-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ruzanka

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) О_Самом_Интересном Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.03.2011
Записей: 344
Комментариев: 59
Написано: 540


В гостях у хранителей северной традиции 2

Понедельник, 22 Декабря 2014 г. 00:40 + в цитатник
Цитата сообщения макошь311 В гостях у хранителей Северной традиции - 2

ПЕЩЬ РА
 
«Пещь Ра», или как я в русской печи мылся. После Хлебов.
Средний Урал, 70е года.
 
Наш командир, когда не в части мы, и не на неделю, иногда нас отпускал до вечера.
 
В лесу грибочков, ягод посбирать, на речку-озерцо – рыбёшек потягать.
 
И тем, кого отпустит, хорошо, и, если есть «улов», на камбузе подспорье. Командир в поездках называл так кухню.
 
Иногда даже – в деревеньку отпускал, но здесь по одному, ну очень редко. Помочь кому из стариков по хозяйству, домашних щей поесть и пирогов. Условие одно – на место вовремя и «без проблем».
 
От «точки» до деревни небольшой – восемь километров «рысцой» обычно пробегали. Всегда найдётся там работка нам.
 
Как закончим-сладим дело — пироги да щи, да каша уже готовы. И самовар! С вареньем-мёдом шанежки… Домашние пирожки – не то, что «армейский паёк»…
 
Иногда и банька по такому случаю протоплена у хозяев. А если в пятницу ты «на Хлеба» попал...! Таких Хлебов я не едал нигде и никогда потом. Мечтаю весь процесс, что рассказали нам и показали, у себя на даче повторить «по всей программе». Наверно только Хлеб… Полностью включает и сбор росы, и в печи мытьё, точнее – прогрев, леченье, набиранье сил… Ладно, суть, по пунктам.
 
Хотя начну я «с бани». Для этого печь не всякая годилась. Для Хлебов – особая нужна. Да и любая русская, что ладили печных дел мастера. А вот, чтоб париться и мыться в ней – нужна большая печь, чтоб мог поместиться там любой из взрослых, да ещё хотя бы один ушат, специальный, липовый, довольно узкий, но всё ж… где травы, веники и мёд запарены «для духа» и здоровья.
 
Сначала печь топили. Долго, жарко. Только ольхой или берёзой. Дрова другие – в другие дни. Потом, когда очистят от углей, золы – Хлеба! На всю «седмицу». Для гостей и для семьи.
 
Лишь только после, когда Хлеба готовы, на скамью поставлены «созреть», и холстом специальным, «Хлебным», покрыты, печь готовят для мытья: вдвигают широкую доску… Опять из липы – сидеть на ней, чтоб «не прижарить», ушат со взваром банным и вениками.
 
Для «хворых» и в особых случаях – специальным тестом обмазывают тело… и в печь! На голову всегда или платок повяжут, или «банный чепчик», чтоб не угореть. В такой печи, где удалось два раза мне прогреться-пропариться, два ушата по краям, а посередине, сидя – я.
 
Первый раз без теста… С трудом залез, чуть обжигаясь, везде без навыка – никак), уселся меж ушатов. Над головой пространство – можно с веником рукой подвигать. Махать, как в просто бане, не получится, а протереться – в самый раз. В одном ушате – чистая вода, в другом – довольно крепкий, духмяный взвар из трав и мёду, не только мыться, даже пить возможно. Хотя питьё, специальный жбан, чтоб «дыхальца» открыть на коже, дали перед печью.
 
Веники, берёзовый, дубовый в ушате со взваром. Прогрелся чуть, протёрся пару раз берёзовым, он вместе с взваром помогает «дыхальца» открыть. Жар в печи со всех сторон,и даже снизу, хоть «на лопате» липовой сижу… Если бы ни взвар и ни вода, которой обтирался – наверно спёкся б…
 
В конце обязательно дубовым веником протереться – «дыхальца» закрыть. Конечно, если в печь один раз забрался. Старики по два, по три раза… дубовым всегда в конце. Баня у этих стариков есть, великолепная баня! «По чёрному»! И дух в ней – сказка! Мы там несколько раз парились… А вот в печи пропариться – особый случай…
 
Вылез. Розовый… На улице холодною водицей облился… Закутали не вытирая в простынку, и чай с малиной- мёдом из самовара… Пока весь пот не вышел. ДВА ВЕДЁРНЫХ САМОВАРА - ОДИН «ВЫДУЛ»!!!
 
Выжмешь простынь, снова чай… А пот ручьём! Потом – как выключили воду! Сухой! И вытирать нечего – сухой.
 
— Теперь энергично оботрись, и можешь одеваться. Хорошо держался, молодец. Постарайся ещё разок прийти в следующую пятницу к Хлебам, да чуть пораньше. С командиром договорюсь, тебе очень надо. Тесто приготовим для тебя.
 
Какое тесто? И зачем?
 
— А «хвори» убирать, малёхо накопил. И даже всем здоровым хоть один раз в три годочка надо. На родниковой, чистой водице, а если есть возможность на утренней зорьке росу собрать холстами с разнотравья, с лугов цветущих, хоть чуть-чуть.
 
Обмажем тело, в печи без веников и шаек посидишь, пока тесто коркою не станет. Вылезешь– отколупаем аккуратно, под дерево, под дубочек, что вместе мы с тобой посадим – закопаешь, и будешь хоть куда!
 
В следующую пятницу действительно командир меня отпустил. Одного. Пришел с утра, дрова колол в начале. Хорошо пошло, легко, азартно даже. Воды из криницы принёс. У них колодец есть с «журавлём» почти что рядом с домом, но иногда, и для Хлебов, и в особые деньки нужна вода из родника.
 
А криница – под горкой родничок, что в сруб из лиственницы одели много лет назад их деды… Монет серебряных на дно, камней кремнёвых, кварцевых, прозрачных… Закрыта крышкой, водопадик, ручеёк. Вокруг шиповника кусты, сирень чуть дальше, сосны и берёзы. Поодаль – мощный дуб на горке. Скамья под ним. Иконка… Набрал воды бадью…
 
— Ну, садись под образа, внимательно посмотрим на тебя, а ты – пока ни звука… Долго оба старика – хозяин и хозяйка, в глаза смотрели.Внимательно,по доброму… НО ГЛУБОКО. Друг другу–Готов Хлебами с нами вместе он заняться? -Готов… А тебе сейчас на улице польём водицы на руки – умыться. И будем вместе Хлеб Творить. Шестнадцать караваев… Потом и тебя «испечём».
 
Как это – испечём?!! Совсем? – удивился я. – Обмажем тестом вон из того глиняного горшка, и – прогреться в печь.
 
На этот раз без веников и без воды. Вылезешь – снимем корочки и закопаем под дубком. Покажем где. А потом – трапеза. Как заново родишься.
 
Ну, тогда ладно. Про Хлеба расскажу потом. Сейчас – про «Ивашку под простоквашкой»,то бишь – меня «в кляре»…
 
…Хлеба готовы. На лавку положил, хозяйка и хозяин их ВМЕСТЕ рушниками вышиваными закрыли. Не тем, что в прошлый раз, а отдельно на каждый.
 
Разделся под пенье странное, протяжное, но радостное. Обмазали довольно густым тестом всего, кроме головы, даже лицо. Аккуратно залез в печь — «Бабушка на лопату саживала, в пещь налаживала…» Её, пещь, прикрыли, оставив пару щёлок.
 
Ощущения странные – тесто стало стягивать меня, как выжимая пот иль соки лишние. И здесь же наполняя лёгкостью и силой. Намного легче было, чем в прошлый раз, хотя жару больше. (ПЕЩЬ – старые так выговаривают…)
 
Старики поют – торжественно, как гимны… молитвы, странные слова … не помню, но по русски… странным выговором…
 
Открыли. Вылезаю, как в латах весь. И! Удивление... Горенка полна девиц! В одеждах старинных, в кокошниках… Поют: - Сокол наш ясный родился, Кожу в печи поменял
 
Снимают «латы» из теста, в деревянную кадку кладут. У меня в голове… лёгкие вихри… Перед глазами радуги… лентами плывут в такт пению… Ничего не понимаю, и не двигаюсь… Всё тесто- корки, сняли. Старик меня обтёр рушником, помог надеть рубаху до колен, а бабуля с поклоном подаёт глубокую глиняную миску с молоком: - Испей, добрый молодец, наберись сил.
 
Вкусный напиток. Кроме молока и мёду в нём растёртые орешки кедра и ещё что-то… (...)
 
Часть гимна-молитвы, что исполняли Старцы, когда «ивашку под простоквашкой» готовили...
 
...Ой, да на ЗОРЕ, да на Зореньке,
С трав, да духмяных, да на полюшке чистом,
Полотном, да льняным, самотканым
РОСЫ чисты сбирала, В Туесок отжимала.
Ой, ты РОСОНЬКА, РОСА, Силу дай
Для замеса с травами, мучкой, водицей…
Чтоб болезному Здравье, да вернуть
Полной Мерою, Полной мерой Святою…
Для мучицы целебной злаки разные брала,
Цветы, травы, коренья в нужный срок собирала…
Чашу зрелого мёда, да пыльцы разнотравья
В тесто я затворила с Молитвой, со Словом…
Ой, да на ЗОРЕ, на Зорьке Пещь-Ра жарко топилась,
Да не просто топилась – с приговором – ольхою.
Топись Пещь-ра, ты жарко, прежарко,
Пламя, будь ты целебно и мягко.
Накопись ты в той глине, из чего ЛОНО Пещи…
И лучись Силой Благою, Силой живою,
Изгоняя все хвори… из болезного тела,
Проясняя все мысли, очищая все чувства…
Как появятся угли, разгребём их до края.
И хворобного тестом мы обмажем целебным.
В ЛОНО Пещи задвинем на осиновой достке.
Чтобы Жар Пещи и целебное тесто всю хворобу забрало.
 
Всю хворобу спалило, Жизни силушку дало.
Напитала дитятюшки ЖИВОЙ! Новой Силушкой, Силой.
И Лучами от ЛОНА, Жарцелебным от углей,
Соками Теста, что с Любовью-Молитвой творила…
 
Как возьмётся всё коркой, того, кто
Вновь Родится С Огнём-Пламенем Жизни,
Из Пещи потихоньку достанем…
Корку, взявшую хвори, с него соберём.
И потом вместе с ним, обновлённым,
Дав ему Новое, тайное имя, под Дубовый Росток
По весне закопаем-посадим, Святою Водицей полив.
Пусть ростёт Тот дубок в Могучий Дуб родовой…
Был когда-то «он» хворый, болезный.
Теперь – Вновь Народился! С Новой Судьбой!
Сам теперь помогай и Природе, и Роду!
Стань Защитником Жизни, Любви и Миров!
Стань Опорой Семье, Продолжателем Рода,
Для Земли стань садовником славным,
Для Потомков стань Хранителем Жизни и Знаний.
А Для Предков – Хранителем Памяти их…
 
--------------
ИЗ ИНТЕРА:
 
Баба Йога (Йогиня-Матушка) — Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне по землям, на коих жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного, собирая безпризорных детей-сирот по градам и весям.
 
В каждой Славяно-Арийской Веси, даже в каждом многолюдном граде или поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты.
 
Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто — Бабушкой Йогой Златой Ногой, а кто и совсем по-просту — Йогиней-Матушкой.
 
Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.
 
В предгорном Скиту, где Йогиня-Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Бога Рода, высеченное внутри горы. Рядом с горным Капищем Рода, в скале имелось специальное углубление, которое Жрецы называли Пещь Ра.
 
Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый ЛапатА. В одно углубление, которое было ближе к Пещь ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего ЛапатА задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост.
 
Для всех присутствовавших на Огненном обряде это означала, что дети-сироты посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит.
 
Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных Обрядах, очень красочно рассказывали в своих краях, что своими глазами наблюдали, как маленьких детей принесли в жертву Древним Богам, бросив живыми в Огненную Печь, и сотворила сие Баба Йога.
 
Чужестранцам было неведомо, что когда задвигался помост-лапата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня. Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род.
 
Ничего из этого чужеземцы не ведали и продолжали распространять сказки о том, что дикие Жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Баба Йога, детей-сирот в жертву Богам приносят.
 
Эти чужеземные сказки повлияли на Образ Йогини-Матушки, особенно после христианизации Руси, когда Образ красивой молодой Богини подменили Образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей. жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей.
-------------
 
ТАК ЧТО: ..."И В СУМУ ЕГО ПУСТУЮ КЛАДУТ ГРАМОТУ ДРУГУЮ..." А.С.ПУШКИН
 
СВАДЕБНЫЙ ХЛЕБ
 
Из печи я вылез, за столом сидим…
трендим помаленьку…
 
Хозяйка… — Хлеб свадебный вас я научу готовить.
 
Осенью, когда зерно созреет, руками, не серпом, две меры ржаных, отборных зёрен собери. От плевел всё тоже очисти пальцами своими.
 
Лучше, если зерно тобою год назад посеяно в землицу было. До этого ты мешок семян под голову себе клала, да думала о своей семье, о суженом, о детях. Прекрасней, если представляла жизнь и их. Одну из мер оставь на семена.
 
Другую разотри, не разбивай, а разотри на камне камнем. Сама. Всё время песнь хвалебную зерну припевая. Когда уж сговор будет перед свадьбой. Холстом льняным росу Рассветную трёх дней ты собери, по разнотравью протянув его, отжав с мечтами и молитвой чистой в сосуд из глины красной.
 
Если влаги живительной тебе вдруг показалось мало, добавь из криницы, из родника воды, бросив кремния кусок на дно сосуда. Мёду перед замесом на всю опару плошку малую разведи водой, не больше. Можешь чуть обрата, что от творога остался, добавить в воду. Да, мёду не больше плошки малой, и обрата чуть, а то осядет тесто.
 
Хвои пучок сосны, а лучше кедра, дубовых пару желудей, горсть рябины на камне разотри, чуть смочив льняным же маслом. Муку ржаную ладонями замеси с росой, с хвоёй, с растиркой. Пшеничную возьми чистую, немного меньше, чем ржаной. Опару подними на шишках хмеля. Вымешивай не меньше трёх разов.
 
С молитвой утренней, мечтами, и лучше с Радостью Великой.
 
Что Хлебушку отдашь, то он, умножив в жаркой печи, отдаст вкусившим…
 
Как только тесто созреет, ты поймёшь, дойдёт, на караваи раздели. Скатай не менее семи ржаных. Пшеничных – в центр, дланями проделав ямку. Да и по жизни – на седьмицу караваев надо. Их можно без украшений, хотя приятно украсить…
 
Пусть доходят на липовой лопате, а если нет из липы, то на осине. Пусть постоят в тепле.
 
Печь заранее топи для караваев ольхою двухгодичной заготовки. На свадьбу не берёзой. Когда угли все прогорели, не мешкая, сгреби их. Косичку – тоже из пшеничного теста — украсить караваи, и в печь.
 
С какими чувствами, с какими мыслями, помыслами готовишь, такой и выйдет каравай. Как вынешь из печи, чуть маслом или яйцом с водою взболтанным промажь, рушником из полотна закрой, пусть отдыхают после жара.
 
В обычный хлеб одни добавки, на свадьбу, кроме мёда и обрата – ничего. А праздничный – смотря по дню… Орехи, ягоды, грибы и лук, мало ли.
 
 Во Славу Рода, Во Славу Жизни счастья вам, здоровья, достатка, детишек полный круг!
 
Владимир Зуев
 

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку