Александровский дворец. В гостях на Детской половине ч. 3 |
« Снова в Царском Селе…»
Среди многочисленных трагических фактов истории России XX века — этот навсегда останется одним из самых драматичных И жестоких. И не только по политическим мотивам, а в первую очередь потому, что невероятная безжалостность была применена к детям. Причисленные за перенесенные страдания к лику святых, они теперь смотрят на нас с икон, и мы можем прибегнуть к их помощи и заступничеству в самые сложные моменты нашего земного бытия.
Вот почему все вещи, которых некогда касались их нежные руки, над которыми разливался их веселый и задорный смех, ныне для всех нас священны. Мы бережно храним их, представляем на выставках, рассказываем о них и их прежних владельцах.
Впервые после длительной реставрации эти драгоценные предметы были показаны в 2000 году на большой московской выставке в Государственном историческом музее.
В 2001-м они вернулись в Mузей игрушки и экспонировались в одном из наших залов, чему предшествовало прославление царственных мучеников и составление им акафиста, впервые прочитанное в нашем городе тогдашним настоятелем Никольского храма о. Александром Самойловым около этих памятных предметов.
Так выставка «История одного детства: воспоминание о Царской семье - предварила дальнейшее представление публике этой важной части исторического наследия России.
Позднее состоялись совместные с другими музеями России выставки: в Берлине {«Детский мир: Жизнь царской семьи Николая II и Александры в летней резиденции Царское Село под Санкт-Петербургом» 2002 г и в США («Николай и Александра: В гостях у последнего царя и его семьи», 2004.-2005 г. ), после посещения которых публика оставляла в Книге отзывов свои добрые, душевные слова, обращая их к организаторам экспозиций, музейщикам, которые невзирая на все невзгоды и лишения сохранили эти хрупкие произведения — приметы царственного детства, донесли овеществленную память о прошлом до современности.
Вспоминается встреча с одной американкой, которая рассказала о своем сыне, не отличавшемся особой любознательностью, но волею судеб попавшем на эту выставку. Ребенок, вглядываясь в экспонируемые произведения, сумел глубоко прочувствовать трагическую историю, а затем он вновь и вновь приходил, чтобы увидеть эти игрушки, мебель, альбомы, портреты и другие предметы погибшего быта.
Сегодня ряд этих произведений снова находится в месте их первоначального бытования — в Александровском дворце Царского Села, откуда в свой последний путь отправилась вся семья их владельцев. Как известно, их судьбу разделили и многие принадлежавшие им предметы. Многое погибло, многое было рассеяно по школам, приютам, детским домам. И счастье, что часть этих дорогих вещей, порой кажется не без Божьего провидения, не была утеряна или уничтожена.
В связи с этим вспоминается рассказ доктора исторических наук Ирины Леонидовны Кызласовой, передавшей мне устные воспоминания своего отца известного археолога-востоковеда, профессора МГУ Леонида Романовича Кызласова (1904-2007г). Находившись в 1930-1934 годах с родителями в Ленинграде, он, будучи в Царском Селе в школе, «играл в железную дорогу» цесаревича Алексея.
Факт сам по себе довольно примечательный, потому что демонстрирует отношение к подобным предметам в означенные годы. Как известно, экспозиция на Детской половине Александровского дворца была закрыта в 1931 году. Тогда то и произошла «раздача» находившихся в ее составе произведений. Поступление в коллекции Myзея игрушки этих предметов датируется в его инвентарных книгах 1932 годом. Каким образом шли переговоры о передаче того, что не было роздано другим учреждениям, как и кем доставлялись они в Москву, пока остается неизвестным. Однако передача эта в совокупности с дальнейшим самоотверженным трудом музейщиков и реставраторов позволила сохранить для потомков бесценные свидетельства земной жизни царственных мучеников.
