-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rimma64

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.12.2010
Записей: 20571
Комментариев: 744
Написано: 22120


Петербургский модерн. Доходный дом герцога Н.Н. Лейхтенбергского. Мозаичный фриз

Суббота, 05 Мая 2012 г. 15:35 + в цитатник
Цитата сообщения La_belle_epoque
Фотографии и выбор цитаты Б. Кирикова - заслуга  canoe_ride

Доминанта главного фасада — монументальный мозаичный фриз, созданный в 1905 г. по эскизам художника С.Т. Шелкового мастерской В.А.Фролова. Монументально-декоративная живопись неразрывно спаяна с архитектурным фоном и в то же время противопоставлена ему, что было характерным для эстетики модерна.

Смальтовые панно не имеют традиционных обрамлений, они заполняют всю свободную поверхность верхнего этажа, поглощая оконные проемы врастая в промежутки между эркерами и архивольтами. Новизне общего решения отвечают темы, впервые вошедшие в русскую мозаику — индустриальный пейзаж с высокими дымящимися трубами (созвучный этой части города), парусники у причала, холмистая земля, возделанная крестьянским трудом. Пленэрные композиции, переведенные в крупномодульный наборный материал, обрели ту меру декоративной условности, которая снимает иллюзию пространственной глубины, превращая видовые картины в цветонесущую непроницаемую поверхность, родственную тектонике стены.

Обзор мозаик ограничен узкой улицей. Крупные обобщенные цветовые плоскости контрастируют с беспокойной текучестью рельефных форм фасада. Чередование отсвечивающих смальтовых поверхностей с прозрачными объемами стеклянных фонариков дает дополнительный эффект. Но прорывающие пейзажные композиции окна вносят оттенок неожиданной коллизии. Или это сквозь окна открываются изображенные пейзажи?

Смелое новшество В.А.Фролова — многократное укрупнение разномодульного набора, обусловленное, во-первых, расположением композиции на большой высоте, и, во-вторых, стремлением раскрыть декоративный потенциал живой нерегулярной смальтовой кладки. Если раньше кубики смальты являлись "молекулами", неразличимыми издали и несоотносимыми с целым, то здесь пластины неправильной конфигурации зримо, как сочные мазки, лепят форму. Фактурная, нешлифованная поверхность порождает вибрацию световых преломлений и отражений; обыгрываются эффекты "гравюры набора", швы оттеняют контур и границы цветовых пятен. Открытость новых технически приемов выявляет специфику и самоценность мозаики как особого наборного искусства. Главным организующим началом у Фролова остается цвет, восприятие которого рассчитано на оптическое смешение в воздушной среде. Создание этого цикла стало определяющей вехой в становлении новой, открытой модерном культуры русской мозаики.

Б. Кириков. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. — СПб, Издательство «Журнал "Нева"», 2003.






































Книги по теме
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Архитектура. Полная энциклопедияАрхитектура России. Поиски национального стиляИстория России в архитектуре. 70 самых известных памятниковАрхитектурная сказка Федора Шехтеля

Архитектура. Полная энциклопедия
Архитектура России. Поиски национального стиля
История России в архитектуре. 70 самых известных памятников
Архитектурная сказка Федора Шехтеля


1000 замков, крепостей и дворцовЗамки ЕвропыСамые знаменитые памятники древности70 чудес зодчества за 1500 лет новой эры. Удивительные сооружения и как они строились
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

1000 замков, крепостей и дворцов
Замки Европы
Самые знаменитые памятники древности
70 чудес зодчества за 1500 лет новой эры. Удивительные сооружения и как они строились


Московский модернМосква в фотографиях. Конец XIX - начало ХХ векаМосква в старых фотографиях. Конец XIX - начало XX векаВ.А. Гиляровский Москва и москвичи
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Мария Нащокина "Московский модерн"
Москва в фотографиях. Конец XIX - начало ХХ века
Москва в старых фотографиях. Конец XIX - начало XX века
В.А. Гиляровский "Москва и москвичи" (лучшее издание с фотографиями и репродукциями картин)


Архитектура петербургского модерна. Общественные зданияАрхитектура Петербурга конца XIX - начала XX векаСанкт-Петербург накануне крушения империиНевский проспект. История Санкт-Петербурга в фотографиях. Конец XIX - начало XX века. Альбом
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Архитектура петербургского модерна. Общественные здания
Архитектура Петербурга конца XIX - начала XX века
Санкт-Петербург накануне крушения империи
Невский проспект. История Санкт-Петербурга в фотографиях. Конец XIX - начало XX века


Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"    La_belle_epoque

Рубрики:  Питер/Архитектура