-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в septitajs

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3200


Грех наших прародителей Адама и Евы называется первородным, потому что он появился в первом роде людей и потому

Воскресенье, 01 Сентября 2013 г. 19:14 + в цитатник
Последствия первородного греха для прародителей

Грех наших прародителей Адама и Евы называется первородным, потому что он
появился в первом роде людей и потому что был первым грехом в мире
человеческом. Хотя он как процесс продолжался короткое время, он вызвал
тяжелые и пагубные последствия для духовного и вещественного естества, а
также для всей видимой природы вообще. Своим грехом прародители ввели
дьявола в свою жизнь и дали ему место в богозданном и богообразном
естестве. Таким образом, грех стал творческим началом в их естестве,
противоестественным и богоборческим, злолюбивым и дьяволопентричным. После
того как человек преступил заповедь Божию, он, по словам св. Иоанна
Дамаскина, был лишен благодати, потерял доверие у Бога, покрыл себя
суровостью мучительной жизни (ибо это означают смоковные листья), облекся в
смертность, то есть в смертность и грубость тела (ибо это означает
облечение в кожи), по праведному суду Божию был изгнан из рая, осужден на
смерть и стал подверженным тлению" [112]. "Преступив заповедь Божию, Адам
умом отвратился от Бога и обратился к твари, из бесстрастного стал
страстным и любовь свою от Бога обратил к твари и тлению" [113]. Другими
словами, последствием падения наших прародителей была греховная
испорченность их естества и, через это и в этом, - смертность естества.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%BE%D1%82%D0%BE%D0%BC%D1%83%22

На самом деле первоначальный грех в зародыше, подобно семени, содержит все прочие грехи, весь греховный закон

Воскресенье, 01 Сентября 2013 г. 13:14 + в цитатник
На самом деле первоначальный грех в зародыше, подобно семени, содержит все
прочие грехи, весь греховный закон вообще, всю его сущность, его
метафизику, и генеалогию, и онтологию, и феноменологию. В первородном грехе
открылась сущность всякого греха вообще, начало греха, природа греха, альфа
и омега греха. А сущностью греха, будь то дьявольского или человеческого,
является непослушание Богу как Абсолютному Добру и Творцу всего доброго.
Причиной этого непослушания является самолюбивая гордость. "Дьявол не мог
бы увлечь человека во грех, - говорит блаженный Августин, - если бы в этом
не выступило самолюбие" [106]. "Гордость - вершина зла, - говорит святой
Иоанн Златоуст. - Для Бога ничто так не отвратительно, как гордость.
Поэтому Он еще изначала все так устроил, чтобы истребить в нас эту страсть.
Из-за гордости мы стали смертными, живем в скорби и печали: из-за гордости
жизнь наша протекает в муках и напряжении, обремененная непрестанным
трудом. Первый человек пал в грех от гордости, возжелав быть равным Богу"
[107]. Первородный грех подобен ганглию, в котором стекаются все нервы всех
грехов, поэтому он, по словам блаженного Августина, и
является "невысказанным отступничеством". "Здесь и гордость, ибо человек
возжелал быть более в своей власти, нежели в Божией; здесь и хуление
святыни, ибо не поверил Богу [108]; здесь и человекоубийство, ибо себя
подверг смерти; здесь и духовный блуд, ибо непорочность души нарушена
соблазном змия; здесь и кража, ибо воспользовался запрещенным плодом; здесь
и любовь к богатству, ибо возжелал более, чем ему было достаточно" [109]. В
нарушении заповеди Божией в раю Тертуллиан видит нарушение всех заповедей
Божиих из Десятисловия. "На самом деле, - говорит Тертуллиан, - если бы
Адам и Ева любили Господа Бога Своего, они не поступили бы против Его
заповеди; если бы любили ближнего, т.е. друг друга, не поверили бы соблазну
змия и не убили бы непосредственно после того самих себя, потеряв
бессмертие нарушением заповеди; не совершили бы кражу, вкусив тайно от
плода дерева и стараясь скрыться от лица Божия; не стали бы соучастниками
лжеца - дьявола, поверив ему, что они станут как боги, и не оскорбили бы.
таким образом, Отца своего - Бога, создавшего их из праха земного; наконец,
если бы не возжелали чужого, не вкусили бы от запрещенного плода" [110].
Если бы первородный грех не был матерью всех последующих грехов, если бы он
не был бесконечно пагубным и ужасным, он не вызвал бы таких пагубных и
ужасных последствий и не побудил бы Всеправедного Судию - Бога любви и
человеколюбия - так наказать наших прародителей и их потомков. "Заповедью
Божией было лишь запрещено есть с дерева, и потому грех выглядит легким; но
каким его великим посчитал Тот, Который не может обманываться, достаточно
видно из степени наказания" [111].

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%22

Грех в сущности своей противоестествен и неестествен, так как в богозданной природе не было зла, а появилось

Воскресенье, 01 Сентября 2013 г. 07:14 + в цитатник
Грех в сущности своей противоестествен и неестествен, так как в богозданной
природе не было зла, а появилось оно в свободной воле некоторых существ и
представляет собой отступление от богозданной природы и восстание против
нее. "Зло - это не что иное, - говорит св. Иоанн Дамаскин, - как поворот от
естественного в противоестественное, ибо нет ничего злого по естеству.
Ибо "вся, елика сотвори Бог - добра зело" (Быт.1:31); и все, что остается в
таком состоянии, в каком сотворено, - "добра зело"; а то. что своевольно
отступает от естественного и сворачивает в противоестественное, находится
во зле. Зло - это не некая богоданная сущность или свойство сущности, а
своевольное отвращение от естественного к противоестественному, что, в
действительности, и есть грех. Грех - это изобретение свободной воли
дьявола. Следовательно, дьявол есть зло. В том облике, в котором он был
сотворен, он был не злым, а добрым, ибо Творец сотворил его ангелом
светлым, блистающим, разумным и свободным, но он своевольно отступил от
естественной добродетели и обрелся во мраке зла. удалившись от Бога.
Который Един Благ, Животворящий и Светодавец; ибо всякое благо Им
становится благом; насколько же оно удаляется от Него волей, а не местом,
настолько становится злом" [103].

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%8C%22

Грех наших прародителей явился бесконечно значимым и судьбоносным поступком, ибо им нарушено вес богоданное

Воскресенье, 01 Сентября 2013 г. 01:14 + в цитатник
Сущность и значение прародительского греха

Грех наших прародителей явился бесконечно значимым и судьбоносным
поступком, ибо им нарушено вес богоданное отношение человека к Богу и к
миру. До падения вся жизнь наших прародителей основывалась на
богочеловеческом порядке: Бог был во всем, и они это с радостью и
восхищением чувствовали, сознавали и принимали; Бог им непосредственно
открывал Свою волю, и они ей сознательно и добровольно повиновались; Бог их
руководствовал во всем, и они Ему всем существом радостно следовали.
Падением нарушен и отвергнут Богочеловеческий порядок жизни, а принят
дьяволочеловеческий, ибо своевольным преступлением заповеди Божией первые
люди объявили о том, что они желают достигнуть Божественного совершенства,
стать "как боги" не с помощью Бога, а с помощью дьявола, а это значит -
минуя Бога, без Бога. против Бога. Вея их жизнь до падения заключалась в
добровольно-благодатном исполнении воли Божией; в этом состоял весь закон
жизни, ибо в этом заключался весь закон Божий в отношении людей.
Преступлением заповеди Божией, то есть воли Божией, первые люди преступили
закон и вступили в беззаконие, ибо "грех есть беззаконие" (1Ин.3:4). Закон
Божий - добро, служение добру, жизнь в добре - заменен законом дьявола -
злом, служением злу, жизнью во зле. Заповедь Божия - это закон, ибо она
выражает волю Благого и Преблагого Бога; нарушение згой заповеди есть грех
и является нарушением закона Божия, является беззаконием [96].
Непослушанием Богу, которое проявилось как творение воли дьявола, первые
люди добровольно отпали от Бога и прилепились к дьяволу, ввели себя в грех
и грех в себя (ср. Рим.5:19) и тем самым в основе нарушили весь моральный
закон Божий, который является не чем иным, как волей Божией, требующей от
человека одного - сознательного и добровольного послушания и невынужденной
покорности. "Пусть никто не мыслит, - заявляет блаженный Августин, - что
грех первых людей мал и легок, потому что состоял во вкушении плода с
дерева, и причем плода не плохого и не вредного, а лишь запрещенного;
заповедью потребовано послушание, такая добродетель, которая у разумных
существ является матерью и хранительницей всех добродетелей" [97].

