-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в pen478

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.03.2013
Записей: 3042
Комментариев: 40
Написано: 3224

«Приливная волна» над Румынией

Понедельник, 14 Ноября 2016 г. 17:05 + в цитатник

 

 

 

Первого августа 1943 г. пять групп бомбардировщиков В-24 «Либерейтор» из состава 8-й и 9-й воздушных армий ВВС США (USAAF) поднялись в воздух с аэродромов вокруг ливийского города Бенгази. 178 тяжелогруженых самолетов один за одним уходили на север, чтобы преодолеть около 1800 км над Средиземным морем, горами Албании и Югославии и сбросить свой смертоносный груз над девятью нефтеперерабатывающими заводами возле румынского города Плоешти.

Архив: «Приливная волна» над Румынией

Операция «Приливная волна» стала совершенно уникальной операцией USAAF при отсутствии истребительного прикрытия. Уникальность ее заключалась в том, что бомбардировка произвoдилась с бреющего, для таких больших машин, полета. Беспрецедентной эта операция стала для американских пилотов и по дальности полета, и по материальным и людским потерям, и по полученным наградам…

Кровь войны

Любая война в ХХ веке, чем дальше, тем больше становилась войной машин. Советский ученый-химик Я. Т. Эйдус в 1943 г. писал: «Если мотор является сердцем современной машины, то жидкое топливо представляет ее кровь… Потому из всех материальных средств, жизненно необходимых для ведения современной войны, жидкое топливо — одно из самых важных». Все экономические и политические элиты цивилизованного мира уже в начале XX века поняли, что решающим фактором выживания и победы в войне стал доступ к нефти, ведь без нефтепродуктов немыслимы ни армия, ни военно-воздушный, ни военно-морской флоты. Нефть нужна для танков, самолетов, грузовиков. Без нее вся эта боевая техника превращается сразу в бесполезную груду металла. Нефтяной фактор во многом оказал существенное влияние на характер и Второй мировой войны в целом.
В известной степени ограниченность запасов топливно-энергетических ресурсов предопределила стратегию и тактику действий фашистской Германии. Нефть значила очень многое в планах Третьего рейха и сыграла значительную роль в решении Гитлера напасть на Советский Союз, хотя для ведения военных действий против СССР собственного жидкого топлива в Германии было явно недостаточно.
Сама Германия была очень бедна запасами нефти. Годовая добыча во время войны достигала 800 тыс. тонн, поэтому импорт нефти был важнейшей статьей бюджета немецкой «экономической» войны. Соответствующей топливной базой, обеспечивающей Гитлеру в достаточной степени горючее, стала Румыния, ее нефтяные месторождения в районе Плоешти. Здесь ежегодно добывали 4 млн. 400 тыс. тонн «черного золота», основная часть которого шла на военные нужды фашистских армий стран оси.
В 1940 г. поставки румынской нефти из Плоешти в Германию с заводов Romana Americana, Concordia Vega, Standard Petrol, Unirea Speranta, Phoenix Orion, Astra Romana, Colombia Aquila, Creditul Miner, Stella Romana составили 58% от общего германского импорта.
После присоединения Бессарабии и Северной Буковины к СССР в июне 1940 г. и прихода к власти в Румынии?Й. Антонеску началось резкое германо-румынское сближение. В октябре 1940 г. в Румынию прибыли германские военная, военно-воздушная, военно-морская и военно-экономическая миссии, которые окончательно подчинили румынскую политику, экономику и армию интересам Германии. Создав специальное общество «Континенталь Ойл», германский капитал в 1940 г. захватил нефтедобывающую промышленность Румынии. На территории Румынии были размещены в марте 1941 г. 12-я армия генерал-полковника Листа и авиакорпус генерал-полковника Рихтгофена, а в мае 1941 г. — штаб 11-й армии генерал-полковника Риттера фон Шоберта, который и проводил в дальнейшем практическую подготовку к вторжению в СССР в соответствии с планом «Барбаросса».

Архив: «Приливная волна» над Румынией

Для координации действий истребительной авиации и других сил ПВО Германии и Румынии защита нефтедобывающих районов была возложена на германскую авиационную миссию численностью более 50 тыс. чел., которую возглавил генерал-лейтенант В. Шпайдель со штабом в селении Лупешци, севернее Бухареста, а также на 40-й воздушный округ генерала Г. фон Манна в составе 4-го воздушного флота. К июню 1941 года в районе нефтепромыслов размещалось до 30 зенитных батарей, 10–12 аэростатов заграждения и 12–15 зенитных прожекторов с усиленными службами связи и раннего предупреждения. Румыны задействовали до 60 истребителей, преимущественно устаревших типов, а немцы оперативно перебросили в окрестности Констанцы полностью укомплектованную авиагруппу III/JG52, которую накануне первой в люфтваффе вооружили новейшими машинами Bf109 F-4.
Как-то в беседе с Муссолини Гитлер заметил: «Само существование нашего блока зависит от этих нефтяных месторождений», имея в виду район Плоешти. Но Румыния была уязвима для ударов англичан с воздуха, именно поэтому немецкие войска вторглись в Грецию и даже на остров Крит, с которого английская авиация могла наносить удары по нефтепромыслам.
То же самое потребовалось сделать и в отношении Югославии, чтобы полностью обезопасить транспортировку нефти вверх по Дунаю. Но все же главную угрозу для румынской нефти представляла Красная Армия, которая в случае начала войны по плану «Гроза» планировала мощным ударом отсечь Германию от Румынии. Красная Армия оказалась слишком близко к «нефтяному крану» Германии, и советская военная мощь являлась источником постоянной угрозы для Плоешти.
В мае 1942 г. во время одной из бесед Гитлер говорил: «Если бы не удалось во время вторжения русских в Румынию заставить их ограничиться одной лишь Бессарабией и они забрали тогда себе румынские нефтяные месторождения, то самое позднее этой весной они бы задушили нас». Нападение на СССР гарантировало безопасность самым крупным в Восточной Европе румынским нефтяным месторождениям в Плоешти…

Советский пролог

Совершенно естественно, что, начиная 22 июня 1941 г. операцию по плану «Барбаросса», в первую очередь германское командование ожидало ответного советского удара по румынским нефтепромыслам с воздуха. И не зря, ведь по приказу советского командования после завершения сосредоточения части дальнебомбардировочной авиации и ВВС Черноморского флота должны были вскрыть базирование неприятеля в Румынии, а затем нанести решительный удар по немецко-румынской авиации, крупным портам, нефтехранилищам и базам.
Уже на рассвете 26 июня 1941 г. 17 экипажей 21-й дальнебомбардировочного полка пересекли Черное море и разошлись у берегов Румынии отдельными группами на Бухарест, Констанцу и Плоешти. Директивой начальника Генерального штаба № 00257 от 9 июля командующему ВВС Красной Армии генерал-лейтенанту П. Ф. Жигареву и командующему ВВС ВМФ генерал-лейтенанту С. Ф. Жаворонкову было приказано организовать совместные регулярные удары по румынским нефтепромыслам Бузеу, Бакэу, Кросно, Ясно и особенно Плоешти и систематическими налетами сделать невозможными восстановительные работы на нефтепромыслах. Всего с 3 по 22 июля по нефтепромыслам было сделано 13 ударов с участием 2-го мтап ВВС ЧФ, 21-го и 81-го дбап 4-го авиакорпуса.

Архив: «Приливная волна» над Румынией

Вот что сообщала в те дни газета «Известия»: «Анкарский корреспондент «Нью-Йорк Таймс», ссылаясь на сведения из иностранных военных источников в Анкаре, передает, что в результате налетов советской авиации на Плоешти в течение недели уничтожено 200 000 т различных нефтепродуктов. Разрушены и повреждены нефтеочистительные заводы, крекинговые установки, различное оборудование нефтеисточников, железнодорожные линии, подвижной состав и автотранспорт, приспособленный для перевозки нефти…». Особенно дерзкий по замыслу и эффективный по результатам рейд был предпринят вечером 13 июля. Шесть самолетов Пе 2 из состава 5-й эскадрильи 40-го бап капитана А. П. Цурцумия, пройдя над румынской территорией более 250 км на высоте 7 тыс. м, незаметно подошли к цели, так что румынские истребители не успели своевременно подняться с аэродрома, а зенитки открыли огонь только при отходе самолетов от цели. В результате бомбового удара вспыхнул пожар, было разрушено полностью два заводских корпуса, уничтожено 202 цистерны с горючим, 46 нефтебаков, 2 склада. Объемы нефтепереработки сразу сократились приблизительно на 12–15%. Гигантское зарево над нефтеперегонным заводом «Униреа» висело трое суток. На длительное время вышли из строя нефтеперегонные заводы «Орион» и «Астра-Романия».
Этот удар заставил немецкое и румынское командование предпринять решительные и оригинальные меры. Учитывая, что из-за серьезных потерь советская авиация перешла только к ночным вылетам, немцы построили три ложных Плоешти (в 60, 30 и 7 км от города) из картона, дерева и песка за счет румынских средств. Вся система улиц, нефтеочистительных и перегонных заводов и промышленных предприятий была выполнена в натуральную величину, но с уменьшением построек по высоте. В районе ложных заводов были вырыты ямы диаметром, соответствующим действительным резервуарам, которые наполнялись неочищенной нефтью, загоравшейся от электрического контакта и тушившейся после налета специальной асбестовой крышкой с помощью автоматического приспособления. Все электролампы соединялись с пультом управления, на котором работал специалист, подчиненный коменданту дивизии ПВО.

Архив: «Приливная волна» над Румынией

Фальшивый город был обнесен колючей проволокой, и доступ в него был запрещен всем, за исключением генерал-коменданта (командира дивизии ПВО), его начальника штаба и офицеров связи между комендатурами района и дивизией ПВО. Вокруг макетного Плоешти располагались тяжелые и легкие зенитные орудия, мощные прожекторные установки. Благодаря такой имитации немцам удалось уберечь настоящий Плоешти от всех ночных бомбардировок советской авиации, которая совершила на макеты около 100 налетов, сбросив более 5 тыс зажигательных и фугасных бомб. Всего же, пока не были захвачены советские аэродромы в Крыму, с июня по ноябрь 1941 г., советская авиация совершила 7817 налетов на румынские объекты, потеряв, по немецким данным, 143 самолета. Только 2-й минно-торпедный авиационный полк ВВС ЧФ совершил 92 самолетовылета, сбросив 75 т бомб на Плоешти. В 1942 г. советская дальняя авиация лишь дважды бомбила Плоешти — в июне и сентябре, окончательно передав эстафету авиации союзников.

Миссия полковника Халверсона

История распорядилась так, что первой стратегической бомбардировкой, выполненной в ходе Второй мировой войны самолетами наземного базирования ВВС США, стал именно налет на Плоешти. Еще в мае 1942 г. была создана временная группа под командованием полковника Г. Халверсона (HALPRO), вооруженная 23 новейшими бомбардировщиками B-24 D с экипажем 10 человек, которые могли доставить 2270 кг бомб на дальность в 4600 км. Целью этой группы была бомбардировка Японии с баз в Китае. Они должны были перелететь в Китай через Африку, Ближний Восток, Ирак и Индию. Но часть задержали на Ближнем Востоке для действий против африканского корпуса Роммеля. Тринадцать самолетов отряда Халверсона приняли участие в первом налете на территорию Европы, на нефтеперерабатывающие заводы в Плоешти в Румынии. Это произошло 11–12 июня 1942 г. B-24 D взлетели с базы RAF в Файиде в Египте и пролетели поодиночке через территорию Турции и Болгарии, застигнув врасплох ПВО Плоешти, которая насчитывала не более 100 зенитных орудий. И хотя появление самолетов стало полностью внезапным для немцев, только десять B-24 сбросили по 1361 кг бомб, но цели достигла только одна, угодив в резервуар с нефтью. Семь самолетов возвратились на базу в Ираке, два приземлились в Сирии и четыре — в Турции, где они были интернированы. Ущерб от бомбардировки был крайне незначителен, что заставило командование союзников задуматься о более массированном налете. А новый начальник германской авиационной миссии в Румынии полковник А. Герстенберг стал готовиться к более тщательной противовоздушной защите главных топливных источников Германии, стараясь превратить Плоешти в самый эффективный район ПВО в Европе.

«Приливная волна». Подготовка

В январе 1943 г. состоялась конференция союзников в Касабланке, где были определены основные моменты стратегического взаимодействия: «Необходимо настолько расстроить и разрушить военную, хозяйственную и индустриальную мощь Германии и так ослабить моральный дух ее народа, чтобы он потерял всякую способность к военному сопротивлению». Согласно разработанному плану налетов на Германию уже в марте 1943 г. американский полковник Дж. Смарт предложил нанести удар по Плоешти с малой высоты от 15 до 90 метров, чтобы максимально точно ударить по инфраструктуре нефтеперегонных заводов, рассредоточенных на большой площади.

