18 февраля 1919 года в структуре Народного комиссариата внутренних
дел РСФСР была создана железнодорожная милиция, которая и сегодня
является неотъемлемой частью транспортной милиции страны, одним
из ее передовых отрядов.
Это особенно хорошо понимаешь, вспоминая события, в общем-то,
недавних лет, когда так называемые перестроечные процессы привели
в движение огромные людские массы, породили вынужденную миграцию
населения. В то время Верховный Совет еще не развалившегося Союза
ССР в одном из своих постановлений в августе 1989 года вынужден
был констатировать: "В стране резко возросла преступность, в
том числе организованная. Это вызывает обоснованную тревогу населения".
А "Гудок" писал в те дни: "Все сотрудники транспортной милиции
постоянно находятся в состоянии повышенной готовности: четыре
месяца личный состав работает "в режиме усиленного варианта несения
службы". Для непосвященных поясним: это значит по 12 часов в
сутки, с одним выходным в неделю, а то и вовсе без него, уж как
получится".
Тогда в дежурных частях линейных ОВД тревожно стучали телетайпы,
раздавались телефонные звонки и чьи-то взволнованные голоса звали
на помощь. Поток заявлений потерпевших, обворованных, ограбленных
на объектах транспорта, нескончаемый поток жалоб униженных и
оскорбленных противоправными действиями буквально захлестывал
МПС и МВД страны. Только на Московской магистрали ежемесячно
регистрировалось более 500 преступлений, из которых далеко не
все раскрывались "по горячим следам".
А между тем страдали пассажиры, с каждым годом ситуация на
железных дорогах становилась все более криминогенной и без принятия
экстренных мер грозила выйти из-под контроля.
Руководители ГУВДТ МВД России, отдела охраны общественного
порядка понимали: необходимо создание, впервые, кстати, за историю
транспортной милиции, строевых подразделений патрульно-постовой
службы по сопровождению поездов дальнего следования. А как создавать,
если в бюджете на эти цели средств совсем не предусмотрено? И
еще неизвестно, как бы повернулась ситуация, если бы не государственный
подход к проблемам транспорта со стороны тогдашнего министра
путей сообщения РФ Геннадия Матвеевича Фадеева. Именно в его
лице транспортная милиция нашла союзника и получила необходимую
поддержку.
С этого момента началась кропотливая и ответственная работа
по определению наиболее криминогенных поездов, расчетам оптимальной
численности личного состава, объемов затрат на их финансирование
и материально-техническое обеспечение. Кстати, именно тогда стали
традиционными совместные селекторные совещания с руководителями
УВД на транспорте и управлений железных дорог страны, повысилась
эффективность принятия совместных решений и согласованных действий
по их выполнению.
Введение дополнительной численности транспортной милиции за
счет МПС позволило взять под сопровождение по всему маршруту
следования фирменные и наиболее криминогенные поезда, а также
организовать сопровождение других поездов на наиболее криминогенных
участках. Кроме того, это дало возможность увеличить численность
и количество нарядов милиции на вокзалах, станциях, в поездах
местного и пригородного сообщения.
И еще одна малоизвестная теперь сторона службы транспортной
милиции. Тогда, в начале девяностых, особую тревогу у руководства
и сотрудников МВД всегда вызывали преступления международных
налетчиков, совершаемые в отношении иностранцев, особенно в поездах
восточного направления. Все это вызывало негативный международный
резонанс. Тогда же выяснилось, что, например, в поездах Пекин
- Москва участились случаи тяжких преступлений. Предварительным
расследованием было установлено, что их большая часть совершена
группой в составе 20 человек. Все преступники были китайцами,
и на родине они объявлены в розыск. Да-да, именно так: в розыск
они были объявлены в Китае, а преступления совершали у нас.
Создание строевых подразделений милиции по сопровождению поездов
во многом способствовало решению и этой проблемы. Благодаря грамотным
действиям сотрудников транспортной милиции многие налетчики были
задержаны. А вскоре в столице КНР завершился суд над ними. Приговор
был таков: четверо преступников приговорены к смертной казне
- расстрелу, трое - к пожизненному заключению, шестеро - к различным
срокам исправительно-трудовых работ. Остальные члены банды, испугавшись
правосудия, явились в Китае с повинной.
Другие результаты также подтверждали правильность решений,
принятых МПС и МВД России: по сравнению с 1992 годом количество
краж вещей у пассажиров в стране сократилось почти в 15 раз,
значительно уменьшилось количество грабежей и разбоев.
Михаил ЛАПИН, Евгений ЧЕБОТАРЕВ, ветераны ГУВДТ МВД РФ.
<$>
//Источник информации: Гудок //Дата источника: 18.02.2004
Обучение по проведению газоопасным работам. Стажировка и бизнес-курсыИЗГОТОВЛЕНИЕ ЗНАЧКОВГражданский процесс. Здесь Вы найдете лекции по праву, кодексы РФ 2014, диссертацииПлиссе цены. Любые светозащитные системы под заказ от производителяЖивой песок для детей. Предлагаем заказать живой песок и песочницу дешево