Еще совсем недавно частные винные погреба в нашей стране можно
было пересчитать по пальцам. Сейчас ситуация меняется. Визиты
именитых производителей вина и дегустации следуют одна за другой,
а в виноторговые компании обращаются все новые желающие обустроить
собственный погреб. За какие деньги можно обзавестись винным
подвалом в России, пыталась выяснить Аля Харченко.
За семью печатями.
То, что традиционно люди в России не хотят афишировать
собственную обеспеченность в любых формах,-- не новость. Но
единодушное упорство, которое проявили владельцы частных погребов
в нежелании обсуждать эту тему, сравнимо только с поведением
профессионального разведчика, не выдающего врагу государственную
тайну даже под пытками.
При этом никаких проблем с отсутствием спроса на заказы по
формированию частных погребов дистрибуторы дорогого алкоголя не
испытывают. Руководители отечественных виноторговых компаний в
один голос говорят о необыкновенном подъеме на рынке потребления
вина и явном повышении уровня культуры клиента. Эрик Фуро,
представитель компании, дистрибутирующей вина барона Эдмона де
Ротшильда, в недавней беседе заявил, что именно Россию он
рассматривает в качестве одного из самых перспективных рынков
сбыта своей продукции. Так что ситуация складывается
парадоксальная: дорогие вина успешно продаются, но кто же является
их потребителем, большей частью остается тайной.
Анализировать положение с частными погребами еще сложнее.
Во-первых, слишком велика разница между ценителем и потребителем
вина - и владельцем именно винного погреба. Во-вторых, далеко не
все из тех, кто увлекался вином всерьез, со временем сохраняют к
нему интерес. Например, член Совета федерации Виталий Малкин, одно
время занимавшийся вином профессионально, впоследствии к предмету
охладел. До создания своего подвала не дозрел и Александр Гафин:
по словам вице-президента Альфа-банка, его винная коллекция
складывалась в основном из того, что было кем-то подарено, и
"специализации только на красном или только на старом" у него нет.
Есть в России хоть и редкие, но приятные исключения из правил:
собственными погребами владеют, к примеру, художественный
руководитель Санкт-Петербургской филармонии Юрий Темирканов и
главный редактор газеты "Московские новости" Евгений Киселев.
Правда, и тот и другой от обсуждения темы вежливо уклонились.
В отличие от покупателей продавцы вин оказались куда более
откровенны. "Есть несколько типажей покупателей. Достаточно
широкий сегмент людей, которые что-то покупают и начинают
разбираться в вине. Но большинство людей, которые имеют погреба,
заводят их просто как вещественное подтверждение своего статуса.
Это люди, которые живут на Рублевке, имеют там свой дом, где
изначально по проекту предполагается подвал. И его чем-то надо
заполнять",-- говорит менеджер по работе с частными клиентами
компании МБГ Лада Зайко.
В компании, предлагающие свои услуги по строительству погребов
и подбору коллекции, будущие клиенты приходят в основном по
рекомендации знакомых. "Поскольку общаются владельцы подвалов в
основном с людьми своего круга, то после того, как кто-то из
гостей увидел многоярусные стеллажи с вином и сказал: 'Ух ты, и я
такой хочу!', его направляют ко мне",-- рассказывает госпожа
Зайко. Самое сложное начинается в тот момент, когда консультант и
будущий клиент пытаются определить, какое именно вино необходимо в
будущем погребе.
По мнению продавцов, большая часть людей, которые собираются
делать погреб, ничего в вине не понимают. Они еще могут сказать,
что любят красное и не очень сухое, но это - максимум. Гораздо
больше, чем профессиональные тонкости, их заботит цена. Такие люди
ориентируются в основном на среднюю стоимость вина - v20-50 за
бутылку. Есть и другая, гораздо более малочисленная категория
людей, которые вино часто пробуют, ищут новинки, читают
специальную литературу. Эти люди сразу определяют, какой процент
бордоских вин и из каких конкретно замков они хотели бы иметь,
знают года удачных урожаев. С такими людьми работать куда сложнее:
они слишком хорошо ориентируются на рынке, знают цены вин не
только московских дистрибуторов, но самих виноделов.
Для того чтобы упростить задачу выявления тайных и явных винных
привязанностей, у опытных менеджеров существует нечто вроде
анкеты. Клиенту предлагается заполнить графы с вопросами вроде:
"Необходимый процент вин из региона Лангедок--Русийон" и "Страны и
производители, продукция которых нежелательна в коллекции", после
чего консультант составляет список из нескольких десятков
предлагаемых позиций.
С первоначального списка предложений работа по составлению
коллекции только начинается. По словам Лады Зайко, часто одни
названия вин для клиента остаются пустым звуком: "Так как эти люди
плохо ориентируются в вине, они не могут ткнуть пальцем и сказать
мне: 'Хочу это или то'. Поэтому вся инициатива принадлежит мне.
Больше всего это похоже на школу: ты указываешь не только название
позиции, но расписываешь ее значимость. С продвинутыми
потребителями беседа идет, конечно, на другом уровне: тут уже
обсуждаются нюансы винтажей".
Вопрос итоговой стоимости погреба странным образом не
первостепенен как для продвинутых виноманов, так и для неофитов:
первые понимают стоимость вина, вторые изначально рассматривают
погреб как имиджевый проект и готовы вложиться в него, что
называется, "по полной". Минимальные затраты на формирование
приличной коллекции составят $20 тыс. К этой сумме нужно
приплюсовать стоимость строительства, шкафов и дорогих установок
климат-контроля (они отвечают за поддержание стабильного уровня
влажности в помещении и, по самым скромным подсчетам, обходятся в
несколько тысяч). В результате получается итоговая цена - $40-100
тыс. Услуги самого консультанта по составлению коллекции обычно
бесплатны. Впрочем, затраты можно существенно минимизировать.
Сами с руками.
Образ типичного клиента с Рублевки, нарисованный госпожой
Зайко, никак не вяжется с Ларисой Бебой, построившей винный погреб
практически своими руками. На вопрос о том, почему бы было не
ограничиться простым винным шкафом, хозяйка трехэтажного особняка
в Жуковке отвечает одним словом: "Дорого". "Первым моим
приобретением был винный шкаф, причем не Eurocave, а Electrolux.
Eurocave - это было первое, что стало возможно на нашем рынке.
Помню, я его увидела, подумала, какой красивенький, но когда
услышала о цене в $5,5 тыс., то поняла, что пришло время создавать
собственный подвал",-- говорит госпожа Беба.
Затраты на постройку погреба были невелики еще и потому, что
хозяевам повезло с природной влажностью помещения и отсутствием
вибраций, которые вину совсем не на пользу. Кирпичные своды,
вымощенный камнем пол, дизайн стеллажей и светильников закончившая
антикварные курсы Лариса Беба придумывала вместе с мужем. "Все
работы велись месяца два. Надо было сделать своды с каркасами из
дерева, выложить их кирпичом и потом очень долго ждать, пока
выветрятся все посторонние запахи,-- рассказывает госпожа Беба.--
Никого постороннего в помощь я звать не хотела, потому что все,
что есть в этом доме, сделано нашими руками".
Итоговую стоимость строительства своего подвала Лариса Беба
оценивает всего в пару тысяч долларов. "Облицовочный кирпич и
камень стоят копейки, потому что производятся у нас в России.
Доски лежат в каждом магазине, морилка самая обычная. Шкафы
придуманы по нашим чертежам. Самое дорогое здесь - это система
климат-контроля. Но она стоит в пределах $1000-1200, что намного
меньше, чем холодильник даже от Electrolux".
К содержимому погреба его хозяйка подходит с тем же
практицизмом, что и к строительству: "Тратить деньги на то, чтобы
приобретать хорошее вино в супермаркете,-- это блажь. Если ты
покупаешь себе вино в небольших количествах для хранения, надо
работать с поставщиками напрямую. Экономичность - прежде всего.
Ты закладываешь любимые вина - те, которые ты знаешь, пробовал на
дегустациях здесь или за рубежом. И покупать их надо у своих
поставщиков, по нормальной цене".
На вопрос о том, в каких случаях целесообразно вообще заводить
собственный погреб, Лариса Беба отвечает не раздумывая:
"Во-первых, конечно, когда есть свой дом - все 'погреба' в
квартирах и офисах - полная ерунда. Погреб нужен, когда хозяева
пьют вино в больших количествах, когда в дом к ним приходят гости,
которые тоже любят пить не просто красное под шашлыки. Но главное,
чтобы в подвале хранились вина, любимые и выбранные хозяевами. Я в
своем подвале любую бутылку найду на ощупь, без всяких надписей и
стикеров на полках. А делать себе дорогой погреб только для того,
чтобы поддержать имидж успешного человека,-- абсолютная глупость".
<$>
//Источник информации: Деньги (еженедельник) //Дата источника: 26.04.2004
фрс