-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в RomRomik

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2006
Записей: 1513
Комментариев: 564
Написано: 3145


Итоги дисскусии по поводу картины "Масленница"

Понедельник, 15 Января 2007 г. 16:10 + в цитатник

Начало здесь

Подведение итогов отсюда

ЕщЁ рекомендую: Настоящий Профессор Филин

Забавный сборник лаковых миниатюр "Troika"

ПРОВОКАТОР ГОДА

Загадка профессора Филина
Я собрала и систематизировала всю информацию и все мнения, касающиеся картины "Масленица", обсуждение которой проходило здесь:
http://community.livejournal.com/psyconsulting/71836.html Пост набрал 5000 комментариев, но ответ на загадку так и не был обнародован (пока, по крайней мере). Получилась примечательная с точки зрения психиатрии и анализа изобразительного искусства дискуссия.

Мнения я обобщила, схожие мнения привела к общему знаменателю.

Мой каторжный труд посвящается душевнобольному художнику-дилетанту И.Куплину, работа которого будоражит умы студенчества уже более 15 лет, и силе коллективного сетевого разума, который способен на все! :-)

Часть первая. Исходные данные, информация о художнике и картине, ссылки на ресурсы о творчестве душевнобольных.


ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ



(кликабельно)

1. Профессор И. В. Филин продемонстрировал студентам интересную брошюрку "Фрейд: новые иллюстрации", которая заключала в себе подборку картин, написанных душевнобольными людьми, в частности больных шизофренией и ее наиболее тяжелыми формами.

2. Среди картин была "Масленица", написанная душевнобольным человеком. Суть его болезни заключалась в том, что человек не видел вокруг себя НИЧЕГО, кроме своих фантазий и желаемого.Долгое время картина висела в холле гостиницы "Украина", но никто даже не подозревал, что ее художник - глубоко больной человек.

3. Согласно профессору, в этой картине есть признак, который со 100%-й вероятностью показывает, что художник - с психическими отклонениями, за 15 лет его преподавание этот признак нашел лишь один студент.

Подсказки:
1. Дело не в мелких деталях.
2. Если вы попытаетесь найти себе место внутри нее - вы его не найдете, нормальному человеку там нереально провести время, вы понимаете, что вас там просто быть не может.

Другие подсказки и уточнения от профессора, появившиеся позже:
1) Теория с мертвецами и кладбищем - мимо
2) Теория про грудь и прочий сексуальный подтекст - мимо
3) Скотомофобия - мимо
4) Аутофобия - мимо
5) Агорафобия - очень близко
6) КЛЮЧЕВЫЕ слова для разгадывания этой картины - ВОДА и ВОЗДУХ.
7) Если попытаться представить, чтобы вы могли услышать находясь там, внутри?
8 ) Если взять картинку из лубковой живописи, с похожим сюжетом, при сравнение таких картинок сразу будет видно несоответствие между ними.
9 ) Относительно того, что люди в повозках смотрят на нас, потому что мы чучело, которое сгорит через несколько секунд: нет, не чучело, а немного другое.
10 ) Больной страдал канфубицизмом (выдаванием желаемого за действительное) и фобией, определить которую можно по его картине.
11) Что находилось на этом месте раньше, до изображаемых собитый? Если убрать все обьекты, на что будет похоже это место?

О КАРТИНЕ И ЕЕ АВТОРЕ:

Как выяснилось в ходе обсуждения, она является копией работы некоего Антонова. Антонов, предположительно, рисовал не Масленицу, а празднование Нового Года.


(кликабельно)

Есть такой Музей Творчества Аутсайдеров:
http://www.museum.ru/outsider/col_6.htm

Согласно информации на сайте музея, "Масленица" находится у них. На сайте она выглядит так:


По словам людей, посетивших на прошлой неделе этот музей, "Масленицы" в там нет. Была ли она когда-нибудь и куда делась - не известно (начальство в отпуске, а кроме него никто не знает).

Однако, в этом музее находится другая работа, предположительно этого же автора, под названием "Девятый вал":
http://www.museum.ru/primitiv/image.asp?pic=KO_0001
http://www.museum.ru/Primitiv/exc_028.htm


(кликабельно)

Картина написана по мотивам одноименной работы Айвазовского:


(кликабельно)

Побывавший в музее молодой человек пишет, что "Картина (9-й вал Куплина) написана на куске оргалита, который до этого похоже был крышкой какого-то ящика
по краям дырки от гвоздей, краска в некоторых местах облуплена. В углу картины подпись А Куп, под картиной написано, что автор Куплин. Больше никакой информации нет, в том числе в каталоге музея. Хочу добавить, что некоторые картины туда попали со свалки которая находиться рядом с психбольницей, и соответственно об авторах ничего не известно".

На сайте есть информация, что картина "9-ый вал" Куплина поступила к ним в 1990 из московской психиатрической больницы.

Предположительно, работы в этот музей попадают отсюда:

Арт-терапевтическая Ассоциация (под руководством Копытина А.И., редактора журнала "Исцеляющее искусство")
Ассоциация проводит большую работу в области арт-терапии, организует международные конференции, выставки психопатологической экспрессии, издает журнал "Исцеляющее искусство".
Центр арт-терапии, ПБ №1 им. Кащенко (художественный руководитель В.Бирюков)
При больнице в арт-терапевтических целях создана художественная студия под руководством профессиональных художников.

ССЫЛКИ НА ТЕМУ ТВОРЧЕСТВА ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ

Пройти тест:
http://www.investments.com.ua/insaneout/

Примеры творчества душевнобольных:
http://www.medicus.ru/psyhiatry/pats/?cont=picturestd&startrow=64

Творчество шизофреника в прогрессирующей стадии:
http://instruct1.cit.cornell.edu/Courses/nbb421/student2003/epl8/Blank%20Page%202.htm

Статья о творчестве душевнобольных:
http://www.npar.ru/journal/2004/1/creativeness.php

Агорафобия в картинках:
http://www.ispras.ru/~igor/Tiurin/pages/01.htm

Сайт кировоградской больничьки психиатрической (зайти в раздел Креатив)
http://kopb1.narod.ru/krt.htm

Арттрерапия:
http://www.bookap.by.ru/genpsy/psykarv/gl22.shtm

Творчество психически больных:
http://zhurnal.lib.ru/m/miljawskij_w_m/doc224.shtml


ВИЗУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ О "МАСЛЕНИЦЕ"

Если убрать разные детали картины:








(кликабельно)

Верх и низ отдельно:




(кликабельно)

Если подправить цветовую гамму:




(кликабельно)

Если наложить Куплина на Антонова:



И прочая, и прочая:








(кликабельно)

Обратите внимание и на это тоже:


Масленица и ее масленичники
Часть вторая. Люди и лошади. Дома. Пространство картины. Звуки. Диагнозы.

Люди и лошади

1. Люди в повозках - пациенты психушки (желтого дома, изображенного на заднем плане), поэтому у них такие печальные, нерадостные лица.

2. Людей в повозках куда-то (насильно) увозят навсегда, они сидят неподвижно, что подчеркивает трагичность ситуации.

3. Люди в повозках мчатся с праздника на большой пожар, отблески которого можно увидеть на снегу.

4. Люди напряженно смотрят на зрителя. Они увидели что-то пугающее, а бежать и прятаться им негде, так как в домах нет дверей (или доступ к ним перекрыт). Уклон холма таков, что сани и кони все равно сползут к реке. Людям на заднем плане до них нет никакого дела.

5. Лошади не скачут, а крутятся в водовороте.

6. Люди на конях не живут в картине, не живут в мире, а пребывают где-то между. Они смотрят на нас, но выбраться не могут.

7. Саней на самом деле нет - люди стоят по колено в свежевырытых могилах или сидят на тряпках.

8. Уши у ушанок возниц торчат, как рога у чертей.

9. Центральная повозка вообще горит.

10. Лыжники, стоящие на маленькой горке, катятся вниз. Внизу находится покрытая лдьм река, куда они неминуемо провалятся и погибнут.

11. Лошади бегут, а сани стоят.

12. Одежда пассажиров символизирует градации цветов типичного пламени (проверьте на спичке): Синий, Красный, Жёлтый. На других санях как бы тлеют угли (Жёлтый, Красный, Чёрный), но гармонисты уже раздувают меха. Классическая градация элементов: земля, ВОДА, огонь, ВОЗДУХ.

13. У извозчика на средних санях на шею петлей накинуты вожжи, у крайних в руках петли

14. Автор на всех лицах изобразил свое собственное лицо

15. Силуэты троек расположены так, что все вместе напоминают волну

16. Ноги лошадей очень похожи на такие маленькие шестипалые ручки, которые скребутся, царапаются и выскребают мозг. Или на паука.

17. В пассажирах повозок (особенно, центральной) автор изобразил близких ему людей (например, медсестер, которые к нему хорошо относились). Женщина в синем - возможно, его мать.

18. Лошади - это машины, люди - светофоры. На картине изображен нерегулируемый перекресток со сломанными светофорами. Одно мгновение до неминуемой аварии.

19. Первая( сверху) тройка лошадей выступает как ниоткуда. Две остальные тройки явно не могут вместить рядом третью, вот и не в тему.

20. Изображены люди, которые заняты праздником, и до автора никому нет дела. Автор погибает (захлебывается, ему нечем дышать), поэтому рисует упряжки с лошадьми, которые могут его вытащить.

21. Художник ихобразил ад и ТРИ тройки ! а три тройки это девять ! перевернутое дает шесть..три шестерки это число зверя ! Хдожник явно сошел с ума на Апокалепсисе.

Дома.

1. Деревенские постройи сочетаются с городскими.

2. Желтый дом с решетками на окнах - психушка. В этом доме не горит свет. Потому что:
- пациентов не пустили на праздник, уложили их спать
- пациенты все выехали оттуда на повозках праздновать

3. У дома, где стоят женщины, есть балкончик, а выхода на него нет.

4. Бросается в глаза отсутствие в домах дверей. Единственный проем, который может быть намеком на дверь, закрывает женщина с коляской.

5. Свет в домах есть, а линий электропередач на картинах нет.

6. Справа и слева картины художник изобразил одну и тут же группу домов, но с разных ракурсов.

7. Слева - вид спереди, справа - вид сзади.

8. Дома стят на льду, на поверхности замерзшего озера.

Пространство картины

1. Картину можно разрезать на две части, верх и низ, которые могут существовать независимо.
- вверху спокойный ночной пейзаж, мир реальных людей, внизу бешеные гонки сумасшедших
- вверху реально существующее, внизу то, что видно только автору и существует исключительно в его воображении

2. Картину можно разрезать вертикально на две части и получится как бы два кадра одного и того же события. Повторяющийся сюжет, правая часть - частичная копия левой.

3. На картине изображено всего три предмета - один коричневый дом, один желтый дом, и одни сани с лошадьми. Но художник рисует эту композицию три раза, с разных сторон, с разными деталями

3. Искаженная перспектива, отсутствие обозначений ветра, статичность поз указывает на то, что действие происходит под водой. Воздух в этой картине является водой.

4. Дело происходит на небе. Цвет домов и других желтых пятен в композиции принимается художником за солнце, пробивающееся сквозь облако.

5. Картина создает ощущение вакуума.

6. Все на картине вращается вокруг одной точки, как внутри юлы (волчка). Мир зациклен, все бесконечно движется по кругу.

7. Пространство картины заполнено водой и все происходит под водой.

8. Картина похожа на карусель. Синее пятно в центре - центр, вокруг не холм, а вращающийся диск. Если разрезать картину горизонтально, тройки летят в пропасть.

9. Все происходящее на картине засасывается в огромную воронку.

10. В картине нет устойчивости, как бы скатываешься.

11. Если перевернуть картинку, то все как бы стекает в воду (небо на картине является водой). Все засасывает в это озеро.

12. Своей перспективой, картина похожа на новогодний сувенирный шар.

13. На заднем плане не небо, а море. Все изображенное находится на маленьком островке в океане и лошади мчатся в воду.

14. Наполненный снежинками воздух - ни что иное, как рябь на воде.

15. В левом нижнем углу находится река (куда могут упасть и лыжники, и кони).

16. Холм - это вунлкан, а снег это вулканический пепел.

17. Полускрытое домом тёмное пятно - это центр ВОДОВОРОТА. Картина скручивается в водоворот, справа это очевидно по следам от саней и далее по направлению склона, слева - не столь очевидно - линия от полутени на снегу.

18. В картине нет центра - он пустой, все объекты находятся по периметру картины

19. Картина вызывает головокружение.

20. Может быть это автопортрет? В профиль, лицом вверх. лоб - там где перевернутый желтый дом слева, на месте дома с красными ставнями - дырка от (для) глаза, потом перспектива искажается - нос остается где-то за домами помельче, а губы съезжают вправо там где ложбинка и 2 чувака стоят. В левом нижнем углу - волосы.

21. Картина напоминает больничную койку, застеленную белоснежной простыней и с подушкой, лежащей на ней. Художник, видимо, выступает тут в роли наблюдателя. Он придумал сценку, которую разыграл прямо на больничной койке: Все такое белоснежное – значит пускай будет снегом. Стена за кроватью – это небо. А тут, вместо пустого пространства (тот изгиб, где кончается койка), пускай течет речка. В пустующей же части простыни он насадил деревьев, выстроил дома, вообразил людей и сани с запряженными в них лошадьми.

22. Не хватает теней и непонятно откуда идет свет.

23. В картине нет композиции. Нет целостности. Каждый объект является самостоятельным и никак не связан с другими. Картина просто не воспринимается целиком.

24. Вокруг поляны-холма можно разглядеть штук пять медведей. Люди веселятся не зная, что на них хотят напасть медведи. Чувак боялся неожиданного нападения диких зверей.


(кликабельно)

Если убрать все с картины, то получится....

- пустое место
- снеговик
- половые органы
- грудь
- глаз
- мозг
- отсутствие праздника
- если убрать людей, и оставить только дома, то получится кладбище
- кусок земного шара, вид из космоса
- живот беременной женщины


(кликабельно)


Что мы услышим?

1. Удары плетей по лошадям и звук аккордеона
2. Оглушающую тишину
3. Лошадиный топот и громкий храп (ржание?)
4. Шум бурлящей реки

Автор этой работы....

1. Смотрит на происходящее из окна психушки.

2. Видит себя
- снеговиком, который скоро растает
- солнцем или богом, на которого смотрят люди в санях
- чучелом, которое скоро будет сожжено
- кучером центральной тройки, который спасает от смерти близких ему людей
- птицей на дереве
- повешенным, который висит на дереве, люди едут мимо и ничем не могут помочь
- костром для чучела
- весной, которая придет и разрушит этот зимний мир/уничтожит зиму и холод, которых боится автор
- девочкой со светлыми волосами, которая сидит в одно из повозок, которую насильно куда-то увозят навсегда

3. Автор смотрит в прорубь и видиет все происходящее там. Можно заметить концетрические круги, как от брошенного камня.

4. Автор едет на санях с горки наперерез коням.

5. Автор стоит на трибуне перед которой проходит парад троек. Сидящие в санях выстроены по росту. Мания величия вобщем. Внутри звучит парадный марш.

6. Автор - теща! ее хоронят - рвут баяны!

Наши диагнозы:

1. Спацефобия (боязнь пустого пространства): заполнил все жуткими людьми, которые на него смотрят.

2. Агорафобия.

3. Страх слишком быстрых перемен: все утечет, когда снег растает.

4. Страх вулканов и их извержений, так как действие картины происходит на вулкане, а снег это пепел.

5. Танатофобия:
- все погибнут, потому что из закручивает в воронку
- все погибнут, потому что действие происходит на поверхности замерзшего озера, которое растает и все утонут

6. Страх шума

7. Арахнофобия (страх пауков), потому что ноги лошадей напоминают паука

8. Страх темноты, потому что
- художник все заполнил светом (и солнечным без солнца, и звездным, и электрическим)
- если убрать с картины все, то получится унылый пейзаж, изображающий страх художника, поэтому он заполнил все пространство образами, реально не существующими

9. Страх солнечного света (гелиофобия), потому что много сочетаний красного и желтого, плюс сюжетом выбрана Масленица (проводы темного времени суток, что удручает художника)

10. Клаустрафобия

11. Страх воды, потому что автор расположил себя высоко от земли, где он не касается снега (то есть, воды)

12. Страх бегущей воды, потому что лошади бегут по льду, под который вот-вот провалятся и все погибнут

13. Страх огня и пожара, потому что изобразил пылающие пожары в домах, плюс языки пламени на средней повозке

14. Социофобия, потому что автор как бы смотрит на происходящее через окно, так как боится оказаться рядом с людьми внизу

15. Боязнь комет и солнечных затмений, потому что на картине изображено типичное солнечное затмение посреди дня.

16. Страх утонуть, потому что на картине вместо воздуха - вода.

17. Страх быстрой езды, потому что лица у сидящих в повозках очень напряженные, нерадостные

18. Термофобия, потому что все теплые цвета утоплены в холодном снеге

19. Боязнь ночи и темноты (никтофобия)

20. Эпилепсия, выраженная в детализации, и на картине есть все необходимое, кроме жизни.

Отдельно высказано мнение, что загадка не имеет ответа, так как, судя по описанию профессора, пациент был онейроидом. В остром состоянии такие пациенты лежат неподвижно, переживая разного рода галлюцинации и живя в воображаемом мире. Вобщем, картин в таком состоянии писать невозможно.

Свидетельства тех, кто ранее общался с профессором

Меня зовут Михаил Шустерман. Я в 1998 году учился в Московском Банковском Институте, на 2 курсе Иван Владимирович (? простите, запамятовал отчество) Филин действительно показал эту картину и задал нашей группе (2-ФК-3) вопрос о 100% признаке психического расстройства автора (к слову, нам он сказал, как сейчас помню, что задает ее своим студентам 12 лет). И я действительно назвал ему правильный ответ. Считаю, что мне повезло, поскольку теща моего школьного друга, Володи Матусевича (Володя, спасибо за ссылку!) была главврачом одной психиатрической лечебницы (кстати, Володя, передавай привет ей и Льву Давыдовичу). Она и подкинула в свое время Ивану Владимировичу (когда-то он был ее аспирантом) эту загадку, от нее я узнал ответ. Я даже не знаю, насколько правильным был мой ответ и не уверен, что сам Иван Владимирович знает это (между нами говоря, вполне может статься, что Зинаида Георгиевна над нами всеми подшутила, и никакого 100% признака нет и в помине).
Разгадка заключалась в том, что в ситуации, изображенной на картине, автор ассоциировал себя со снеговиком. Всех моментов я уже не упомню, но основными признаками были общая холодная цветовая гамма картины и отсутствие масленичного костра (горящих веток, бликов на окружающих предметах). Таким образом, автор полностью устранил из картины тему перехода зимы в весну и сопутствующего ему праздника масленицы. При этом он испытывал сильное нервное напряжение, которое передалось всем персонажам картины и также выразилось в попытках упорядочения объектов и деталей на картине. Более того, лица людей словно не дышат - это проекция мировосприятия "неживого" снеговика.
Вот, собственно, и всё.

miha_shu
http://community.livejournal.com/psyconsulting/71836.html?thread=1501596#t1501596


Точно помню, что видел когда-то сие полотно, и читал пояснения к нему. В тех пояснениях открыто было сказано о признаке душевной болезни на картине. Он заключается в том, что «жёлтые дома» изображены с решётками на окнах, т. е. это как бы некие психические клиники. Вот это и показалось психиатру симптомом болезни.
Мне в своё время подобное объяснение не показалось убедительным: там многословно излагалось, но не впечатлило. Забыл совсем, где это видел, ибо не психиатр, но почитал тутошние комменты и вспомнил существо дела.
Если здесь обнародуют другой признак, то это точно разводка, т. к. я с абсолютной ясностью вспомнил суть тех рассуждений.

perebe34ik
http://community.livejournal.com/psyconsulting/71836.html?thread=1571740#t1571740


Все. Остальное здесь: http://community.livejournal.com/ru_filin/

Рубрики:  Информация к размышлению/Загадки


Процитировано 3 раз

Mimika_LOVE   обратиться по имени Воскресенье, 07 Июня 2009 г. 15:02 (ссылка)
не знаю даже у меня тоже было насчет окон что тоно все равно как то тупо...не знаю...
Ответить С цитатой В цитатник
Дюпс   обратиться по имени Суббота, 16 Ноября 2019 г. 07:15 (ссылка)
RomRomik, а разгадка одна-нету секрета и диагноза,обычный шарж по памяти)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку