-–убрики

 -¬сегда под рукой

pen478@mail.ru

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в pen478

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.03.2013
«аписей: 2225
 омментариев: 16
Ќаписано: 2359

√вардейский экипаж при »мператоре Ќиколае II и до расформировани€. „асть 2.

—реда, 23 Ќо€бр€ 2016 г. 11:02 + в цитатник

Ћ.ј.ћалышев

Ёрнест Ћингарт (1847-1932). ѕортрет императора Ќикола€ II. 1900 г.

— началом русско-€понской войны 1904-1905 года многие офицеры √вардейского экипажа пожелали участвовать в боевых действи€х флота “ихого океана. ¬ ѕорт-јртур они добрались ещЄ до перерыва сообщений по железной дороге, сразу же были назначены вахтенными офицерами на разные корабли эскадры и отличились во врем€ осады и блокады крепости. ƒаже некоторые офицеры Ёкипажа, недавно вернувшиес€ из ¬ладивостока в ѕетербург на крейсере Ђјдмирал Ќахимовї, срочно попросились обратно и были направлены на флот “ихого океана во главе со старшим офицером  крейсера ¬еликим кн€зем  ириллом  ¬ладимировичем.

ќсажденна€ крепость ѕорт-јртур со стороны мор€ была защищена батаре€ми береговой обороны и корабл€ми “ихоокеанской эскадры. ¬ этой осажденной крепости офицеры √вардейского экипажа: капитан 2 ранга “рухачев, лейтенант “имирев, штабс-капитан јлександров и доктор √ригорович совершили подвиги мужества и храбрости, как в море, так и на батаре€х сухопутного фронта.

Ќо, самые первые подвиги русских мор€ков в войне 1904-1905 годов, были совершены офицерами и матросами крейсера Ђ¬ар€гї и канонерской лодки Ђ ореецї, которые в начале 1904 года находились в нейтральном корейском порту „емульпо. Ёти боевые корабли сто€ли в €нваре 1904 года на рейде „емульпо и находились в распор€жении посольства –оссии в  орее. ќни прибыли нар€ду с корабли других стран дл€ участи€ в переговорах по конфликту между  ореей и японией. «десь же находились боевые корабли јнглии, ‘ранции, —Ўј и р€да других стран.

26 €нвар€ (8 феврал€) 1904 €понска€ эскадра контр-адмирала ”риу в составе:
1 броненосный крейсер Ђјсамаї и 5-ть  лЄгких крейсеров ЂЌаниваї, ЂЌиитакаї, Ђ“акачихої, Ђ„иодаї, Ђјкасиї и 8 Ц ми миноносцев блокировала порт „емульпо, име€ целью прикрыть высадку десанта в  орею и не допустить вмешательства русского крейсера Ђ¬ар€гї. ¬ тот же день Ђ ореецї отправилс€ в ѕорт-јртур, но по выходе из порта был атакован, после чего вернулс€ на рейд.

27 €нвар€ (9 феврал€) командир крейсера  Ђ¬ар€гї капитан 1 ранга ¬.‘.–уднев получил от контр-адмирала ”риу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. –уднев решил прорыватьс€ с боем в ѕорт-јртур, а в случае неудачи взорвать корабли. ¬ полдень Ђ¬ар€гї и Ђ ореецї вышли из „емульпо.  ‘ранцузские и английские корабли провожали гордо идущий Ђ¬ар€гї с оркестром.  апитаны кораблей отдали честь российским мор€кам.

‘отографи€ 1904 года. Ђ¬ар€гї и Ђ ореецї выход€т на бой. ‘ото ÷√ј ‘‘ƒ. www.potoarchive.ru.

ѕри выходе из порта на удалении примерно 10 миль от „амульпо русские корабли встретили превосход€щую €понскую эскадру. японский адмирал ”риу сигналом предложил русским корабл€м сдатьс€, но, не получив ответа, открыл огонь. Ќеравный бой длилс€ 50 минут. «а это врем€ Ђ¬ар€гї выпустил по противнику 1105 снар€дов, Ђ ореецї Ч 52 снар€да.

 рейсер 1 ранга Ђ¬ар€гї. —пущен в 1899 году. »з фондов ÷¬ћћ.

«акладна€ доска канонерской лодки Ђ ореецї. Ћодка спущена на воду в 1886 году. »з фондов ÷¬ћћ.

 анонерска€ лодка  ореец. ‘отографи€ из коллекции ёри€ „ернова.

 рейсер Ђ¬ар€гї получил 5 подводных пробоин и лишилс€ трех орудий, потери экипажа составили: 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещЄ около 100 человек получили лЄгкие ранени€. Ќа Ђ орейцеї потерь не было.

 арта. „емульпинский морской бой 27 €нвар€ (9 феврал€) 1904 г.

ѕо мнению капитана 1 ранга ¬.‘. –уднева, крейсер не имел возможности продолжать бой, и он вернулс€ в порт „емульпо. ѕосле оценки серьЄзности повреждений, оставшиес€ оруди€ и оборудование на нЄм были по возможности уничтожены матросами, а сам крейсер был затоплен путЄм открыти€ кингстонов.  анонерска€ лодка Ђ ореецї была взорвана.

‘отографи€ из коллекции ёри€ „ернова. ѕодрыв канонерской лодки Ђ ореецї. јрхив фотографий сайта: www.arhivfoto@bk.ru

Ѕой и гибель Ђ¬ар€гаї восхитили даже €понского противника потому, что российские мор€ки поступили по канонам самурайской чести.  роме того, после русско-€понской войны €понское правительство создало в —еуле музей пам€ти героев Ђ¬ар€гаї и наградило –уднева орденом ¬осход€щего солнца.

ѕосле сражени€ 24 раненых русских мор€ка находились на лечении в „емульпо, двое из них умерло. ≈щЄ 11 раненых были прин€ты на лечение иностранными корабл€ми. «атем экипажи русских судов были прин€ты на иностранные корабли и, дав об€зательство не принимать участи€ в последующих боевых действи€х, через нейтральные порты вернулись в –оссию. ¬ количестве 30 офицеров и 600 матросов они прибыли в ќдессу.

16 апрел€ 1904 года экипаж крейсера Ђ¬ар€гї прибыл по железной дороге в ѕетербург и промаршировал от Ќиколаевского вокзала до площади «имнего дворца.

‘отографи€. Ёкипажи Ђ¬ар€гаї и Ђ орейцаї в —-ѕетербурге на Ќевском проспекте 16 апрел€ 1904 года. »з архива автора.

«десь мор€ков-героев приветствовал сам »мператор Ќиколай II. ¬се они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы мор€кам. ¬сем матросам Ђ¬ар€гаї в подарок от »мператора были вручены именные часы.

‘отографи€ 16 апрел€ 1904 года. ћатросы крейсера Ђ¬ар€гї после торжественного обеда в «имнем дворце. ‘ото  арла Ѕулла.  »з фондов ÷¬ћћ.

‘отографи€ 16 апрел€ 1904 года. ћатросы крейсера Ђ¬ар€гї после торжественного обеда в «имнем дворце (фрагмент).
‘ото  арла Ѕулла. »з фондов ÷¬ћћ.

¬се матросы крейсера Ђ¬ар€гї были награждены √еогргиевскими крестами, а все участники бо€ Ђ¬ар€гаї и Ђ орейцаї - серебр€ными медал€ми Ђ«а бой ¬ар€га и  орейца 27 €нвар€ 1904 г. - „емульпої. Ќосилась медаль на голубой јндреевской ленте с јндреевским крестом.

Ќаградна€ колодка со знаком отличи€ ¬оенного ордена —в€того ¬еликомученика и
ѕобедоносца √еорги€ 4 степени є 97956 и медалью "«а бой "¬ар€га" и " орейца",
27 €нвар€ 1904 года при „емульпо". —еребро. ѕо архивным данным знак отличи€
был выдан мореходной канонерской лодки " ореец", старшему комендору
√ерасиму ћорозову за бой 27 €нвар€ 1904 года при „емульпо с €понской эскадрой.
√ерасим ћорозов был одним из трЄх комендоров " орейца".
http://medalirus.narod.ru

‘отографи€. —еребр€на€ медаль Ђ«а бой ¬ар€га и  орейца
27 €нвар€ 1904 г. - „емульпої. »з фондов ÷¬ћћ.

‘отографи€. –еплика медали  Ђ«а бой ¬ар€га и  орейца 27 €нвар€ 1904 г. - „емульпої. »з собрани€ —.¬.јлипова.

¬ это врем€ политическа€ обстановка на ƒальнем востоке существенно измен€лась в начале 1904 года. “ак, 13 €нвар€ 1904 года японии направила –оссии резкую ноту с неприемлемыми территориальными требовани€ми. Ёто означало, что до войны осталось совсем немного, и можно было ожидать нападени€ €понского флота в первую очередь на русскую крепость  ѕорт-јртур, в которой базировалась “ихоокеанска€ эскадра.

ѕоэтому, в ответ на €понскую ноту Ќаместник »мператора на ƒальнем востоке вице-адмирал јлексеев и командующий эскадрой флота “ихого океана вице-адмирал ќ.¬. —тарк  вывели боевые корабли на внешний рейд ѕорт-јртура и выстроили в три линии.

 омандующий эскадрой флота “ихого океана вице-адмирал ќ.¬. —тарк.
‘ото ÷√ј ‘‘ƒ. www.potoarchive.ru.

Ѕлижайшую к берегу линию составл€ли 3 броненосца: Ђѕетропавловскї (флагман адмирала —тарка), Ђѕолтаваї и Ђ—евастопольї. —редн€€ лини€ состо€ла из полуброненосных рейдеров Ђѕересветаї, Ђѕобедыї, Ђ–етвизанаї и Ђ÷есаревичаї. Ёти две линии броненосцев прикрывали с мор€ броненосные крейсера: "јскольд", "Ѕа€н", "ѕаллада", "ƒиана" и вспомогательный крейсер  "јнгара". ќтдельно от всех кораблей сто€ли крейсера "Ќовик", "Ѕо€рин" и канонерска€ лодка "√ил€кї.

“ихоокеанска€ эскадры на внешнем рейде ѕорт-јртура. ‘ото ÷√ј ‘‘ƒ. www.potoarchive.ru

Ѕлижайшую к берегу линию составл€ли 3 броненосца: Ђѕетропавловскї (флагман вице-адмирала ќ.¬. —тарка), Ђѕолтаваї и Ђ—евастопольї. —редн€€ лини€ состо€ла из полуброненосных рейдеров Ђѕересветаї, Ђѕобедыї, Ђ–етвизанаї и Ђ÷есаревичаї. Ёти две линии броненосцев прикрывали с мор€ броненосные крейсера: "јскольд", "Ѕа€н", "ѕаллада", "ƒиана" и вспомогательный крейсер  "јнгара". ќтдельно от всех кораблей сто€ли крейсера "Ќовик", "Ѕо€рин" и канонерска€ лодка "√ил€кї.

6 феврал€ 1904 года пришло известие о разрыве дипломатических отношений с японией. » через два дн€  в ночь с 8 на 9 феврал€ €понцы вероломно напали на “ихоокеанскую эскадру, сто€щую на внешнем рейде ѕорт-јртура. — 9 по 11 феврал€ на внешнем рейде ѕорт-јртура было запоздало выставлено минное заграждение, а вернувша€с€ в порт эскадра оказалась заблокирована в  орейском заливе и как бы сразу прекратила своЄ существование.

Ќо, на этом потери флота не закончились. “ак, известно, что в „емульпо русские мор€ки лишились крейсера "¬ар€г" и канонерской лодки " ореец", которые героически погибли в бою с превосход€щими силами €понцев. ѕосле минных постановок на своей же мине подорвалс€ минный заградитель Ђ≈нисейї, на этом же минном поле подорвалс€ спешивший на помощь Ђ≈нисеюї легкий крейсер ЂЅо€ринї. »з-за навигационных аварий вышли из стро€ ещЄ три боевых корабл€: в ночь на 10 феврал€ столкнулись два русских миноносца ЂЅоевойї и Ђ—терегущийї и сел на мель броненосец Ђ–етвизанї. ¬ целом же за первые четыре недели войны “ихоокеанска€ эскадра потер€ла дес€ть боевых кораблей и уступила господство €понцам в  орейском заливе

ќгромна€ “ихоокеанска€ эскадра задыхалась на внутреннем рейде ѕорт-јртура. — каждым днЄм становились очевидными ошибки вице-адмиралов јлексеева и —тарка, избравших ѕорт-јртур местом пассивной сто€нки всех броненосцев и уповавших на победную Ђоборонительную стратегиюї войны на море. Ќовым   омандующим флотом “ихого океана был назначен вице-адмирал —.ќ.ћакаров и все ждали приезда этого попул€рного теоретика - стратега войны на море в ѕорт-јртур.

5 марта 1904 года вице-адмирал ћакаров прибыл в ћукден, где в строго официальной обстановке встретилс€ с √лавнокомандующим вооружЄнными силами –оссии на дальнем ¬остоке Ќаместником ≈го »мператорского ¬еличества генерал-адъютантом јлексеевым.

Ќаместник ≈го »мператорского ¬еличества  вице-адмирал јлексеев.
‘ото ÷√ј ‘‘ƒ. www.potoarchive.ru

¬ице-адмирал ћакаров приехал на “ихий океан не сотрудничать, не советоватьс€, не вести систематические военно-морские действи€, а побеждать. “о есть его прислали сюда исправить ошибку јлексеева и показать всем, как нужно бить врага на море. Ќовый 56-летний  омандующий флотом вс€чески стремилс€ подчеркнуть это обсто€тельство.

¬ице-адмирал —.ќ.ћакаров  омандующий  флотом “ихого океана. ‘ото ÷√ј ‘‘ƒ. www.potoarchive.ru

ѕервым действием нового  омандующего стали посто€нные выходы эскадры на внешний рейд ѕорт-јртура. ”тром портовые буксиры выводили броненосцы на внешний рейд, а вечером уводили их обратно. –егул€рными также стали и ночные рейды миноносцев капитана 1  ранга Ќ.ј. ћатусевича, но они не всегда заканчивались успешно.

“ак, утром 10 марта в €понскую засаду попали два русских миноносца "–ешительный" и "—терегущий". "–ешительный", пользу€сь преимуществом хода, по сравнению со "—терегущим", у которого были неисправны двигатели, прорвалс€ один в ѕорт-јртур. ћиноносец "—терегущий", под командой лейтенанта ј.—. —ергеева стал один отбыватьс€ от четырЄх €понских миноносцев. ¬ ходе перестрелки был убит его командир - лейтенант ј.—. —ергеев. Ќа выручку "—терегущему" поспешил сам  омандующий флотом вице-адмирал ћакаров на быстроходном крейсере "Ќовик", приказав крейсеру "Ѕа€ну" идти следом. ѕока крейсера спешили к месту бо€, храбрый миноносец был окончательно добит €понцами и уже затонул. —пасатели вернулись ни с чем, но личный пример и бесстрашие  омандующего, произвели сильное впечатление на порт-артурских мор€ков.

‘отогорафи€ 1904 года.  –усска€ эскадра выходит в море. ‘ото ÷√ј ‘‘ƒ. www.potoarchive.ru

ќднако, не все выходы  омандующего в море на корабл€х эскадры заканчивались удачно. 31 марта 1904 года в 9 часов 39 минут после очередной перестрелки с €понской эскадрой, при возвращении с мор€, эскадренный броненосец Ђѕетропавловскї маневриру€ Ђвосьмеркойї, подорвалс€ на "св€зке" €понских мин. Ёти св€зки мин были установлены  прошедшей ночью судном " орио-ћару" по приказу и в районе, указанном лично адмиралом “ого. ¬нимательный €понский адмирал до этого неоднократно наблюдал за маневрами русских кораблей, которые вс€кий раз при возвращении в ѕорт-јртур ходили специальной Ђмакаровской восьмеркойї под прикрытием своих 10-дюймовых береговых орудий, заманива€ в этот район броненосцы противника. ¬ свою очередь, повтор€€ эти маневры, вице Ц адмирал —.ќ. ћакаров рассчитывал, что если повезЄт, и €понские броненосцы подойдут близко к берегу,  а комендоры береговых батарей не подкачают, то можно будет нанести серьезный урон непри€телю и даже изменить стратегическую ситуацию на море в свою пользу.

—илой взрыва на Ђѕетропаваловскеї были сброшены за борт носова€ 305-мм орудийна€ башн€, дымовые трубы и кожухи. ќбрушивша€с€ фок-мачта разворотила командирский и ходовой мостики. „ерез минуту броненосец погрузилс€ в воду носовой частью. «атем последовал взрыв котлов, после которого Ђѕетропавловскї, разломившись на две части, быстро ушЄл под воду.

‘отографи€ 1904 года. ћомент взрыва флагманского броненосца Ђѕетропавловскї.
‘ото ÷√ј ‘‘ƒ. www.potoarchive.ru

Ўлюпки с других кораблей бросились подбирать плававших в воде людей. ”далось спасти 80 человек, включа€ командира корабл€ капитана 1-го ранга Ќ. ћ. яковлева, а также начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на “ихом океане контр-адмирала ¬еликого кн€з€  ирилла ¬ладимировича, которого подобрал вельбот с минного крейсера Ђ√айдамакї. Ќо поиски  омандующего флотом не принесли результатов. ¬ице-адмирал —. ќ. ћакаров погиб вместе с 10 штабными офицерами, включа€ начальника штаба флота контр-адмирала ћ. ѕ. ћоласа.

ѕогибли также 17 офицеров броненосца и около 650 матросов. —реди погибших оказались  старший офицер броненосца Ђѕетропавловскї √вардейского экипажа лейтенант Ћодыгин, адъютант ¬еликого кн€з€  ирилла ¬ладимировича √вардейского экипажа лейтенант ‘он -  убе и художник ¬.¬. ¬ерещагин.

 артина художника ≈.» —толица. ¬ице-адмирал —.ќ.ћакаров и художник-баталист ¬.¬.¬ерещагин
в каюте броненосца Ђѕетропавловскї в 1904 году. 1904. —айт: www.art-catalog.ru

‘отографи€ 1900-х годов.Ќачальник военно-морского отдела штаба  омандующего флотом на
“ихом океане контр-адмирал ¬еликий кн€зь  ирилл ¬ладимирович. ‘ото ÷√ј ‘‘ƒ. www.potoarchive.ru

 омандир броненосца Ђѕетропавловскї капитан 1 ранга Ќ.ћ. яковлев.
‘ото ÷√ј ‘‘ƒ. www.potoarchive.ru

 арта боевых действий на подступах к ѕорт-јртуру в первой половине 1904 года с сайтов www.hrono.info

ѕосле гибели вице-адмирала —.ќ. ћакарова во временное командование “ихоокеанской эскадрой на три недели вступил контр-адмирал кн€зь ѕ.ѕ.”хтомский.

20 апрел€ 1904 года был назначен новый  омандующий флотом “ихого океана вице-адмирал Ќ.». —крыдлов, бывший до этого  омандующим морскими силами „ерного мор€. Ќачальником “ихоокеанской эскадры стал вице-адмирал ѕ.ј. Ѕезобразов старший флагман „ерноморского флота. Ќовые командующие прибыли во ¬ладивосток и оттуда руководили флотом  “ихого океана.

 омандующий флотом “ихого океана вице-адмирал Ќ.». —крыдлов.
‘ото с сайта
www.wikipedia.org

Ќовый  омандующий флотом вице-адмирал Ќиколай »лларионович —крыдлов был уже опытным морским офицером. ќн много лет прослужил в √вардейском экипаже и плавал на его корабл€х. Ќа €хте " оролева ¬иктори€" он плавал в 1865 - 1866 гг., €хтой "Ќикса" командовал в 1875-1876 гг., на €хте "ƒержава" совершил плавание в ƒанию, √олландию и јнглию в 1879 г.

¬месте с √вардейским экипажем прин€л участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., где командовал ротой Ёкипажа  на ƒунае и минным катером (с шестовой миной) "Ўутка".
 ак известно, 8 июн€ 1877 г. катер лейтенанта Ќ.». —крыдлова атаковал на ƒунае пароход  "Ёрекли", но не смог применить мину из-за того, что проводники оказались перебитыми пул€ми. —ам командир получил ранени€ обеих ног, однако сумел осуществить вторую атаку турецкого монитора, который тут же отошел в свою базу. ѕозже он занимал должности старшего офицера фрегата "—ветлана" (1878-1882) и командира клипера "—трелок" (1883-1885). ¬ 1893 г. Ќ.». —крыдлов был назначен младшим флагманом Ѕалтийского флота с производством в чин контр-адмирала, в 1900-1902 гг. был командующим эскадрой “ихого океана, а в 1903-1904 гг. стал главным командиром „ерноморского флота и портов „ерного мор€.

ѕоскольку новый  омандующий флотом “ихого океана оставалс€ во ¬ладивостоке, то
5 ма€ 1904 года дл€ временного исполнени€ должности (¬–»ƒом)  командующего эскадрой в ѕорт-јртуре он назначил контр-адмирала ¬. . ¬итгефта. —реди первых решений ¬–»ƒа по укреплению обороны ѕорт-јртура стало дополнительное минирование участков на внешнем рейде крепости.

15 ма€ минный транспорт "јмур" под командованием капитана 2 ранга ‘. »ванова поставил заграждение из 50 мин на веро€тном курсе €понского флота. Ќа эти выставленные пол€ у Ћ€одунского побережь€ тут же напоролс€ €понский отр€д из 3-х броненосцев и 3-х крейсеров. Ќа русских минах вначале взорвалс€ и сразу затонул броненосец Ђ’атсузеї, а затем затонул через несколько часов после взрыва и буксировки - броненосец Ђясимаї. —чет боевым потер€м броненосцев противника был открыт. ¬ этот же день  столкнулс€ с крейсером  " ассуга" и затонул лЄгкий крейсер "»осино". Ёто был первый ощутимый урон, нанесенный эскадре вице-адмирала “ого, причем без каких-либо потерь с русской стороны.

¬ это же врем€ новому ¬–»ƒу  командующего эскадрой посто€нно приходили телеграммы от адмирала јлексеева с настойчивыми приказами, о переводе “ихоокеанской эскадры из ѕорт-јртура во ¬ладивосток.

ћинный транспорт Ђјмурї. ‘ото ÷√ј ‘‘ƒ. www.potoarchive.ru

Ќо, первый выход “ихоокеанской эскадры состо€лс€ лишь 23 июн€ 1904 года. ¬ море к мысу Ўантунг с внешнего рейда ѕорт-јртура вышли броненосцы : "÷есаревич", "–етвизан", "ѕолтава", "ѕересвет", "ѕобеда", "—евастополь", все крейсера: Ѕа€н", "јскольд", "Ќовик", "ƒиана" и "ѕаллада", минные крейсера: "¬садник" и "√айдамак" и 6 миноносцев: "Ћейтенант Ѕураков", "Ѕойкий", "Ѕурный", "¬ыносливый", "√розовой", "Ѕесстрашный".

¬ременно исполн€ющий должность (¬–»ƒ)  омандующего “ихоокеанской эскадрой
контр-адмирал ¬. . ¬итгефт. ‘ото ÷√ј ‘‘ƒ. www.potoarchive.ru

„ерез некоторое врем€ по€вилась €понска€ эскадра из 4-х оставшихс€ броненосцев, 4-х броненосных крейсеров, 10- лЄгких крейсеров и 18 миноносцев. ќднако, сближение флотов не привело к сражению, поскольку контр-адмирал ¬. . ¬итгефт, лишь увидев движение €понской эскадры вице-адмирала “ого поперек своего курса, повернул русскую эскадру обратно в ѕорт-јртур и в бой не вступил. ќбъ€снение этому поступку ¬–»ƒа командующего, возможно, кроетс€ в честном признании ¬ильгельма  арловича ¬итгефта на недавнем совещании офицеров эскадры в ѕорт-јртуре, что он не флотоводец. ј должностные командующие, вице-адмиралы Ќ.». —крыдлов и ѕ.ј. Ѕезобразов, тем временем отсиживались во ¬ладивостоке и в ѕорт-јртур не спешили.

