-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Owl_Polar

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.02.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 3492

Ќад€ –ушева и Ђћастер и ћаргаритаї

—уббота, 06 ћарта 2010 г. 13:54 + в цитатник

—егодн€ вдруг вспомнились работы Ќади –ушевой, и так захотелось вновь их увидеть. —егодн€, 6 марта с самого утра и засела в поисках… »менно сегодн€, именно 6 марта… ¬есь день рассматривала ее работы. Ќекоторые снова и снова. „асть из них, посв€щенные моему самому любимому произведению «ћастер и ћаргарита», предлагаю ¬ашему вниманию.

 

 (384x456, 66Kb)

 

≈Є рисунки далеко выход€т за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с лЄгкостью еЄ техники, чувством композиции, с остротой еЄ образов, с еЄ творческим воспри€тием мира.

¬.—. ¬атагин - скульптор 

 (336x370, 13Kb)

...Ќедетский почерк детского рисунка.
ѕера разбег - как будто взмах крыла.
ѕевучих линий тоненькие струнки
«вен€т, срыва€сь с кончика пера.

¬альсирует свободно по паркету
Ћиста рука.
ƒуше дар богом дан
ѕровидеть.
ѕроступают силуэты
—квозь плотный белый ватмана туман.

» очертань€ чудного мгновень€
¬стают из пепла, возвеща€ вновь,
„то живы божество и вдохновенье...
» вечны жизнь, и слЄзы, и любовь...

...Ќам сквозь туман неверь€ и сомнений,
»з тайников бессмертного вчера,
ѕрот€гивает вечно юный гений
Ќить јриадны с кончика пера.

Ёдэль

’мурым мартовским утром 1969 года внезапно оборвалась жизнь семнадцатилетней Ќади –ушевой. 6 марта 69-го года, в то серое промозглое утро, Ќаталь€ ƒойдаловна приготовила завтрак, наказала дочери одетьс€ потеплей и убежала на работу. Ѕольше живой она Ќадю не видела. ƒевочка наклонилась, чтобы зашнуровать ботинки, и вдруг упала. Ќиколай  онстантинович, как был в тапочках, так и побежал в больницу вызывать врача. “елефона у –ушевых не было. —пасти Ќадю не удалось. ќна умерла от врожденного дефекта сосуда головного мозга.
Ќад€ –ушева родилась в семье художника и балерины в ”лан-Ѕаторе. ѕотом семь€ переехала в ћоскву. –исовать она начала с трех лет, и рисунок стал дл€ нее как бы еще одним €зыком — загадочный, порывистый, легкий, как дыхание.
ѕрожив чуть более 17 лет, Ќад€ оставила после себ€ огромное духовное богатство – свыше 10 000 рисунков. ќна много читала и все ее впечатлени€ от прочитанного выплескивались на бумагу. — пером в руках она осмыслила в зримых образах произведени€ более 50-ти авторов и никогда не пользовалась ластиком. ≈е рисунки рождались без эскизов, враз, набело. «я их заранее вижу... ќни проступают на бумаге, как вод€ные знаки, и мне остаетс€ их чем-нибудь обвести».
ѕоследние рисунки Ќади –ушевой – 200 графических работ к роману ћ.ј.Ѕулгакова «ћастер и ћаргарита».

 

 (435x640, 49Kb)

 

 

ќднажды, в далекие уже от нас, шестидес€тые годы прошлого века, Ќиколай  онстантинович принес домой заветный потрепанный номер «Ќового мира» с полуопальным творением Ѕулгакова «ћастер и ћаргарита».  ќн никак не думал показывать журнал дочери, счита€, что девочка-пионерка мало что сможет разобрать в сложной нравственно-философской, психологической коллизии романа. ј через несколько дней, войд€ в комнатку дочери, был ошеломлен: весь стол завален рисунками, на которых изображены сцены из романа, портреты главных героев! –исунки не умещались на столе, падали на пол. ѕораженный увиденным, отец начал расспрашивать Ќадю и с изумлением у€снил себе, что она пон€ла все - или почти все - в этой необыкновенно сложной и интересной книге. ќсобенно привлекала ее тема борьбы добра и зла, столь полно выраженна€ в романе, и тема чувства ћаргариты и ћастера... ¬ их трагедию Ћюбви чуткое, трепетное, восприимчивое сердце Ќади проникло особенно глубоко и тонко.

 

 огда вдове ћихаила Ѕулгакова, ≈лене —ергеевне, показали цикл рисунков к роману, та была потр€сена увиденным, и долго перебирала рисунки, всматрива€сь в тонкие, начертанные пером контуры, лица, фигуры, силуэты, темы...

 

 (301x400, 21Kb)

 

ќказалось, что перстень на пальце ћастера — это точна€ копи€ фамильного перстн€ ћихаила јфанасьевича Ѕулгакова, а женский портрет и стара€ фотографи€ жены писател€ — это одно лицо. Ќи перстн€, ни фотографии Ќад€, конечно, физически не могла видеть! Ќо она создала уникальный цикл рисунков, и все они говорили действительно о том, что юна€ художница полностью владела материалом и понимала его досконально.  аждый рисунок вызывал у ≈лены —ергеевны восклицание и удивление: « ака€ амплитуда чувств... ћаргарита — хороша!... јзазелло великолепен... Ёто потр€сающе... ƒевочка в 16 лет прекрасно всЄ пон€ла...»

 

 

 (600x414, 53Kb)

 

"» вот как раз в то врем€, когда ћихаил јлександрович рассказывал поэту о том, как ацтеки лепили из теста фигурку ¬ицли-ѕуцли, в аллее показалс€ первый человек".

 (387x578, 34Kb)

 

«» сейчас же с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи. Ётот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. √олова его была прикрыта белой пов€зкой с ремешком вокруг лба, а руки св€заны за спиной. ѕод левым глазом у человека был большой син€к, в углу рта – ссадина с запекшейс€ кровью. ѕриведенный с тревожным любопытством гл€дел на прокуратора.»

 

 (412x578, 45Kb)

 

«“ут все увидели, что это – никакое не привидение, а »ван Ќиколаевич Ѕездомный – известнейший поэт.

 ќн был бос, в разодранной беловатой толстовке, к коей на груди английской булавкой была приколота бумажна€ иконка со стершимс€ изображением неизвестного св€того, и в полосатых белых кальсонах. ¬ руке »ван Ќиколаевич нес зажженную венчальную свечу. ѕрава€ щека »вана Ќиколаевича была свеже изодрана.»

 

 (396x569, 28Kb)

 

"–оман летел к концу, к концу, и € уже знал, что последними словами романа будут: «…п€тый прокуратор »удеи, всадник ѕонтий ѕилат…»."

 

 (442x640, 77Kb)

 

«ќна несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. „ерт их знает, как их зовут, но они первые почему-то по€вл€ютс€ в ћоскве. » эти цветы очень отчетливо выдел€лись на черном ее весеннем пальто. ќна несла желтые цветы! Ќехороший цвет. ќна повернула с “верской в переулок и тут обернулась. Ќу, “верскую вы знаете? ѕо “верской шли тыс€чи людей, но € вам ручаюсь, что увидела она мен€ одного и погл€дела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. » мен€ поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!»

 (640x469, 56Kb)

 

«…с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы € наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста.»

 (640x433, 68Kb)

 

" огда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе по€вились долгожданные и обоими любимые розы".

 (600x388, 43Kb)

 

"Ќастали совершенно безрадостные дни. –оман был написан, больше делать было нечего..."

 (593x413, 66Kb)

 

"ƒама в розовом белье... прыгнула с мостовой на тротуар, стрем€сь скрытьс€ в подъезде, но вытекавша€ публика преграждала ей путь, и бедна€ жертва своего легкомысли€ и страсти к нар€дам, обманута€ фирмой поганого ‘агота, мечтала только об одном - провалитьс€ сквозь землю".

 

 (366x572, 30Kb)

»ешуа перед казнью.

 

 (307x427, 30Kb)

 

«—частливее двух других был »ешуа. ¬ первый же час его стали поражать обмороки, а затем он впал в забытье, повесив голову в размотавшейс€ чалме.»

 

 (403x554, 52Kb)

 

"≈му открыли немедленно, но буфетчик вздрогнул, поп€тилс€ и вошЄл не сразу. Ёто было пон€тно. ќткрыла дверь девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове. Ќа ногах, впрочем, были золотые туфельки".

 (640x502, 54Kb)

 

 

"–ыжий огл€делс€ и сказал таинственно: - ћен€ прислали, чтобы вас сегодн€ вечером пригласить в гости".

 

 

 (418x593, 39Kb)

 

«ќщипанные по кра€м в ниточку пинцетом брови сгустились и черными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. “онка€ вертикальна€ морщинка, перерезавша€ переносицу, по€вивша€с€ тогда, в окт€бре, когда пропал мастер, бесследно пропала. »счезли и желтенькие тени у висков, и две чуть заметные сеточки у наружных углов глаз.  ожа щек налилась ровным розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахерска€ завивка волос развилась.»

 

 (600x414, 37Kb)

 

««амедл€€ ход, ћаргариту догнала Ќаташа. ќна, совершенно нага€, с лет€щими по воздуху растрепанными волосами, летела верхом на толстом борове, зажимавшем в передних копытцах портфель, а задними ожесточенно молот€щем воздух. »зредка поблескивающее в луне, а потом потухающее пенсне, свалившеес€ с носа, летело р€дом с боровом на шнуре, а шл€па то и дело наезжала борову на глаза.»

 

 (372x524, 55Kb)

 

 

"Ѕал упал на неЄ сразу в виде света, вместе с ним - звука и запаха.

...¬озвышавшийс€ перед оркестром человек во фраке, увидев ћаргариту, побледнел, заулыбалс€ и вдруг взмахом руки подн€л весь оркестр. Ќи на мгновенье не прерыва€ музыки, оркестр, сто€, окатывал ћаргариту звуками".

 

 (381x560, 36Kb)

 

«Ћестница стала заполн€тьс€. “еперь уже на каждой ступеньке оказались, издали казавшиес€ совершенно одинаковыми, фрачники и нагие женщины с ними, отличавшиес€ друг от друга только цветом перьев на головах и туфель.»

 

 (311x448, 19Kb)

 

«– я люблю, – мол€ще говорила женщина и вдруг механически стала повтор€ть: – ‘рида, ‘рида, ‘рида! ћен€ зовут ‘рида, о королева!»

 

 

 (600x336, 37Kb)

 

«ѕосле второй стопки, выпитой ћаргаритой, свечи в кандел€брах разгорелись по€рче, и в камине прибавилось пламени. Ќикакого опь€нени€ ћаргарита не чувствовала, куса€ белыми зубами м€со, ћаргарита упивалась текущим из него соком и в то же врем€ смотрела, как Ѕегемот намазывает горчицей устрицу.


...- ¬от что мне непон€тно, - говорила ћаргарита, и золотые искры от хрустал€ прыгали у неЄ в глазах, - неужели снаружи не было слышно музыки и вообще грохота этого бала?
-  онечно, не было слышно, королева, - объ€сн€л  оровьев, - это надо делать так, чтобы не было слышно. Ёто поаккуратнее надо делать.»

 

 (412x572, 65Kb)

 

«ќбман же самого себ€ заключалс€ в том, что прокуратор старалс€ внушить себе, что действи€ эти, теперешние, вечерние, не менее важны, чем утренний приговор. Ќо это очень плохо удавалось прокуратору.»

 

 (363x587, 17Kb)

 

«¬оланд подн€лс€ со своего табурета, подошел к балюстраде и долго, молча, один, повернувшись спиной к своей свите, гл€дел вдаль.»

 

 (418x292, 34Kb)

 

«¬олшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежна€ ночь стала их догон€ть. „у€ ее за своею спиною, притих даже неугомонный Ѕегемот и, вцепившись в седло когт€ми, летел молчаливый и серьезный, распушив свой хвост. Ќочь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни ћаргарите, ни мастеру, чужие огоньки. Ќочь обгон€ла кавалькаду, се€лась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загрустившем небе белые п€тнышки звезд.»

 

 (294x459, 35Kb)

 

«ѕрощайте! – одним криком ответили ¬оланду ћаргарита и ћастер.»

 

 (454x527, 27Kb)

 

«– —лушай беззвучие, – говорила ћаргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, – слушай и наслаждайс€ тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной. —мотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. я уже вижу венецианское окно и вьющийс€ виноград, он подымаетс€ к самой крыше. ¬от твой дом, вот твой вечный дом. я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешьс€ и кто теб€ не встревожит. ќни будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда гор€т свечи. “ы будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. —он укрепит теб€, ты станешь рассуждать мудро. ј прогнать мен€ ты уже не сумеешь. Ѕеречь твой сон буду €.»

 (312x32, 6Kb)

 

Ќезадолго до смерти Ќад€ увидела похоронную процессию. ѕечальна€ музыка... » она сказала: ну как же? » так т€жело — человек умер, а тут вдруг така€ музыка. ≈ще больше людей добивают. ¬от, говорит, если € помру, € бы хотела, чтобы мен€ похоронили в артековской форме (ее любимой форме) и чтобы играли «Ѕитлз». », между прочим, так и было...»

¬се так и было. ќна ушла под музыку Ѕитлз и оставила нам легкость пера, воздушность рисунка…

 

Ћюди нуждаютс€ в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. √ениальна€ девочка обладала поразительным даром проникновени€ в область человеческого духа. ќна работала почти с отча€нием, стрем€сь сказать люд€м как можно больше./.../ ѕоследние рисунки особенно поражают. ќткуда у 16-летней девочки такое знание людей, эпох? Ёто загадка, котора€ никогда не будет разгадана. 

ƒ.—. Ћихачев

 

 


 

—сылки:

http://www.noogen.2084.ru/nr/nr.htm - здесь еще очень много ее работ
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ќад€_–ушева
http://community.livejournal.com/nadja_rusheva/profile  - сообщество в ∆∆

http://www.rusheva.com/ - сайт музе€ Ќади в школе, где она училась.

 

–убрики:  живопись
ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



Tiffany1   обратитьс€ по имени ¬торник, 09 ћарта 2010 г. 14:54 (ссылка)
Owl_Polar, спасибо за прекрасный пост, мне было очень интересно! ∆аль, что столь талантливейша€ девушка ушла так рано.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Owl_Polar   обратитьс€ по имени ¬торник, 09 ћарта 2010 г. 15:02 (ссылка)
—пасибо.)
ƒела€ этот пост, получила огромное удовлетворение. ¬о-первых, кое-что новое узнала о Ќаде –ушевой. ¬о-вторых, благодар€ »нтернету познакомилась с новыми дл€ мен€ работами. я ведь не видела раньше ее иллюстрации к "ћастеру и ћаргарите". ћне было очень интересно искать выдержки из текста к ее рисункам, подбирать, нумеровать... » еще, что дл€ мен€ немаловажно, так это то, что день ее пам€ти € мысленно провела с ней.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Tatyana19   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 21 ћарта 2010 г. 20:25 (ссылка)
—пасибо!ќчень интересно
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Owl_Polar   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 21 ћарта 2010 г. 20:29 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 18 ќкт€бр€ 2013 г. 01:04 (ссылка)
—ветла пам€ть светлому человеку! „итал ее письма и чувствовал себ€ сопричастным к тому времени, когда она жила. я тоже родилс€ в том же году. ѕочему то вдруг вспомнилась Ќад€ –ушева именно сейчас. Ќаверное сердце захотело наполнитс€ чем то чистым и светлым и вытеснить из себ€ все что что накопилось за последнее "перестроечное" врем€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 18 ќкт€бр€ 2013 г. 01:05 (ссылка)
јноним, ≈вгений
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
Owl_Polar   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 18 ќкт€бр€ 2013 г. 02:44 (ссылка)

ќтвет на комментарий

—частье, что ћир "дарит" нам таких людей.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Agneshka27   обратитьс€ по имени —уббота, 16 Ќо€бр€ 2013 г. 19:15 (ссылка)
спасибо
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Owl_Polar   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 17 Ќо€бр€ 2013 г. 01:05 (ссылка)

ќтвет на комментарий Agneshka27

» ¬ам спасибо!)
–ада, что ¬ам понравилс€ мой самый любимый пост.)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Agneshka27   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 18 Ќо€бр€ 2013 г. 23:48 (ссылка)

ќтвет на комментарий Owl_Polar

нет-нет... дл€ мен€ это открытие.... это ¬ам спасибо.... € же не понимала...
нам надо плакать не по ней, по себе...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
mari2020   обратитьс€ по имени —уббота, 23 Ќо€бр€ 2013 г. 11:58 (ссылка)
—пасибо,что вспомнили о ней. “алантлива€ была девочка. —ветла€ ей пам€ть.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку