-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в pen478

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.03.2013
«аписей: 2375
 омментариев: 18
Ќаписано: 2513

‘лот сумасшедших героев

—реда, 23 Ќо€бр€ 2016 г. 11:20 + в цитатник

 

Ђ‘лотом сумасшедшихї называли ¬торую тихоокеанскую эскадру российского флота британские газеты в 1904 году, сразу после Ђгулльского инцидентаї. ќдин из участников похода, будущий писатель Ќовиков-ѕрибой, окрестил ее Ђсбродом разнотипных и разношерстных судов, при нашей безалаберности €вл€ющим собою только пародию на боевую эскадруї. ј председатель ¬сезарубежного ќбъединени€ ћорских ќрганизаций адмирал ј. ». –усин, открыва€ торжественное заседание, посв€щенное 25-летию ÷усимы, в ѕариже, назвал поход ¬торой “ихоокеанской эскадры Ђгероическимї, Ђединственным, небывалым в истории флотов всего мираї.  ака€ из этих оценок современников ближе всего к действительности сейчас, спуст€ век с лишним после похода и бо€, практически покончившего с Ѕалтийским флотом –оссийской »мперии?

«а два дн€ до официального объ€влени€ войны, 26 €нвар€ (8 феврал€) 1904 г., €понский флот напал на находившиес€ на рейде ѕорт-јртура и в порту „емульпо корабли эскадры “ихого океана, тогда еще не имевшей пор€дкового номера. „асть судов оказалась немедленно выведена из стро€, а часть Ч заблокирована €понской эскадрой. ѕопытки крейсера Ђ¬ар€гї и канонерской лодки Ђ ореецї прорватьс€ из „емульпо в ѕорт-јртур оказались тщетными. ѕосле ожесточенного бо€ и последовавшего после поражени€ перехода команд на нейтральные суда, Ђ¬ар€гї, Ђ ореецї и принадлежавший обществу  ¬∆ƒ пароход Ђ—унгариї были затоплены или взорваны.  орабли “ихоокеанской эскадры, оставшиес€ блокированными на рейде ѕорт-јртура, мало что могли противопоставить превосходившей их в скорости, бронировании и однородности состава €понской эскадре.

¬ апреле 1904 года блокированна€ эскадра обзавелась пор€дковым номером и стала называтьс€ ѕервой “ихоокеанской Ч дл€ деблокировани€ ѕорт-јртура в спешном пор€дке формировалась ¬тора€.  онтр-адмиралу —виты и начальнику √лавного морского штаба «. ѕ. –ожественскому были поручены подготовка и командование новым соединением, в которое вошли практически все имевшиес€ на тот момент в распор€жении Ѕалтийского флота корабли. „асть их ранее входила в состав ѕервой “ихоокеанской, но в 1903 году была возвращена дл€ ремонта и модернизации. » вот теперь 7 броненосцев, 8 крейсеров, 9 миноносцев и множество вспомогательных судов должны были перейти из Ѕалтики в “ихий океан и помочь осажденному ѕорт-јртуру.

Ѕроненосный крейсер Ђƒмитрий ƒонскойї
Ёскадренный броненосец Ђќсл€б€ї

—лухи о гр€дущей войне с японией ходили еще до начала военных действий, но, как часто бывает, активна€ фаза войны застала общество врасплох. ќфициальна€ пропаганда делала все, чтобы вызвать соответствующий моменту набор чувств к Ђагрессорам-€зычникамї, но дл€ кресть€нства, составл€вшего основной мобилизационный ресурс, враг представл€лс€, возможно, и страшным, но очень и очень далеким. –азрыв между тоном типичных дл€ патриотической прессы статей и воспри€тием ситуации населением очень нагл€дно описывает ј. Ќовиков-ѕрибой в романе Ђ÷усимаї: Ђ¬ газетах € прочел вслух бодрую статью. јвтор, размышл€€ о 2-й “ихоокеанской эскадре, возлагал теперь на нее все надежды. ќна, соединившись с остатками 1-й “ихоокеанской эскадры, разобьет €понский флот и завладеет морем. ј тогда и сухопутные непри€тельские войска, отрезанные водным пространством от родины, вынуждены будут сдатьс€. —ловом, победа за нами обеспечена.

Ѕроненосец береговой обороны Ђ√енерал-адмирал јпраксинї
Ѕроненосный крейсер Ђѕам€ть јзоваї

 то-то из матросов промолвил:

Ч √овор€т, наш флот в три раза сильнее €понского. ј вот, поди ж ты, колошмат€т нас.

Ч ƒураков и в алтаре бьют, Ч вставил оп€ть —ычев. ќн закурил папиросу и снова заговорил: Ч Ќи черта из этой затеи не выйдет. ѕерва€ эскадра была сильнее второй, имела боевой опыт, была знакома с местными услови€ми плавани€. » что же получилось? «аперта€ оказалась в ѕорт-јртуре, как в западне. ј с этой Ч куда уж лезть нам?!ї

ѕринципиальное решение об отправке ¬торой “ихоокеанской эскадры на ƒальний ¬осток принималось на секретном совещании, состо€вшемс€ в ѕетергофе под председательством самого цар€. ” историков до сих пор нет единства мнений даже относительно точной даты этого совещани€, часть называет дату 10 (24) августа 1904 г., руководству€сь мемуарами ¬.ѕ. остенко, а часть настаивает на 11 (25) августа, ссыла€сь на запись в дневниках Ќикола€ II. —читаетс€, что участники совещани€ полагали, что гарнизон вр€д ли удержит ѕорт-јртур, ѕервую “ихоокеанскую эскадру можно не принимать в расчет как реальную боевую силу, и, следовательно, ¬тора€ эскадра, слаба€ и неподготовленна€, не сможет соперничать с €понским флотом. ќднако «.ѕ.–ожественский, пользу€сь не€вной поддержкой цар€, из превратно пон€того чувства долга и обиды за честь флага насто€л на отправке кораблей в ѕорт-јртур.

Ѕроненосец береговой обороны Ђјдмирал ”шаковї
Ѕроненосный крейсер Ђјдмирал Ќахимовї

¬ результате в сент€бре 1904 г. «. ѕ. –ожественскому было присвоено очередное звание вице-адмирала, а в окт€бре 1904 г. ¬тора€ тихоокеанска€ эскадра вышла в поход, чтобы Ђотомстить дерзкому врагу, нарушившему покой –оссии, и возвеличить славу русского флотаї. —о славой поначалу не задалось. “очнее, прославитьс€ получилось, но не так, как хотелось бы: первый бой эскадры состо€лс€ еще в —еверном море в районе ƒоггер-банки, недалеко от города √улль (’алл). ѕротивниками стали прин€тые в темноте и тумане за €понские миноносцы британские рыболовные суденышки, а в списке потерпевших урон от беспор€дочного огн€ оказались не только английские рыбаки, но и один из собственных кораблей. ѕолдес€тка снар€дов пробили дымовую трубу, машинный кожух и надводный борт крейсера Ђјврораї. ¬ результате Ђгулльского инцидентаї по насто€нию ¬еликобритании впервые в мировой истории был организован независимый международный третейский суд, в который вошли п€ть адмиралов из различных стран. Ќесмотр€ на то, что –осси€ согласилась выплатить британским рыбакам 65 000 фунтов стерлингов, а международный суд не нашел Ђникаких оснований дл€ умалени€ военных качеств или гуманных чувств адмирала –ожественского или личного состава его эскадрыї, английска€ пресса настойчиво требовала возвращени€ Ђфлота сумасшедшихї обратно в  ронштадт. Ќо поход продолжалс€.

Ёскадренный броненосец Ђ»мператор Ќиколай Iї
Ѕроненосец Ђ—исой ¬еликийї

ќн продолжалс€, несмотр€ на плохое снабжение, проблемы с погрузкой и качеством топливного угл€, несмотр€ даже на то, что от непривычного климата и нервного напр€жени€ люди в буквальном смысле слова сходили с ума. Ќа этом фоне происшестви€, характеризовавшиес€ в приказах командующего эскадрой как Ђпример глубочайшего военного развратаї, вроде попытки троих молодых офицеров переправить на госпитальное судно Ђќрелї приезжавшую к ним в гости сестру милосерди€, выгл€дели совершенно невинными шалост€ми, хот€ и заканчивались дл€ участников высылкой в –оссию и отдачей под суд.

 рейсер 2-го ранга Ђ∆емчугї

¬тора€ “ихоокеанска€ эскадра продвигалась вперед, несмотр€ на то, что после сто€нки в “анжере ей пришлось разделитьс€. Ѕроненосцы Ђ—исой ¬еликийї, ЂЌаваринї и крейсеры Ђ—ветланаї, Ђ∆емчугї и Ђјлмазї пошли под командованием контр-адмирала ‘елькерзама в —редиземное море, чтобы потом через —уэц дойти до ћадагаскара, остальные корабли под командой –ожественского шли к точке рандеву вокруг јфрики. ” ћадагаскара к эскадре должны были присоединитьс€ Ђќлегї, Ђ»зумрудї, Ђ—моленскї и другие суда, на момент выхода эскадры спешно достраивавшиес€ и вооружавшиес€. ƒаже известие о гибели в ѕорт-јртуре ѕервой эскадры не остановило самоубийственный поход ¬торой. ≈ще в 20-е годы прошлого века делались различные предположени€ о причинах подобного поведени€ командующего эскадрой, от уже упоминавшейс€ верности флагу и желани€ отомстить за поражени€ до недальновидности и карьеризма. —оветский военно-морской теоретик Ѕ.Ѕ.∆ерве считал, что ЂЕ–ожественский до ухода эскадры из –оссии получил от верховной власти заверение, что цель похода 2-й эскадры на самом деле демонстративна€ї. ѕр€мых подтверждений этой версии нет, однако косвенным историки считают, в частности, описанную ¬.ѕ. остенко в мемуарах беседу с главным инженером верфей —кворцовым. Ђ»дти назад уже поздно. Ёто было бы равносильно признанию проигрыша всей кампании. ƒальше ћадагаскара вы все равно не пойдете, так как к тому времени наверное будет заключен мирї, Ч говорил тот.

“ем не менее, недооценка ситуации, чрезмерна€ самонаде€нность или отсутствие Ђискры гражданского мужестваї, как позже трагически констатировал сам адмирал –ожественский, привели к тому, что поход ¬торой “ихоокеанской эскадры закончилс€ только 14 ма€ 1905 года в ÷усимском проливе, и закончилс€ самым крупным морским сражением в тогдашней истории мирового военного флота и самым позорным поражением российского флота в русско-€понской войне.

»мператорский флот японии под командованием адмирала ’эйхатиро “ого атаковал эскадру –ожественского, чтобы полностью уничтожить ее. ѕоскольку колонны состо€ли из разнотипных судов, в том числе и устаревших, низкоскоростных (скорость транспортника Ђ оре€ї, к примеру, составл€ла не более 9 узлов), то выбранна€ €понцем тактика оперировани€ небольшими маневренными соединени€ми, несмотр€ на неполную реализацию первоначального замысла, оказалась удачной. «.ѕ.–ожественский с самого начала отдал инициативу в бою противнику и скомандовал эскадре идти на прорыв, оборон€€сь, а не атаку€. ѕреимущество противника в тактической скорости и четкий план действий привели к тому, что флагман Ђ н€зь —уворовї был потоплен, вице-адмирал –ожественский т€жело ранен, и какое бы то ни было управление ¬торой “ихоокеанской эскадрой прекратилось в первые же полчаса бо€. ѕосле этого никакой личный героизм и мастерское маневрирование отдельных кораблей, славна€ гибель Ђ—увороваї, Ђќсл€биї, Ђјлександра IIIї, ЂЅородиної, ЂЌаваринаї и несчастной Ђ амчаткиї спасти эскадру уже не могли: к утру 15 ма€ ÷усимское сражение завершилось полным разгромом российского флота.

Ѕескозырка и ленты к бескозыркам матросов кораблей, участвовавших в походе

ѕосле подписани€ ѕортсмутского мира адмирал вернулс€ в –оссию, где был восстановлен в своей прежней должности. ќднако с мнением коллег командующего по √лавному штабу категорически не согласились газеты, наперебой обвин€вшие –ожественского в трагедии поражени€. „тобы оправдатьс€, адмирал выразил желание предстать перед военно-морским судом. Ќа суде он просил о смертном приговоре, но был оправдан вследствие т€желого ранени€. »тог его роли в походе подвела историческа€ комисси€ по описанию войны при ћорском √енеральном штабе: Ђ¬ действи€х Ќачальника эскадры, как в ведении бо€, так и в его, подготовке, трудно найти хот€ бы одно правильное решение. ѕодчиненные ему флагманы действовали в€ло и без вс€кой инициативы. јдмирал –ожественский был человек сильной воли, мужественный и гор€чо преданный своему делу, умелый организатор снабжени€ и хоз€йственной части, превосходный мор€к, но лишенный малейшей тени военного таланта. ѕоход его эскадры от ѕетербурга до “сусимы беспримерен в истории, но в военных операци€х он про€вил не только отсутствие таланта, но и полное отсутствие военного образовани€ и боевой подготовки Ч качества, которые он не сумел сообщить и своей эскадреї.

ѕожалуй, с этой оценкой легче всего согласитьс€. ƒлительный поход в сложных услови€х, во врем€ коего не было потер€но ни одного судна из крайне разношерстной коллекции ¬торой “ихоокеанской, можно считать достижением Ч не случайно была в 1907 году отчеканена ћедаль в пам€ть похода эскадры генерал-адъютанта –ожественского на ƒальний ¬осток. ј ÷усимское сражение Ч тоже своего рода достижение, только с обратным знаком, из тех, которыми не горд€тс€ даже спуст€ сотни лет.



ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку