-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в septitajs

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 2974


Самой серьезной из болезней Гоголя в этот период была мнительность.

Среда, 17 Августа 2016 г. 00:22 + в цитатник

Самой серьезной из болезней Гоголя в этот
период была мнительность.


* * *


С пребыванием Гоголя в Риме связан вопрос о его увлечении
католицизмом. Вот данные, которыми мы располагаем: 1) В Риме Гоголь бывал у
кн. Зинаиды Волконской, вновь обращенной в католичество, и дружил с
М. П. Балабиной, которая тоже склонялась к этой религии; 2) через
Волконскую и Балабину он познакомился с кардиналом Меццофанти, с аббатом
Ланчи и несколькими другими священниками; в письме к Балабиной (1838 г.) он
называет кардинала «наш приятель» и рассказывает об аббатах «ваших
друзьях»; 3) усердно посещал католические храмы и 4) должен был успокаивать
мать, встревоженную слухами о его переходе в католичество. Вот что было в
действительности: Гоголь некоторое время встречался с Петром Семененко
и Иеронимом Кайсевичем, католическими ксендзами, участниками польского
восстания 1830–1831 года. Они жили в Риме, вербуя приверженцев своему
учителю Богдану Яньскому, другу Мицкевича и основателю в Париже нового
католического монашеского ордена «Воскресения Господни» (X. Pavel
Smolikowski, Historia zgromadzenia zmartwychwstania panskiego. Krakow,
1893).

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99906004_-on-nazyvaet-kardinala-_nas-priatel_-i-rasskazyvaet-ob-abbatah-_vasih-druzah_-3-userdno-posesal-katoliceskie-hramy-i-4-dolzen-byl-uspokaivat-mat-vstrevozennuue-sluhami-o-ego-perehode-v (400x209, 6Kb)

В первый заграничный период жизни (1836–1839) Гоголь полон жизнерадостности и беспечности: он путешествует

Вторник, 16 Августа 2016 г. 17:42 + в цитатник


* * *


В первый заграничный период жизни (1836–1839) Гоголь полон
жизнерадостности и беспечности: он путешествует по Германии и Швейцарии
(юмористическое письмо к М. П. Балабиной из Веве), несколько месяцев живет
в Париже, где увлекается театром, и, наконец, в марте 1837 года попадает в
Рим. Начинается «римская эпоха», история медленной влюбленности Гоголя в
Рим и погружения души в чистый эстетизм. Он зовет в Италию Жуковского
поклониться красоте. «Здесь престол ея, – продолжает он. – В других местах
мелькнет одно только воскраие ея ризы, а здесь она вся глядит прямо в очи
своими пронзительными очами. – Я весел. Душа моя светла. Тружусь и спешу
всеми силами совершить труд мой» (Жуковскому, 30 октября 1837 г.). В Риме
Гоголь живет среди художников, изучает изящные искусства, занимается
«чтением Рима», учится живописи.

«В душе небо и рай… никогда я не был так весел, так доволен
жизнью» (Данилевскому, 2 февраля 1838 г.). Это не мешает ему постоянно
жаловаться на мучительные болезни, припадки хандры, периоды мертвенности и
уныния. Нет почти ни одного письма, даже самого жизнерадостного, где бы не
звучала жалоба на недуги. В 36 году в Веве «доктор отыскал признаки
ипохондрии, происходившей от геморроид». В 37 г.: «Я был очень болен,
теперь начинаю немного оправляться» (Плетневу). В 38 г.: «Моя
геморроидальная болезнь вся обратилась на желудок» (Погодину). «В брюхе,
кажется, сидит какойто дьявол, который решительно мешает всему»
(Данилевскому). В 39 г.: «Слышишь, видишь, как вызывает все на жизнь, на
чудное наслаждение, а между тем у тебя в брюхе сидит дьявол» (Данилевскому).

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%BF...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99904140_-_-_------V-pervyj-zagranicnyj-period-zizni-1836_1839-Gogol-polon-zizneradostnosti-i-bespecnosti_-on-putesestvuet-po-Germanii-i-Svejcarii-uemoristiceskoe-pismo-k-M. (400x209, 6Kb)

Вся Россия должна отразиться в его поэме: «Весь русский человек, со всем разнообразием богатства и даров,

Вторник, 16 Августа 2016 г. 15:32 + в цитатник

«Пора, пора, наконец, заняться делом»
(Жуковскому, 28 июня 1836 г.). Это дело – писание «Мертвых душ», начатое в
Петербурге и прерванное на третьей главе. Но тогда он сочинял без плана,
для забавы, а теперь: «Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь
план… Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем!» – и
страницей ниже: «Огромно велико мое творение, и не скоро конец его… Ктото
незримый пишет передо мною могущественным жезлом» (Жуковскому, 12 ноября
1836 г.). Из этих слов становится понятен характер «великого перелома»,
происшедшего в Гоголе. Постановка «Ревизора», воспринятая как поражение,
заставила его переоценить свое творчество. Перед Гоголем встал вопрос:
почему его не поняли соотечественники? почему на него восстали «целые
сословия»? И он на это ответил: моя вина. Все, что он доселе писал, было
ребячеством: он относился несерьезно к своему писательскому призванию и
неосторожно обращался со смехом. Поэтому и могло выйти, что его обвинили в
осмеянии России, в клевете на родину. Вина его была, конечно, не в
сознательной хуле на Россию, а в «нерадении и лени», в легкомысленном
отношении к божию дару – таланту. За то Провидение и послало ему
«неприятности и огорчения», чтобы воспитать его. Теперь он знает, как
опасна односторонность изображения, и ставит себе целью полноту . Вся
Россия должна отразиться в его поэме: «Весь русский человек, со всем
разнообразием богатства и даров, доставшихся на его долю, преимущественно
перед другими народами и со всем множеством тех недостатков, которые
находятся в нем, также преимущественно перед всеми другими народами». Эти
слова из «Авторской исповеди» заслуживают нашего доверия.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99903353_Vsa-Rossia-dolzna-otrazitsa-v-ego-poeme_-_Ves-russkij-celovek-so-vsem-raznoobraziem-bogatstva-i-darov-dostavsihsa-na-ego-dolue-preimusestvenno-pered-drugimi-narodami-i-so-vsem-mnozestvo (400x209, 7Kb)

Нельзя ли предположить, что Гоголь рассчитывал, может быть полусознательно, что «Ревизор» произведет какоето

Вторник, 16 Августа 2016 г. 10:12 + в цитатник

Нельзя ли предположить, что Гоголь
рассчитывал, может быть полусознательно, что «Ревизор» произведет какоето
немедленное и решительное действие ? Россия увидит в зеркале комедии свои
грехи и вся, как один человек, рухнет на колени, зальется покаянными
слезами и мгновенно переродится!

И вот ничего подобного не произошло; было произведено «большое
и шумное действие», были восторги и осуждения, были толки вкривь и вкось, и
это все. Разочарование вызывает в авторе душевный перелом, совпадающий с
отъездом за границу и знаменующий новую эру в его жизни.


5

За границей и в России (1836–1842)


Гоголь покидал родину, чувствуя себя непризнанным пророком; в
нем развивалась мания преследования; ему казалось, что враги хотят его
погубить, ославив бунтовщиком, «подрывающим государственную машину». Эта
мысль особенно его возмущала, потому что на свою литературную работу он
смотрел как на государственную службу. Он хотел «подать помощь правдивому
закону Монарха» – и вдруг его объявили крамольником!

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99901068_5---Za-granicej-i-v-Rossii-1836_1842------Gogol-pokidal-rodinu-cuvstvua-seba-nepriznannym-prorokom_-v-nem-razvivalas-mania-presledovania_-emu-kazalos-cto-vragi-hotat-ego-pogubit-oslaviv (400x209, 7Kb)

Гоголь переживает прием, оказанный его пьесе, как восстание против него всех сословий, как возмущение всей

Вторник, 16 Августа 2016 г. 08:52 + в цитатник

Гоголь переживает прием, оказанный его пьесе,
как восстание против него всех сословий, как возмущение всей России: для
него постановка «Ревизора» – крушение всех надежд, почти личная катастрофа.

Что же было в действительности? На первом представлении было и
недоумение, и даже негодование, но одновременно вызовы автора, «напряженное
внимание», шумные обсуждения.


«Пьеса имела успех колоссальный»

(Панаев. Литературные воспоминания).



«На сцене комедия имела огромный успех»

(С. Т. Аксаков).



«Ревизор» имел полный успех на сцене: общее внимание зрителей,
рукоплескания, задушевный и единогласный хохот, вызов автора… ни в чем не
было недостатка»

(Кн. П. А. Вяземский).


Но Гоголь ничего не видит и не слышит: он потрясен «восстанием
против него России» и спешит бежать за границу. Разбитый душой и телом,
уезжает в чужие края «разгулять свою тоску». Отношение автора к буре,
поднятой «Ревизором», может показаться непонятным. Чем вызвано его страшное
душевное потрясение? Все обычно приводимые причины недостаточны; правда,
Гоголь был мнителен и критику на «Ревизора» мог воспринять как бунт всех
сословий; правда, он был оскорблен в своей бескорыстной любви к
соотечественникам, на которую они ответили такой неблагодарностью, и все же
«душевного потрясения» этими причинами нельзя объяснить.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99900432_Vse-obycno-privodimye-priciny-nedostatocny_-pravda-Gogol-byl-mnitelen-i-kritiku-na-_Revizora_-mog-vosprinat-kak-bunt-vseh-soslovij_-pravda-on-byl-oskorblen-v-svoej-beskorystnoj-luebvi-k (400x209, 8Kb)

Анненков в «Воспоминаниях» рассказывает, что после первого акта было «недоумение», которое возрастало с каждым

Понедельник, 15 Августа 2016 г. 21:22 + в цитатник

* * *


19 апреля 1836 года «Ревизор» был представлен на петербургской
сцене. Анненков в «Воспоминаниях» рассказывает, что после первого акта было
«недоумение», которое возрастало с каждым актом; в некоторых местах
раздавался общий смех; в четвертом акте было «напряженное внимание», в
пятом – «всеобщее негодование».

«По окончании спектакля Гоголь явился к Н. Я. Прокоповичу в
раздраженном состоянии духа.

Хозяин вздумал поднесть ему экземпляр «Ревизора», только что
вышедший из печати, со словами «полюбуйтесь на сынка». Гоголь швырнул
экземпляр на пол, подошел к столу и, опираясь на него, проговорил
задумчиво: «Господи Боже! Ну если бы один, два ругали, ну и Бог с ними, а
то все, все».

Этот мотив: «все, все» – повторяется и в переписке Гоголя 36
года.

«Все против меня, – пишет он Щепкину. – Малейший призрак истины
– и против тебя восстают, и не один человек, ацелые сословия ».

«Пророку нет славы в отчизне (письмо к Погодину от 10 мая). Что
против меня уже решительно восстали теперь все сословия , я не смущаюсь
этим, но както тягостно, грустно, когда видишь против себя несправедливо
восстановленных своих же соотечественников».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%90%D0%BD%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99889997_Annenkov-v-_Vospominaniah_-rasskazyvaet-cto-posle-pervogo-akta-bylo-_nedoumenie_-kotoroe-vozrastalo-s-kazdym-aktom_-v-nekotoryh-mestah-razdavalsa-obsij-smeh_-v-cetvertom-akte-bylo-_napr (400x209, 7Kb)

Таким образом, психологическая связь между концом профессорской деятельности Гоголя и началом театральной

Понедельник, 15 Августа 2016 г. 19:12 + в цитатник

Таким образом, психологическая связь между
концом профессорской деятельности Гоголя и началом театральной вполне
бесспорна.

Наконец, разрешается и последнее сомнение: Гоголь с лицейской
скамьи не представлял себе своего служения человечеству иначе как в виде
государственной службы. Должность адъюнкта отвечала этому требованию. А
театр? Можно ли дело комического писателя считать тоже государственной
службой? В статье «Петербургская сцена в 1835/36 г.» Гоголь отвечает
утвердительно:


«Благосклонно склонится око Монарха к тому писателю, который,
движимый чистым желанием Добра, предпримет уличить низкий порок… и этим
подаст помощь и крылья Его правдивому закону».


Итак, комический писатель – сотрудник Государя.

Картина, восстановленная нами с помощью материалов тридцатых
годов, очень отличается от версии «Исповеди». Возникает вопрос: какую же
роль играл Пушкин в истории творчества Гоголя? Что он дал ему сюжеты
«Ревизора» и «Мертвых душ» – подтверждается рядом свидетельств. Но
малоправдоподобно, чтобы автор «Поэта и черни» внушил Гоголю моральное
направление творчества, и совсем невероятно, что без вмешательства Пушкина
Гоголь бросил бы писать. К самому факту близкой дружбы Гоголя с Пушкиным
последние биографы его (В. Каллаш, Б. Лукьяновский, А. Долинин и
В. Гиппиус) относятся недоверчиво. Связь между двумя писателями,
повидимому, была самая внешняя: за шесть лет знакомства Пушкин написал
Гоголю три незначительных записки; после лета в Царском, когда, по словам
Гоголя, он «почти каждый вечер» проводил с Пушкиным, Гоголь путает имя жены
поэта (в письме к Пушкину он называет Наталью Николаевну Надеждой
Николаевной); перед отъездом Гоголя за границу у него, повидимому, вышла
размолвка с Пушкиным, и он уехал, даже не попрощавшись с ним1.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99889404_Svaz-mezdu-dvuma-pisatelami-po_vidimomu-byla-samaa-vnesnaa_-za-sest-let-znakomstva-Puskin-napisal-Gogolue-tri-neznacitelnyh-zapiski_-posle-leta-v-Carskom-kogda-po-slovam-Gogola-on-_poct (400x209, 10Kb)

В этом апологетическом произведении события тридцатых годов подогнаны – иногда насильственно – под идейную

Понедельник, 15 Августа 2016 г. 17:32 + в цитатник

Остается вариант «Исповеди»; достоверность ее
тоже очень относительна. В этом апологетическом произведении события
тридцатых годов подогнаны – иногда насильственно – под идейную схему
сороковых годов.

Поэтому оставим «Исповедь» и попытаемся восстановить историю
перелома 36 года на основании источников того же времени. В течение 35 года
Гоголь постепенно охладевает к занятиям историей. Многотомные исторические
исследования не двигаются с места; в Университете он вяло дотягивает свой
курс перед опустевшей аудиторией. В конце года увольняется в отставку и
примиряется с мыслью, что историческое поприще – не его призвание.

«Я расплевался с Университетом, – пишет он Погодину в декабре
35 года, – и через месяц опять беззаботный казак. Неузнанный я взошел на
кафедру и неузнанный схожу с нее. Но в эти полтора года – годы моего
бесславия, потому что общее мнение говорит, что я не за свое дело взялся –
в эти полтора года я много вынес оттуда и прибавил в сокровищницу души».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%8D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99889015_No-v-eti-poltora-goda-_-gody-moego-besslavia-potomu-cto-obsee-mnenie-govorit-cto-a-ne-za-svoe-delo-vzalsa-_-v-eti-poltora-goda-a-mnogo-vynes-ottuda-i-pribavil-v-sokrovisnicu-dusi_. (400x209, 5Kb)

Должна была войти во второе издание «Выбранных мест» вместо «Завещания», вместе с письмом В.

Понедельник, 15 Августа 2016 г. 15:02 + в цитатник

Как объяснить это сознательное и намеренное
умолчание? Вот что мы читаем в примечании к «Авторской исповеди» редактора
сочинений Гоголя В. В. Каллаша: «Вызвана неудачей «Выбранных мест». Начата
в мае 1847 г. Должна была войти во второе издание «Выбранных мест» вместо
«Завещания», вместе с письмом В. А. Жуковскому: «Искусство есть примиренье
с жизнью».

Исправим ошибку В. В. Каллаша. «Исповедь» и письмо не могли
войти во второе издание «Выбранных мест» вместе , так как они друг друга
исключают. Впрочем, в приписке к письму к Жуковскому Гоголь говорит ясно:
«Если письмо это найдешь не без достоинств, то прибереги его. Его можно
будет при втором издании «Переписки» поставить впереди книги на место
«Завещания». Об «Исповеди» здесь не упоминается.

Мы полагаем, что «Авторская исповедь» и письмо суть два
варианта апологии писателя. Потрясенный враждебным приемом, встреченным
«Перепиской», Гоголь наспех пишет самооправдание и тут же придумывает
довольно неточную и произвольную схему своего писательского пути (в мае
1847 г.). 29 декабря того же года, перед самым отъездом в Святую Землю, он
набрасывает другой вариант в письме к Жуковскому. Почему ему показалось
необходимым умолчать о роли Пушкина в истории своего творчества?
Поразмыслив на досуге над «Авторской исповедью», Гоголь остался ею
неудовлетворенным и решил не печатать: он выставлял себя в этом сочинении в
неблагоприятном свете. Выходило, что в течение первого периода своей
литературной деятельности он был легкомысленным балагуром, писавшим
«глупости»; что, не будь Пушкина, он бы так не догадался о своем великом
призвании и даже перестал бы писать. А следовательно, писательский путь его
не органичен, не начертан свыше, а вполне случаен. Отправляясь к гробу
Господню просить благословения на великий труд, возложенный на него Богом,
Гоголь должен был пожертвовать своей зависимостью от Пушкина.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99888142_Vyhodilo-cto-v-tecenie-pervogo-perioda-svoej-literaturnoj-deatelnosti-on-byl-legkomyslennym-balagurom-pisavsim-_gluposti_-cto-ne-bud-Puskina-on-by-tak-ne-dogadalsa-o-svoem-velikom-priz (400x209, 6Kb)

Восстановить картину этого перелома – задача нелегкая, так сложен и запутан этот период жизни писателя.

Понедельник, 15 Августа 2016 г. 07:12 + в цитатник


* * *


Тридцать шестой год Гоголь называет «великим переломом, великой
эпохой моей жизни». Восстановить картину этого перелома – задача нелегкая,
так сложен и запутан этот период жизни писателя. О «переломе» есть у нас
два свидетельства 1847 года: «Авторская исповедь» и письмо к Жуковскому.

Выясним прежде всего степень их достоверности.

В «Авторской исповеди» Гоголь схематически делит свою жизнь на
две половины: первая – веселая молодость, когда «умному человеку приходят в
голову глупости»; в эти годы он «сочинял, вовсе не заботясь о том, зачем
это, для чего и кому от этого выйдет какая польза»; вторая половина –
зрелость; в нее Гоголь вступил с помощью Пушкина. «Может быть, – продолжает
автор, – с летами и с потребностью развлекать себя, веселость эта исчезнула
бы, а с нею вместе и мое писательство. Но Пушкин заставил меня взглянуть на
дело серьезно». Он похвалил способность Гоголя «угадывать человека» и
посоветовал ему «приняться за большое сочинение». При этом он дал ему сюжет
«Мертвых душ» и мысль «Ревизора». Гоголь «задумался серьезно» и решил, что
нужно смеяться не даром, а над тем, что «действительно достойно осмеянья
всеобщего». В «Ревизоре» он придумал «собрать в одну кучу все дурное в
России, какое тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем». Так
описывается перелом в «Авторской исповеди». То же событие в письме
Жуковскому (декабрь 1847 г.) излагается иначе. Перелом наступил тогда,
когда Гоголь с изумлением заметил, что на него «обижаются и даже сердятся
целиком сословия и классы общества». Он задумался. «Если сила смеха так
велика, что ее боятся, стало быть, ее не следует тратить попустому». «Я
решился, – продолжает он, – собрать все дурное, какое только знал, и за
одним разом над ним посмеяться – вот происхождение «Ревизора»! Это было
первое мое произведение, замышленное с целью произвести доброе влияние на
общество»… Итак: в «Авторской исповеди» Гоголь утверждает, что он обязан
Пушкину 1) сюжетами двух главных своих произведений «Ревизора» и «Мертвых
душ», 2) изменением направления всего своего творчества (из праздного
зубоскальства оно становится служением человечеству) и 3) самым фактом
своего писательства (без Пушкина «оно может быть исчезнуло бы»).

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99884594_Eto-bylo-pervoe-moe-proizvedenie-zamyslennoe-s-celue-proizvesti-dobroe-vlianie-na-obsestvo_-Itak_-v-_Avtorskoj-ispovedi_-Gogol-utverzdaet-cto-on-obazan-Puskinu-1-suezetami-dvuh-glavnyh (400x209, 11Kb)

Страшные сомнения, предвещающие трагическую судьбу самого Гоголя… Наступит день, когда и автор «Мертвых душ»

Воскресенье, 14 Августа 2016 г. 07:12 + в цитатник

Страшные сомнения, предвещающие трагическую
судьбу самого Гоголя… Наступит день, когда и автор «Мертвых душ» поверит в
свою одержимость и «в строгом посте и молитве, с высоким религиозным
смирением» будет замаливать свои грехи.

Но в 35 году Гоголь еще далек от этого сознания. Загадка
искусства решается им в том же плане эстетического идеализма, в каком он
решал в «Невском проспекте» загадку красоты. Мировоззрение его резко
дуалистично; существуют две действительности: одна – действительность
искусства, мечты, идеала, воображения; другая – «ужасная действительность»
(«Портрет») или «ужасная жизнь» («Невский проспект»), царство Князя мира
сего. Искусство должно изображать только первую действительность
(вымышленную) и не заглядывать в другую (настоящую). Приведем полностью это
замечательное место: «Или для человека есть такая черта, до которой доводит
высшее познание искусства и через которую шагнув он уже похищает не
создаваемое трудом человека, он вырывает чтото живое из жизни,
одушевляющей оригинал? Отчего же этот переход за черту, положенную границею
для воображения, так ужасен? Или за воображением, за порывом следует,
наконец, действительность – та ужасная действительность , на которую
соскакивает воображение с своей оси какимто посторонним толчком, – ужасная
действительность, которая представляется жаждущему ее тогда, когда он,
желая постигнуть прекрасного человека , вооружается анатомическим ножом,
раскрывает его внутренность и видит отвратительного человека ».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99871295_Ili-za-voobrazeniem-za-poryvom-sleduet-nakonec-dejstvitelnost-_-ta-uzasnaa-dejstvitelnost-na-kotoruue-soskakivaet-voobrazenie-s-svoej-osi-kakim_to-postoronnim-tolckom-_-uzasnaa-dejstvit (400x209, 8Kb)

Наконец, в «Портрете» (редакции 35 года) Гоголь подводит итоги творчеству первого периода: впервые, он старается

Воскресенье, 14 Августа 2016 г. 05:32 + в цитатник

Вариации этой темы даны в «Тарасе Бульбе» и в
«Записках сумасшедшего». Для Андрия зов красоты сильнее чести, веры,
родины. От одного ее дыхания рушатся все нравственные устои; красота по
самой своей природе аморальна. Для бедного Поприщина любовь к директорской
дочке – причина сумасшествия. «Женщина влюблена в черта. И она выйдет за
него, выйдет», – мелькает в его потухающем сознании. Наконец, в «Портрете»
(редакции 35 года) Гоголь подводит итоги творчеству первого периода:
впервые, он старается осознать и мотивировать свою мистическую интуицию. До
сих пор он только мучительно «чувствовал» зло; теперь он пытается построить
религиозное мировоззрение. Оно – эсхатологично. Мир во зле, потому что
наступают последние времена, срок рождения антихриста; верные Христу
потерпят великие муки. Антихрист и теперь уже рождается частично: он
воплощается в людях, овладевая их душами. Психика человека – единственный
путь проникновения в мир злого начала. Художник, ставший орудием антихриста
и замоливший свой грех в суровом монашеском подвиге, говорит сыну: «Дивись,
сын мой, ужасному могуществу беса. Он во все силится проникнуть: в наши
дела, в наши мысли и даже в самое вдохновение художника . Бесчисленны будут
жертвы этого адского духа, живущего невидимо, без образа на земле. Это тот
черный дух, который врывается к нам даже в минуту самых чистых и святых
помышлений».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99870467_Nakonec-v-_Portrete_-redakcii-35-goda-Gogol-podvodit-itogi-tvorcestvu-pervogo-perioda_-vpervye-on-staraetsa-osoznat-i-motivirovat-svoue-misticeskuue-intuiciue. (400x209, 5Kb)

Для его эстетического сознания красота есть высшая ценность, абсолют; она – откровение Бога на земле; поклонение

Воскресенье, 14 Августа 2016 г. 04:32 + в цитатник

Художник Пискарев, романтикидеалист и
девственный мечтатель, принимает женщину с Невского проспекта за «святыню»
и «божество». Для его эстетического сознания красота есть высшая ценность,
абсолют; она – откровение Бога на земле; поклонение красоте, любовь к
прекрасной женщине равно религиозному служению. И вот Пискареву
раскрывается иная правда: в этом мире «божественные черты» могут
принадлежать развратнице, ведущей «низкую и презренную жизнь».


«Красавица, так околдовавшая бедного Пискарева, была
действительно чудесное, необыкновенное явление… Она бы составила
неоцененный перл, весь мир, весь рай, все богатство страстного супруга… Она
бы составила божество в многолюдном зале… Но увы! она была какоюто ужасной
волею адского духа , жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом
в эту страшную пучину».


В нашей «ужасной жизни» сама красота, эта небесная гостья,
находится во власти злых сил; обреченная на гибель, она губит всех, кто к
ней приближается; на такую действительность Пискарев не согласился: сначала
он пытался уйти от нее в сны, потом в видения, порожденные опиумом; но
бегство не спасло его. «Приемы опиума еще более раскалили его мысли и если
был когданибудь влюбленный до последнего градуса безумия, стремительно,
ужасно, разрушительно, мятежно, то этот несчастный был он». Кончилось тем,
что Пискарев был однажды найден с перерезанным горлом.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99870116_V-nasej-_uzasnoj-zizni_-sama-krasota-eta-nebesnaa-gosta-nahoditsa-vo-vlasti-zlyh-sil_-obrecennaa-na-gibel-ona-gubit-vseh-kto-k-nej-priblizaetsa_-na-takuue-dejstvitelnost-Piskarev-ne-sog (400x209, 8Kb)

Казалось никогда еще черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте… Но в них

Воскресенье, 14 Августа 2016 г. 02:22 + в цитатник


«Перед ним лежала красавица, какая когдалибо бывала на земле.
Казалось никогда еще черты лица не были образованы в такой резкой и вместе
гармонической красоте… Но в них же, в тех же самых чертах, он видел чтото
страшно пронзительное. Он чувствовал, что душа его начинала както
болезненно ныть, как будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся
толпы запел ктонибудь песню похоронную»

(первая ночь в церкви).



«В самом деле, резкая красота усопшей казалась страшной. Может
быть, даже она не поразила бы таким паническим ужасом , если бы была
несколько безобразнее. Но в ее чертах ничего не было тусклого, мутного,
умершего; оно было живо… »

(вторая ночь в церкви).


В этих словах загадка красоты показана с такой остротой, что и
Достоевский не сможет ничего к ней прибавить. Красота страшна, потому что
жива, потому что дана в своем предельном совершенстве.

В «Вие» Гоголь только ставит вопросы, но не пытается на них
ответить; в плане романтического «страшного романа», в каком эта повесть
написана, настоящего ответа и быть не может; а формальный ответ: красота
панночки страшна, потому что покойницаведьма, конечно, ничего не объясняет.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99862247_V-_Vie_-Gogol-tolko-stavit-voprosy-no-ne-pytaetsa-na-nih-otvetit_-v-plane-romanticeskogo-_strasnogo-romana_-v-kakom-eta-povest-napisana-nastoasego-otveta-i-byt-ne-mozet_-a-formalnyj-otv (400x209, 7Kb)

Едва ли в письме к Данилевскому Гоголь понимал свои слова буквально: «превратиться в прах» – было для него

Воскресенье, 14 Августа 2016 г. 02:02 + в цитатник

Едва ли в письме к Данилевскому Гоголь понимал
свои слова буквально: «превратиться в прах» – было для него метафорой
гибели; в повести метафора обрастает плотью и делается реальным пожаром:
«сгорел сам собою».

Эпизод с псарем Микитой параллелен главному рассказу о философе
Хоме Бруте. На нем тоже ездит верхом панночка, и это тоже влечет за собой
его гибель. Чувственные ощущения Хомы, несомненно, отражают в какойто
степени любовное «пламя» автора. «Вий» – самое эротическое из всех
произведений Гоголя. И псарь Микита, и Хома околдованы «чарой», они горят
темным, гибельным огнем сладострастия. То, что они испытывают, не любовь, а
дьявольское наваждение похоти. Хома не только не любит панночки – он
ненавидит и боится ее. Чувства, описанные в этой повести, роковые,
бесчеловечные, стихийные. Они слепы, как сам «Вий»; у них, как и у него,
лица железные. Понятен ужас Гоголя перед этим адским пламенем, оправдан его
аскетизм.

Хома Брут скачет с панночкой на спине. «Он чувствовал какоето
томительное, неприятное и вместе сладкое чувство, подступавшее к его
сердцу». «Но там что? ветер или музыка? звенит, звенит и вьется, и
подступает и вонзается в душу какойто нестерпимой трелию… Он чувствовал
бесовскисладкое чувство, он чувствовал какоето пронзающее, какоето
томительнострашное наслаждение ».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D0%B4%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99862217_Edva-li-v-pisme-k-Danilevskomu-Gogol-ponimal-svoi-slova-bukvalno_-_prevratitsa-v-prah_-_-bylo-dla-nego-metaforoj-gibeli_-v-povesti-metafora-obrastaet-plotue-i-delaetsa-realnym-pozarom_- (400x209, 6Kb)

– Отчизна души… Когда душа потонет в эфирном лоне души женщины, когда отыщет в ней своего отца – вечного Бога…

Суббота, 13 Августа 2016 г. 05:02 + в цитатник

В статье «Женщина» он пишет: «Мы зреем и
совершенствуемся: но когда? когда глубже и совершеннее постигаем женщину?»
и дальше: «Что такое любовь? – Отчизна души… Когда душа потонет в эфирном
лоне души женщины, когда отыщет в ней своего отца – вечного Бога… тогда она
повторяет в себе прежние звуки, прежнюю райскую в груди Бога жизнь».

Так восторженно и добросовестно пересказывает Гоголь
романтическую философию любви.

А через год в письме к Данилевскому Гоголь делает важное
признание: до сих пор любви он не знал; два раза он был готов полюбить, но
оба раза удержал себя силой воли. Почему? Вот его слова: «Очень понимаю и
чувствую состояние души твоей (Данилевский писал ему о своей влюбленности),
хотя самому, благодаря судьбе, не удалось испытать . Я потому говорю:
благодаря, что это пламя меня бы превратило в прах в одно мгновение».

До самой смерти Гоголь не знал любви, этого, по его словам,
«первого блага в свете». Это – факт громадной важности, объясняющий многие
особенности характера и творчества писателя. Но безвкусны и произвольны
домыслы некоторых исследователей о сексуальной жизни Гоголя. Догадываться о
том, каким пороком страдал писатель, применять к нему метод Фрейда –
занятие бесполезное. Достаточно показать, что мысли Гоголя о демонической
природе красоты и гибельности любви основаны на его личном психологическом
опыте: он испытывал ужас перед любовью, предчувствуя ее страшную
разрушительную силу над своей душой; натура его была так чувственна, что
«это пламя превратило бы его в прах в одно мгновение».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%E2%80%93-%D0...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99855219_Dostatocno-pokazat-cto-mysli-Gogola-o-demoniceskoj-prirode-krasoty-i-gibelnosti-luebvi-osnovany-na-ego-licnom-psihologiceskom-opyte_-on-ispytyval-uzas-pered-luebovue-predcuvstvua-ee-str (400x209, 8Kb)

Для изображения темных сил Гоголь не нуждается больше в масках украинского вертепа; но куда страшнее мяуканье

Пятница, 12 Августа 2016 г. 23:02 + в цитатник

Но как непрочны частоколы и плетни,
ограждающие идиллический, любовный мирок старичков! Афанасий Иванович и
Пульхерия Ивановна живут в невинности и блаженстве. И вот «злой дух»
проникает в их рай под видом тощей, одичавшей кошки – входит смерть и
страдание. Для изображения темных сил Гоголь не нуждается больше в масках
украинского вертепа; но куда страшнее мяуканье серенькой кошечки,
предвещающей смерть, чем приплясыванье черта, у которого «мордочка
оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком» («Ночь перед
Рождеством»). Даже нагромождение страхов и ужасов «Страшной мести» не так
потрясает воображение, как таинственный зов среди ясного и солнечного дня,
от которого умирает Афанасий Иванович.

В четырех повестях: «Вий», «Тарас Бульба», «Невский проспект» и
«Записки сумасшедшего» – Гоголь с различных сторон подходит к проблеме зла
в любви и в красоте. Он остро ощущает трагизм любви и двусмысленность
красоты в нашем мире и задолго до Достоевского знает о существовании двух
идеалов – идеала Мадонны и идеала Содомского. Каким путем пришел Гоголь к
этому сжигающему душу прозрению? Нам известно только, что это событие
случилось между 1831 и 1834 гг. Чтото произошло с душой Гоголя; во всяком
случае, пережитый им страшный опыт мало имел общего с той «заботой юности –
любовью», которую придумал Кулиш.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99846829_Dla-izobrazenia-temnyh-sil-Gogol-ne-nuzdaetsa-bolse-v-maskah-ukrainskogo-vertepa_-no-kuda-strasnee-maukane-serenkoj-kosecki-predvesauesej-smert-cem-priplasyvane-certa-u-kotorogo-_mordoc (400x209, 8Kb)

Сколько приходит ко мне мыслей теперь!

Пятница, 12 Августа 2016 г. 21:02 + в цитатник

«Ух, брат! Сколько приходит ко мне мыслей
теперь! Да каких крупных! полных, свежих!» – сообщает он Погодину (1834).

Как плодотворно было вдохновение Гоголя в этот период,
выясняется из сопоставления двух дат: 7 октября Гоголь просит Пушкина дать
ему сюжет для комедии, а 6 декабря он сообщает Погодину, что комедия уже
готова: «Ревизор» был написан меньше чем в два месяца!

В конце 35 года Гоголь освобождается от занятий историей,
которые становились для него все более тягостными. После неудачного опыта
преподавания истории в Петербургском университете он выходит в отставку и с
этих пор безраздельно посвящает себя литературе.


* * *


Обратимся к произведениям 34–35 годов. Какое свидетельство
дадут они об авторе? Объединено ли чемнибудь их пестрое разнообразие?
Разбирая «Вечера на хуторе», мы указывали, что главной темой их было
вторжение демонических сил в жизнь человека. В основе повестей, помещенных
в «Миргороде» и «Арабесках», ощущение безнадежности и обреченности
расширяется и углубляется. Гоголь попрежнему видит мир во власти темных
сил и с беспощадной наблюдательностью следит за борьбой человека с
дьяволом. За исключением «Как поссорились Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем» все повести кончаются гибелью героев: умирают Афанасий
Иванович и Пульхерия Ивановна в «Старосветских помещиках», гибнет Тарас с
двумя своими сыновьями в «Тарасе Бульбе», сходит с ума и умирает художник
Чертков в «Портрете», сходит с ума и перерезывает себе горло художник
Пискарев в «Невском проспекте», сходит с ума чиновник Поприщин в «Записках
сумасшедшего».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82-%D0%BA%D0%BE-%D0%BC%D0%BD%D0%B5-%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%8C!%20%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5&site=®ion_name=&rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_99846434_Za-isklueceniem-_Kak-possorilis-Ivan-Ivanovic-s-Ivanom-Nikiforovicem_-vse-povesti-koncauetsa-gibelue-geroev_-umirauet-Afanasij-Ivanovic-i-Pulheria-Ivanovna-v-_Starosvetskih-pomesikah_-g (400x209, 10Kb)

Период «неподвижности» приходит к концу, и Гоголь пророчески чует начало новой жизни; в торжественнолирических

Пятница, 12 Августа 2016 г. 19:22 + в цитатник

* * *


Период «неподвижности» приходит к концу, и Гоголь пророчески
чует начало новой жизни; в торжественнолирических словах приветствует он
возвращение своего Гения.


«Таинственный, неизъяснимый 1834! Где означу я тебя великими
трудами?.. Я не знаю, как назвать тебя, мой Гений!.. О, не разлучайся со
мной! Я совершу… Я совершу. Жизнь кипит во мне. Труды мои будут
вдохновенны… Над ними будет веять недоступное земле Божество! Я совершу!..
О, поцелуй и благослови меня».


Ночь накануне нового 1834 года, когда была написана эта
патетическая молитва, – зенит гоголевского творчества. Все в нем достигло
полноты и напряжения. За следующие два года (1834–1835) писатель создает
или задумывает все, что ему дано было создать; впоследствии он только
осуществляет более ранние замыслы, переделывает и обрабатывает прежде
написанные произведения. В 1834 году сочинены «Миргород» и «Арабески»; в
1835 – «Женихи» и «Нос», начаты «Мертвые души» и «Ревизор».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99845991_Za-sleduuesie-dva-goda-1834_1835-pisatel-sozdaet-ili-zadumyvaet-vse-cto-emu-dano-bylo-sozdat_-vposledstvii-on-tolko-osusestvlaet-bolee-rannie-zamysly-peredelyvaet-i-obrabatyvaet-prezde- (400x209, 6Kb)

Он слишком много хотел обнять в ней, встречал беспрестанно затруднения в представлении и потому с досады

Пятница, 12 Августа 2016 г. 14:52 + в цитатник


«У Пушкина ничего нового нет, у Гоголя тоже. Его комедия не
пошла из головы. Он слишком много хотел обнять в ней, встречал беспрестанно
затруднения в представлении и потому с досады ничего не написал».


Сопоставим: у Гоголя – «человек… весь превращается в злость», у
Плетнева – «с досады». Речь идет о том же душевном состоянии; только у
Гоголя, как всегда, все передано в преувеличенной, патетической форме:
каждая фраза с восклицательным знаком. Этот гиперболизм ввел в заблуждение
доверчивого Кулиша, и он решил, что с Гоголем случилось «нечто
необыкновенное».

А в действительности писатель переживал затишье перед новым,
поразительным расцветом творчества 34–36 годов; кризис происходил не от
скудости, а от изобилия; это было мгновение неподвижности, которое
предшествует прыжку. Замыслы Гоголя были столь разнообразны и грандиозны,
что парализовали друг друга. Он не мог приступить к работе над историей,
так как планы его неудержимо росли: сначала предполагалось написать историю
Украины, потом – малороссийскую и всемирную, потом историю средних веков,
томов из восьмидевяти. Одни наброски сжигались и лихорадочно составлялись
другие. Работа над комедией была не менее мучительной, так как «перо
толкалось о такие места, которые цензура ни за что не пропустит». И Гоголь
заключает: «Итак, за комедию не могу приняться. Примусь за историю – передо
мною движется сцена… » (Погодину, 20 февраля 1833 г.). Вот причина
«адчувства», злости, недовольства собой и видимого бесплодия. Кризис 33
года был кризисом стремительного роста писателя, необъятного расширения его
задач, возмужания его таланта.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99844671_A-v-dejstvitelnosti-pisatel-perezival-zatise-pered-novym-porazitelnym-rascvetom-tvorcestva-34_36-godov_-krizis-proishodil-ne-ot-skudosti-a-ot-izobilia_-eto-bylo-mgnovenie-nepodviznosti- (400x209, 6Kb)


Поиск сообщений в septitajs
Страницы: 148 ... 127 126 [125] 124 123 ..
.. 1 Календарь