Иван Константинович Айвазовский. Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» в Чёрном море 11 июля 1877 года

Иван Константинович Айвазовский
1877, 99×124 см

Пароход "Веста"

По итогам Крымской войны 1853−1856 г. г. Россия вынуждена была заключить Парижский договор,условия которого фактически лишали Петербург военной мощи в черноморской акватории. В частности,соглашение предусматривало уничтожение остатков боевого флота и береговых крепостей. Те же условия следовало соблюдать и Османской империи,однако турецкая сторона сохраняла военно-морское присутствие в Мраморном и Средиземном морях. Это позволяло туркам оперативно создавать угрозу черноморскими коммуникациям.
В 1856 году по инициативе Николая Андреевича Аркаса и Николая Алексеевича Новосельского образовано«Российское общество пароходства и торговли»(РОПиТ). Одной из задач общества являлась постройка судов,способных в случае войны выполнять боевые задачи.
Одним из таких пароходов стала«Веста» 1858 года постройки,с началом русско-турецкой войны 1877−1878 г. г. «мобилизованная» в пароход-фрегаты для целей активной обороны. 11 июля 1877 г. обнаружил близ Констанцы турецкий броненосный корвет«Фехти Буленд», который поначалу был принят за транспорт. Мощь залпа турецкого корабля превосходила возможности«Весты» почти втрое,к тому же он имел бронирование бортов и каземата. После обмена безрезультатными залпами командир парохода капитан-лейтенант Николай Михайлович Баранов приказал увеличить ход до полного и лечь в обратный курс. В ходе пятичасового преследования«Весты» корветом пароход получил значительные повреждения и потери в личном составе. Однако,в итоге«Весте» удалось принудить«Фехти Буленд» выйти из боя и отвернуть в сторону Констанцы.
Уже 14 июля главный командир Черноморского флота вице-адмирал 
Н. А. Аркас восторженно рапортовал: «Неприятель,имевший броню,сильную артиллерию и превосходство в ходе,вынужден был постыдно бежать от железнаго слабого парохода […] Ими одержана полная победа,и морская история должна будет внести в свои страницы этот блистательный подвиг,поставя его наравне с подвигом брига „Меркурия“».
На экипаж пароход-фрегата посыпались ордена,чины,пожизненные пенсионы либо двойные оклады. Так,Николай Баранов,лейтенант Владимир Перелешин и Зиновий Рожественский удостоились ордена Святого Георгия 4-й степени.
А потом,точнее,через год,разразился скандал. Рожественский выступил с публичными заявлениями о том,что никакого героического боя не было. По его версии,случилось многочасовое бегство на грани возможностей машины парохода,в ходе погони русский экипаж не смог нанести значительных повреждений противнику. А вот турки,хотя и не имели возможности вести прицельный огонь,едва не пустили«Весту» на дно.
К тому же,Зиновий Петрович,утверждал,что полученный георгиевский крест просто жжёт его,поскольку статут ордена предполагает совсем иные заслуги. Последовали тяжбы,однако их влияние на судьбу того же Баранова — сюжет отдельной истории.
Что касается«Весты», то последнее плавание парохода датировано 1887 годом,когда судно затонуло вместе со всем экипажем у мыса Тарханкут. Такие останки,как носовая часть корабля,обнаружены в марте 2016 года.