Архив: «Приливная волна» над Румынией

Одновременно малая высота полета должна была послужить гарантией от обнаружения вражескими радарами во время длительного перелета к цели. В условиях отсутствия истребительного прикрытия это имело важное значение. 21 мая на совещании союзников в Вашингтоне план операции был утвержден, причем было принято решение создать в Северной Африке ударную группу бомбардировщиков из 200 самолетов. Для этого в конце июня в состав 9-й воздушной армии ВВС США на ливийские аэродромы в районе Бенгази, где уже базировались 98-я и 376-я бомбардировочные группы полковников Дж. Кэна и К. Комптона, были переброшены из состава 8-й воздушной армии, базирующейся в Англии, — 44-я, 93-я и 389-я бомбардировочные группы полковников Э. Бэкера, Л. Джонсона и Дж. Вуда.
Все группы были вооружены бомбардировщиками B-24 D «Либерейтор», оборудованными дополнительными топливными баками, двумя пулеметами и прицелами №6 для бомбометания с малых высот. В такой комплектации самолет брал на борт 12,4 т топлива, 1,8 т бомб и мог преодолеть расстояние в 3600 км. 855-й саперный батальон на основе данных, полученных от английских и американских концернов, возводивших румынские заводы до войны, построил в ливийской пустыне из пустых бензиновых бочек и мела полномасштабный макет Плоешти. Здесь весь июль американские летчики отрабатывали полеты сомкнутым строем на малых высотах, синхронизировали взаимодействие и бомбометание. Впервые личному составу продемонстрировали специально снятый учебный фильм, где все цели в районе Плоешти были показаны с высоты бреющего полета с такой же скоростью и под таким же углом, как при реальной атаке. По плану операции, взлетев из Бенгази пятью волнами и пролетев над Средиземным морем на малой высоте, в районе острова Корфу самолеты набирали высоту, чтобы преодолеть горы Албании, Югославии и Болгарии, затем снова снижались до бреющего полета.
Так как основные силы ПВО в Плоешти были сосредоточены на южных рубежах, то было принято решение подходить к цели с тыла, т.е. с северо-запада, используя в роли точек контроля времени города Питешти и Флорешти, причем последний должен был служить точкой поворота на цель. Первую волну в составе 376-й группы вел самолет Wongo Wongo с флагманским штурманом всей операции, ветераном налета HALPRO в июне 1942 г. лейтенантом Р. Вильсоном. Все остальные волны возглавляли командиры своих бомбардировочных групп.

Архив: «Приливная волна» над Румынией

28 и 29 июля над полигоном в пустыне прошли две генеральные репетиции налета, после чего на совещании пилотов всех пяти групп командующий 9-й воздушной армией Л. Бреретон объявил о целях операции. Он откровенно сказал об опасности, подстерегающей экипажи во время многочасового полета, и обозначил важность рискованной боевой задачи: «Мы ожидаем наши потери в 50%… даже если никто из вас не вернется, вылет будет все равно расценен как успешный, если вы нанесете удар по объектам… Перед вами ставится задача, которую долгие месяцы не смогли выполнить более десятка сухопутных дивизий. Никогда еще ударная стратегическая авиация не получала столь ответственного задания». И надо отдать должное американским пилотам, они были полны решимости выполнить приказ своего командира. Многие летчики обратили внимание на обращение полковника Э. Бэкера к своим пилотам: « Я поведу вас на Плоешти, даже если мой самолет развалится на части…» Каждый пилот получил карточку, где было точно указано время запуска двигателей, рулежки, взлета, места в позиции боевой группы, время прохода контрольных точек времени. Все члены экипажей получили аварийный запас продовольствия, аптечку, таблетки для очистки воды, карту Балканского полуострова на шелковом платке, обращение о помощи на семи балканских языках, золотые монеты и валюту балканских стран. В комбинезоны были вшиты миниатюрные пилки по металлу, а в пуговицы вмонтированы миникомпасы. Казалось, все тщательно продумано и подготовлено, и американским пилотам оставалось лишь узнать, как все будет на самом деле.

«Приливная волна». Атака

Ровно в 7 утра 1 августа 1943 г. B-24 D Wongo Wongo, поднимая густые облака пыли, первым пошел на взлет. Во время взлета из-за плохой видимости сразу же разбилось несколько самолетов, а 11 повернули назад из-за технических проблем с двигателями. Всего к цели тем августовским утром, соблюдая полное радиомолчание, ушло в небо 178 бомбардировщиков. Вскоре возникшая цепочка случайностей во многом нарушила американские планы. Сначала совершенно неожиданно над Средиземным морем потерпел катастрофу Wongo Wongo с флагманским штурманом на борту, и строй бомбардировщиков был вынужден возглавить B-24 D командира 376-й группы полковника Комптона, на борту которого находился командир 9-го бомбардировочного командования генерал У. Энт и молодой неопытный штурман, что, конечно же, не могло не отразиться в дальнейшем на точности навигации.
На подлете к Греции бомбардировщики встретила сильная облачность, и плотные оборонительные порядки распались, увеличивая дистанцию между группами. В довершение полковник Комптон ошибочно повернул у города Тырговиште, перепутав его с Флорешти, и повел 376-ю и 93-ю группы прямо на Бухарест. Но молодому штурману удалось убедить полковника и генерала в ошибке, и, выйдя в эфир, генерал срочно приказал поворачивать на север в сторону Плоешти и бомбить объекты по собственному выбору.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о том, что же ожидало американских пилотов на подлете к Плоешти. Немецкий полковник А. Герстенберг не сидел сложа руки и с июня 1942 г. проделал колоссальную работу. Германская авиационная миссия была увеличена до 70 тыс. человек, была значительно усилена группировка зенитной артиллерии вокруг Плоешти, до 164 88 мм и до 210 20 и 37 мм зенитных орудий, в воздухе находился 71 аэростат заграждения, на железнодорожной ветке действовал бронепоезд ПВО, а сам район с воздуха прикрывало 138 истребителей, из них 30 ночных. Во время учений транспортные самолеты Ju-52 имитировали налеты союзной авиации. Но главным нововведением было использование радиолокационных станций «Вюрцбург» и «Фрея» на побережье Адриатического моря, в Болгарии и Греции, данные от которых стекались в Бухарест на командный пункт «Опера». Когда американские самолеты поднялись в воздух, командование 9-й воздушной армии предупредило союзный флот о пролете крупной формации своих бомбардировщиков. Это сообщение было перехвачено немцами, затем они засекли американцев над горами Греции, их ожидал теперь горячий прием.

Архив: «Приливная волна» над Румынией

Теперь, когда о внезапном ударе по намеченным целям не могло быть и речи, первыми к объектам вышли 36 B-24 из 93-й группы полковника Э. Бэкера, по плану идущего во второй волне. Полковник лично повел формацию из 21 бомбардировщика на завод Colombia Aquila сквозь сильнейший заградительный огонь вражеских зениток. Его командирская машина получила четыре прямых попадания, причем одно в кабину пилотов, но полковник Бэкер и его второй пилот майор Дж. Йерстад упрямо вели всю группу на цель между дымовыми трубами и крекинговыми колоннами. И только когда группа начала бомбометание, летчики попробовали набрать высоту на охваченной пламенем машине, пытаясь дать возможность экипажу выпрыгнуть с парашютом, но врезались в землю.
376-я группа Комптона, утратив элемент внезапности, хаотично атаковала первые попавшиеся объекты с юго-восточного направления, потеряв всего лишь один самолет. Теперь в дело вступали 36 B-24 44-й группы и 46 B-24 98-й группы полковников Кэна и Джонсона, которые, немного подотстав над Грецией, все же правильно повернули над Флорешти в сторону цели и теперь летели соответственно слева и справа от железнодорожного полотна. Здесь разгорелась настоящая дуэль между бронепоездом ПВО и бортстрелками B-24. Самолеты шли так низко, что им приходилось «перепрыгивать» через линии электропередачи, а механики уже на земле извлекали из бомболюков срубленные винтами стебли кукурузы. Немецкие зенитчики были поражены летным мастерством американских пилотов, когда в какой-то момент те летели над целью в трех разных направлениях на сверхмалой высоте.
Но американцев подстерегали новые опасности: над атакованными 93-й группой целями на высоте 300 м уже вздымались языки пламени и клубы дыма, а американские бомбы, оборудованные взрывателями замедленного действия, теперь срабатывали прямо под самолетами. Тем не менее полковник Кэн уверенно вел свои группы к заводам Phoenix Orion, Astra Romana сквозь огонь и дым, отработав по ним так же, как делали это в ливийской пустыне. Так же смело действовали полковник Джонсон и майор Посей из 44-й группы, которая атаковала заводы Colombia Aquila и Creditul Miner.
Затем наступила очередь 36 B-24 D из 389-й группы полковника Вуда, которая, будучи самой малоопытной, атаковала отдельно стоящий возле города Кымпина завод Stella Roman с трех разных направлений, причем во время атаки американские самолеты оказались ниже уровня огня немецких зенитных батарей, стоявших на возвышенностях и специальных деревянных башнях. В момент захода на цель у B-24 D первого лейтенанта Л. Хьюджеса были пробиты крыльевые баки, и топливо стало вытекать из них, но американский летчик мужественно продолжал вести самолет к цели, пока не произвел бомбометание. Объятый огнем бомбардировщик попытался совершить вынужденную посадку, но столкнулся с бетонным мостом, причем два члена экипажа выжили в катастрофе и попали в плен.
Теперь, когда «Либерейторы» стали отходить от цели, они подверглись атаке немецких и румынских истребителей, которые сбили 16 бомбардировщиков, сами потеряв пять истребителей. И здесь ошибка полковника Комптона сыграла на руку американцам. Немцы вначале приняли налет за атаку на Бухарест, куда и стянули все основные силы истребительной авиации, а так как большое количество летчиков было в отпуску, в воздух смогли подняться только 57 самолетов, которые сначала бросились к столице, а уже потом в сторону Плоешти. Отход бомбардировщиков был хаотичным: 88 B-24 приземлились на своих ливийских аэродромах (из них 53 имели повреждения), 23 самолета приземлилась на Кипре, Мальте, Сицилии, 8 самолетов были интернированы в Турции. Американцы потеряли 41 самолет в районе цели и 13 при возвращении домой, что составило 31% от общего числа участвующих в налете. По немецкой статистике — 75 сбитых машин. 310 американских летчиков погибло, более 108 попало в румынский плен, где для них был создан специальный лагерь, а 78 были интернированы в Турции. В истории американской авиации день 1 августа 1943 г. получил название «черного воскресенья». Союзное командование высоко оценило действия своих пилотов: все без исключения члены экипажей были награждены «Крестом за выдающиеся заслуги», а полковник Э. Бэкер, майор Д. Йерстед, первый лейтенант Л. Хьюджес и полковники Д. Кэн и Л. Джонсон удостоились высшей награды США — медали Почета, первые трое посмертно…

«Приливная волна». Итоги

Несмотря на навигационную ошибку полковника Комптона, потерю внезапности, хаотичную атаку целей и большие потери, результаты рейда были признаны успешными. По оценкам американской разведки, объем производства после налета сократился до 46%. Был полностью уничтожен единственный в Румынии завод высокооктанового бензина Creditul Miner, работа заводов Colombia Aquila, Astra Romana, Stella Romana, Concordia Veg» была парализована на 11, 7, 4 и 1,5 месяца соответственно. Но американцы не знали, что до этого заводы использовали всего лишь на 60% своей мощности, и немцы быстро сумели компенсировать потери. Тем более что ими был построен кольцевой аварийный нефтепровод, который сразу исключал из цикла пострадавшие заводы, перекачивая нефть на действующие. Плюс ко всему немецкое командование вновь усилило систему ПВО в этом районе. Союзному командованию скоро стало понятно, что нефтепромыслы продолжают функционировать в прежнем объеме и по ним необходимо наносить систематические удары.

Архив: «Приливная волна» над Румынией

С апреля по август 1944 г. союзная авиация совершила 22 налета на Плоешти с участием 7,5 тыс. бомбардировщиков, которые сбросили около 14 тыс. тонн бомб. Причем часть этих налетов совершалась в рамках операции «Фрэнтик», т. е. « челночных операций» с посадкой на территории СССР. Потери составили более 350 самолетов и 2,9 тыс. летчиков. Но тем не менее немцам удавалось поддерживать добычу нефти на приемлемом уровне. Генералу?А. Герстенбергу, который стал в апреле 1944 г. комендантом района ПВО города Плоешти, было подчинено 11 тыс. румынских рабочих, немецкая техническая дивизия и строительный полк из русских военнопленных, достаточно оперативно устранявших разрушения. И только в августе 1944 г., когда Красная Армия захватила район Плоешти, а союзная авиация парализовала производство синтетического горючего, наступил полный топливный коллапс Третьего рейха…

 

 

Евгений МУЗРУКОВ
Фото из архива автора

 

Серия сообщений "Операция "Приливная волна"":
Часть 1 - Операция "Приливная волна"
Часть 2 - «Приливная волна» над Румынией
Часть 3 - 10 фактов об операции «Приливная волна»




 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку