Лада Калина (Lada Kalina) — семейство российских легковых автомобилей верхнего сегмента класса «B» по европейской классификации.
История «Калины» — того самого, народного автомобиля от приснопамятного концерна АВВА — начинается в 1993 году. Делать эти машины когда-то собирались на собственном заводе АВВА, поэтому конструировали их без оглядки на уже существующие конвейеры и технологические процессы.
Но то ли денег мало собрали, то ли исчезли они чудесным образом, только жизнь новой машины не задалась.
Однако интересная разработка не умерла, а перебралась под крышу ВАЗа, благо, его специалисты машину и создавали. Но теперь «Калине» пришлось подстраиваться под уже существующее производство. Внешность ее, насколько было возможно, постарались сохранить, а конструкцию унифицировали с платформой «Самары» и «десятки».
В 1998 проектируемый автомобиль получил название Лада Калина. Прототипы демонстрировались в 1999 — хетчбек и в 2000 — седан.
Производство автомобилей с кузовом седан началось 18 ноября 2004 года. 21 июля 2006 начата сборка Lada Kalina хэтчбек, 4 августа состоялась первая её продажа. В июле 2007 года начат выпуск LADA Kalina с новым 1,4-литровым двигателем, а в сентябре того же года начался выпуск товарных LADA Kalina с АБС.
В августе также выпущен первый автомобиль Lada Kalina седан экспортной комплектации. Тогда же, однако, из-за дефекта в рулевой колонке пришлось отозвать 6 200 автомобилей, произведённых в декабре 2005 — январе 2006. Они были отремонтированы дилером ОАО компанией «Брянск-Лада». АвтоВАЗ отзывал 171 автомобиль модели Lada Kalina, которые были выпущены 24 – 25 мая 2006 года. Беспокойство специалистов завода вызвал дефект литья картера рулевого механизма. Кроме того, АвтоВАЗ отзывал 8,4 тысячи автомобилей Lada Kalina из-за дефектов опор двигателя. Учитывая общий объём проданных автозаводом машин этой марки, получается, что более 80% автомобилей Lada Kalina, выпущенных заводом в 2006 году содержали дефекты.
За два года было собрано 80 000 автомобилей, суточный темп сборки — 335 штук. .
В мае 2007 года во время посещения АвтоВАЗа Владимир Путин, в то время — президент России, совершил пробную поездку на Lada Kalina на испытательном треке. По его словам, он сумел развить скорость до 120 километров в час.
Основное назначение семейства — пригородно-городская эксплуатация. Отсюда более высокая посадка и все, что с этим связано: широко распахивающиеся двери, небольшой, но удобный багажник, электроусилитель руля. Кроме того, предусмотрены багажник на крышу, тягово-сцепное устройство.
Современные требования по пассивной безопасности обернулись развитыми порогами для противостояния боковому удару, перемычками между порогами, брусьями в дверях. В результате машина получилась довольно тяжелой, не легче «десятки».
Надо отдать должное Новолипецкому металлургическому комбинату, который освоил для автомобиля ЛАДА 1118 КАЛИНА стали без атомов внедрения для горячего цинкования, ранее не производившиеся в России. «Северсталь» добилась необходимого качества поверхности на большой номенклатуре деталей. Лысьвенский металлургический завод провел реконструкцию фактически всех линий для электролитического цинкования. Магнитогорский металлургический комбинат смонтировал реверсивный стан и современную линию горячего цинкования. В кузове ЛАДА 1118 КАЛИНА — 35% горячеоцинкованных сталей, 13% электрооцинкованных, 12% сталей повышенной прочности, впервые освоенных и примененных. Остальные 40% — листовые непокрытые стали НЛМК, «Северстали» и ММК.
Сварка потребовала реконструкции сварочных линий для автомобиля ЛАДА 110, а также применения двухсторонних электродов на монтируемой линии сварки для автомобилей ЛАДА 1118 Калина, увеличения тока сварки и его автоматического регулирования. Результат оправдал усилия. Если на автомобиле ВАЗ 2101 было более 500 деталей и около 10 тысяч точек сварки, то на ЛАДА 1118 Калина применено около 350 деталей. Чтобы их соединить, потребовалось 4,5 тысячи точек сварки, то есть их стало более чем в два раза меньше. Значит, у нового автомобиля по меньшей мере в два раза меньше точек возможной коррозии, а на сварку требуется намного меньше труда».