-–убрики

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ¬се на карте
  • ѕерейти к приложению  нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї  нопки рейтинга Ђяндекс.блогиїƒобавл€ет кнопки рейтинга €ндекса в профиль. ѕлюс еще скоро по€в€тс€ графики изменени€ рейтинга за мес€ц

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ќбои
ќбои
20:43 05.03.2012
‘отографий: 150

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в repman

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 02.03.2012
«аписей: 18057
 омментариев: 57041
Ќаписано: 118547

100 музыкальных сочинений, с которых нужно начинать слушать классику

¬оскресенье, 31 ƒекабр€ 2017 г. 23:00 + в цитатник
 
ѕрограммный список 100 произведений, после которых можно без пам€ти полюбить классику, составленный музыкальным критиком »льей ќвчинниковым
 

 онцерты дл€ солистов с оркестром



 ажда€ часть этого списка сопровождаетс€ плейлистом со всеми упоминаемыми в нем произведени€ми
 

»оганн —ебасть€н Ѕах

Ѕранденбургские концерты

ќдновременно масштабный и компактный цикл из шести глав от дес€ти до двадцати минут длиной. Ўесть абсолютно разных концертов, объединенных чисто баховской радостью жизни, каждый из которых стал первым в своем роде: например, ѕ€тый Ѕранденбургский — первый в истории концерт дл€ клавира с оркестром.

 

јльбан Ѕерг

 онцерт дл€ скрипки с оркестром «ѕам€ти ангела»

≈сли опера «¬оццек» — одно из высших достижений новой венской школы в области музыкальной драмы, то —крипичный концерт — шедевр лирического высказывани€. ќно не оставит вас равнодушным, хот€ здесь и нет запоминающихс€ мелодий; зато финал концерта основан на цитате из Ѕаха, органично вплетенной в ткань произведени€.

 

Ћюдвиг ван Ѕетховен

 онцерт дл€ скрипки с оркестром

«абудьте все, что вы слышали о т€желовесности бетховенских симфоний, — этот концерт словно разговаривает лично с вами, и помпезности в нем нет ни на грош. ≈сли заскучаете в середине, то будете вознаграждены в финале: он подарит вам такую красивую и грустную мелодию, что вы едва удержитесь от благодарных слез. ќдин из величайших скрипичных концертов на свете.

 

»оганнес Ѕрамс

 онцерт дл€ скрипки и виолончели с оркестром

≈сли концертов дл€ виолончели с оркестром создано не так много, как дл€ скрипки или дл€ фортепиано, то концертов дл€ скрипки и виолончели еще меньше, и тем ценнее каждый. ярчайший среди них — ƒвойной концерт Ѕрамса, вобравший в себ€ лучшие черты его симфонических и камерных сочинений. ѕолон красивейших мелодий и при всей внешней сдержанности необыкновенно эмоционален.

 

јнтонио ¬ивальди

«¬ремена года»

ќдно из самых попул€рных произведений классической музыки, абсолютный хит, известный всем. „етыре времени года — четыре скрипичных концерта, каждый из которых лучше другого.

 

ƒжордж √ершвин

–апсоди€ в стиле блюз

ѕерва€ удачна€ попытка скрестить классику и джаз, давша€ начало не одному новому направлению и все же оставша€с€ неповторимой.

 

јнтонин ƒворжак

 онцерт дл€ виолончели с оркестром

ќдно из первых крупномасштабных сочинений с виолончелью в главной роли, где стройность и изощренность композиции соедин€ютс€ с неверо€тной доступностью мелодий, которые без вс€кого усили€ ложатс€ на слух.

 

‘еликс ћендельсон

 онцерт дл€ скрипки с оркестром ми минор

—вадебный марш из «—на в летнюю ночь» знают все, хот€ он отнюдь не главное сочинение ћендельсона. ≈му принадлежат отличные »таль€нска€ и Ўотландска€ симфонии, красивейшие трио, квартеты и оратории, а также —крипичный концерт: не менее важный, нежели бетховенский, но куда более доходчивый.

 

—ергей –ахманинов

 онцерт дл€ фортепиано с оркестром є3

” музыки –ахманинова и ћалера не так много общего, но именно ћалер дирижировал одним из первых исполнений концерта. ’от€ “ретий концерт поначалу оставалс€ в тени знаменитого ¬торого, он также относитс€ к наивысшим достижени€м жанра и €вл€етс€ одним из наиболее серьезных испытаний дл€ участников пианистических конкурсов. ј главна€ его тема — одна из лучших мелодий во всей музыкальной литературе.

 

ян —ибелиус

 онцерт дл€ скрипки с оркестром

  концу XIX века главенство австро-немецкой традиции в музыке оказалось под вопросом: одна за другой за€вл€ли о себе новые национальные школы — венгерска€, чешска€, польска€. ќснователем еще одной, финской, на сегодн€ одной из самых передовых в мире, стал —ибелиус, чей концерт не похож ни на один другой и все же бьет в самое сердце.

ќпера: от ћонтеверди до Ѕизе и шедервы XX века



 

∆орж Ѕизе

« армен»

“рудно поверить в то, что премьера « армен» не имела успеха: шл€геры здесь следуют один за другим с такой плотностью, какой не может похвастатьс€ больше ни одна из великих опер. ”вертюра, хабанера, куплеты “ореадора, сегидиль€, «÷ыганский танец» — вот лишь некоторые. ћожно лишь позавидовать тому, кто их еще не слышал.

 

–ихард ¬агнер

«“ангейзер»

¬ы наверн€ка вздрагивали в детстве при звуках «ѕолета валькирий» и слышали о ¬агнере много непри€тного. ѕостарайтесь составить о его музыке собственное мнение; если оперы ¬агнера дл€ вас слишком длинны, дл€ начала хватит и оркестровых фрагментов. Ќеверо€тно красива€ увертюра из оперы «“ангейзер» — самоценный шедевр, который наверн€ка вам понравитс€, независимо от сочувстви€ общественно-политическим взгл€дам автора.

 

ƒжузеппе ¬ерди

«“равиата»

«ƒон ∆уан», « армен» и «“равиата» — один из вариантов тройки лучших в мире опер. ќба€нию «“равиаты» невозможно противитьс€, даже если вы равнодушны к италь€нской опере: столь восхитительна музыка — светла€ и в то же врем€ пронизанна€ предчувствием беды. «наменита€ истори€ любви, котора€ рождаетс€ и умирает на наших глазах.

 

 лаудио ћонтеверди

«ќрфей»

Ћюбую из трех опер ћонтеверди бессмысленно помещать в какой бы то ни было список лучших опер: настолько самобытен этот италь€нский гений, фактически основавший оперу как жанр. Ќачните с «ќрфе€», тем более что открывающа€ его токката звучит отовсюду и наверн€ка вам известна: не сможете оторватьс€.

 

¬ольфганг јмадей ћоцарт

«ƒон ∆уан»

ќпера опер, главна€ дл€ всех времен и народов. Ќи в одной другой великой опере до такой степени не выдержан баланс между трагическим и комическим, высоким и низким, волей к жизни и неизбежностью смерти.  ак говорил —в€тослав –ихтер, «Così fan tutte» — мистика больша€, чем «ƒон ∆уан». “ам во всем виновата стату€, что она ожила... ј тут виновата женщина, что вообще на свет родилась».

 

¬ольфганг јмадей ћоцарт

«“ак поступают все женщины» («Così fan tutte»)

Ќемолодой циник дон јльфонсо беретс€ доказать двум юношам, что верность их невест — пон€тие относительное. ѕарни будто бы уход€т на войну, возвращаютс€ в облике влюбленных чужестранцев, и каждый ухаживает за невестой другого. ƒевушки не без удовольстви€ покор€ютс€ новой судьбе и собираютс€ замуж, но тут возвращаютс€ насто€щие женихи. ƒве свадьбы решают все же сыграть, хот€ счастливым не выгл€дит никто. ќпера о том, что женщины загадочнее и непредсказуемее мужчин.

 

Ћеош яначек

«ѕриключени€ лисички-плутовки»

 ак утверждает писатель ћилан  ундера, яначек совершил подвиг, открыв дл€ оперы мир прозы. ƒействительно, в основе мелодий яначека — человеческа€ речь во всей полноте ее психологических нюансов. «ѕриключени€ лисички-плутовки» — сама€ лирическа€ опера чешского композитора, повествующа€ о сосуществовании двух миров — мира людей и мира животных — и призывающа€ к их сближению.

 

јльбан Ѕерг

«¬оццек»

ћузыка, не похожа€ ни на что из слышанного вами прежде. —о второй или третьей попытки вы обнаружите, что €зык этой оперы о безумном солдате не так уж странен: просто композитор не сочин€ет мелодий, а кладет в основу музыки естественные интонации человеческой речи. –азница с яначеком, по мнению  ундеры, очевидна: «Ќемецкий экспрессионизм отличаетс€ предпочтительным отношением к избыточным душевным состо€ни€м, бреду, безумию. Ёкспрессионизм яначека — богатейший веер эмоций, тесное противопоставление нежности и грубости, €рости и успокоени€».

 

 урт ¬айль

«“рехгрошова€ опера»

—очинение, формально принадлежащее классике ’’ века, разошлось на шл€геры, перепетые дес€тки раз, начина€ с гениального «ћэкки-Ќожа» — одного из мелодических символов столети€. ’от€ ¬айль — крупнейший новатор в области академической музыки, ни один композитор его поколени€ не удостаивалс€ такого внимани€ поп- и рок-исполнителей.

 

»горь —травинский

«÷арь Ёдип»

Ќесхожие между собой «ѕетрушка» и «¬есна св€щенна€» все же не кажутс€ сочинени€ми двух разных авторов, тогда как в опере-оратории «÷арь Ёдип» вы уж точно не узнаете создател€ «ѕетрушки». Ќе случайно —травинского называли хамелеоном и человеком 1001 стил€. ¬ «Ёдипе» поют на латыни, а музыка — возможно, сама€ красива€ у —травинского — восходит к позднему барокко: никакой русской архаики, никаких блинов.

 

ƒмитрий Ўостакович

«Ћеди ћакбет ћценского уезда»

√лавными темами одной из ключевых опер ’’ века стали секс и насилие; именно поэтому вскоре после триумфальной премьеры в 1934-м она была официально запрещена самим —талиным в 1936-м. ќбратите особенное внимание на пл€ску гостей в третьем акте и пение каторжников в четвертом — услышав однажды, забыть это уже невозможно.

 

–ихард Ўтраус

«Ёлектра»

¬ основе оперы — истори€ гибели цар€ јгамемнона, убитого женой и ее любовником. ƒочь цар€ ненавидит мать и живет надеждой на возмездие. ƒвижима€ благородными побуждени€ми, героин€ ощущает себ€ орудием в руке Ѕожьей, и эта одержимость превращает ее в чудовище. ¬ первый же миг столь мрачной истории оркестр обрушивает на слушателей настолько безнадежную музыку, что волосы встают дыбом. ќпера, идуща€ без антракта почти два часа, подобна грандиозной симфонии, от которой не оторватьс€.

—оло. ‘ортепиано и скрипка



 

„арльз јйвз

«—оната « онкорд»

Ѕольше, чем соната, целое исследование на тему: может ли музыка выразить что-либо сверх того, что звучит? ќдно из важнейших фортепианных сочинений ’’ столети€ осталось незавершенным лишь потому, что так решил сам автор: «—оната кажетс€ мне незаконченной каждый раз, когда € играю ее. ¬озможно, € не откажу себе в удовольствии вообще ее не заканчивать». —оната пропитана бетховенской «темой судьбы», то восстанавливающей пор€док посреди хаоса, то разворачивающей повествование на 180 градусов.

 

»оганн —ебасть€н Ѕах

«’орошо темперированный клавир» (’“ )

¬еро€тно, самое совершенное произведение в истории музыки: два цикла по 24 прелюдии и фуги во всех существующих тональност€х подобны двум колоссальным готическим соборам, каждый из которых прекраснее другого. ѕервую прелюдию до мажор может подобрать на пианино почти любой; однако постепенно цикл становитс€ все сложнее. » все интереснее.

 

»оганн —ебасть€н Ѕах

—онаты и партиты дл€ скрипки соло

Ќе скучно ли в течение долгого времени слушать одинокую скрипку? Ќисколько — она может гораздо больше, чем мы можем себе представить. ѕо крайней мере, Ѕах стремитс€ к полному охвату ее возможностей. ∆емчужина цикла — знаменита€ чакона, пронзительнее которой нет музыки на свете.

 

Ћюдвиг ван Ѕетховен

—оната дл€ фортепиано є14

—реди 32 фортепианных сонат Ѕетховена «Ћунна€», возможно, не лучша€, но уж точно сама€ знаменита€; ее цитировали многие — от Ўостаковича до The Beatles. ћало какое сочинение на свете до такой степени переросло свои рамки, став символом неразделенной любви.

 

 лод ƒебюсси

ѕрелюдии

Cжата€ энциклопеди€ творчества великого композитора, причудливое сочетание романтизма и импрессионизма, давних традиций фортепианной музыки и парадоксов ’’ века. Ќазвани€ каждой прелюдии сто€т не в начале, а в конце нот, словно задают слушателю загадки, провер€€, верно ли тот уловил настроение пьесы, будь то «ѕаруса», «Ўаги на снегу», «“уманы» или «‘ейерверк».

 

ќливье ћессиан

«ƒвадцать взгл€дов на младенца »исуса»

ќдин из главных опусов ћессиана даже в год его столети€ чаще играли фрагментами, нежели целиком: слишком большой самоотдачи требует этот цикл.  рупнейшее фортепианное сочинение эпохи, с которым можно сравнить лишь 24 прелюдии и фуги Ўостаковича, — нетипичное дл€ середины ’’ века творение: где ирони€ и рефлекси€, где строгость и рассчитанность? Ёто грандиозна€ молитва, два с четвертью часа по преимуществу мажорной музыки с многочисленными повторами.

 

¬ольфганг јмадей ћоцарт

—оната дл€ фортепиано є11

¬сем известное “урецкое рондо на самом деле не самосто€тельна€ пьеса, а финал одной из сонат ћоцарта, другие части которой ничуть не менее восхитительны.  ак, собственно, и другие фортепианные сонаты ћоцарта, не говор€ уж о его же «‘антази€х».

 

ћодест ћусоргский

« артинки с выставки»

Ётот цикл известен прежде всего в оркестровке ћориса –авел€, котора€ воспринимаетс€ сегодн€ как гениальный, но весьма попсовый хит. ѕослушайте оригинальную версию « артинок», исходно написанных дл€ фортепиано: вы будете потр€сены тем, насколько это необычна€ и ничуть не хитова€ музыка.

 

Ќикколо ѕаганини

24 каприса дл€ скрипки соло

Ќовое слово в открытии возможностей скрипки и скрипачей, уже третье столетие остающеес€ тестом на виртуозность. Ћучше других известен последний, двадцать четвертый каприс — коротка€, но гениальна€ тема, вариации на которую писали многие великие композиторы.

 

Ёрик —ати

√имнопедии и другие сочинени€ дл€ фортепиано

’от€ —ати — композитор ’’ века, многие его сочинени€ по€вились еще в предыдущем столетии: в 1888 году написаны гимнопедии, предвосхитившие жанр easy listening. —ати также принадлежала иде€ музыки как ненав€зчивого фона — сегодн€ от нее некуда детьс€, а сто лет назад это было ново.

 

‘редерик Ўопен

24 прелюдии дл€ фортепиано

Ёнциклопеди€ музыкального романтизма и в то же врем€ пестрый калейдоскоп жанров: элеги€, мазурка, марш, песн€ без слов и многое другое. √лавное средство выразительности, приковывающее внимание слушател€, — контраст мажора и минора в каждой соседней паре прелюдий.

 

–оберт Ўуман

« рейслериана»

÷икл пьес-фантазий, название которому дал образ »оганнеса  рейслера — придуманного √офманом безумного капельмейстера, пугающего окружающих своей преданностью музыке. ќдно из лучших сочинений Ўумана, самого романтичного из когда-либо живших композиторов.

Ўедевры вокальной музыки



 

»оганн —ебасть€н Ѕах

 антаты

ѕомимо великолепных «—трастей» и мессы си минор Ѕахом написано свыше двухсот кантат. ≈ще в большей степени, чем весь этот список, они заслуживают слов «лучша€ музыка на свете». ¬ы заполните плейлист на много мес€цев вперед, если решите постепенно послушать их все. «а невозможностью выделить из лучших лучшие отметим три: «Ќебеса весел€тс€, ликует земл€» (BWV 31) с великолепным соло трубы в финале, « то будет веровать и креститьс€» (BWV 37) с чудесной арией «“ворит нам вера крыль€ дл€ души» и самую, веро€тно, знаменитую «— мен€ довольно» (BWV 82).

 

Ћучано Ѕерио

Ќародные песни

ѕоистине универсальное сочинение; Ѕерио, виднейший авангардист второй половины ’’ века, обработал р€д подлинных песен ≈вропы и јзии, добавив к ним пару своих. —лушатель, от авангарда далекий, обрадуетс€ тому, что и у авангардистов бывают сочинени€, кажущиес€ простыми и пон€тными.

 

Ѕенджамин Ѕриттен

¬оенный реквием

Ќеобычный состав: два оркестра с двум€ дирижерами, два хора, три солиста и орган. “енор, баритон и камерный оркестр отвечают за «военную» часть реквиема, в основу которой легли стихи поэта, погибшего на ѕервой мировой. —имфонический оркестр, хор и сопрано исполн€ют традиционные части реквиема от «Requiem æternam» и «Dies irae» до «Agnus Dei» и «Libera me». ”дивительный результат, непохожий как на заупокойные мессы предыдущих эпох, так и на нетрадиционные реквиемы века ’’.

 

јнтонио ¬ивальди

јрии из опер

—ледует послушать хот€ бы затем, чтобы знать: «¬ремена года» — не единственное и, возможно, даже не лучшее произведение ¬ивальди. ѕо крайней мере, сборник его арий в исполнении ћагдалены  ожены заставит вас на врем€ забыть о вечнозеленом шл€гере.

 

¬алерий √аврилин

«–усска€ тетрадь. Ќемецкие тетради»

¬ «–усской тетради» отразилс€ опыт √аврилина-фольклориста, и это глубоко национальное сочинение — аналог великих циклов Ўуберта и Ўумана. Ќо с чем сравнить «Ќемецкие тетради», написанный на стихи √ейне — самый что ни на есть шумановский материал?  ак объ€снить по€вление такого чудесного цикла, как «ѕерва€ немецка€ тетрадь», у студента-второкурсника, от которого профессор под угрозой двойки требует «что-то вокальное»? ¬еро€тно, только чудом.

 

√еорг ‘ридрих √ендель

«ћесси€»

¬ канун религиозных праздников «ћессию» исполн€ют во всем мире; с этим св€зана правдива€ истори€ об одном оркестранте. Ќа вопрос «„то с тобой случилось?» тот ответил: «” мен€ был кошмарный сон! ћне снилось, что € оп€ть играю «ћессию»! Ѕолее того, когда € проснулс€, это оказалось правдой!» Ћучшие исполнени€ «ћессии» не имеют с этой былью ничего общего, это поистине божественна€ музыка. «а три недели закончив «ћессию», √ендель сказал: «я думал, что открылось небо и € вижу “ворца».

 

√устав ћалер

ѕесни об умерших дет€х

ќдно из самых жутких сочинений в истории музыки: верим ли мы в судьбу, нет ли, однако вскоре после создани€ этого вокального цикла ћалер потер€л любимую дочь. ѕ€ть неверо€тно красивых и невыразимо печальных песен.

 

√устав ћалер

«ѕеснь о земле»

ѕерва€ симфони€, где от начала до конца поют, а большой оркестр звучит камерно — так, что слышны все инструменты. ѕоследнюю часть — «ѕрощание» — автор считал самоубийственной, однако к ней хочетс€ возвращатьс€ еще и еще.

 

ќливье ћессиан

“ри маленькие литургии Ѕожественного присутстви€

 атолицизм, изучение €зыка птиц и внимание к внеевропейским культурам — из этих черт складываетс€ творчество ћессиана, отдельное направление в музыке ’’ столети€. ’от€ €зык ћессиана не похож ни на чей, его музыка необыкновенно заразительна: послушайте литургии хот€ бы раз — и вы заметите, что напеваете их.

 

јльфред Ўнитке

«»стори€ доктора »оганна ‘ауста»

C «‘аустом» √ете кантата Ўнитке не имеет ничего общего: в ее основе — «Ќародна€ книга о ‘аусте» XVI века. √ениальна€ находка — ћефистофель, выступающий в двух обличи€х: дь€вол соблазн€ющий (контратенор), дь€вол насмехающийс€ и карающий (контральто). ’от€ запланированное участие јллы ѕугачевой в московской премьере отменилось, у зала дежурила конна€ милици€. ”нижение геро€ достигает пика в разухабистом танго с саксофонами, неожиданно вторгающемс€ в суровую музыку.

 

ƒмитрий Ўостакович

—имфони€ є14

’от€ предпоследн€€ симфони€ Ўостаковича посв€щена Ѕриттену, теснее она св€зана с ћалером. ѕо существу, это продолжение его «ѕесни о земле», симфони€-кантата с участием двух певцов, полностью посв€щенна€ смерти. ƒаже среди мрачных симфоний Ўостаковича эта в особенности полна депрессивности и чувства одиночества. ƒва голоса объедин€ютс€ лишь дл€ того, чтобы спеть в финале: «¬севластна смерть. ќна на страже и в счасть€ час».

 

‘ранц Ўуберт

««имний путь»

¬ершина мировой вокальной музыки: 24 песни, объединенные общим горьким настроением и мрачными образами природы. ‘инальна€, «Ўарманщик», — одна из самых безысходных песен Ўуберта (а у него их около 600!): тосклива€ мелоди€ звучит на фоне унылых, однообразных звуков шарманки.

¬еликие симфонии



 

√ектор Ѕерлиоз

‘антастическа€ симфони€

ќдин из первых — возможно, наиболее €ркий — образцов программной музыки: то есть музыки, которой предпослан конкретный сценарий. »стори€ безответной любви Ѕерлиоза к ирландской актрисе ’арриет —митсон легла в основу шедевра, где есть и «ћечтани€», и «Ѕал», и «—цена в пол€х», и «Ўествие на казнь», и даже «—он в ночь шабаша».

 

Ћюдвиг ван Ѕетховен

—имфони€ є7

»з трех самых известных симфоний Ѕетховена начать лучше не с ѕ€той с ее «темой судьбы» и не с ƒев€той с ее финалом «ќбнимитесь, миллионы». ¬ —едьмой куда меньше пафоса и больше юмора, а гениальна€ втора€ часть знакома даже далеким от классики слушател€м по обработке группы Deep Purple.

 

»оганнес Ѕрамс

—имфони€ є3

ѕервую симфонию Ѕрамса называли ƒес€той симфонией Ѕетховена, име€ в виду преемственность традиции. Ќо если дев€ть симфоний Ѕетховена неравноценны, то из четырех симфоний Ѕрамса кажда€ шедевр. ѕомпезное начало “ретьей — лишь €рка€ обложка дл€ глубоко лирического высказывани€, достигающего апоге€ в незабываемом аллегретто.

 

јнтон Ѕрукнер

—имфони€ є7

ѕреемником Ѕрукнера считаетс€ ћалер; на фоне его полотен, подобных американским горкам, симфонии Ѕрукнера могут показатьс€ нудноватыми — особенно их бесконечные адажио. ¬прочем, за каждым адажио следует захватывающее скерцо, а —едьма€ симфони€ не даст вам заскучать с первой же части, задумчивой и прот€жной. Ќе менее хороши финал, скерцо и посв€щенное пам€ти ¬агнера адажио.

 

…озеф √айдн

—имфони€ є45 «ѕрощальна€»

 ажетс€, невозможно писать проще √айдна, но в этой обманчивой простоте и заключен главный секрет его мастерства. »з ста четырех его симфоний лишь одиннадцать написаны в миноре, и лучша€ среди них — «ѕрощальна€», в финале которой музыканты по одному уход€т со сцены. »менно у √айдна позаимствовала этот прием группа Nautilus Pompilius дл€ исполнени€ песни «√удбай, јмерика».

 

…озеф √айдн

—имфони€ є90

Ќа фоне порывистой «ѕрощальной» более поздние симфонии √айдна гораздо уравновешеннее и позитивнее. ќни полны особой теплоты, безыскусной красоты и гармонии. », конечно, юмора: последнюю часть симфонии венчает «ложный» финал, который даже искушенна€ публика принимает за насто€щий и начинает аплодировать, когда оркестр еще играет.

 

јнтонин ƒворжак

—имфони€ є9 «»з Ќового —вета»

—обира€ материал дл€ симфонии, ƒворжак изучал национальную музыку јмерики, однако обошелс€ без цитировани€, стрем€сь воплотить в первую очередь ее дух. —имфони€ во многом восходит и к Ѕрамсу, и к Ѕетховену, но лишена присущей их опусам помпезности.

 

√устав ћалер

—имфони€ є5

ƒве лучшие симфонии ћалера кажутс€ похожими друг на друга лишь поначалу. —м€тение первых частей ѕ€той приводит к хрестоматийному адажиетто, полному томлени€, многократно использовавшемус€ в кино и в театре. ј зловещим фанфарам вступлени€ отвечает вполне традиционный оптимистичный финал.

 

√устав ћалер

—имфони€ є6

 то бы мог подумать, что следующа€ симфони€ ћалера будет представл€ть собой самую мрачную и безнадежную музыку в мире!  омпозитор как будто оплакивает все человечество: подобное настроение утверждаетс€ с первых же нот и лишь усугубл€етс€ к финалу, не содержащему ни луча надежды. Ќе дл€ слабонервных.

 

√устав ћалер

—имфони€ є7

“рилогию завершает симфони€-загадка. ѕрин€то считать ее неудобной дл€ исполнени€ и воспри€ти€, хот€ это насто€щий праздник музыки: если в остальных симфони€х ћалера волей-неволей все же отыскиваешь конфликт, здесь его найти практически невозможно. ќстаетс€ лишь гадать, почему между крайними част€ми —едьмой помещена как бы еще одна внутренн€€ симфони€ из двух октюрнов и центрального скерцо.

 

¬ольфганг јмадей ћоцарт

—имфони€ є25

—реди сорока с лишним симфоний ћоцарта лишь две написаны в минорной тональности, причем в одной и той же: соль минор объедин€ет целый р€д ключевых его произведений. ƒвадцать п€тую и —ороковую раздел€ет п€тнадцать лет, в случае ћоцарта — почти полжизни. ќбе одинаково печальны, но если —орокова€ разворачиваетс€ задумчиво и неторопливо, ƒвадцать п€та€ обрушиваетс€ на вас со всей стремительностью эпохи «бури и натиска».

 

¬ольфганг јмадей ћоцарт

—имфони€ є40

≈ще один суперхит, начало которого вызывает невольное раздражение. ѕостарайтесь настроить слух так, будто слышите —ороковую впервые (еще лучше, если так и есть): это поможет вам пережить гениальную, хот€ и донельз€ избитую первую часть и узнать, что за ней следуют не менее прекрасные втора€, треть€ и четверта€.

 

—ергей ѕрокофьев

 лассическа€ симфони€

Ќазвание симфонии ѕрокофьев объ€сн€л так: «»з озорства, чтобы подразнить гусей, и в тайной надежде, что… обыграю €, если с течением времени симфони€ так классической и окажетс€». ѕосле р€да дерзких сочинений, взбудораживших публику, ѕрокофьев сочинил симфонию в духе √айдна; она стала классикой почти сразу, хот€ другие его симфонии не имеют с ней ничего общего.

 

ѕетр „айковский

—имфони€ є5

ѕ€та€ симфони€ „айковского не так попул€рна, как его балеты, хот€ ее мелодический потенциал ничуть не ниже; из любых двух-трех ее минут мог бы сделать шл€гер, к примеру, ѕол ћаккартни. ’отите пон€ть, что такое симфони€, — послушайте ѕ€тую „айковского, один из лучших и наиболее цельных образцов жанра.

 

ƒмитрий Ўостакович

—имфони€ є5

¬ 1936 году Ўостакович был подвергнут шельмованию на государственном уровне. ¬ ответ, призвав на помощь тени Ѕаха, Ѕетховена, ћалера и ћусоргского, композитор создал произведение, ставшее классикой уже в момент премьеры. ѕо легенде, Ѕорис ѕастернак говорил о симфонии и ее авторе: «¬се, что хотел, сказал — и ничего ему за это не было».

 

ƒмитрий Ўостакович

—имфони€ є7

ќдин из музыкальных символов ’’ века и уж точно главный музыкальный символ ¬торой мировой войны. ¬крадчива€ барабанна€ дробь начинает знаменитую «тему нашестви€», иллюстрирующую не только фашизм или сталинизм, но и любую историческую эпоху, основой которой €вл€етс€ насилие.

 

‘ранц Ўуберт.** Ќеоконченна€ симфони€

¬осьмую симфонию называют Ќеоконченной — вместо четырех частей здесь всего две; однако они столь насыщенны и сильны, что воспринимаютс€ как законченное целое. ќстановив работу над произведением, композитор больше к нему не притрагивалс€.

 

Ѕела Ѕарток

 онцерт дл€ оркестра

Ѕартока знают в первую очередь как автора бесчисленных пьес дл€ музыкальных школ. ќ том, что это далеко не весь Ѕарток, говорит его концерт, где пародийности сопутствует строгость, а изощренной технике — веселые народные напевы. ‘актически — прощальна€ симфони€ Ѕартока, как и «—имфонические танцы» –ахманинова.

 

—ергей –ахманинов

«—имфонические танцы»

ѕоследний опус –ахманинова — шедевр небывалой мощи. Ќачало словно предупреждает о землетр€сении — это и предвестие ужасов войны, и осознание конца романтической эпохи в музыке. –ахманинов называл «“анцы» своим лучшим и любимым сочинением.

—окровища камерной музыки



 

»оганнес Ѕрамс

—оната дл€ скрипки и фортепиано є3

 амерный ансамбль — один из тончайших видов музицировани€: скрипична€ соната, фортепианное трио или струнный квартет часто могут выразить гораздо больше, чем балет или симфони€. —иноним камерной музыки — им€ Ѕрамса, у которого каждое камерное сочинение — шедевр. ¬ том числе эта соната, незабываемое начало которой рождаетс€ из фразы, как бы прерванной на полуслове.

 

Ћюдвиг ван Ѕетховен

—трунный квартет є11 «Serioso»

ѕоздние квартеты Ѕетховена — одна из вершин камерной музыки. ѕеред этим композитор не писал их почти п€тнадцать лет, сделав паузу после гениального квартета фа минор с подзаголовком «Serioso» — «—ерьезный». Ќесмотр€ на лаконичность, он неверо€тно богат иде€ми и сменами настроений, особенно быстра€ часть, интонаци€ которой без остановки мечетс€ между вопросительной и утвердительной.

 

»оганнес Ѕрамс

 вартет дл€ фортепиано, скрипки, альта и виолончели є1

≈ще одна жемчужина, где сюрпризов полна кажда€ из глав, особенно две последние: разве не удивителен этот ликующий марш посередине лирической части? –азве финальное «–ондо в венгерском стиле» не оставл€ет далеко позади любой из «¬енгерских танцев»?  вартет создан Ѕрамсом задолго до его ѕервой симфонии, но четырем инструментам даровано такое богатство мелодий и созвучий, что его хватило бы и целому оркестру.

 

јнтонин ƒворжак

 винтет дл€ фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели є2

¬торой квинтет ƒворжака создан в 1887 году, через четверть века после квартета Ѕрамса. ≈ще одно позднеромантическое сочинение, еще более контрастное и еще более густо приправленное восточноевропейскими мотивами — здесь есть место и украинской думке, и богемским танцам. √лавных героев здесь трое: виолончель и альт, чьими соло открываютс€ перва€ и втора€ части, а также фортепиано, соедин€ющее ткань квинтета невидимыми нит€ми.

 

¬ольфганг јмадей ћоцарт

—оната дл€ скрипки и фортепиано є21

—ама€ грустна€ музыка на свете.

 

—езар ‘ранк

—оната дл€ скрипки и фортепиано

ќдна из лучших когда-либо написанных скрипичных сонат — вполне романтическое сочинение, изо всех сил стрем€щеес€ за рамки романтизма. Ѕез сомнени€, вы с первого раза запомните удивительно красивую первую фразу, и не только ее.

 

ѕетр „айковский

«ѕам€ти великого артиста»

ƒл€ многих „айковский — «ўелкунчик», «—п€ща€ красавица», ѕервый фортепианный концерт. Ќичего общего с этими сочинени€ми не имеет трио «ѕам€ти великого художника» — трагичное, глубоко интимное высказывание, лишенное какой бы то ни было т€желовесности и помпезности. “акого „айковского вы еще не слышали.

 

ƒмитрий Ўостакович

—трунный квартет є8

Ќазвание «ѕам€ти жертв фашизма и войны» — лишь прикрытие дл€ подлинного названи€, которое имел в виду Ўостакович: «ѕам€ти автора этого квартета». ќтнюдь не последнее сочинение композитора тем не менее стало его пам€тником самому себе: скорбна€ эпитафи€, прослоенна€ цитатами из лучших сочинений Ўостаковича.

 

‘ранц Ўуберт

‘ортепианное трио є2

 амерные сочинени€ Ўуберта ничуть не менее выразительны и проникновенны, чем вокальные. ѕримером тому — трио дл€ фортепиано, скрипки и виолончели: основна€ тема его второй части запоминаетс€ с первого раза и на всю жизнь, проверьте.

 лассика XX века



 

„арльз јйвз

«¬опрос, оставшийс€ без ответа»

ћаленький шедевр — ключ ко всей музыке ’’ века: струнные играют одно, флейты — другое, труба — третье. «апоминающейс€ мелодии нет, однако звучит красиво и завораживающе.

 

јрнольд Ўенберг

—еренада

≈ще один, нар€ду с «¬оццеком», пример «додекафонии с человеческим лицом». ’от€ напеть несколько тактов серенады едва ли кому-нибудь удастс€, она полна драйва и юмора: среди инструментов — гитара и мандолина, придающие холодноватому звучанию ансамбл€ некоторую неформальность и даже народность.

 

јрнольд Ўенберг

«Ћунный ѕьеро»

≈сли серенада — пример строгого, сложившегос€ стил€, то «Ћунный ѕьеро» — лишь его поиски: Ўенберг еще не открыл додекафонию, но уже отказалс€ от тональности, от мажора и минора. ѕод аккомпанемент небольшого ансамбл€ звучит вокальна€ парти€ в манере речевого пени€ — посередине между пением и возбужденной человеческой речью. ќдно из самых революционных сочинений ’’ века.

 

ѕьер Ѕулез

«ћолоток без мастера»

ћузыкант, создавший эталонные записи сочинений Ўенберга, откликнулс€ на его смерть статьей с вызывающим названием «Ўенберг мертв». ј три года спуст€ по€вилс€ «ћолоток без мастера» дл€ голоса и ансамбл€, своего рода «Ћунный ѕьеро» второй половины ’’ века. —травинский, определивший «Ћунного ѕьеро» как солнечное сплетение новой музыки, позже без колебаний назовет «ћолоток без мастера» лучшим современным сочинением, звучащим «так, как будто кубики льда звен€т, сталкива€сь в стакане».

 

 лод ƒебюсси

«ѕослеполуденный отдых фавна»

ƒень премьеры сочинени€ — 22 декабр€ 1894 года — стал днем рождени€ музыкального импрессионизма. «‘авн» начинаетс€ с незабываемого соло флейты, открывшего новые горизонты в мировой музыке.

 

«олтан  одай

«“анцы из √аланты»

Ёффектна€ пьеса, основанна€ на подлинных народных мелоди€х, где медленные темпы смен€ютс€ такими быстрыми, что захватывает дух. Ёта смена темпов — характерна€ особенность вербункоша, венгерского танца, исполн€вшегос€ на пунктах вербовки и на проводах в армию. ѕ€тнадцать минут чистой радости.

 

ƒариус ћийо

«—отворение мира»

‘ранцузские композиторы из группы «Ўестерка» предложили европейский вариант того, что удалось √ершвину: соединить классическую традицию с джазом и звуками большого города, повернувшись лицом к простым формам и броским мелоди€м. ќсобенно преуспел ћийо с его балетами «Ѕык на крыше» и «—отворение мира». « ак, и это тоже классика!?» — спросите вы. Ѕезусловно, да.

 

јртюр ќнеггер

«ѕасифик 231»

≈ще один музыкальный символ ’’ века в целом и технического прогресса в частности. «акончив энергичную оркестровую пьесу, автор шутки ради дал ей название самого мощного в мире паровоза. ѕублика прин€ла шутку всерьез, услышав в «ѕасифике» звуковой портрет паровоза, который разгон€етс€, гудит и затем тормозит; отлична€ музыка, дающа€ большой простор воображению.

 

 шиштоф ѕендерецкий

«ѕлач по жертвам ’иросимы»

ѕьесу, как и «ѕасифик 231», прославило в первую очередь название. Ќаписанна€ самым что ни на есть продвинутым дл€ середины ’’ века €зыком, партитура не имела успеха под первоначальным именем «8.37», однако под новым стала весьма попул€рна, хот€ не изменилось ни ноты. Ќасколько позитивен «ѕасифик», настолько же депрессивен «ѕлач», хот€ познакомитьс€ с ним, безусловно, следует.

 

—ергей ѕрокофьев

«–омео и ƒжульетта»

Ћучшее из музыкальных воплощений шекспировской трагедии, насчитывающее несколько шл€геров — в первую очередь, всем известную тему «“анец рыцарей» (попул€рную под названием «ћонтекки и  апулетти»). ”дивительно, что Ѕольшой театр, по заказу которого был написан балет, поначалу отверг его, сочт€ музыку несценичной и немыслимой дл€ театра.

 

ћорис –авель

«Ѕолеро»

Ѕарабанна€ дробь, флейта играет обманчиво простую тему, которую постепенно подхватывают другие инструменты оркестра. ¬роде бы нехитра€ схема, однако слушатель все равно останетс€ с открытым ртом, даже если знает «Ѕолеро» наизусть.

 

ћорис –авель

¬альс

»з не€сного гула постепенно проступает типичный венский вальс. “анцующие кружатс€ всЄ стремительнее, наконец у этой взбесившейс€ музыкальной шкатулки лопаетс€ пружина. ∆уткое и совершенное изображение конца прекрасной эпохи, которую сменил век мировых войн.

 

јрво ѕ€рт

«Fratres»

ѕ€рт — наиболее исполн€емый современный композитор, его сочинени€ звучат в мире сотни раз в год. ¬ середине 1970-х ѕ€рт пришел от авангарда к тихой медленной музыке, оказавшейс€ необыкновенно востребованной: многие любители ѕ€рта далеки от классики и воспринимают его опусы как своего рода музыкальное успокоительное. Ёталонное сочинение — «Fratres», в каждой из многочисленных редакций звучащее по-разному, но не тер€ющее интонации печального знака вопроса.

 

—тив –айх

«Different Trains»

≈ще один живой классик, некогда слывший авангардистом. «ƒругие поезда» — пам€тник жертвам холокоста: поездам своего детства, на которых он не раз пересекал јмерику, –айх противопоставл€ет другие, отправл€вшие его европейских ровесников в концлагер€. —очинение написано дл€ струнного квартета и фонограммы, в которую включены стук колес, паровозные гудки, рассказы переживших холокост. ‘рагменты человеческой речи, записанные нотами, стали основой инструментальных партий. »деально дл€ первой встречи с –айхом.

 

»горь —травинский

«ѕетрушка»

ќдно из наиболее совершенных выражений русского духа в музыке: ћасленица, шарманка, гармошка, цыгане, дрессированный медведь, «¬доль по ѕитерской», «јх вы, сени мои, сени», карнавал, веселье, блины.

 

»горь —травинский

«¬есна св€щенна€»

ѕолна€ противоположность «ѕетрушке»: €зычество, страх смерти, медленные мрачные хороводы, жертвоприношение в надежде умилостивить стихию, напрочь снос€щие крышу созвучи€ — одна из наиболее революционных и скандальных партитур в истории музыки.

 

јльфред Ўнитке

Concerto grosso є1

¬изитна€ карточка главного советского композитора после Ўостаковича: элементы взаимоисключающих стилей сливаютс€ здесь в единое целое. «¬ рамках Concerto grosso € ввел бойкий детский хорал, ностальгически-атональную серенаду — трио, гарантированно подлинного  орелли (сделано в ———–) и любимое танго моей бабушки, которое играет ее прабабушка на клавесине».

 

јльфред Ўнитке

«–евизска€ сказка»

»деальный вариант знакомства с музыкой Ўнитке дл€ тех, кто считает ее слишком сложной. —очетание клавесина с эстрадными инструментами создает многоплановое пространство, где есть место и бетховенской «теме судьбы», и пародии на √айдна, чьи интонации доведены до слащавости, и тен€м ћоцарта и „айковского, танцующим танго и канкан.

ѕросто шедевры



 

»оганн —ебасть€н Ѕах

—юиты дл€ оркестра є2 и 3

ѕо сравнению с ’“  две сюиты звучат как легка€ музыка, тем более что кажда€ содержит как минимум по одному суперхиту: соответственно «Ўутка» и «јри€», давно разошедшиес€ по рингтонам и телерадиозаставкам. ќднако такое могло бы случитьс€ и с другими фрагментами этих сюит, изобилующих €ркими мелоди€ми.

 

»оганнес Ѕрамс

«¬енгерские танцы»

≈сли симфонический оркестр играет на бис, в одном случае из трех дирижер выберет ѕервый «¬енгерский танец»; в крайнем случае — п€тый. ƒва дес€тка миниатюр дл€ двух фортепиано, позже переложенные дл€ оркестра, создавались на основе подлинных венгерских мелодий; результат — 21 образцовый бис.

 

Ёдвард √риг

«ѕер √юнт»

ƒрама »бсена «ѕер √юнт» всемирно известна, а музыка √рига, написанна€ к ее премьере, еще попул€рнее: «ѕесню —ольвейг» и «¬ пещере горного корол€» вы, несомненно, знаете. Ќе откажите себе в удовольствии послушать «ѕера √юнта» целиком.

 

јлександр —кр€бин

«ѕрометей»

¬ последнем и, возможно, наиболее значительном своем симфоническом сочинении —кр€бин стремилс€ выразить идею торжества духа, добитьс€ предельной лучезарности. ѕоэтому «ѕрометей» (он же «ѕоэма огн€») написан не только дл€ оркестра, фортепиано, органа и хора, но и дл€ световой клавиатуры, погружающей концертный зал в си€ние того или иного цвета. ¬прочем, и сама по себе музыка «ѕромете€» буквально переполнена солнечным светом.

 

Ѕедржих —метана

«ћо€ родина»

÷икл симфонических поэм — музыкальный портрет „ехии, ее истории, природы и легенд. ќсобенно попул€рна «¬лтава», в которой слышны и течение реки, и охота в лесу на ее берегах, и ночные хороводы русалок. √лавна€ тема восходит к италь€нской песне XVII века «La Mantovana». ѕозднее эта же мелоди€ легла в основу гимна »зраил€.

 

Ќиколай –имский- орсаков

«Ўехеразада»

—начала автор дал част€м сюиты имена: «ћоре и —индбадов корабль», «‘антастический рассказ царевича  алендера», «÷аревич и царевна», «Ѕагдадский праздник. ћоре.  орабль разбиваетс€ о скалу с медным всадником. «аключение», однако позже решил их сн€ть. “ем не менее они хорошо известны, и, слуша€ музыку, мы поневоле ассоциируем скрипку с голосом Ўехеразады, возгласы духовых — с бурей на море, соло флейты — с кораблем —индбада-морехода. ќдин из лучших образцов программной музыки.

 

–ихард Ўтраус

«ƒон  ихот»

»з сочинений Ўтрауса наиболее известна поэма «“ак говорил «аратустра», вступление которой служит заставкой передаче «„то? √де?  огда?». ќднако «ƒон  ихот», где от имени знаменитого рыцар€ поет виолончель, куда более богат неожиданными поворотами и, как мало кака€ музыка на свете, напоминает захватывающее кино.

–убрики:  ћузыкальна€ шкатулка


ѕроцитировано 191 раз
ѕонравилось: 116 пользовател€м



„ингиз   обратитьс€ по имени ¬торник, 29 ƒекабр€ 2015 г. 21:07 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 29 ƒекабр€ 2015 г. 21:58ссылка
ѕожалуйста!
»н-€на   обратитьс€ по имени ¬торник, 29 ƒекабр€ 2015 г. 22:33 (ссылка)
ѕривет, ¬олод€!
121935852_aramat_011H (290x290, 155Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 29 ƒекабр€ 2015 г. 22:56ссылка
ѕривет, Ћюда!  лассика - мо€ слабость!
’аритоныч   обратитьс€ по имени ¬торник, 29 ƒекабр€ 2015 г. 22:35 (ссылка)
—охраню и пошлю своим. ј твои слушают?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 29 ƒекабр€ 2015 г. 23:00ссылка
"ћоих" в семье - € да супруга (сын живет отдельно в другом городе. –одину защищает...).  лассику она слушает, но чтоб был тихий звук. ѕоэтому, классикой ни с кем не делюсь. Ќаушники нацепил и улетел в нирвану!... ј еще люблю джаз, соул и нью-эйдж!...
Anael1949   обратитьс€ по имени —реда, 30 ƒекабр€ 2015 г. 10:37 (ссылка)
¬от это клад, спасибо! — Ќаступающим Ќовым √одом! ѕусть он будет самым счастливым и удачным!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 30 ƒекабр€ 2015 г. 12:17ссылка
» ¬ас с наступающим Ќовым годом! ѕусть всех нас окружает красива€ музыка и удача!
TimOlya   обратитьс€ по имени „етверг, 31 ƒекабр€ 2015 г. 09:41 (ссылка)
— благодарностью и наилучшими пожелани€ми !
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику
¬алентина-л   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 01 январ€ 2016 г. 11:54 (ссылка)
— благодарностью.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 01 январ€ 2016 г. 12:29ссылка
ѕожалуйста, ¬ал€!
Lada_Vitalina   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 08 январ€ 2016 г. 08:41 (ссылка)
¬еликолепный пост!!! —ѕј—»Ѕќ!!! —часть€ и благополучи€ в Ќовом году!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 08 январ€ 2016 г. 13:28ссылка
ѕожалуйста! » ¬ам всех благ!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] 2 3 [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку