Признаюсь честно.
Мне очень стыдно,но я - футбольный фанат.
Не тот,который машет кулаками на улице,считая,что тем самым он защищает цвета флага своего клуба,нет!
А человек,который любит эту игру - как играть,так и болеть...
И болею я не за российский клуб.
При всем уважении,российский чемпионат - это,все-таки,соревнование инвалидов.
Ибо кто бы из участников соревнования не стал первым,а все-равно он - хромоногий...
Т.е. любой человек с двумя ногами его обгонит...
Мои же симпатии целиком принадлежат английской премьер-лиге.
Вчера я писал о замечательном Человеке и Режиссере с заглавной буквы Павле Брюне,у которого можно многому поучиться тем,кто управляет людьми и процессами.
А сегодня я хочу в том же ракурсе рассмотреть интервью с тренером своего любимого клуба Жозе Моуриньо,которое мне попалось сегодня на сайте фан-клуба.
Я начал читать интервью как поклонник клуба,а к середине материала мне уже казалось,что я читаю учебник по менеджменту.
И хочу поделиться с тобой тем,ПОЧЕМУ я увидел в Жозе Великого,без преувеличения,Менеджера.
Менеджера,у которого есть чему поучиться...
Суди сам!
И сравнивай то,что делает Жозе с тем,что делаешь ты.
1.Обратная связь.
Жозе дает обратную связь игроку немедленно после матча.
Эффективность немедленной обратной связи была выявлена еще в начале двадцатого века,но многие ли менеджеры в своей практике эти пользуются – судите по себе!
И не просто дает обратную связь,но и наблюдает Реакцию игрока на обратную связь!
И не просто наблюдат реакцию игрока,а и оценивает Усвоение полученной информации игроком!,
И не просто оценивает усвоение полученной информации,а и отслеживает в следующем матче изменение Поведения игрока и Результат обучения!
А затем включает повторный цикл: обратная связь,обучение,реакция,усвоение,изменение поведения,результат...
Это ведь просто идеал педагога,идеал руководителя!
Почему идеал?
Да потому что такой руководитель своей главной задачей считает развитие своих подчиненных!
И я готов повторять это (что именно это ГЛАВНОЕ!) тысячу раз!!!
А вы даете своим подчиненным обратную связь на их действия?
О том,что сделано ими правильно?
А о том,что ими сделано не так?
У вас не может быть такого случая,что человек на испытательном сроке,отработав три месяца,узнает,что всё это время он делал всё не так и в сердцах восклицает:" А почему же вы раньше мне об этом не сказали?!"
Жозе даёт своим игрокам обратную связь немедленно после матча,а вы?
2.Создание внутренней конкуренции.
Очень немногие руководители способны решиться на это!
Привычно оставлять своих звездных сотрудников в Зоне Комфорта…
Как же - наши сотрудники ведь «звезды»!
Конкуренция?!
А что как они обидятся?
Именно они ведь выдают компании результат!
Какая еще внутренняя конкуренция?!
Платить за то,что "звезды" сидят на скамейке,"поджимая" спину тем ,кто выходит на поле?
Непозволительная роскошь в условиях дефицита звезд и ярких личностей!
Конкурировать нужно во вне – на рынке!
Жозе не таков!
Конечно, он может называть своих «неприкасаемых», чье место сегодня «гарантированно»,но…
Отчего-то кажется, что даже «неприкасаемые» не могут быть уверены в том, что не допусти они промаха в одном-двух матчах, не выдав на-гора максимум своих способностей,не добившись результа,они не окажутся на скамейке с весьма сомнительными перспективами!
А Жозе создает внутрикомандную конкуренцию!
И не просто создает - он видит проблему именно в ее отсутствии, например,в английском молодежном футболе…
Я с Жозе полностью согласен!
Рассказывая о необходимости внтурикорпоративной конкуренции, иллюстрирую справедливость подобной точки зрения следующим собственным наблюдением.
Сам я играю в мини-футбол.
Если игроков набирается на две команды,то игра идет в очень среднем темпе,игроки на поле позволяют себе "бразильские" штучки в обращении с мячем и т.д..
Если же игроков набирается на три команды, тогда начинается игра "навысадку" - две команды играют между собой до двух забитых голов,а третья сидит на скамейке.
Замечено,что те же игроки сразу начинают двигаться со скоростью на 20 процентов выше,действия игроков приобретают прагматизм (ни о какой игре пяткой ради эффектности уже не идет!),борьба обретает заметную жесткость...
И все из-за чего?
Конкуренция на поле – ведь проигравший уходит!
А вы не пробовали создавать внутреннюю конкуренцию в вашей компании?
Пока еще нет?
Да и где людей для этого взять?
Что же,я вас понимаю...
А вот Жозе у вас работать не стал бы!
3.Худшие должны уходить!
В глубокий запас или выставляться на трансфер...
Руководители часто не понимают того,что сотрудник,не соответствующий требованиям,должен обязательно уходить (получив прежде свой шанс исправиться и дорасти до предьявлемого уровня требований!)!
Почему?
Потому что это честно по отношению к сотруднику (игроку),у которого нет будущего в компании,где заданы такие высокие требования.
По отношению к другим игрокам - в любом коллективе все всё видят...
И если дать возможность Пупкину, с прохладцей относящемуся к своей работе,оставаться на своем месте,то что должны думать сотрудники,находящиеся рядом с Пупкиным?
У них не будет стимула самосовершенствоваться,они будут демотивированы...
Энд ласт,бат нот лист,как говорят анличане...
Не уволив тех,кто не соответствует требованиям,руководитель лишает себя возможности выполнять свое важнейшее предназначение,а именно - усиливать свою команду!
Жозе,упомянув Даффа и Гуди,с которыми расстался,говорит,что нынешняя команда сильнее!
Да,сейчас команда занимает второе место,а не первое,как в прошлом году!
Да,сейчас идет процесс притирки новых механизмов и не все так гладко!
Но потенциал команды очевидно стал выше!
И понятно почему и для чего!
А в вашей компании худшие уходят?
Тебе знакомо ощущение,что "ты чувствушь сквозняк оттого,что это место свободно!"?
4.Бизнес – это война!
В основном психологическая…
Жозе говорит, что матч начинается на предматчевой пресс-конференции!
"Не могу влиять на сэра Алекса( тренера основного конкурента клуба "Манчестер Юнайтед"), зато на ситуацию могу!"
Сильно сказано и с пониманием большой важности значения PR, коммуникаций с фанатами, игроками, соперниками!
Ведь "Маркетинг - это коммуникации!"!
А как с выстраиванием коммуникаций у тебя,дорогой друг?
5.Доводить свои цели до всех стейкхолдеров (владельца, игроков, фанатов, общественности)!
Жозе так ловко манипулирует всеми, что попробуй на него надави или сними!
Общественность,болельщики или игроки так завоют!
Не так он прост!
А ты,дружище,умеешь доводить свои цели до заинтересованных сторон?
Ты себе обеспечил поддержку владельца компании на случай,если твой босс решит тебя уволить?
А репутацию в отрасли?
Воскликнут ли в компаниях-конкурентах,узнав о твоем увольнении:"Да они с ума сошли!Немедленно найдите его телефон!"?
6.Ставить перед собой самые высокие цели!
«Хочу выиграть свой пятый чемпионат подряд!»
«Цели и противники здесь самые сильные!»
У человека постоянно есть челлендж!
И еще какой!
И этим все сказано…
А какие цели у тебя?
Покажи список своих БИХАГов (от BHAG)!
Думаю,что соблюдение уже этих 6 пунктов и всего,что за ними стоИт,делает Жозе одним из величайших менеджеров, достойных возглавить любую кома…,ой,корпорацию…;)
Увы,в субботу "Челси" почти потерял шансы стать в третий раз подряд чемпионом Англии.
Но еще есть возможность завоевать путевку в финал Лиги Чемпионов и завоевать Кубок Англии.
Что же будет дальше?
Буду следить с неослабевающим вниманием…
И восхищением!
А ты,дорогой друг,можешь и не разделять моего увлечения клубом "Челси",но отметь себе упомянутые мной шесть пунктов.
И на досуге сравни себя с Жозе как бенчмаркой по всем пунктам!