ѕремьер-лига. 13-й тур. futbolist.ru

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в pechy

 -ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
ƒата регистрации: 02.08.2010
«аписей в дневнике:
 омментариев в дневнике:
Ќаписано сообщений: 181
ѕопул€рные отчеты:
кто смотрел дневник по каким фразам приход€т

ћосковские красные рамочные изразцы конца 16-17 вв.

ѕ€тница, 11 ‘еврал€ 2011 г. 10:51 + в цитатник
ƒл€ тех, кому интересна истори€ изразцов, а вместе с ней и истори€ нашей родины, - представл€ем вашему вниманию статью нашего внештатного сотрудника, художника и историка, работающего в ћосковском »нституте јрхеологии, ≈фремовой јлены.

 расные рамочные изразцы €вл€ютс€ самыми ранними из московских изразцов и представл€ют собой €ркий самобытный материал, вызывающий много интереса. Ћучше всего изучен Ђзолотой векї московского изразца, начавшийс€ с середины XVII в. Ѕолее ранний период производства архитектурной керамики, XVI Ц перва€ половина XVII в., изобилует белыми п€тнами.  оллекци€ изразцов, найденных при археологических раскопках, посто€нно пополн€етс€, но они часто фрагментированы. Ќаходки часто выгл€д€т разрозненными, и трудно пон€ть генезис изразца на русской почве.

ƒолгое врем€ общеприн€той была точка зрени€ о поступательном развитии от белокаменного зодчества ¬ладимиро-—уздальской –уси через архитектурную терракоту XV в. к красным терракотовым изразцам, но в последнее врем€ она претерпела некоторые изменени€. ¬идимо, картина была более сложной.
Ќовые данные о ранних видах московского керамического декора были обобщены —.». Ѕарановой. ¬ конце XV - начале XVI века в ћоскве существовало сложившеес€ гончарное и кирпичное производство. ”ровень мастерства был достаточно высок, о чЄм свидетельствует создание терракотовых плит с поливой или икон. Ёти издели€ служили дл€ украшени€ фасадов храмов.
ѕри археологических раскопках наход€т также относ€щиес€ к этому периоду малые декоративные плитки из красной глины. ќни бывают квадратными или пр€моугольными, разных размеров (например, 10х14 см или 17х17см), с различными рельефными изображени€ми: фантастического звер€, всадника, черта. –€дом были найдены фрагменты красноглин€ной коробчатой румпы с витыми перемычками на лицевой стороне. ѕредполагают, что, составл€€ вместе плитки и такую отдельно сделанную румпу, получали прототип рамочного изразца с коробчатой румпой и перемычками вокруг, который могли использовать при облицовке печи.
¬ ≈вропе самыми ранними изразцами были горшковые. —уд€ по отдельным находкам из раскопок последних лет, в ћоскве также использовали подобные изразцы, - в виде сосуда с прорезанной по сырому ажурной решЄткой-заглушкой. ќчевидно, период бытовани€ их у нас был очень кратким. ¬ ≈вропе они вышли из употреблени€ гораздо раньше, чем в ћоскве вообще возникло массовое производство изразцов. ¬ столице наход€т также фрагменты тарелкообразных (или тарельчатых) изразцов, аналогичных широко распространенным в «ападной ≈вропе. ќ них будет сказано ниже.
»так, в ранний период мы не наблюдаем поступательного развити€ изразцового производства, это было врем€ проб и экспериментов, с по€влением новых типов изразцов и плиток, период бытовани€ которых был очень коротким. —корее всего, это было обусловлено как приездом новых мастеров (с северо- или юго-запада), владевших техникой изготовлени€ изразцов или привозивших с собой изразцовые формы, так и масштабными заказами, например, на изготовление фасадных изразцов Ѕольшого  ремлЄвского дворца в середине XVI в.
Ќо эти опыты не получили дальнейшего развити€ во второй половине XVI века, видимо, из-за сложной обстановки (Ћивонска€ война, во врем€ которой меньше строили, последовавша€ за ней разруха, отъезд иноземных мастеров). » когда, примерно через полвека, в ћоскве началось массовое производство, мастера стали делать более простые технологически, а соответственно более дешЄвые и пользующиес€ спросом красные изразцы без поливы. ’от€, как уже говорилось выше, московские гончары давно знали все приЄмы, необходимые дл€ изготовлени€ поливных изразцов. » это производство было ориентировано на широкий рынок, поскольку продуктом были преимущественно печные изразцы, а не фасадные, как в ранний период.
¬ письменных источниках первое упоминание об изразцовых печах относитс€ к началу XVII в., и говоритс€ о поливных печах во дворцах или домах знати. ¬идимо, горожане стремились не отставать, и спрос на печные изразцы был высоким.

»так, несколько подробнее о технических характеристиках красных печных изразцов. »х, как и терракотовые плиты, делали из красножгущихс€ глин на гончарном круге. — тыльной стороны лицевой пластины примазывали румпу коробчатой формы, с помощью которой изразец потом крепили в печной облицовке или в кирпичной кладке.
ѕечной набор состо€л из п€ти конструктивных элементов. —обственно зеркало печи облицовывали стенными или лицевыми изразцами. –анние изразцы называют широкорамочными, так как они имеют по краю плоскую рамку, шириной около 2 см. Ћицева€ пластина квадратна€, примерно 20х20 см. ƒругое их название Ц изразцы ''большой руки'', так как производились также и изразцы поменьше, ''малой руки'', размером около 14х14 см. ¬ысота рельефа на лицевой пластине была ниже высоты контурной рамки и составл€ла 0,3-0,8 см, толщина же самой лицевой пластины Ц около 1 см. ѕредполагают, что изразцами ''малой руки'' выкладывали верхний, более узкий, €рус печи.
ƒругим элементом печного набора были пр€моугольные изразцы-по€ски, высотой около 10 см. ” них также были коробчатые румпы и широкие рамки, но только с двух, длинных, сторон изразца.
¬ швы между изразцами (дл€ увеличени€ герметичности) вставл€ли изразцовые перемычки, полукруглые в сечении, с плоской румпой в виде гребн€. „аще всего длина перемычек соответствует стандартной длине стенного изразца Ђбольшойї или Ђмалойї руки, но бывает и больше. —корее всего, такие длинные перемычки служили горизонтальными т€гами, с помощью которых перев€зывали вертикальные швы между стенными изразцами. ¬ свою очередь, перемычки стандартной длины могли служить вертикальными т€гами.
¬ерх печи украшали р€дом фигурных изразцов-городков с плоской румпой, отход€щей от нижнего кра€. ¬ одном печном наборе могли использоватьс€ городки разной высоты с разными изображени€ми.
¬опрос о конструкции углов печи пока остаетс€ открытым. ѕрин€то считать, что дл€ этого совмещали изразцы со срезанной под углом 45∞ румпой. ѕричЄм у стенного изразца срез мог начинатьс€ от кра€ или от его половины, а у по€ска Ц и от 1/3 его длины. »зразцы со срезанными румпами часто наход€т при раскопках. –.Ћ. –озенфельдт считал существенным недостатком конструкции такой печи угловые вертикальные неперев€занные швы. » в то же врем€, изредка наход€т и угловые красные изразцы, конструктивно состо€щие из двух стенных, соединенных под углом 90∞ изразцов, один из которых соответствует целому, а другой Ц его половине.
фрагмент углового комбинированного изразца с перемычкойѕри раскопках –оманова двора найден также фрагмент углового комбинированного изразца с перемычкой, т.е. в месте соединени€ двух лицевых пластин изображен профилированный валик, имитирующий перемычку с косой насечкой. “аким образом, можно предположить, что в ћоскве встречались печи и с перев€занными угловыми швами, и оформление углов было разным. Ќадо также добавить, что в горизонтальных р€дах облицовки дл€ получени€ перев€зки примен€лись половинки ''стенных'' изразцов.
ѕосле облицовки печи красными изразцами еЄ белили, так что красной она не выгл€дела.
¬ конце первой половины XVII века контурную рамку на изразцах стали делать узкой, шириной около 1 см, такие изразцы называют узкорамочными. Ёто нововведение дало возможность отказатьс€ от применени€ перемычек, в результате количество изделий печного набора сократилось, и печи стали выгл€деть по-другому.
¬о врем€ археологических раскопок наход€т не только сами изразцы и их обломки, но и изразцовые штампы или формы, с помощью которых на сырой глине оттискивали выпуклое изображение. Ёти формы могли быть дерев€нными или глин€ными. ƒерев€нные, видимо, были долговечнее, но зато и резчику приходилось немало потрудитьс€ над изготовлением формы. √лин€ные быстрее приходили в негодность, зато изготовить их было легче: оттиснуть в сырой глине понравившийс€ изразец, получить обратное изображение, которое могло служить формой, и обжечь.
ќчевидно, подобные штампы или формы, московские гончары использовали дл€ орнаментации некоторых форм керамической посуды. Ёто могли быть красноглин€ные поливные сосудики дл€ масла, оставшегос€ после соборовани€ умершего, которые ставили в гроб. Ќа дне одной такой чашечки оттиснут  итоврас с мечом в руках (XVI в.). Ќо более близкие аналогии изображени€м на изразцах мы находим на белоглин€ных поливных фл€гах конца XVI-XVII вв.: это и двуглавый орЄл, и семиголовый зверь јпокалипсиса, и птицы под деревом.

ѕо характеру изображени€ на лицевой пластине все красные московские изразцы можно разделить на две большие группы: сюжетные и орнаментальные. ќрнаментальные мотивы берут своЄ начало в белокаменной резьбе ƒревней –уси. ¬ печной декор они пришли через архитектурную терракоту. » хот€ это была уже сформировавша€с€ художественна€ традици€, в художественном стиле некоторых орнаментов можно проследить и иноземные вли€ни€.
ѕроисхождение сюжетных изразцов до сих пор остаЄтс€ загадкой. ¬еро€тно, эта традици€ сформировалась под вли€нием западного печного изразца, однако большинство сюжетов достаточно самосто€тельны, и отражают интересы горожан того времени. ћногие фантастические персонажи, изображенные на изразцах, также имеют аналогии в древнерусской белокаменной резьбе.
“ипологи€ сюжетных изразцов была разработана –.Ћ. –озенфельдтом. ¬ первую группу он включил изразцы с Ђбатальными сценамиї. »х всего п€ть, и они рассказывают об осаде Ђграда ≈гиптаї царем јлександром ћакедонским (сюжет из попул€рной тогда Ђјлександрииї, ходившей в списках по рукам).
ѕредположительно, изразцы располагались в облицовке печи горизонтальным по€сом. ќдин из них, с изображением крепости, был центром композиции, другие четыре располагались по сторонам от него, фигуры на них были повернуты, соответственно, влево или вправо.

Ќа центральном изразце изображена крепость, Ђград ≈гипетї, с зубцами в виде ласточкиных хвостов, меж которых стоит пушка. ƒва воина с пищал€ми в руках отбивают приступ. ≈щЄ выше воинов изображены шатры с развевающимис€ флагами.


ƒругой сюжет Ц осада крепости с лестницей, котора€ стоит наклонно, по ней два воина лезут на приступ. “ретий воин, сто€щий под лестницей, в разных вариантах может держать в руках саблю, топорик или рогульку, которой осадную лестницу поднимают на стену. Ќа другой части изразца Ц всадник с булавой или саблей в руке, р€дом с ним флаг. –азное оружие в руках воинов объ€сн€етс€ тем, что, изобража€ один и тот сюжет, каждый мастер всЄ же вносил отдельные изменени€ либо дополнени€. “от же сюжет встречаетс€ в более позднем исполнении Ц на узкорамочном изразце с подписью Ђѕ–»—“”ѕј≈“Џї.
“ретий сюжет Ц царь во главе конного отр€да. ÷арь в трехзубой короне, с луком и стрелой в руках, едет во главе отр€да, за ним три конника, первый Ц со знаменем, двое других Ц с пищал€ми. ѕолностью виден только конь под царем, от других коней Ц часть крупа, ноги, хвосты. ¬ более раннем варианте фон изразца заполнен растительными побегами, характерными московскими звездочками, веточками (Ђелочкамиї), уголками, в более позднем Ц фон свободен, но есть по€снительна€ надпись Ђ(ѕ–»—“”)ѕЏ јЋ≈ —јЌ(ƒ–)ј ÷(ј)–я  ќ (√–)јƒ(”) ≈√»ѕ“”ї. “акие надписи гораздо чаще встречаютс€ на муравленых изразцах, на красных лишь изредка. ѕо€вление надписей относ€т к середине XVII в., более позднему периоду формировани€ красного изразца.
„етвертый сюжет - конница и пехота в походе. ¬ верхней части изразца показаны два конника в развевающихс€ плащах и с пищал€ми в руках. ¬ нижней части Ц четыре пеших воина: с флагом, пищал€ми, луком.
ѕоследний сюжет этой серии Ц пушкарь с пушкой и воины. ¬ руках пушкар€ Ц правило и пальник, пушка стоит на лафете, р€дом сложены €дра. »дущие один за другим воины вооружены копьем, пищалью, луком. ќдин из них несЄт знам€.
ѕо археологическим материалам, врем€ по€влени€ этих сюжетов - конец XVI в. или перва€ четверть XVII в. ≈сть мнение, что изразцы этой сюжетной линии по€вились непосредственно после окончани€ —муты.
¬тора€ сюжетна€ лини€ - с изображени€ми зверей, птиц и охотника. ÷ентральным изразцом в этой линии мог быть изразец с барсами под пальмой, он имеет вертикальную ось симметрии. ƒругой излюбленный персонаж Ц это лев. ќн показан присевшим на задние лапы, с подн€тыми передними.
ѕтица с распущенными крыль€ми Ц это, скорее всего, журавль. » сюжет с птицами вокруг дерева, дошедший до нас, к сожалению не полностью. (рисунок этого изразца будет доступен чуть позже - прим. pechy) ѕоследний сюжет Ц охотник на коне. ¬ одной руке у него поводь€, на другой Ц птица, скорее всего, сокол. »ногда сверху показана ещЄ одна, лет€ща€, птица. ¬озможно, охотник этот Ц тоже јлександр ћакедонский, но это лишь предположение.

(продолжение следует)
ѕосткриптум. «аключительна€ часть статьи, список литературы и еще часть рисунков будут в следующей записи


ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю

јноним   обратитьс€ по имени —реда, 15 ‘еврал€ 2012 г. 05:06 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку