-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в septitajs

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3104


Под влиянием и в полном согласии со славянофилами Гоголь считает Россию страной, особо избранной Промыслом

Понедельник, 29 Августа 2016 г. 23:52 + в цитатник

* * *


В заключение рассмотрим взгляд Гоголя на судьбы России. Под
влиянием и в полном согласии со славянофилами Гоголь считает Россию
страной, особо избранной Промыслом Божьим. В русской лирике есть «чтото
близкое к библейскому» и какоето «пророчество о России».


«Зачем же ни Франция, ни Англия, ни Германия не заражены этим
поветрием и не пророчествуют о себе, а пророчествует только одна Россия?
Затем, что она сильнее других слышит Божию руку на всем что ни сбывается в
ней и чует приближение иного царствия : оттого и звуки становятся
библейскими у наших поэтов».


Россия ближе других стран подошла ко Христу; в народной душе
бессознательно живет правда Христова. Русское государство – христианское,
более того, «небесное государство», почти что царство Божие. «Служить
теперь должен из нас всяк не так, как бы служил он в прежней России, но в
другом небесном государстве, главой которого уже Сам Христос». В такой
характерной для Гоголя гиперболической форме выражена русская мессианская
идея.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100101043_Zatem-cto-ona-silnee-drugih-slysit-Boziue-ruku-na-vsem-cto-ni-sbyvaetsa-v-nej-i-cuet-priblizenie-inogo-carstvia-_-ottogo-i-zvuki-stanovatsa-biblejskimi-u-nasih-poetov_. (400x209, 6Kb)

Слово это взято из нашей Церкви… Архиерей, в торжественном служении своем, подъемля в обеих руках и троесвешник,

Понедельник, 29 Августа 2016 г. 15:32 + в цитатник

«Просветить, – пишет Гоголь, – не значит
научить или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь
высветлить человека во всех силах, а не в одном уме, пронести всю природу
его сквозь какойто очистительный огонь. Слово это взято из нашей Церкви…
Архиерей, в торжественном служении своем, подъемля в обеих руках и
троесвешник, знаменующий Троицу Бога, и двусвешник, знаменующий Его
сходившее на землю Слово в двойном естестве Его, и Божеском и человеческом,
всех ими освещает, произнося: «Свет Христов просвещает всех».

Автор сознает, что его книгу не поймут и осудят, что не
признают ни его учительского, ни его пророческого служения. И он
оправдывает свое дерзновение, как оправдывали его во все времена все
пророки – призванием свыше.

«Мне ставят в вину, – говорит Гоголь, – что я заговорил о Боге…
Что же делать, если говорится о Боге? Что же делать, если наступает такое
время, что невольно говорится о Боге? Как молчать, когда камни готовы
завопить о Боге ».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100098600_Slovo-eto-vzato-iz-nasej-Cerkvi_-Arhierej-v-torzestvennom-sluzenii-svoem-podemla-v-obeih-rukah-i-troesvesnik-znamenuuesij-Troicu-Boga-i-dvusvesnik-znamenuuesij-Ego-shodivsee-na-zemlue-S (400x209, 8Kb)

И если при построении христианского царства Гоголю мешало его полное незнание русской действительности, то

Понедельник, 29 Августа 2016 г. 15:22 + в цитатник


* * *


Религиозная концепция власти приводит Гоголя к основной и
завершающей идее его книги: к построению единой христианской культуры, к
религиозному обоснованию государства и хозяйства, к полному оцерковлению
мира. И если при построении христианского царства Гоголю мешало его полное
незнание русской действительности, то здесь в учении о церкви этого
препятствия для него не было: он знал церковь, глубоко чувствовал и понимал
дух православия. Эта часть «Переписки» самая значительная. Никогда еще в
русской литературе не раздавался голос такой сыновней любви, скорби и
благоговения к православной Церкви. В призыве к церковной жизни Гоголь
подавал руку Хомякову, Ивану Киреевскому и другим славянофилам и ставил
перед русской литературой проблему религиозного оправдания культуры .

«Мы вообще знаем плохо нашу церковь, – пишет Гоголь. – Владеем
сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы его
почувствовать, но не знаем даже, где положили его. Церковь… одна в силах
разрешить все узлы недоумения и вопросы наши, может произвести неслыханное
чудо в виду всей Европы, – и эта Церковь нами незнаема. И эту Церковь,
созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь… Жизнью нашею мы
должны защищать нашу Церковь, которая вся есть жизнь».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98-%D0%B5...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100098530_-_-_------Religioznaa-koncepcia-vlasti-privodit-Gogola-k-osnovnoj-i-zaversauesej-idee-ego-knigi_-k-postroeniue-edinoj-hristianskoj-kultury-k-religioznomu-obosnovaniue-gosudarstva-i-hoz (400x209, 6Kb)

Схему гоголевского социального строя можно представить себе в виде иерархической лестницы, на которой расположены

Понедельник, 29 Августа 2016 г. 13:22 + в цитатник

* * *


Схему гоголевского социального строя можно представить себе в
виде иерархической лестницы, на которой расположены должности и сословия:
стоящие на одной ступени – отцы по отношению к низшей и дети по отношению к
высшей. Снизу вверх из рук в руки передается пламя любви, достигающее
наконец престола. На нем сидит Монарх, возносящий любовь детей своих к Богу.

«Как это верно, – восклицает Гоголь, – что полная любовь не
должна принадлежать никому на земле. Она должна быть передаваема по
начальству , и всякий начальник, как только заметит ее устремление к себе,
должен в ту же минуту обращать ее к поставленному над ним высшему
начальству, чтобы таким образом добралась она до своего законного
источника, и передал бы ее торжественно в виду всех всеми любимый царь
самому Богу».

Мы уже неоднократно отмечали в мировоззрении Гоголя черты
средневековья. Начертание этой лестницы вполне в духе феодального строя.
Гоголь напрасно выставляет идеалом «Одиссею»; в античности он видел только
простоту нравов и патриархальность, т. е. те черты, которые соответствовали
его средневековому сознанию. Социальная пирамида острием своим упирается в
небо; Царь – посредник между небом и землей. «Власть Государя, – пишет
Гоголь, – явление бессмысленное, если он не почувствует, что должен быть
образом Божьим на земле… Все полюбивши в своем государстве, до единого
человека всякого сословия и звания, и обративши все, что ни есть в нем, как
бы в собственное тело свое, возболев духом о всех, скорбя, рыдая, молясь и
день и ночь о страждущем народе своем, Государь приобретет тот всемогущий
голос любви, которой один только может быть доступен разболевшемуся
человечеству». Со всех ступеней общественной лестницы волны любви
устремляются в одну точку – к трону; и навстречу им стремится столь же
сильный поток монаршей любви. В этой встрече двух любовных токов, в
концентрации и объединении всего народа в любви и заключается смысл
монархии.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D1%85%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100097757_Vlast-Gosudara-_-piset-Gogol-_-avlenie-bessmyslennoe-esli-on-ne-pocuvstvuet-cto-dolzen-byt-obrazom-Bozim-na-zemle_-Vse-poluebivsi-v-svoem-gosudarstve-do-edinogo-celoveka-vsakogo-soslov (400x209, 10Kb)

» В этом же письме есть христианское обоснование богатства: «В которую деревню заглянула только христианская

Понедельник, 29 Августа 2016 г. 11:12 + в цитатник

Когда должности и сословия войдут в законные
границы, Россия вернется к своему исконному патриархальному строю. Основа
его – иерархия, основанная на любви. Губернатор – отец истинный всем своим
подчиненным; все чиновники его дети; союз любви связывает самые высокие
общественные ступени с самыми низшими. Губернатор объясняет дворянам их
долг по отношению к крестьянам, «чтобы те позаботились о них (крестьянах)
истинно, как о своих кровных и родных, а не как о чужих людях, и так бы
взглянули на них, как отцы на детей своих». В письме «Русский помещик»
Гоголь излагает своеобразную экономику: помещик – хозяин, отец своих
крестьян, должен строить свое хозяйство на Св. Писании, растолковывая
мужикам, что Сам Бог повелел им трудиться, примерных мужиков хвалить, а
«негодяев» распекать: «Ах ты, невымытое рыло!» В этом же письме есть
христианское обоснование богатства: «В которую деревню заглянула только
христианская жизнь, там мужики лопатами гребут серебро»; и защита
невежества: «Народ наш не глуп, что бежит, как от черта, от всякой
письменной бумаги». Одним словом, идеал христианина – богатый хозяин, вроде
Констанжогло или Муразова из второй части «Мертвых душ»! Натуральное
хозяйство, основанное на принудительном крестьянском труде, возглавляется
главным хозяином – царем, который должен отчитываться перед Небесным
Хозяином. И государство и общество Гоголь мыслил только в плане
хозяйственном. Его построение можно назвать экономическим утопизмом .

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%BB-%D0%92...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100097025_-V-etom-ze-pisme-est-hristianskoe-obosnovanie-bogatstva_-_V-kotoruue-derevnue-zaglanula-tolko-hristianskaa-zizn-tam-muziki-lopatami-grebut-serebro_-i-zasita-nevezestva_-_Narod-nas-ne- (400x209, 7Kb)

Итак, преобразование общества начинается с приказа: всем оставаться на своих местах.

Понедельник, 29 Августа 2016 г. 00:42 + в цитатник

Итак, преобразование общества начинается с
приказа: всем оставаться на своих местах. Не рвать ни одной традиции, не
изменять ни одного учреждения. Ибо все институты, законы, должности и
установления совершенны.


«Чем больше всматриваешься в организм управления губерний, тем
более изумляешься мудрости учредителей: слышно, что сам Бог строил незримо
руками государей».


Социальное зло не в законах и учреждениях, а в извращении их
грешными людьми; посему каждую должность и каждое сословие надлежит ввести
в законные границы, а «всякого чиновника губернии в полное познание его
должности». Если, например, объяснить дворянству, что Россия несчастна
потому, что «низкие разночинцы» опозорили разные неприманчивые места и
должности, то оно «встрепенется» и «отбою не будет от желающих вступить в
службу».

Преобразовать Россию можно не нововведениями, а
генералгубернаторами.


«В России может этому дать начало всякий генералгубернатор
вверенной его управлению области, и как просто – ничем другим, как только
собственной жизнью своей».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100085982_Socialnoe-zlo-ne-v-zakonah-i-ucrezdeniah-a-v-izvrasenii-ih-gresnymi-luedmi_-posemu-kazduue-dolznost-i-kazdoe-soslovie-nadlezit-vvesti-v-zakonnye-granicy-a-_vsakogo-cinovnika-gubernii-v- (400x209, 6Kb)

Он искренне был уверен, что появление «Одиссеи» в переводе Жуковского «произведет эпоху» не только в литературе,

Понедельник, 29 Августа 2016 г. 00:02 + в цитатник


* * *


Психология Гоголя тесно связана с его социологией. Идеальный
социальный уклад представлялся ему в форме патриархального крепостного
права и натурального помещичьего хозяйства. Он искренне был уверен, что
появление «Одиссеи» в переводе Жуковского «произведет эпоху» не только в
литературе, но и в общественности; что поэма поразит «величавою
патриархальностью древнего быта, простотою и несложностью общественных
пружин». Влияние Гомера должно быть особенно сильно в России, ибо русская
природа сохранила большое сродство с древней патриархальностью. Этим уже
определяется социальная программа Гоголя: консерватизм и легитимизм, не
движение вперед, а возвращение вспять, не реформы, а более строгое
исполнение «обычаев старины и обрядов». Все зло от беспокойного духа.


«Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на
месте и в должности другого и только не может его сделать в своей
должности. Это причина всех зол… Поверьте, что Бог недаром повелел каждому
быть на том месте, на котором он теперь стоит».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100085878_On-iskrenne-byl-uveren-cto-poavlenie-_Odissei_-v-perevode-Zukovskogo-_proizvedet-epohu_-ne-tolko-v-literature-no-i-v-obsestvennosti_-cto-poema-porazit-_velicavoue-patriarhalnostue-drevn (400x209, 7Kb)

Трогательно и смешно изображение «честного, но близорукого богача», у которого «дыбом поднимается волос»,

Воскресенье, 28 Августа 2016 г. 10:42 + в цитатник

Когда от суждений нормативных Гоголь переходит
к диагностике, почва уходит изпод его ног. Определение русской болезни как
жажды быть не тем, что есть, заявление, что все пороки проистекают из
желания быть лучше, – причудливое доктринерство. Так же фантастично
рассуждение о том, что в настоящее время все до единого грешат не прямо, а
косвенно; что грехи эти «не от разврата, а от неведения»: стоит только
проповеднику показать «всю цепь косвенных преступлений», как грешник
«облобызает его как спасителя». Все несчастье в том, что человек не знает
ни самого себя, ни жизни. «Велико незнание России посреди России». Таким
образом, моральная проповедь превращается в лекции по самообразованию и
нравственность заменяется познанием. Трогательно и смешно изображение
«честного, но близорукого богача», у которого «дыбом поднимается волос»,
если только ему показать картину голода в России; или модницы, которой «не
пойдет на ум какаянибудь шляпка или модное платье», стоит лишь объяснить
ей, что изза ее нарядов муж ее берет взятки. Так постепенно все пороки и
грехи русского человека сводятся к «прекрасным источникам». Как от
гениальных прозрений в области нравственности Гоголь мог спуститься до
такого наивного утопизма в психологии? Ответ на этот вопрос может
показаться парадоксальным: Гоголь совсем не психолог ; у него был великий
художественный талант и большая нравственная одаренность. Он художник
слова, юморист, лирик, мастер гротеска и фантастики, но все его творчество
не в психологическом плане; он не создал ни одной живой души, ни одного
реального характера. Маски и автоматы, сделанные им, так выразительны, так
динамичны, что издали их можно принять за настоящих людей; но попробуйте
проанализировать СквозникаДмухановского или Чичикова, и вы сразу
почувствуете, что вместо души у них мешок с отрубями. Гоголь с детства
ощущал мировое зло как начало омертвения и смерти. Пока он оставался верен
своей интуиции, он гениально выдумывал мертвые души, так гениально, что
даже Пушкин поверил в их реальность. Гоголь рассказывает, что после чтения
поэмы Пушкин произнес: «Боже, как грустна Россия». И прибавляет
знаменательную фразу: «Меня это изумило: Пушкин, который так знал Россию,
не заметил, что все это карикатура и моя собственная выдумка ».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100081856_Trogatelno-i-smesno-izobrazenie-_cestnogo-no-blizorukogo-bogaca_-u-kotorogo-_dybom-podnimaetsa-volos_-esli-tolko-emu-pokazat-kartinu-goloda-v-Rossii_-ili-modnicy-kotoroj-_ne-pojdet-na-u (400x209, 7Kb)

Как бы ни был низок и порочен человек, природа его благородна: он извратил ее, редко по злой воле, а большей

Воскресенье, 28 Августа 2016 г. 07:52 + в цитатник

Как бы ни был низок и порочен человек, природа
его благородна: он извратил ее, редко по злой воле, а большей частью по
познанию. Вот любопытное утверждение в «Переписке»:


«Если вы узнаете плута не только как плута, но и как человека
вместе, если вы узнаете все душевные его силы, данные ему на добро и
которые он поворотил во зло или вовсе не употребил, тогда вы сумеете так
попрекнуть его им же самим, что он не найдет себе места, куда ему укрыться
от самого же себя… и тогда вы почувствуете, как благородна наша русская
порода даже в плутах». Как же происходит это извращение добра в душе
человека? Главная причина заключается в болезни нашего времени, во всеобщем
недовольстве . Каждый хочет быть не тем, что он есть; отсюда путаница,
вихрь недоразумений, раздоры и всевозможные пороки. Диагноз неожиданный и
своеобразный. Еще более неожиданно следующее утверждение: наша жажда быть
не тем, что мы есть, «может быть, происходит от прекрасного источника –
быть лучше».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100081074_Vot-luebopytnoe-utverzdenie-v-_Perepiske_------_Esli-vy-uznaete-pluta-ne-tolko-kak-pluta-no-i-kak-celoveka-vmeste-esli-vy-uznaete-vse-dusevnye-ego-sily-dannye-emu-na-dobro-i-kotorye-on (400x209, 9Kb)

«Воспитываются для света не посреди света, а вдали от него… в исследовании собственной души своей, ибо там

Суббота, 27 Августа 2016 г. 23:52 + в цитатник

«Воспитываются для света не посреди света, а
вдали от него… в исследовании собственной души своей, ибо там законы всего
и всему, – найди только прежде ключ к своей собственной душе; когда же
найдешь, тогда этим же самым ключом отопрешь души всех».


Вот почему Гоголю понадобились долгие годы подготовки, удаления
в душевную пустыню для изучения и очищения собственной души. И только
наладив свое внутреннее хозяйство, он решил выступить на поприще
общественнорелигиозного служения. Поле борьбы добра со злом – человеческая
душа; ее можно исправлять поучением, на нее можно влиять примером. Вера
Гоголя в плодотворность нравственного воздействия связана с его взглядом на
душевное зло. Мы уже знаем, что злую силу в мире Гоголь мыслит
онтологически, как вполне реальную личность дьявола. Напротив, в
человеческой душе онтологического зла он не видит. Пессимист в плане
космическом, Гоголь неожиданно превращается в оптимиста в плане
психологическом. В душе человека зло не имеет сущности; оно случайно,
эмпирично, а потому вполне преодолимо. Работа проповедника сводится не к
уничтожению зла, а к исправлению испорченного, искаженного добра в душе
грешника. «Друг мой, – пишет Гоголь, – мы призваны в мир не затем, чтобы
истреблять и разрушать, но, подобно Самому Богу, все исправлять к добру, –
даже и то, что уже испортил человек и обратил во зло. Нет такого орудия в
мире, которое не было бы предназначено на службу Бога».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%92%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100071867_Vospityvauetsa-dla-sveta-ne-posredi-sveta-a-vdali-ot-nego_-v-issledovanii-sobstvennoj-dusi-svoej-ibo-tam-zakony-vsego-i-vsemu-_-najdi-tolko-prezde-kluec-k-svoej-sobstvennoj-duse_-kogda (400x209, 6Kb)

«Кто приобрел крупицу мудрости, тот уже не имеет права скрывать ее в себе от других: она не твоя, а Божие

Суббота, 27 Августа 2016 г. 22:12 + в цитатник

«Кто приобрел крупицу мудрости, тот уже не
имеет права скрывать ее в себе от других: она не твоя, а Божие достояние.
Бог ее выработал в тебе; все же дары Божии даются нам затем, чтобы мы
служили ими собратьям нашим».


В этой гоголевской идее соборности и «службы» раскрывается
глубочайшая истина восточного православия.


* * *


Наметив в этих чертах программу «дела жизни», Гоголь должен был
определить свой путь. Он был ему подсказан его христианским сознанием; путь
этот – поучение и нравственное влияние. «Бог повелел, – утверждает
Гоголь, – чтобы мы ежеминутно учили друг друга». Известно, до каких наивных
крайностей доходило его учение о моральном воздействии губернатора и
губернаторши на общество, помещика на крестьян и бюрократа на чиновников.
Других способов, кроме проповеди и личного примера, Гоголь не допускал.
Любопытно сравнить его с Белинским, стоявшим на той же почве общественного
реформаторства. Белинский признает только внешние, государственные методы
преобразования общества: уничтожение крепостного права, отмену телесного
наказания, изменение государственного строя; у Гоголя все методы
внутренние, психологические: перевоспитание души человека. Для материалиста
Белинского – бытие определяет сознание, для спиритуалиста Гоголя – сознание
определяет бытие. Линия Белинского привела через интеллигенцию, народников
и марксистов к современному коммунизму. Линия Гоголя возрождается в
пореволюционном религиозном сознании. Психологический путь Гоголя
обусловлен спиритуализмом всего его мировоззрения. Душа в центре мира; все
от нее исходит и к ней возвращается. В ней ключ ко всему.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%9A%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100071684_Belinskij-priznaet-tolko-vnesnie-gosudarstvennye-metody-preobrazovania-obsestva_-unictozenie-krepostnogo-prava-otmenu-telesnogo-nakazania-izmenenie-gosudarstvennogo-stroa_-u-Gogola-vse- (400x209, 6Kb)

Облеките же себя умственно рясой чернеца и всего себя умертвивши для себя, но не для нее, ступайте подвизаться

Суббота, 27 Августа 2016 г. 19:22 + в цитатник

«Нет выше звания, как монашеское… Но без зова
Божия этого не сделать…Монастырь ваш Россия . Облеките же себя умственно
рясой чернеца и всего себя умертвивши для себя, но не для нее, ступайте
подвизаться в ней… Друг мой, или у вас бесчувственно сердце, или вы не
знаете, что такое для русского Россия».


Аскетизм Гоголя – не для личного спасения, а для служения.
Христианин аскетически отвергает себя для подвига гражданского. Любовь не
абстрактная – к человечеству, а живая – к ближним. В предчувствии близкой
смерти Гоголь пишет в «Завещании»:


«Соотечественники, я вас любил, любил той любовью, которую не
высказывают, которую мне дал Бог, за которую благодарю Его, как за лучшее
благодеяние».


Отметим после военнорыцарских образов образы монашеские. Битва
и монастырь, воин и монах – характерные атрибуты средневекового
миросозерцания.

Религия Гоголя – соборная. Люди – братья, живущие друг для
друга, связанные общей виной перед Господом, круговой порукой и
ответственностью. Всякий индивидуализм и эгоистическая обособленность от
дьявола. В духовной области нет частной собственности: все Божие, все дары
посылаются для всех.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%B1%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100070981_V-predcuvstvii-blizkoj-smerti-Gogol-piset-v-_Zavesanii_------_Sootecestvenniki-a-vas-luebil-luebil-toj-luebovue-kotoruue-ne-vyskazyvauet-kotoruue-mne-dal-Bog-za-kotoruue-blagodarue-Ego (400x209, 6Kb)

Чтобы подчеркнуть практический, земной характер своего учения, автор склонен даже отрицать свою мистическую

Суббота, 27 Августа 2016 г. 14:12 + в цитатник

Чтобы подчеркнуть практический, земной
характер своего учения, автор склонен даже отрицать свою мистическую
одаренность; он пришел ко Христу путем самого делового, прозаического
«расчета», путем исследования и изучения. Его не занимают идеология и
метафизика; он говорит о деле, о жизни, о земле. Мы читаем в предисловии к
«Переписке с друзьями»:


«Сердце мое говорит мне, что книга моя нужна и что она может
быть полезна… Никогда еще доселе не питал такого сильного желания быть
полезным».


Вся русская литература последовала за Гоголем: от него ее
браннолюбивый, практический и гражданственный характер. От Гоголя –
Некрасов, Тургенев, Щедрин, Толстой, Достоевский, народники, революционеры,
реформаторы нашей литературы. Гоголь не хочет индивидуального спасения
души; тоскуя по созерцательной монашеской жизни, он ни на минуту не
соблазняется мыслью о бегстве из мира. Спасаться можно только всем миром,
со всеми братьями. Вдохновенно призывает он к служению России.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A7%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100069223_Ctoby-podcerknut-prakticeskij-zemnoj-harakter-svoego-ucenia-avtor-sklonen-daze-otricat-svoue-misticeskuue-odarennost_-on-prisel-ko-Hristu-putem-samogo-delovogo-prozaiceskogo-_rasceta_-p (400x209, 6Kb)

«Мы вышли на битву, и нечего тут выбирать, где поменьше опасностей; как добрый воин, должен бросаться из нас

Суббота, 27 Августа 2016 г. 11:02 + в цитатник


«Мы вышли на битву, и нечего тут выбирать, где поменьше
опасностей; как добрый воин, должен бросаться из нас всякий туда, где
пожарче битва. Всех нас озаряет свыше небесный Полководец… »


Воинственные, рыцарские образы соответствуют средневековому
мировоззрению Гоголя. Как странно должны были прогреметь эти фанфары среди
мирных садов российской словесности. Программа борьбы должна быть самая
простая, практическая, утилитарная. Писатель призван служить своему
отечеству, приносить реальную и непосредственную пользу людям, быть добрым
гражданином и усердным работником. Искусство, литература, эстетика – не
автономны; существование их оправдывается только пользой, которую они
приносят человечеству. Вот знаменательные слова Гоголя:


«Рожден я вовсе не затем, чтобы произвести эпоху в области
литературной. Дело мое проще и ближе: дело мое есть то, о котором прежде
всего должен подумать всякий человек, не только один я. Дело мое – душа и
прочное дело жизни ».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%9C%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100067968_My-vysli-na-bitvu-i-necego-tut-vybirat-gde-pomense-opasnostej_-kak-dobryj-voin-dolzen-brosatsa-iz-nas-vsakij-tuda-gde-pozarce-bitva. (400x209, 5Kb)

«Я люблю добро, я ищу его и сгораю им; но я не люблю тех низостей моих, которые отдаляют меня от добра.

Суббота, 27 Августа 2016 г. 06:52 + в цитатник

«Я люблю добро, я ищу его и сгораю им; но я не
люблю тех низостей моих, которые отдаляют меня от добра. Я воюю с ними и
буду воевать и изгоню их, и мне в этом поможет Бог».


Сначала «мерзости» его смущали: «я приходил от многого в
уныние, и мне становилось страшно за Россию», но потом, всмотревшись в
мерзости, он просветлел духом: «Передо мною стали обнаруживаться исход,
средства и пути». Он возлюбил темную Россию, понял, что Божья сила именно в
ее немощности и греховности. «Уверяю Вас, – пророчествует Гоголь, – что
придет время, когда многие у нас на Руси из чистеньких горько заплачут,
закрыв руками лицо свое, именно от того, что считали себя слишком чистыми».
И здесь он впервые дает словесное выражение одной из основных идей русской
литературы, развитых впоследствии Толстым и Достоевским. Нет на свете
правых и виноватых: все виноваты перед Господом. «Правосудие у нас, – пишет
Гоголь, – могло бы исполняться лучше, нежели во всех других государствах,
потому что из всех народов только в одном русском заронилась эта верная
мысль, что нет человека правого и что прав один только Бог». Этой идее о
«правде» русского народа, противостоящей «праву» других государств, суждена
была блестящая будущность.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%AF-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100065833_Snacala-_merzosti_-ego-smusali_-_a-prihodil-ot-mnogogo-v-unynie-i-mne-stanovilos-strasno-za-Rossiue_-no-potom-vsmotrevsis-v-merzosti-on-prosvetlel-duhom_-_Peredo-mnoue-stali-obnaruzivat (400x209, 6Kb)

Когда нравственное сознание доходит до апокалиптической раскаленности, когда экстазы сменяются кошмарами и

Суббота, 27 Августа 2016 г. 05:22 + в цитатник


«Соотечественники, страшно… Замирает от ужаса душа при одном
только предслышании загробного величия и тех духовных высших творений Бога,
перед которыми пыль все величие Его творений, здесь нами зримых… Стонет
весь умирающий состав мой, чуя исполинские возрастания и плоды, которых
семена мы сеяли в жизни, не прозревая и не слыша, какие страшилища от нас
подымутся… »


Когда нравственное сознание доходит до апокалиптической
раскаленности, когда экстазы сменяются кошмарами и «стонет весь состав»,
душа человека или гибнет, или перерождается. Страх возмездия может
парализовать ее, толкнуть в пропасть безумия или же, напротив, удесятерит
силы. Гоголь из своего «ада» вышел закаленным бойцом. Романтикмечтатель
превратился в практического деятеля. В нем окрепла нравственная воля и
воинственный дух.

Открыв в себе «собрание всех возможных гадостей», Гоголь
преодолел уныние; в душе его загорелась жажда добра; первое из качеств,
данных ему Богом, было «желание быть лучшим». Вот как звучит его бранный
клич:

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100065445_Sootecestvenniki-strasno_-Zamiraet-ot-uzasa-dusa-pri-odnom-tolko-predslysanii-zagrobnogo-velicia-i-teh-duhovnyh-vyssih-tvorenij-Boga-pered-kotorymi-pyl-vse-velicie-Ego-tvorenij-zdes-na (400x209, 12Kb)

Какое обнажение, какая нарочитая грубость и какое отчаяние!

Пятница, 26 Августа 2016 г. 21:22 + в цитатник

Какое обнажение, какая нарочитая грубость и
какое отчаяние!

Но различением добра и зла нравственное сознание не
ограничивается. Гоголь переживает в самой напряженной форме чувство своей
ответственности за зло. Мы знаем, что с детства его преследовали страшные
видения суда и возмездия; он прожил жизнь под террором загробного воздания.
За каждое слово и дело ответит человек после смерти; но особенно велика
ответственность писателя, ибо «слово есть высший подарок Бога человеку».
После выхода в свет «Мертвых душ» Гоголь ожидал, что они потрясут Россию,
разбудят ее от мертвого сна. Но никто не заговорил. Точно Россия была
населена в самом деле мертвыми душами. За этот грех ответят и писатель и
читатели. «Знаю, – пишет Гоголь, – что дам сильный ответ Богу за то, что не
исполнил как следует своего дела; но знаю, что дадут за меня ответ и
другие».

Переживая столь патетически грех и наказание, Гоголь истязал
себя страхом, доводя до припадков и нервных заболеваний. В одном письме к
Смирновой 1846 года перед нами немного приподнимается завеса над застенком,
в котором пытал себя Гоголь. «Эти болезненные страхи, – пишет он, – эти
непонятные беспокойства, эти беспрестанные ожидания чегото страшного,
долженствующего сей же час разразиться, все это уже у меня было».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%2C-%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F-%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5!%20%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5&site=®ion_name=&rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_100056936_Eti-boleznennye-strahi-_-piset-on-_-eti-neponatnye-bespokojstva-eti-besprestannye-ozidania-cego_to-strasnogo-dolzenstvuuesego-sej-ze-cas-razrazitsa-vse-eto-uze-u-mena-bylo_. (400x209, 6Kb)

«И непонятною тоскою уже загорелась земля; черствее и черствее становится жизнь; все мельчает и мелеет, и

Пятница, 26 Августа 2016 г. 17:32 + в цитатник


«И непонятною тоскою уже загорелась земля; черствее и черствее
становится жизнь; все мельчает и мелеет, и возрастает только в виду всех
один исполинский образ скуки, достигая с каждым днем неизмеримейшего роста.
Все глухо, могила повсюду. Боже, пусто и страшно становится в Твоем мире».


Для того чтобы показать, как «пусто и страшно», и были написаны
«Мертвые души».

Еще мучительнее для Гоголя сознание зла в самом себе. Публичная
исповедь, принесенная им на страницах «Переписки» (третье письмо по поводу
«Мертвых душ»), не имеет себе подобного в русской литературе. Никто до
Гоголя не говорил таким тоном, таким языком. В словах этих слышится дрожь
отвращения и упоение позором:


«Во мне заключилось собрание всех возможных гадостей , каждой
понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни
в одном человеке… Если бы… они открылись вдруг и разом перед моими глазами…
я бы повесился… С тех пор я стал наделять своих героев, сверх их
собственных гадостей , моею собственной дрянью… Если бы кто видел те
чудовища, которые выходили изпод пера моего… он бы точно содрогнулся».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%98-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100056175_V-slovah-etih-slysitsa-droz-otvrasenia-i-upoenie-pozorom_------_Vo-mne-zakluecilos-sobranie-vseh-vozmoznyh-gadostej-kazdoj-ponemnogu-i-pritom-v-takom-mnozestve-v-kakom-a-ese-ne-vstrecal (400x209, 11Kb)

Своим кликушеством, своим юродством, своим «священным безумием» он разбил гармонию классицизма, нарушил эстетическое

Пятница, 26 Августа 2016 г. 02:22 + в цитатник


В свободной форме писем на самые разнообразные темы Гоголь
создает стройную и полную систему религиознонравственного мировоззрения.
Ее можно принимать или отвергать, но нельзя отрицать ее значительности.
«Переписка» есть плод долголетней, напряженной нравственной рефлексии,
большого духовного опыта. В нравственной области Гоголь был гениально
одарен; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики
к религии, сдвинуть ее с пути Пушкина на путь Достоевского. Все четы,
характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были
намечены Гоголем: ее религиознонравственный строй, ее гражданственность и
общественность, ее боевой и практический характер, ее пророческий пафос и
мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы. Сила
Гоголя была так велика, что ему удалось сделать невероятное: превратить
пушкинскую эпоху нашей словесности в эпизод, к которому возврата нет и быть
не может. Своим кликушеством, своим юродством, своим «священным безумием»
он разбил гармонию классицизма, нарушил эстетическое равновесие, чудом
достигнутое Пушкиным, все смешал, спутал, замутил; подхватил вихрем русскую
литературу и помчал ее к неведомым далям. Непрочным оказался русский
«космос»; хаос, скованный пушкинской плеядой, снова воцарился. После
надрывного «душевного вопля» Гоголя в русской литературе стали уже
невозможны «звуки сладкие и молитвы». От Гоголя все «ночное сознание» нашей
словесности: нигилизм Толстого, бездны Достоевского, бунт Розанова. «День»
ее, – пушкинский златотканый покров, – был сброшен; Гоголь первый «больной»
нашей литературы, первый мученик ее. Можно жалеть о столь быстро
промелькнувшем дне и содрогаться перед страшным ночным «карлой» – автором
«Мертвых душ», но нельзя отрицать того, что великая русская литература
вышла изпод плаща – изпод «Шинели» – этого «карлы». Без Гоголя, быть
может, было бы равновесие, антология, благополучие: бесконечно длящийся
Майков, а за ним бесплодие; после Гоголя – «полное неблагополучие», мировой
размах и мировая слава.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B2%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100042890_Svoim-klikusestvom-svoim-uerodstvom-svoim-_svasennym-bezumiem_-on-razbil-garmoniue-klassicizma-narusil-esteticeskoe-ravnovesie-cudom-dostignutoe-Puskinym-vse-smesal-sputal-zamutil_-podh (400x209, 7Kb)

(подчеркнуто Гоголем).

Четверг, 25 Августа 2016 г. 18:12 + в цитатник

(подчеркнуто Гоголем).

Итак, «Переписка» или экзамен на духовную зрелость,
окончательная проверка, увенчание всего «душевного дела», или же полная
катастрофа. Ради нее переносились испытания и недуги, ради нее избран был
аскетический, страннический путь, ради нее сжигались «Мертвые души».
Выпуская в свете «Переписку», Гоголь ставил на карту все свои страданиями
заработанные духовные сокровища.

Он торопился, переписывая статьи до обморочного состояния, так
как знал, что книга не только нужна , но нужна немедленно. В этом порукой
была «необыкновенная милость Божия». «Все мне далось вдруг на то время, –
пишет Гоголь Плетневу (1846 г.), – вдруг остановились самые тяжкие недуги,
вдруг отклонились все помешательства в работе, и продолжалось все это до
тех пор, покуда не кончилась последняя строка. Это просто чудо и милость
Божия… » Чудом возникшая, провиденциальная книга. Первая книга, в которой
он посмел заговорить о «самом существенном ».


7

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100040924_-_-vdrug-ostanovilis-samye-tazkie-nedugi-vdrug-otklonilis-vse-pomesatelstva-v-rabote-i-prodolzalos-vse-eto-do-teh-por-pokuda-ne-koncilas-poslednaa-stroka. (400x209, 5Kb)


Поиск сообщений в septitajs
Страницы: 156 ... 130 129 [128] 127 126 ..
.. 1 Календарь