¬торой и последний выход из ѕорт-јртура “ихоокеанска€ эскадра совершила лишь 10 августа (28 июл€ по ст. стилю) 1904 года. –ано утром контр-адмиралы ¬. . ¬итгефт и ћатусевич встали на мостик флагманского броненосца Ђ÷есаревичї и возглавили долгожданный переход во ¬ладивосток. Ёскадра шла походным ордером в море более 6 часов. Ћишь в 11 часов 30 минут были обнаружены основные силы адмирала “ого. ¬ 12.20 €понска€ эскадра начала обстрел русских кораблей, и сражение зав€залось вначале как артиллерийска€ дуэль и продолжалось долго на больших дистанци€х (около 60-70 кабельтовых).  орабли противников имели повреждени€, но оставались на плаву. ¬ 16.45 оба противника сосредоточили огонь своей артиллерии на флагманских корабл€х: русском Ђ÷есаревичеї и €понском Ђћикасеї, но на практически предельной по дос€гаемости артиллерии дистанции Ц около 13-14 кабельтовых.

¬ 17.37 снар€д с €понского броненосца Ђћикасыї попал в нижний мостик русского броненосца Ђ÷есаревичаї и уничтожил практически весь штаб “ихоокеанской эскадры вместе с контр-адмиралом ¬. . ¬итгефтом. ѕогибло сразу 19 офицеров и матросов штаба.  онтр-адмирал Ќ.ј.ћатусевич был т€жело ранен.

Ќачальник штаба “ихоокеанской эскадры контр-адмирал Ќ.ј.ћатусевич. ‘ото ÷√ј ‘‘ƒ. www.potoarchive.ru

ѕосле этой трагедии по команде Ђ—ледовать за мнойї, поданной с Ђѕересветаї контр-адмиралом ѕ.ѕ. ”хтомским, ставшего командующим, часть русской эскадры повернула обратно в ѕорт-јртур, наруша€ приказ погибшего контр-адмирала ¬. . ¬итгефта прорыватьс€ во ¬ладивосток.

ƒруга€ часть эскадры, тоже по  команде Ђ—ледовать за мнойї, но подн€той на крейсере контр-адмиралом  Ќ. .–ейценштейном, пошла на юго-восток в нейтральные воды, выполн€€ последний приказ ¬. . ¬итгефта. ј €понцы, опаса€сь русских быстроходных миноносцев, ушли на север. “аким образом, противники разошлись и сражение закончилось.

–усска€ “ихоокеанска€ эскадра без единого управлени€ разбрелась част€ми по ∆елтому морю. ѕоэтому, даже трудно назвать этот бой как полноценное морское сражение, когда нет ни победител€, ни побежденного. √лавным и печальным итогом этого морского столкновени€ стало то, что у –оссии после 10 августа 1904 года на востоке не осталось боеспособной “ихоокеанской эскадры,  котора€ теперь могла противосто€ть ќбъединенному €понскому флоту адмирала “ого.

¬ отличие от ѕорт-јртура оборонительна€ система ¬ладивостока еще только создавалась, поэтому его отр€д крейсеров и броненосцев выходил из базы на поиск кораблей противника, предотвраща€ нападение крейсеров €понского адмирала  амимуры. ¬ это же врем€ дл€ усилени€ защиты ¬ладивостока с мор€ по железной дороге были доставлены первые отечественные подводные лодки. ¬ бухте ”лисс производилась их сборка после длительной перевозки, а также комплектовалс€ первый российский отр€д подводных лодок. ¬ него вошли ѕЋ : Ђƒельфинї,  Ђ‘орельї и английской постройки Ђ—омї. ѕозже к ним присоединились Ђ асаткаї, Ђ—катї, ЂЌалимї, Ђ ефальї, Ђўукаї, Ђ‘ельдмаршал граф Ўереметевї и очень похожий на Ђ—омаї, но российской постройки Ђќсетрї.

1 августа 1904 года ¬ладивостокский отр€д крейсеров прин€л неравный бой с броненосной эскадрой адмирала  амимуры.  рейсера Ђ√ромобойї и Ђ–осси€ї потер€ли треть экипажей, но смогли, несмотр€ на т€желые повреждени€, прорватьс€ во ¬ладивосток. —тарший офицер  крейсера Ђ√ромобойї  √вардейского экипажа капитан 2 ранга ¬иноградский был награжден за этот бой орденом —в. √еорги€ 4-ой степени.

¬ладивостокские крейсера встали после 1 августа на долгий ремонт, а ѕорт-јртурска€ эскадра уже перестала существовать как боева€ сила. “еперь ¬ладивосток мог ожидать визита не только €понских крейсеров  амимуры, но и броненосцев адмирала “ого. «ащиту ѕриморского побережь€ в этот период войны осуществл€ли лишь легкие канонерки и подводные лодки.

20 но€бр€ 1904 года за проведенную рекогносцировку и потопление €понского миноносца командир  ѕЋ  Ђ‘орельї мичман  ƒмитриева был произведен в лейтенанты и награжден орденом —в. √еорги€ 4-й степени., а остальные члены экипажа получили знаки отличи€ ¬оенного ордена.

1 €нвар€ 1905 года из подводных лодок был создан Ђќтдельный отр€д миноносцевї и его присоединили к ¬ладивостокскому ќтдельному отр€ду крейсеров “ихого океана. 29 €нвар€ на борту броненосного крейсера Ђ√ромобойї под председательством  омандующего ќтдельным отр€дом крейсеров порта ¬ладивостока контр-адмирала …ессена впервые в истории российского флота состо€лось совещание по боевому использованию подводных лодок.

“ем временем в отр€де команды изучили не только тактику подводного плавани€, но и приморские берега. »х лодки начали посто€нно выходить на охрану морских подступов к ¬ладивостоку. –усских лодок стали избегать крейсера и броненосцы €понских адмиралов  амимуры и “ого. “ак, 28 апрел€ 1905 года ѕЋ Ђ—омї под командованием лейтенанта кн€з€ “рубецкого, наход€сь на боевом дежурстве в бухте ѕреображени€, в 70 мил€х от ¬ладивостока, обнаружила два вражеских миноносца и сразу же пошла на сближение с непри€телем. японские миноносцы, заметив русскую подводную лодку, быстро  отошли в море и после этого перестали по€вл€тьс€ у берегов ѕриморь€.

‘отографи€.  рейсер Ђ√ромобойї 1901 г. ‘ото из коллекции ёри€ „ернова.

ѕотер€ “ихоокеанской эскадры после 10 августа 1904 года создала перевес €понских военно-морских сил на ƒальнем ¬остоке.

ѕоэтому в  ронштадте с осени 1904 года стали формировать 2-ю “ихоокеанскую эскадру, котора€ должна была идти на соединение с оставшимис€ корабл€ми 1-ой “ихоокеанской эскадры через јтлантический океан, вокруг јфрики, затем через »ндийский океан мимо японии во ¬ладивосток. ѕредсто€ло пройти около 18 000 морских миль.

«адача была проста и пон€тна Ц 2-€ “ихоокеанска€ эскадра должна была разбить и уничтожить в морском √енеральном сражении весь броненосный €понский флот, который посмел вероломно напасть на наши две морские базы: ѕорт-јртур и ¬ладивосток.

»мператор Ќиколай II назначил  омандующим 2-ой “ихоокеанской эскадрой контр-адмирала –ожественского «.ѕ.

‘отографи€ до 1904 года. ¬ице-адмирал «.ѕ.–ожественский. »з архива автора.

¬ эскадру вошли только что построенные эскадренные броненосцы: Ђ н€зь —уворовї, Ђ»мператор јлександр IIIї, ЂЅородиної, Ђќрелї, а также ранее построенные броненосцы Ђќсл€б€ї, Ђ—ысой ¬еликийї, ЂЌаваринї, броненосный крейсер Ђјдмирал Ќахимовї, легкие крейсера Ђјврораї, Ђƒмитрий ƒонскойї, Ђќлегї, Ђ∆емчугї, Ђ»зумрудї, Ђ—ветланаї, п€ть вспомогательных крейсеров (переоборудованных из коммерческих пароходов, среди которых был Ђ”ралї, частично укомплектованный √вардейским экипажем), плавуча€ мастерска€ Ђ амчаткаї и 2 военных транспорта.

¬ этот поход √вардейский экипаж полностью укомплектовал офицерами и матросами эскадренный броненосец Ђ»мператор јлександр IIIї и крейсер Ђјдмирал Ќахимовї.

¬ июле 1904 года корабли эскадры, по мере их готовности, выходили на  ронштадский рейд и принимались комиссией. «атем, 29 августа, вс€ эскадра (за исключением не прин€тых комиссией броненосцев Ђќлегаї и Ђ»зумрудаї) ушла ещЄ на мес€ц в –евель, дл€ отработки слабо подготовленных экипажей по артиллерийским стрельбам. Ќаконец, 27 сент€бр€ после ¬ысочайшего смотра кораблей Ќиколаем II, эскадра перешла в Ћибаву, а откуда лишь 02 окт€бр€ 1904 года она двинулась в далекий и трудный поход  во ¬ладивосток.

‘отографи€ 1904 года. »мператор Ќиколай II обходит строй офицеров и матросов крейсера
Ђјдмирал Ќахимовї на рейде –евел€. ‘ото ÷√ј ‘‘ƒ. www.potoarchive.ru

‘отографи€. Ёскадренный броненосец Ђ»мператор јлександр IIIї. »з фондов ÷¬ћћ.

 рейсер јдмирал Ќахимов в тропической окраске. »з собрани€ —. ћолодцова. јрхив фотографий с сайта: www.mnogokino.net

¬ порту “анжера, на северной оконечности африканского побережь€, 2-€ “ихоокеанска€ эскадра разделилась. ƒва старых броненосца Ђ—ысой ¬еликийї и ЂЌаваринї, а также крейсера 2 ранга и миноносцы из-за их тихоходности пошли более коротким путем через —редиземное море, —уэцким каналом и  расным морем  на остров ћадагаскар в »ндийском океане. ќстальна€ часть эскадры пошла вокруг јфрики. 28 декабр€ 1904 года обе части эскадры соединились и просто€ли на ћадагаскаре в порту Ќосси-бе  более двух мес€цев.

3 марта  1905 года 2-€ “ихоокеанска€ эскадра покинула ћадагаскар и, преодолев »ндийский океан, вошла 23 марта в ёжно- итайское море, где в бухте  амрань (¬ьетнам) целый мес€ц (до 26 апрел€) поджидала 3-й броненосный отр€д  2-й “ихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Ќ.». Ќебогатова.

 онтр-адмирал Ќ.». Ќебогатов.
 омандующий 3-м броненосным отр€дом 2-й “ихоокеанской эскадры
.

Ќесколько ранее, ещЄ в начале осени 1904 года, заговорили о слабости формируемой 2-й “ихоокеанской эскадры. ћорское ведомство пришло к решению усилить эскадру вице-адмирала «. ѕ. –ожественского корабл€ми Ѕалтийского флота.

11 окт€бр€ 1904 года на совещании под руководством генерал-адмирала ¬еликого кн€з€ јлексе€ јлександровича было прин€то решение составить 3-ю “ихоокеанскую эскадру (далее 3-й броненосный отр€д 2-й “ихоокеанской эскадры) из эскадренных броненосцев: Ђ»мператор Ќиколай Iї, Ђ»мператор јлександр IIї, Ђ—лаваї, броненосцев береговой обороны: Ђјдмирал ”шаковї, Ђјдмирал —ен€винї, Ђ√енерал-адмирал јпраксинї, броненосных крейсеров: Ђ¬ладимир ћономахї, Ђјдмирал  орниловї и минного крейсера Ђѕам€ть јзоваї.

‘отографи€. Ѕроненосец береговой обороны Ђ√енерал-адмирал јпраксинї (1899-1905). »з фондов ÷¬ћћ.

3 феврал€ 1905 года, 3-й броненосный отр€д контр-адмирала Ќ.». Ќебогатова покинул Ћибаву, 19 феврал€ отр€д прошЄл √ибралтарский пролив и вошел в —редиземное море, 12-13 марта прошел через —уэцкий канал, затем -  расное море  и, наконец, вышел в »ндийский океан.

26 апрел€ отр€д контр-адмирала Ќ.». Ќебогатова соединилс€ с основными силами 2-й “ихоокеанской эскадры близ —ингапура.

ќставив в Ўанхае лишние тихоходные транспорты, 2-€ “ихоокеанска€ эскадра вошла 13 ма€ в ÷усимский пролив.

 арта пути следовани€ 2-ой “ихоокеанской эскадры на ¬осток.
 нига: ¬.я. ресть€нинов, ј.ј.“ронь,  .ѕ.√убер ÷усима. ’роника-реквием, Ћики –оссии, —ѕб, 2007.

”тром 14 ма€ 1905 года, около 7 часов, с левого борта по€вились первые 5-ть €понских крейсеров разведки, которые сначала легли на параллельный с эскадрой курс, а затем скрылись в густой мгле. „ем дальше эскадра входила в пролив между островами ÷усима и »ки, тем сильнее становилась мгла. ¬ полдень на флагманском броненосце Ђ—уворовї был подн€т сигнал Ђложитьс€ на курс NO 23 градусаї и все корабли стали последовательно в одной кильватерной колонне поворачивать к выходу из ÷усимского пролива и идти курсом на ¬ладивосток. ќколо половины первого, по сигналу с адмиральского броненосца, все корабли перестроились в две кильватерные колонны. Ѕроненосец Ђ»мператор јлександр IIIї шел вторым в правой колонне сразу за Ђ—уворовымї. Ќочью 15 ма€ в 01 час 30 минут впереди русских колонн кораблей показались силуэты сначала двух головных, а затем и ещЄ 10 €понских броненосцев, шедших колонной поперек курса нашей эскадры справа налево.

ѕодробна€ карта ÷усимского морского сражени€ 14-15 ма€ 1905 года с сайта: www.hrono.info

Ѕыстро произошло сближение и загремели оруди€, но, име€ преимущество в скорости, эскадра адмирала “ого развернулась слева от наших колонн и легла на параллельный курс NO. «атем, догнав головные броненосцы Ђ—уворовї и Ђ»мператор јлександр IIIї, сосредоточила на них огонь своих орудий.

¬ боевой рубке флагманского броненосца Ђ н€зь —уворовї находились: командующий эскадрой вице-адмирал «.ѕ.–ожественский, флагманские офицеры походного штаба и командир броненосца капитан 1 ранга ¬.¬.»гнациус.

¬асилий ¬асильевич »гнациус служил до этого в √вардейском экипаже и много плавал на императорских €хтах: на Ђ—ветланеї в 1881-1882 годах, Ђјлександрииї и Ђƒержавеї в 1885-1886 годах, затем стал художником-маринистом и создал много картин с изображением кораблей √вардейского экипажа, а в 1901 году был назначен командиром головного эскадренного броненосца Ђ н€зь —уворовї.

 омандир эскадренного броненосца Ђ н€зь —уворовї капитан 1 ранга ¬асилий ¬асильевич »гнациус.
 нига: ¬.я. ресть€нинов, ј.ј.“ронь,  .ѕ.√убер ÷усима. ’роника-реквием, Ћики –оссии, —ѕб, 2007.

Ўтаб 2-ой “ихоокеанской эскадры адмирала –ожественского «.ѕ. и офицеры
эскадренного броненосца Ђ н€зь —уворовї. ‘ото ÷√ј ‘‘ƒ. www.potoarchive.ru.

¬ 14 часов 40 минут в боевую рубку броненосца Ђ н€зь —уворовї с носа ударил снар€д. ќсколки влетели внутрь, ранив командующего «.ѕ.–ожественского в голову, спину и правое бедро, а командира ¬.¬.»гнациуса в голову. ќфицеров увели на перев€зку, а броненосец продолжал бой под руководством офицеров походного штаба.

ќбстрел броненосца Ђ н€зь —уворовї продолжалс€ около двух часов тринадцатью €понскими корабл€ми с близкого рассто€ни€, что превратило корабль в громадный гор€щий костер, который, однако, продолжал двигатьс€ и отвечал из дыма и пламени двум€ уцелевшими 75-мм пушками. ¬ 19 часов 20 минут отр€д из 4-х €понских миноносцев с рассто€ни€ 300 метров выпустил по одинокому русскому броненосцу мины (торпеды), три из которых в него попали. ¬ 19-30 Ђ н€зь —уворовї затонул.

 ак только флагманский броненосец Ђ н€зь —уворовї  вышел из стро€ эскадры и покатилс€ вправо, Ђ»мператор јлександр IIIї повел за собой эскадру, прин€в на себ€ сосредоточенный огонь сил противника. ќколо 15 часов 20 минут броненосец Ђ»мператор јлександр IIIї  тоже стал весь в дыму от разрывов €понских снар€дов и пожаров.

Ќа броненосце быстро были сбиты мачты и трубы. Ќа правом его борту по€вилась больша€ подводна€ пробоина, поэтому он стал кренитьс€ и тер€ть ход. ƒым от пожара у рубки и дым от разбитых труб на ходу стлалс€ по кораблю, иногда вовсе закутыва€ его в черные клубы.

Ќе известно до сих пор, что происходило в боевой рубке корабл€, и кто им командовал, по мере выхода из стро€ старших офицеров. ƒостоверно известно лишь одно: героический экипаж продолжал бой, пока не погиб корабль.

√вардейского экипажа капитан 1 ранга Ќ. Ѕухвостов,
командир эскадренного броненосца "»мператор јлександр III".
 нига: ¬.я. ресть€нинов, ј.ј.“ронь,  .ѕ.√убер ÷усима. ’роника-реквием, Ћики –оссии, —ѕб, 2007.

  вечеру все корабли, за исключением тылового отр€да Ќебогатова, были сильно повреждены, но самый печальный вид имел броненосец Ђ»мператор јлександр IIIї. ≈го крен на правый борт был огромен и все увеличивалс€. «атем корабль, не управл€емый рулем, сделал циркул€цию и встал последним в колонне броненосного отр€да. ¬о врем€ вынужденной циркул€цию (в сторону броненосцев адмирала  амимукры) Ђ»мператор јлександр IIIї был усыпан градом €понских снар€дов, зарылс€ носом и, сделав последний залп по непри€телю, стал ложитьс€ на правый борт.  оснулись воды отверсти€ труб, обнажились беспомощные винты и в 19 часов корабль, перевернувшись вверх дном, исчез в морской пучине. ћор€ки барахтались в образовавшемс€ водовороте, а сверху на них продолжали сыпатьс€ €понские снар€ды. Ќа броненосце Ђ»мператор јлександр IIIї было: 19 офицеров,11 кондукторов и 793 матроса. Ќи один не спасс€.

Ёпизод ÷усимского сражени€ 14.05.1905 г. —.¬.ѕен, 1991. »з фондов ÷¬ћћ.

ј.ј.“ронь. ‘рагмент картины. √ибель эскадренного броненосца Ђ»мператор јлександр IIIї.
 нига: ¬.я. ресть€нинов, ј.ј.“ронь,  .ѕ.√убер ÷усима. ’роника-реквием, Ћики –оссии, —ѕб, 2007.

ќбща€ кильватерна€ колонна в 12 русских кораблей, пересроенна€ в это врем€ из двух колонн эскадры, сильно раст€нулась. ј €понские корабли заходили перед нашей колонной, пользу€сь преимуществом в скорости, и сильным, продольным огнем засыпали снар€дами корабли эскадры. ќколо 14 часов 30 минут броненосец Ђќсл€б€ї, сильно разрушенный попадани€ми €понских снар€дов, вышел из стро€ колонны с большим креном на левый борт, зарылс€ носом и ушел под воду. ¬ 15 часов 35 минут под градом непри€тельских снар€дов вышел из стро€ и флагманский броненосец  Ђ—уворовї. ¬есь в пламени, в дыму, без мачт, без труб и не в состо€нии управл€ть рулем,  он описал циркул€цию в сторону непри€тел€ и затонул. ќколо 16 часов подн€лась волна, усилилс€ ветер, но мгла не рассеивалась. ƒо 19 часов €понцы потер€ли эскадру, но затем снова обнаружили и бой возобновилс€ с новой силой. ¬ это врем€ миноносец ЂЅуйныйї прошел вдоль стро€ нашей эскадры с сигналом: Ђјдмирал поручает командование эскадрой адмиралу Ќебогатовуї.

¬ице-адмирала «.ѕ.–ожественского раненого и в бессознательном состо€нии незадолго до этого передали на миноносец ЂЅуйныйї, куда перебрались и офицеры походного штаба эскадры.

¬торым кораблем, укомплектованным практически целиком из офицеров и нижних чинов √вардейского экипажа, был крейсер Ђјдмирал Ќахимовї. 

ћенее двух лет назад (8сент€бр€ 1903 года) он был передан в 3-й флотский экипаж из √вардейского экипажа, в котором состо€л с 1899 года. Ётим же приказом по морскому ведомству в состав √вардейского экипажа был зачислен эскадренный броненосец Ђ»мператор јлександр IIIї.

 омандовал крейсером Ђјдмирал Ќахимовї  капитан 1 ранга ј.ј.–одионов, на борту находилось 23 офицера и 650 нижних чинов,  из них около 300 человек были матросами √вардейского экипажа, дополнительно призванными на войну из запаса.  рейсер выдержал 7-ми часовой бой 15 ма€ 1905 года, но на рассвете был подорван €понской миной (торпедой), отстал от эскадры и позже был затоплен экипажем у острова ÷усима. „асть команды была подобрана из воды €понскими вспомогательными судами и после 8-ми мес€чного плена отправлена в –оссию.

‘отографи€.  омандир крейсера 1 ранга Ђјдмирал Ќахимовї
капитан 1 ранга ј.ј.–одионов.  нига: ¬.я. ресть€нинов, ј.ј.“ронь,  .ѕ.√убер ÷усима.
’роника-реквием, Ћики –оссии, —ѕб, 2007.

‘отографи€. Ѕроненосный крейсер Ђјдмирал Ќахимовї. 1900-1905. »з фондов ÷¬ћћ.

14 ма€ 1905 года крейсер Ђјдмирал Ќахимовї шел восьмым в длинной кильватерной колонне главных сил эскадры.  ак только позволила дистанци€ до €понских кораблей оруди€ крейсера тотчас открыли огонь по врагу.

ѕоскольку все документы на крейсере перед его затоплением были уничтожены, то наиболее полное представление о боевых действи€х офицеров и нижних чинов экипажа дает официальное донесение командира - капитана 1 ранга ј.ј.–одионова:

Ђ— момента открыти€ огн€ вплоть до его прекращени€, крейсер был осыпаем снар€дами. ћногие снар€ды, попада€ в броневую защиту, отлетали, не причин€€ кораблю никаких повреждений. ћногие попали в крейсер под большим углом падени€ и,  пробива€ мостики и верхнюю дерев€нную палубу, производили местные, небольшие пожары с ликвидацией которых команда успешно справл€лась. ƒва их них крупного калибра, пробив палубы, разорвались в батарее над 10-ым орудием и камбузом, поранив близсто€щих.

¬се надстройки и вентил€ционные трубы были изрешечены осколками. —еть беспроволочного телеграфа была уничтожена в самом начале бо€. Ќосовой и кормовой дальномеры были исковерканы и приведены в негодность. ќдин дальномерщик был убит, другой ранен в глаз. —трелы и стрел-талли дл€ спуска и подъема минных и паровых катеров, баркасов и шлюпок перебиты. —нар€д попал в дымовую трубу, взорвалс€ там, осколки влетели в кочегарку, где ранили 3-х человек. ¬ эту же трубу влетел и разорвалс€ 2-ой снар€д более крупного калибра. Ѕыли перебиты все переговорные трубы. 12 дюйм. —нар€д попал в правый борт в носу, перебил веретено €кор€, разорвалс€ в носовом отделении батарейной палубы и вызвал пожар. ќт этого взрыва носова€ башн€ осела и не вращалась, она осталась повернутой на правый борт.

 рупнокалиберный снар€д, пробив скошенную часть правого борта, разорвалс€ над 3-м 6-дюйм. орудием. ƒвое из прислуги разорваны в клочь€, убито 5, ранено 3. ƒругой снар€д влетелв  правую башню, убил 10, ранил 6, командира башни мичмана ƒе-Ћиврова Ц т€жело. Ѕольшой снар€д пробил крышку кормовой башни, ранил 4-х человек. ƒругим снар€дом, разорвавшимс€ над 30-ым 37 мм орудием, вывел из стро€ и убил всю прислугу. Ѕыли повреждены и пришли в негодность 22, 25 и 34-е 47 мм оруди€. Ѕольшим снар€дом у 8-го оруди€ была убита вс€ прислуга, в т.ч. артиллерийский кондуктор „ечуров. ќба паровых катера разбиты, вельбот разрезан пополам, одна шестерка обращена в щепы, остальные шлюпки и вельбот, хот€ и имели пробоины, но, после исправлени€, могли быть спущены.

¬ообще всех повреждений, нанесенных крейсеру непри€телем, перечислить невозможноЕ
≈щЄ засветло начались бешеные минные атаки. японцы нападали отр€дами по 4 миноносца в каждом. ѕервые атаки велись с дистанции 10-12 кабельтовых, а последние доходили до 3-х и меньше. 3 миноносца из состава 2-го подошедшего дл€ атаки отр€да были уничтожены выстрелами наших орудий: один Ц 5-ым  орудием, второй Ц кормовой башней, третий Ц скорострельной артиллерией. ¬зрывы наших снар€дов и гибель миноносцев €сно были видны с крейсераЕ ѕо€вилс€ 4-ый отр€д, его миноносцы промелькнули мимо правого борта на рассто€нии не более 2-х кабельтовых. ќдна из выпущенных мин (торпед Ц прим авт.) попала в носовую часть крейсера.

¬зрыв был настолько силен, что, сто€ на мостике, € едва удержалс€ на ногах, и громадный столб воды, вместе с осколками обрушилс€ на крейсер. ћина попала во вторую переборку, повредив соседние. ¬ода сразу же хлынула в таранное отделение, мал€рную, вод€ной трюм, шхиперскую  и другие помещени€, расположенные в носу.

 рейсер сразу осел носом и получил крен на правый борт до 9 градусов. ¬ид€, что крен увеличиваетс€, всем кочегарам было приказано перетаскивать уголь из правых угольных €м в левые кочегарки. Ёта работа продолжалась до утра, когда крен исправилс€. ѕомпы не справл€лись с откачкой воды, и крейсер всЄ более и более погружалс€ носом.

ЂЌахимовї получил пробоину в 20 часов 30 минут, »з-за уменьшени€ скорости хода отстал от эскадры и вскоре она совсем скрылась. ¬ключил боевое освещение. ќпределил, что крейсеру долго на воде не продержатьс€. ѕоэтому решил идти к корейскому берегу, справитьс€ там с пробоиной и пробратьс€ во ¬ладивосток.

”правление крейсером представл€ло большие трудности, он глубоко сидел носом, а затем перестал слушатьс€ рул€, пришлось действовать исключительно машинами. ѕройд€ ещЄ немного и опаса€сь, что крейсер затонет не слишком большом рассто€нии от берега, развернулс€ и пошел к берегу кормой. Ќаход€сь в мил€х п€ти, остановил машины, чтобы крейсер не затонул на мелководье. ѕриступили к спуску гребных судов не совсем разбитых (и отремонтированных за ночь корабельными плотниками), к уничтожению всех секретных бумаг, шифра, сигнальных книг и вахтенных журналов. —пущены были два гребных катера, на которые были снесены раненые нижние чины, с ними отправилс€ на берег старший врач «от. ”далось спустить минный катер, баркас, вельбот и шестерку.

 оманда, выдержав 7-ми часовой бой и проработав без пищи и сна всю ночь, пр€мо валилась от усталости.

¬дали от N-да показалс€ €понский миноносец и, завид€ крейсер, подошел и издали стал наблюдать за нами. ¬скоре по€вилс€ от S-да и вспомогательный крейсер Ђ—адо-ћаруї. ѕри его по€влении € приказал открыть кингстоныЕ  огда €понцы убедились, что крейсер окончательно тонет и команда его покидает, они дали ход, приблизились и стали спускать гребные суда. ЂЌахимовї почти весь был в воде, когда одновременно пристали две €понские шлюпки одна с миноносца, друга€ - с крейсера с предложением мне и оставшимс€ офицерам спастись на них. я твердо решил не покидать ЂЌахимовї, пока хот€ бы сама€ мала€ часть палубы находитс€ на поверхности. ”бедившись в безуспешности уговоров и вид€, что крейсер с минуты на минуту скроетс€ под водою, €понцы отвалили. я осталс€ на крейсере вместе с лейтенантом  лочковским.

 ак только шлюпка отвалила, крейсер быстро пошел ко дну носом вперед, повалившись на правый борт. Ќапором воды мен€ выбросило на поверхность. ¬ытащены из воды мы были случайно проходившими здесь рыбаками, много позже после полудн€.

—читаю своей нравственной об€занностью за€вить, что весь личный состав крейсера, офицеры и нижние чины, как во врем€ бо€, так и после него, вплоть до гибели ЂЌахимоваї, вели себ€ выше вс€кой похвалы. ѕосле бо€ утомленные нравственно и физически, они сделала всЄ возможное, чтобы предотвратить гибель вверенного мне крейсера.  аждый из них смело можно сказать, что честно исполнил свой долгї.

ќколо 7 часов 15 ма€ 1905 года крейсер Ђјдмирал Ќахимовї скрылс€ под водой в 3- мил€х от острова ÷усима. ¬ сражении было убито 25, ранено 52 человека. ѕри спасении с тонущего корабл€ погибло ещЄ 18 человек. Ќа берег высадилось 2 офицера и 99 нижних чинов. “ам они были пленены. 523 человека, в том числе 26 офицеров, были подобраны из воды катерами и шлюпками €понского вспомогательного крейсера Ђ—адо-ћаруї и затем доставлены на берег.

“ретьим кораблем, на котором в ÷усимском бою участвовали 17 нижних чинов √вардейского экипажа, был крейсер 2 ранга Ђ”ралї.  омандиром корабл€ был капитан 2 ранга ћ. .»стомин, и на борту находилось 19 офицеров и 491 матрос.

 омандир  крейсера 2 ранга  Ђ”ралї капитан 2 ранга ћ. . »стомин.
 нига: ¬.я. ресть€нинов, ј.ј.“ронь,  .ѕ.√убер ÷усима.
’роника-реквием, Ћики –оссии, —ѕб, 2007.

14 ма€ 1905 года, когда эскадра в 2-х кильватерном строю проходила  орейский пролив, крейсер Ђ”ралї находилс€ в разведывательном отр€де вместе с крейсерами Ђ—ветланаї и Ђјлмазї впереди походного ордера эскадры. — началом бо€ и перестроением эскадры в однокильватерную колонну, разведотр€д был отправлен в тыл эскадры дл€ защиты  транспортов. ¬ыполн€€ маневр перестроени€, крейсер Ђ”ралї был обстрел€н €понскими корабл€ми и получил через 30 минут двойную подводную пробоину в носовую часть левого борта. ’лынувша€ вода затопила носовой бомбовый погреб и пустую переднюю угольную €му.  рейсер стал кренитьс€ на левый борт с дифферентом на нос. ” него оказалась разбитой  рулева€ машина, и он мог маневрировать только машинами. Ѕолее того, лейтенант  едров осмотрев корабль доложил командиру, что переборки от напора воды выпучивает, что иллюминаторы кают-компании уже в воде и что потопление корабл€ неминуемо.  омандир крейсера Ђ”ралї счита€, что положение ведет к неминуемой гибели корабл€, приказал потопить крейсер, подн€в сигнал Ђ»мею подводные пробоины, исправить не могуї. ¬ машине открыли приемные клапана циркул€ционных помп и пробили молотком отливную трубу правой циркул€ционной помпы. ѕо команде ЂЌа все гребные суда, спасатьс€ї команда стала спускать шлюпки и садитьс€ в них. ћногие считали, что решение о затоплении оставлении крейсера командой было преждевременным.

Ќа помощь Ђ”ралуї подошли транспорт Ђјнадырьї, буксирный пароход Ђ—вирьї и миноносец Ђ√розныйї, которые подобрали со шлюпок офицеров и мор€ков крейсера.

 рейсер 2 ранга Ђ”ралї у пирса.   нига: ¬.я. ресть€нинов, ј.ј.“ронь,  .ѕ.√убер ÷усима. ’роника-реквием, Ћики –оссии, —ѕб, 2007.

—пасение экипажа крейсера 2 ранга Ђ”ралї. 14 ма€ 15 ч. 30 мин.
‘рагмент картины. ’уд. ј.ј.“ронь.  нига: ¬.я. ресть€нинов, ј.ј.“ронь,  .ѕ.√убер ÷усима. ’роника-реквием, Ћики –оссии, —ѕб, 2007.

¬ ÷усимском сражении в составе 2-ой “ихоокеанской эскадры участвовало: 8 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 1 броненосный крейсер, 8 крейсеров, 1 вспомогательный крейсер, 9 миноносцев, 21 вспомогательное судно. ¬сего 51 вымпел.

ѕротив них со стороны японии сражались: 4 эскадренных броненосца, 8 броненосных крейсеров, 16 крейсеров, 6 канонерских лодок и кораблей береговой обороны, 24 вспомогательных крейсера, 63 истребител€ и миноносца. ¬сего 121 вымпел.

¬о ¬ладивосток дошли 1 крейсер Ђјлмазї и 2 миноносца Ђ√розныйї и ЂЅравыйї.

15 ма€ 1905 года в 10 ч. 40 мин отр€д Ќебогатова Ќ. »., окруженный €понскими корабл€ми, не вступа€ в бой, спустил флаги и сдалс€ противнику. ќднако, крейсер  Ђ»зумруд из этого окружени€  прорвалс€ и ушел к ¬ладивостоку, где сел на мель в заливе ¬ладимира и был взорван экипажем.

ћорска€ карта ÷усимского сражени€ 15 ма€ 1905 года с сайта: www.hrono.info

«а про€вленную трусость Ќебогатов Ќ.». по возвращению в –оссию был предан суду и приговорен к смертной казни, котора€ »мператором была заменена на 10 лет тюрьмы.

—далс€ €понцам и миноносец ЂЅедовыйї, на котором находилс€ т€желораненый –ожественский «.ѕ. с офицерами штаба.

¬се три корабл€, в состав команд которых входили офицеры и нижние чины √вардейского экипажа мужественно и стойко сражались с непри€телем и не спустили перед ним свои флаги. Ѕолее 830 офицеров и нижних чинов Ёкипажа погибли в ÷усимском сражении. ¬се они честно выполнили свой долг до конца. ѕосле восьмимес€чного плена у €понцев русские мор€ки были возвращены на –одину.

ќфицеры √вардейского экипажа прибыли в —анкт-ѕетербург, а нижние чины, призванные из запаса, были отправлены по месту призыва.

‘отографи€. –усские мор€ки в плену.  нига: ¬.я. ресть€нинов, ј.ј.“ронь,  .ѕ.√убер ÷усима. ’роника-реквием, Ћики –оссии, —ѕб, 2007.

¬се участники войны с €понцами на ¬остоке были награждены медал€ми Ђ¬ пам€ть русско-€понской войныї. ћедаль имела три вида. —еребр€ной награждали участников защиты ѕорт-јртура, светло-бронзовой Ц всех непосредственных участников войны, а темно-бронзовой Ц не принимавших участие в бо€х, но находившихс€ на службе на ƒальнем ¬остоке.

‘отографи€. —еребр€на€ медаль Ђ¬ пам€ть русско-€понской войныї. »з собрани€ —.¬.јлипова.

‘отографи€. —ветло-бронзова€ медаль Ђ¬ пам€ть русско-€понской войныї. »з фондов ÷¬ћћ.

Ќосилась медаль на јлександровско-√еоргиевской  ленте, причем получившие ранени€ в этой войне носили еЄ с бантом.

¬се уцелевшие участники похода 2-ой “ихоокеанской эскадры и ÷усимского бо€ были награждены медалью Ђ¬ пам€ть похода на ƒальний ¬осток эскадры адмирала –ожественскогої. ћедаль изготавливалась из светлой бронзы и носилась на бело-оранжево-черной ленте.

‘отографи€. –еплика медали Ђ¬ пам€ть похода на ƒальний ¬осток эскадры адмирала –ожественскогої. »з собрани€ —.¬.јлипова.

ѕосле окончани€ войны всем нижним чинам Ёкипажа, срок службы которых не истЄк, был предоставлен отпуск продолжительностью один год, а всем участникам перехода на корабл€х
2-ой “ихоокеанской эскадры дополнительно был сокращен срок службы на один год.

ѕосле отпусков все нижние чины √вардейского экипажа вернулись в казармы в —анкт-ѕетербурге и были расписаны либо на императорские €хты, либо по строевым ротам.

¬ семейных архивах сохранилось несколько фотографий того времени. “ак, ¬ладимир ¬еселов, житель —анкт-ѕетербурга, передал автору дл€ публикации фотографии: его прадеда Ц унтер офицера √вардейского экипажа  –ыжова  ондрати€ »вановича, а также фото друга его прадеда - √лотова ¬асили€ ƒаниловича и две групповых фотографии нижних чинов Ёкипажа, сделанные в 1906 году.

‘отографи€. ћатросы и унтер-офицеры √вардейского экипажа (72 человека). Ќачало 1900-х годов.  »з личного архива ¬.¬еселова.

Ќа групповой фотографии 72 чина √вардейского экипажа со строевых рот (надпись на ленточке Ђ√вардейский экипажї) и с императорских €хт: Ђјлександри€ї, Ђћаревої, Ђ–ындаї, Ђ—трелаї, а так-же с »мператорского парового катера Ђѕетергофї и гребного  атера ≈го ¬еличества.

‘отографи€.  вартирмейстер (старшина) √вардейского экипажа
 .».–ыжов с друзь€ми. »з личного архива ¬.¬еселова.

‘отографи€. Ѕоцман (главный старшина) √вардейского экипажа  .».–ыжов. »з личного архива ¬.¬еселова.

‘отографи€.   вартирмейстер √вардейского экипажа ¬.ƒ. √лотов.
»з личного архива ¬.¬еселова.

ќборот фотографии квартирмейстера Ёкипажа ¬.ƒ. √лотова.
»з личного архива ¬.¬еселова.

¬ладимир ¬еселов передал мне также фото наградных серебр€ных часов своего прадеда, которыми боцманмат  ондратий –ыжов был пожалован »мператрицей ћарией ‘едоровной Ц Ўефом √вардейского экипажа в 1903 году.

‘отографи€. Ќаградные часы √вардейского экипажа боцманмата  ондрати€ –ыжова
с открытой крышкой и надписью о пожаловании. 1903 год. »з личного архива ¬.¬еселова. 2010.

‘отографи€. Ќаградные часы √вардейского экипажа боцманмата  ондрати€ –ыжова.
¬нешний вид. 1903 год. »з личного архива ¬.¬еселова. 2010.

¬ архиве автора имеютс€ и другие, пока безым€нные, фотографии нижних чинов √вардейского экипажа.

‘отографи€. ћатрос √вардейского экипажа Ќечаев из  урской губернии.
‘ото из личного архива автора, полученное от јлексе€ ¬адимовича ѕетрушкевича.

¬ 1914 году герои ѕорт-јртура (в том числе и из √вардейского экипажа) получили знаки отличи€. ќфицерам вручалс€ серебр€ный крест со скрещенными через центр мечами. ¬ центре креста Ц силуэт броненосца. ћатросы и унтер-офицеры получили такой же крест, но железный, оксидированный.

‘отографи€. «нак отличи€ героев ѕорт-јртура. 1914 г. »з фондов ÷¬ћћ.

—разу же после войны офицеры и нижние чины √вардейского экипажа начали сбор добровольных пожертвований на сооружение обелиска в пам€ть своих товарищей, погибших в русско-€понскую войну.

14 ма€ 1908 года в третью годовщину ÷усимского сражени€, в сквере Ќиколо-Ѕого€вленского морского собора —анкт-ѕетербурга состо€лось торжественное открытие этого пам€тника. јвторами пам€тника были √вардейского экипажа полковник ћ.—.ѕут€тин и архитектор я.».  ‘илоте€.

Ќа церемонии открыти€ присутствовали: јвгустейший шеф √вардейского экипажа »мператрица ћари€ ‘едоровна, командир Ёкипажа контр-адмирал Ќ.ћ.“олстой, чины √вардейского экипажа, члены царствующей фамилии, делегации от гвардейских полков гарнизона и горожане.

ѕосле речи командира Ёкипажа и освещени€ пам€тника роты √вардейского экипажа прошли перед ним торжественным маршем.

»мператрица ћари€ ‘едоровна возложила к пам€тнику икону —в€тител€ Ќикола€ „удотворца со следующей трогательной надписью: Ђ¬ечна€ пам€ть геро€м дорогого мне √вардейского экипажа, доблестно погибшим в бо€х мин



ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку