-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в pen478

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.03.2013
«аписей: 2539
 омментариев: 19
Ќаписано: 2682

¬еликий перелет

—реда, 23 Ќо€бр€ 2016 г. 16:40 + в цитатник

»де€, о которой пойдет речь, бродила в умах отечественных авиаторов еще до ѕервой ћировой. ѕерелет через всю –оссию к восточной границе вдоль “ранссибирской магистрали задумал в 1914 году ј.ћ.  ованько, командир учебного воздухоплавательного парка (впоследствии Ч офицерской школы) под —анкт-ѕетербургом. ѕравда, в силу особого интереса јлександра ћатвеевича к управл€емым аэростатам, предполагалось, что полет будет произведен на дирижабле. Ќачалась война, всем стало не до того, чтобы ставить рекорды в пределах собственных границ. “ак и получилось, что воплощали смелую идею уже в 1925 году, совершенно иначе и в сменившей им€ стране.

¬ своем новом воплощении иде€ должна была стать смелым пиаром советской авиации и первых самолетов P-1. ѕервоначально эта модель была честно и скрупулезно Ђпозаимствованаї у англичан (Ђƒе ’евиллендї, DH.9) и оснащалась импортным же мотором (американским ЂЋибертиї). ¬последствии самолет был усовершенствован отечественными конструкторами Ќ.Ќ. ѕоликарповым и ƒ.ѕ. √ригоровичем, а к 1924 году и моторы сменились их советскими копи€ми ћ-5, выпускавшимис€ на заводе Ђ»карї. ¬се это позволило впоследствии руководителю Ђƒальневосточного перелетаї ».ѕ. Ўмидту в своей речи перед вылетом на очередной этап маршрута за€вить: Ђ“оварищи, мы долетели до »ркутска на наших советских самолетах, на которых сто€т наши советские моторы. ћы, русские мужики, над которыми иностранцы сме€лись и говорили, что он может делать только тульские самовары, теперь показываем иностранцам Ђ“ульский самоварї в 400 силї. (÷ит. по: ¬ласть труда 1925 є 146 (1652), 30 июн€).

ѕервые шаги по реализации отча€нного проекта были предприн€ты в 1923 году. ќчевидно, кто-то в —овете по гражданской авиации вспомнил о предвоенных замыслах ј.ћ.  ованько, и началась разработка перелета по маршруту Ђѕетроград Ч ћосква Ч ¬ладивостокї. ѕо мере совершенствовани€ самолета –-1 планы становились все смелее, а маршрут удлин€лс€. ¬ 1924 году комисси€ под председательством ѕ.».Ѕаранова и его заместител€ –.ј.ћуклевича создавалась уже не дл€ перелета до ¬ладивостока, а дл€ перелета по маршруту ћосква Чћонголи€ Ч  итай. ’от€ официально подготовка к столь длительному перелету началась только 20 марта 1925 г., но уже в 1924 году в составе комиссии фигурировали не только представители инспекции √¬‘, ќбщества друзей воздушного флота (ќƒ¬‘), общества Ђƒобролетї и корреспонденты Ђѕравдыї и √оскино, но и люди из Ќ »ƒ. Ќародный комиссариат иностранных дел перед перелетом запрашивал у аналогичных ведомств ћонголии и  ита€ разрешение на пересечение границ этих стран участниками авиаэкспедиции.

ќфициальной целью гр€дущего меропри€ти€ за€вл€лось Ђустановление культурно-экономических св€зей с восточными окраинами, проверка воздушного пути на ¬осток, тренировка личного состава √ражданской авиации и проверка достижений авиапромышленностиї. —реди неофициальных целей, как частенько бывает в подобных случа€х, фигурировали более практичные: следовало проверить, удастс€ ли в случае необходимости перебросить авиачасти по воздуху на ƒальний ¬осток. ѕосему при подготовке маршрута использовались материалы ¬¬— –  ј о действи€х авиации в регионе за прошлые годы, а окончательный пункт назначени€ ( итай) предполагалось держать в тайне и сделать досто€нием общественности только когда экспедици€ окажетс€ в ћонголии. Ќа деле чаемого организаторами режима секретности не получилось: слухи о том, что затеваетс€ некий грандиозный проект, начали гул€ть по столице уже в начале весны, а 21 ма€ 1925 г. газета Ђ¬ечерн€€ ћоскваї опубликовала заметку Ђѕерелет ћосква Ч ѕекинї. ¬ ней точно перечисл€лс€ состав участников (в процессе подготовки к первоначально собиравшимс€ лететь P-1 добавились три пассажирских самолета, два ёнкерса Ju-13 и один ј -1), называлс€ организатор Ч общество Ђƒобролетї, и обозначалс€ маршрут Ђчерез ”ральский хребет, Ѕайкал, от ”рги до  алгана, через пустыню √оби или Ўиної. ѕодобна€ утечка не порадовала организаторов, зато столична€ публика пришла от нее в восторг и прин€лась увлеченно заключать пари: где какой из самолетов сойдет с дистанции. «абега€ вперед, скажем, что точно угадать, как оно все закончитс€, скорее всего, не удалось никому.


 адры из фильма Ђ¬еликий перелетї. –ежиссер ¬ладимир Ўнейдеров. 1925 г.

»з шести подготовленных самолетов –-1 три должны были участвовать в перелете, а три отправились поездом в Ќовониколаевск (Ќовосибирск) и »ркутск как запасные. “акже загод€ в промежуточные пункты маршрута,  урган и ”ргу, повезли запасные части, двигатели, радиаторы, воздушные винты и шасси с колесами. ћашины, готов€щиес€ к полету, окрасили в серебристый цвет (говор€т, что ранее нарисованные на некоторых самолетах красные звезды отчетливо просвечивали сквозь слой свежей краски) и нанесли на них номера и опознавательные знаки с гербом ———– и вписанными в него серпом и молотом.

—амолеты, участвовавшие в перелете 1925 г. по маршруту Ђћосква Ч ѕекин Ч “окиої

image

  освещению перелета благодар€ включенным в состав экспедиции вместительным пассажирским самолетам удалось подойти более чем серьезно: с собой вз€ли корреспондентов журнала Ђ—амолетї и нескольких военных журналов, газет Ђ»звести€ї, Ђѕравдаї, ЂЋенинградска€ правдаї и кинооператоров студии Ђѕролеткиної. ћатериал, отсн€тый последними, лег в основу документального фильма Ђ¬еликий перелетї (режиссер и автор сценари€ ¬ладимир Ўнейдеров, оператор √еоргий Ѕлюм; 1925 год).

—трого говор€, о происходившем куда уместнее было бы снимать приключенческий фильм с элементами боевика: предпри€тие было весьма рискованным. ЂЁто была эра, когда в отечественной авиации не было парашютов, никто ещЄ у нас не летал по компасу. Ёта проблема аэронавигации с применением компаса практически ещЄ не осуществл€лась. Ѕыли лишь отдельные попытки. ¬с€ экспедици€ на шести самолЄтах летела, ориентиру€сь только по картамї, Ч вспоминал впоследствии в своей книге ЂЌа земле и в небеї один из участвовавших летчиков, ћ.ћ. √ромов.

–еальность с первых же минут продемонстрировала, что в точности совпадать с планами комиссии по подготовке не намерена. ѕервоначально старт перелета был назначен на 15 июн€, но из-за того, что стало известно о планируемом €понцами путешествии на самолетах Ѕреге 19ј, пришлось поторопитьс€ и перенести его на 10 число Ч ничто не должно было затмить триумф советской авиации. Ќо и тут не все оказалось гладко. ќсвещавшие меропри€тие немецкие газеты изо всех сил старались приписать честь не советским кадрам, а своим. Ђ—тарый опытный немецкий летчик, которого правительство ———– специально выписало дл€ проведени€ перелетаї, Ч так рекомендовали они официального руководител€, одессита ». ѕ. Ўмидта, который, по воспоминани€м ћ. ћ. √ромова, Ђне был авиационным специалистом, а был агитатором и пропагандистом, как по профессии, так и по своей натуреї.

Ќа маршруте до ¬ерхнеудинска было подготовлено 19 аэродромов, но случались и вынужденные посадки в чистом поле из-за неполадок, с которыми экипаж иногда справл€лс€ сам, а иногда был вынужден прибегать к помощи товарищей. »ногда причиной вынужденных посадок становились забавные эпизоды Ч например, ј.». “омашевский как-то потер€л ориентировку и был вынужден приземлитьс€ и узнавать дорогу у деревенских жителей потому, что механик оставил р€дом с компасом железный бидон. Ќесмотр€ на приключени€, 27 июн€ летчики добрались до »ркутска. Ќа этом этапе уже можно было рассчитывать на хорошее завершение эпопеи, и председатель јвиатреста сообщил об этом авиаторам телеграммой: Ђ“вердо уверен, что в ближайшие дни красна€ звезда советской авиапромышленности будет ре€ть над ћонголиейї. ƒействительно, через неделю, 5 июл€, участников перелета официально встречали в столице (”рга или ”лан-Ѕатор) глава правительства ћонголии ÷ерен-ƒорджи и командующий армией „ойбалсан, а 8 июл€ на рассвете группа вылетела в ”дэ. Ќа этом перелете из-за неисправности отстал ј.». “омашевский, пилотировавший ј -1. ¬последствии он нагнал товарищей в ѕекине, прибыв туда всего на четыре дн€ позже них.

Ќа крошечной посадочной площадке в 200 км от китайской столицы группа уменьшилась на один Ђёнкерсї Ч при посадке было сломано шасси, и устранить повреждение не удалось. 13 июл€, спуст€ 33 дн€ после старта из ћосквы, четыре самолета прибыли в ѕекин, где их ждала торжественна€ встреча.  азалось бы, программа выполнена? Ќо нет. Ѕыло решено продолжить перелет, разделившись на две группы. ѕерва€ отправл€лась за 3500 км от ѕекина, в Ўанхай, а втора€, состо€ща€ из двух экипажей, должна была от ћукдена через —еул, ‘узан и ќсаку долететь до “окио. Ёто предложение поступило с €понской стороны. ѕравда, пролет над ÷усимскими островами, закрытыми дл€ иностранных самолетов, правительство японии не разрешило даже приглашенным гост€м. ј значит, впереди их ожидал крайне непри€тный участок маршрута, с малым количеством запасных аэродромов и рискованным отрезком в 240 км, пролегавшим над японским морем.

√отов€сь к вылету в “окио, было решено заменить выработавшие ресурс двигатели Чпришлось ждать доставки новых. “олько 30 августа два –-1, пилотируемые √ромовым и ¬олковойновым, отправились в японию. Ќа первой же сто€нке в ћукдене пришлось мен€ть моторное масло Ч то, что было залито в ѕекине, оказалось очень низкокачественным. Ћетчики заменили его касторкой, выкупив запас из всех городских аптек. ѕолутора сотен флаконов хватило, чтобы залить масл€ные баки обоих самолетов.

ѕеред самой японией их поджидало последнее испытание Ч облачность и сильные ливни. ¬ этих услови€х они быстро потер€ли друг друга и дальше пути экипажей разошлись. √ромову повезло приземлитьс€ в ’иросиме, откуда он смог быстро вылететь в “окио, а ¬олковойнов был вынужден садитьс€ на небольшой островок возле приморского города —имоносеки и ждать разрешени€ местных властей на продолжение пути. ”знав, что √ромов благополучно достиг “окио, побив рекорд €понских летчиков и преодолев рассто€ние от ѕекина до “окио за четыре дн€ вместо шести, ћ.ј. ¬олковойнов решил добиратьс€ до “окио на поезде.

япони€ встречала советских летчиков как героев. »м удалось преодолеть путь ћосква Ч ѕекин Ч “окио быстрее, чем €понцам, несмотр€ на то, что маршрут у них оказалс€ длиннее. ¬ то же врем€ на перелет им понадобилось всего 32 дн€ и около 69 часов в воздухе в отличие от €понских 36 дней и 72 часов. Ќа волне всеобщего восхищени€ строились планы создани€ линии воздушного сообщени€ в японию через —ибирь и проекты советско-€понского сближени€. ƒомой авиаторы добирались на поезде. “ак завершилс€ Ђ¬еликий перелетї, открывший новую страницу в истории советской авиации. —пуст€ четыре года приблизительно по тому же маршруту перегон€лись военные самолеты –-1 на ƒальний ¬осток и к советско-монгольской границе Ч но это уже совсем друга€ истори€Е




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку