-–убрики

 -¬сегда под рукой

pen478@mail.ru

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в pen478

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.03.2013
«аписей: 2225
 омментариев: 16
Ќаписано: 2359

»мпортозамещение начала ’’ века

¬оскресенье, 27 Ќо€бр€ 2016 г. 21:17 + в цитатник

 

—тавка на иномарки сыграла злую шутку с царским правительством: во врем€ ѕервой мировой наша арми€ едва не осталась без транспорта. „тобы исправить ситуацию, срочным пор€дком была запущена программа импортозамещени€, и в 1916 году в ћоскве заложили первый в стране завод по массовому выпуску грузовиков.

—троительство кузнечно-прессового цеха. 1916 г.

—троительство кузнечно-прессового цеха. 1916 г.

¬Ћј—“№  јѕ»“јЋј
“рудно отделатьс€ от мысли, что в начале 20 века руководство страны делало все, чтобы затормозить зарождение и последующее развитие отечественного автомобилестроени€. ћало того, что никак не стимулировалось изготовление автомобилей силами собственной промышленности, так еще и пошлины на импорт готовых машин оказались ниже, чем на их отдельные части. “о есть не было создано никаких предпосылок создани€ не только автозаводов полного цикла, но даже сборочных предпри€тий, которые неминуемо пот€нули бы за собой становление отрасли по выпуску комплектующих. » только когда разразилась ѕерва€ мирова€ война, когда одни из стран-экспортеров стали приберегать выпускаемую автотехнику дл€ собственных нужд, а другие и вовсе оказались в стане противника, столкнувшеес€ с резкой нехваткой автотранспорта военное министерство в пожарном пор€дке выделило 100 млн рублей золотом дл€ закупки автомобилей за рубежом.

“юфелева роща, на месте которой будет построен јћќ. ¬идны железнодорожна€ ветка и корпуса одного из химических заводов

“юфелева роща, на месте которой будет построен јћќ. ¬идны железнодорожна€ ветка и корпуса одного из химических заводов

Ќо в странах-союзницах заводы были зан€ты обеспечением потребностей собственных армий, а потому брали русские заказы нехот€ и понемногу, заставл€€ переплачивать, миритьс€ с задержкой сроков исполнени€ и, как итог, поставив в страну совершенно разномастный, плохо обеспеченный запасными част€ми автопарк. » лишь тогда, окончательно осознав пагубность ставки на импорт, правительство решило обратитьс€ за помощью к русским капиталистам.

¬ последние дни ма€ 1915 года в ѕетрограде прошел ¬сероссийский торгово-промышленный съезд. »менно на нем было прин€то важнейшее решение о переходе всей промышленности страны на военные рельсы. ”же в августе созданный при непосредственном участии видных российских предпринимателей ÷ентральный военно-промышленный комитет (роль военно-промышленных комитетов состо€ла главным образом в распределении военных заказов) потребовал от государства выделени€ кредитов дл€ создани€ полноценной автомобильной отрасли. Ёта иде€ попала на благодатную почву, промышленникам посулили заказы на фантастическую по тем временам сумму в 135 млн руб. —верх того, каждый из будущих автозаводов должен был получить по 11 млн руб. на строительство и закупку оборудовани€, из них 7 млн руб. Ч золотом. 21 феврал€ 1916 года —овет министров прин€л, а Ќиколай II утвердил решение о выделении из казны необходимых кредитов, и дело сдвинулось с мертвой точки.

 јƒ–џ –≈Ўјё“ ¬—≈
ќдним из семи автомобилестроительных предпри€тий, которые планировалось построить на казенные деньги, был завод јћќ —тепана и —ерге€ –€бушинских, двух младших братьев одного из самых богатых и успешных московских предпринимателей ѕавла ѕавловича –€бушинского Ч промышленника, торговца и финансиста, к тому же возглавл€вшего ћосковский военно-промышленный комитет (а мы уже знаем, чем эти комитеты занимались).

—ергей –€бушинский

—ергей –€бушинский

–ешение о выделении средств на постройку автозаводов еще ходило по инстанци€м, а –€бушинские уже вз€лись за дело. ќни прекрасно понимали, что успех их начинани€ зависит, прежде всего, от привлечени€ компетентных специалистов, поэтому прин€лись переманивать к себе лучшие кадры автомобильного отдела Ђ–уссо-Ѕалтаї. ¬ результате от конкурента к ним перешли два дес€тка видных автомобильных инженеров, следом за которыми пот€нулись и многие другие специалисты, мастера и квалифицированные рабочие. Ќа должность директора будущего завода пригласили ƒмитри€ ƒмитриевича Ѕондарева, с 1910 года возглавл€вшего автомобильный отдел –усско-Ѕалтийского вагонного завода и к своим 38 годам зарекомендовавшего себ€ великолепным организатором и грамотным техническим руководителем. ¬ некоторых источниках упоминаетс€, что Ѕондареву посулили сказочный по тем временам оклад: 40 тыс. руб. в год плюс сотн€ за каждый изготовленный автомобиль. ѕримечательно, что –€бушинские не просто хорошо оплачивали труд приглашенных специалистов. ќни сделали ставку на отечественные управленческие кадры. ƒл€ руководства каждым из отделов подобрали людей, до этого работавших в российской промышленности. Ќапример, кузнечно-прессовый отдел возглавил —.ќ. ћакаровский, а кузовной отдел Ч ».Ќ.  лимиксеев, до этого занимавшие руковод€щие посты: первый Ч на јлександровском механическом, второй Ч на расположенном в ѕетрограде воздухоплавательном заводах.

—тепан –€бушинский

—тепан –€бушинский

¬ своей московской квартире Ѕондарев вместе с коллегами сутки напролет трудились над проектом будущего јћќ. ¬едь сто€ща€ перед ними задача выгл€дит грандиозной даже по нынешним меркам: буквально на пустом месте предполагалось построить передовое дл€ своего времени машиностроительное предпри€тие, где помимо сборочного было бы моторное, кузнечно-прессовое, кузовное и литейное производства! ѕричем действовать нужно было быстро: 27 феврал€ 1916 года √лавное военно-техническое управление и торговый дом Ђ узнецов, –€бушинские и  ої заключили договор на поставку 1500 автомобилей (сконструированных с учетом применени€ на плохих дорогах италь€нских Ђ‘иатовї), дл€ чего требовалось отстроить и оборудовать завод уже к 7 окт€бр€ 1916 года! ѕри этом первые 150 грузовиков он должен был изготовить к 7 марта 1917 года.

ѕромышленник и финансист ѕавел ѕавлович –€бушинский

ѕромышленник и финансист ѕавел ѕавлович –€бушинский

¬ ”—Ћќ¬»я’ ¬ќ≈ЌЌќ√ќ ¬–≈ћ≈Ќ»
ѕод строительство завода торговый дом Ђ узнецов, –€бушинские и  ої 1 марта 1916 года выкупил у крупнейшего московского банкира, потомственного двор€нина ‘он ƒервиза 138 квадратных сажен (более 60 √а) в “юфелевой роще, вблизи —пасской заставы. ѕо современным меркам это была типична€ окраинна€ промзона. –€дом с будущим заводом јћќ располагались котельный, трубопрокатный, кожевенные и химические заводы, нефтесклады, а также электромеханический завод, ныне известный как завод Ђƒинамої. ѕоблизости проходили две железнодорожные ветки, соединенные с окружной железной дорогой, протекала важна€ водна€ артери€ страны Ч река ћосква, а в окрестных поселках проживало немало квалифицированных рабочих.

Ѕарачный поселок рабочих јћќ

Ѕарачный поселок рабочих јћќ

«акладка автозавода состо€лась 20 июл€ (2 августа по новому стилю).   этому времени приглашенные –€бушинскими специалисты уже колесили по зарубежным странам, закупа€ производственное оборудование (только в јнглию дл€ этого отправились 14 инженеров и мастеров). — первых же дней строительства руководство јћќ столкнулось с нехваткой рабочих рук, вызванной призывом на военную службу, и даже обратилось с данной проблемой в ћосковский военно-промышленный комитет, который направил на строй-площадку 250 военнопленных. » тем не менее, суд€ по докладной курировавшего стройку генерал-майора  ривошеина от 16 августа 1916 года, к указанной дате удалось возвести все запланированные проектом крупные постройки. —огласно же сделанному через неделю акту осмотра, в кузнице, прессовой, рессорной и других основных производственных помещени€х уже велись отделочные работы.

ј вот с поставкой зарубежного производственного оборудовани€ дела обсто€ли не столь блест€ще. ћало того, что јћќ получило от английского правительства кредит в 3 млн фунтов под его приобретение только в но€бре 1916 г., то есть больше чем через полгода после начала строительства, так дл€ доставки из јмерики закупленной там большой партии механообрабатывающих станков требовались суда, а их можно было зафрахтовать, только получив особое разрешение –усского комитета по военным заказам в Ќью-…орке.  огда такое разрешение было готово, русские порты, куда должны были прибыть станки, уже замерзли, а те, что работали, оказались забиты до отказа из-за низкой пропускной способности железных дорог. ¬ довершение ко всему два судна, Ђ“ургайї и ЂЅарон ƒризенї, перевози вшие оборудование дл€ јћќ, были отправлены на дно немецкими подводными лодками.

“аким образом, к окончанию зимы 1916-1917 гг. стало пон€тно, что в марте, как планировалось, завод не заработает. Ќо –€бушинских это не остановило Ч они об€заны были соблюсти контракт. ¬ыход нашелс€ в закупке у италь€нцев 150 готовых комплектов Ђ‘иатовї, а недостающее дл€ их сборки оборудование подобрали на месте. ѕричем сборкой этих автомобилей занимались не рабочие, с головой окунувшиес€ в водоворот революционных событий, а команда солдат, 22 июн€ 1917 года командированна€ на јћќ под командованием прапорщика ћ.¬. “рестера.

–≈¬ќЋё÷»ќЌЌјя —»“”ј÷»я
ќ разворачивании революционной борьбы на заводе следует сказать отдельно.  онфликты администрации со строител€ми и рабочими поначалу начались из-за чисто бытовых проблем: дл€щийс€ 11Ц12 часов рабочий день, отсутствие нормального жиль€, плоха€ ситуаци€ с питанием и низка€, несоизмерима€ с вызванной войной инфл€цией зарплата привели к тому, что 11 июл€ 1916 года на еще не построенном јћќ случилась перва€ забастовка с требованием прибавки к жалованию и улучшени€ снабжени€ продовольствием. ”сугубило конфликт начало массовых увольнений весной и летом 1917 года: в предреволюционной обстановке –€бушинские не хотели продолжать вкладывать деньги в строительство. ¬ результате оказавшиес€ перед угрозой потери куска хлеба рабочие на две недели захватили завод. Ќо в последние мес€цы существовани€ царской –оссии конфликты все еще пытались решить путем переговоров, причем подобное желание присутствовало с обеих сторон. “ем более что сплоченным оказалс€ не только пролетариат, но и служащие, которые резко осудили то, как рабочие обошлись с директором завода Ѕондаревым: когда он попыталс€ объ€снить митинговавшим складывающеес€ положение дел, его не стали слушать, засунули в тачку и вывезли за ворота. ¬ ответ правление јћќ 16 июн€ 1917 года объ€вило об увольнении всех рабочих. “е, в свою очередь, не подчинились. ¬от тогда в цехах предпри€ти€ и по€вилс€ прапорщик “рестер со своей военной командой.

FIAT 15 Ter образца 1911 г. ¬последствии в доработанном виде он стал прообразом грузовиков јћќ

FIAT 15 Ter образца 1911 г. ¬последствии в доработанном виде он стал прообразом грузовиков јћќ

¬сего из поставленных из »талии машинокомплектов, как утверждаетс€ в книге Ђ»стори€ «иЋа Ч истори€ страныї, в 1917 году удалось собрать 432 грузовика, в 1918 году Ч 779 и в 1919 году Ч еще 106. јналогичные данные приводит и Ћев Ўугуров в своей книге Ђјвтомобили –оссии и ———–ї. ƒанные эти отнюдь не бесспорны: в автомобильно-исторической литературе советского периода если и упоминаетс€ об јћќ в первые послереволюционные годы, то исключительно как о предпри€тии, где ремонтировали импортную технику и комплектовали ее новыми кузовами (фотографии восстанавливаемых на заводе Ђ”айтовї и Ђ‘ордовї есть, а выпускаемых Ђ‘иатовї Ч ни одной). ƒа и как-то сомнительно, что италь€нцы продолжали отгружать в послереволюционную –оссию машинокомплекты, за которые к тому же требовалась предоплата в валюте. ћожет быть, все эти комплекты в количестве 1317 единиц были завезены еще до ќкт€брьского переворота? Ќо есть достоверные данные только о том, что –€бушинские исключительно в цел€х не нарватьс€ на неустойку из-за неисполнени€ контракта с √лавным военно-техническим управлением закупили лишь 150 Ђ‘иатовї в разобранном виде, которые в декабре 1916 года были отгружены из »талии в ћоскву. » все! ƒаже неизвестно, были ли они получены заводом. “ем более что в августе 1917 года представитель √лавного военно-технического управлени€ генерал-лейтенант ќвчинников за€вил о необходимости превращени€ јћќ в большую авторемонтную мастерскую Ч ни о каком автомобильном производстве с той поры речь уже не шла. ѕравда, генеральскую задумку воплотили в жизнь уже не –€бушинские, а большевики, вз€вшие власть в окт€бре 1917 года и 15 августа 1918 года на основании декрета —овнаркома национализировавшие предпри€тие.

—троительство литейного цеха

—троительство литейного цеха

«”айты» и «‘орды» на территории восстанавливавшего их завода јћќ

Ђ”айтыї и Ђ‘ордыї на территории восстанавливавшего их завода јћќ




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку