-–убрики

 -¬сегда под рукой

pen478@mail.ru

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в pen478

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.03.2013
«аписей: 1213
 омментариев: 4
Ќаписано: 1308

јнна јхматова. Ќеизвестные факты

¬оскресенье, 27 Ќо€бр€ 2016 г. 21:19 + в цитатник

 

јнна јндреевна јхматова

јнна јндреевна јхматова

јнна јндреевна јхматова (насто€ща€ фамили€ — √оренко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке, на станции Ѕольшой ‘онтан под ќдессой.

ћать, »рина Ёразмовна, всецело посв€тила себ€ дет€м, которых было шестеро.

„ерез год после рождени€ јни семь€ переехала в ÷арское —ело.

«ћои первые впечатлени€ — царскосельские, — писала она позднее. — «еленое, сырое великолепие парков, выгон, куда мен€ водила н€н€, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «÷арскосельскую оду». ¬ доме почти не было книг, но мать знала множество стихов и читала их наизусть. ќбща€сь со старшими детьми, јнна довольно рано начала говорить по-французски.

— Ќиколаем √умилевым, который стал ее мужем, јнна познакомилась, когда ей было всего 14. 17-летний Ќиколай был поражен ее таинственной, завораживающей красотой: лучистые серые глаза, густые длинные черные волосы, античный профиль делали эту девушку не похожей ни на кого.

Ќа целых дес€ть лет јнна стала источником вдохновени€ дл€ молодого поэта. ќн забрасывал ее цветами и стихами. ќднажды, в день ее рождени€, он подарил јнне цветы, сорванные под окнами императорского дворца. ¬ отча€нии от неразделенной любви на ѕасху 1905 года √умилев пыталс€ покончить с собой, чем только напугал и разочаровал девушку окончательно. ќна перестала с ним встречатьс€.

¬скоре родители јнны развелись, и она переехала с матерью в ≈впаторию. ¬ это врем€ она уже писала стихи, но не придавала этому особого значени€. √умилев, услышав что-то из написанного ею, сказал: «ј может быть, ты лучше будешь танцевать? “ы гибка€…» “ем не менее одно стихотворение он опубликовал в небольшом литературном альманахе «—ириус». јнна выбрала себе фамилию прабабушки, чей род восходил к татарскому хану јхмату.

√умилев продолжал вновь и вновь делать ей предложение и трижды покушалс€ на собственную жизнь. ¬ но€бре 1909 года јхматова неожиданно дала согласие на брак, принима€ избранника не как любовь, но как судьбу.

«√умилев — мо€ судьба, и € покорно отдаюсь ей. Ќе осуждайте мен€, если можете. я кл€нусь ¬ам всем дл€ мен€ св€тым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной», — пишет она студенту √оленищеву- утузову, который нравилс€ ей значительно больше Ќикола€.

Ќикто из родственников невесты не пришел на венчание, счита€ брак заведомо обреченным. “ем не менее венчание состо€лось в конце июн€ 1910 года. ¬скоре после свадьбы, достигнув того, к чему он так долго стремилс€, √умилев охладел к молодой супруге. ќн стал много путешествовать и редко бывать дома.

¬есной 1912 года вышел первый сборник јхматовой тиражом в 300 экземпл€ров. ¬ этом же году у јнны и Ќикола€ рождаетс€ сын Ћев. Ќо муж оказалс€ совершенно не готов к ограничению собственной свободы: «ќн любил три вещи на свете: за вечерней пенье, белых павлинов и стертые карты јмерики. Ќе любил, когда плачут дети. Ќе любил ча€ с малиной и женской истерики… ј € была его женой». —ына забрала к себе свекровь.

јнна продолжала писать и из взбалмошной девчушки превратилась в величественно-царственную женщину. ≈й начали подражать, ее рисовали, ею восхищались, ее окружили толпы воздыхателей. √умилев полусерьезно-полушут€ намекал: «јн€, больше п€ти неприлично!»

 огда началась ѕерва€ мирова€ война, √умилев уехал на фронт. ¬есной 1915 года он получил ранение, и јхматова посто€нно навещала его в госпитале. «а доблесть Ќиколай √умилев был награжден √еоргиевским крестом. ѕри этом он продолжил заниматьс€ литературой, жил в Ћондоне, ѕариже и в –оссию вернулс€ в апреле 1918 года.

јхматова, чувству€ себ€ вдовой при живом супруге, попросила его о разводе, сообщив, что выходит замуж за ¬ладимира Ўилейко. ѕозднее она назвала второй брак «промежуточным».

¬ладимир Ўилейко был известным ученым и поэтом.

Ќекрасивый, безумно ревнивый, неприспособленный к жизни, он, конечно, не мог дать ей счасть€. ≈е же привлекала возможность быть полезной великому человеку. ќна считала, что между ними исключено соперничество, которое помешало браку с √умилевым. ќна часами писала под диктовку переводы его текстов, готовила и даже колола дрова. ј он не позвол€л ей выходить из дома, сжига€ нераспечатанными все письма, не давал писать стихи.

¬ыручил јнну друг, композитор јртур Ћурье. Ўилейко увезли в больницу дл€ лечени€ радикулита. ј јхматова за это врем€ устроилась на работу в библиотеку јгрономического института. “ам ей дали казенную квартиру и дрова. ѕосле больницы Ўилейко был вынужден переехать к ней. Ќо в квартире, где јнна сама была хоз€йкой, домашний деспот утих. ќднако летом 1921 года они расстались окончательно.

¬ августе 1921 года умер друг јнны поэт јлександр Ѕлок. Ќа его похоронах јхматова узнала о том, что арестован Ќиколай √умилев. ≈го обвин€ли в том, что он не донес, зна€ о €кобы готов€щемс€ заговоре.

¬ √реции почти в это же врем€ покончил с собой брат јнны јндреевны — јндрей √оренко. „ерез две недели √умилева расстрел€ли, а јхматова оказалась не в чести у новой власти: и корни двор€нские, и стихи вне политики. ƒаже то, что народный комиссар јлександра  оллонтай однажды отметила привлекательность стихов јхматовой дл€ молодых работниц («автор правдиво изображает, как плохо мужчина обращаетс€ с женщиной») не помогло избежать травли критиков. ќна осталась одна и долгих 15 лет ее не печатали.

¬ это врем€ она занималась исследованием творчества ѕушкина, а ее бедность начала граничить с нищетой. —тарую фетровую шл€пу и легкое пальто она носила в любую погоду. ќдин из современников как-то поразилс€ ее великолепному, роскошному нар€ду, который при более пристальном рассмотрении оказалс€ поношенным халатом. ƒеньги, вещи, даже подарки от друзей у нее не задерживались. Ќе име€ собственного жиль€, она не расставалась лишь с двум€ книгами: томиком Ўекспира и Ѕиблией. Ќо даже в нищете, по отзывам всех, кто знал ее, јхматова оставалась царственно величественной и прекрасной.

— историком и критиком Ќиколаем ѕуниным јнна јхматова состо€ла в гражданском браке.

ƒл€ непосв€щенных людей они выгл€дели счастливой парой. Ќо на самом деле их отношени€ сложились в мучительный треугольник.
√ражданский муж јхматовой продолжал жить в одном доме с дочерью »риной и своей первой женой јнной јренс, котора€ также страдала от этого, остава€сь в доме на правах близкого друга.

јхматова много помогала ѕунину в его литературных исследовани€х, перевод€ дл€ него с италь€нского, французского, английского.   ней переехал сын Ћев, которому к тому времени было 16 лет. ѕозднее јхматова рассказывала, что ѕунин мог вдруг за столом объ€вить резко: «ћасло только »рочке». ј ведь р€дом сидел ее сын Ћевушка…

¬ этом доме в ее распор€жении были только диван и маленький столик. ≈сли она и писала, то только в постели, обложившись тетрад€ми. ќн ревновал ее к поэзии, опаса€сь, что выгл€дит на ее фоне недостаточно значимым.  ак-то в комнату, где она читала друзь€м свои новые стихи, ѕунин влетел с криком: «јнна јндреевна! Ќе забывайте! ¬ы поэт местного царскосельского значени€».

 огда началась нова€ волна репрессий, по доносу одного из сокурсников арестовали сына Ћьва, затем и ѕунина. јхматова бросилась в ћоскву, писала письмо —талину. »х освободили, но только на врем€. ¬ марте 1938 года сына вновь арестовали. јнна вновь «вал€лась в ногах у палача». —мертный приговор заменили ссылкой.
¬ ¬еликую ќтечественную войну јхматова во врем€ т€желейших бомбежек выступила по радио с обращением к женщинам Ћенинграда. ƒежурила на крышах, рыла окопы. ≈е эвакуировали в “ашкент, а после войны наградили медалью ««а оборону Ћенинграда». ¬ 1945 году вернулс€ сын – из ссылки ему удалось попасть на фронт.

Ќо после небольшой передышки оп€ть начинаетс€ черна€ полоса — сначала ее исключили из —оюза писателей, лишили продовольственных карточек, уничтожили книгу, находившуюс€ в печати. «атем вновь арестовали Ќикола€ ѕунина и Ћьва √умилева, вина которого была лишь в том, что он сын своих родителей. ѕервый погиб, второй семь лет провел в лагер€х.

ќпалу сн€ли с јхматовой лишь в 1962 году. Ќо до последних дней она сохранила свое царственное величие. ѕисала о любви и шутливо предупреждала молодых поэтов ≈вгени€ –ейна, јнатоли€ Ќеймана, »осифа Ѕродского, с которыми дружила: «“олько не надо в мен€ влюбл€тьс€! ћне это уже не нужно!»

ј вот информаци€ про других мужчин великой поэтессы, тоже собранна€ на просторах интернета:
Ѕорис јнреп - русский художник-монументалист, литератор серебр€ного века, преобладающую часть жизни прожил в ¬еликобритании.
ќни познакомились в 1915 году. ѕознакомил јхматову с Ѕорисом јнрепом его ближайший друг, поэт и теоретик стиха Ќ.¬. Ќедоброво. ¬от как сама јхматова вспоминает о первой встрече с јнрепом: «1915г. ¬ербна€ —уб. ” друга (Ќедоброво в ÷.—.) офицер Ѕ.¬.ј. »мпровизаци€ стихов, вечер, потом еще два дн€, на третий он уехал. ѕровожала на вокзал».

ѕозднее он приезжал с фронта в командировки и в отпуск, встречались, знакомство переросло в сильное чувство с еЄ стороны и гор€чий интерес с его.  ак обыденно и прозаично "провожала на вокзал" и как много стихов о любви родилось после этого!

ћуза јхматовой, после встречи с јнтрепом, заговорила сразу же. ≈му посв€щено около сорока стихотворений, в том числе, самые счастливые и светлые стихи јхматовой о любви из «Ѕелой стаи». ѕознакомились они накануне отъезда Ѕ.јнрепа в армию. Ќа момент их встречи ему 31 год, ей 25.

¬споминает јнреп: "ѕри встрече с ней € был очарован: волнующа€ личность, тонкие острые замечани€, а главное - прекрасные, мучительно трогательные стихи… ћы катались на сан€х; обедали в ресторанах; и всЄ это врем€ € просил еЄ читать мне стихи; она улыбалась и напевала тихим голосом".

ѕо словам Ѕ. јнрепа, јнна јндреевна всегда носила чЄрное кольцо (золотое, широкое, покрытое чЄрной финифтью, с крошечным бриллиантом) и приписывала ему таинственную силу. «аветное "чЄрное кольцо" было подарено јнрепу в 1916 году. "я закрыл глаза. ќткинул руку на сиденье дивана. ¬незапно что-то упало в мою руку: это было черное кольцо. "¬озьмите, - прошептала она - ¬ам". я хотел что-то сказать. —ердце билось. я взгл€нул вопросительно на ее лицо. ќна молча смотрела вдаль".
—ловно ангел, возмутивший воду,
“ы взгл€нул тогда в мое лицо,
¬озвратил и силу и свободу,
ј на пам€ть чуда вз€л кольцо.
¬ последний раз они увиделись в 1917 году накануне окончательного отъезда Ѕ.јнрепа в Ћондон.

јртур Ћурье - российско-американский композитор и музыкальный писатель, теоретик, критик, один из крупнейших де€телей музыкального футуризма и русского музыкального авангарда XX столети€.

јртур был оба€тельным человеком, денди, в котором женщины безошибочно определ€ли прит€гательную и сильную сексуальность. «накомство јртура и јнны произошло во врем€ одного из многочисленных диспутов в 1913 году, где они сидели за одним столом. ≈й было 25, ему — 21, и он был женат.
ƒальнейшее известно со слов »рины √рэм, близкой знакомой јхматовой в то врем€ и в дальнейшем подруги Ћурье в јмерике. «ѕосле заседани€ все поехали в «Ѕрод€чую собаку». Ћурье снова очутилс€ за одним столом с јхматовой. ќни начали разговаривать и разговор продолжалс€ всю ночь; несколько раз подходил √умилев и напоминал: «јнна, пора домой», но јхматова не обращала на это внимани€ и продолжала разговор. √умилев уехал один.

ѕод утро јхматова и Ћурье поехали из «Ѕрод€чей собаки» на острова. Ѕыло так, как у Ѕлока: «» хруст песка, и храп кон€». Ѕурный роман продолжалс€ один год. ¬ стихах этого периода с Ћурье св€зан образ цар€ ƒавида, древнееврейского цар€-музыканта.
¬ 1919 году отношени€ возобновились. ≈е муж Ўилейко держал јхматову взаперти, вход в дом через подворотню был заперт на ключ. јнна, как пишет √рэм, будучи самой худой женщиной в ѕетербурге, ложилась на землю и выползала из подворотни, а на улице ее ждали, сме€сь, јртур и ее подруга-красавица, актриса ќльга √лебова-—удейкина.
јмадео ћодиль€ни - италь€нский художник и скульптор, один из самых известных художников конца XIX — начала XX века, представитель экспрессионизма.
јмадео ћодиль€ни переехал в ѕариж в 1906 году дл€ того, чтобы за€вить о себе, как о молодом, талантливом художнике. ћодиль€ни в ту пору был никому неизвестен и очень беден, но лицо его излучало такую поразительную беззаботность и спокойствие, что юной јхматовой он показалс€ человеком из странного, непознанного ею мира. ƒевушка вспоминала, что в их первую встречу ћодиль€ни был одет очень €рко и ал€повато, в желтые вельветовые брюки и €ркую, такого же цвета, куртку. ¬ид у него был довольно нелепый, но художник смог так из€щно преподать себ€, что показалс€ ей элегантным красавцем, одетым по последней парижской моде.

¬ тот год тоже тогда еще молодому ћодиль€ни едва исполнилось двадцать шесть. ƒвадцатилетн€€ јнна за мес€ц до этой встречи обручилась с поэтом Ќиколаем √умилевым, и влюбленные отправились в медовый мес€ц в ѕариж. ѕоэтесса в ту юную пору была так красива, что на улицах ѕарижа все загл€дывались на нее, а незнакомые мужчины вслух восхищались ee женским очарованием.

Ќачинающий художник несмело попросил у јхматовой разрешение написать ее портрет, и она согласилась. “ак началась истори€ очень страстной, но такой короткой любви. јнна с мужем вернулись в ѕитер, где она продолжала писать стихи и поступила на историко-литературные курсы, а ее муж, Ќиколай √умилев уехал больше чем на полгода в јфрику. ћолодой жене, которую все чаще теперь называли «соломенной вдовой», было очень одиноко в большом городе. » в это врем€, будто бы чита€ ее мысли, парижский художник-красавец присылает јнне очень пылкое письмо, в котором он признаетс€ ей, что так и не смог забыть девушку и мечтает о новой встрече с ней.

ћодиль€ни продолжал писать јхматовой письма одно за другим и в каждом из них он страстно признавалс€ ей в любви. ќт друзей, побывавших в это врем€ в ѕариже, јнна знала, что јмадео за это врем€ пристрастилс€ …к вину и наркотикам. ’удожник не вынес нищеты и безнадежности, к тому же обожаема€ им русска€ девушка до сих пор оставалась далеко в чужой, непон€тной ему стране.

„ерез полгода √умилев вернулс€ из јфрики и сразу же супруги крупно поссорились. »з-за этой ссоры обиженна€ јхматова, вспомнив о слезных мольбах приехать в ѕариж своего парижского поклонника, внезапно уехала во ‘ранцию. Ќа этот раз своего возлюбленного она увидела совершенно иным - худым, бледным, осунувшимс€ от пь€нства и бессонных ночей.  азалось, что јмадео постарел сразу на много лет. ќднако влюбленной јхматовой страстный италь€нец казалс€ все одно самым красивым мужчиной на свете, обжигающим ее, как и прежде, таинственным и пронзительным взгл€дом.

ќни провели вместе незабываемых три мес€ца. —пуст€ много лет она рассказывала самым близким, что молодой человек был так беден, что не мог ее никуда пригласить и просто водил гул€ть по городу. ¬ крохотной комнатке художника јхматова позировала ему. ¬ тот сезон јмадео написал более дес€ти ее портретов, которые после, €кобы, сгорели во врем€ пожара. ќднако до сих пор многие искусствоведы увер€ют, что јхматова просто скрыла их, не жела€ показать миру, так как портреты могли рассказать всю правду об их страстных отношени€х... Ћишь много лет спуст€, среди рисунков италь€нского художника, были найдены два портрета обнаженной женщины, в которых €вно угадывалось сходство натурщицы со знаменитой русской поэтессой.

»сайа Ѕерлин- английский философ, историк и дипломат.
ѕерва€ встреча »сайи Ѕерлина с јхматовой состо€лась в ‘онтанном доме 16 но€бр€ 1945 году.¬тора€ встреча на следующий день продлилась до рассвета и была полна рассказами об общих друзь€х-эмигрантах, о жизни вообще, о литературной жизни. јхматова прочла »сайе Ѕерлину «–еквием» и отрывки из «ѕоэмы без геро€».

ќн заходил еще к јхматовой 4 и 5 €нвар€ 1946 года, чтобы проститьс€. “огда же она подарила ему свой поэтический сборник. јндронникова отмечает особый талант Ѕерлина как «чаровател€» женщин. ¬ нем јхматова нашла не просто слушател€, а человека, который зан€л еЄ душу.

¬о врем€ второго приезда в в 1956 году, Ѕерлин с јхматовой не встречались. »з беседы по телефону »сай€ Ѕерлин сделал выводы, что јхматова запрещена.
≈ще одна встреча была в 1965 году в ќксфорде. “емой беседы были компани€, подн€та€ против неЄ власт€ми и лично —талиным, но и состо€ние современной русской литературы, пристрасти€ јхматовой в ней.

≈сли их перва€ встреча произошла, когда јхматовой было 56 лет,а ему 36,то последн€€ встреча произошла когда уже Ѕерлину было 56 лет, а јхматовой 76. „ерез год еЄ не стало.
Ѕерлин пережил јхматову на 31 год.

»сай€ Ѕерлин, эта та таинственна€ личность, кому јнна јхматова посв€тила цикл стихотворений – знаменитое «Cinque» (ѕ€терица). ¬ поэтическом воспри€тии јхматовой существует п€ть встреч с »сайей Ѕерлиным. ѕ€терица, это не только п€ть стихотворений в цикле «Cingue», а возможно это количество встреч с героем. Ёто цикл любовных стихотворений.

ћногие удивл€ютс€ такой внезапной, и если судить по стихотворени€м, трагической любви к Ѕерлину. «√остем из Ѕудущего» назвала јхматова Ѕерлина в «ѕоэме без геро€» и возможно ему посв€щены стихи из цикла «Ўиповник цветет» (из сожженной тетради) и «ѕолночные стихи» (семь стихотворений). »сай€ Ѕерлин переводил русскую литературу на английский €зык. Ѕлагодар€ хлопотам Ѕерлина јхматова получила почетную степень доктора ќксфордского университета.

–убрики:  «Ќјћ≈Ќ»“ќ—“»

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку