-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в septitajs

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 2697


Он постоянно над ней размышлял, он находил в ней мотивы, близкие своей душе, горькой, трагической, иногда

Среда, 11 Мая 2016 г. 16:12 + в цитатник

Прежде всего я хотел бы остановиться на
Байроне. Байрон с детства читал и любил Библию. И вплоть до самой его
гибели в Греции Библия всегда была у него на столе, он был с ней
неразлучен. Он постоянно над ней размышлял, он находил в ней мотивы,
близкие своей душе, горькой, трагической, иногда озлобленной и в то же
время способной познать величие истины. Байрон был очень сложный человек,
его творчество нельзя трактовать односторонне. Недаром его так глубоко
любил и ценил Пушкин. Если бы он был просто мизантропом и гулякой, как его
видело современное ему английское общество, едва ли Александр Сергеевич так
высоко ценил бы его. Конечно, на Байрона была мода, и в кабинете Онегина
«лорда Байрона портрет» – непременный аксессуар всякого скучающего денди.
Но ведь мода – вещь не простая.

Мало кто занимался философией и историей моды. Мода – это
вульгаризированное, упрощенное выражение глубинных процессов, серьезных,
основательных процессов, которые происходят в обществе. Пускай отражение
почти карикатурное, но всетаки отражение.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98371858_On-postoanno-nad-nej-razmyslal-on-nahodil-v-nej-motivy-blizkie-svoej-duse-gorkoj-tragiceskoj-inogda-ozloblennoj-i-v-to-ze-vrema-sposobnoj-poznat-velicie-istiny. (400x209, 5Kb)

Юноша говорит: да, прекрасны мифы Греции, да, прекрасны произведения Гомера, но столь же прекрасны герои Ветхого

Среда, 11 Мая 2016 г. 08:52 + в цитатник

Шатобриан пишет поэму в прозе. (Если у Пушкина
был роман в стихах, то Шатобриан, его старший современник, пишет поэму в
прозе). Поэма называется «Мученики». Там происходит встреча юных любящих
душ, молодого человека и девушки, на фоне борьбы нарождающегося, молодого
христианства с угасающим язычеством. Язычество в диалогах влюбленных
выступает как вечная красота, как носитель самых совершенных форм
гармонии – пластической, архитектурной, живописной, поэтической. И можно
было думать, что оппонент начнет говорить, что все это суета, дело не в
красоте, а дело в добре и вере. Но ничего подобного. Христианство, в лице
юного существа, отвечает тоже своего рода художественным манифестом. Юноша
говорит: да, прекрасны мифы Греции, да, прекрасны произведения Гомера, но
столь же прекрасны герои Ветхого Завета, столь же прекрасно и бессмертно
Евангелие, – именно с художественной точки зрения.

В других своих книгах Шатобриан сравнивает язык, поэтику
античности и Библии и показывает, что их огромное различие вовсе не
означает, что одно есть совершенство, а другое – варварство. А просто в
древнюю кровь языческого Запада вливается новая, тоже древняя кровь
христианского Востока. Это вхождение в нашу культуру некоторых совершенно
особых, исконных, древних элементов, уходящих в архаические,
прачеловеческие пласты духовности и культуры. Шатобриан останавливается на
конкретности, лаконичности, поразительной образности древнееврейского
библейского языка, который, конечно, уступает греческому в способности
передать тонкие повороты мысли, но обладает лаконизмом латинского языка и
как бы живет: каждое слово в нем – живое существо, оно очень многогранно,
многопланово, многолико.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AE%D0%BD%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98368349_Satobrian-ostanavlivaetsa-na-konkretnosti-lakonicnosti-porazitelnoj-obraznosti-drevneevrejskogo-biblejskogo-azyka-kotoryj-konecno-ustupaet-greceskomu-v-sposobnosti-peredat-tonkie-povoro (400x209, 7Kb)

О Русь!

Вторник, 10 Мая 2016 г. 23:42 + в цитатник


О Русь! в предвиденье высоком

Ты мыслью гордой занята;

Каким ты хочешь быть Востоком:

Востоком Ксеркса иль Христа?


Этот вопрос для Соловьева был очень важным, потому что он
считал, что библейская история не кончена, что борьба света и тьмы
продолжается, что в истории народов сталкиваются не только экономические
интересы, не только политические страсти, а подлинные духовные полярности.
Поэтому так важно, чтобы отдельные люди и духовные движения, и целые народы
принимали участие в становлении духа, в его борьбе против порабощения,
косности, безразличия, бездуховности, смерти, тьмы. Чтобы Дух шел как борец!



Библия и западная литература XIX века



В XIX веке, в его начале, бури потрясали душу европейского
человека. Рушились вековые основы многих представлений. Радикально менялась
одежда, которая была привычной для людей в течение столетий, менялись уклад
семьи, быт, представления о многих вещах – и самых элементарных, и самых
грандиозных. Начали рушиться монархии, Великая французская революция
привела к еще большей тирании, чем прежде. Но потом всетаки история и
человеческий разум уравновесили эту анархию, этот ужас, и мир начал
развиваться под знаком новых горизонтов.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E-%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C!%20%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5&site=®ion_name=&rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98357476_Etot-vopros-dla-Soloveva-byl-ocen-vaznym-potomu-cto-on-scital-cto-biblejskaa-istoria-ne-koncena-cto-borba-sveta-i-tmy-prodolzaetsa-cto-v-istorii-narodov-stalkivauetsa-ne-tolko-ekonomice (400x209, 7Kb)

И миру Рим единство дал.

Вторник, 10 Мая 2016 г. 17:52 + в цитатник

И миру Рим единство дал.


Чего ж еще недоставало?

Зачем весь мир опять в крови?

Душа Вселенной тосковала

О духе веры и любви!


И слово вещее - не ложно,

И свет с Востока засиял,

И то, что было невозможно,

Он возвестил и обещал.


(Имеется в виду свет Вифлеемской звезды. - А. М. )


И, разливаяся широко,

Исполнен знамений и сил,

Тот свет, исшедший от Востока,

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98-%D0%BC...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98355406_I-slovo-vesee---ne-lozno---I-svet-s-Vostoka-zasial---I-to-cto-bylo-nevozmozno---On-vozvestil-i-obesal. (400x209, 4Kb)

Вторник, 10 Мая 2016 г. 15:22 + в цитатник

<<С Востока свет, с Востока силы!>>

И, к вседержительству готов,

Ирана царь под Фермопилы

Нагнал стада своих рабов.


Но не напрасно Прометея

Небесный дар Элладе дан.

Толпы рабов бегут, бледнея,

Пред горстью доблестных граждан.


И кто ж от Инда и до Ганга

Стезею славною прошел?

То македонская фаланга,

То Рима царственный орел.


И силой разума и права -

Всечеловеческих начал -

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%A1-%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%2C-%D1%81-%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8B!%20%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5&site=®ion_name=&rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98354536_---I-k-vsederzitelstvu-gotov---Irana-car-pod-Fermopily---Nagnal-stada-svoih-rabov. (400x209, 4Kb)

Пасли среди его скотов.

Вторник, 10 Мая 2016 г. 10:42 + в цитатник

Они творца того кумира

Пасли среди его скотов.


Восстание против Истины, против Бога истинного, против тирании,
против культов - для Соловьева это очень важная тема. Она отразилась в
стихотворении, которым я завершу нашу сегодняшнюю встречу. Соловьев видел в
Библии соединение Востока и Запада. Восток - это, с одной стороны, жестокая
деспотия, а с другой стороны, - это свет Вифлеемской звезды, звезды
Христовой. Запад - это активность человека, мужество, гражданство,
демократия, свобода. Они столкнулись за пять веков до нашей эры, когда
войска иранского деспота Ксеркса вторглись на Балканы, пытаясь подчинить
демократические Афины. Огромные армии наемников двинулись и встретили отпор
у Фермопильского ущелья. Всего триста человек с царем Леонидом во главе
отразили огромную армию в узком горном проходе.

Для Соловьева это старинное историческое событие стало образом
того, как свобода, гражданственность, мужество и демократия противостоят
тирании и азиатской деспотии. Стихотворение называется <<Ех oriente lux>>
(<<Свет с Востока>>).

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98352957_Dla-Soloveva-eto-starinnoe-istoriceskoe-sobytie-stalo-obrazom-togo-kak-svoboda-grazdanstvennost-muzestvo-i-demokratia-protivostoat-tiranii-i-aziatskoj-despotii. (400x209, 5Kb)

Твердь расступилась надо мной.

Вторник, 10 Мая 2016 г. 10:32 + в цитатник


И от высот Нахараима

Дохнуло бурною зимой,

Как пламя жертвенника, зрима,

Твердь расступилась надо мной.


И белоснежные метели,

Мешаясь с градом и дождем,

Корою льдистою одели

Равнину Дурскую кругом.


Он пал в падении великом

И опрокинутый лежал,

А от него в смятенье диком

Народ испуганный бежал.


Где жил вчера владыка мира,

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B2%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98352913_I-ot-vysot-Naharaima---Dohnulo-burnoue-zimoj---Kak-plama-zertvennika-zrima---Tverd-rasstupilas-nado-mnoj. (400x209, 4Kb)

Мог дать богов своим рабам.

Вторник, 10 Мая 2016 г. 09:32 + в цитатник

Другим молились вы богам,

Забыв, что только царь Вселенной

Мог дать богов своим рабам.


Теперь вам бог дается новый!

Его святил мой царский меч,

А для ослушников готовы

Кресты и пламенная печь>>.


И по равнине диким стоном

Пронесся клич: <<Ты бог богов!>>,

Сливаясь с мусикийским звоном

И с гласом трепетных жрецов.


В сей день безумья и позора

Я крепко к Господу воззвал,

И громче мерзостного хора

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98352244_Drugim-molilis-vy-bogam---Zabyv-cto-tolko-car-Vselennoj---Mog-dat-bogov-svoim-rabam. (400x209, 4Kb)

Владыкой жизни нарекли.

Понедельник, 09 Мая 2016 г. 23:22 + в цитатник

Владыкой жизни нарекли.


Он был велик, тяжел и страшен,

С лица как бык, спиной - дракон,

Над грудой жертвенною брашен

Кадильным дымом окружен.


И перед идолом на троне,

Держа в руке священный шар,

И в семиярусной короне

Явился Небукаднецар.


Он говорил: <<Мои народы!

Я царь царей, я Бог земной.

Везде топтал я стяг свободы, -

Земля умолкла предо мной.


Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98341367_On-byl-velik-tazel-i-strasen---S-lica-kak-byk-spinoj---drakon---Nad-grudoj-zertvennoue-brasen---Kadilnym-dymom-okruzen. (400x209, 5Kb)

Он кликнул клич:

Понедельник, 09 Мая 2016 г. 20:42 + в цитатник

Он кликнул клич: <<Мои народы!

Вы все рабы, я - господин,

И пусть отсель из рода в роды

Над нами будет бог один.


В равнину Дуры вас зову я.

Бросайте всяк богов своих

И поклоняйтесь, торжествуя,

Сему созданью рук моих>>.


Толпы несметные кишели;

Был слышен мусикийский гром:

Жрецы послушно гимны пели,

Склонясь пред новым алтарем.


И от Египта до Памира

На зов сошлись князья земли,

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD-%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BD%D1%83%D0%BB-%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D1%87%3A-%C2%AB%D0%9C%D0%BE%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B!%20%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5&site=®ion_name=&rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98340479_Tolpy-nesmetnye-kiseli_---Byl-slysen-musikijskij-grom_---Zrecy-poslusno-gimny-peli---Sklonas-pred-novym-altarem. (400x209, 4Kb)

Умирая накануне XX столетия, предчувствуя, подобно пророку, грядущие катастрофы, которые ожидали наш тревожный

Понедельник, 09 Мая 2016 г. 19:02 + в цитатник

Библия навеяла Соловьеву целый ряд
стихотворений и частично «Повесть об Антихристе». Умирая накануне XX
столетия, предчувствуя, подобно пророку, грядущие катастрофы, которые
ожидали наш тревожный век, он в книгу «Три разговора» включил «Повесть об
Антихристе», своеобразную антиутопию, в которой вселенский диктатор готов
сохранить и христианство, но только чисто внешнее, без Христа. Памятники,
иконы, искусство, научные, богословские мнения, но – без Христа. Все реалии
этого повествования взяты из Апокалипсиса апостола Иоанна. Так через
отражение Библии завершилось творчество Соловьева.

В поэзии Соловьева есть два стихотворения, на которые я хотел
бы в заключение обратить ваше внимание. Одно стихотворение называется
«Кумир Небукаднецара». (Он как филолог произносил имя вавилонского царя
Навуходоносора как Небукаднецар. Так правильно – так его в древности
называли. Навуходоносор – это грецизированная форма имени.) Согласно
библейскому сказанию, Навуходоносор (он жил в VII–VI вв. до Р. X.) произвел
реформу богослужения, чтобы все видели идола и падали перед ним ниц. Но
Библия, рассказывая о поклонении этому истукану, отнюдь не останавливается
на какихто исторических реалиях. Было много всяких событий, религиозных
реформ, но Соловьеву важно, что это символ мятежа человека против Неба.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A3%D0%BC%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98339979_Umiraa-nakanune-XX-stoletia-predcuvstvua-podobno-proroku-gradusie-katastrofy-kotorye-ozidali-nas-trevoznyj-vek-on-v-knigu-_Tri-razgovora_-vkluecil-_Povest-ob-Antihriste_-svoeobraznuue-a (400x209, 8Kb)

Толкуя Священное Писание, Владимир Соловьев говорил так: «Вера моя в Божественный, точнее Богочеловеческий

Понедельник, 09 Мая 2016 г. 18:52 + в цитатник

Я думаю, что многие из вас уже слышали о
Владимире Соловьеве, иные из вас читали его произведения, но я хотел бы
обратить ваше внимание на несколько строк, которые вообще никогда не были у
нас опубликованы. Толкуя Священное Писание, Владимир Соловьев говорил так:
«Вера моя в Божественный, точнее Богочеловеческий характер Писания
значительно выиграла в сознательности и отчетливости благодаря знакомству с
новейшей критикой, преимущественно отрицательной школы». То есть научная
критика Библии не только не смутила его, но и помогла ему глубже подойти к
Писанию.

После Хомякова Соловьев был одним из первых, кто главный
христианский догмат о Богочеловечестве приложил к Библии. Во Христе,
подлинном Человеке, живет подлинный Бог. Так же как и в Писании: его
автор – человек, поэт или прозаик, – все равно сохраняет свои особенности,
хотя на него действует Дух Божий. «Как в живом Логосе, – пишет Соловьев, –
Божество нераздельнонеслиянно соединено с человечеством, так нераздельно и
неслиянно соединены божественные и человеческие стихии в писаном Слове
Божием. И как во Христе человеческая природа представляется не одной только
внешностью, так и в Священном Писании элемент человеческий состоит не
только из внешнего материала, языка, письмен, а распространяется на все
содержание, обнимая самую душу и разум Писания».

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98339929_I-kak-vo-Hriste-celoveceskaa-priroda-predstavlaetsa-ne-odnoj-tolko-vnesnostue-tak-i-v-Svasennom-Pisanii-element-celoveceskij-sostoit-ne-tolko-iz-vnesnego-materiala-azyka-pismen-a-raspro (400x209, 7Kb)

Хотя Толстой говорил, что в Евангелии мистическая сторона – наносная и является искажением, мы должны помнить,

Понедельник, 09 Мая 2016 г. 07:52 + в цитатник

Хотя Толстой говорил, что в Евангелии
мистическая сторона – наносная и является искажением, мы должны помнить,
что эта сторона была главной в Церкви еще до того, как были написаны
Евангелия. Никаких напластований! Сначала открылась тайна Христа, потрясшая
учеников. Никакое не учение! Рассуждений на тему морали было много у самых
разных философов и мудрецов – иудейских, греческих, римских… Тайна Христа
была совсем в ином: через Него Вечность заговорила с человеком. И уж потом
люди стали записывать Его нравственные поучения. Здесь дистанция огромная.

И все же мы можем сказать, что Толстой был в чемто прав,
потому что он обратил внимание христианского общества на пренебрежение
важными элементами учения Христа. Он обратил внимание на равнодушие
светской публики. Вскоре после его смерти выдающийся богослов Сергей
Николаевич Булгаков писал, что Толстой проповедовал в эпоху духовного
кризиса и всколыхнул совесть общества – он был призван к этому. Поэтому,
несмотря на искажения, которым подверглась Библия в его учении, серьезный
подход Толстого к Евангелию вызывает не только уважение, но и заслуживает
того, чтобы учиться у него.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A5%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98336137_Hota-Tolstoj-govoril-cto-v-Evangelii-misticeskaa-storona-_-nanosnaa-i-avlaetsa-iskazeniem-my-dolzny-pomnit-cto-eta-storona-byla-glavnoj-v-Cerkvi-ese-do-togo-kak-byli-napisany-Evangelia. (400x209, 5Kb)

Она связана с философской традицией, идущей от Лаоцзы до ЖанЖака Руссо, портрет которого Толстой носил на

Понедельник, 09 Мая 2016 г. 07:22 + в цитатник

Свое Евангелие Толстой пытался представить как
истинное христианство. Между тем это была религия, скорее близкая к
стоицизму или конфуцианству. Она связана с философской традицией, идущей от
Лаоцзы до ЖанЖака Руссо, портрет которого Толстой носил на шее вместо
креста с юных лет. Руссо был убежден, что все зло от цивилизации, он думал,
что дикарь лучше нас. Жизнь показала, что и цивилизованный дикарь, и
нецивилизованный – равны друг другу: человек всегда есть человек. Дело не в
цивилизации, мы напрасно корим ее. Виновен человек. В тех трагедиях,
скажем, экологических, которые сегодня мучают весь мир, повинен человек.
Если бы люди относились иначе к природе и друг к другу, и к земле, то
техника не была бы столь человекоубийственной.

Толстой видел трудности и в семейной жизни, и так же, как с
цивилизацией, он поступил с ней сурово. Фактически он отрицал любовь, брак,
пол – он, человек, который до седых волос мог с упоением писать о любви и
страсти. Вспомните «Воскресение». Местами это зануднодидактическая книга,
но страницы о любви Нехлюдова написаны так, что нельзя даже представить
себе, что это писал старик, – их словно бы писал юноша!

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98335853_Mestami-eto-zanudno_didakticeskaa-kniga-no-stranicy-o-luebvi-Nehluedova-napisany-tak-cto-nelza-daze-predstavit-sebe-cto-eto-pisal-starik-_-ih-slovno-by-pisal-uenosa_ (400x209, 5Kb)

«Добро по отношению к людям – это заповедь всех верований с древнейших времен», – писал он.

Понедельник, 09 Мая 2016 г. 07:02 + в цитатник

«Верю ли я в Бога? – писал Толстой в 1900 г. –
Не знаю, но я верю в то, что надо быть добрым и это есть высшая воля».
«Добро по отношению к людям – это заповедь всех верований с древнейших
времен», – писал он. Разумеется, в чемто он был прав. Ведь это же есть и в
христианстве, и в буддизме – всюду.

По Толстому, Христос проповедовал разумную здравую жизнь:
разумно быть добрым по отношению к людям, разумно отбросить груз
цивилизации, которая угнетает человека, разумно трудиться своими руками.
«Христос учит нас, – пишет он, – не делать глупостей». Эта фраза Толстого
из книги «В чем моя вера?» (я не говорю сейчас о том, что она примитивна)
ясно показывает, что он хотел сказать: только здравый смысл – вот что
является основанием Евангелия. И это радикально отличается от Евангелия,
совсем не в этом его суть: Христос приходит к нам, чтобы открыть Свое
сердце, а через него – вечность, чтобы открыть личностную тайну Божества,
которая отражается в бесконечно ценной личности каждого из нас. Именно
поэтому все время говорится во всех Евангелиях: Он пришел, чтобы спасти
каждого, дабы всякий верующий в Него имел жизнь вечную. Не какоето
коллективное человечество, не какаято безликая масса, а каждый. «Я стою у
двери и стучу», – говорит Христос, – у двери сердца каждого человека! Этот
глубочайший персонализм Евангелия был чужд умственному миру Толстого (хотя
как художник он его изображал).

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%94%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98335817_I-eto-radikalno-otlicaetsa-ot-Evangelia-sovsem-ne-v-etom-ego-sut_-Hristos-prihodit-k-nam-ctoby-otkryt-Svoe-serdce-a-cerez-nego-_-vecnost-ctoby-otkryt-licnostnuue-tajnu-Bozestva-kotoraa- (400x209, 6Kb)

Он выбрасывает из Евангелия чудесное, сверхъестественное; он выбрасывает высшие богословские понятия: «В начале

Понедельник, 09 Мая 2016 г. 05:22 + в цитатник

Толстой погружается в Ветхий Завет, даже
изучает древнееврейский язык, чтобы читать его в подлиннике, потом все это
бросает. Он обращается только к Новому Завету. Ветхий Завет для него
оказывается просто одной из древних религий. Но и в Новом Завете его многое
не удовлетворяет. Апостол Павел и его Послания кажутся ему церковным
извращением истины, и он приходит к четырем Евангелиям. Но и здесь ему все
оказывается не то, и он как бы идет на конус, уменьшая и уменьшая то
ценное, что есть в Библии. Он выбрасывает из Евангелия чудесное,
сверхъестественное; он выбрасывает высшие богословские понятия: «В начале
было Слово», Слово как божественный космический Разум – Толстой говорит: «В
начале было разумение»; Слава Христова, то есть отражение вечности в
личности Христа, – для Толстого это учение Христа.

Почему произошло так, что он странным образом искажал
евангельский текст? Причина одна. Еще в молодости Толстой записал в
дневнике: «У меня есть цель, важнейшая цель, которой я готов отдать всю
свою жизнь: создать новую религию, которая бы имела практический характер и
обещала бы добро здесь, на Земле». И Евангелие оказалось для него лишь
чемто подтверждающим его собственную религиозную концепцию. В чем она
заключалась?

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98335270_On-vybrasyvaet-iz-Evangelia-cudesnoe-sverhestestvennoe_-on-vybrasyvaet-vyssie-bogoslovskie-ponatia_-_V-nacale-bylo-Slovo_-Slovo-kak-bozestvennyj-kosmiceskij-Razum-_-Tolstoj-govorit_-_V- (400x209, 7Kb)

Для Достоевского Евангелие и Библия в целом были вестью о свободе человека, и поэтому Христос противостоит

Воскресенье, 08 Мая 2016 г. 22:42 + в цитатник

Бог дал человеку свободу и без свободы его не
спасает. Для Достоевского Евангелие и Библия в целом были вестью о свободе
человека, и поэтому Христос противостоит Великому инквизитору.

Рядом с Федором Михайловичем мы видим другого исполина
литературы XIX в., тоже подошедшего к проблеме человеческого счастья и тоже
ищущего в Евангелии и Библии ответы на эти вопросы. Это Лев Николаевич
Толстой.

Многие люди недооценивают его религиозных исканий. Они,
несомненно, глубоко искренни, мучительны. Но то, что человек, почти в
течение тридцати лет считавший себя проповедником Евангелия, оказался в
конфликте с христианством, даже отлученным от Церкви, показывает, что
Толстой был очень сложной фигурой, трагической и дисгармонической. Он,
воспевший такие мощные гармоничные характеры, сам был человеком, страдавшим
от глубинного душевного кризиса. Те из вас, кто хоть немного знаком с его
биографией, должны вспомнить тот ужас, который он пережил в Арзамасе. Это
был ужас смерти, и даже хуже, чем ужас смерти.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98325971_No-to-cto-celovek-pocti-v-tecenie-tridcati-let-scitavsij-seba-propovednikom-Evangelia-okazalsa-v-konflikte-s-hristianstvom-daze-otlucennym-ot-Cerkvi-pokazyvaet-cto-Tolstoj-byl-ocen-sloz (400x209, 6Kb)

Легенда эта построена на том, что Христос отвергает искушения сатаны, но является инквизитор и хочет осуществить

Воскресенье, 08 Мая 2016 г. 20:32 + в цитатник

Иван Карамазов разворачивает перед своим
братом легенду о Великом инквизиторе. Легенда эта построена на том, что
Христос отвергает искушения сатаны, но является инквизитор и хочет
осуществить то, что Христос отверг.

В истории литературы, как и в иконописи, мало действительно
убедительных и ярких образов самого Иисуса Христа. Недаром Достоевский,
задумав написать книгу об Иисусе Христе, не смог этого сделать.
Художественно воплотить это оказалось не по силам, но образ Христа в
легенде о Великом инквизиторе поразительно убедителен, чувствуется Его
реальное присутствие. Но только потому, что Он молчит.

Христос молчит, а инквизитор перед Ним развивает свои теории.
Он говорит: «Мы исправим Твой подвиг, мы дадим людям хлеб, мы дадим им
счастье, насильственное счастье». А Христос – молчит. Так же как Алеша
Карамазов не возражал своему брату, так Христос не возражает безумствующему
перед Ним старику инквизитору и под конец подходит и целует его. Целует за
великое страдание. Как старец Зосима поклонился Мите Карамазову,
предчувствуя великое страдание его жизни и души, так Христос поцеловал
этого безумного старика за его страдания, потому что он тоже двойственная
фигура, потому что в нем, в этом очерствелом палаче, скрыта любовь к людям,
только это любовь ложная – она хочет навязать людям счастье насильно.
«Железной рукой загоним человечество в счастье!» – был такой лозунг в
20е – 30е годы в нашей стране. Этот лозунг он хотел осуществить.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9B%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98325347_Kak-starec-Zosima-poklonilsa-Mite-Karamazovu-predcuvstvua-velikoe-stradanie-ego-zizni-i-dusi-tak-Hristos-poceloval-etogo-bezumnogo-starika-za-ego-stradania-potomu-cto-on-toze-dvojstvenn (400x209, 8Kb)

В этом же отрывке Достоевский восхищается эпической мощью Священного Писания.

Воскресенье, 08 Мая 2016 г. 19:32 + в цитатник

В этом же отрывке Достоевский восхищается
эпической мощью Священного Писания. Живые образы, история Иосифа, который
проходит через все испытания, сохраняя себя перед Богом, история Иова...

Но тут происходит нечто странное, нечто загадочное в творчестве
и личности Достоевского. Если уместно так сказать (вы меня поймете), Книга
Иова является прообразом той части <<Братьев Карамазовых>>, которая
называется <<Бунт>>. Иван Карамазов восстает против зла, бушующего в мире, он
возвращает Богу <<Его билет>>, он бушует, сидя перед братом Алешей.
Достоевский должен был бы впиться в Книгу Иова, потому что она как раз о
том самом: бунт за две с половиной тысячи лет до Ивана Карамазова был
поднят Иовом, - а Достоевский пишет так, словно он этого не знал. Это
парадоксально, странно, необъяснимо. Он пишет с умилением и восторгом о
красоте этой Книги, вспоминает начало ее первой главы: <<Был человек в земле
Уц, имя его Иов...>>

У нас в храмах Великим Постом (когда по старинной традиции
людей готовили к крещению), читается Библия, Ветхий Завет. И именно начало
Книги Иова читается в эти дни за литургией Преждеосвященных даров: <<Был
человек в земле Уц, имя его Иов...>> И говорится в этом начале о терпении его,
когда он твердо и мужественно выносил ниспосланные на него несчастья и
говорил: <<От Бога я принимал добро, приму и зло, буду терпеть>>. <<Терпение
Иовле слышасте>> (в синодальном переводе: <<Вы слышали о терпении Иова>> Иак
5:11), - говорится в одном из канонов церковных. Но Библия говорит о
другом: терпение Иова и его торжество, <<хэппи энд>>, триумф его истории -
лишь рама для самой главной картины, сама же эта картина - тяжба Иова с
Богом, такая же, как у Ивана Карамазова.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%8D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98325083_I-imenno-nacalo-Knigi-Iova-citaetsa-v-eti-dni-za-liturgiej-Prezdeosvasennyh-darov_-_Byl-celovek-v-zemle-Uc-ima-ego-Iov..._-I-govoritsa-v-etom-nacale-o-terpenii-ego-kogda-on-tverdo-i-muzes (400x209, 7Kb)

Вы помните, как в «Бесах» умирающий старик говорит: «О Боже, я же читал только Ренана, я никогда не читал

Воскресенье, 08 Мая 2016 г. 12:22 + в цитатник

Вы помните, как в «Бесах» умирающий старик
говорит: «О Боже, я же читал только Ренана, я никогда не читал самого
Евангелия». Очень многие интеллигентные люди того времени могли сказать
так, как сказал Верховенский. Евангелие для тогдашней интеллигенции часто
было просто открытием.

В литературе мысль изобразить Христа перед обществом наиболее
полно воплотилась в романе «Идиот». Это образ таинственного князя, который
приходит в мир, в присутствии которого людям становится отрадно, легко, в
присутствии которого им не хочется делать зло и причинять друг другу боль.
Многим из вас, вероятно, не раз приходилось задумываться, если вы читали
Евангелие, – а что такое: «Будьте как дети»? Что это значит: инфантилизм,
примитивность какаято? Надо быть глупым, чрезмерно доверчивым? Трудно
ответить на этот вопрос. Это нечто почти невыразимое. Конечно, Спаситель
Иисус Христос не имел в виду ни инфантилизм, ни примитивность – Он имел в
виду нечто, что сумел изобразить Достоевский в князе Мышкине: какуюто
открытость, чистоту, простоту, наивность, но совершенно без глупости,
прозрачное сердце, отзывающееся на чужую боль, даже на чужой стыд. Бывало
ли вам когданибудь стыдно за другого человека, когда тот совершает зло? И
то, что за него так стыдно, это уже – детская открытость, ибо взрослый
человек постепенно покрывается сначала иммунной корой, а потом толстой
непробиваемой броней – и его уже не возьмешь ничем.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D1%8B-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98322779_Konecno-Spasitel-Iisus-Hristos-ne-imel-v-vidu-ni-infantilizm-ni-primitivnost-_-On-imel-v-vidu-necto-cto-sumel-izobrazit-Dostoevskij-v-knaze-Myskine_-kakuue_to-otkrytost-cistotu-prostotu (400x209, 8Kb)


Поиск сообщений в septitajs
Страницы: 135 ... 104 103 [102] 101 100 ..
.. 1 Календарь