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%22

Этой истиной Священного Писания о происхождении и причине греха и зла в мире проникнута душа Священного Предан

Суббота, 31 Августа 2013 г. 19:14 + в цитатник
Этой истиной Священного Писания о происхождении и причине греха и зла в
мире проникнута душа Священного Предания. Подобно тому, как зависть дьявола
по отношению к Богу явилась причиной его падения на небе, так его зависть
по отношению к человеку как богообразному созданию Божию явилась мотивом
пагубного падения первых людей. "Необходимо считать, - говорит св. Иоанн
Златоуст, - что слова змия принадлежат дьяволу, которого к этому обольщению
побудила зависть, а это животное он использован как подходящее орудие,
чтобы, прикрыв приманкой свой обман, прельстить сначала жену, а потом с
помощью ее и первозданного" [87]. "Дьявол завистью отпал от Бога, - пишет
святой Ириней, - и поскольку он - падший ангел, то он и может делать только
то, что делал в начале: обманывать и увлекать человеческий ум к
преступлению заповедей Божиих и постепенно помрачать сердце его"
[88]. "Зависть дьявола, - говорит святой Григорий Нисский, - и рожденная из
нее склонность к пороку стали путем к каждому последующему злу. Ибо когда
он, отпав от добра, породил в себе зависть и в первый раз сотворил в себе
склонность ко злу, он - подобно камню, отвалившемуся от вершины горы и
своей собственной тяжестью катящемуся вниз, - разорвав все свои
первоначальные связи с добром и скатываясь всей своей тяжестью к пороку,
самовольно влекомый к тому как будто неким бременем, - дошел до крайней
границы порочности; и поскольку он ту разумную силу, которую получил от
Творца для содействия в добре, сделал своим орудием изыскания злобных
планов, то он лукаво, с обманом приступает к человеку и подговаривает его,
чтобы он сам себе своими собственными руками нанес смерть и стал
самоубийцей" [89]. Нет сомнений в том, что дьявол - творец греха, а змей
был лишь его орудием - "сатана же, льстивый сосуд змия употребив, снедию
прельсти" [90].

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BD%22

Наши прародители не остались в состоянии первобытной праведности, безгрешности, святости и блаженства, но,

Суббота, 31 Августа 2013 г. 13:14 + в цитатник
Первородный грех, его причины и последствия

Наши прародители не остались в состоянии первобытной праведности,
безгрешности, святости и блаженства, но, преступив заповедь Божию, отпали
от Бога, света, жизни и пали во грех, тьму, смерть. Безгрешная Ева
допустила себе быть обманутой лукавомудрым змием. Обман был произведен
искусно, подслащен видимой наивностью. Исходя из вопроса, в котором будто
бы выражается сомнение в существовании Божией заповеди, змий открыто
клевещет на Бога, приписывает ему зависть, утверждая попреки Ему, что
вкушение запрещенного плода сделает людей безгрешными и все ведущими и что
они будут как боги. Соблазнительное предложение змия вызывает в душе Евы
кипение гордости, которое быстро переходит в богоборческое настроение,
которому Ева любопытно поддается и намеренно преступает заповедь Божию.
Жена, со своей стороны, наталкивает мужа последовать ей. и он добровольно
ест от запрещенного плода. Святое Откровение так описывает это
событие: "Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог.
И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: "Не ешьте ни от какого дерева в
раю?" И сказала жена змею: "Плоды с дерев мы можем есть, только плодов
дерева, которое посреде рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к
ним, чтобы не умереть". И сказал змей жене: "Нет, не умрете; по знает Бог,
что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как
боги, знающие добро и зло". И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и
что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла
плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел" (Быт.3:1-6).

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...B2%D0%B0%2C-%D0%BD%D0%BE%2C%22

Бог Адаму в раю дал такую заповедь, чтобы ему еще с самого начала показать, что для человека самым главным

Суббота, 31 Августа 2013 г. 07:14 + в цитатник
Бог Адаму в раю дал такую заповедь, чтобы ему еще с самого начала показать,
что для человека самым главным в жизни является добровольная и полная
покорность Творцу, ибо богоподобное совершенствование возможно только
тогда, когда человек будет свою волю соображать с волей Божией. То, что это
действительно самое важное для человека, Бог показывает еще и тем, что за
нарушение заповеди угрожает смертью, так как отступление от воли Божией -
смерть для души и тела человека и обрыв богоцентричного совершенствования.
В одной этой заповеди содержался весь закон, все последующие заповеди
Божий, данные в Святом Откровении. "В законе, данном Адаму, -пишет
Тертуллиан, - находим прикрытыми все заповеди, впоследствии объявленные
через Моисея, как-то: "Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего
и от всея души твоея" (Втор.6:5); "Возлюбиши ближняго своего, яко сам себе"
(Лев.19:18); "Не убий, не укради, не послушествуй на друга твоего
свидетельства ложна" (Исх.20:13-14); "Чти отца твоего и матерь"
(Исх.20:12); "Не возжелай чужого" (Втор.5:21). Таким образом, первый закон,
преподанный в раю Адаму и Еве, является как бы некой матерью всех прочих
заповедей Божиих. На самом деле, если бы Адам и Ева любили Господа Бога
своего, они не поступили бы против Его заповеди; если бы любили ближнего,
т.е. друг друга, они не поверили бы навету змия и не убили бы
непосредственно после этого себя, потеряв бессмертие нарушением заповеди;
они бы не совершили кражи, вкусив тайно от плода дерева и стараясь скрыться
от лица Божия; они не стали бы соучастниками лжецу-дьяволу, поверив ему,
что они станут, как боги; наконец, если бы они не возжелали чужого, они бы
не вкусили от запрещенного плода. Так, значит, в том общем и первоначальном
законе Божием содержались все заповеди последующего закона, которые были
объявлены в свое время" [78].

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%BC%22

Отцы и учители Церкви понимали бессмертие Адама по телу не так, что он будто бы не мог умереть по самому свойству

Суббота, 31 Августа 2013 г. 01:14 + в цитатник
Отцы и учители Церкви понимали бессмертие Адама по телу не так, что он
будто бы не мог умереть по самому свойству своего телесного естества, но
что он мог не умереть по особой благодати Божией. "Как существо сотворенное
человек по естеству был преходящим, ограниченным, конечным; а если бы он
остался в божественном добре, он бы благодатью Божией остался бессмертным,
непреходящим" [66]. Это значит, что человек был предопределен для
бессмертия, которого мог бы достичь, если бы только остался послушным Богу
[67]. "Бог не сотворил человека, - говорит св. Феофил, - ни смертным, ни
бессмертным, но... способным и к тому, и к другому, то есть если бы он
стремился к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, он бы
получил от Бога бессмертие как награду за это и стал бы богоподобным, а
если бы он обратился к делам смерти, не покоряясь Богу, он бы сам стал
виновником своей смерти" [68]. "До греха, - пишет блаженный Августин, -
человеческое тело можно было называть и смертным в одном отношении, и
бессмертным в другом: смертным, ибо оно могло умереть, бессмертным, ибо оно
могло не умереть. Одно дело: не мочь умереть, какими Бог сотворил некоторые
бессмертные существа; а другое дело: мочь не умереть, в каком смысле создан
бессмертным первый человек. Это давалось ему от древа жизни, а не от
устройства его естества, вследствие чего, как только он согрешил, был
отстранен от древа жизни, чтобы мог умереть; тогда как если бы не согрешил,
мог бы не умереть. Итак, он был смертен по свойству своего земного тела, а
бессмертен по благодати Творца" [69].

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%22

"Живя в раю, Адам получал познания непосредственно от Бога, и совершенствовался созерцанием духовных предметов,

Пятница, 30 Августа 2013 г. 19:14 + в цитатник
"Живя в раю, Адам получал познания непосредственно от Бога, и
совершенствовался созерцанием духовных предметов, и жил поистине святой
жизнью" [60]. "Человек был сотворен по образу Божию, чтобы подобным мог
видеть подобное, ибо жизнь души состоит в созерцании Бога" [61]. "Бог
поселил человека в раю, - говорит святой Дамаскин, - который был
вещественным и духовным: он телом пребывал в вещественном раю, на земле, а
духом общался с Ангелами, возгревая божественные мысли и питаясь ими. Он
был нагим, ибо был непорочен сердцем и проводил невинную жизнь; через
творения он возносился к Единому Творцу и наслаждался созерцанием Бога"
[62]. "Бог определил.человеку хранить образ Божий в себе, через богообразие
души постоянно помнить Бога-Творца, в своей чистой душе, свободной от греха
и страстей, созерцать Слово и в Слове - Отца и созерцанием духовных,
Божественных ценностей (совершенств) совершенствоваться бесконечно"
[63]. "Бог сотворил человека богообразным и, одарив его Своей божественной
благодатью, посредством ее поставил его в общение с Собой" [64]. "Без
помощи Божией человек и в раю не смог бы жить благочестиво" [65]. И в
дивном раю человек мог жить, лишь питая душу благодатью Божией, а тело -
плодами райскими. Как тело умирает, если остается при своем естестве и не
принимает пищи из внешнего мира, точно так же и душа умирает, если остается
при своем естестве и не питается Божественной, животворящей благодатью.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%2C%22

Несмотря на все исключительно драгоценные духовные и телесные свойства, которыми Бог одарил человека, все-таки

Пятница, 30 Августа 2013 г. 13:14 + в цитатник
2. Несмотря на все исключительно драгоценные духовные и телесные свойства,
которыми Бог одарил человека, все-таки человеку как существу несамобытному
и ограниченному для его богоугодного существования необходима была
непрестанная помощь от Бога, Который является единственным Источником жизни
для всех творений, духовных и телесных. Эту помощь Бог оказывает человеку
еще и тем, что "насади рай во Едеме. на востоцех, и введе тамо человека,
егоже созда" (Быт.2:8). Рай, по словам святого Дамаскина. был неким
царством, в котором человек проводил жизнь свободную и радостную; он был
ризницей всякого богатства и веселья, ибо Едем означает наслаждение. В нем
все было исполнено благоухания, залито светом и превосходило всякое
представление чувственной красоты и великолепия. Это был действительно
Божественный край, обиталище, достойное сотворенного по образу Божию [55].

Рай, в котором жили первые люди, был и вещественным, и духовным: для тела
вещественным как видимое блаженное обиталище, а для души - духовным как
состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания твари. Святые
отцы понимают рай как нечто и вещественное, и в то же время духовное. Это
понимание сжато выражает святой Дамаскин; "Некоторые представляли рай
вещественным, а иные - духовным; мне же кажется, что как человек был создан
в то же время вещественным и духовным, так и его пресвятой храм был в то же
время вещественным и духовным и, таким образом, имел двоякий вид. Человек
телом обитал в Божественном и дивном крае, а душой жил в несказанно
возвышенном и дивном месте, где Бога имел своим домом и своей светлой
одеждой; облечен был в Его благодать, наслаждался и питался пресладким
созерцанием Бога, как некий второй ангел... Я мыслю, следовательно, что
Божественный рай был двояким, и потому правильно учение, переданное
богоносными отцами, из которых одни представляли рай вещественным, а другие
- духовным" [56].

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...B5-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B8%22

Сотворенный по образу Божию человек вышел из рук Божиих непорочным, бесстрастным, незлобивым, святым, безгрешным,

Пятница, 30 Августа 2013 г. 07:14 + в цитатник
О первоначальном состоянии человека

1. Сотворенный по образу Божию человек вышел из рук Божиих непорочным,
бесстрастным, незлобивым, святым, безгрешным, бессмертным, и все это делало
его душу необычайно богоустремленной. Такую оценку человека дал Сам Бог,
когда о всем, что Он сотворил, включая и человека, сказал, что все "хорошо
весьма" (Быт.1:31; ср.: Еккл.7:29). "Бог сотворил человека незлобивым,
безболезненным, беззаботным, всякою добродетелью украшенным, всяким добром
изобилующим" [49]. Как таковой, человек был способен с помощью благодати
Божией достигнуть поставленной ему Богом цели. Все существо его, со всеми
составами и свойствами, было чистым и святым и этим самым способным к
бесконечному усовершенствованию в добродетели и мудрости. "Наше естество, -
говорит святой Григорий "Нисский, - было первоначально сотворено Богом как
некий сосуд, способный к принятию совершенства" [50]. Сотворенный и
устроенный Богом человек, по словам святого Иринея. "созидал себя по образу
и подобию несотворенного Бога: благоволением и повелением Отца, действом и
творчеством Сына, пищею и возрастанием Духа он постепенно возрастал и
двигался к совершенству, то есть к Богу. Необходимо было, чтобы человек был
сначала сотворен, а после сотворения - чтобы он возрастал и, возрастая,
укреплялся, и, укрепляясь, становился изобильным, и, становясь изобильным,
совершенствовался, и, совершенствуясь, прославлялся, и. прославляясь,
удостоился видеть своего Бога Господа" [51]. Нет сомнений, ум первого
человека был чистым, светлым, безгрешным, способным к глубоким познаниям,
но в то же время как ум сотворенного существа он был и ограниченным; он
должен был развиваться и совершенствоваться, как развиваются и
совершенствуются умы самих Ангелов.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%BC%2C%22

Поскольку Бог сотворил человека по образу Своему и дал ему возможность уподобляться Ему, Он тем самым определил

Пятница, 30 Августа 2013 г. 01:14 + в цитатник
4. Поскольку Бог сотворил человека по образу Своему и дал ему возможность
уподобляться Ему, Он тем самым определил и цель человеческого
существования. В таинственной сущности своего существа человек носит
богоданную цель своей жизни и средства к ее осуществлению. Образ Божий в
человеке - это реальное сходство образа с Первообразом, а подобие - это
цель человеческой жизни, осуществляя которую, человек должен во всем
уподобиться Богу как своему Первообразу. Новый Завет весь сосредоточивается
в этой мысли: цель человеческого существования - все содержание, все
свойства существа своего уподобить Богу, стать совершенным, как Бог
совершенен (Мф.5:48; ср.: 1Пет.1:16), достигнуть обожения ("феосис") всего
своего естества общением в Божием естестве (2Пет.1:4). Постепенным
уподоблением Богу через веру, любовь, надежду, молитву, пост, кротость,
смирение, боголюбие, братолюбие и прочие добродетели человек в
действительности переживает все большее и большее блаженство, участвует в
нем всем своим существом, поэтому и прославляет Бога. Творца и Спасителя
своего. Отсюда подобие Божие как цель человеческого бытия означает
деннонощное совершенствование себя Богом и по Богу, служение Богу,
прославление Бога, блаженствование в Боге. Своим благодатно-подвижническим
возрастанием к Богу и божественному совершенству человек в то же время и
выразительнее всего прославляет Бога и действительнее всего переживает
божественное блаженство как содержание своего существования. Человек,
несомненно, идет к своей богоданной цели, если каждую часть своей души,
своего существа устрояет во имя Божие и ради славы Божией (ср.: 1Кор.6:20,
10:31; Мф.5:16), если живет достойно Бога (1Сол.2:12; Кол.1:10). Бог по
благости Своей сотворил человека богообразным: и душа, будучи образом
божественной благости и красоты, имеет целью как можно больше уподобиться
своему Первообразу [42]. "Душа сотворена богообразной. чтобы человек всем
существом своим стремился к соединению с Богом" [43]. По учению святого
Василия Великого, и самое устройство человеческого тела свидетельствует об
этом: "Устройство тела твоего для тебя - школа цели, ради которой ты
сотворен стройным, для того чтобы не влачил всю свою жизнь по земле, а
взирал бы на небо, к Богу, там пребывающему, и чтобы не бегал за скотскими
наслаждениями, но, согласно с данным тебе разумом, жил небесной жизнью"
[44]. "Люди сотворены для того, чтобы добрыми подвигами неутомимо
стремиться к цели своего существования - обожению ("феосис") - и достигать
ее" [45]. "Сотворяя людей по образу Своему, Бог дал им через Слово Свое
силы жить святой жизнью и. таким образом, участвовать в блаженстве"
[46]. "Бог сотворил человека богообразным, чтобы он, врожденным ему
стремлением к Богу, постепенно возрастая в духовном и моральном
совершенстве, достигал конечной цели своего таинственного существования -
обожения" [47].

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BB%22

Имея все это в виду, можно сказать, что образ Божий более или менее содержится во всем человеке, а не исключительно

Четверг, 29 Августа 2013 г. 19:14 + в цитатник
Имея все это в виду, можно сказать, что образ Божий более или менее
содержится во всем человеке, а не исключительно в одной части его существа,
или свойстве, или силе. По мнению святого Григория Нисского, все целое
человеческое естество, сотворенное в Адаме и продолжающееся через весь
человеческий род, составляет образ Божий, который находится не в какой-либо
его (естества) части, а в нем как целом [33].

Но и помимо всего этого, не может человек оторваться от волнующих слов
святого Григория Нисского по этому поводу: "Каким образом человек, это
смертное, преходящее, кратковременное существо, является образом того
Естества, Которое бессмертно, чисто и вечно? - Правильный ответ на этот
вопрос знает только Сама Истина" [34].

3. В библейском описании сотворения человека проведено известное различие
между "по образу" и "по подобию". Говоря о совете Троичного Божества перед
сотворением человека, святой Моисей повествует, что Бог решил сотворить
человека по образу и по подобию Своему. Описывая же само сотворение,
говорит: "И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его
(Быт.1:26-27), а опускает слова "по подобию". "Почему не осуществлено
предполагаемое, - спрашивает святой Григорий Нисский. - Почему не
сказано: "И сотвори Бог человека по образу Божию, и по подобию? Неужели
Творец изнемог? - Безбожно говорить что-либо такое. Неужели Творец изменил
Свое намерение? - Безбожно нечто такое и помыслить. Сказал и изменил
намерение? - Нет. Священное Писание не говорит ни того, что Творец изнемог,
ни того, что намерение осталось неисполненным. По какой причине тогда
умолчано - "по подобию"? Причина та, что "по образу" мы имеем по
сотворению, а "по подобию" приобретаем по своей воле. Быть по образу Божию
свойственно нам по первому нашему сотворению, а стать по подобию Божию -
зависит от нашей воли. И то, что зависит от нашей воли, находится в нас
только как возможность, а приобретаем его действительно с помощью нашего
самодействия. Если бы Господь, намереваясь сотворить нас, не сказал
предварительно: "Сотворим человека... и по подобию" и не даровал нам
возможности быть по подобию, мы не могли бы своими собственными силами
стать подобными Богу. Мы при сотворении получили возможность быть подобными
Богу. Но, дав нам эту возможность, Бог оставил нам самим устроять свое
подобие с Богом, чтобы удостоить нас за наш подвиг приятной награды и чтобы
мы не были подобны безжизненным картинам, которые делают живописцы""
[35]. "При самом сотворении моем, - рассуждает в том же сочинении святой
Григорий Нисский. - я получил "по образу", а по свободной воле
становлюсь "по подобию"... Одно дано, а другое осталось незаконченным,
чтобы я, усовершенствовав самого себя, стал достойным награды Божией. А как
мы становимся по подобию? - Через Евангелие. Что есть христианство? -
Уподобление Богу, насколько это возможно для человеческого естества. Если
ты решил быть христианином, то постарайся стать подобным Богу, облекись во
Христа".

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%22

Другие же, считая, что Бог как дух имеет и существенные свойства духа - разум, свободу и бессмертие, - мыслят,

Четверг, 29 Августа 2013 г. 13:14 + в цитатник
Другие же, считая, что Бог как дух имеет и существенные свойства духа -
разум, свободу и бессмертие, - мыслят, что образ Божий находится или в
разуме человеческом [29], или в свободной воле [30], или в бессмертии его
души. А тот факт, что душа человеческая одна по существу, а троична по
свойствам, которые можно назвать волей, разумом, чувством или волей,
разумом, памятью, - побуждает некоторых отцов видеть в этом ее
богообразие. "Бог Отец, - пишет святой Амвросий, - Бог Сын. Бог Дух Святой,
но не три Бога, а один Бог, имеющий три Лица; подобно этому и душа - ум,
душа - воля, душа - память, но не три души в одном теле, а одна душа,
имеющая три силы, и в этих трех силах наш внутренний человек по естеству
своему чудесно отражает образ Божий" [31]. Но и помимо всего подобия,
существует все-таки существенное и огромное различие между троичностью в
Боге и троичностью в душе человеческой, ибо троичность в Боге означает три
отдельных, самостоятельных, совершенных и вечных Лица, а троичность в
человеке - три несамостоятельных, безличных силы и свойства.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%D1%81%D0%BB%D1%8F%D1%82%2C%22

Вся непреходящая значимость, незаменимость и драгоценность Души исходит от ее богообразия.

Четверг, 29 Августа 2013 г. 07:14 + в цитатник
2. Вся непреходящая значимость, незаменимость и драгоценность Души исходит
от ее богообразия. т.е. оттого, что человек создан по образу Триипостасного
Бога. "Душа драгоценнее всего сотворенного, - говорит святой Макарий
Великий, - ибо только человек сотворен по образу и подобию Божию" [18].
Богоподобие души состоит в отражении Первообраза Божия в богообразной душе
человеческой: Бог - всесовершенная Духовность, первообраз духовности, душа
- отражение этой духовности: Бог - всесовершенный Разум, разум человеческий
- отражение этого разума; Бог - всесовершенная Свобода, свобода
человеческая - отражение этой Свободы; Бог - абсолютная Вечность,
первообраз Вечности, бессмертная душа является отражением этой Вечности;
Бог - всесовершенная Святость и Благость (Доброта), способность души
человеческой к святости и доброте - это отражение этой Святости и этой
Благости (Доброты). Бог - Верховный Властитель и Управитель всего;
способность человека властвовать над природой является отражением этого.
Вообще все характерные черты Божества, по учению святого Григория Нисского,
содержатся известным образом в богообразной душе человеческой [19].
Сотворенный по образу Троичного Божества, человек является отражением этого
Божества в самой существенной сути своего существа [20]. Божественная
Праведность и святость истины составляют сущность богообразия души
(Еф.4:24). Поэтому человек в прооснове своей - существо богообразное
(греч. "феоидес") и богоподобное (греч. "феоикелон") [21]. "Сотворенное по
образу Божию. - говорит святой Григорий Нисский. - во всем подобно
первообразу: разум подобен Разуму, бестелесность Бестелесности, но по
природе оно - нечто другое и отличается от Первообраза, ибо оно не было бы
по "образу", если бы во всем было одно и то же с Первообразом. Черты,
которыми в несозданном естестве отличается Первообраз, показываются нам в
образе сотворенной природы, ибо как в малом осколке стекла, когда на него
падет солнечный луч, виден весь солнечный шар, показываясь нам не в своей
натуральной величине, а в объеме данного осколка, так и в малости нашего
естества сияют образы несказанных свойств Божиих" [22]. "Как художники с
помощью красок переносят человеческие образы на свои полотна, так наш
Творец написал образ Свой в существе человеческом, украсив его чистотою,
бесстрастием, блаженством, добротою" [23]. "Слова Библии "по образу Божию
сотворил Бог человека", - означают, что Бог сотворил человеческое естество,
чтобы оно участвовало во всяком добре, ибо если Божество - полнота добра, а
человек - Его образ, то образ находит свое подобие в Первообразе, ибо Он
исполнен всяким добром" [24]. "Отсюда образ Божий свойствен лучшим частям
наших свойств, а все низкое и жалкое в нашей жизни далеко от того, чтобы
быть подобным Божиему" [25]. "Но при всем сходстве, существующем между
Богом и сотворенным по Образу Божию (человеком. - Ред.), существует в то же
время и большое различие между ними, ибо насколько Бог несотворен,
неизменен и всегда Тот же, настолько сотворенное естество не может
существовать без изменения" [26].

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F.%22

Хотя тело является необходимым компонентом человеческого существа, его вещественной основой, оно все-таки

Четверг, 29 Августа 2013 г. 01:14 + в цитатник
1. Хотя тело является необходимым компонентом человеческого существа, его
вещественной основой, оно все-таки - орудие, орган, а душа - жизнь и
животворящее начало в человеке. Душа может жить без тела, но тело не может
жить без души: "Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже"
(Ин.6:63), ибо "тело без духа мертво есть" (Иак.2:26). Богообразная душа -
существо простое, бестелесное, разумное, свободное, животворное. Как
простое существо, она неделима, как бестелесное - невидима, как животворное
- бессмертна. А тело - прах земной, глиняный сосуд души, земной дом души
(Ср.: 2Кор.5:1; 5:10; Кор.6:20; 7:34; 5:3-5), в котором душа живет
временно. На это указывают слова премудрого Соломона: "И возвратится персть
в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу. Иже ладе его" (Еккл.12:7). Всю
свою ценность тело получает от богообразной души, пребывающей в нем; без
нее оно распадается, умирает и губит свою ценность. Об этом красноречиво
говорит Спаситель, когда спрашивает: "Кая бо польза человеку, аще
приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? Или что даст человек измену на
души своей? " (Мк.8:36-37; ср.: Мф.6:25-26; 10:28).

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...B5-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B8%22

Трисолнечный Господь сотворил первого человека по образу Своему как родоначальника человеческого рода - сотворил

Среда, 28 Августа 2013 г. 20:33 + в цитатник
Первородный грех, его причины и последствия

Сущность и значение прародительского греха

Последствия первородного греха для прародителей

Наследственность первородного греха

Ошибочные учения о первородном грехе

Обзор и критика римокатолического и протестантского

учения о первородном грехе

Примечания


Возникновение человеческого мира


Трисолнечный Господь сотворил первого человека по образу Своему как
родоначальника человеческого рода - сотворил его немного меньшим Ангелов,
но намного большим твари. Тело его создал из земли - этим в человеке
представлен материальный мир; вдохнул в него дух жизни - этим в нем
представлен духовный мир. Принадлежа душой духовному миру, а телом -
материальному, человек является малым миром в большом (микрокосмос) или
большим миром в малом (макрокосмос). "Желая объявить богатство Своей
благости, - говорит святой Григорий Богослов, - Бог решает произвести живое
существо из обеих, т.е. из видимой и невидимой природы, и Он сотворяет
человека, взяв из уже созданной материи тело, а от Себя вложив жизнь (что
называет разумной душой и образом Божиим - греч. "икона Феу"), сотворяет
как некий иной мир - малый в великом" [1].

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&...%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BB%22

Избранные параграфы из труда преподобного Иустина (Поповича) "Православная философия истины (Догматика Православной Церкви)".

Среда, 28 Августа 2013 г. 20:10 + в цитатник
О ПЕРВОРОДНОМ ГРЕХЕ


Избранные параграфы из труда преподобного Иустина (Поповича) "Православная
философия истины (Догматика Православной Церкви)".


Содержание

Возникновение человеческого мира


О первоначальном состоянии человека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&q=%22%D0%98%D0%B7%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D1%8B-%D0%B8%D0%B7-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%98%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0-(%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B0)-%22%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B-(%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8)%22.%22

Главное-жить, духовной жизнью, а не рассуждать о ней

Среда, 28 Августа 2013 г. 20:08 + в цитатник

Главное-жить, духовной жизнью, а не рассуждать о ней/5373007_ (604x353, 81Kb)


Метки:  

Дневник septitajs

Среда, 28 Августа 2013 г. 20:07 + в цитатник
Главное-жить, духовной жизнью, а не рассуждать о ней


Поиск сообщений в septitajs
Страницы: 160 ..
.. 3 2 [1] Календарь