-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ruchiyk

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

автовождение для новичков заработок для пенсионеров интересные люди квартирно - балконное садоводство и овощеводств мудрость и красота женщины. новый взгляд на привычные вещи освоение компьютера и интернета рецепты здоровой рукоделия экономной пищи

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.07.2011
Записей: 6534
Комментариев: 267
Написано: 7527


Северодвинская роспись

Четверг, 29 Сентября 2016 г. 01:09 + в цитатник
Цитата сообщения luvolf Северодвинская роспись

Северодвинская роспись — одно из крупнейших направлений русской росписи. Роспись включает в себя влияние архаичного крестьянского, языческого искусства и мотивы соседней Северной Европы. Каждый из подвидов росписи включает множество элементов-символов. А композиции из этих элементов создают неповторимую ажурную роспись.

Северодвинскую роспись отличает графичностью и яркостью. Часто используемые мотивы и символы: древо жизни, птица Сирин, лев, грифон, медведь, русалка… Роспись напоминает северное лето — короткое, долгожданное и очень теплое.В основном северодвинской росписью украшались прялки. Лопасть прялки делилась на три области в соответствии с представлениями об устройстве мира: подземный, наземный, небесный.



Берега Северной Двины издавна становились прибежищем для всех недовольных, а также землей уединения для тех, кто искал спокойного места дла жизни по своим правилам.

Старообрядцы и осевшие на Русском Севере поляки, крестьянские переселенцы и перебравшиеся к месту торговли купцы - все вносили в размеренный уклад северодвинской жизни что-то свое.

Одним из важных вкладов стало достаточно активное распространение искусства переписи книг. Монастыри и пустыни, а также старообрядческие общины активно писали, переписывали, оформляли книги.

И одним из важнейших мест в этом процессе отводилась мастерам-писцам. Искусства росписи в северодвинских селах развились из традиций книжного рукописного издания. Рукописные книги являлись не просто текстовыми переписями начисто, они оформлялись с помощью различных декоративных приемов, снабжались иллюстрациями, красивыми виньетками, заглавными буквами. Мастера-переписчики привнесли этот декораторский дух в повседневную жизнь, начав расписывать утилитарные предметы, придавая легкость и праздничность суровому в целом быту.Традиция украшения утвари и повседневных предметов зародилась одновременно с человечеством.

Даже на первых глиняных тарелках доисторические цивилизации оставляли зарубки и волнистые узоры. Соединение техники книжной графики с творческими идеями северодвинских мастеров создало уникальные росписи, узнаваемые и не вышедшие из моды даже спустя столетия.Обычно северодвинские росписи принято подразделять на три большие группы. Это Пермогорская, Борецкая и Ракульская росписи.

Борецкая роспись включает в себя еще две подруппы (кроме собственно Борецкой) - это Пучужская роспись и Тоемская роспись. Названия росписей происходят от названия сел, которые являлись своего рода художественными центрами расписного дела. Все эти центры расположены сравнительно близко друг от друга, но каждое село стремилось к развитию своего стиля, своей манеры письма.

В XIX веке росписи превратились в семейное дело, которым занимались целые кланы, тонкости художественного стиля передавались от старшего поколения к младшему. А некоторые мастера становились настолько известными, что их расписные изделия заказывали заранее, желая непременно получить авторскую работу именно этого художника.

Говоря о русских северных промыслах, нужно заметить, что обычным материалом для росписей становилось дерево или береста. Деревянная посуда, деревянные прялки и предметы домашнего обихода, берестяные туеса, берестяные лари и сундучки, шкатулочки - все то, что женщины и сегодня любят выбирать "с цветочками", изготавливалось из двух самых доступных и дешевых (дармовых) материалов. У росписи по дереву и бересте есть своя специфика, заключающаяся прежде всего в цвете материала. И береста, и дерево дают различные оттенки желтых, бежевых тонов.

Ряд мастерских по росписи предпочитал основу белить (белофонная роспись). Возможно, это тоже своеобразная отсылка к рукописным книгам, к творчеству на бумаге. Другие художники работали прямо по дереву и бересте, которые являлись в этом случае уже готовым, тонированным и фактурным фоном для рисунка.В яркости рисунка и выборе преобладающего красного цвета помимо чисто эстетических целей крылся и некоторый практический расчет. В ежедневной эксплуатации и береста, и дерево подвергаются воздействию воды, трения, перепадов влажности, механическим нагрузкам. Для сохранения декоративности предмета в таких условиях предпочтительнее яркие, контрастные узоры, которые даже чуть стеревшись, остаются заметными и позволяют предмету росписи оставаться нарядным долгое время.

Не следует забывать и о том, что в суровом климате Русского Севера, особенно зимой, преобладают холодные бело-серо-черные тона, поэтому в повседневной жизни хотелось теплых, ярких красок, напоминающих о лете, о солнечном свете.

- последовательное построение трилистника

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- ягоды на плавно изогнутой веточке, лист удлиненной формы с волнистыми краями           

Эти элементы пишутся красным цветом и украшаются белыми точками. Затем отрабатываются навыки соединения элементов северодвинской росписи – от меньшего к большему. Чтобы точнее научиться рисовать элементы росписи целесообразно дать учащемся освоить элементы карандашом по контуру, в результате чего рука приобретает «механическую память». Элементы записываются красной краской. 

          

Далее происходит обучение по этапности выполнения веточки с листьями и побегами: прорисовывание пары трилистников, заливание красным цветом, рисование веточки, нанесение белых точек, зеленых листиков между парами трилистников.              

Дальше предлагается обучение рисованию «розетки» (два вида). Розетки украшаются узором из треугольников.                      

Треугольники не равносторонние,  а более узкие и высокие. Розетки раскрашиваются в красные, оранжевые, зеленые и желтые цвета, обводятся черным контуром.    Учащимся предлагаются незаконченные композиции для того, чтобы закончить узор. Например, при нарисованном центре квадрата закончить рамку и уголки, и предложить подумать, как можно закончить композицию.                               

Дальше по программе предлагается поэтапное рисование трех видов птичек северодвинской росписи. Рисование птичек простое, если постараться вписать их изображение в какую-нибудь геометрическую форму.                    

 

Следующий этап обучения: фрагменты узоров росписи в разных геометрических формах. Все веточки плавно изгибаются, целиком заполняя всю плоскость

 

                     

 

«Катание» - следующий фрагмент обучения росписи. Изображение выполняется строго в традициях пучужской росписи: возница одет в крестьянскую одежду: желтую овчинную поддевку и черную шапку. Оранжевая лошадь с желтой дугой запряжена в зеленые саночки, вся остальная плоскость заполнена растительным узором, обрамляет фрагмент геометрический узор, состоящий из треугольников.    

 

Учащимся рекомендуется найти характерные для северодвинского письма признаки лопастки прялки, украшенные борецким узором: - украшенные цветами и птицами главки- деление лопастки на 3 части- верхняя часть занята окнами, между которыми – растительный узор- в средней части – пышный куст, символизирующий древо жизни- в нижней части – сцена катания- на сережках прялки – птички- вся плоскость заполнена вьющимся растительным узором    

                           

 

Далее учащиеся переходят к обучению рисования элементов борецкой росписи: - геометрический орнамент                     

 

- варианты уголков (части рамок, ромбики, треугольники, скобки) 

 

 - тюльпаны и древо: огромные цветы с толстыми прямыми стволиками стеблей, со сдвоенными трилистниками и ягодами клюквы  

                    

 

- последовательность выполнения розетки      

  

 

- борецкий конь                                

 

 

 

- птицы  

 

                        

                  

                  

 -         композиция в круге       

                  

 -         композиция в квадрате

 

 

-         розетка и трилистник 

-         веточка с ягодами 

-         прялка


 

Борецкая роспись относится к линии северорусских видов росписи, среди которых также известны мезенская, пермогорская, пучужская, ракульская росписи. Их нередко объединяют общим названием – северодвинская роспись. Северорусские росписи делятся на живописные и графические. Живописные – это ракульская, шенкурская, олонецкая, каргопольская, вятская. К графическим видам росписи относятся борецкая, пучужская, мезенская. Главным и основным материалом северных мастеров было дерево. Расписывали прялки, туеса, короба, орудия труда и предметы домашнего обихода.

Борецкая роспись

Борецкая роспись отличается от других видов росписей Северной Двины (например, от пермогорской и ракульской) белизной фона, где ведущий цвет – красный. Другие основные цвета – охра, ярко-зеленый. Особую пышность работе придавало украшение сусальным золотом. Узоры преимущественно растительные и геометрические.
Другой значительной особенностью росписи является ее композиция – она повторяет композицию иконостаса. Прялка разделена на ярусы, разделенные орнаментом и содержащие квадраты с рисунками, наподобие икон или окон.

Борецкая роспись

Центральная часть композиции – некое подобие Царских врат или двери – в этой части содержится основной рисунок, главная тема. Это может быть фигура человека и лошади – всадник или упряжка (санки или ездок – такой сюжет называется «став с конем»), пары людей, например, жениха и невесты, мужа и жены, князя и княгини; пары птиц, сидящих на ветвях дерева (древо жизни), пары животных (лев и конь, лев и единорог), символизирующих борьбу двух начал или миров, земного и потустороннего, различные сцены - сцена сватовства. Также наблюдается строгая симметрия и правильность геометрических форм. Преобладание числа 2 (2 основных героя, 2 окошка, 2 животных) и 3 (3 яруса, 3 окна).

Борецкая роспись

Каждый элемент росписи обладал символикой, нередко неоднозначной, при этом вся композиция приобретала смысл. Так, например, древо жизни означало «начало всех начал», плодородие, а также дуальное мужское и женское начала (особенно это подчеркивалось двумя ветками по разные стороны с сидящими на них птицами). Это означало одновременно и единство, и дуальное противопоставление.
Основные элементы борецкой росписи: птицы, конь, древо (пышный куст с толстым стеблем-стволом, со сдвоенными трилистниками и ягодами клюквы), тюльпан, веточка с ягодами, трилистник.

ПТИЦЫ

Борецкая роспись Борецкая роспись

Борецкая роспись Борецкая роспись

Борецкий конь

Борецкая роспись
Борецкая роспись

Последовательность рисования трилистника

Борецкая роспись

Последовательность рисования веточки с ягодами

Борецкая роспись

Тюльпаны / кусты

Борецкая роспись

А также типы орнамента: уголок, розетка, композиция в круге, композиция в квадрате, ленточный орнамент.

Типы геометрического орнамента

Борецкая роспись Борецкая роспись

Борецкая роспись Борецкая роспись

Виды розеток

Борецкая роспись Борецкая роспись

Борецкая роспись Борецкая роспись

Борецкая роспись Борецкая роспись

Борецкая роспись Борецкая роспись

Уголки

Борецкая роспись

Композиция в квадрате

Борецкая роспись Борецкая роспись Борецкая роспись

Материалы

В современных условиях роспись может выполняться художественной или плакатной гуашью, и затем закрепляться светлым лаком. Расписывают липу, березу, сосну, даже фанеру, имитирующую древесину. Поверхность нужно тщательно прошкурить, затем отшлифовать суконкой. Чтобы достичь идеально ровной поверхности, изделие покрывают крахмальным грунтом, используя тампон из ткани, затем снова шлифуют. Рисовать нужно круглыми колонковыми или беличьими кистями №№ 1, 2, 3, 4 с заостренным концом.
Также необходимы черногрифельные карандаши, наждачная бумага, лак.

Мне нравится идея росписи тарелок, используя традиционные орнаменты и элементы борецкой росписи (чем и собираюсь заняться в ближайшее время) – в центре тарелки можно поместить розетку, орнамент в круге, птицу, по кайме – один из ленточных орнаментов. При росписи квадратных тарелок можно поэкспериментировать с уголками.


 

 

Серия сообщений "Мезенская роспись":
Часть 1 - Мезенская роспись
Часть 2 - Северодвинская роспись
Часть 3 - Мезенская роспись
Часть 4 - Мезенская роспись

Серия сообщений "- Уроки росписи":
Часть 1 - Розы одним мазком
Часть 2 - Роспись по камню
Часть 3 - Мастер-класс. Роспись. Малахитовая шкатулка
Часть 4 - Уроки петриковской росписи
Часть 5 - Северодвинская роспись
Часть 6 - Подготовка деревянной поверхности под роспись
Часть 7 - БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ
Часть 8 - Борецкая роспись.
Часть 9 - Мезенская роспись
Часть 10 - Мезенская роспись

Серия сообщений "роспись по дереву":
Часть 1 - Роспись по дереву.
Часть 2 - Пермогорская роспись. Блюда, скобкари, шкатулки
...
Часть 4 - Петриковская роспись
Часть 5 - Слобожанская роспись...(видео)
Часть 6 - Северодвинская роспись
Часть 7 - Борецкая роспись .ч.1
Часть 8 - Кн. «Роспись по дереву для начинающих» М. Гиновар. Ч - I
...
Часть 39 - Русские прялки
Часть 40 - Старинные сани и саночки. 17-19 век
Часть 41 - Мега пост! Техника "one stroke". 24 Видео - Урока.

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку