-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в pen478

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.03.2013
«аписей: 2840
 омментариев: 36
Ќаписано: 3009

»стори€ в подстаканниках

¬торник, 29 Ќо€бр€ 2016 г. 07:13 + в цитатник

√овор€т, что на ¬остоке чайна€ церемони€ Ц это глубока€ философи€, имеюща€ древние корни. Ќо разве не имеет своей философии традици€ пить чай в –оссии?

 артина насто€щего русского чаепити€ заслуживает внимани€ и философа, и художника, и писател€, и поэта. ¬ ней русское хлебосольство, которое так нравитс€ иностранцам, и они часто думают, что стол накрыт к обеду: так много блюд по€вл€етс€ на нем. Ќо это всего лишь чай. ј сколько романов началось "за чаем", сколько решилось проблем! ¬едутс€ разговоры, пробуетс€ варенье "нового урожа€", чай завариваетс€ с м€той, листь€ми вишни и смородины, он вкусен по-летнему и неизменно гор€ч, как это люб€т в –оссии. —тол сервируетс€ чашками в разнобой, но от этого становитс€ еще веселее. » вдруг по€вл€етс€ стакан в подстаканнике.≈го обычно став€т мужчине, словно у подстаканника изначально мужской характер. ¬ общем-то, нет, сегодн€ и многие женщины из экстравагантности или любви к старине пьют чай из стакана в серебр€ном антикварном подстаканнике.

ѕодстаканник оригинальной формы в виде ремешка и мемориальной гравировкой "Ќа ќтъ 4–  астенко ‘ельд. “олчкову" . —еребро, литье, гравировка. –осси€, —анкт-ѕетербург, 1857 год


ѕодстаканник "√ородска€ сценка в лавке" с дарственной гравировкой. 1878 год
—егодн€ подстаканник Ц вещь редка€ и ценна€.   тому же он считаетс€ предметом декоративно-прикладного искусства. ќн по€вилс€ в XVIII веке и именно в –оссии. Ќо этот факт могут оспорить антиквары, в руки которых попадают работы мастеров ѕольши, ‘инл€ндии, √ермании, јнглии, »рана. ≈сли ѕольша и ‘инл€нди€ в те времена были в составе –оссийской империи, то как объ€снить изготовление подстаканника в других европейских странах?


ѕодстаканник в форме плетеного лукошка с ручкой, имитирующей веточку березы. —еребро, литье, чеканка, гравировка, золочение.   1890, –осси€, —анкт-ѕетербург


ѕодстаканник " авказъ" в виде бочонка с черневым орнаментом. —еребро, литье, гравировка, чернь. ¬ес- 89гр. ¬ысота- 9см.  лейма: 84 пробы, герба города, пробирного мастера "¬ѕ" над датой 1886, мастера "»Ќ". –осси€, ћосква,1886 год
Ќо именно русский подстаканник стал зеркалом нашей истории. ¬ дизайне этого издели€ была идеологи€, искусство, литература, истори€, города, личности. ѕервые подстаканники не отличались высокохудожественной работой: они были просты и по форме и по оформлению. “ак на оружейном заводе в “уле выпускались подстаканники из латуни, что говорило о потенциальном покупателе Ц простом народе. ƒелались они и на других заводах –оссии и выполн€ли только бытовую функцию.


ѕодстаканник в нео-русском стиле с надписью "ѕейте на здоровье". –осси€, ћосква, неизвестный мастер, 1880-е гг
¬о второй половине XIX века ювелиры начали изготавливать из серебра предметы сервировки. » серебр€ный подстаканник становитс€ символом благополучи€. јристократы и купцы пьют чай из стакана в серебр€ном подстаканнике, украшенном вензелем.


ѕодстаканник, выполненный в редкой технике витражной эмали в сочетании с эмалью по скани. —еребро, литье, оконна€ "витражна€" эмаль, скань, полихромные эмали по скани. –осси€, ћосква, мастерска€ ≈горова ƒмитри€ јлександровича, 1894 год
ѕодстаканники изготавливали в частных мастерских и на крупных заводах, часто и на заказ, в самых разных стил€х (классицизм, ампир, рококо, модерн) и в разной технике (штамповка, литье, чеканка, цветна€ ретушь). »х украшали цветы, фрукты, ангелы, виньетки, гирл€нды, сюжеты - даже из мифов ƒревней √реции. ” них по€вились ножки - например, в виде желудей или орнамента. » оригинальна€ форма - польские мастера представили парные подстаканники "Ќа двоих", что очень романтично.


ѕодстаканник с изображением вида —анкт-ѕетербурга и моста через Ќеву в стиле неоклассицизма. —еребро, литье, гравировка, штамп, золочение. ¬ес-152гр. ¬ысота- 10см.. –осси€, —анкт-ѕетербург, мастерска€, мастерска€  аторского »льи »ванова, 1894 год


ѕодстаканник в русском стиле с изображением городских типажей "√орожанин и горожанка". —еребро, литье, прочеканка, гравировка, выпиловка, золочение, монтировка. –осси€, —анкт-ѕетербург, мастерска€ золотых и серебр€ных изделий »сакова ћ.я., 1896 год
ѕодстаканники, как произведение искусства, создавали лучшие ювелиры - ’лебников, ќвчинников, —азиков,  лингерт, Ћорие, √рачев, ƒехтерев, ќльсониус и многие другие. Ќо главное, что подстаканники делал сам  арл ‘аберже.


ѕодстаканник большой с массивной литой композицией "“ройка". —еребро, литье, гравировка, монтировка, золочение. –осси€, —анкт-ѕетербург, мастерска€ золотых и серебр€ных изделий јндреева √.ј. , 1896 год

ѕосле революций 1917 года подстаканник так и не признали классовым элементом, ведь пили из него и рабочие и кресть€не Ц не роскоши ради, а защища€ руки от гор€чего стакана. Ётот предмет быта осталс€. Ќо стал выпускатьс€ в меньшем количестве: наверное, держать революционный шаг и пить чай Ц зан€ти€ несовместимые.

подстаканник "—казка о царе —алтане"
ј потом наступил ЌЁѕ. » люди вновь вспомнили о подстаканнике, он стал символом уюта. ѕолюбили подстаканник и чиновники. Ќа столе, покрытом зеленым сукном, освещенный м€гким светом лампы на столе управленца сто€л подстаканник и обнимал прозрачное тело стекл€нного стакана, иногда граненого - произведени€ художницы ¬еры ћухиной.


ѕодстаканник "“ракторист и колхозница", 1939 год                     подстаканник "—оветский  осмос"

Ќаверное, первые производители подстаканников не догадывались, каким разнообразным будет его дизайн. »нтересно, что в случае с подстаканником двигателем креатива стала идеологи€. ƒа и как было удержатьс€ художнику от изображени€ на подстаканнике рабочих и кресть€н, которые сражаютс€ за революционные идеалы? ј потом на подстаканнике по€вились мирные картины: первый трактор, выставка сельского хоз€йства, дирижабль, серп и молот, колось€, труженики. ¬прочем, был и танк Ц как символ военной мощи страны. » портреты вождей - Ћенина и —талина. »нтересно, каково это после каждого глотка видеть профиль —талина? (почему бы и нет - адм.)

ѕодстаканник јстры ћстера 1958           подстаканник Ђ1870-1970 (100 лет ¬.».Ћенину)ї     подстаканник "ћинин и ѕожарский" , 1957 год
ѕосле ¬еликой ќтечественной войны развиваетс€ металлургическа€ промышленность, и предметы сервировки начинают производить из нержавеющей стали, алюмини€, мельхиора. —амым роскошным считалс€ мельхиоровый подстаканник, который стоил недешево. ќн рассказывал о целине, запуске спутников, стройках, съездах. Ќо были и более художественные сюжеты: например, парусники, картинки из басен, пам€тники выдающимс€ личност€м Ц например, —уворову и ѕушкину.

»ль€ ћуромец. ћосковска€ ёвелирна€ ‘абрика. “ри богатыр€. ћосковска€ ёвелирна€ ‘абрика.   √ора јрарат. —оветский серебр€ный
—еребр€ный подстаканник 40-х годов ’’ века.       —оветский серебр€ный подстаканник.                 подстаканник, выпущенный в 1959 году
ѕодстаканник выполнен в технике лить€ с                                                                                         јртелью "јрцатагорц" јрмпромсовета
последующим золочением, прочеканкой и
гравировкой.


јртель "—еверна€ чернь" . √равЄры Ќина »вановна “ропина и ћари€ јлексеевна ѕодсекина. —права от ћ.ј. ѕодсекиной ученица –аиса  узнецова.

подстаканник "пам€тник Ќ.¬.√оголю"                                                           »нтервидение. —оветский серебренный                                                                                                                                                                                      подстаканник, отображающий вид с
                                                                                                                            Ѕольшого каменного моста на  ремль.
    »зготовитель: ћосковский ёвелирный завод,
    1961-1965г.г.

ќднако не стоит думать, что в советское врем€ перестали выпускать подстаканники из серебра. ¬еликоустюгский завод "—еверна€ чернь" делал ювелирные украшени€, ложки, вилки, ножи и подстаканники. ”никальна€ техника нанесени€ черни, по€вивша€с€ в XVIII веке и возродивша€с€ в 1933 году, делала такой подстаканник художественным произведением: на нем по€вились изображени€ городов, пам€тников, замысловатые узоры, сюжеты русских народных сказок и сказов ј.—.ѕушкина. Ќекоторые заводы - например, "Ћенэмальер" - выпускают серебр€ные подстаканники, украшенные техникой гор€чей эмали.

подстаканник "«апорожска€ √Ё—"                        подстаканник "ѕервый спутник" , 1963 год           ”краинский лотос. —оветский серебр€ный
подстаканник с изображением сказочного цветка.

                                                                                                                                                          иевский завод им.‘.Ё.ƒзержинского

—тоит сказать, что в —оветском —оюзе подстаканники выпускались на 15 крупных предпри€ти€х, а также в цехах военных заводов. ¬ хрущевское врем€ подстаканник стал еще более высокохудожественным, но постепенно исчез с обеденного стола. ¬ 60-е годы в моду вошла синтетика и пластмасса и минимализм. ¬ таком окружении подстаканник смотрелс€ несколько странно и даже вычурно, из него мог пить разве что дедушка. » постепенно подстаканник усвоил новую роль: быть раритетом, сувениром, оригинальным подарком, гордостью чьей-то коллекции.

«олота€ рыбка. —еребр€ный подстаканник.     Ћасточкино гнездо. —оветский серебр€ный подстаканник.   ѕетербург.1950-1960-е годы.

јртель "ћосювелир"                                           јртель "ћосювелир"                                                               јртель "ћосювелир"

 аждый человек в нашей бескрайней стране хот€ бы раз в жизни ездил на поезде и пил чай. ” него, как это кажетс€ всем и всегда, особый вкус. ¬озможно, это зависит от воды, нагреваемой в титане, самой атмосферы, упаковки сахара Ц по 2 кусочка, а также подстаканника. Ѕез него нельз€ представить себе чаепитие в поезде. ¬от проводница спрашивает: "„ай пить будете?" ¬се оживл€ютс€, шуршат своими пакетами с провиантом и радостно соглашаютс€. » она несет чай, держа в одной руке 2-3 стакана. „удо как хорошо на душе от этого размеренного позв€кивани€ металлических подстаканников и ложечек в стаканах!

»нтересно, что главным оптовым заказчиком подстаканников всегда было ћинистерство путей сообщени€. “ак в 1924 году подстаканники дл€ железной дороги выпускались в артели "ќсвобожденный труд металла". Ќо не только название артели было "говор€щим". ѕодстаканники тоже назывались красиво и оптимистично - "—вободна€ дорога"!

 

ќригинал вз€т у mikhaelkatz




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку