Урок 14. Режим SCN |
Многие любительские цифровые фотоаппараты не позволяют настроить экспозиционные параметры вручную. Более продвинутые фотокамеры позволяют вам выбрать приоритет затвора или диафрагмы в зависимости от характера предстоящей съёмки. Однако, большинство недорогих моделей фотоаппаратов позволяют автоматизировать этот процесс, и не задумываться над тем, о чем мы говорили в предыдущих уроках этого курса. Вы просто выбираете вид фотосъёмки, а фотоаппарат настраивается автоматически, по программе, заранее подготовленной производителем фотокамеры.
Автоматические настройки фотоаппарата требующие просто выбрать тип предполагаемого сюжета часто называют программными, предустановленными или просто сценами. К ним относятся часто встречающиеся виды съёмки, такие как: пейзаж, портрет, ночная съёмка, пляж или снег, спорт и т.д. Разные модели фотоаппаратов имеют разный набор таких настроек. В стандартных условиях освещения, программные настройки фотоаппарата существенно могут облегчить выбор режима экспозиции, причем в недорогих фотоаппаратх они дают гораздо лучший результат, чем режим AUTO. Более продвинутые, полупрофессиональные модели фотоаппаратов позволяют фотографу полностью контролировать экспозиционные параметры. Если вам нравиться просто навести фотоаппарат на объект и нажать на спуск, то вы можете установить режим SCN (СЦеНа - англ. SCeNе), выбрать подходящую сцену и снимать как в режиме AUTO. Качество фотоснимков будет гораздо лучше. Если же вы хотите контролировать экспо-параметры сами этот урок будет вам полезен потому, что я объясню логику выбора экспозиционных параметров часто встречающихся сцен. Честно говоря это всего лишь мои догадки - точные настройки знают только производители конкретной фотокамеры. И конечно же, это не канонические настройки для типичных ситуаций. Используйте их как базовую настройку, и корректируйте каждый раз когда считаете необходимым.
Ниже приведены некоторые из режимов SCN: каких-то нет в вашей фотокамере, других нет в этом уроке, но всё же изучив экспозиционные параметры приведённых здесь сцен, вы научитесь понимать, как в каждом случае ведёт себя автоматика вашего фотоаппарата и как настроить экспозицию вручную.
Спорт
фотоаппарат выбирает самую кроткую выдержку (скажем, 1/1000 сек).
диафрагма открывается полностью и уменьшается, пока не будут достигнуты оптимальные условия экспозиции.
если при полностью открытой диафрагме не достаточно света для нормальной экспозиции кадра, тогда удлиняется выдержка (обычно не длиннее 1/125сек).
если этого недостаточно, включается встроенная фотовспышка.
если света фотовспышки может быть недостаточно, тогда изменяются настройки чувствительности фотосенсоров матрици камеры (ISO).
Этот алгоритм я всегда применяю во время ручной настройки экспозиции, когда собираюсь снимать быстро движущиеся объекты: спортивные соревнования, движущийся транспорт или веселящихся детей. Некоторые камеры могут поменять местами шаги 3, 4 и 5. Например, фотокамера может сначала использовать весь диапазон чувствительности сенсоров, и лишь потом удлинять выдержку или включить фотовспышку.
Для съемки подвижных объектов в ручном режиме придерживаемся следующего порядка:
короткая выдержка 1/500сек. или ещё короче.
полностью открытая диафрагма F/2.8 или F/1.8, насколько позволяет объектив вашей фотокамеры.
если нужно, регулируем чувствительность до значения ISO400 или даже ISO800.
не забываем про лаг затвора - вы не сможете снять достойный кадр если у вашей фотокамеры задержка срабатывания затвора более 2сек.
↑ Режимы SCN ↑
Ночь
автоматика фотокамеры полностью открывает диафрагму.
камера подбирает скорость затвора начиная с самой длинной выдержки (скажем, 4сек.) и укорачивает её, пока не достигнет приемлемой экспозиции.
если всё же света недостаточно, может включиться вспышка или увеличься чувствительность матрицы.
Ночная съёмка в ручном режиме:
диафрагма полностью открыта.
короткая выдержка (если выдержка короче 1/15 сек, ищите опору для фотоаппарата или используйте штатив).
пробуем поднять чувствительность.
вспышку не используем из-за резких теней на переднем плане и недостаточной мощности для объектов, расположенных дальше 3 метров.
↑ Режимы SCN ↑
Пейзаж
автоматика фотоаппарат полностью закрывает диафрагму (скажем, F/16) для максимальной глубины резкости
камера подбирает скорость затвора пока не достигнет приемлемой экспозиции.
Для пейзажа в ручном режиме самое важное - глубина резкости, т.е. по возможности полностью закрытая диафрагма.
↑ Режимы SCN ↑
Портрет
фотоаппарат выбирает самую большую диафрагму (например, F/2.8) для минимальной глубины резкости.
настраивает скорость затвора, чтобы получить оптимальную экспозицию.
автоматика фотокамеры может дополнительно включить фотовспышку
При использовании ручного режима в портретной фотосъёмке:
открываем диафрагму настолько, насколько позволяют возможности объектива фотокамеры.
можно перевести zoom на максимальное увеличение, это дополнительно уменьшит глубину резкости.
если лицо модели в тени, используем встроенную фотовспышку как заливающий свет.
↑ Режимы SCN ↑
Музей или витрина
фотоаппарат отключает вспышку,
закрывает диафрагму для получения максимальной глубины резкости.
настраивает затвор и чувствительность матрицы в соответствии с условиями съёмки.
В случае съёмки через стекло в ручном режиме:
ни прAи каких обстоятельствах не включать фотовспышку, иначе на снимке появятся сильные блики от стекла.
выдержку и диафрагму выставляем в соответствии с освещением.
желательно перейти на ручную фокусировку.
если ручная фокусировка в вашем фотоаппарате отсутствует, то обязательно полностью закрываем диафрагму, так как автоматика чаще всего фокусируется не на объекте съемки, а на стекле витрины, особенно если оно не очень чистое.
Рубрики: | Фотография для чайников |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |