-Музыка

 -Я - фотограф

Остров Рота - рай для души, ума и тела

Музей-пещера, о.РотаМемориал Сабана, самая высокая точкаВ музее-пещереПещера тонгаКокосовый крабЛетучая лиса (фанихи)Олени на о. РотаФаних в зоопарке, о. РотаЗакат на Роте

 -

Быстрый переход по страницам блога Saipanovka:

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Saipanovka

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 4695


67 лет с первого атомной бомбы - что думают люди, которые ее сбросили

Понедельник, 06 Августа 2007 г. 05:00 + в цитатник
 (400x537, 92Kb)Настроение сейчас - грустное: не понимаю войну

6 августа 1945. Бомбардировщик Энола Гей взлетел с военного аэродрома на о.Тиниан, Марианские Острова, и полетел на север для выполнения секретного задания. Из-за необычности груза экипаж вел самолет осторожно и наблюдал за любыми изменениями в в воздухе, в том числе погоды. Японцам не везло - на улице стояла отличная погода. В Хиросиме мама готовила завтрак для дочки и укладывала с любовью коробочку еды для школы... Бомбардировщик долетел до своей цели и освободился от своего груза. Внезапно взошли тысяча солнц. От девочки осталась тень на земле рядом с обугленой коробочкой с рисом.

В России мало писалось и говорилось об этой части Второй Мировой войны - в Тихом Океане. Воевали США и Япония. К концу войны цель была одна - Марианские Острова. Только у японцев стояла задача ни в коем случае не сдавать острова, а у американцев - любой ценой их завзять. Причина - с аэродромов Марианских островов возможен беспосадочный полет до Японии и обратно. Здесь находилась самая дальняя оборона Империи Восходящего Солнца. В июне '45г на о.Сайпан велись одни из самых кровопролитных битв между американцами и японцами за Тихий Океан. На островах за 3 недели боев погибло около 65 000 человек. И остатки этой истории находятся здесь по сей день в море и  на суше. Кстати, есть фильм с участием Николаса Кейдж - "Говорящие с ветром", про участие индейцев племени навахо во ВМВ. Так вот, фильм - про бои на Сайпане, рекомендую посмотреть. В России его показывали несколько раз по телевидении.

Но тема не сама война, а как она закончилась - сбросом двух атомных бомб: на Хиросиму и Нагазаки. Мы все смотрели эти ужасные черно-белые кадры теней людей на стенах. А что думают те люди, которые нажали кнопку? Как они живут изо дня в день с воспоминаниями о 6 и 9 августе '45? О 12-ти членах экипажа бомбардировщика Энола Гей писали, что они сошли с ума, правда ли это?

На 60-летие от первого атомного взрыва оставшиеся в живых члены экипажа во главе со своим командиром, Ген. Пол Тиббетс, приехали на о. Сайпан поклонится мемориалам и встретиться с местным населением. Моему мужу удалось попасть на одну из этих встреч со студентами местного коледжа и записать ее. Публикую ее здесь (оригинал публикации: http://picsaipan.info/page.php?id=19)

**************

ЭКИПАЖ Б-52, СБРОСИВШИЙ 1-УЮ АТОМНУЮ БОМБУ: "Не верьте книгам и фильмам! В них много ерунды".

За столом, лицом к аудитории в зале коледжа Северных Марианских Островов, сидели три пожилых человека. Два покрупнее по краям, а в середине седой старичок пониже. Ведущий представил их: бригадный генерал в отставке Пол Тиббетс - командир экипажа, штурман Теодор Ван Курк и офицер по вооружению Моррис Джепсен. Из двенадцати членов экипажа только они до сих пор остались в живых. На момент в аудитории воцарилась тишина, как в классе не готовом отвечать домашнее задание. Штурман Ван Курк взял микрофон и подбодрил студентов: - Задавайте вопросы, не стесняйтесь. Любые. Вы нас не обидите. Если вы скажете, что мы свора бешеных собак - что же - этим вы нас не заденете. Правда я попытаюсь в ответ сказать, что вы собаки тоже. Кто-то из взрослых не вытерпел:

- Генерал, скажите, а была ли третья бомба? Если была, то планировалось ли её использовать?
Седой старичок, сидящий посередине, взял микрофон:

- Да, была. Она находилась в Лос-Аламосе. Её планировали использовать. И даже отправили её из лаборатории. Но, когда она достигла Калифорнии, война уже кончилась.

Бывший вооруженец взял микрофон:

- Бомба Хиросимы была единственной в своём роде. Она была урановой. На её заряд был израсходован весь наличный уран завода в Теннеси. Вторая бомба была плутониевой. В этом отношении первая бомба была уникальной. Второй такой не было.

 (550x340, 13Kb)


 


- Знали ли Вы о мощности бомбы? Что она принесёт такие разрушения?
- Конечно я знал, что мощность бомбы около 20 килотонн. Я видел взрывы бомб в Европе. Но такой мощности не видел никогда. Да и никто не видел. Про себя я думал: «Мужик, ну и бабахнет.»

- Планировалось ли применение бомбы в Европе?
- Подготовка к применению шла и на европейском и на тихоокеанском театрах военных действий.

- Генерал, изменил ли этот вылет Вашу жизнь? Были ли у Вас сомнения? Ведь Вы должны были знать, что погибнут мирные люди, женщины, дети?
- Думаю, что нет. Я был военным, лётчиком. Мне нравилось летать. Я делал, то, что мне приказали. Я прожил хорошую жизнь и ни о чём не жалею. Шла война. Мы должны были бомбить. И мы бомбили. К сожалению, бомбы не различали детей и самураев. Я воевал с самураями. А они тоже понатворили всякого.

- Как Вы можете прокомментировать слова генерала Кертиса Лимэя (командующего 21-ым бомбардировочным командованием), что действия авиации были военным преступлением?
Генерал: - Я никогда не слышал, чтобы генерал Лимэй называл нас преступниками. Ничего не могу сказать по этому поводу.
Слово берёт вооруженец М. Джепсен:
- Генерал Лимэй сказал, что, ЕСЛИ БЫ мы проиграли войну, нас судили бы. Так ведь знаете, проигравших всегда судят. Весь фокус состоит в том, чтобы быть на выигрывающей стороне.
Слово опять берёт Генерал:
- Перед вылетом бригадный генерал, инструктируя меня, сказал: «Будь внимателен. На тебя возложена большая ответственность, но у тебя есть и большие права. Твой успех сделает дебя героем. Твой провал отправит тебя в тюрьму.»

- Скажите, что Вы чувствовали, когда взлетали? Думали ли Вы о последствиях этого задания?
- Никаких чувств у меня не было. Я был занят управлением самолётом. А оно было непростым. Я думал о моём экипаже, о выполнении задания. Если бы я думал о чём-либо другом, то я бы задания не выполнил, мог бы разбить машину, погубить экипаж.

- Как Вы оцениваете роль «говорящих с ветром»?
(Фильм “Wind talkers” - «Говорящие с ветром» основан на реальных фактах. Язык индейцев навахо уникален по своей стуктуре. Он не имеет аналогов в мире. Во время войны 400 индейцев-навахо были призваны в корпус морской пехоты США . Они стали ходячими шифровальными машинами, т.к. человеку со стороны практически не возможно понять их. Боевое крещение «говорящие с ветром» получили как раз во время сайпанской операции. - О.Ч.)
Генерал Тиббетс:
- Могу сказать об этом только то, что «говорящие с ветром» делали своё дело хорошо. Они обеспечивали быструю и надёжную связь войск на передовой с кораблями поддержки. Но я никогда с ними не сталкивался. Они делали одно, а я другое. Они были в морской пехоте, а я в ВВС. К индейцам же отношусь нормально.

- Как Вы относитесь к убийству мирных жителей? Ведь это является нарушением международных законов ведения войны. Что является пределом для военных?
Ван Курк:
- Это политики создают войны. Они же и создают законы их ведения. А политики, сами знаете, такие скользкие. Если они так заботятся о соблюдении законов, то им лучше бы не создавать армии, а нанять адвокатов. Вот с ними они бы спелись бы. Если мы не бомбили, война продолжалась бы лет 10. И кто знает, сколько людей погибло бы. Законы, конечно, хорошие. И Хорошо бы было следовать им. Но все нарушают законы. На шоссе ограничение скорости 50 миль в час. А я всегда езжу 70.

- Генерал, как Вы думете, если бы Вы приехали в Японию и люди узнали Вас, какое было бы к Вам отношение?
- Как японцы реагировали бы - не знаю. Думаю, что особых проблем не было бы. Я не был в Японии, но я встречался с японцами в Америке. Один менеджер из «Хонда Моторс» сказал мне, что я популярен в Японии. Я попросил его объяснить, что это значит. Этот джентельмен ответил, что люди в Японии смотрят на меня, как негры южных штатов на Линкольна. Он сказал, что его уделом в имперской Японии был рабский труд. Без каких-либо надежд на улучшение. «Теперь же, - сказал менеджер, - я миллионер.»

Встреча заканчивалась. Штурман Ван Курк взял микрофон:
- Спасибо всем за то, что вы пришли встретиться с нами. Вам, молодые люди, я хочу сказать: не верьте книгам и фильмам! В них много ерунды. Ищите на всё свои ответы.

Запись и перевод: Олег Чернышенко


** Я благодарю автора за то, что он поделился своими записками с этой встречи. За подлинность информации и перевод с английского отвечает исключительно сам автор. Любыми вопросами, связанными с этим репортажем, обращайтесь к автору по е-майлу: lima411@pticom.com .


SELESTIAL_VOYAGE   обратиться по имени Четверг, 09 Августа 2007 г. 17:48 (ссылка)
Мда... грустно, страшно что не в наших руках может оказаться наш жизнь ...

А две цытаты - чужие слова, чужие мысли. Но ставить в пример обычных лудеи всетаки стоит - если мы и жывем для них и творим... Наверное просто хочетса видет во что "ты" вериш. Но часче приходится видет ее результат.

Удачи тебе !
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку