-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в septitajs

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3200


Чище горного снега и светлей небес должна быть душа моя, и тогда только я приду в силы начать подвиг и великое

Воскресенье, 21 Августа 2016 г. 16:02 + в цитатник

«Много труда и пути и душевного воспитания
впереди еще! Чище горного снега и светлей небес должна быть душа моя, и
тогда только я приду в силы начать подвиг и великое поприще, тогда только
разрешится загадка моего существования ».


Образ художника и образ человека сливаются воедино. Двойным
смыслом звучат слова «подвиг» и «поприще»: аскетический путь и создание
поэмы – единая лестница, ведущая к Богу.

Через год (в 1843 г.) те же мотивы развиваются в письмах к
Шевыреву и Плетневу.

«Я могу теперь работать увереннее, тверже, осмотрительнее, –
сообщает Гоголь Шевыреву, – благодаря тем подвигам , которые я предпринял к
воспитанию моему».

А Плетневу:


«Сочинения мои так связаны тесно с духовным образованием меня
самого и такое мне нужно до того времени вынести внутреннее сильное
воспитание душевное, глубокое воспитание, что нельзя и надеяться на скорое
появление моих сочинений».


И дальше Гоголь впервые употребляет выражение, ставшее
впоследствии его любимым: «внутреннее хозяйство».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A7%D0%B8%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99980024_A-Pletnevu_------_Socinenia-moi-tak-svazany-tesno-s-duhovnym-obrazovaniem-mena-samogo-i-takoe-mne-nuzno-do-togo-vremeni-vynesti-vnutrennee-silnoe-vospitanie-dusevnoe-glubokoe-vospitanie (400x209, 7Kb)

Но в эстетической и романтической атмосфере эпохи это религиозное учение было неожиданно и странно, и слова

Воскресенье, 21 Августа 2016 г. 05:32 + в цитатник

Почему «душа человека» стала предметом
изучения Гоголя? Почему он занялся собственным «душевным делом», духовным
самовоспитанием? Уход ли это от литературы? Измена ли искусству? Такие
вопросы задавали Гоголю его петербургские и московские друзья. В ответе на
их тревогу Гоголь пытался поделиться с ними истиной, которая недавно ему
открылась. Но в эстетической и романтической атмосфере эпохи это
религиозное учение было неожиданно и странно, и слова Гоголя просто не
доходили.

Гоголь говорил: чтобы творить красоту, нужно самому быть
прекрасным; художник должен быть цельной и нравственной личностью; его
жизнь должна быть столь же совершенна, как и его искусство. Служение
красоте есть нравственное дело и религиозный подвиг. Чтобы исполнить долг
перед человечеством, возложенный на него, писатель должен просветить и
очистить свою душу. Одним словом, чтобы закончить «Мертвые души», автору
нужно стать праведником.

Такова основная идея Гоголя, ей он принес в жертву свой талант
и свою жизнь. Он был мучеником идеи. Уехав из России в 1842 году, Гоголь в
словах торжественных и вдохновенных пишет Жуковскому о «воспитании души
своей». Тон – взволнованный и лирический; можно думать, что письмо написано
непосредственно после озарения, когда в душе еще не остыл восторг
«открытия».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99975655_Gogol-govoril_-ctoby-tvorit-krasotu-nuzno-samomu-byt-prekrasnym_-hudoznik-dolzen-byt-celnoj-i-nravstvennoj-licnostue_-ego-zizn-dolzna-byt-stol-ze-soversenna-kak-i-ego-iskusstvo. (400x209, 5Kb)

Только в 47 году стал известен в печати взгляд Гоголя на «Мертвые души» как на «историю души» самого автора

Суббота, 20 Августа 2016 г. 19:12 + в цитатник

Духовный путь Гоголя начинается с выставления
самого себя на всенародное обличение и посрамление. Перед лицом всей России
он готов выслушать обличение своих грехов и принести покаяние. Говорит он
об этом искренно, со смирением и полным отсутствием самолюбия. В этой жажде
обнажить свою душу перед всеми, выставить напоказ все свои мерзости есть и
бесстыдство и юродство. С одной стороны, унижение паче гордости, с другой –
духовный подвиг. Друзья Гоголя приняли это за чудачество, за тщеславное
любопытство, за нелепый каприз. А читатели просто недоумевали. И немудрено.
Гоголь явно смешивал три разных плана: для него были равнозначащи его
недостатки писателя, пороки человека и грехи христианина. Как будто критики
и читатели художественного произведения могли, вместе с эстетическим
разбором, преподать ему нравственное и религиозное назидание! К такому
отожествлению художника с христианином не были подготовлены друзья Гоголя.
Только в 47 году стал известен в печати взгляд Гоголя на «Мертвые души» как
на «историю души» самого автора и на героев поэмы как на воплощение его
собственных пороков.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99966099_Tolko-v-47-godu-stal-izvesten-v-pecati-vzglad-Gogola-na-_Mertvye-dusi_-kak-na-_istoriue-dusi_-samogo-avtora-i-na-geroev-poemy-kak-na-voplosenie-ego-sobstvennyh-porokov. (400x209, 5Kb)

Выход в свет «Мертвых душ» кажется ему благоприятным случаем; он просит друзей, литераторов и просто читателей

Суббота, 20 Августа 2016 г. 05:12 + в цитатник

Выход в свет «Мертвых душ» кажется ему
благоприятным случаем; он просит друзей, литераторов и просто читателей
критиковать его произведение возможно строже.

«Чем больше отыщешь ты и выставишь моих недостатков и пороков,
тем более будет твоя заслуга, – пишет он Шевыреву (1842 г.) –… Нет, может
быть, в целой России человека, так жадного узнать все свои пороки и
недостатки».

Жуковскому он пишет уже не о «недостатках», а о «грехах».


«Грехов, указанья грехов желает и жаждет теперь душа моя! Если
б вы знали, какой теперь праздник совершается внутри меня, когда открываю в
себе порок, дотоле не примеченный мною!»


То же повторяется в письме к Смирновой (1842 г.): он просит ее
записывать все, что говорят в публике о «Мертвых душах»; «хула и осуждение
для меня слишком полезны».

И, наконец, в письме к Плетневу (1842 г.) Гоголь объясняет
причину своего странного любопытства:


«Тому, кто стремится быть лучше, чем есть, не стыдно признаться
в своих проступках перед всем светом. Без этого сознания не может быть
исправления».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D1%8B%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99961350_-Gogol-obasnaet-pricinu-svoego-strannogo-luebopytstva_------_Tomu-kto-stremitsa-byt-lucse-cem-est-ne-stydno-priznatsa-v-svoih-prostupkah-pered-vsem-svetom. (400x209, 5Kb)

Но внешний путь, при неполном и случайном подборе книг и неподготовленности Гоголя к богословской науке, не

Суббота, 20 Августа 2016 г. 04:32 + в цитатник

Но внешний путь, при неполном и случайном
подборе книг и неподготовленности Гоголя к богословской науке, не мог его
удовлетворить. Главное внимание его поэтому направилось на путь внутренний
– духовное самовоспитание. Как понимал Гоголь эту задачу?

В письмах 1842–1844 годов он постоянно возвращается к этой
идее. Постепенно из расплывчивого понятия она превращается в
религиозноморальную теорию. Основа «душевного дела» – церковность ; Гоголь
придает большое значение посещению церковных служб, говению, исполнению
обрядов. Вот письмо к Языкову (1843 г.): «Дай мне слово говеть, приехавши в
Москву, при первом случае… Сделай также следующее заведение: всякую субботу
ввечеру отслужи у себя всенощную» (Языков, прикованный к постели, не мог
ходить в церковь). Гоголь нуждается в твердости устава, канона, обряда;
чтобы разобраться в своей душевной сложности и противоречивости, ему
необходим «камень веры», благолепие богослужения, незыблемость «закона». Он
любит и для себя самого, и для своих друзей составлять правила, расписание
времени, обязательные чтения и упражнения. (В письме к Л. К. Вьельгорской в
1844 году Гоголь спрашивает, читает ли она те правила, которые он ей
оставил.)

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99961253_-_Daj-mne-slovo-govet-priehavsi-v-Moskvu-pri-pervom-slucae_-Sdelaj-takze-sleduuesee-zavedenie_-vsakuue-subbotu-vveceru-otsluzi-u-seba-vsenosnuue_-Azykov-prikovannyj-k-posteli-ne-mog-ho (400x209, 7Kb)

Они показывают нам Гоголя в состоянии громадной внутренней перестройки.

Пятница, 19 Августа 2016 г. 21:02 + в цитатник

Письма этого периода вполне согласуются с
рассказом А. О. Смирновой. Они показывают нам Гоголя в состоянии громадной
внутренней перестройки.

Первый том «Мертвых душ» вышел в свет; Гоголь приступал к
работе над вторым – и перед ним вставал вопрос: как продолжать? Как
выполнить все те величественные замыслы, о которых загадочно упоминалось в
пером томе? Осознав себя после «великого перелома» 1836 года национальным
русским писателем, он задумался над русской природой и пришел к следующему
заключению: «Чтобы определить себе русскую природу, следует узнать получше
природу человека вообще и душу человека вообще. С этих пор человек и душа
человека сделались больше чем когдалибо предметом наблюдений». Так
схематически изображает Гоголь в «Авторской исповеди» свой путь от
романтической фантазии к психологическому реализму. Этой цели можно было
достигнуть двумя путями: внешним – читая «книги законодателей, душеведцев и
наблюдателей за природой человека», и внутренним – работая над познанием и
воспитанием собственной души.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99952353_Osoznav-seba-posle-_velikogo-pereloma_-1836-goda-nacionalnym-russkim-pisatelem-on-zadumalsa-nad-russkoj-prirodoj-i-prisel-k-sleduuesemu-zaklueceniue_-_Ctoby-opredelit-sebe-russkuue-prir (400x209, 7Kb)

Сегодняшнюю ночь за нее здесь сильно молился один человек, и передайте ей его убеждение, что она будет здорова

Пятница, 19 Августа 2016 г. 16:22 + в цитатник

В Риме он жил совсем постуденчески, без
слуги; говаривал, что нет участи выше монашеской. Однажды заболела
приятельница Чижова. Гоголь спросил его: «Была ли она у Святителя
Митрофана?» Чижов отвечал, что не знает. «Если не была, – продолжал
Гоголь, – то скажите ей, чтоб она дала обет помолиться у его гроба.
Сегодняшнюю ночь за нее здесь сильно молился один человек, и передайте ей
его убеждение, что она будет здорова ».

Конечно, «один человек» – сам Гоголь. И какая самонадеянность!

В начале 1843 года в Рим приехала А. О. Смирнова, близкий друг
Гоголя. Он водил ее по Риму и «хвастал Римом так, как будто это его
открытие» (воспоминания А. О. Смирновой). На страстной неделе Гоголь говел,
и приятельница его заметила его религиозный подъем. «Он становился
обыкновенно поодаль от других и до такой степени бывал погружен в молитву,
что, казалось, не замечал никого вокруг себя».

Между тем, со времени приезда Смирновой, писатель совсем
забросил своих друзейхудожников (до нас дошли резкие отзывы о
нем Ф. Иордана и А. Иванова); даже вывезенного им из России больного
Языкова, не знавшего поитальянски и поэтому вдвойне беспомощного, он по
неделям оставлял одного. Языков писал: «Холодно мне и скучно и даже
досадно, что я согласился на льстивые слова Гоголя и поехал в Рим, где он
хотел и обещался устроить меня как нельзя лучше, на деле вышло не то».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99951005_Azykov-pisal_-_Holodno-mne-i-skucno-i-daze-dosadno-cto-a-soglasilsa-na-lstivye-slova-Gogola-i-poehal-v-Rim-gde-on-hotel-i-obesalsa-ustroit-mena-kak-nelza-lucse-na-dele-vyslo-ne-to_. (400x209, 6Kb)

В начале осени прижму вас к моей русской груди».

Пятница, 19 Августа 2016 г. 11:02 + в цитатник


«Теперь я ваш; Москва моя родина. В начале осени прижму вас к
моей русской груди».


И вот не прошло и восьми месяцев, как он снова в дорожном
экипаже на пути в Италию.

В конце 1842 года Гоголь подготовляет к печати полное собрание
своих сочинений в четырех томах. Этой датой замыкается последний
литературный период его жизни. Остальные десять лет он медленно и неуклонно
уходит от искусства.


6

Снова за границей (1842–1847)


Загадка собственной природы занимала Гоголя с юношеских лет.
Уже в 1829 году он замечал в себе «страшную смесь противоречий»; в начале
сороковых годов противоречия эти обострились; душа его как будто
раскололась на две части; она начинает жить в двух планах, двумя разными
жизнями. Этот разлад становится для писателя источником мучительной борьбы.
О Гоголе можно было бы написать две биографии, стоит только распределить
материалы о нем на две части: светлое лицо и темное. В сущности, биографы,
начиная с самых ранних, Кулиша и Шенрока, так и поступали. Вот почему у нас
до сих пор нет единого Гоголя. Следовало бы наконец признать
противоречивость натуры Гоголя и оставить попытки примиряющего синтеза.
Подводить автора «Мертвых душ» под «гармонию» – значит подменять его
личность собственным вымыслом.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%BD...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99948599_Uze-v-1829-godu-on-zamecal-v-sebe-_strasnuue-smes-protivorecij_-v-nacale-sorokovyh-godov-protivorecia-eti-obostrilis_-dusa-ego-kak-budto-raskololas-na-dve-casti_-ona-nacinaet-zit-v-dvu (400x209, 7Kb)

Пребывание писателя на родине было омрачено затруднениями по изданию «Мертвых душ», цензурными придирками,

Четверг, 18 Августа 2016 г. 21:02 + в цитатник

Пребывание писателя на родине было омрачено
затруднениями по изданию «Мертвых душ», цензурными придирками, болезненным
состоянием, материальными заботами. Но самое тягостное, что суждено было
ему пережить за это время, это сознание своей полной отчужденности от
России.

«Если бы ты знал, – пишет он Максимовичу, – как тягостно мое
существование здесь в моем отечестве». А в письме к Балабиной говорит об
этом яснее:


«С того времени, как только ступила моя нога в родную землю,
мне кажется, как будто я очутился на чужбине».


Гоголь охладел к друзьям, возненавидел Москву и решил уезжать,
не закончив дел. «Меня томит и душит все, и самый воздух», – говорит он.
Решение его было неожиданно для приютившей его семьи Аксаковых. «Часов в
семь после обеда, – рассказывает С. Т. Аксаков, – вдруг вошел к нам Гоголь
с образом Спасителя в руках, с сияющим и просветленным лицом. Он сказал: «Я
все ждал, что ктонибудь благословит меня образом; но никто не сделал
этого. Наконец преосвященный Иннокентий благословил меня, и теперь я могу
объявить, куда я еду: я еду ко гробу Господню».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99936444_A-v-pisme-k-Balabinoj-govorit-ob-etom-asnee_------_S-togo-vremeni-kak-tolko-stupila-moa-noga-v-rodnuue-zemlue-mne-kazetsa-kak-budto-a-ocutilsa-na-cuzbine_. (400x209, 6Kb)

(Аксакову, 1840 г.

Четверг, 18 Августа 2016 г. 16:32 + в цитатник

«Никто из моих друзей не может умереть, потому
что он вечно живет со мной»

(Аксакову, 1840 г.).


Но и в соблазне Гоголя бывают истинные духовные прозрения. Он
часто блуждает в ослеплении, но оно – от света. Он чтото знает, чтото
провидит, чтото предчувствует: «Помните, – пишет он Аксакову (в
1842 г.), – что в то время, когда мельче всего становится мир, когда пустее
жизнь, в эгоизм и холод облекается все и никто не верит чудесам, – в то
время именно может совершиться чудо, чудеснее всех чудес… Душа моя слышит
грядущее блаженство и знает, что одного только стремления нашего к нему
достаточно, чтобы Всевышней милостью Бога оно ниспустилось в наши души».


* * *


В конце 1841 года Гоголь приезжает в Россию печатать первый том
«Мертвых душ».

С. Т. Аксаков находит в нем большую перемену:


«В этот год последовала новая, большая перемена в Гоголе, не в
отношении к наружности, а в отношении к его нраву и свойствам. Впрочем, и
по наружности он стал худ, бледен и тихая покорность воле Божией слышна
была в каждом его слове».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%90%D0%BA%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99935017_-_-cto-v-to-vrema-kogda-melce-vsego-stanovitsa-mir-kogda-pustee-zizn-v-egoizm-i-holod-oblekaetsa-vse-i-nikto-ne-verit-cudesam-_-v-to-vrema-imenno-mozet-soversitsa-cudo-cudesnee-vseh-cud (400x209, 8Kb)

«Но слушай: теперь ты должен слушать моего слова, – пишет он Данилевскому в 1841 году, – ибо вдвойне властно

Четверг, 18 Августа 2016 г. 16:22 + в цитатник

«Но слушай: теперь ты должен слушать моего
слова, – пишет он Данилевскому в 1841 году, – ибо вдвойне властно над тобою
мое слово и горе кому бы то ни было, не слушающему моего слова. О верь
словам моим! Властью высшей облечено отныне мое слово ».

Через год тому же другу он пишет еще более жуткие слова:


«Если же что в жизни смутит тебя, наведет беспокойство, сумрак
на мысли, вспомни обо мне, и при одном уже твоем напоминании – отделится
сила в твою душу…Вместе с письмом сим несется к тебе благословение и сила ».


В письме Прокоповичу (1842 г.) Гоголь сообщает:


«Тричетыре слова, посланные мною еще из Рима, низвели свежесть
в его (Данилевского) душу. Очередь твоя. Имей в меня каплю веры и живящая
сила отделится в твою душу ».


На языке аскетики такое состояние называется «впадением в
прелесть». Гоголь упоен своей мнимой святостью; он раздает направо и налево
благословения (Жуковскому: «Благословляю вас. Благословение это не
бессильно, и потому с верой примите его». 1842 г.). Он доходит до
кощунственного подражания словам Христа:

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%9D%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99934955_Cerez-god-tomu-ze-drugu-on-piset-ese-bolee-zutkie-slova_------_Esli-ze-cto-v-zizni-smutit-teba-navedet-bespokojstvo-sumrak-na-mysli-vspomni-obo-mne-i-pri-odnom-uze-tvoem-napominanii-_-o (400x209, 7Kb)

Этот новый человек не возникает ex nihilo; он связан преемственно со всем прошлым Гоголя; но качественно

Четверг, 18 Августа 2016 г. 11:42 + в цитатник

Таков мистический опыт Гоголя. Подлинность его
подтверждается тем фактом, что после 40 года Гоголь действительно
становится другим человеком. Этот новый человек не возникает ex nihilo; он
связан преемственно со всем прошлым Гоголя; но качественно он другой. Это
чувствуется сразу: другой голос, другая интонация, другой тембр. Для Гоголя
в пределах прежней жизни возникла иная: два несоизмеримых сознания,
уживающихся вместе.

«Я не скажу, что я здоров, – пишет он Жуковскому, – нет,
здоровье, может быть, еще хуже, но я более, нежели здоров. Я слышу часто
чудные минуты, чудной жизнью живу, внутренней, огромной, заключенной во
мне самом и никакого блага и здоровья не взял бы. Вся жизнь моя отныне –
один благодарный гимн».

Всякая попытка рассказать о «втором» сознании приводит к
алогизму («я не здоров, но более чем здоров») и к тусклым эпитетам
(«чудный»). Любопытно перерождение человека, пережившего такой опыт:
мнительный, боязливый Гоголь ради новой «чудной жизни» готов пожертвовать
даже здоровьем.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AD%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99933043_Vsakaa-popytka-rasskazat-o-_vtorom_-soznanii-privodit-k-alogizmu-_a-ne-zdorov-no-bolee-cem-zdorov_-i-k-tusklym-epitetam-_cudnyj_. (400x209, 5Kb)

Подчеркнутые слова ясно определяют характер «тоски», овладевшей Гоголем.

Четверг, 18 Августа 2016 г. 10:22 + в цитатник

Подчеркнутые слова ясно определяют характер
«тоски», овладевшей Гоголем. Это был страх смерти.

Потрясающее впечатление, пережитое у постели умершего друга,
ложится поверх его нервного заболевания и превращает его в психическое
переживание умирания. Наивно было бы возражать, что болезнь Гоголя была не
смертельна и, повидимому, даже не опасна. Субъективно, в своей внутренней
реальности, Гоголь умирал. Он знал, что умирает, так как видел в себе все
те признаки, которые год назад с отчаянием наблюдал в юном Вьельгорском.

Человек, переживший такой опыт, сошедший в могилу и снова
вернувшийся к свету дня, – возвращается неузнаваемым. В Гоголе рождается
новая личность; конечно, вся его эмпирическая индивидуальность, все его
свойства, качества и особенности остаются в нем; меняется само
метафизическое ядро «я», таинственная основа души. О том, что с ним
произошло в страшный миг, когда он умирал, Гоголь говорит намеками. Он
утверждает одно: было Божественное вмешательство, чудо милости Божией.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99932317_V-Gogole-rozdaetsa-novaa-licnost_-konecno-vsa-ego-empiriceskaa-individualnost-vse-ego-svojstva-kacestva-i-osobennosti-ostauetsa-v-nem_-menaetsa-samo-metafiziceskoe-adro-_a_-tainstvennaa (400x209, 6Kb)

После периода напряженной жизнерадостности и эстетического упоения Италией смерть Вьельгорского пробуждает

Четверг, 18 Августа 2016 г. 04:32 + в цитатник

Таким мрачным признанием завершается
счастливое трехлетие жизни за границей. После периода напряженной
жизнерадостности и эстетического упоения Италией смерть Вьельгорского
пробуждает Гоголя от «райского сна».

Красота должна погибнуть, и любовь уходит из стынущего сердца…
Нельзя до конца понять дальнейший мистикоаскетический путь Гоголя, если не
помнить, что для него в один прекрасный день от всего мира понесло «запахом
могилы».

Между смертью Вьельгорского и кризисом 40 года приходится
путешествие в Россию, во время которого Гоголь был поглощен семейными и
денежными хлопотами. Он тоскует по своей «душеньке Италии» и, не пробыв в
России года, снова уезжает за границу (в июне 1840 г.).

Лето он проводит в Вене; на него находит вдохновение
необычайной напряженности: он набрасывает трагедию из истории Запорожья,
переделывает «Тараса Бульбу» и один отрывок из «Владимира 3й степени»,
пишет «Шинель» и три новых главы «Мертвых душ». Трудно поверить, что все
это создается за месяц с небольшим! Творческое напряжение, граничащее с
чудом; и после него – срыв. Гоголь заболевает. Вот что он сообщает
М. П. Погодину (октябрь 1840 г.).

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99929658_Leto-on-provodit-v-Vene_-na-nego-nahodit-vdohnovenie-neobycajnoj-naprazennosti_-on-nabrasyvaet-tragediue-iz-istorii-Zaporoza-peredelyvaet-_Tarasa-Bulbu_-i-odin-otryvok-iz-_Vladimira-3_j (400x209, 7Kb)

– Ангел ты мой!

Четверг, 18 Августа 2016 г. 00:42 + в цитатник

– Ангел ты мой! ты скучал?

– О, как скучал! – отвечал он мне.

Я поцеловал его в плечо. Он мне подставил свою щеку. Мы
поцеловались. Он все еще жал мою руку.……….. Я глядел на тебя, милый мой
молодой цвет. Затем ли пахнуло на меня вдруг это свежее дуновение
молодости, чтобы потом вдруг и разом я погрузился еще в большую мертвящую
остылость чувств, чтобы я вдруг стал старее целым десятком, чтобы отчаяннее
и безнадежнее увидел исчезающую мою жизнь».


Смерть Вьельгорского – прощание Гоголя с юностью; после нее
наступает оцепенение, которое он называет «мертвящей остылостью чувств».


* * *


Кризис 40 года если не вызван, то тесно связан со смертью
Вьельгорского: столкнувшись впервые лицом к лицу со смертью, Гоголь увидел
ее уже не в ореоле народной мифологии или романтической фантастики, а в
простой и страшной действительности.


«Клянусь, непостижимо странна судьба всего хорошего на земле!
Едва только оно успеет показаться, – и тот же час смерть, безжалостная,
неумолимая смерть! Я ни во что теперь не верю, и если встречаю что
прекрасное, тотчас же жмурю глаза и стараюсь не глядеть на него. От него
несет мне запахом могилы».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%E2%80%93-%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB-%D1%82%D1%8B-%D0%BC%D0%BE%D0%B9!%20%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5&site=®ion_name=&rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_99921664_-_-_------Krizis-40-goda-esli-ne-vyzvan-to-tesno-svazan-so-smertue-Velgorskogo_-stolknuvsis-vpervye-licom-k-licu-so-smertue-Gogol-uvidel-ee-uze-ne-v-oreole-narodnoj-mifologii-ili-roman (400x209, 7Kb)

В 1839 году Гоголь переживает свою последнюю привязанность, быть может, самое чистое и возвышенное чувство

Четверг, 18 Августа 2016 г. 00:22 + в цитатник

В 1839 году Гоголь переживает свою последнюю
привязанность, быть может, самое чистое и возвышенное чувство всей своей
жизни.

В Риме Гоголь познакомился с семьей графа Вьельгорского и
подружился с двадцатитрехлетним, умным и талантливым Иосифом Вьельгорским.
«Благородновысокая, младенческиясная душа», «один единственно прекрасный
и возвышенноблагородный», – пишет Гоголь. Вьельгорский был болен чахоткой;
Гоголь просиживал бессонные ночи у его постели. «Ночи на вилле» напоминают
отрывки из дневника. Их автобиографичность подтверждается письмами; они
стоят совершенно особо в гоголевском творчестве и не похожи ни на одно его
произведение: это – сжатая, краткая запись слов и движений умирающего;
автор записывает самое важное с волнением, дрожащей рукой; видит
надвигающуюся смерть и торопится вырвать у нее последние звуки, последние
жесты любимого друга. Впечатление полной точности и правдивости.


«Они были сладки и восхитительны эти бессонные ночи. Он сидел
больной в креслах. Я при нем… Мне было так сладко сидеть возле него! Уже
две ночи как мы говорим друг другу ты . Как ближе после этого он стал ко
мне!…………. Я сошел к нему в 10 часов. Он уже более часу сидел один. Гости,
бывшие у него, давно ушли. Он сидел один. Томление, скука выражались на
лице его. Он меня увидел; слегка махнул рукой.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-1839-%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99921584_Ih-avtobiograficnost-podtverzdaetsa-pismami_-oni-stoat-soversenno-osobo-v-gogolevskom-tvorcestve-i-ne-pohozi-ni-na-odno-ego-proizvedenie_-eto-_-szataa-kratkaa-zapis-slov-i-dvizenij-umir (400x209, 9Kb)

«Брат всегда был доволен и весел, когда к нему приезжал Данилевский, а как красив был Данилевский в молодости,

Среда, 17 Августа 2016 г. 15:02 + в цитатник

«Брат всегда был доволен и весел, когда к нему
приезжал Данилевский, а как красив был Данилевский в молодости, какой был
приятный и добрый!»


О своей юношеской дружбе вспоминает Гоголь в монологе «Ночи на
вилле»:


«… Ко мне возвратился летучий, свежий отрывок моего юношеского
времени, когда молодая душа ищет дружбы и братства между молодыми своими
сверстниками, и дружбы решительно юношеской, полной милых, почти
младенческих мелочей и наперерыв оказываемых знаков нежной привязанности,
когда сладко смотреть очами в очи, когда весь готов на пожертвования, часто
даже вовсе ненужные».


Гоголь путешествует с Данилевским по Европе в 1836 году;
расставшись в Париже в 1838 году, они оживленно переписываются. О тоне
писем Гоголя можно судить по следующим отрывкам:


«Прощай, мой милый, мой добрый! Целую тебя бессчетные
количества, шлю о тебе нескончаемые молитвы… Прощай, мой ближайший мне!»
«Боже мой! если бы я был богат, я бы желал… чего я бы желал? Чтоб остальные
дни мои я провел с тобою вместе… Чувствую, что ты бы наполнил дни мои,
которые теперь кажутся мне пусты».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%91%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99919232_------O-svoej-uenoseskoj-druzbe-vspominaet-Gogol-v-monologe-_Noci-na-ville_------_-Ko-mne-vozvratilsa-letucij-svezij-otryvok-moego-uenoseskogo-vremeni-kogda-molodaa-dusa-iset-druzby- (400x209, 10Kb)

Гоголь был способен на самоотверженную и пламенную дружбу; такова была его юношеская привязанность к лицейскому

Среда, 17 Августа 2016 г. 14:02 + в цитатник

* * *


К первому заграничному трехлетию относится расцвет дружбы
Гоголя с Данилевским и с Иосифом Вьельгорским. Гоголь был способен на
самоотверженную и пламенную дружбу; такова была его юношеская привязанность
к лицейскому товарищу Г. Высоцкому, тридцатилетняя дружба с А. Данилевским,
возвышенное, полное нежной жалости чувство к чахоточному Иосифу
Вьельгорскому; таковы его отношения с А. О. Смирновой, А. М. Вьельгорской и
М. П. Балабиной.

Быть может, чувство дружбы было единственной доступной Гоголю
формой любви: ведь нельзя назвать любовью то стыдное и страшное вожделение,
которое грозило «обратить его в прах» и которое он подавлял в себе силой
воли.

Дружба Гоголя с Высоцким была кратковременна: она не пережила
лицейских годов. Дружба с А. С. Данилевским прошла через всю жизнь
писателя. Данилевский был родственник и сосед его по имению; вместе учились
они в нежинском лицее; в школьных любительских спектаклях приятель Гоголя
исполнял женские роли – так он был миловиден. Сестра Гоголя, Анна
Васильевна, рассказывала:

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99918874_Byt-mozet-cuvstvo-druzby-bylo-edinstvennoj-dostupnoj-Gogolue-formoj-luebvi_-ved-nelza-nazvat-luebovue-to-stydnoe-i-strasnoe-vozdelenie-kotoroe-grozilo-_obratit-ego-v-prah_-i-kotoroe-on- (400x209, 6Kb)

«Я решился идти сегодня же в одну из церквей римских (ибо в одном только Риме молятся; в других местах показывают

Среда, 17 Августа 2016 г. 12:42 + в цитатник

«Я решился идти сегодня же в одну из церквей
римских (ибо в одном только Риме молятся; в других местах показывают только
вид, что молятся)».


Слова в скобках могут вызвать недоразумение; между тем Гоголь
вовсе не хочет сказать, что только в Риме – истинная религия; он просто
отмечает благочестивость римского населения; он влюблен в свой Рим; все в
нем, начиная природой и кончая молитвой верующих, лучше, чем во всех других
странах. Он молится в католических церквах, потому что они прекрасны,
потому что в них царит прохладный полумрак и, наконец, потому что он почти
не различает католичества от православия. На опасения матери он отвечает,
что веры своей не переменит, ибо «как религия наша, так и католическая,
совершенно одно и то же и потому совершенно нет надобности переменить одну
на другую… Итак, насчет моих религиозных чувств вы никогда не должны
сомневаться». Это письмо достаточно убедительно. Когда представители
польской секты «змартвыхвстанцев» пытались обратить Гоголя, тот просто не
понимал, чего они от него хотят. Рим способствовал усилению в нем
религиозности, но она носила эстетическимистический характер и была чужда
всякой догматики.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%AF-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99918270_Slova-v-skobkah-mogut-vyzvat-nedorazumenie_-mezdu-tem-Gogol-vovse-ne-hocet-skazat-cto-tolko-v-Rime-_-istinnaa-religia_-on-prosto-otmecaet-blagocestivost-rimskogo-naselenia_-on-vlueblen- (400x209, 7Kb)

«Если со временем глубже на него повлиять, то может быть он не окажется глух к истине и всею душою обратится

Среда, 17 Августа 2016 г. 09:52 + в цитатник


«Если со временем глубже на него повлиять, то может быть он не
окажется глух к истине и всею душою обратится к ней. Княгиня
(З. А. Волконская) питает эту надежду»…

(Петр Семененко Богдану Яньскому, 17 марта 1838 г. из Рима).



«Познакомились с Гоголем, малороссом, даровитым великорусским
писателем, который сразу выказал большую склонность к католицизму и к
Польше»

(Иероним Кайсевич. Дневник).


Но надежды польских монахов не оправдались: как только княгиня
Волконская уехала из Рима, Гоголь немедленно прекратил всякие сношения с
учениками Яньского. Вполне правдоподобно предположение В. Вересаева (Гоголь
в жизни. Academia, 1933), что «скрытный и очень практичный в житейских
делах, Гоголь просто водил за нос, охотившихся за ним польских монахов.
Единственная его цель была угодить богатой и знатной княгине Волконской,
фанатической католичке». Гоголь и не думал никогда о перемене веры:
католические церкви и богослужение пленяли его прежде всего эстетически. Он
изучает художественные памятники Рима. «Если случится, что нет солнца, –
пишет он Плетневу (1837 г.), – то идите по церквам. На каждом шагу и в
каждой церкви чудо живописи, старая картина, к подножию которой несут
миллионы людей умиленное чувство изумления». Гоголь не только любуется
церквами, но и молится в них: от любования легко переходить к умилению.
Молится, растроганный красотой. «Отправлюсь помолиться за тебя в одну из
этих темных, дышащих свежестью и молитвою церквей», – пишет он Данилевскому
(1838 г.). Для художника Гоголя поклонение красоте естественно переходило в
религиозное настроение.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%95%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99916465_Poznakomilis-s-Gogolem-malorossom-darovitym-velikorusskim-pisatelem-kotoryj-srazu-vykazal-bolsuue-sklonnost-k-katolicizmu-i-k-Polse_---Ieronim-Kajsevic. (400x209, 5Kb)


Поиск сообщений в septitajs
Страницы: 160 ... 128 127 [126] 125 124 ..
.. 1 Календарь