на отсутствие вдохновения и
«неписательское» настроение, но никогда не говорит, что он не удовлетворен
своим произведением. Напротив, он твердо верит в громадную значительность
того, что пишет.

2) Со времени издания «Переписки» и провозглашения искусства
«невидимыми ступенями к христианству» Гоголь решительно и окончательно рвет
с эстетикой: всю молодую русскую литературу он оценивает только с точки
зрения «духовной статистики Руси », «зеркала действительности», «познания
русского быта». Поэтому о «взыскательном художнике» вообще нельзя говорить:
он уступает место бытописателюморалисту.

3) Да и была ли вторая часть поэмы действительно неудачей? В
том виде, в каком она до нас дошла, она несомненно слабее первой. Несмотря
на отдельные великолепные фигуры Петуха, Тентетникова, Бетрищева, общее
впечатление – усталости и тусклости. Но не следует забывать, что перед нами
только черновики и над ними автор собирался еще много работать; кроме того,
лучшие сцены, о которых восторженно отзывались Максимович, Шевырев,
Смирнова и Арнольда, не сохранились. Нельзя говорить о «бледности» и
«идеальности» некоторых действующих лиц второй части на основании
отрывочных набросков: друзья Гоголя, слышавшие поэму в ее законченном виде,
свидетельствуют единодушно о ее живости и реализме. Приведем несколько
отрывков.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100168736_2-So-vremeni-izdania-_Perepiski_-i-provozglasenia-iskusstva-_nevidimymi-stupenami-k-hristianstvu_-Gogol-resitelno-i-okoncatelno-rvet-s-estetikoj_-vsue-moloduue-russkuue-literaturu-on-oc (400x209, 8Kb)

«Если Бог будет милостив и пошлет несколько деньков, подобных тем, какие иногда удаются, то, может быть, и

Воскресенье, 04 Сентября 2016 г. 17:12 + в цитатник

«Если Бог будет милостив и пошлет несколько
деньков, подобных тем, какие иногда удаются, то, может быть, и я какнибудь
управлюсь ».


Духовноаскетическое значение работы над поэмой в жизни Гоголя
глубоко понято Анненковым. «Мертвые души», – пишет он в «Воспоминаниях», –
были подвижническая келья , в которой Гоголь болел и страдал до тех пор,
пока вынесли его бездыханным из нее».

Редактор сочинений Гоголя В. В. Калаш в предисловии ко второму
тому «Мертвых душ» пишет следующее: «Взыскательный художник и моралист
вступили в душе Гоголя в смертельную борьбу, и в результате от всего
второго тома нам осталось несколько набросков и сбивчивых свидетельств
современников». Эти слова выражают общепринятый взгляд исследователей на
сожжение «Мертвых душ». В гоголевской литературе существует столько
распространенных и тем не менее ни на чем не основанных взглядов, что не
следует ничего принимать на веру. Утверждение В. В. Калаша сводится к
следующему: борьба в душе Гоголя кончилась тем, что моралист убил художника
и вторая часть поэмы оказалась неудачной; тогда «взыскательный художник»
отомстил моралисту тем, что сжег «Мертвые души». Следовательно, в душе
Гоголя происходил конфликт между эстетикой и моралью; он уничтожил свое
произведение потому, что оно не удовлетворяло его эстетически .

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%95%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100168711_Kalas-v-predislovii-ko-vtoromu-tomu-_Mertvyh-dus_-piset-sleduuesee_-_Vzyskatelnyj-hudoznik-i-moralist-vstupili-v-duse-Gogola-v-smertelnuue-borbu-i-v-rezultate-ot-vsego-vtorogo-toma-nam- (400x209, 7Kb)

И несмотря на все эти неблагоприятные обстоятельства, к началу 1850 года «все почти главы соображены и даже

Воскресенье, 04 Сентября 2016 г. 05:32 + в цитатник


Начиная с конца 1848 года тянется цепь жалоб на лень, вялость и
медленность работы: на Гоголя находит то «бесплодное и черствое состояние»,
то «уныние и хандра», то «умственная спячка», то «неписательское
расположение». И несмотря на все эти неблагоприятные обстоятельства, к
началу 1850 года «все почти главы соображены и даже набросаны, но именно не
больше, как набросаны : собственно написанных дветри, не больше» (письмо к
Плетневу от 21 января 1850 г.). Это был первый набросок; он перерабатывался
в течение всего 1850 года; в окончательной форме вторая часть «Мертвых душ»
была готова к лету 1851 года. Вот что об этом пишет Гоголь Плетневу (июль
1851 г.):


«Пишу тебе из Москвы, усталый, изнемогающий от жару и пыли.
Поспешил сюда с тем, чтобы заняться делами по части приготовления к печати
«Мертвых душ» второго тома, и до того изнемог, что едва в силах водить
пером».


Второй том был начат в 1840 году. Работа над ним продолжалась
одиннадцать лет. Но даже и после того, как текст был готов к печати, Гоголь
не переставал переделывать и переписывать его. Незадолго до кончины он
писал С. Т. Аксакову, сообщавшему ему об окончании своих «Записок ружейного
охотника»:

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98-%D0%BD...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100165005_Nacinaa-s-konca-1848-goda-tanetsa-cep-zalob-na-len-valost-i-medlennost-raboty_-na-Gogola-nahodit-to-_besplodnoe-i-cerstvoe-sostoanie_-to-_unynie-i-handra_-to-_umstvennaa-spacka_-to-_nep (400x209, 6Kb)

«Нам нужно живое, а не мертвое изображение России, та существенная, говорящая ее география, начертанная сильным

Воскресенье, 04 Сентября 2016 г. 01:02 + в цитатник

«Нам нужно живое, а не мертвое изображение
России, та существенная, говорящая ее география, начертанная сильным живым
слогом, которая поставила бы русского лицом к России».


Материалы для этого географического сочинения сохранились; они
изданы Г. Георгиевским («Гоголевские тексты». II. 1910 г.).

О стремлении к психологизму свидетельствуют герои, выведенные в
дошедших до нас главах второй части: Тентетников, Бетрищев, Улинька,
Хлобуев – характеры более сложные и «натуральные», чем Манилов или
Собакевич. Да и характер самого героя поэмы, Чичикова, во второй части
усложнен и углублен.

Н. Д. Мизко рассказывает, что в бытность свою в Одессе в 1851
году Гоголь говорил ему:


«Я описываю жизнь людскую, поэтому меня всегда интересует живой
человек более, чем созданный чьимнибудь воображением, и оттого мне
любопытнее всяких романов и повестей биография или записки действительно
жившего человека».



Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%9D%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100160381_Mizko-rasskazyvaet-cto-v-bytnost-svoue-v-Odesse-v-1851-godu-Gogol-govoril-emu_------_A-opisyvaue-zizn-luedskuue-poetomu-mena-vsegda-interesuet-zivoj-celovek-bolee-cem-sozdannyj-cim_nibu (400x209, 8Kb)

Спутник его рассказывает, что эта поездка на долгих была для писателя как бы началом плана, который он предполагал

Суббота, 03 Сентября 2016 г. 22:42 + в цитатник

Следующим летом 1850 года Гоголь едет с
Максимовичем в Малороссию. Спутник его рассказывает, что эта поездка на
долгих была для писателя как бы началом плана, который он предполагал
осуществить впоследствии.


«Ему хотелось совершить путешествие по всей России, от
монастыря к монастырю, ездя по проселочным дорогам и останавливаясь
отдыхать у помещиков. Это ему было нужно, вопервых, для того, чтобы видеть
живописнейшие места в государстве… вовторых, чтобы изучить проселки
Русского Царства и жизнь крестьян и помещиков во всем ее разнообразии;
втретьих, наконец, для того, чтобы написать географическое сочинение о
России самым увлекательным образом».


Присоединим к этим воспоминаниям рассказ Арнольди о том, как
Гоголь во время своих поездок по России тщательно расспрашивал всех
встречных, «а в городничего впился как пиявка и не уставал расспрашивать
его обо всем, что его занимало».

Свидетельство Максимовича о желании Гоголя написать
географическое сочинение о России подтверждается письмом писателя к
А. Ф. Орлову. Гоголь просит графа ходатайствовать перед наследником о
выдаче ему вспомоществования для того, чтобы он мог сделать три летние
поездки во внутренность России и три зимние пребывания за границей: это
помогло бы ему окончить не только «Мертвые души», но и еще одну
«необходимую и нужную у нас книгу». И Гоголь продолжает:

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BF%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100160033_Eto-emu-bylo-nuzno-vo_pervyh-dla-togo-ctoby-videt-zivopisnejsie-mesta-v-gosudarstve_-vo_vtoryh-ctoby-izucit-proselki-Russkogo-Carstva-i-zizn-krestan-i-pomesikov-vo-vsem-ee-raznoobrazii_ (400x209, 8Kb)

Он их испугается, как мрачного монастыря, если не подставить ему незримые ступени к христианству… Среди света

Суббота, 03 Сентября 2016 г. 16:52 + в цитатник

«Развлеченный миллионами блестящих предметов,
раскидывающих мысли на все стороны, свет не в силах встретиться прямо с
Христом. Ему далеко до небесных истин христианства. Он их испугается, как
мрачного монастыря, если не подставить ему незримые ступени к
христианству… Среди света есть много такого, что для всех отдалившихся от
христианства служит незримой ступенью к христианству. Такую роль играет
театр и искусство вообще».


Теория, по которой искусство есть приманка, хитро завлекающая
людей в сеть христианства, едва ли соответствует духу православия.
Любопытно, что из всей «Переписки» именно эта статья – «О театре, об
одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности» – вызвала
решительную отповедь о. Матвея. И это лишний раз свидетельствует об его
духовной чуткости. Итак, поэма должна указать пути и дороги к Богу. Какой
конкретный смысл вкладывал Гоголь в эти слова? Переписка последних лет ясно
отвечает на этот вопрос: писатель, признавая свое незнание России, старался
изучить ее с самых различных сторон: географической, этнографической,
лингвистической, социальной, государственной и т. д. И одновременно с этим
он пытался проникнуть в русский дух, в сущность русского национального
характера. Для этого он напряженно работал над коренной переработкой своей
художественной манеры: он стремился к реализму в описании внешней
обстановки и психологизму в изображении характеров.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100158495_Perepiska-poslednih-let-asno-otvecaet-na-etot-vopros_-pisatel-priznavaa-svoe-neznanie-Rossii-staralsa-izucit-ee-s-samyh-razlicnyh-storon_-geograficeskoj-etnograficeskoj-lingvisticeskoj- (400x209, 6Kb)

«Соображаю, думаю и обдумываю второй том «М.

Суббота, 03 Сентября 2016 г. 13:02 + в цитатник


«Соображаю, думаю и обдумываю второй том «М. Д.». Читаю
преимущественно то, где слышится сильнее присутствие русского духа»

(Н. А. Плетневу, 20 ноябя 1848 г.).


Три года прошло со времени сожжения первой редакции второго
тома. В «Переписке» автор пытался доказать необходимость этой жертвы; в то
время появление второго тома было бы только вредным: в нем выведено было
столько прекрасных характеров, что русские люди могли возомнить о себе и
расхвастаться. И писатель понял, что «бывает время, когда нельзя иначе
устремить общество или даже все поколение к прекрасному, не показавши тут
же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого. Последнее
обстоятельство было мало и слабо развито во втором томе «Мертвых душ», а
оно должно было быть едва ли не главным; а потому он и сожжен».

Итак, задачей новой второй редакции поэмы должно быть не
столько изображение прекрасного, сколько указание на пути и дороги к нему .
Цель – чисто учительская или, точнее, методологическая . «Мертвые души»
должны были иллюстрировать взгляд на искусство, изложенный в «Переписке».
Он сводился к тому, что искусство – путь к Богу. Художник должен сначала
сам обратиться к Христу, а потом с помощью посланного ему Богом таланта
привести к нему и других. Концепция искусства выражена Гоголем в следующих
словах:

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%A1%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100156978_V-_Perepiske_-avtor-pytalsa-dokazat-neobhodimost-etoj-zertvy_-v-to-vrema-poavlenie-vtorogo-toma-bylo-by-tolko-vrednym_-v-nem-vyvedeno-bylo-stolko-prekrasnyh-harakterov-cto-russkie-luedi (400x209, 7Kb)

«Если кто из домашних приходил к нему по делу, он встречал своего посетителя на пороге, с пером в руке, и

Пятница, 02 Сентября 2016 г. 23:12 + в цитатник


* * *


Последние годы Гоголь прожил в аскетической бедности и
бездомности, но дух его, несмотря на развивавшуюся болезнь, был светел и
душевное состояние радостно. Распространенное представление о Гоголе как о
суровом аскете, постепенно погружающемся в мрак религиозного
помешательства, совершенно ложно. Вернувшись в Россию, писатель постепенно
оправляется от тяжких потрясений, пережитых в связи с изданием «Переписки»…
«Авторская исповедь» не печатается, а сдается в архив: она больше не
соответствует его душевному состоянию. Под непосредственным впечатлением
поражения автор заявлял в «Исповеди», что отрекается от писательства и
собирается поступить на какуюнибудь скромную должность. Вернувшись из
Святой Земли, он от этого малодушного решения отказывается и приступает к
писанию второй части «Мертвых душ». Еще летом в Васильевке он пытался
начать работу. Н. Кулиш рассказывает со слов домашних, что Гоголь по утрам
работал у себя во флигеле. «Если кто из домашних приходил к нему по делу,
он встречал своего посетителя на пороге, с пером в руке, и если не мог
удовлетворить его коротким ответом, то обещал исполнить требование после;
но никогда не приглашал войти к себе, и никто не видал и не знал, что он
пишет».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%95%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100148892_Esli-kto-iz-domasnih-prihodil-k-nemu-po-delu-on-vstrecal-svoego-posetitela-na-poroge-s-perom-v-ruke-i-esli-ne-mog-udovletvorit-ego-korotkim-otvetom-to-obesal-ispolnit-trebovanie-posle_ (400x209, 6Kb)

Матвею из Одессы, благодарит батюшку за то, что тот «положил себе молиться о нем всякий день».

Пятница, 02 Сентября 2016 г. 22:02 + в цитатник

«Поручение Ваше исполняю: Евангелие читаю и
благодарю вас за это много». После возвращения из Святой Земли он пишет о.
Матвею из Одессы, благодарит батюшку за то, что тот «положил себе молиться
о нем всякий день».



«Часто я думал: за что Бог так милует меня и так много дает мне
вдруг».


Еще одно короткое письмо из Москвы от 9 ноября 1848 года, и
переписка прерывается на два года. Наконец в 1850 году Гоголь сообщает о.
Матвею, что «создание его уже обдумано и готово» и что он только ждет
«орошающего освежения свыше», а «как бы хотелось сердцу поведать славу
Божию». В заключение просит батюшку молиться, чтобы он мог закончить свой
труд. Это письмо окончательно рассеивает все недоразумения, накопившиеся в
литературе вокруг отношений Гоголя и о. Матвея: если бы о. Константиновский
осуждал литературную деятельность Гоголя и внушал ему отказаться от
художественного творчества, тот не мог бы обратиться к нему за
благословением своему труду.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100148648_Konstantinovskij-osuzdal-literaturnuue-deatelnost-Gogola-i-vnusal-emu-otkazatsa-ot-hudozestvennogo-tvorcestva-tot-ne-mog-by-obratitsa-k-nemu-za-blagosloveniem-svoemu-trudu. (400x209, 5Kb)


Поиск сообщений в septitajs
Страницы: 156 ... 132 131 [130] 129 128 ..
.. 1 Календарь