-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в septitajs

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3200


Но начинается роман с того, что герой появляется в городе, приходит в храм, где идет служба, где все скучно,

Вторник, 17 Мая 2016 г. 13:42 + в цитатник

Может быть, ктонибудь из вас читал
«Серебряного голубя», этот роман недавно переиздали. Белый в нем описывает
путь интеллигента начала века, который пошел в дикую хлыстовскую секту, где
его и убили. Но начинается роман с того, что герой появляется в городе,
приходит в храм, где идет служба, где все скучно, все покрыто плесенью
быта. Для «тонкорунных овец», изощренных, выросших на Канте и
неокантианстве, на символизме, все это было чуждо.

Белый воспринял антропософскую идеологию. Согласно
антропософии, Христос – реальная, действующая в мире личность. Но это (я
буду говорить упрощенно) не что иное, как дух Солнца. Каждая планета,
согласно антропософии, наделена своими духовными мирами и существами,
полуфизическими, полудуховными. В какойто момент истории солярный дух, дух
Солнца, стал двигаться к Земле, чтобы изменить духовную оболочку Земли, ее
ауру. А поскольку на рубеже столетий действительно в мире чтото менялось,
эта концепция казалась очень убедительной и привлекательной. Штейнер
раскапывал древние тексты, находил там места, свидетельствующие, что якобы
некие ясновидцы видели ночью двигающееся Солнце (на самом деле это не так,
они имели в виду другое). Так или иначе, Штейнер говорил: «Христос – это
духовное Солнце, пришедшее на Землю и изменившее ее ауру». И в мировых
событиях Андрей Белый видел это изменение ауры.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98468813_Stejner-raskapyval-drevnie-teksty-nahodil-tam-mesta-svidetelstvuuesie-cto-akoby-nekie-asnovidcy-videli-nocue-dvigaueseesa-Solnce-na-samom-dele-eto-ne-tak-oni-imeli-v-vidu-drugoe. (400x209, 6Kb)

Рядом стоят еще два поэта этой эпохи: Есенин и Андрей Белый.

Вторник, 17 Мая 2016 г. 09:32 + в цитатник

Рядом стоят еще два поэта этой эпохи: Есенин и
Андрей Белый.

Андрей Белый был человеком, оторванным от действительности,
жившим в вымышленном мире. Перед революцией он жил в Швейцарии, где
знаменитый в то время основатель антропософии Рудольф Штейнер устроил центр
своей гностической школы.

Штейнер был, помоему, достаточно одаренной и симпатичной
личностью, типичным порождением поздней австрийской культуры на рубеже
прошлого и нашего века. Его задача была любопытной: он попытался
перестроить индуистствующую теософию на христианский лад, окрасить ее
похристиански. Он говорил, что индийский менталитет и вся астральная
индийская структура – иные, нежели европейские. Я не уверен, что это так,
но культура действительно иная. И он пытался создать вариант гностицизма,
то есть тайного знания, с ориентацией на христианские символы.

Когда я думаю о Штейнере, когда читаю его книги (я читал очень
много его произведений), когда читаю о нем, я мысленно оплакиваю его,
потому что мне всегда хочется, чтобы такой человек служил истине, служил
христианству. Очень жалко и обидно, что он пошел по оккультному пути. В чем
отличие оккультного от мистического? Мистическое поднимается вверх,
оккультное идет в боковые параллельные вселенные; а поскольку они
обманчивы, то человек может всю жизнь проплутать среди этих образов, среди
блуждающих огоньков болота, создавать целые системы мирозданий, астральных
миров, коридоров, иерархий и завязнуть в этом бесконечном вращении тварного
мира.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A0%D1%8F%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98466673_Misticeskoe-podnimaetsa-vverh-okkultnoe-idet-v-bokovye-parallelnye-vselennye_-a-poskolku-oni-obmancivy-to-celovek-mozet-vsue-zizn-proplutat-sredi-etih-obrazov-sredi-bluzdauesih-ogonkov- (400x209, 8Kb)

Я думаю, не стоит вам напоминать ту знаменитую сцену, для меня очень значимую, когда ночью в революционном

Вторник, 17 Мая 2016 г. 08:32 + в цитатник

Надо сказать, что Блок тоже принадлежал к
категории людей, которых смела эта буря. Едва ли он был настолько наивным,
чтобы не понимать этого. Я думаю, не стоит вам напоминать ту знаменитую
сцену, для меня очень значимую, когда ночью в революционном Петрограде Блок
стоял у костра, к нему подошел Маяковский, и Блок сказал ему: «Да, в
Шахматове сожгли библиотеку, хорошо, хорошо…» Почему хорошо? Да потому, что
Блок жил вне этических представлений. Напитавшись некими ницшеанскими
идеями, он был в экстазе от «музыки революции». Я могу это пояснить таким
примером. Однажды я присутствовал на пожаре. Горел соседний дом. К счастью,
никто не пострадал, все успели выйти, вызвали пожарных. Была зима, как
сейчас. И вот собрались люди и смотрели. И я заметил, что все смотрят с
восторгом: гудение этого колоссального пламени, зимой, когда воздух чистый,
непрерывные выстрелы взлетающих головешек, буря – ведь дом рушится! – но
все равно зрелище катастрофы обладает магическим притяжением, подобно пене
за кормою корабля или пляске огня в костре.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AF-%D0%B4...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98466085_A-dumaue-ne-stoit-vam-napominat-tu-znamenituue-scenu-dla-mena-ocen-znacimuue-kogda-nocue-v-revoluecionnom-Petrograde-Blok-stoal-u-kostra-k-nemu-podosel-Maakovskij-i-Blok-skazal-emu_-_Da (400x209, 7Kb)

Стоит как следует вчитаться в мир этих людей, которым некуда было идти, не для чего жить, которые только говорили:

Вторник, 17 Мая 2016 г. 04:12 + в цитатник

Они чувствовали и переживали это поразному.
Вспомните «Скучную историю» Чехова. Иногда, когда наша жизнь становится
слишком тревожной, угнетающей и когда хочется, чтобы она была другой, когда
возникает ностальгия по более спокойной жизни, рекомендую людям в качестве
противоядия Чехова. Стоит как следует вчитаться в мир этих людей, которым
некуда было идти, не для чего жить, которые только говорили: «В Москву, в
Москву…» – кудато, а сами, в конце концов, никуда не шли, жили ни для
чего, ничего не делали, которые находились в состоянии стагнации. Надо
внутренне перенестись в их состояние, чтобы ощутить человеческую правоту
этого крика: «Пусть сильнее грянет буря!» Конечно, никто толком не понимал,
какую форму эта буря примет. Конечно, все это были мечты, фантазии.

Но была старинная русская, и не только русская, традиция в
литературе и искусстве: вечные, крупные, волнующие темы передавать языком
Библии, независимо от того, каким было отношение к Библии у данного
писателя или художника. Даже «Старуха Изергиль», несомненно, несет на себе
какието смутные черты библейских мотивов. Данко, вырвавший свое сердце и
освещающий путь людям, – это псевдохристос. Многие художникипередвижники,
изображавшие Христа, вкладывали в этот образ свои, часто посторонние,
небиблейские мысли. Крамской прямо писал, что хотел изобразить человека,
который находится на перекрестке своей жизненной дороги, на развилке путей.
Однако если бы он изобразил просто мужичка, который присел отдохнуть на
развилке, люди посмотрели бы и прошли мимо, но он изобразил Христа в
пустыне в решительный момент Его земного пути, и это, конечно, сразу же как
магнитом привлекло внимание тысяч зрителей, и до сих пор привлекает.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98464340_Odnako-esli-by-on-izobrazil-prosto-muzicka-kotoryj-prisel-otdohnut-na-razvilke-luedi-posmotreli-by-i-prosli-mimo-no-on-izobrazil-Hrista-v-pustyne-v-resitelnyj-moment-Ego-zemnogo-puti-i- (400x209, 7Kb)

Те из вас, кто знаком с биографией и творчеством Блока по воспоминаниям, дневникам и письмам, знают, что этот

Вторник, 17 Мая 2016 г. 00:12 + в цитатник


Библия и литература XX века

Беседа вторая



В прошлый раз мы с вами остановились на странном феномене
«Двенадцати» – «…впереди Иисус Христос». Некоторые в записках меня
спрашивают, что же хотел сказать Александр Александрович этим образом? Те
из вас, кто знаком с биографией и творчеством Блока по воспоминаниям,
дневникам и письмам, знают, что этот вопрос ему задавали уже его
современники, знают, что некоторые люди после этого перестали ему руку
подавать. Эта поэма (в сущности, прекрасная, конечно, поэма, одно из
сильнейших его произведений) вызвала бурю гнева и возмущения. Знаменитая
книга Николая Александровича Бердяева «Философия неравенства», хотя и не
касалась непосредственно поэзии, внутренне была нацелена против Блока и
тех, кто был с ним.

Блок признавался, что сам не понимает, каким образом там
впереди оказался Иисус Христос: нужно, чтобы был Другой (в текстах обычно
«Другой» пишут с большой буквы); «Другой» это чтото вроде антихриста. Так
или иначе, безусловно, библейская схема налицо: Христос и за Ним идут
двенадцать апостолов новой веры.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B5-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98455640_Te-iz-vas-kto-znakom-s-biografiej-i-tvorcestvom-Bloka-po-vospominaniam-dnevnikam-i-pismam-znauet-cto-etot-vopros-emu-zadavali-uze-ego-sovremenniki-znauet-cto-nekotorye-luedi-posle-etogo (400x209, 6Kb)

Но можно быть верным духу Христову, даже оставаясь мусульманином, агностиком, даже буддистом.

Понедельник, 16 Мая 2016 г. 09:52 + в цитатник

В этом и состоит задача человечества – найти
ту дорогу, где Он будет идти впереди. Только тогда дорога будет вести к
храму. Я вовсе не имею в виду механическое обращение в христианство всех
людей. Нет. Но можно быть верным духу Христову, даже оставаясь
мусульманином, агностиком, даже буддистом. Сам Господь будет судить о
людях, кто Ему принадлежит, а кто – нет.

Напомню вам в заключение слова Христа: «Многие скажут Мне: не
от Твоего ли имени мы пророчествовали?» Но Он сказал: «Не всякий, говорящий
Мне: Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное… Я никогда не знал вас,
отойдите от Меня…» Значит, все здесь и сложно, и одновременно просто, ибо
Он говорит нам: «То, что вы делаете для Моих братьев меньших, вы делаете
Мне». Здесь мы подходим к той тайне, что Христос реально анонимно
присутствует там, где Его имя может и не произноситься. И напротив – там,
где Он, казалось бы, назван и идет впереди, может оказаться, что это не Он,
а Его антипод. Так не раз бывало в истории.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98449445_-vojdet-v-Carstvo-Nebesnoe_-A-nikogda-ne-znal-vas-otojdite-ot-Mena_-Znacit-vse-zdes-i-slozno-i-odnovremenno-prosto-ibo-On-govorit-nam_-_To-cto-vy-delaete-dla-Moih-bratev-mensih-vy-dela (400x209, 6Kb)

Блок писал, что он ходил по темным петроградским улицам и видел, как кружились метельные вихри и ему виделась

Понедельник, 16 Мая 2016 г. 04:22 + в цитатник

Блок писал, что он ходил по темным
петроградским улицам и видел, как кружились метельные вихри и ему виделась
там эта фигура. Это был не Христос, но ему казалось, что это хорошо, что
это прекрасно. Вы помните сцену, которая описана у Маяковского. Но это было
не хорошо. Это была трагедия. Блок это понял, к сожалению, поздно. Значит,
не было там Христа.

(Голос из зала: «Блока поправили – «Впереди идет матрос!» В
зале смех.)

Если бы там был только матрос, все было бы просто, но в томто
и вся беда, что он написал: «Впереди Иисус Христос!»

Где же ответ? Блок как пророк – многие поэты являются в такое
время инстинктивными, стихийными пророками – почувствовал веру людей в то,
что мир можно перекроить кровавым образом и что это благо. Поэтому там
должен был быть Христос – но псевдо христос. Я думаю, что «белый венчик» и
весь его образ – это бессознательная «живопись», изображающая псевдохриста:
потом он обернулся, и оказалось, что это был антихрист.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%91%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98447320_Blok-kak-prorok-_-mnogie-poety-avlauetsa-v-takoe-vrema-instinktivnymi-stihijnymi-prorokami-_-pocuvstvoval-veru-luedej-v-to-cto-mir-mozno-perekroit-krovavym-obrazom-i-cto-eto-blago. (400x209, 5Kb)

, и многие писатели нашего времени неизбежно обращались к Священному Писанию тогда, когда хотели выразить

Понедельник, 16 Мая 2016 г. 02:32 + в цитатник

Сейчас наше время полно тревожных событий и
сообщений. Мы видим, как злые стихии, скрытые в человеке, вырываются
наружу. Никакая сильная рука не может этого остановить – только Дух может
упорно и терпеливо работать над тем, чтобы человек преобразился. Если мы не
будем стремиться к этой цели, то внешние преобразования мало что дадут. И
поэтому неудивительно, что лучшие мыслители, если взять хотя бы Россию XX
в., и многие писатели нашего времени неизбежно обращались к Священному
Писанию тогда, когда хотели выразить самые далекие от него истины.

Мне вспоминаются сейчас «Двенадцать» Блока и «Ответ Демьяну
Бедному» Есенина. Есенин выступал против берлиозов своего времени, в защиту
Христа как борца за справедливость. Он увидел в Нем чтото близкое себе. А
Блок увидел Его впереди двенадцати…

Их не случайно двенадцать. Это двенадцать апостолов. Двенадцать
апостолов новой веры. Впереди Иисус Христос. Но так ли это? Я думаю, это
было чтото зловещее и таинственное. Блок хотел, чтобы там шел Другой (с
большой буквы). Он сам об этом говорил. Но почемуто поставил Христа.
Загадка эта вызывала много споров. До сих пор вопрос не решен, и, я думаю,
никогда не будет решен.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%2C-%D0%B8-%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98438399_-i-mnogie-pisateli-nasego-vremeni-neizbezno-obrasalis-k-Svasennomu-Pisaniue-togda-kogda-hoteli-vyrazit-samye-dalekie-ot-nego-istiny. (400x209, 5Kb)

Столько муки и такая мощь?

Понедельник, 16 Мая 2016 г. 01:22 + в цитатник

Столько муки и такая мощь?

Есть ли столько душ и жизней в мире?

Столько поселений, рек и рощ?


Но пройдут такие трое суток

И столкнут в такую пустоту,

Что за этот страшный промежуток

Я до воскресенья дорасту.


Проблема внутреннего видения Священного Писания у Пастернака –
тема сложная. Он не считал себя ортодоксальным христианином, у него были
какието свои восприятия, но Воскресение он переживал. Воскресение – значит
присутствие Христа. Не просто жизнь когото и когдато. И поэтому в одном
из стихотворений («Гефсиманский сад») так серьезно об этом сказано, и
звучат вещие слова от лица Христа (мало кто из поэтов умел говорить от Его
лица):


Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко Мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты.


Они плывут до сих пор. Мир непрестанно судится. Многие из вас
нередко спрашивают о Страшном суде, о конце мира – все это продолжается и
сейчас. Христос сказал: «Ныне суд миру сему», – сказал две тысячи лет назад.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98438256_I-poetomu-v-odnom-iz-stihotvorenij-_Gefsimanskij-sad_-tak-serezno-ob-etom-skazano-i-zvucat-vesie-slova-ot-lica-Hrista-malo-kto-iz-poetov-umel-govorit-ot-Ego-lica_------A-v-grob-sojdu-i- (400x209, 8Kb)

Вещим ясновиденьем сивилл.

Воскресенье, 15 Мая 2016 г. 19:52 + в цитатник

Вещим ясновиденьем сивилл.


Завтра упадет завеса в храме,

Мы в кружок собьемся в стороне,

И земля качнется под ногами,

Может быть, из жалости ко мне.


Перестроятся ряды конвоя,

И начнется всадников разъезд.

Словно в бурю смерч, над головою

Будет к небу рваться этот крест.


Брошусь на землю у ног распятья,

Обомру и закушу уста.

Слишком многим руки для объятья

Ты раскинешь по концам креста.


Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98436547_Zavtra-upadet-zavesa-v-hrame---My-v-kruzok-sobemsa-v-storone---I-zemla-kacnetsa-pod-nogami---Mozet-byt-iz-zalosti-ko-mne. (400x209, 5Kb)

У людей пред праздником уборка.

Воскресенье, 15 Мая 2016 г. 17:42 + в цитатник

У людей пред праздником уборка.

В стороне от этой толчеи

Обмываю миром из ведерка

Я стопы пречистые Твои.


Шарю и не нахожу сандалий.

Ничего не вижу изза слез.

На глаза мне пеленой упали

Пряди распустившихся волос.


Ноги я Твои в подол уперла,

Их слезами облила, Исус,

Ниткой бус их обмотала с горла,

В волосы зарыла, как в бурнус.


Будущее вижу так подробно,

Словно Ты его остановил.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A3-%D0%BB...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98435763_Nogi-a-Tvoi-v-podol-uperla---Ih-slezami-oblila-Isus---Nitkoj-bus-ih-obmotala-s-gorla---V-volosy-zaryla-kak-v-burnus. (400x209, 4Kb)

Если же говорить о поэзии, то здесь невозможно охватить даже самую малость, потому что не было поэта в России

Воскресенье, 15 Мая 2016 г. 15:12 + в цитатник

Если же говорить о поэзии, то здесь невозможно
охватить даже самую малость, потому что не было поэта в России (я беру
только Россию), который не обращался бы так или иначе к библейским и
особенно евангельским сюжетам.

Я думаю, что теперь вы все уже прочли «Доктора Живаго». Вы
помните страницы, строки, посвященные явлению Христа, когда Он вошел в этот
древний мир народов Римской империи, где была давка богов в три этажа. И
вот пришел Христос и возвестил человека. Человека… И началась новая история.

Что касается евангельских стихов, которые приложены к «Доктору
Живаго», то вы должны были заметить, что многие из них навеяны картинами
старинных мастеров, где опятьтаки события Священной истории
разворачиваются не в одеждах и обстановке древности, а в одеждах и
обстановке нового времени.

Рождество в стихотворении «Рождественская звезда» описано, как
на иконе или картине: тут и холод, тут и снег, и все новое. И в
стихотворении «Магдалина» Мария Магдалина поливает миром из ведерка – не из
старинного кувшина, как это было в Евангелии, а у нее в руках ведерко, как
у женщины сегодня; и она видит Того, Кто простер многим руки с креста как
объятия.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98434771_Cto-kasaetsa-evangelskih-stihov-kotorye-prilozeny-k-_Doktoru-Zivago_-to-vy-dolzny-byli-zametit-cto-mnogie-iz-nih-naveany-kartinami-starinnyh-masterov-gde-opat_taki-sobytia-Svasennoj-ist (400x209, 7Kb)

В Книге Бытия рассказывается о том, как Бог в виде трех странников посетил Содом и Гоморру, чтобы посмотреть,

Воскресенье, 15 Мая 2016 г. 14:12 + в цитатник

В Книге Бытия рассказывается о том, как Бог в
виде трех странников посетил Содом и Гоморру, чтобы посмотреть,
действительно ли эти города настолько уже разложились, что пора их
отправлять в тартарары. Этот сюжет неоднократно повторялся и в христианских
легендах, и вообще в мировой литературе. Последний раз он использован в
романе Герберта Уэллса «Чудесное посещение», где рассказывалось о том, как
ангел пришел на Землю во плоти и посмотрел, как живут англичане в 1895 году.

Здесь произошло то же самое: приходит эта шутовская компания во
главе с Воландом, и ее приход вскрывает ситуацию в Москве в лице всех этих
лиходеевых, варенух и других персонажей – весь этот маскарад берлиозов. Она
вскрывается только через столкновение с гостями. А то, что это никакой не
дьявол (я в это не верю), а посещение в какомто более глубоком смысле, –
это чувствуется в незабываемом, великолепном, я бы сказал, проникнутом
духом мистицизма описании их обратного полета, когда они летят луне
навстречу, и шутовские карнавальные маски с них слезают, и уже нет ни кота,
ни Коровьева, а какието совершенно иные существа. Они посетили Землю,
чтобы посмотреть, как живут люди.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%9A...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98434345_A-to-cto-eto-nikakoj-ne-davol-a-v-eto-ne-verue-a-posesenie-v-kakom_to-bolee-glubokom-smysle-_-eto-cuvstvuetsa-v-nezabyvaemom-velikolepnom-a-by-skazal-proniknutom-duhom-misticizma-opisan (400x209, 8Kb)

И когда была Бурская война, и когда была Первая мировая война, и когда были страшные события в Берлине и в

Воскресенье, 15 Мая 2016 г. 12:02 + в цитатник

Наш XX век – это век «умывания рук». Люди
«умывали руки» на протяжении всего XX столетия. И когда была Бурская война,
и когда была Первая мировая война, и когда были страшные события в Берлине
и в Москве в тридцатые годы, и когда была Вторая мировая война. Это
«умывание рук» было трагичным и остается таким до нашего времени. Это
волновало Булгакова, и он хотел изобразить Пилата как воплощение вот этого
«умывания рук». А для этого нужно было, чтобы перед Пилатом стоял Христос.
Булгаков изобразил совершенно другую личность, абсолютно другую, не похожую
ничем, кроме имени, на Христа.

Те из вас, кто хоть раз читал Евангелие, прекрасно знают, что
булгаковский бродячий философ, говоривший, что настанет царство истины, что
все люди добрые, называвший каждого «добрый человек», – совершенно не похож
на евангельского Христа! Мы знаем, что Он мог сурово сказать: «Порождение
ехидны», или назвать Ирода лисицей, а вовсе не называть всех подряд
«добрыми людьми». Поэтому Булгаков намеренно переделал и сюжет, поэтому он
ввел Левия Матфея, который якобы все исказил. Таким образом, перед нами
просто другая история. Это художественный вымысел, это другой человек. И
только в конце какимто странным образом Он имеет прямое отношение к власти
над миром и Он определяет судьбы мира

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98-%D0%BA...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98433033_Te-iz-vas-kto-hot-raz-cital-Evangelie-prekrasno-znauet-cto-bulgakovskij-brodacij-filosof-govorivsij-cto-nastanet-carstvo-istiny-cto-vse-luedi-dobrye-nazyvavsij-kazdogo-_dobryj-celovek_- (400x209, 6Kb)

Это тоже столкновение человека с духовной реальностью, но другого типа: тот, Варавва, – грубый, примитивный

Воскресенье, 15 Мая 2016 г. 09:12 + в цитатник

Иисус оценил его ум и тонкость. Оказывается,
ученики Его задумали мятеж, восстание, Иисус хочет погибнуть с ними, потому
что дело безнадежное, но уйти было бы нехорошо. Но Иуду Он ценит – умный
человек – и поэтому во время Тайной вечери Он говорит ему: «Ты уходи, делай
свое дело». Иуда уходит, думая, что в конце концов, после гибели Иисуса и
Его учеников, он Марию Магдалину всетаки получит. Но и в этом он
разочаровывается, потому что она приходит к нему и говорит: «Я Его видела
после распятия, я видела Его живым». И она уходит, а Иуда остается ни с
чем. Это тоже столкновение человека с духовной реальностью, но другого
типа: тот, Варавва, – грубый, примитивный человек, который делает ставку на
насилие, а этот – как бы умный, как бы всезнающий, который решил, что он
довольно почерпнул истины, больше ему ничего не надо.

Все эти романы показывают бессилие человека перед задачей
изобразить Христа. Посмотрим, наконец, на Булгакова. Однажды Солженицын
задал мне вопрос: почему Булгаков, который в своей пьесе «Последние дни» (я
думаю, что многие из вас читали или смотрели эту пьесу) понимал, что
Пушкина не надо изображать, что его невидимое присутствие лучше, чем если
бы по сцене бегал какойто загримированный под Пушкина шумливый актер, – и
это действительно так, в пьесе есть достоверность реального присутствия
подлинного Пушкина, – почему Булгаков не понял этого и попытался вывести
Христа, вместо того чтобы поступить, как поступил Константин Романов?
(Константин Романов был мало известный, но даровитый поэт, писавший под
псевдонимом К. Р. – ему не хотелось выставлять перед всеми, что он прямой
родственник царя.) Он написал драму «Царь иудейский» – о событиях последних
дней в жизни Христа, о Страстной неделе, и о Его Воскресении. Ни Христа, ни
апостолов в драме нет, все происходит рядом.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AD%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98431409_Odnazdy-Solzenicyn-zadal-mne-vopros_-pocemu-Bulgakov-kotoryj-v-svoej-pese-_Poslednie-dni_-a-dumaue-cto-mnogie-iz-vas-citali-ili-smotreli-etu-pesu-ponimal-cto-Puskina-ne-nado-izobrazat-c (400x209, 11Kb)

Если Никодим идет к вере и в конце концов находит во Христе свою духовную пристань, то Варавва (тот, кто,

Воскресенье, 15 Мая 2016 г. 05:12 + в цитатник

В те же 50е гг. Добрачинский написал роман
«Варавва» – у нас он переведен. Если Никодим идет к вере и в конце концов
находит во Христе свою духовную пристань, то Варавва (тот, кто, как вы
помните, был отпущен, когда Иисуса Христа осудили на распятие) –
грубоватый, тупой человек, который верит только насилию, – слоняется,
шастает по городу и не может понять, что он и зачем он. Варавва становится
какимто страшным двойником Христа, потому что попадает в среду христиан и
они говорят: «Это тот, вместо которого распяли Учителя», – и вокруг него
сразу образуется стена.

Потом девушка, к которой он был привязан, возвещает людям о
том, что Христос воскрес. Для Вараввы это все сказки, басни, эту девушку
побивают камнями. В конце концов, после долгих скитаний Варавва попадает в
Рим. Там он встречается с христианами. И вдруг город начинает гореть, и
только тогда Варавва говорит: «Он пришел, мой Христос, Он поджег Рим, и я
Ему помогу!» Он берет пылающую головню, идет и поджигает дома. Потом его
хватают солдаты, и он умирает на кресте. Умирают на кресте и другие
христиане, но они умирают с надеждой, с верой, а Варавва умирает просто
так, бессмысленно, отдавая свою душу тьме. Повесть, может быть, не очень
глубокая, но в ней изображено трагическое столкновение человека, который
живет примитивной системой ценностей, с людьми, идущими высоким духовным
путем. И чтото в нем на мгновение вдруг вспыхивает, но тут же гаснет.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98429697_Esli-Nikodim-idet-k-vere-i-v-konce-koncov-nahodit-vo-Hriste-svoue-duhovnuue-pristan-to-Varavva-tot-kto-kak-vy-pomnite-byl-otpusen-kogda-Iisusa-Hrista-osudili-na-raspatie-_-grubovatyj-tu (400x209, 7Kb)

И Мориак ничего не додумывает, ничего не домысливает, он не изобретает диалогов между Марией и Ее Сыном, он

Воскресенье, 15 Мая 2016 г. 04:52 + в цитатник

Писатель Франсуа Мориак (я думаю, многие у нас
с ним знакомы, он переводился многократно) в 1936 г. написал книгу «Жизнь
Иисуса». Это очень тонкая, очень бережная книга, ведь Мориак – классик. Он
ничего не добавляет от себя. Христос в этой книге не говорит ни одного
слова, которого бы не было в Евангелии. Там нет подробностей окружающей Его
обстановки, лишь скупые штрихи, доступные только блестящему мастеру прозы,
и в какойто момент мы видим воочию все это. Я могу привести одно место,
которое меня всегда потрясало. Дом в Назарете, Мать и Сын. Он трудится. Она
всегда хранит в сердце то, что Ей было открыто, но как же Ей это трудно!
Ведь Ему было обещано нечто великое, а вот уже тридцать лет, и вместо
царского престола у Него только верстак в комнате. Но Она хранит это в
сердце. Писатель говорит, что вокруг идет обычная жизнь, но бывают
мгновения, когда Мать и Сын остаются вдвоем. И Мориак ничего не додумывает,
ничего не домысливает, он не изобретает диалогов между Марией и Ее Сыном,
он только дает намек, как замечательный писатель: они остаются вдвоем,
вечером, за столом; и писатель предоставляет нам вдруг ощутить атмосферу
Этих Двоих… Так построена вся книга, и когда ее дочитываешь до конца – она
небольшая, – остается ощущение встречи с Ним.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98-%D0%9C...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98429657_I-Moriak-nicego-ne-dodumyvaet-nicego-ne-domyslivaet-on-ne-izobretaet-dialogov-mezdu-Mariej-i-Ee-Synom-on-tolko-daet-namek-kak-zamecatelnyj-pisatel_-oni-ostauetsa-vdvoem-vecerom-za-stolo (400x209, 9Kb)

Мне кажется, что важно не то, каким образом мы истолкуем эту книгу – против царя или за царя, – а важно, что

Суббота, 14 Мая 2016 г. 23:42 + в цитатник

Конечно, самое важное, что всегда привлекало в
этой вещи и Пушкина, и многих других, кто перелагал «Песнь Песней», – это
глубочайшее понимание силы любви. «Сильна как смерть любовь», сказано в
«Песни Песней». И это очень важно. Мне кажется, что важно не то, каким
образом мы истолкуем эту книгу – против царя или за царя, – а важно, что
Библия, которая говорит о смерти, о вечности, о дружбе, о войне и мире, о
голоде и победах – обо всем, – она, конечно, должна говорить и о любви. И
то, что Церковь эту книгу включила в Священный канон, говорит о священности
самой тайны любви. Недаром у нас из семи церковных таинств одно является
таинством брака, таинством любви.

В те же годы писал Леонид Андреев. У него есть библейская
повесть «Иуда Искариот и другие». Многие из вас ее, наверное, читали,
недавно она была переиздана. Это, конечно, слабое произведение. Если вы
вглядитесь в образ Иисуса, он ничтожен, бледен, а образ Иуды глубоко
надуман. В конце концов, читатель даже не понимает, в чем дело, почему у
Иуды такое раздвоенное отношение ко Христу? В евангельской реальности все
было проще, и в то же время сложней. Проще – потому, что когда апостолы, в
том числе и Иуда, пошли за Христом, в их движении было много
своекорыстного, даже не в грубом смысле, а просто почеловечески. Они
думали: Он пока еще в тайне, потом Он явится открыто, и тогда они окажутся
на гребне волны. Когда этого не случилось, апостолы испугались и
разбежались, но один Иуда полностью утратил к Нему любовь и веру. А Леонид
Андреев там намешал какихто – это была эпоха декаданса – странных,
противоречивых чувств. Настоящих внутренних обоснований поступка Иуды у
него нет.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D0%BD%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98420701_Mne-kazetsa-cto-vazno-ne-to-kakim-obrazom-my-istolkuem-etu-knigu-_-protiv-cara-ili-za-cara-_-a-vazno-cto-Biblia-kotoraa-govorit-o-smerti-o-vecnosti-o-druzbe-o-vojne-i-mire-o-golode-i-po (400x209, 6Kb)

Она извлечена из «Песни Песней» – таинственной книги о страстной любви, о чувственной любви, которая почемуто

Суббота, 14 Мая 2016 г. 20:42 + в цитатник

Если мы перейдем к русским писателям, то вы
все, наверное, читали повесть Куприна «Суламифь» (вышла в 1908 г.). Она
извлечена из «Песни Песней» – таинственной книги о страстной любви, о
чувственной любви, которая почемуто вошла в Священное Писание. Внешним
поводом, повидимому, было то, что эти гимны пелись во время свадеб, во
время брачного, венчального, как сказали бы мы, ритуала.

Есть попытка рассмотреть эти песнопения как некий драматический
диалог: голос невесты, голос жениха, голос хора. В XIX в. некоторые
библеисты истолковывали это таким образом, что девушка из народа любит
жениха – пастуха. Ее забирают в гарем к царю (хотя это и называется «Песнь
Песней Соломона», там о царе Соломоне говорится в третьем лице и не всегда
положительно), но она убегает. Там есть такой момент, когда эта девушка
бежит по ночным улицам и ищет своего любимого; солдат, патрульный, ее
останавливает: «Куда ты идешь?» – «Я ищу своего любимого». Некоторые
толкователи думали, не есть ли это гимн или драма, направленная против
царя, против судьбы тех женщин, которые находились – их было около тысячи –
в гареме Соломона. (По восточным обычаям считалось, что чем больше жен, тем
более авторитетен царь.) Свободная любовь к другу, к любимому пастуху,
побеждает этот гарем, эту жизнь, как бы сладкую, но в которой на самом деле
нет ничего отрадного для души. Любовь выше царской роскоши.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98419680_Nekotorye-tolkovateli-dumali-ne-est-li-eto-gimn-ili-drama-napravlennaa-protiv-cara-protiv-sudby-teh-zensin-kotorye-nahodilis-_-ih-bylo-okolo-tysaci-_-v-gareme-Solomona. (400x209, 5Kb)

И какое счастье, – пишет он, – что это был не настоящий Христос, а просто бедный юродивый, а то бы столько

Суббота, 14 Мая 2016 г. 19:12 + в цитатник

Это очень странный роман о жизни проповедника
из народа, который внезапно вышел говорить о Царстве Божием в захолустном
немецком городке. И дальше разворачивается парафраз евангельской истории.
Этот проповедник встречает своего Крестителя – это суровый протестантский
пастор, который кричит всем: «Покайтесь!», и он тоже совершает некое
крещение в речушке около села. Герой романа Эмануэль (имя его означает «с
нами Бог») приходит к нему, у него появляются последователи, апостолы, есть
там и свой Иуда. Правда, кончил он не Голгофой. В романе есть изгнание
торгующих из храма, когда Эмануэль Квинт пришел и разогнал их в храме,
разбил алтарь; он подвергся общественному остракизму после ареста и
скитался по городам. В конце концов он решил, что Христос живет в нем, что
Он воплотился в нем. Он стучится в дом, спрашивают: «Кто там?» – он
отвечает: «Христос», – и дверь захлопывается. И Гауптман пишет: «По всем
городам шум этих дверей, он мог бы разбудить небо: Христос стучится в
дверь, и все захлопывают двери. И какое счастье, – пишет он, – что это был
не настоящий Христос, а просто бедный юродивый, а то бы столько военных,
чиновников, епископов, бургомистров подверглись суровому осуждению». А
потом прибавляет: «А что если это действительно был Христос, Который под
видом несчастного юродивого пришел проверить, насколько созрело посеянное
Им семя?»

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98-%D0%BA...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98419236_I-kakoe-scaste-_-piset-on-_-cto-eto-byl-ne-nastoasij-Hristos-a-prosto-bednyj-uerodivyj-a-to-by-stolko-voennyh-cinovnikov-episkopov-burgomistrov-podverglis-surovomu-osuzdeniue_. (400x209, 5Kb)


Поиск сообщений в septitajs
Страницы: 160 ... 106 105 [104] 103 102 ..
.. 1 Календарь