Мы уже имели возможность неоднократно описывать состав данного собрания, поэтому, отсылая любознательного читателя к нашим статьям, ограничимся лишь самыми общими замечаниями и найденными нами сведениями о конкретных предметах, которые вошли в экспозицию настоящей выставки, развернутой и залах так называемой Детской половины Александровского дворца.
Собирая эту небольшую коллекцию, мы старались, прежде всего, включить в нее некие «знаковые» вещи, известные по немногочисленным изображениям или подлинным фотографиям.
Поистине центральной композицией ансамбля игрушек из нашего музея на выставке стал набор «Игра в индейцев».
набор «Игра в индейцев».
Это пример «соревновательной игры», в которой дети должны были проявить свою ловкость и смекалку. Ее иконография связана,прежде всего, с фотографией, на которой изображена комната игрушек и подарков цесаревича Алексея в Александровском дворце в Царском Селе из архива бывшего директора Центрального хранилища музейных фондов ленинградских пригородных дворцов Анатолия Михайловича Кучумова (1912-1993). Выполненный в Англии в начале XX века игровой набор насчитывает 12 предметов (пирогу с двумя веслами, палатку, два головных убора, два барабана, четыре барабанные палочки и два лука). На главном экспонате ансамбля мы видим хорошо сохранившуюся табличку с наименованием известного лондонского магазина игрушек «Нamley s» где он, возможно, был куплен императором во время его поездки и Англию для встречи с королем Эдуардом VII в августе 1909 года. На бумажном ярлыке, укрепленном на носу пироги прямо над магазинной табличкой, — надпись чернилами, указывающая на принадлежность набора к Игральной комнате наследника в Александровском дворце.
На упомянутой фотографии мы видим и другой объект нашей коллекции, включенный в экспозицию выставки, — «Караульную будку». Она же хорошо видна и на фотографии наследника с ружьем «на караул» из коллекции Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ).
«Караульная будка»
Однако в иконографическом ряду этого произведения интересна, прежде всего, акварель художника-оформителя Петергофского и Детскосельского дворцов-музеев Юрия Михайловича Непринцева (1909-1996), 6удущего автора знаменитого полотна «Отдых после боя», который в 1931 году вместе с товарищем по Академии художеств Анатолием Никифоровичем Яр-Кравченко (1911-1983) создал ряд оригинальных произведений, отразивших остатки царского быта перед их окончательным рассредоточением после закрытия музейной экспозиции.
В 1990 -х годах, художник рассказывал о том, что, ежедневно входя и холодные и пустые покои убитых большевиками в 1918 г. царских детей Алексея, Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, он ощущал их незримое присутствие. В их комнатах все оставалось таким, как было в день их отъезда в свое последнее путешествие по России - в Екатеринбург, - множество старинных икон, игрушки, аккуратно заправленные детские кроватки, трогательные и наивные детские рисунки, школьные учебники на полках.
Изображение подобной караульной будки фигурирует и в рисунках наследника. Выполненная,скорее всего, придворными столярами, эта будка, по видимому, была особо любима цесаревичем.
Hа фотографии 1911 года (ГА РФ), на которой изображен цесаревич Алексей в форме матроса яхты « Штандарт», хорошо видна металлическая лейка, с которой играет наследник. Видавшая виды потертая лейка в его правой руке очень напоминает хранящийся в собрании Музея игрушки и представленный в экспозиции аналогичный предмет начала XX века. На нем хорошо сохранился бумажный ярлык, указывающий на то, что лейка находилась в «коридоре Приемной наследника» на Детской половине Александровского дворца. К слову, такая же лейка есть и на одной из ливадийских фотографий (1900. ГИМ) маленьких царевен — в руках у Ольги.
Существует еще одна известная фотография, хранящаяся в ГА РФ, на которой вся царская семья с «дядей Вилли» (германским императором Вильгельмом II) изображена, возможно, на своей яхте «Штандарт». Это одно из немногих изображений, где царевны представлены с их обширной кукольной коллекцией, среди предметов которой, видимо, находилась и 80 сантиметровая кукла из собрания Myзея игрушки, также представленная сегодня в экспозиции.
Отличительная особенность нашей куклы - соломенная шляпка, украшенная лентами и тканью, — точная копия модели того времени. В нашем случае соломенная шляпка еще и прекрасно сочетается с платьем из легкой светлой ткани.
Известно, что кукла происходит из Германии. Бытовавшая в Екатерининском дворце, она и поныне сохранила свое очарование. Такие куклы всегда славились качеством и красотой. Они отличались своими роскошными нарядами и техническими новшествами: так называемыми «флиртующими» глазами и фарфоровыми зубками. Прошедшая в 1996-1998 годы комплексную реставрацию в ГНИИР у реставратора Л. Г. Дружининой, она до сих пор радует всех нас своим прелестным обликом.
подобные прелестные куклы могли принадлежать Великим Княжнам
Большая шкатулка-ларец с вензелем « О. Н.», судя но сведениям из инвентарной книги музея, была выполнена в России и начале XX века. Изготовленная из березы с применением атласа, атласной ленты и шелковой нити, она выглядит необыкновенно нарядно и привлекательно. А тонкие технические приемы выпиливания и ручная вышивка свидетельствуют о кропотливой и тонкой работе возможно придворных мастеров, изготовивших эту самобытную вещицу.
Потерявшая свой первоначальный вид, она была восстановлена в 1996-1999 годах реставраторами ГНИИР И. В. Звяницковским и С. А. Мартьяновой.
Инициалы великой княжны на крышке шкатулки позволяют датировать предмет временем не ранее появления на свет этой дочери императорской четы, т. е. 15 ( 3) ноября 1895 года. Но поскольку в инвентаре имеется указание на «начало XX века» как на время происхождения предмета, можно предположить, что приобретена она была в тот период, когда великая княжна вошла в активный детский возраст, в котором куклы стали ее ближайшими спутницами и подружками. Скорее всего, после Ольги ее владелицами были Мария и Анастасия, так как бумажный ярлык на шкатулке указывает на комнату младших княжон как на место последнего ее бытования. Вероятно, в ней хранилась разнообразная кукольная одежда. В оформлении шкатулки использована стилистика древнерусского искусства, к которому в это время обращались как к эталону прекрасного. Таких стильных произведений в этой коллекции несколько. И все они свидетельствуют не только о господствовавших в те годы в России вкусах, но и об атмосфере в самом царском доме, где преобладала любовь ко всему русскому, что являлось, безусловно, одним из приемов патриотического воспитания детей.
платья Великих Княжон
Вполне возможно, что некоторые из предметов представленной на выставке кукольной одежды — шерстяное платье с лифом, батистовая рубашка, фланелевая кофта, нижняя юбка, панталоны, пальто — содержались именно в таких шкатулках и надевались на кукол из обихода царственных девочек «ОТМА» (аббревиатура из начальных букв имен дочерей Николая Второго, придуманная ими для совместных поздравлений Примеч. Авт.).
К изделиям такого же толка следует отнести и настольный детский набор «Жизнь за царя». Кто не знает одноименную оперу М. И. Глинки, переименованную в « Ивана Сусанина»! Ее премьерное представление 1836 года ознаменовало рождение русской национальной классической оперы, подлинно народной по содержанию. Четыре ее действия и пять картин и легли в основу настольного театра, в состав которого вошло 34 предмета из картона: сцена, кулисы, фигуры героев.
Выпушенный в 1904 году московским издательством Г. Ареондова, детский театр продолжил известную линию настольных печатных игр, хорошо представленную в коллекции Myзея игрушки произведениями XVIII — начала XX века. Реставратор ГНИИР Е. Г. Соловьева и 1998-1999 годах восстановила первоначальное «звучание» игры, некогда собиравшей вокруг большого стола всех членов царской семьи, разыгрывавших сценки этого домашнего спектакля (на игре сохранился ярлык, отсылающий предмет к Столовой на Детской половине).
Бумажные настольные театры появились в Европе в начале XIX века. В Россию такие красочные картонные произведения проникли во второй половине XIX века и сразу же стали необычайно популярными среди разных слоев общества.
Бумажный настольный театр
В связи с этими развивающими играми можно вспомнить патриотическое воспитание, характерное для царской семьи, например, неосуществленный план брака Ольги с румынским принцем (будущим Каролем II), когда она категорически отказалась покидать Родину и жить в чужой стране, ссылаясь на то, что она русская и хочет оставаться таковой.
Патриотизму обучала и настольная игра «Историческое лото с портретами Государей Земли РУССКОЙ».
настольная игра «Историческое лото с портретами Государей Земли РУССКОЙ»
Изданная в России в начале XX века и содержащая 95 предметов, она также способствовала сохранению и развитию национального самосознания членов Царствующего Дома Романовых. На уцелевшем бумажном ярлыке можно прочитать надпись чернилами, свидетельствующую о принадлежности лото учебной комнате младших княжон. Реставратор ГНИИР И. В. Бакаева в 1998-1999 годах приложила много усилий, чтобы привести игру в экспозиционный вид.
В нашей коллекции представлены и игровые предметы, предназначенные конкретно цесаревичу. Это кираса (нагрудник и спина) и каска, созданные в Германии в начале XX века. Эти предметы не сохранили конкретных указаний на их происхождение и, возможно, являлись подарками Вильгельма II.
К игрушкам наследника можно отнести и игрушечный корабль «Броненосец „Севастополь", сигнальные флажки, треугольный красный вымпел с белым крестом, которые свидетельствуют о необходимости военного образования для членов царствующей фамилии.
Макет данного судна — один из целого ряда аналогичных вещей в нашем собрании. Отреставрированный в 1996-1999 годах в ГНИИР М. Ф. Дубровиным, он представляет собой уникальную работу русских столяров.
Думается, что его созданием было отмечено вступление в строй броненосца «Севастополь», получившего название в честь своего предшественника — участника обороны Пopт-Артура, затопленного экипажем в 1904 году.
Личные вещи Цесаревича Алексея.
Завершает представленную на выставке коллекцию Музея игрушки стульчик из гарнитура детской мебели, который считается уникальным ансамблем иного рода. Фанерованный красным деревом, с изогнутыми ножками на колесиках и декором, выполненным в неоготической стилистике, стул имеет бумажную типографскую наклейку « Царскосельскаго Дворцоваго Правления» с номером, написанным черными чернилами. Датируемый тридцатыми годами XIX века, он, в отличие oт остальных предметов, не был специально изготовлен для детей последнего русского царя, а бытовал в Царском Селе еще во времена правления их венценосного предка императора Николая I.
В целом коллекция, подготовленная Музеем игрушки для настоящей выставки, демонстрирует различные аспекты цельного и разнопланового собрания игрушек и игровых предметов, некогда принадлежавших детям Царствующего Дома Романовых. Представляя се сегодня на суд взыскательной санкт-петербургской публики и гостей Царского Села, которые в летний сезон 2011 года посетят Александровский дворец, мы надеемся, что после предстоящей его реконструкции еще не раз сможем показать здесь другие составные части этой замечательной и уникальной коллекции.
автор Александр Греков Директор Музея игрушки, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, действительный член Петровской академии наук и искусств, профессор.
Источник: буклет к выставке " Александровский дворец. В гостях на детской половине".
Серия сообщений "Дворцовые интерьеры":
Часть 1 - сайт Ливадийского дворца
Часть 2 - Александровский дворец. В гостях на Детской половине ч. 3
Часть 3 - Александровский дворец. В гостях на Детской половине ч. 2
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |