-–убрики

 -¬сегда под рукой

pen478@mail.ru

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в pen478

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.03.2013
«аписей: 2357
 омментариев: 18
Ќаписано: 2495

 ерченский мост: мифы и реальность

ѕ€тница, 25 Ќо€бр€ 2016 г. 16:11 + в цитатник

 

 ерченский пролив¬ этой статье мы расскажем об истории соединени€ западного и восточных берегов  ерченского пролива и проблемах строительства моста через него.
ћы специально избегаем в своей статье политических, нравственных и иных составл€ющих взаимоотношений ”краины и –оссии, оставл€€ их на совести политиков. »стори€ рассудит, кто прав...
»так, приступим.
Ћетом 2014 года в —ети по€вилс€ видеоролик (смотри ниже), который демонстрировал проект будущего моста через  ерченский пролив.
“ранспортный переход длиной 19 км должен пройти через косу “узла. ћост будет иметь по две полосы движени€ в каждую сторону дл€ автомобильного транспорта, а также расположенные под ними железнодорожные пути.

¬ чем срочность постройки этого моста? „ем он жизненно важен?
ƒл€ тех, кто никогда не задумывалс€ над этим вопросом, давайте немного Ђокунемс€ї в историюЕ
ќбъединить западный берег пролива, коим €вл€етс€  ерченский полуостров  рыма, и восточный - “аманский полуостров  раснодарского кра€ –оссии - собирались более тыс€чи лет назад.

“огда, в 1068 году, напоминают историки, ставленник  иева кн€зь √леб “мутараканский мерил по льду море до  орчева. —ообщение об этом действе было нанесено на известный “мутараканский камень, находка которого, собственно, и разрешила сомнени€ относительно того, где находилс€ этот таинственный город.
»сторически над этим объектом работали специалисты разных стран. ќбщим дл€ работ было одно - режим величайшей секретности. ѕоэтому, хот€ работы здесь начались в первые годы XX века и велись с перерывами почти 50 лет, первые упоминани€ о нем по€вились только в XXI веке...
≈сли посмотреть на карту, то  рымский полуостров выгл€дит как трамплин, с которого легко прыгнуть из ≈вропы в јзию.

ѕервой эта мысль пришла англичанам. ѕричем не только пришла, но и частично была реализована.
¬ конце XIX - начале XX века англичане сумели проложить между  рымом и  авказом по дну  ерченского пролива телефонный провод дл€ надежной св€зи метрополии с ее колонией - »ндией.
Ќо если можно проложить кабель, то почему нельз€ построить самый короткий путь, соединивший бы эти две страны?
» вот в 1901 году английское правительство рассматривало проект строительства железнодорожной магистрали беспримерной прот€женности: от Ћондона до ƒели!
ѕри ее создании планировалось возвести гигантский мост через Ћа-ћанш и немногим меньший - через  ерченский пролив. Ќо все уперлось, как это часто бывает, в отсутствие средств, и суперпроект лег под сукно...
ќднако иде€ построить мост через  ерченский пролив не умерла. ≈ю заинтересовалс€ в 1903 году российский император Ќиколай ¬торой.
“еперь уже проектные предложени€ по сооружению моста разрабатывали российские инженеры.
Ќо началась ѕерва€ мирова€ война, затем гр€нула революци€, √ражданска€ война, за ними последовала разруха, и люд€м стало не до грандиозных проектов.
Ќо вот в стране началс€ период индустриализации и о грандиозном проекте вспомнил генеральный секретарь  ѕ——».¬.—талин. Ќа этот раз одновременно с мостом задумывалась и реконструкци€ железных дорог, по которым поезда должны были подъезжать к грандиозному сооружению.
ƒл€ этого планировалось проложить магистральную железную дорогу с юга ”краины от ’ерсона через  рым, далее по мосту через  ерченский пролив, по “аманскому полуострову с выходом в район Ќовороссийска и затем вдоль всего „ерноморского побережь€  авказа до ѕоти.
—оветские заводы в то врем€ не могли справитьс€ с выполнением заказа на поставку всех необходимых дл€ строительства супергигантского моста железных деталей, поэтому они перед самой ¬торой мировой войной были заказаны в √ермании.

Ќачалась война, а в 1942 году немецкие войска захватили  рым, шли бои за  авказ.
√итлер еще в начале войны не раз выказывал интерес к строительству гигантской железнодорожной супермагистрали в »ндию, однако, в отличие от британского проекта, немецкий начиналс€ в јльпах, в ћюнхене!
ќттуда стальные нити рельсов должны были пот€нутьс€ в  рым, перешагнуть через  ерченский пролив на  авказ, а затем через страны ѕерсидского залива идти в »ндию!
”спехи вермахта на юге –оссии позволили начать практическое осуществление идей √итлера. »зготовленные несколько лет назад по заказу ———– металлоконструкции дл€ супермоста были отправлены из √ермании в  ерчь.
Ќемецкие военные инженеры стали разрабатывать свой проект моста через  ерченский пролив, который позволил бы проложить железную и автомобильную дороги от  ерчи в район Ќовороссийска.
–еальные подготовительные работы начались ранней весной 1943 года строительством железной дороги от станции  рымска€ до косы „ушка. ј от косы „ушка по направлению к крымскому поселку ∆уковка началась подготовка к строительству самого моста, прот€женностью свыше 3,5 километра.
ќднако, после изменени€ положени€ на  авказском фронте, строительство моста было прекращено. ј уже летом 1943 года немецкие военные инженеры вынуждены были в кратчайший срок спроектировать и построить подвесную канатную дорогу через  ерченский пролив дл€ переброски военных грузов, блокированных в районе “аманского полуострова.
Ќесколько мес€цев канатна€ дорога почти бесперебойно перебрасывала каждые сутки по 500-800 тонн груза.
»нтересный факт: советска€ авиаци€ заметила необычную активность на  ерченском полуострове, но бомбить склады запретили - —талин планировал захватить  рым и довести до конца начатое немцами строительство...
ќсенью, перед отступлением с “аманского полуострова, гитлеровцы канатную дорогу и часть опор взорвали, но полностью разрушить сооружение не успели.
 ак только “амань была освобождена, а на восточную часть  рыма высажен десант, советские инженеры зан€лись соединением двух берегов  ерченского пролива. ƒл€ восстановлени€ частично разрушенной дороги было использовано оборудование с одной из действовавших в то врем€ промышленных канатных дорог в √рузии.
¬ феврале 1944 года канатна€ переправа над  ерченским проливом снова начала действовать. ѕрот€женность ее была около п€ти километров, и работало на ней 150 грузовых вагонеток.
—уточна€ производительность советской дороги составл€ла только 300 тонн, но и это было существенной помощью 56-й армии, находившейс€ на крымском берегу. ѕо канатной дороге советским десантникам доставл€лось вооружение, боеприпасы, продовольствие.
”же после окончательного освобождени€  рыма советские войска обнаружили на берегу  ерченского пролива огромное количество металлических конструкций и оборудовани€, завезенных дл€ сооружени€ супермоста. —реди захваченных трофеев были автомашины большой грузоподъемности, бульдозеры, дизельные копры дл€ забивки свай, передвижные электростанции, сварочные аппараты и многое другое.
 огда о таком богатом Ђподаркеї узнало советское руководство, было прин€то решение начать строительство моста через  ерченский пролив, запланированное еще до войны.
ћост через  ерченский пролив–азработанный советскими военными инженерами в соответствии с промышленными возможност€ми мост должен был состо€ть из 115 пролетов длиной по 27 метров каждый. Ќад судоходным фарватером сооружалось двухпролетное поворотное устройство, которое могло разворачиватьс€ по центральной оси на 90 градусов и пропускать с двух сторон идущие по проливу суда любой грузоподъемности.
—роки строительства поджимали, материалов не хватало, поэтому было прин€то решение, которое очень дорого обошлось разработчикам и строител€м - мост строили по Ђоблегченномуї варианту. ¬последствии часть его конструкций должны были заменить на более прочные и надежные.
Ќовый мост, значительно сокращавший путь с  авказа на ”краину, был крайне нужен наступающей армии, поэтому строители спешили. —упермост возвели в рекордные дл€ такого строительства сроки - всего за 150 дней.
—троительство велось силами военнопленных, многие из которых замерзали на месте и нашли последний покой в водах пролива, а в одном из районов  ерчи есть даже соответствующее кладбищеЕ
 ак тогда было прин€то, мост стал трудовым подарком строителей к 27-й годовщине ќкт€брьской революции. ѕолностью работы еще не были завершены, но движение поездов, в основном грузовых, началось. ¬ полном объеме работы должны были завершитьс€ к 1 €нвар€ 1945 года, однако уложитьс€ в срок так и не удалось.
¬ феврале на „ерном море начались штормы. » произошло несчастье, которого опасались проектировщики, вынужденные совершить сооружение моста в рекордно короткие сроки.
√лавную опасность дл€ облегченного варианта моста представл€ли лед€ные пол€. ¬о избежание катастрофического наползани€ на опоры, лед бомбили с воздуха, подрывали взрывчаткой. Ќо его подвижка все-таки произошлаЕ
 атастрофа случилась 18 феврал€ 1945 года.
Ћед€ные пол€ под действием ветра и течени€ двигались на мост со стороны јзовского мор€. Ћед обладал большой прочностью, так как температура воздуха была 5-6∞ —.
Ќесмотр€ на широкие меропри€ти€ по ледоборьбе, обстрел из орудий лед€ных полей с берегов, бомбежка льда с самолетов и бросание на лед с опор специальными командами толовых пакетов - лед в р€де мест моста надавил на опоры и разрушил 15 промежуточных пролетов.
¬ результате сильнейшего напора льда около 50 опор из 115 рухнули, увлека€ за собой пролеты.
ћост действовал таким образом лишь немногим более трех мес€цев...

ѕосле прохождени€ по  ерченскому мосту первого поезда большую группу строителей удостоили правительственных наград, но когда случилась авари€, руководители стройки были лишены этих наград.
». ¬. —талин получил от спецорганов, занимавшихс€ расследованием случившегос€, предложение о суровом наказании виновных, но вождь, по сохранившейс€ среди военных инженеров легенде, на этот раз отказалс€ его утвердить.
—талин долго сидел в раздумье и в конце концов сказал:
ЂЌаказывать не будем. я сам в этом виноватї.1
ѕосле окончани€ войны мост обследовала специальна€ комисси€, котора€ прин€ла решение о проектировании капитального высокого моста стоимостью около двух миллиардов рублей. ѕредставл€€ —талину проект, заместитель наркома путей сообщени€ ». √оциридзе заметил:
Ђ“оварищ —талин, это будет царь-мостї.
»осиф ¬иссарионович, подумав, ответил:
Ђ“оварищ √оциридзе, мы цар€ свергли в 1917 годуї.
» вместо моста была построена паромна€ переправа.
√овор€т, если бы были построены ледорезы, то мост сто€л бы и поныне.
јвтомобильно - железнодорожна€ переправа функционировала до распада ———–. ѕо ней до 1987 года переправл€лс€ поезд Ђ—имферополь Ц Ѕакуї. ¬ момент переправы составов с обеих сторон выстраивались километровые очереди автомобилистов.
“оварные вагоны перевозили до 1990 года.
Ќапомним, какие были проекты реализации Ђ ерченского мостаї:
- 1993 год, накануне ввода в эксплуатацию тоннел€ под Ћа-ћаншем - вице-премьер ”краины јлександр Ўохин и губернатор  убани, с согласи€ украинской стороны, подписали протокол о намерени€х с французской компанией Bung и финансовой группой Kleinwort-Benson о строительстве моста или тоннел€ через  ерченский пролив. —троительство не получилосьЕ
 ерченский мост- 1995 год -  рымское акционерное общество Ђ рымэнергоресурсыї предложило свой проект двухъ€русного моста длиной 5672 метра. Ёто был только один из возможных проектов, которые рассматривались, хот€, на взгл€д специалистов, именно он имел р€д преимуществ.
Ќе срослось и в этот разЕ
- 1999 год - о проекте строительства моста через  ерченский пролив вспомнил московский мэр ёрий Ћужков, который так любил вмешатьс€ в украинские дела.
“огда был подписан ѕротокол о строительстве моста через  ерченский пролив в рамках московско - крымского соглашени€ о сотрудничестве.
» по€ть Ђпук-к-кїЕ
- 2000 год - ѕротокол о строительстве с более точной формулировкой Ц Ђтранспортный переходї.
¬ июле 2000 года тогдашний председатель ¬ерховной –ады  рыма Ћеонид √рач и глава правительства ћосквы ёрий Ћужков подписали протокол о строительстве транспортного перехода через  ерченский пролив.
¬ том же году была зарегистрирована совместна€ структура дл€ строительства моста через пролив Ч ќјќ Ђ рымский мостї, однако проект не получил дальнейшей реализацииЕ
- 2001 год - в ћоскве создано ќјќ Ђ ерченский мостї, учредител€ми которого выступили правительство ћосквы (74%) и ‘онд имущества јвтономной –еспублики  рым (26%).
» оп€ть Ц нетЕ
- 2003 год - проект строительства под  ерченским проливом подземного транспортного перехода Ђ ерчь- убаньї выносилс€ на рассмотрение украинско-российской комиссии по сотрудничеству, но не получил развити€.
- 2004 год Ц возник один из украинских проектов, комплекс из трех подземных туннелей общей стоимостью 1,3 миллиарда долларов. Ќо, Ђтаки нетїЕ
¬ окт€бре 2004 года в присутствии президентов –оссии - ѕутина и ”краины -  учмы состо€лось открытие восстановленной железнодорожной переправы (по другим данным с марта 2005 года была возобновлена железнодорожна€ паромна€ переправа через  ерченский пролив между портами Ђ рымї и Ђ авказї.)
- февраль 2007 года - глава ћинистерства транспорта и св€зи ”краины Ќиколай –удьковский сообщил, что ведет переговоры со своим российским коллегой »горем Ћевитиным о совместном строительстве моста, а 29 марта на заседании —овмина  рыма была создана –абоча€ группа по сопровождению инвестиционного проекта строительства транспортного перехода через  ерченский пролив. ѕричем основной упор делалс€ на нефтетранспортную составл€ющую.
¬ласть планировала транспортировать до 30 миллионов тонн нефтепродуктов в год. ƒл€ этого на  ерченском полуострове готовы были даже строить новый порт.3
ѕо данным крымских властей, существовал проект строительства транспортного перехода через  ерченский пролив, разработанный российской проектно-строительной фирмой Ђ—пецфундаментстройї. ѕроект предполагал строительство моста на сва€х длиной 4,5 километра и высотой 50 метров, который соединил бы порт Ђ рымї и порт Ђ авказї.
ѕроект также предусматривал возможность прокладки коммуникаций дл€ транспортировки нефти. —тоимость проекта Ч 480 млн. долларов —Ўј.
 ак считали его инициаторы, при положительном решении мост мог быть построен в течение двух лет.4
÷итируем √алину  аплюк:
Ђ—егодн€ уже эксперты призывают власть мыслить стратегически, если та, конечно, не пиаритс€, а всерьез намерена зан€тьс€ строительством транспортного перехода через  ерченский пролив. Ёто можно сделать в рамках прокладывани€ международной трассы јнгли€- итай, проект которой называют возрождением ¬еликого Ўелкового пути.
ќднако с трудом веритс€, что в кризисные времена и при отсутствии хоть какой-то национальной программы развити€ государства, планы подобного масштаба вообще могут рассматриватьс€ новой властью.ї2
¬ апреле мес€це 2010 года в печати по€вилось следующее сообщение:
Ђѕо данным ѕредседател€ —овета министров  рыма ¬асили€ ƒжарты, президенты ”краины ¬иктор янукович и –оссии ƒмитрий ћедведев в ходе встречи в ’арькове подписали соглашение о проектировке и строительстве моста  ерчь -  убань.ї
¬ комментарии журналистам ¬. ƒжарты отметил, что дл€ него, как дл€ крымчанина, огромное значение имеет то, что он смог убедить президентов в необходимости строительства моста через  ерченский пролив.
Ђћедведев сказал, что до 2014 года мост должен быть построен. ƒл€ нас, дл€ крымчан, это будет огромнейший прорыв, в первую очередь экономический и социальный. Ёто развитие инфраструктуры, коммуникаций, рекреацииї, Ч заключил крымский премьер.
√алина  аплюк в издании Ђ√лавкомї пиcала в те годы следующее:
Ђ»де€ построить мост через  ерченский пролив уже восьмой раз всплывает на поверхность украинской политики за последние двадцать лет. » хот€ все сведущие в этом вопросе устали говорить, что это экономически невыгодно в рамках локального проекта ”краина - –осси€, президенты обоих государств снова внесли ее в повестку дн€...ї
ќдин из непосредственных разработчиков одного из проектов  ерченского моста доктор технических наук, директор научно-производственной фирмы ЂЁксплуатаци€ и строительство подземных объектовї Ќиколай √лухов так описал свое видение этой проблемы:
Ђ¬осьмой раз за последние два дес€тилети€ мы видим очередной интерес власти к этому проекту. я лично занимаюсь этим вопросом больше двадцати лет. «а это врем€ в ”краине помен€лось четыре ѕрезидента, восемнадцать раз передавалась власть правительствам, и каждый раз этот вопрос начиналс€ сначала.
...ѕервое, что нужно сделать Ч это определить статус этого перехода. Ѕудет ли это мост  рым- убань, мост ”краина-юг –оссии или же ≈вроазиатска€  транспортна€ магистраль, которую мы называем возрождением Ўелкового пути в новом качестве и новом времени?
”казанна€ магистраль Ч это двухпутна€ железнодорожна€ электрифицированна€ дорога с новыми качествами. –ельсы без стыков, локомотивы со скоростью свыше 200 км/час.
Ёта трасса будет пролегать от јнглии до  ита€ прот€женностью в 10 тыс€ч километров.

≈вроазиатска€ магистраль

–€дом с ж/д пут€ми пройдет восьмиполосна€ автомобильна€ дорога со всеми сегодн€шними требовани€ми. ћы говорим об этом длительное врем€.
„то дает така€ магистраль дл€ ”краины? ≈вроазиатский континент Ч это уже сегодн€ почти 3/4 мировой экономики. — учетом развити€  ита€ и »ндии эта пропорци€ будет увеличиватьс€.
”краина находитс€ в центре этого пути, и инициатива вместе с –оссией позволила бы ей интегрироватьс€ в эту часть мировой экономики, превратитьс€ в нормальную страну-производител€, использу€ свой высочайший транзитный потенциал.
Ёто подтверждает ведущий английский институт в области грузовых перевозок, по данным которого, коэффициент транзитности ”краины Ч 3,41 (самый высокий показатель на ≈вроазиатском континенте).
Ќеобходима интеграци€ ”краины в эту систему вместе с –оссией, потому что сегодн€ така€ инициатива под силу двум этим государствам, которые бы позволили привлечь инвестиции и, соответственно, подн€ть геополитический вес двух стран.
—оздание такой магистрали с пропускной способностью свыше 300 млн. тонн грузов и 70 млн. пассажиров в год Ч это эквивалент по перемещению товаров на сумму где-то под 250-300 млрд. долларов в год.
ћирова€ практика говорит о том, что где-то около 10% от стоимости товаров Ч это услуги транспорта. Ёлементарно просто подсчитать, какие эти 10% от грузов. ѕассажиропоток дает примерно такую же цифру...ї2

» вот теперь очередные планы по постройке моста, на этот раз чисто российские. √лавное, чтобы они не остались только планамии, как это уже было много раз...




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку