-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в OlgaFOV

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

последние романовы (николай ii и его семья) психология путешествия фотографии

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Мир_клипарта

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.07.2012
Записей: 137
Комментариев: 157
Написано: 320


Александровский дворец. В гостях на Детской половине ч. 3

Вторник, 21 Мая 2013 г. 20:29 + в цитатник
Цитата сообщения Lizeeetta Александровский дворец. В гостях на Детской половине ч. 3

« Снова в Царском Селе…»


Среди многочисленных трагических фактов истории России XX века — этот навсегда останется одним из самых драматичных И жестоких. И не только по политическим мотивам, а в первую очередь потому, что невероятная безжалостность была применена к детям. Причисленные за перенесенные страдания к лику святых, они теперь смотрят на нас с икон, и мы можем прибегнуть к их помощи и заступничеству в самые сложные моменты нашего земного бытия.

5276173_svyataya_carskaya_semya (484x600, 81Kb)


Вот почему все вещи, которых некогда касались их нежные руки, над которыми разливался их веселый и задорный смех, ныне для всех нас священны. Мы бережно храним их, представляем на выставках, рассказываем о них и их прежних владельцах.
Впервые после длительной реставрации эти драгоценные предметы были показаны в 2000 году на большой московской выставке в Государственном историческом музее.
В 2001-м они вернулись в Mузей игрушки и экспонировались в одном из наших залов, чему предшествовало прославление царственных мучеников и составление им акафиста, впервые прочитанное в нашем городе тогдашним настоятелем Никольского храма о. Александром Самойловым около этих памятных предметов.
Так выставка «История одного детства: воспоминание о Царской семье - предварила дальнейшее представление публике этой важной части исторического наследия России.
Позднее состоялись совместные с другими музеями России выставки: в Берлине {«Детский мир: Жизнь царской семьи Николая II и Александры в летней резиденции Царское Село под Санкт-Петербургом» 2002 г и в США («Николай и Александра: В гостях у последнего царя и его семьи», 2004.-2005 г. ), после посещения которых публика оставляла в Книге отзывов свои добрые, душевные слова, обращая их к организаторам экспозиций, музейщикам, которые невзирая на все невзгоды и лишения сохранили эти хрупкие произведения — приметы царственного детства, донесли овеществленную память о прошлом до современности.

5276173_0044fy25 (700x493, 117Kb)


Вспоминается встреча с одной американкой, которая рассказала о своем сыне, не отличавшемся особой любознательностью, но волею судеб попавшем на эту выставку. Ребенок, вглядываясь в экспонируемые произведения, сумел глубоко прочувствовать трагическую историю, а затем он вновь и вновь приходил, чтобы увидеть эти игрушки, мебель, альбомы, портреты и другие предметы погибшего быта.
Сегодня ряд этих произведений снова находится в месте их первоначального бытования — в Александровском дворце Царского Села, откуда в свой последний путь отправилась вся семья их владельцев. Как известно, их судьбу разделили и многие принадлежавшие им предметы. Многое погибло, многое было рассеяно по школам, приютам, детским домам. И счастье, что часть этих дорогих вещей, порой кажется не без Божьего провидения, не была утеряна или уничтожена.
В связи с этим вспоминается рассказ доктора исторических наук Ирины Леонидовны Кызласовой, передавшей мне устные воспоминания своего отца известного археолога-востокове­да, профессора МГУ Леонида Романовича Кызласова (1904-2007г). Находившись в 1930-1934 годах с родителями в Ленинграде, он, будучи в Царском Селе в школе, «играл в железную дорогу» цесаревича Алексея.
Факт сам по себе довольно примечательный, потому что демонстрирует отношение к подобным предметам в означенные годы. Как известно, экспозиция на Детской половине Александровского дворца была закрыта в 1931 году. Тогда то и произошла «раздача» находившихся в ее составе произведений. Поступление в коллекции Myзея игрушки этих предметов датируется в его инвентарных книгах 1932 годом. Каким образом шли переговоры о передаче того, что не было роздано другим учреждениям, как и кем доставлялись они в Москву, пока остается неизвестным. Однако передача эта в совокупности с дальнейшим самоотверженным трудом музейщиков и реставраторов позволила сохранить для потомков бесценные свидетельства земной жизни царственных мучеников.

5276173_deti_6 (387x526, 75Kb)


Мы уже имели возможность неоднократно описывать состав данного собрания, поэтому, отсылая любознательного читателя к нашим статьям, ограничимся лишь самыми общими замечаниями и найденными нами сведениями о конкретных предметах, которые вошли в экспозицию настоящей выставки, развернутой и залах так называемой Детской половины Александровского дворца.
Собирая эту небольшую коллекцию, мы старались, прежде всего, включить в нее некие «знаковые» вещи, известные по немногочисленным изображениям или подлинным фотографиям.

5276173_s320x2408 (320x214, 36Kb)


Поистине центральной композицией ансамбля игрушек из нашего музея на выставке стал набор «Игра в индейцев».

5276173_room3a (700x509, 69Kb)


­
набор «Игра в индейцев».

Это пример «соревновательной игры», в которой дети должны были проявить свою ловкость и смекалку. Ее иконография связана,прежде всего, с фотографией, на которой изображена комната игрушек и подарков цесаревича Алексея в Александровском дворце в Царском Селе из архива бывшего директора Центрального хранилища музейных фондов ленинградских пригородных дворцов Анатолия Михайловича Кучумова (1912-1993). Выполненный в Англии в начале XX века игровой набор насчитывает 12 предметов (пирогу с двумя веслами, палатку, два головных убора, два барабана, четыре барабанные палочки и два лука). На главном экспонате ансамбля мы видим хорошо сохранившуюся табличку с наименованием известного лондонского магазина игрушек «Нamley s» где он, возможно, был куплен императором во время его поездки и Англию для встречи с королем Эдуардом VII в августе 1909 года. На бумажном ярлыке, укрепленном на носу пироги прямо над магазинной табличкой, — надпись чернилами, указывающая на принадлежность набора к Игральной комнате наследника в Александровском дворце.

На упомянутой фотографии мы видим и другой объект нашей коллекции, включенный в экспозицию выставки, — «Караульную будку». Она же хорошо видна и на фотографии наследника с ружьем «на караул» из коллекции Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ).
5276173_room4a (700x613, 68Kb)

­
«Караульная будка»

Однако в иконографическом ряду этого произведения интересна, прежде всего, акварель художника-оформителя Петергофского и Детскосельского дворцов-музеев Юрия Михайловича Непринцева (1909-1996), 6удущего автора знаменитого полотна «Отдых после боя», который в 1931 году вместе с товарищем по Академии художеств Анатолием Никифоровичем Яр-Кравченко (1911-1983) создал ряд оригинальных произведений, отразивших остатки царского быта перед их окончательным рассредоточением после закрытия музейной экспозиции.
В 1990 -х годах, художник рассказывал о том, что, ежедневно входя и холодные и пустые покои убитых большевиками в 1918 г. царских детей Алексея, Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, он ощущал их незримое присутствие. В их комнатах все оставалось таким, как было в день их отъезда в свое последнее путешествие по России - в Екатеринбург, - множество старинных икон, игрушки, аккуратно заправленные детские кроватки, трогательные и наивные детские рисунки, школьные учебники на полках.


5276173_0045hgf2 (600x601, 154Kb)

5276173_0045paer (600x603, 114Kb)



5276173_0045kwk0 (600x600, 104Kb)


5276173_0045q73g (600x601, 141Kb)


5276173_0045rbxr (600x604, 148Kb)

Изображение подобной караульной будки фигурирует и в рисунках наследника. Выполненная,скорее всего, придворными столярами, эта будка, по видимому, была особо любима цесаревичем.
Hа фотографии 1911 года (ГА РФ), на которой изображен цесаревич Алексей в форме матроса яхты « Штандарт», хорошо видна металлическая лейка, с которой играет наследник. Видавшая виды потертая лейка в его правой руке очень напоминает хранящийся в собрании Музея игрушки и представленный в экспозиции аналогичный предмет начала XX века. На нем хорошо сохранился бумажный ярлык, указывающий на то, что лейка находилась в «коридоре Приемной наследника» на Детской половине Александровского дворца. К слову, такая же лейка есть и на одной из ливадийских фотографий (1900. ГИМ) маленьких царевен — в руках у Ольги.
Существует еще одна известная фотография, хранящаяся в ГА РФ, на которой вся царская семья с «дядей Вилли» (германским императором Вильгельмом II) изображена, возможно, на своей яхте «Штандарт». Это одно из немногих изображений, где царевны представлены с их обширной кукольной коллекцией, среди предметов которой, видимо, находилась и 80 сантиметровая кукла из собрания Myзея игрушки, также представленная сегодня в экспозиции.

5276173_s320x24012 (162x240, 30Kb)


Отличительная особенность нашей куклы - соломенная шляпка, украшенная лентами и тканью, — точная копия модели того времени. В нашем случае соломенная шляпка еще и прекрасно сочетается с платьем из легкой светлой ткани.
Известно, что кукла происходит из Германии. Бытовавшая в Екатерининском дворце, она и поныне сохранила свое очарование. Такие куклы всегда славились качеством и красотой. Они отличались своими роскошными нарядами и техническими новшествами: так называемыми «флиртующими» глазами и фарфоровыми зубками. Прошедшая в 1996-1998 годы комплексную реставрацию в ГНИИР у реставратора Л. Г. Дружининой, она до сих пор радует всех нас своим прелестным обликом.


5276173_s320x24010 (254x240, 36Kb)

5276173_s320x24013_1_ (320x214, 38Kb)

подобные прелестные куклы могли принадлежать Великим Княжнам


Большая шкатулка-ларец с вензелем « О. Н.», судя но сведениям из инвентарной книги музея, была выполнена в России и начале XX века. Изготовленная из березы с применением атласа, атласной ленты и шелковой нити, она выглядит необыкновенно нарядно и привлекательно. А тонкие технические приемы выпиливания и ручная вышивка свидетельствуют о кропотливой и тонкой работе возможно придворных мастеров, изготовивших эту самобытную вещицу.
Потерявшая свой первоначальный вид, она была восстановлена в 1996-1999 годах реставраторами ГНИИР И. В. Звяницковским и С. А. Мартьяновой.
Инициалы великой княжны на крышке шкатулки позволяют датировать предмет временем не ранее появления на свет этой дочери императорской четы, т. е. 15 ( 3) ноября 1895 года. Но поскольку в инвентаре имеется указание на «начало XX века» как на время происхождения предмета, можно предположить, что приобретена она была в тот период, когда великая княжна вошла в активный детский возраст, в котором куклы стали ее ближайшими спутницами и подружками. Скорее всего, после Ольги ее владелицами были Мария и Анастасия, так как бумажный ярлык на шкатулке указывает на комнату младших княжон как на место последнего ее бытования. Вероятно, в ней хранилась разнообразная кукольная одежда. В оформлении шкатулки использована стилистика древнерусского искусства, к которому в это время обращались как к эталону прекрасного. Таких стильных произведений в этой коллекции несколько. И все они свидетельствуют не только о господствовавших в те годы в России вкусах, но и об атмосфере в самом царском доме, где преобладала любовь ко всему русскому, что являлось, безусловно, одним из приемов патриотического воспитания детей.

5276173_0_576e7_b5102a16_XL (604x403, 55Kb)


5276173_9166 (500x375, 192Kb)

5276173_room2a (700x483, 66Kb)

­
платья Великих Княжон

Вполне возможно, что некоторые из предметов представленной на выставке кукольной одежды — шерстяное платье с лифом, батистовая рубашка, фланелевая кофта, нижняя юбка, панталоны, пальто — содержались именно в таких шкатулках и надевались на кукол из обихода царственных девочек «ОТМА» (аббревиатура из начальных букв имен дочерей Николая Второго, придуманная ими для совместных поздравлений Примеч. Авт.).

К изделиям такого же толка следует отнести и настольный детский набор «Жизнь за царя». Кто не знает одноименную оперу М. И. Глинки, переименованную в « Ивана Сусанина»! Ее премьерное представление 1836 года ознаменовало рождение русской национальной классической оперы, подлинно народной по содержанию. Четыре ее действия и пять картин и легли в основу настольного театра, в состав которого вошло 34 предмета из картона: сцена, кулисы, фигуры героев.
Выпушенный в 1904 году московским издательством Г. Ареондова, детский театр продолжил известную линию настольных печатных игр, хорошо представленную в коллекции Myзея игрушки произведениями XVIII — начала XX века. Реставратор ГНИИР Е. Г. Соловьева и 1998-1999 годах восстановила первоначальное «звучание» игры, некогда собиравшей вокруг большого стола всех членов царской семьи, разыгрывавших сценки этого домашнего спектакля (на игре сохранился ярлык, отсылающий предмет к Столовой на Детской половине).
Бумажные настольные театры появились в Европе в начале XIX века. В Россию такие красочные картонные произведения проникли во второй половине XIX века и сразу же стали необычайно популярными среди разных слоев общества.

5276173_s320x24015 (320x214, 42Kb)

5276173_s320x24014 (320x214, 46Kb)

5276173_s320x24017 (160x240, 35Kb)


­
Бумажный настольный театр

В связи с этими развивающими играми можно вспомнить патриотическое воспитание, характерное для царской семьи, например, неосуществленный план брака Ольги с румынским принцем (будущим Каролем II), когда она категорически отказалась покидать Родину и жить в чужой стране, ссылаясь на то, что она русская и хочет оставаться таковой.
Патриотизму обучала и настольная игра «Историческое лото с портретами Государей Земли РУССКОЙ».
5276173_s320x2402 (320x214, 48Kb)

­
настольная игра «Историческое лото с портретами Государей Земли РУССКОЙ»

Изданная в России в начале XX века и содержащая 95 предметов, она также способствовала сохранению и развитию национального самосознания членов Царствующего Дома Романовых. На уцелевшем бумажном ярлыке можно прочитать надпись чернилами, свидетельствующую о принадлежности лото учебной комнате младших княжон. Реставратор ГНИИР И. В. Бакаева в 1998-1999 годах приложила много усилий, чтобы привести игру в экспозиционный вид.
В нашей коллекции представлены и игровые предметы, предназначенные конкретно цесаревичу. Это кираса (нагрудник и спина) и каска, созданные в Германии в начале XX века. Эти предметы не сохранили конкретных указаний на их происхождение и, возможно, являлись подарками Вильгельма II.
К игрушкам наследника можно отнести и игрушечный корабль «Броненосец „Севастополь", сигнальные флажки, треугольный красный вымпел с белым крестом, которые свидетельствуют о необходимости военного образования для членов царствующей фамилии.
Макет данного судна — один из целого ряда аналогичных вещей в нашем собрании. Отреставрированный в 1996-1999 годах в ГНИИР М. Ф. Дубровиным, он представляет собой уникальную работу русских столяров.
Думается, что его созданием было отмечено вступление в строй броненосца «Севастополь», получившего название в честь своего предшественника — участника обороны Пopт-Артура, затопленного экипажем в 1904 году.

5276173_s320x2409 (320x214, 44Kb)
5276173_s320x2401 (320x214, 36Kb)

5276173_0044gt8e (700x470, 129Kb)


­
Личные вещи Цесаревича Алексея.

Завершает представленную на выставке коллекцию Музея игрушки стульчик из гарнитура детской мебели, который считается уникальным ансамблем иного рода. Фанерованный красным деревом, с изогнутыми ножками на колесиках и декором, выполненным в неоготической стилистике, стул имеет бумажную типографскую наклейку « Царскосельскаго Дворцоваго Правления» с номером, написанным черными чернилами. Датируемый тридцатыми годами XIX века, он, в отличие oт остальных предметов, не был специально изготовлен для детей последнего русского царя, а бытовал в Царском Селе еще во времена правления их венценосного предка императора Николая I.
В целом коллекция, подготовленная Музеем игрушки для настоящей выставки, демонстрирует различные аспекты цельного и разнопланового собрания игрушек и игровых предметов, некогда принадлежавших детям Царствующего Дома Романовых. Представляя се сегодня на суд взыскательной санкт-петербургской публики и гостей Царского Села, которые в летний сезон 2011 года посетят Александровский дворец, мы надеемся, что после предстоящей его реконструкции еще не раз сможем показать здесь другие составные части этой замечательной и уникальной коллекции.






автор Александр Греков Директор Музея игрушки, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, действительный член Петровской академии наук и искусств, профессор.

Источник: буклет к выставке " Александровский дворец. В гостях на детской половине".

Серия сообщений "Дворцовые интерьеры":
Часть 1 - сайт Ливадийского дворца
Часть 2 - Александровский дворец. В гостях на Детской половине ч. 3
Часть 3 - Александровский дворец. В гостях на Детской половине ч. 2


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку