-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в septitajs

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2013
Записей: 3195
Комментариев: 6
Написано: 3200


И делает догадки: может быть, это были неприятности по службе или «по предмету его литературных занятий»,

Пятница, 12 Августа 2016 г. 13:02 + в цитатник

Н. Кулиш в своих «Записках о жизни
Н. В. Гоголя» пишет: «В промежуток между июлем и ноябрем с Гоголем
случилось нечто необыкновенное». И делает догадки: может быть, это были
неприятности по службе или «по предмету его литературных занятий», но
вернее всего то была «забота юности – любовь». Биограф основывает свое
предположение на словах Гоголя в его письме к Погодину (28 сентября):

«Какой ужасный для меня этот 1833 г.! Боже, сколько кризисов!
Настанет ли для меня благодатная реставрация? Сколько я начинал, сколько
пережег, сколько бросил !

Понимаешь ли ты ужасное чувство быть недовольну самим собой? О,
не знай его!.. Человек, в котором вселилось это адчувство, весь
превращается в злость… Он ужасно издевается над собственным бессилием».
Свидетельство совершенно ясное. Как из этих слов Кулиш мог вычитать, что у
Гоголя были неприятности по службе или несчастная любовь? Ведь он
определенно говорит, что переживал кризис творчества , что мучился
неудовлетворенностью своими писаниями. В ноябре того же года он почти в тех
же выражениях пишет о «переворотах» Максимовичу: «Если б вы знали, какие со
мною происходили страшные перевороты, как сильно растерзано все внутри
меня! Боже, сколько я пережег, сколько перестрадал ». Как характерно это
сопоставление: «пережег – перестрадал».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98-%D0%B4...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99843523_V-noabre-togo-ze-goda-on-pocti-v-teh-ze-vyrazeniah-piset-o-_perevorotah_-Maksimovicu_-_Esli-b-vy-znali-kakie-so-mnoue-proishodili-strasnye-perevoroty-kak-silno-rasterzano-vse-vnutri-men (400x209, 6Kb)

Тридцать второй год – счастливый в жизни Гоголя: он выпускает вторую часть «Вечеров», начинает работать над

Пятница, 12 Августа 2016 г. 10:22 + в цитатник


Тридцать второй год – счастливый в жизни Гоголя: он выпускает
вторую часть «Вечеров», начинает работать над комедией «Владимир 3й
степени»; летом, проездом в Васильевку, останавливается в Москве и
знакомится с Погодиным, С. Т. Аксаковым и актером Щепкиным.

Осенью, полный надежд и замыслов, возвращается в Петербург и
хочет приняться за работу, но вдруг на него находит странное бездействие,
апатия, «растерянность мыслей». Сначала он относится к этому шутливо. «Я
стою в бездействии, в неподвижности. Мелкого не хочется, великое не
выдумывается. Одним словом, умственный запор» (Погодину, февраль 1833 г.).
В письме к матери он объясняет свое состояние тем, что «из дому вывез с
собою лень» (8 февраля 1833 г.); та же мотивация повторяется в письме к
Данилевскому (8 февраля 1833 г.), но здесь в его словах уже начинает
звучать тревога: «Я вывез из дому всю роскошь лени и ничего решительно не
делаю. Ум в странном бездействии: мысли так растерянны, что никак не могут
собраться в одно целое».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99842548_Tridcat-vtoroj-god-_-scastlivyj-v-zizni-Gogola_-on-vypuskaet-vtoruue-cast-_Vecerov_-nacinaet-rabotat-nad-komediej-_Vladimir-3_j-stepeni_-letom-proezdom-v-Vasilevku-ostanavlivaetsa-v-Mo (400x209, 7Kb)

Успех окрыляет Гоголя; вера в Промысел крепнет в нем; в письмах слышатся нотки самоуверенности и хвастливости,

Пятница, 12 Августа 2016 г. 05:02 + в цитатник

Успех окрыляет Гоголя; вера в Промысел крепнет
в нем; в письмах слышатся нотки самоуверенности и хвастливости,
напоминающие манеру Ивана Александровича Хлестакова. Несколько примеров:


«В письме вашем, между прочим, беспокоитесь, что квартира моя
на пятом этаже. Это здесь не значит ничего, и верьте, во мне не производит
ни малейшей усталости. Сам Государь занимает комнаты не ниже моих… »

(матери, 1830 г.).



«… Мне любо, когда не я ищу, но моего ищут знакомства»

(матери, 1831 г.).



«… Прошу вас принять эту небольшую книжку («Вечера»). Она есть
плод отдохновения и досужих часов от трудов моих. Она понравилась здесь
всем, начиная от государыни… »

(матери, 1831 г.).



«Все лето я прожил в Павловске и Царском Селе… Почти каждый
вечер собирались мы: Жуковский, Пушкин и я».



Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A3%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99840676_Uspeh-okrylaet-Gogola_-vera-v-Promysel-krepnet-v-nem_-v-pismah-slysatsa-notki-samouverennosti-i-hvastlivosti-napominauesie-maneru-Ivana-Aleksandrovica-Hlestakova. (400x209, 5Kb)

На исходе этой борьбы автор смотрит с безнадежностью: в «Вечере накануне Ивана Купала» побеждает Басаврюк;

Пятница, 12 Августа 2016 г. 02:22 + в цитатник

Вас. Гиппиус (Гоголь . 1924 г.), анализируя
композицию «Вечеров», приходит к заключению, что шесть из них варьируют
одну тему. «Это, – пишет он, – вторжение в жизнь людей демонического начала
и борьба с ним». На исходе этой борьбы автор смотрит с безнадежностью: в
«Вечере накануне Ивана Купала» побеждает Басаврюк; в «Страшной мести» все,
прикоснувшиеся к злой силе, осуждены на гибель (Данило, Катерина, ее
маленький сын). Единственное убежище – церковь и монастырь, но и они
нередко бессильны. Автор сознательно отступает от народной сказки с ее
наивной верой в конечное торжество добра.


* * *


Читатели «Вечеров», очарованные юмором и веселостью Рудого
Панька, не обратили внимания на лежавшую в основе повестей мрачную
демонологию. «Все обрадовались этому живому описанию племени поющего и
пляшущего… этой веселости, простодушной и вместе лукавой», – писал Пушкин.
Все смеялись, начиная с наборщиков, которые, завидя автора «Вечеров»,
«давай каждый фыркать и прыскать себе в руку, отворотившись к стенке»
(письмо Гоголя к Пушкину, 1831 г.).

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99833332_Na-ishode-etoj-borby-avtor-smotrit-s-beznadeznostue_-v-_Vecere-nakanune-Ivana-Kupala_-pobezdaet-Basavruek_-v-_Strasnoj-mesti_-vse-prikosnuvsiesa-k-zloj-sile-osuzdeny-na-gibel-Danilo-Kat (400x209, 7Kb)

После запутанной и сбивчивой риторики – вдруг точная и ясная самохарактеристика.

Четверг, 11 Августа 2016 г. 17:02 + в цитатник

После запутанной и сбивчивой риторики – вдруг
точная и ясная самохарактеристика.

В конце сентября беглец возвращается в Петербург, поступает на
службу в Департамент уделов, знакомится с литераторами и сотрудничает в
журналах. В 1831 году выходят «Вечера на хуторе близ Диканьки» и приносят
ему славу.

В конце 44 года в письме к А. О. Смирновой Гоголь просит не
выводить никаких заключений о нем самом на основании его юношеских
сочинений. Писанные «во время глупой молодости», они говорят о «писателе
еще не утвердившемся ни в чем твердом». И дальше следует примечательная
оговорка: «В них, точно, есть коегде хвостики душевного состояния моего
тогдашнего, но без моего собственного признания их никто и не заметит и не
увидит».

Этими словами определяется наше отношение к произведениям
Гоголя тридцатых годов; мы попытаемся заметить эти «хвостики душевного
состояния».


* * *


В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь следует двум
разнородным традициям, стараясь связать их единством стиля. Первая традиция
– немецкая романтическая демонология: ведьмы, черти, заклинания,
колдовство, с которыми Гоголь был знаком по повестям Тика и Гофмана; вторая
– украинская народная сказка с ее исконным дуализмом, борьбой Бога и
дьявола. Повести можно расположить по степеням нарастающей мрачности. В
«Пропавшей грамоте» и «Заколдованном месте» – чертовщина уморительная и
«домашняя»: обе повести являются своего рода демонологическими анекдотами.
В «Майской ночи» и «Ночи перед Рождеством» – борьба добра со злом уже
труднее: нужна святая панночка, чтобы победить страшную ведьму, нужен
благочестивый кузнециконописец, чтобы одолеть черта. И, наконец, в «Вечере
накануне Ивана Купала» и в «Страшной мести» смех совсем замолкает. Забавное
уступает место ужасному. Независимо от народной традиции автор создает
чудовищные и зловещие образы Басаврюка и колдуна, отца Катерины.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99831460_Pervaa-tradicia-_-nemeckaa-romanticeskaa-demonologia_-vedmy-certi-zaklinania-koldovstvo-s-kotorymi-Gogol-byl-znakom-po-povestam-Tika-i-Gofmana_-vtoraa-_-ukrainskaa-narodnaa-skazka-s-ee- (400x209, 6Kb)

Я знал только, что еду вовсе не затем, чтобы наслаждаться чужими краями, но скорее чтобы натерпеться, точно

Четверг, 11 Августа 2016 г. 12:32 + в цитатник


«Не прошло пяти месяцев по прибытии моем в Петербург, как я сел
уже на корабль, не будучи в силах противиться чувству, мне самому
непонятному . Проект и цель моего путешествия были очень неясны. Я знал
только, что еду вовсе не затем, чтобы наслаждаться чужими краями, но скорее
чтобы натерпеться, точно как бы предчувствовал, что узнаю цену России
только вне России и добуду любовь к ней вдали от нее».


Оглядываясь через восемнадцать лет на свое прошлое, Гоголь
допускает анахронизм: он представляет поездку в Любек в свете своего
мировоззрения сороковых годов. Мотив аскетического подвига (чтобы полюбить
родину, нужно покинуть ее) – происхождения более позднего. В двадцатых
годах Гоголь мечтал о культивировании страстей, а не об аскезе.


* * *


Приехав в Любек, он как будто отрезвляется: с удивлением видит
себя в чужом городе, среди чужих людей, языка которых не понимает. И
впервые задумывается над самим собой, над загадкой собственной натуры.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AF-%D0%B7...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99829953_A-znal-tolko-cto-edu-vovse-ne-zatem-ctoby-naslazdatsa-cuzimi-kraami-no-skoree-ctoby-naterpetsa-tocno-kak-by-predcuvstvoval-cto-uznaue-cenu-Rossii-tolko-vne-Rossii-i-dobudu-luebov-k-nej- (400x209, 6Kb)

Перед нами – упражнение в романтическом лирическом стиле, напоминающее статью «Женщина», написанную Гоголем

Четверг, 11 Августа 2016 г. 12:02 + в цитатник

В действительности никакой любви не было.
Перед нами – упражнение в романтическом лирическом стиле, напоминающее
статью «Женщина», написанную Гоголем два года позднее.

В этих письмах к матери слепая вера Гоголя в себя впервые
прозревает: из смутного мистического ощущения она становится осознанным
религиозным чувством. Душевному движению найдена мотивация: Гоголя ведет
Божественный промысл; Бог внушает ему страсти, диктует решения, наказывает
за непослушание. В письмах 1829 года писатель говорит уже тем торжественным
и мистическим тоном, который так поразил современников в 1847 году, когда
вышли «Выбранные места из переписки с друзьями».


«Бог указал мне путь в землю чужую, чтобы там воспитал свои
страсти в тишине, в уединении, в шуме вечного труда и деятельности… и я
осмелился откинуть Божественные промыслы и пресмыкаться в столице здешней
между сими служащими».


Здесь – возникновение веры Гоголя в особое, преимущественное
попечение о нем Промысла Божия.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99829862_Bog-ukazal-mne-put-v-zemlue-cuzuue-ctoby-tam-vospital-svoi-strasti-v-tisine-v-uedinenii-v-sume-vecnogo-truda-i-deatelnosti_-i-a-osmelilsa-otkinut-Bozestvennye-promysly-i-presmykatsa-v- (400x209, 6Kb)

Ему нужно было получить согласие матери на путешествие и убедить ее в разумности своего странного поступка.

Четверг, 11 Августа 2016 г. 03:42 + в цитатник

Ему нужно было получить согласие матери на
путешествие и убедить ее в разумности своего странного поступка.

Письмо от 22 мая, писанное еще до катастрофы с «Ганцом
Кюхельгартеном», подготовляет почву. Гоголь говорит, что ему представляется
случай поехать за границу.


«Но вообразите мое несчастие: нужно же этому случиться!
Великодушный друг мой, доставлявший мне все это, скоропостижно умер… Я имел
одно существо, к которому истинно привязался было навсегда, и Небу угодно
было лишить меня его».


Биографам Гоголя нетрудно было выяснить, что история с
«великодушным другом» была выдумана. Через два месяца выдумка разрастается:
фабула о несчастной дружбе превращается в повесть о несчастной любви.


«Я видел ее… нет, не назову ее… она слишком высока для всякого,
не только для меня. Я бы назвал ее ангелом, но это выражение – некстати для
нее… Это божество, но облеченное слегка в человеческие страсти… Адская
тоска, с возможными муками, кипела в душе моей… Нет, это не любовь была… Я,
по крайней мере, не слыхал подобной любви… Я увидел, что мне нужно бежать
от самого себя, если я хотел сохранить жизнь».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D0%BC%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99826441_A-by-nazval-ee-angelom-no-eto-vyrazenie-_-nekstati-dla-nee_-Eto-bozestvo-no-oblecennoe-slegka-v-celoveceskie-strasti_-Adskaa-toska-s-vozmoznymi-mukami-kipela-v-duse-moej_-Net-eto-ne-lue (400x209, 8Kb)

Стоя на пороге новой жизни, представляя себе «веселую комнатку, окнами на Неву», нежинский лицеист пишет матери

Четверг, 11 Августа 2016 г. 01:12 + в цитатник

Но как ни осторожно должны мы относиться к
утверждениям Гоголя, его исконная, несокрушимая вера в свое призвание
несомненна. До отъезда в Петербург она еще беспредметна, слепа,
иррациональна. Поприще будущего служения простирается от кабинета министра
юстиции до кухни повара. Но Гоголь верит в себя; эта вера больше, чем
романтическое честолюбие и мечтательный идеализм юности; она по природе
своей мистична. Стоя на пороге новой жизни, представляя себе «веселую
комнатку, окнами на Неву», нежинский лицеист пишет матери слова, звучащие
громче и торжественнее всего им доселе писанного: «Испытую свои силы для
поднятия труда важного, благородного на пользу отечества, для счастия
граждан, для блага жизни себе подобных, и, дотоле нерешительный,
неуверенный в себе, я вспыхиваю огнем гордого самосознания… Через год
вступлю я в службу государственную».


4

Петербург (1829–1836)


В 1829 году двадцатилетний Гоголь попадает в Петербург. Столица
встречает его неприветливо. Он поселяется на четвертом этаже большого
мрачного дома. Петербург «показался ему вовсе не таким, как он думал».
Дороговизна жизни приводит его в уныние; он живет «как в пустыне». По
приезде не сразу пишет матери и объясняет свое молчание тем, что «на него
напала хандра или другое подобное» и что он «уже около недели сидит
поджавши руки и ничего не делая». Неудачи с поисками службы заставляют
Гоголя вспомнить о поэме «Ганц Кюхельгартен», написанной еще в 1827 году в
Нежине. Он издает ее на последние деньги под псевдонимом Алова. После
жестокой расправы «Московского телеграфа» и «Северной пчелы» Гоголь
«бросился с своим верным слугой Якимом по книжным лавкам, отобрал у
книгопродавцев экземпляры, нанял номер в гостинице и сжег все до единого»
(Н. Кулиш. Записки о жизни Н. В. Гоголя. СПб., 1856 г.).

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99818218_Stoa-na-poroge-novoj-zizni-predstavlaa-sebe-_veseluue-komnatku-oknami-na-Nevu_-nezinskij-liceist-piset-materi-slova-zvucasie-gromce-i-torzestvennee-vsego-im-dosele-pisannogo_-_Ispytuue- (400x209, 10Kb)

(Высоцкому, 1827 г.

Среда, 10 Августа 2016 г. 23:12 + в цитатник


«Как тяжко быть зарыту вместе с созданиями низкой
неизвестности в безмолвие мертвое »

(Высоцкому, 1827 г.).



«Холодный пот проскакивал на лице моем при мысли, что, может
быть, мне доведется погибнуть в пыли, не означив своего имени ни одним
прекрасным делом: быть в мире и не означить своего существования – это было
для меня ужасно»

(П. П. Косяровскому, 1827 г.).


Вера в свое великое призвание, в свою свыше предназначенную
миссию возникает у Гоголя под влиянием романтической поэтики, но вовсе этим
влиянием не исчерпывается. С лицейской скамьи он был вдохновляем
таинственной уверенностью в своем «служении». В чем будет заключаться это
служение, представлялось ему очень смутно. В письме к дяде
П. П. Косяровскому (1827 г.) он пишет, что решил быть судьей, т. к. видит,
что «здесь работы будет более всего, что здесь только он будет истинно
полезен человечеству». А через год тому же П. П. Косяровскому сообщает:
«Весьма может быть, что попаду в чужие края, что обо мне не будет ни слуху
ни духу несколько лет». Данилевский, близкий товарищ Гоголя, вспоминает,
что тот одно время собирался в Америку. Однако во втором письме к дяде о
юстиции уже не упоминается. Гоголь едет в Петербург, совершенно не
представляя себе, чем он будет зарабатывать себе на жизнь. Он уверен, что
«хлеб у него будет всегда», и не может не похвастаться перед дядей: «Вы еще
не знаете всех моих достоинств. Я знаю коекакие ремесла: хороший портной,
недурно раскрашиваю стены алфрескою живописью, работаю на кухне и много
койчего уже разумею из поваренного искусства». Гоголь в лицее немного
рисовал, но, конечно, ни поваром, ни портным никогда не был. Здесь мы
сталкиваемся с очень важной особенностью гоголевской психики: отсутствием
чувства реальности, неспособностью отличать правду от вымысла и
наклонностью к преувеличению. Строй души его – напряженный, патетический; с
ранних лет уже наблюдается та двусмысленность чувств, та недостоверность и
темная сложность душевных движений, которые создадут впоследствии
загадочный облик автора «Мертвых душ».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D1%8B%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99817880_Holodnyj-pot-proskakival-na-lice-moem-pri-mysli-cto-mozet-byt-mne-dovedetsa-pogibnut-v-pyli-ne-oznaciv-svoego-imeni-ni-odnim-prekrasnym-delom_-byt-v-mire-i-ne-oznacit-svoego-susestvova (400x209, 6Kb)

У Гоголя было дватри приятеля, которые образовывали круг избранников; все остальные были «существователи»,

Среда, 10 Августа 2016 г. 17:32 + в цитатник

«Товарищи его любили, – пишет самый близкий
лицейский друг Гоголя А. С. Данилевский, – но называли «таинственный
карла». Он относился к товарищам саркастически, любил посмеяться и давал
прозвища. Над ним много смеялись, трунили». У Гоголя было дватри приятеля,
которые образовывали круг избранников; все остальные были «существователи»,
и к ним он относился с традиционным романтическим презрением поэта к черни.
Еще в Нежине был записан «Ганц Кюхельгартен». Герой этой поэмы – почти
автопортрет.


Вотще безумно чернь кричит:

Он тверд средь сих живых обломков,

И только слышит, как шумит

Благословение потомков.


Своему другу Г. И. Высоцкому Гоголь пишет (1827 г.): «Ты знаешь
всех наших существователей, всех населивших Нежин. Они задавили корою своей
земности, ничтожного самодоволия, высокое назначение человека… И между
этими существователями я должен пресмыкаться!»

Конечно, противоставление героя толпе – романтический шаблон,
но доля реальности есть и здесь. Жители Нежина, действительно, были
«мертвыми душами», и живой, восторженный юноша, действительно, страдал от
их «земности». Дыша поэтическим воздухом двадцатых годов, с их культом
героя – поэта, вождя, пророка, с их индивидуализмом и гражданственностью,
Гоголь с детских лет стал мечтать о подвиге, о миссии, о службе людям.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A3-%D0%93...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99816228_Dysa-poeticeskim-vozduhom-dvadcatyh-godov-s-ih-kultom-geroa-_-poeta-vozda-proroka-s-ih-individualizmom-i-grazdanstvennostue-Gogol-s-detskih-let-stal-mectat-o-podvige-o-missii-o-sluzbe-l (400x209, 6Kb)

К сожалению, об этом периоде нам приходится судить только по письмам его к родным, а это – источник недостаточный

Среда, 10 Августа 2016 г. 15:32 + в цитатник


3

Лицей


В 1821 году Гоголь поступает в нежинскую гимназию высших наук и
проводит в ней семь лет. Отрочество его – время сложной и глубокой
внутренней работы. К сожалению, об этом периоде нам приходится судить
только по письмам его к родным, а это – источник недостаточный и
недостоверный; недостаточный потому, что Гоголь – замкнутая и скрытная
натура и о самом значительном или сообщает намеками, или совсем умалчивает;
с матерью он не откровенен; недостоверный потому, что письма Гоголя никогда
не отражают точно его душевного состояния. Образ его, преломляясь в
переписке, претерпевает двойное искажение: литературной манеры и
психологической позы. Гоголь в двадцатые годы зачитывается романтическими
журналами, усваивает модную фразеологию и видит себя в образе Рене и
ЧайльдГарольда: он загадочный, одинокий и гонимый светом мечтатель. «Я
почитаюсь загадкой для всех; никто не разгадал меня совершенно…  – пишет
Гоголь матери в 1828 году. – Здесь меня называют смиренником, идеалом
кротости и терпения. В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый, в
другом – угрюмый, задумчивый, неотесанный и проч., в третьем – болтлив и
докучлив до чрезвычайности, у иных – умен, у других – глуп».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A-%D1%81...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99815561_K-sozaleniue-ob-etom-periode-nam-prihoditsa-sudit-tolko-po-pismam-ego-k-rodnym-a-eto-_-istocnik-nedostatocnyj-i-nedostovernyj_-nedostatocnyj-potomu-cto-Gogol-_-zamknutaa-i-skrytnaa-natu (400x209, 8Kb)

Конечно, в этом рассказе ударение падает не на описание наград за добродетель, а на изображение мук грешников.

Среда, 10 Августа 2016 г. 01:52 + в цитатник

Конечно, в этом рассказе ударение падает не на
описание наград за добродетель, а на изображение мук грешников. Страшная
картина, нарисованная болезненным воображением мистически одаренной матери,
«потрясла» Гоголя. Об этом потрясении он уже никогда не забудет; его
религиозное сознание вырастет из сурового образа Возмездия.

Рассказ Марьи Ивановны встретил подготовленную почву: Гоголь
рос слабым, впечатлительным и неуравновешенным ребенком. Картина Страшного
Суда позволила оформиться смутным страхам, которые мучили его с детских
лет. И раньше он уже испытывал припадки стихийного ужаса, приливы
непонятной тоски. Теперь он знал, чего боится: смерти и наказания за гробом.

В «Старосветских помещиках» Гоголь с необыкновенной силой
описывает свой мистический опыт детских лет.

«Вам, без сомнения, когданибудь случалось слышать голос,
называющий вас по имени, который простолюдины объясняют тем, что душа
стосковалась за человеком и призывает его, и после которого следует
немедленно смерть. Признаюсь, мне всегда был страшен этот таинственный
зов. Я помню, что в детстве я часто его слышал: иногда вдруг позади меня
ктото явственно произносил мое имя. День обыкновенно в это время был самый
ясный и солнечный: ни один лист в саду на дереве не шевелился; тишина была
мертвая; даже кузнечики в это время переставали кричать; ни души в саду.
Но, признаюсь, если бы ночь самая бешеная и бурная, со всем адом стихий,
настигла меня одного среди непроходимого леса, я бы не так испугался ее,
как этой ужасной тишины среди безоблачного дня. Я обыкновенно тогда бежал
с величайшим страхом и занимавшимся дыханием из саду и тогда только
успокаивался, когда попадался мне навстречу какойнибудь человек, вид
которого изгонял эту страшную сердечную пустыню ».

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99803311_Vam-bez-somnenia-kogda_nibud-slucalos-slysat-golos-nazyvauesij-vas-po-imeni-kotoryj-prostoluediny-obasnauet-tem-cto-dusa-stoskovalas-za-celovekom-i-prizyvaet-ego-i-posle-kotorogo-sledu (400x209, 6Kb)

Гоголь похож на свою мать: то веселый и жизнерадостный, то «безжизненный», как будто с детства запуганный

Среда, 10 Августа 2016 г. 01:02 + в цитатник

Гоголь похож на свою мать: то веселый и
жизнерадостный, то «безжизненный», как будто с детства запуганный и
испугавшийся на всю жизнь.

Помещичий быт в Васильевке, напоминавший мир Афанасия Ивановича
и Пульхерии Ивановны, отличался обрядовой, патриархальной религиозностью.
Ребенка Гоголя водили в церковь, возили по богомольям в Диканьку, Булищи,
Лубны, заставляли поститься и слушать чтение ЧетьиМиней. Впоследствии он
резко осудил религиозное воспитание, полученное им в детстве:

«К несчастью, родители редко бывают хорошими воспитателями
детей своих… На все я глядел бесстрастными глазами; я ходил в церковь,
потому что мне приказывали или носили меня; но, стоя в ней, я ничего не
видел, кроме риз, попа и противного ревения дьячков. Я крестился, потому
что видел, что все крестятся».

Гоголь не принадлежал к тем избранным, которые рождаются с
любовью к Богу; патриархальная религиозность, окружавшая его детство,
осталась ему чуждой и даже враждебной. Вера должна была прийти к нему
другим путем – не от любви, а от страха. Вот как зародилось в душе его
религиозное чувство.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99803206_Vposledstvii-on-rezko-osudil-religioznoe-vospitanie-polucennoe-im-v-detstve_---_K-nescastue-roditeli-redko-byvauet-horosimi-vospitatelami-detej-svoih_-Na-vse-a-gladel-besstrastnymi-glaz (400x209, 8Kb)

Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом».

Вторник, 09 Августа 2016 г. 20:12 + в цитатник


«Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме
указанной Иисусом Христом».


Париж, 29 октября 1933 г.


2

Детство


Гоголь происходил из старинного малороссийского рода, временно
уклонившегося в католичество. Его прадед, уже православный, был
священником. Дед, Афанасий Демьянович, – бурсак, «на кондиции» похитивший
дочь помещика Лизогуба, Татьяну Семеновну, и получивший нобилитацию в 1788
году. В семье Лизогубов – напряженная религиозность, наследственный
мистицизм.

Отец Гоголя, автор народных фарсов на малороссийском языке,
режиссер и главный актер любительского театра в имении екатерининского
вельможи Д. П. Трощинского, передал сыну свой юмор и литературную
одаренность. Но он умер, когда Гоголю было всего 16 лет. С девятилетнего
возраста мальчик живет не дома, учится сначалав Полтаве, потом в Нежине.
Отца он знает мало и в своем душевном развитии от него не зависит. Когда
отец умирает в 1825 году, он пишет матери соболезнующее письмо в
эффектнориторическом стиле; это – сентиментальноромантическая декларация
на тему сыновней любви и скорби. Но едва ли Гоголь любил отца.

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99802160_Kogda-otec-umiraet-v-1825-godu-on-piset-materi-soboleznuuesee-pismo-v-effektno_ritoriceskom-stile_-eto-_-sentimentalno_romanticeskaa-deklaracia-na-temu-synovnej-luebvi-i-skorbi. (400x209, 6Kb)

«Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора», – писал Гоголь матери в 1844 году.

Вторник, 09 Августа 2016 г. 20:02 + в цитатник

«Старайтесь лучше видеть во мне христианина и
человека, чем литератора», – писал Гоголь матери в 1844 году.

Исполнили ли биографы Гоголя это пожелание? Оценили ли по
справедливости его религиозный подвиг, то «прочное дело жизни», которое
писатель считал важнее своего литературного творчества? Можно с разных
точек зрения подходить к жизненной задаче, поставленной Гоголем; можно
сочувствовать ей или ее оспаривать, но игнорировать ее нельзя.

Гоголь был не только великим художником: он был и учителем
нравственности, и христианским подвижником, и мистиком.

Историю этого Гоголя мы и пытаемся рассказать, пользуясь как
материалами перепиской, религиознонравственными сочинениями Гоголя и
свидетельствами современников; эстетическая оценка художественных
произведений автора «Мертвых душ» не входит в нашу задачу: мы привлекаем их
к рассмотрению только как психологические и идеологические документы.

До сих пор в литературе о Гоголе повторяется или молчаливо
допускается мнение, что призвание его было исключительно литературное, что,
«ударившись в мистику», он загубил свой талант и «занялся не своим делом»,
что весь духовный путь писателя был одним прискорбным недоразумением. Но
почему же религиознонравственные идеи Гоголя легли в основу «учительства»
всей великой русской литературы и почему значительность его христианского
пути с каждым годом раскрывается нам все яснее?

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%A1%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99802088_Istoriue-etogo-Gogola-my-i-pytaemsa-rasskazat-polzuas-kak-materialami-perepiskoj-religiozno_nravstvennymi-socineniami-Gogola-i-svidetelstvami-sovremennikov_-esteticeskaa-ocenka-hudozest (400x209, 8Kb)

Без заголовка

Вторник, 09 Августа 2016 г. 16:32 + в цитатник




ДУХОВНЫЙ ПУТЬ ГОГОЛЯ












1

Предисловие

Книга:Константин Васильевич Мочульский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%20%D0%9F%D1%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99800971_ (400x209, 2Kb)

2049 Argyle Ave.

Вторник, 09 Августа 2016 г. 14:32 + в цитатник

Миссионерский листок номер A-1

Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы

Copyright © 2000, and Published by

Holy Protection Russian Orthodox Church

2049 Argyle Ave. Los Angeles, CA 90068, USA

Редактор: Епископ Александр Милеант




2



Книга:Епископ Александр (Милеант)-ИЗБРАННЫЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ-I
-Январь–Февраль-Оглавление-Смысл Православного почитания

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=2049-Argyle-A...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99800287_Missionerskij-listok-nomer-A-1---Izdatelstvo-hrama-Pokrova-Presvatoj-Bogorodicy----Copyright-_-2000-and-Published-by----Holy-Protection-Russian-Orthodox-Church----2049-Argyle-Ave. (400x209, 9Kb)

Татьяна, мученица, 25 янв.

Вторник, 09 Августа 2016 г. 12:02 + в цитатник

Таисия, блаженная, 23 мая (10 мая) 3

Тамара, благоверная царица, 14 мая (жен мироносиц или 1 мая) 3

Татьяна, мученица, 25 янв. (12 янв.) 1

Тихон Задонский, святитель, 26 авг. (13 авг.) 4

Федор Стратилат, великомученик, 21 февр. (8 февр.) 1

Федор Тирон, великомученик, 30 февр. (17 февр.) 1

Федор, боярин мученик, см. Михаил и Федор 3 окт. (20 сент.) 5

Филарет Милостивый, праведный 14 дек. (1 дек.) 6

Филипп, митроп. Моск., святитель, 16 июля 22 янв. (3 июль 9
янв) 4

Хрисанф и Дария, мученики, 1 апр. (19 март.) 2

Христина, мученица, 6 авг. (24 июля) 4

Христофор, мученик, 22 мая (9 мая) 3


Мученики за Христа — смотри во 2-ом выпуске, монашеский подвиг
(проподобные) — в 3-ом выпуске, Христа ради юродивые — в 5-ом выпуске.
Алфавитный список святых помещен в конце этого выпуска; значение
собственных имен — в конце второго выпуска.

Книга:Епископ Александр (Милеант)-ИЗБРАННЫЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ-I
-Январь–Февраль-Оглавление-Смысл Православного почитания

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99799498_24-iuela-4---Hristofor-mucenik-22-maa-9-maa-3-------Muceniki-za-Hrista-_-smotri-vo-2-om-vypuske-monaseskij-podvig-propodobnye-_-v-3-om-vypuske-Hrista-radi-uerodivye-_-v-5-om-vypuske. (400x209, 8Kb)

Раиса, мученица, 18 сент.

Вторник, 09 Августа 2016 г. 02:12 + в цитатник

Прокопий Устюжский, преподобный, 21 июля (8
июля) 4

Раиса, мученица, 18 сент. (5 сент.) 5

Римма, мученик, см. Инна, Пинна и Римма 1

Роман Сладкопевец, преподобный, 14 окт. (1 окт.) 5

Ростислав, благ. князь 27 марта (14 марта) 2

Светлана, преподобная, см. Зоя и Светлана 26 февр. (13 февр.)
1

Серафим Саровский, преподобный, 1 авг. и 15 янв. (19 июля и 2
янв.) 4

Сергий Радонеж., преподобный, 18 июля и 8 окт. (5 июля и 25
сент.) 5

Симеон и пророчица Анна, праведные, 15 февр. (3 февр.) 1

Симеон Столпник, преподобный, 14 сент. (1 сент.) 5

София, мученица, см. Вера, Надежда, Любовь и София. 5

Стефан Пермский, святитель, 9 мая (26 апр.) 2

Стефан, первомученик и архидиакон, 9 янв. (27 дек.) 6

Стефанида, см. мученики Виктор и Стефанида 24 нояб. (11 нояб.)
6

Сусанна (Сосанна), мученица, 24 авг. (11 авг.) 4

Книга:Епископ Александр (Милеант)-ИЗБРАННЫЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ-I
-Январь–Февраль-Оглавление-Смысл Православного почитания

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A0%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99788579_Prokopij-Ustuezskij-prepodobnyj-21-iuela-8-iuela-4---Raisa-mucenica-18-sent. (400x209, 7Kb)


Поиск сообщений в septitajs
Страницы: 160 ... 126 125 [124] 123 122 ..
.. 1 Календарь