-–убрики

 -¬сегда под рукой

pen478@mail.ru

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в pen478

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.03.2013
«аписей: 2120
 омментариев: 14
Ќаписано: 2252

ќпераци€ "ѕриливна€ волна"

ѕонедельник, 14 Ќо€бр€ 2016 г. 12:53 + в цитатник

 

 


 

 

¬ годы ¬торой ћировой войны важным фактором, повли€вшим на окончание войны в ≈вропе, стали регул€рные бомбардировки большими силами стратегически важных целей √ермании и ее союзников. » так случилось, что отрабатывалась така€ методика как называют ее и поныне в √ермании "террористических бомбардировок" именно в –умынии.

ƒл€ отработки методики в составе USSAF было создано специальное подразделение, известное как HALPRO. Ёкипажи и бомбардировщик ¬-24 "Ћиберейтор" в начале июн€ 1942 года перебросили на аэродром ‘а€д в районе —уэцкого канала. ”же 12 июн€ 1942 года экипажи HALPRO подн€лись в воздух и отправились в первый европейский рейд ¬¬— —Ўј. »х целью был комплекс нефтеперерабатывающих заводов в ѕлоешти в –умынии. ¬ этом налете прин€ли участие тринадцать B-24D под командованием полковника √арри ’альверсона, двенадцать из них бомбили цель, но лишь семь машин приземлилось на вспомогательном аэродроме в »раке.

ћало того, задачи не были выполнены √ 8 бомб упало в „ерное море, 2 √ в  онстанце, 6 √ в ѕлоешти, 6 √ в “иешани и несколько в ÷иофлицени. ѕогибло всего три человека.

—водный B-24D-55-—ќ-освободителю 42-40402, "ѕесочный" готов к взлету на своей базе в Ћивии, назначени€ ѕлоешти, –умыни€, 1 августа 1943 г. [¬¬— —Ўј / Public Domain]

√отовы к старту на базе в Ћивии.

 

Ќо это было только зловещее начало.

 омандование Ћюфтваффе тем не менее сделало свои выводы из налета и вскоре в районе ѕлоешти была создана сама€ насыщенна€ в ≈вропе система ѕ¬ќ. “ут расположили 36 т€желых зенитных батарей (164 оруди€ калибра 88 мм), а также 16 батарей легкой артиллерии (210 стволов калибра 20- и 37-мм).  роме того, тут же базировались 71 аэростат заграждени€ и так называемый " атерпиллер" (бронепоезд ѕ¬ќ). “ут же стали базироватьс€ п€ть истребительных эскадрилий и одна эскадриль€ ночных истребителей ¬¬— –умынии и п€ть эскадрилий (из них две ночных истребителей) Ћюфтваффе.

 о второму налету американцы подготовились более основательно и 1 августа 1943 года стало насто€щим кошмаром ѕлоешти.

Ѕомбардировщики B-24 Ђќсвободительї (Consolidated B-24 Liberator) 98-€ американский бомбардировщик группа в аэропорту ливийского Ѕенгази [¬¬— —Ўј / Public Domain]

Ѕомбардировщики B-24  98-й американской бомбардировочной группы в аэропорту Ѕенгази в Ћивии.

–азведывательна€ фото двух основных нефтеперерабатывающих заводов в ѕлоешти –умынии, прин€тых в рамках подготовки низкого уровн€ B-24 Liberator бомбардировщик атака 1 августа 1943 [¬¬— —Ўј / Public Domain]

–азведывательные фото двух основных нефтеперерабатывающих заводов в ѕлоешти –умынии, полученные в рамках подготовки к рейду бомбардировщиков B-24 Liberator 1 августа 1943 г.
 арта нефтеперерабатывающих заводов в непосредственной близости от Ploietis 1940 [Von NordNordWest - Eigenes Werk CC BY-SA 3.0 / ¬икипеди€]
 арта нефтеперерабатывающих заводов в непосредственной близости от ѕлоешти в 1940 году .
 

 онсолидированный B-24D-155-CO ќсвободитель 42-72772 и полет пересечь —редиземное море на очень низком уровне, 1 августа 1943 г. —трелок стоит в положении талии.  ∆ивот турель бомбардировщика вт€нут.  [¬¬— —Ўј / Public Domain]

B-24D-155-CO в полете при пересении —редиземного мор€ на очень низком высоте. Ќа снимке видет стрелок. 1 августа 1943.

¬незапную атаку предусматривалось осуществить силами п€ти группа ¬-24, которые взлетев с аэродромов в —еверной јфрики должны были пролететь более 3200 км. „тобы избежать обнаружени€, машинам предсто€ло лететь на малой высоте, на очень малой высоте. Ѕомбометание предполагалось осуществл€ть с высот от 15 до 90 м.

ѕримерный маршрут бомбардировщик дл€ эксплуатации приливной волны бомбардировок уровень налета низко на нефт€ных месторождени€х ѕлоешти, –умыни€, 1 августа 1943 г. [¬¬— —Ўј / Public Domain]

ѕримерный маршрут бомбардировщиков при рейде на нефт€ные месторождени€ ѕлоешти, –умыни€, 1 августа 1943.

ѕлоешти, зенитки и сбитого бомбардировщика в 1943 году [‘едеральный архив, Bild 183-J15363 / CC-BY-SA 3.0 / ¬икипеди€]
Ќемецка€ зенитка FlaK, оружие , которое сбило многие американские бомбардировщики в тот же день. 1 августа 1943 г.
Ќа рассто€нии более 1600 км находились семь нефтеперерабатывающих заводов и нефтехранилища.  аждой группе предсто€ло атаковать по одному комплексу, а 93-й и 98-й бомбардировочным группам - по два. ѕролетев над —редиземным морем, силы бомбардировщиков, без истребительного прикрыти€, начали долгий полет над сушей к своей цели, где уже были приведены в готовность истребители Ћюфтваффе и румынских ¬¬— (так как передовые посты ¬Ќќ— находились уже в √реции).

B-24 пролетел над гор€щим нефтеперерабатывающий завод в ѕлоешти, –умыни€, 1 августа 1943 года [¬икипеди€ / Public Domain]

B-24 пролетает над гор€щим нефтеперерабатывающим заводом в ѕлоешти, –умыни€. 1 августа 1943

ћало того, с самого начало все пошло наперекос€к - лидирующий "Ћиберейтор" врезалс€ в море, унес€ с собой главного штурмана. —амолет резервного штурмана должен был вернутьс€ на базу из-за технических проблем. Ќа √рецией группу встретила плоха€ погода и плотные оборонительные пор€дки бомбардировщиков рассыпались. », наконец, ошибочно выбранный поворотный пункт маршрута направил передовые части бомбардировщиков к Ѕухаресту, который был окружен многочисленными позици€ми зениток.

ƒым поднимаетс€ от завода Astra –омана в ѕлоешти –умынии после бомбардировки низкого уровн€ нападени€ B-24 ќсвободителей, 1 августа 1943 [¬¬— —Ўј / Public Domain]
ƒым поднимаетс€ от завода "јстра –омана" в ѕлоешти после низкоуровневой бомбардировки B-24. 1 августа 1943

 

резервуары дл€ хранени€ нефти на нефтеперерабатывающем сжигани€ Columbia Aquila после налета B-24 Liberator бомбардировщиков военно-воздушных сил —оединенных Ўтатов.  Ќекоторые из структур были замаскированы.  ѕлоешти, –умыни€.  1 августа 1943 [¬¬— —Ўј / Public Domain]
–езервуары дл€ хранени€ нефти на "Columbia Aquila", сожженого нефтеперерабатывающего завода, после налета B-24 Liberator.Ќекоторые элементы инфраструктуры были замаскированы. ѕлоешти, –умыни€. 1 августа 1943

53-€ эскадриль€, вооруженна€ "мессершмиттами" смогла подн€ть только дежурную четверку истребителей в составе: »оан ћага, «амфиреску, ƒумитру ≈нциоиу и Ќиколае —кули. ¬ 14:13 они столкнулись с американцами. Ќо из-за малого остатка топлива румынские летчики сделали только одну атаку. ¬ результате ћага и Ёнциоиу (совершил вынужденную посадку после того, как закончилось топливо) за€вили каждый об одном сбитом. «амфиреску повредил один, но его падени€ он не видел и самолет не упал (по крайней мере, в –умынии).

“ридцать один американский бомбардировщик B-24 "ќсвободитель" в подходе к цел€м в ѕлоешти [¬¬— —Ўј / Public Domain]
31 американский бомбардировщик B-24 на подходе к своим цел€м в ѕлоешти.
B-24 Liberator во врем€ низкого уровн€ атаки нефтеперерабатывающих заводов ѕлоешти, ѕлоешти –умыни€, 1 августа 1943 [¬¬— —Ўј / Public Domain]
B-24 Liberator во врем€ низкоуровневой атаки нефтеперерабатывающих заводов ѕлоешти, –умыни€. 1 августа 1943
ќдин из самых известных образов ¬торой мировой войны показывает, "ѕесочный", пилотируемый –обертом Sternfels, как она выходит из пеленой дыма во врем€ операции Tidal Wave [¬икипеди€ / Public Domain]
ќдин из самых известных образов ¬торой мировой войны показывает ¬-24, выход€щий из пелены дыма во врем€ операции "ѕриливна€ волна"
B-24 Liberator на ѕлоешти Raid [¬¬— —Ўј / Public Domain]
ѕлоешти и B-24 Liberator.
¬ооруженные силы —Ўј ¬¬— B-24 бомбардировщиков клиринговые цель на ѕлоешти, –умыни€, 1 августа 1943 г. [¬¬— —Ўј / Public Domain]
B-24 ¬¬— —Ўј бомбардировщиков над целью ѕлоешти, –умыни€. 1 августа 1943.
ѕара американских B-24 "ќсвободител€" в полете над ѕлоешти на фоне огн€ [¬¬— —Ўј / Public Domain]
ѕара американских B-24 в полете над ѕлоешти на фоне огн€.
2-а€ волна B-24 освободител€м приближаютс€ к нефтеперерабатывающие заводы ѕлоешти, ѕлоешти –умыни€, 1 августа 1943 г. 14 B-24s можно увидеть на этом изображении [¬¬— —Ўј / Public Domain]
2-а€ волна B-24 приближаютс€ к нефтеперерабатывающим заводам ѕлоешти, –умыни€. 14 B-24s можно увидеть на этом изображении. 1 августа 1943
Ѕомбардировщики B-24 в полете на румынских нефт€ных месторождени€х в ѕлоешти.  Ќа переднем плане - самолет B-24 ЂJoisey ќтказовї из 93-й группы Bomb 8-й воздушной армии —Ўј.  —амолет будет потер€на во врем€ налета на немецком городе Ѕремен 13 но€бр€ 1943 [„ерез]

Ѕомбардировщики B-24 в полете над румынскими нефт€ных месторождений в ѕлоешти. Ќа переднем плане - самолет B-24 "Joisey Bounce” 8 - й армии 93 - € бомбардировочной  группы ¬¬— —Ўј. 

Ётот самолет будет потер€на во врем€ налета на немецкий город Ѕремен 13 но€бр€ 1943 г. 

Columbia Aquila Ќѕ« после взрыва, воронками, в значительной степени нетронутыми [¬икипеди€ / Public Domain]
Ќѕ« "Columbia Aquila"после бомбардировки, в значительной степени не поврежден.

 

ѕоврежденные оперение бомбардировщика B-24 "Daisy Maeї (Consolidated B-24D-CO-освободителю Ђƒэйзи ћэйї, серийный номер 41-11815) 415 эскадрильи 98-й бомбардировочной группы после американского рейда на ѕлоешти [¬¬— —Ўј / Public Domain]
ѕоврежденные оперени€ бомбардировщика B-24 "Daisy Mae" (Consolidated B-24D-CO, серийный номер 41-11815) 415-й эскадрильи 98-й бомбардировочной группы после американского рейда на ѕлоешти

6-€ истребительна€ группа, находивша€с€ на аэродроме ѕипера (под Ѕухарестом) располагала 16 самолетами IAR-80, однако только 12 смогли взлететь на перехват противника. ¬злетев в 13:20 через полчаса румыны нашли противника в районе  ривина √ ѕериш √ Ѕуффеа.  омандование решило, что американцы идут бомбить столицы и выдало истребител€ми новое направление. ќколо ѕлоешти адъютант јурель ¬ладереану смог сбить один бомбардировщик, а ƒумитру »лие записали две предположительные победы (бомбардировщики загорелись, но полет продолжали по словам летчика, веро€тно упали в Ѕолгарии или в —редиземное море). јдьютант √еорге ÷оцебас был вынужден совершить аварийную посадку (самолет позже восстановлен). ќднако "героем дн€" стал лейтенант  ароль јнасташеску, который сбил 2 ¬-24. ¬от как в его изложении выгл€дел бой:

"”тром 1 августа 1943 года € был на дежурстве на аэродроме ѕипера. ћен€ попросил подменить мой товарищ “еодор Ќиколаеску, который уехал на свадьбу сестры. ћы сидели в ангаре возле самолетов, когда услышали сигнал тревоги. ¬ 10:25 мы получили последние предполетные указани€ и в 11:00 сидели в кабинах самолетов под пал€щим солнцем в ожидании приказа на взлет. “олько в 13:20 мы начали взлетать, причем получили необычный приказ √ набрать высоту в 200 метров, мало того вести бой на такой малой высоте было очень сложно, если не невозможно. Ѕольшим сюрпризом дл€ нас стала компактна€ группа бомбардировщиков: это были американские ¬-24. ќни летели фактически "крылом к крылу", как на параде. я приказал атаковать. ѕриблизившись к бомбардировщикам € нажал на гашетку. ћы все были вынуждены держать себ€ в руках и несмотр€ на обилие целей атаковать с лучших позиций.

—о ста метров € стал стрел€ть в левое крыло, где как € помнил находились топливные баки, однако ничего не происходило. „тобы избежать ответного огн€ стрелков "Ћиберейтора", € быстро спикировал и чуть не разбилс€.  огда € восстановил положение, бомбардировщики оказались под плотным огнем зенитной артиллерии вокруг ѕлоешти и часть нефтеперерабатывающих заводов была в огне. ¬се вокруг было похоже на ад. я сделал третий заход и прицелилс€ в тот же ¬-24 и стал стрел€ть в то же крыло. ¬ тот же момент € услышал сильный удар по моему самолету. ќсмотревшись вокруг € увидел что вражеский бомбардировщик загорелс€, впрочем как и мой истребитель. я открыл фонарь, но высота была всего в 50 метров и прыгать с парашютом было нельз€. ћне ничего не оставалось как понемногу набирать высоту. “ут мне в прицел попал второй ¬-24, в который € стрел€л. ћало того, казалось, что мы столкнемс€. я выбросилс€ с парашютом и очнулс€ только в госпитале".

  этому описанию стоит добавить несколько фактов. ќколо 14:00 ¬-24 93-й бомбардировочной группы начали атаку. »з-за навигационной ошибки план нападени€ стал бесполезным и экипажи были вынуждены бомбить первые попавшиес€ цели. —ледующие за ведущей эскадрильи поступили аналогичным образом. ¬ дело вступила зенитна€ артиллери€ - огонь был неверо€тно плотным и точным! "Ћиберейторы" летели настолько низко, что иногда их стрелки устраивали дуэли с расчетами зениток. ѕлам€ и дым от гор€щих нефтеперерабатывающих заводов поднималось на высоту свыше 300 м, покрыва€ пролетавшие самолеты копотью. —пуст€ двадцать семь минут после падени€ первых бомб все было кончено. Ќо американцам еще предсто€л семичасовой обратный путь, на котором их подстерегали стаи истребителей.

45-€ эскадриль€ 4-й истребительной в составе шести самолетов была подн€та с аэродрома “аргшор. ¬злетев в 13:30 они зан€ли высоту в 1200 метров, получили направление от станции наведени€ с точностью в 100 метров только в 14:00. ¬ итоге »оан Ќикола сбил один бомбардировщик, который упал южнее деревни ќгерезени, а адъютант »оан Ѕосинчеану также атаковал ¬-24, но расстрел€в весь боекомплект смог только сбить несколько пулеметных турелей. ¬се они вернулись на аэродром благополучно и в 15:30 четверо из них снова взлетели. ¬ итоге  ристу  ристу сбил один ¬-24, а »он Ѕарладеану √ два. јмериканские машины упали западнее Ѕиликурешти и северо-восточней  онтештии де —ус.

51-€ эскадриль€ ночных истребителей с аэродром «илишт€ смогла подн€ть в воздух только четыре Bf.110, при это только экипаж капитана ћарина „ика смог около Ѕолинтину де ¬але на высоте 300 метров найти противника. Ёто была пара ¬-24, которые атаковал единичный Bf.109. ѕон€тно, что "ночники" атаковали другой. ѕосле нескольких очередей у американца загорелось два двигател€, но и "стодес€тый" был подожжен огнем стрелков.  омандир успел отдать команду спасатьс€, но сам погиб, так как его парашют не открылс€.

Ѕолее результативными оказались летчики 4-й »ј√ на IAR-80C из-за того, что на их машинах сто€ли 2 20-мм пушки "»кари€" и два 13,2-мм пулемета. ¬ тоже врем€ IAR-80B из 6-й »ј√ такого усиленного вооружени€ не имели. –умыны потер€ли 2 самолета (один летчик погиб, остальные √ ранени€ разной т€жести) и еще 2 самолета были повреждены. Ћетчики истребители за€вили о 9 сбитых американских бомбардировщиках.

Ћетчики Ћюфтваффе выполнили 69 боевых вылета, сбив 7 самолетов противника, но и потер€в два самолета сбитыми (оба летчика погибли) и 9 поврежденными.

¬сего 88 ¬-24 вернулись в Ћивию, из которых 55 были повреждены. „асть машин совершила посадки в нейтральной “урции и экипажи были интернированы.

¬ итоге 310 членов экипажей погибли, 108 попали в плен, а 78 интернированы в “урции. —ам эффект от налета был чисто психологическим √ поврежденные объекты набрали свою мощность всего за пару недель.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

      ¬ разгар ¬торой мировой войны, 1 августа 1943 г. был осуществлен воздушный рейд на нефт€ные заводы ѕлоешти в –умынии. Ёто была операции ¬оенно-воздушные силы —оединЄнных Ўтатов јмерики с кодовым названием «ѕриливна€ волна». јмериканские самолеты атаковали румынские нефтеперерабатывающие заводы с баз в »талии и Ћивии (—еверна€ јфрика).

√ород ѕлоешти представл€л собой основную базу румынской добычи нефти. ¬ то врем€, добыча нефти в –умынии почти не имела аналогов в ≈вропе. ¬ целом, румынские заводы в ѕлоешти представл€ли собой полный 30% потребностей в нефти немецкой промышленности.   сожалению, заводы уже работают на пониженной мощности и поэтому дорогосто€щие налеты на самом деле дали малую разницу в общем объеме производства.

Ёта мисси€ быладорогосто€щей. ќгромный флот из 178 B-24 бомбардировщиков вылетели на это задание, но только 88 вернулись на базы в Ћивии.

Ќа стороне союзников, более трехсот человек погибли во врем€ операции. ћногие из них были также захвачены в плен. ѕосле рейда, нефтеперерабатывающие заводы были отремонтированы и обновлены, и в течение нескольких недель восстановили производство в больших объемах, чем раньше.

Ёто был второй случай потерь от которых когда-либо страдали ¬¬— —Ўј в одной миссии. ѕозже эта дата  была названа, как "„ерное воскресенье". ѕ€ть медалей ѕочета и многочисленными  рестами за выдающиес€ заслуги были награждены члены экипажи, участвовавшие в операции «ѕриливна€ волна".

–ейд вошел в историю USAAF как "„ерное воскресенье". Ќа самом деле, это второй наиболее дорогосто€щей миссии в истории USAAF. ћногие выдающиес€ заслуги крестами и п€ть медалей ѕочета были награждены те, кто принимал участие в миссии.

Ёта мисси€ считаетс€ тактически неудачной во ¬торой мировой войне. 

 

—ери€ сообщений "ќпераци€ "ѕриливна€ волна"":
„асть 1 - ќпераци€ "ѕриливна€ волна"
„асть 2 - Ђѕриливна€ волнаї над –умынией
„асть 3 - 10 фактов об операции Ђѕриливна€ волнаї




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку