-–убрики

 -¬сегда под рукой

pen478@mail.ru

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в pen478

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.03.2013
«аписей: 2357
 омментариев: 18
Ќаписано: 2495

’–”ў≈¬ » ≈¬–≈…— »… ¬ќѕ–ќ—

ѕ€тница, 25 Ќо€бр€ 2016 г. 16:33 + в цитатник


’рущев

—оветское еврейство к моменту смерти —талина находилось в состо€нии отча€ни€.
«имой 1952Ч1953 годов по ———– бродили страшные слухи, а все ожидали открытого процесса по делу врачей и окончательной расправы с еврейским народом.
ќднако 3 марта 1953 года скончалс€ —талин, и беспокойство несколько поутихло. ¬след за тем последовало официальное сообщение о прекращении дела врачей и их полной реабилитации, а также о привлечении к ответственности работников следственной части ћинистерства госбезопасности, которые, как оказалось, примен€ли Ђнедопустимые и строжайше запрещенные советскими законами приемы следстви€ї.
Ёто прекращение Ђдела врачейї давало надежды на то, что с антиеврейской политикой в ———– будет совершенно покончено, но объ€вленна€ 27 марта 1953 года амнисти€ почти не коснулась евреев, которые находились в √”Ћј√е.
ѕолитика ’рущева относительно евреев началась еще задолго до смерти —талина, еще когда он стал в но€бре 1943 года, после освобождени€  иева от немецко-фашистской оккупации, руководителем украинского правительства и  оммунистической партии ”краины.
¬ это врем€ перед Ќикитой —ергеевичем встал выбор: открыто вступить в борьбу за искоренение антисемитизма или сделать вид, что антисемитизма в ———– нет?
’рущев избрал второе...
Ѕолее того, ’рущев сам раздел€л взгл€ды антисемитов.


¬от, например, истори€, котора€ подтверждает это.
¬скоре после изгнани€ фашистов из  иева в аппарате ’рущева работала нека€ –оза ’одес Ц еврейка по национальности, польска€ коммунистка, котора€ провела оккупацию в киевском подполье (по документам украинки ћарии ’мельницкой). ѕосле очередного заполнени€ анкеты вы€снилась национальность ’мельницкой и сразу же –оза-ћари€ была уволена. ќна не могла пон€ть истинную причину своего увольнени€, но имеющие определенное вли€ние друзь€ объ€снили ей, что по всей территории ”краины действует секретна€ инструкци€, котора€ строго запрещает принимать евреев на руковод€щие должности.
Ќе удовлетворившись данным объ€снением, –оза потребовала объ€снений пр€мо от ’рущева. Ќе мудрству€ лукаво, с полной откровенностью, Ќикита —ергеевич по€снил случившеес€ таким образом:
Ђя понимаю, что вы, как еврейка, рассматриваете этот вопрос с субъективной точки зрени€. Ќо мы объективны, евреи в прошлом совершили немало грехов против украинского народа.
Ќарод ненавидит их за это.
Ќа нашей ”краине нам не нужны евреи. », € думаю, дл€ украинских евреев, которые пережили попытки истребить их, было бы лучше не возвращатьс€ сюдаЕ
Ћучше б они поехали в Ѕиробиджан. ¬едь мы на ”краине. ѕонимаете ли вы?
«десь ”краина.
» мы не заинтересованы в том, чтобы украинский народ толковал возвращение советской власти, как возвращение евреевї.2
»менно такие суждени€ и были основой политики ’рущева по отношению к евре€м.
’рущев все врем€, до самой кончины —талина, был ему предан и состо€л членом небольшой группы Ђтоварищейї, наиболее приближенных к диктатору. ¬ частности, Ќикита —ергеевич активно поддерживал репрессивные меры —талина, в том числе и против евреев.
ќн, по своей простоте, открыто рассказывал об этом зарубежным журналистам, коммунистам, социалистам, приезжавшим в ———–  после XX съезда  ѕ——.
  тому же знаменитый секретный доклад ’рущева, прозвучавший на этом съезде, который весьма скоро перестал быть секретным, разв€зал €зыки и о минувшем заговорили гораздо открытее.
¬ зарубежной печати по€вились статьи, подобные той, что была опубликована 4 апрел€ 1956 года в газете Ђ‘ольксштеммеї. ќна произвела насто€щую сенсацию, так как впервые проинформировала мировую общественность о двукратном истреблении в ———– еврейской элиты: в 1936Ч1938 и в 1948Ч1952 годах.


¬ мае 1956 года в ћоскву с дружеским визитом приехала делегаци€ ‘ранцузской социалистической партии во главе с ее генеральным секретарем  оммэном. Ќа встрече с делегацией Ќикита —ергеевич чистосердечно признал, что в —оветском —оюзе имеетс€ антисемитизм, но дал ему традиционное марксистское объ€снение Ч пережиток реакционного прошлого:
Ђ¬опрос о положении евреев и об их отношени€х с другими народами- это сложна€ проблема. ¬ начале революции у нас было много евреев в руковод€щих органах партии и правительства, евреи были образованнее, может быть, революционнее, чем средний русский.
ѕосле этого мы создали свои кадры...
≈сли бы теперь евреи захотели занимать первые места в наших республиках, это, конечно, вызвало бы недовольство среди коренных жителей. ќни встретили бы недружелюбно эти претензии, так как считают себ€ не менее интеллигентными и не менее способными, чем евреи.
»ли возьмите, дл€ примера. ”краину. ≈сли еврей назначаетс€ на высокий пост и окружает себ€ сотрудниками-евре€ми, это, естественно, вызывает зависть и враждебные чувства по отношению к ним.
Ќо мы не антисемиты...
ћы боремс€ против антисемитизмаї.
—о специальным заданием Ч вы€снить о положении евреев в —оветском —оюзе Ч в августе 1956 года в ћоскву приехала делегаци€ канадских коммунистов. ќдин из членов делегации, журналист —олсбери, в написанной им позднее книге, дал подробное описание многих встреч, и высказываний.
¬ частности, Ќикита —ергеевич ’рущев утверждал, что Ђсамое прогрессивное развитие еврейского народа лежит в направлении к ассимил€цииї, что отдельное еврейское образование не нужно, и еврейским дет€м лучше в общих школах.
“акже немало рассуждал вождь Ђо хороших и дурных чертахї евреев, о главном их недостатке Ч политической неблагонадежности. » вообще, Ђгде только еврей поселитс€, он тотчас создает синагогуї.
ќднако пиком €вно антисемитских высказываний ’рущева —олсбери считает утверждение о том, что проживание евреев в ———– создает дл€ страны Ђвоенный рискї Ч €кобы из-за них √итлер и напал на —оветский —оюз (?!!)
—оветска€ власть рискует, разреша€ евре€м жить в ———–.


 аково?
—корее всего, мысль о пороках еврейского характера была особенно дорога ’рущеву, так как повтор€л он ее очень часто.
¬ марте 1958 года Ќикита —ергеевич принимал корреспондента парижской газеты Ђ‘игарої —ерже √руссара и во врем€ встречи был затронут вопрос о еврейской колонизации Ѕиробиджана. ’рущев признал ее полный провал, конечно же, взвалив вину за это на евреев.
ѕо его утверждени€м, евре€м свойственна полна€ асоциальность, они совершенно не люб€т коллективный труд и групповую дисциплину.
Ќе отверга€ того, что в —оветском —оюзе существует ограничительна€ политика по отношению к евре€м, он снова и снова возвращалс€ к вопросу об их дурном характере: евреи, по существу, интеллигенты, философствовал ’рущев. ќни все и всегда стрем€тс€ в университеты, ко всему у них есть интерес, они обо всем спор€т, но, в конце концов, остаютс€ при глубоких разногласи€х.
»сход€ из всех этих замечаний и утверждений, он и относитс€ негативно к созданию прочного еврейского общества.
Ќо, скорее всего, Ќикита —ергеевич не знал или забыл, что евреи тыс€челети€ми жили общинами и сохранили себ€ благодар€ этому. «апрещение советской властью общин разрушило еврейскую жизнь, традиции, культуру.


«имой 1956Ч1957 годов наметилось возрождение еврейской культуры: в это врем€, хот€ и несмело, но заговорили о возможности восстановлени€ еврейской печати, театра, литературы.
Ќо ничего не вышло Ч ÷   ѕ——, однозначно с Ђподачиї ’рущева, все приостановил...
 роме того, после XX съезда  ѕ—— в советской политике по€вл€ютс€ новые черты, которые вызвали обоснованную тревогу у широкой мировой общественности.
ƒолго ждать не пришлось: в 1958 году началась общегосударственна€ кампани€ по закрытию синагог, котора€ переросла в очередную Ђборьбуї, на этот раз против иудаизма. ќн преследовалс€ не только как религиозное течение, но и как классово чуждое €вление.
—обыти€ 1961 года окончательно убедили в том, что хрущевской Ђоттепелиї пришел конец.
 ак раз в это Ђлиберальноеї врем€ были подготовлены и прин€ты чрезвычайные указы об усилении ответственности за экономические правонарушени€, вплоть до смертной казни.
ќ том, как неискренна была хрущевска€ власть, свидетельствует то, что эти указы вышли вскоре после отмены в ———– смертной казни и обращени€ советского правительства ко всем правительствам в мире с призывом повсеместно отменить смертную казнь.


Ќе успели пожелтеть газетные страницы с этим гуманным обращением, как волна экономических процессов с вынесением смертных приговоров захлестнула весь ———–.
—тала €сна особа€ направленность чрезвычайных указов Ч против евреев. ¬ советской прессе была развернута специальна€ кампани€, котора€ была призвана заверить весь мир, что в ———–, в основном, только евреи воруют, берут и дают вз€тки, про€вл€ют преступное равнодушие к страдани€м больных, пишут порочные и преступные книги.
≈вреи же не имели даже возможности защититьс€ от этого потока оговоров и врань€.
—оветска€ периодическа€ печать подавала материал таким образом, чтобы вызвать у читателей ненависть к евре€м.


¬от некоторые сообщени€ того времени.
Ђ«в€здаї (Ѕелорусси€), 20 сент€бр€ 1962 года: ЂЅер ѕейсахович ‘рид Ч умелец обманывать, требу€ за проданное сверх цены. ≈го подручные Ч ћ. √ир, ƒ. Ўтейман. ј. ћордухлин, ј. Ћинден, ј. –удзицер...ї
Ђ—оветска€ Ѕелорусси€ї, 28 августа 1962 года: ЂЋейб-’аим ёдович ƒынов -предприимчивый делец, который на неизвестные источники доходов выстроил себе п€тикомнатный дом, обставив его дворцовой роскошью...ї
Ђћолодь ”краиныї, 3 августа 1962 года: Ђёда √ольденфарб, ћихаил Ўнайдер, ’аим  ац. Ўлеме  урис, янкель ѕознер, —арра √ринберг, ‘ан€  ойферман, јарон √ертер, Ќаум ‘ельдман Ч валютчики, привлеченные к ответственностиї.


Ѕеспредел и беззаконие, которые происходили в следственных камерах и залах народных судов, выплескивались за их пределы, а немотивированное изъ€тие имущества граждан стало повсеместным. ≈вреи были в особо у€звимом положении перед судом и следствием и невозможно было добитьс€ справедливости.
ѕараллельно с этим, из печати удал€лось вс€кое упоминание о Ђлицах еврейской национальностиї в положительном плане. ¬ последний момент из подписанных к печати газетных полос вымарывались Ђне те фамилииї, из фотографий вырезались Ђне те лицаї...
—оздавалось впечатление, что Ђлица еврейской национальностиї не жили все это врем€ р€дом со всеми, не работали, не существовали...
Ќиже мы приводим некоторые, далеко не полные данные о том, сколько было в эти годы в ———– судебных процессов, которые закончились вынесением смертных приговоров, и о числе смертных приговоров, вынесенных евре€м за период с июл€ 1961-го по €нварь 1963-го года.

’рущев и евреи

¬ конце концов, публиковавшиес€ в советских газетах антисемитские статьи сыграли роль бумеранга и вызвали у мировой общественности вначале недоумение, вслед за тем тревогу и, наконец, возмущение.
ƒалее последовали многочисленные протесты, за€влени€ и обращени€, оставл€вшиес€ поначалу ’рущевым и советским правительством без внимани€.
Ќо в одном случае ’рущев не смог сдержать молчани€ и ему все-таки пришлось давать объ€снени€, которые дали дополнительную информацию о его политике в еврейском вопросе.
¬ начале 1962 года английский философ, лауреат Ќобелевской премии, давний друг —оветского —оюза Ѕертран –ассел вместе с ‘рансуа ћориаком и ћартином Ѕубером обратились к ’рущеву с телеграммой, в которой выражали обеспокоенность по поводу многочисленных смертных приговоров евре€м и официальным поощрением антисемитизма в ———–.
„ерез год очередное письмо –ассела вызвало пространный ответ ’рущева. » то, и другое было опубликовано 1 марта 1963 года в газете Ђѕравдаї.


8 марта того же года ’рущев снова вернулс€ к еврейскому вопросу в большой речи на встрече руководителей партии и правительства с де€тел€ми литературы и искусства.
ќднако пр€мого ответа на вопросы, которые поставил в своем письме –ассел, в выступлении ’рущева нет. ≈сть рассуждени€ руководител€ страны следующего типа:
Ђ—реди какой нации в то или иное врем€ окажетс€ больше или меньше тех или иных преступников Ч это вопрос не национальный, а социальныйї.
“аким образом, развивал мысль ’рущев далее, смертные приговоры евре€м вызваны не антисемитизмом, а какими-то социальными причинами.
ј далее голос ’рущева крепчал, слова становились вполне определенными и даже угрожающими: он протестует против шумихи, подн€той в зарубежной прессе по поводу антисемитизма в ———–.
Ђ—о всей ответственностью должен за€вить, что это грубый вымысел, злостна€ клевета на советских людей, на нашу страну! Ч негодовал ’рущев. Ч ѕолитики антисемитизма не было и нет в —оветском —оюзе, так как характер нашего многонационального государства исключает возможность такой политикиї.


ƒалее Ќикита —ергеевич также за€вил: Ђ” нас не существует еврейского вопроса, а те, кто выдумывает его, поют с чужого голосаї. ¬ качестве поющего с чужого голоса был назван ≈вгений ≈втушенко, автор широко известного стихотворени€ ЂЅабий ярї. ’рущев обвинил его в отсутствии политической зрелости и незнании исторических фактов...
’рущев не понимал, что его преступна€ антиеврейска€ политика €вилась важным толчком к пробуждению самосознани€ советских евреев. —тало €сно, что ни разоблачение культа личности —талина, ни смена очередного Ђвожд€ї не обещают еврейскому народу в ———– никаких положительных перспектив.
» в конце хрущевского периода начинаетс€ борьба за выезд евреев из —оветского —оюза...

»сточники информации:
1.  анюка Ђ’рущев и евреиї
2. Ћенеман Ђ“рагеди€ евреев в ———–ї




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку