Без заголовка |
|
Рамочка "День начинайте с позитива. |
|
Тайны процесса Джордано Бруно |
Серия сообщений "История":ИсторияЧасть 1 - Моя прекрасная няня: Франсуаза де Ментенон, невенчанная королева Франции
Часть 2 - Посмертная маска Лоренцо Медичи.
...
Часть 23 - Потомков Пушкина и Гоголя расстреливали на Полтавщине...
Часть 24 - Мельница - Ольга
Часть 25 - Тайны процесса Джордано Бруно
Метки: история |
Виола да гамба( ч. 2) |
Старинное семейство струнных смычковых инструментов с тихим, нежным звуком и поэтичным названием – виолы... Они были широко распространены в эпоху Возрождения: сопровождали церковные службы, услаждали утонченный слух аристократических семей и звучали на всех народных праздниках и гуляниях.
Внешне виолы очень похожи на хорошо знакомую нам современную скрипичную группу. И это естественно, ведь инструменты родственные. А вот «отношения» между ними «семейными» вряд ли можно назвать. Было время, когда виолы считались изысканными музыкальными инструментами, достойными светского общества, а скрипки – грубыми и нагловатыми «соперницами» с улиц. Впоследствии мягкий и приглушенный тембр виол перестал устраивать чуткого слушателя, и он предпочел блестящие и сочные скрипичные звуки. Вот так скрипка не только «выдворила» родственников со сцены, но и отправила их в небытие на целое столетие.
Звук
Виола, созданная для упоения слуха вельмож, обладала необычайно нежным, бархатным и мягким звучанием. Ее устойчивый и четкий голос с небольшим вибрато был результатом конструктивных особенностей инструмента, его смычка и струн. Кроме основных, на виоле устанавливалась целая система резонирующих струн, колебания которых создавало красивый и деликатный звук. Струны натягивались не очень сильно и постоянно требовали частой настройки.
Важное средство выразительности у виолы – это возможность исполнения тончайших звуковых нюансов. Музыка для инструмента по динамическому характеру была выровненной, без звуковых перегрузок.
Строй виолы позаимствовали у лютни, которая настраивалась на кварты, но с терцией посередине: ре, соль, до, ми, ля, ре.
Интересные факты:
Применение
По своей популярности гамба могла поспорить, наверное, только с клавесином. Виолу любили везде: от королевских дворцов, до домов простолюдинов. Ее изысканный голос звучал в знатных домах, на церковных службах и на народных праздниках. Инструмент широко использовался как солирующий, а также в ансамблях и оркестрах. Учитывая большую востребованность гамбы, композиторы создавали для нее разнообразные камерные произведения: канцоны, мадригалы, сюиты, ричеркары. Среди авторов такие мэтры, как Г. Телеман, И. С. Бах, Ф. Куперен, Г. Перселл, О. Гиббонс, У. Берд. Но самый весомый вклад в обогащение репертуара для гамбы внесли известные в то время исполнители-композиторы: К. Симпсон, М. Мааре, А. Феррабоско, А. Форкре, К. Абель.
Исполнители
Особым признанием гамба пользовалась в 16 и 17 веках, и как результат, на это время приходится пик расцвета исполнительства на инструменте. Появился ряд талантливых гамбистов-виртуозов, среди которых особенно хочется выделить Д. Ортиса, А. Могара, Ке де Эрвелуа, Ж. Руссо, Ж. Нодо, О. Гиббонса, Ш. де Бленвиля, Д. Джекинса, Р. Мааре, Д. Функа, И. Шенка, Э. Хессе, М. Кюнеля, И. Римана. К. Симпсона, М. Мааре, А. Феррабоско, А. Форкре и К. Абеля. К концу 18 века популярность гамбы стала резко снижаться и ее предали забвению.
Прошло более ста лет, и виола да гамба вновь появилась на концертной сцене в начале 20 века благодаря стараниям энтузиастов и музыкантов-аутентистов. Неоценимая заслуга в возвращении инструмента принадлежит Х. Деберайнеру, который дебютировал на гамбе в 1905 году, исполнив сонаты К. Абеля. В Англии, Германии, Франции на концертные сцены стали выходить солирующие гамбисты, а также разнообразные ансамбли виол. В настоящее время известны имена таких исполнителей на инструменте, как Витториа Гиельми (Италия), Паоло Пандольфо (Италия), Хилле Перл (Германия), Жорди Саваль (Испания), Амели Шеман (Франция), Владимир Волков (Россия).
История
Инструменты семейства виол начинают свою историю в раннем средневековье, в эпоху Возрождения. В это время состав музыкального инструментария сильно расширился. Какие инструменты предшествовали виолам достоверно не известно, возможно ее предком являлся арабский струнно-смычковый ребек, который развивался и процветал в странах Западной Европы или испанский струнно-щипковый инструмент виуэла. На ней впоследствии стали играть смычком, что возможно и привело к эволюции в новый музыкальный инструмент.
В конце 15 века главой Ватикана был выбран представитель каталонской династии Борджиа, папа Александр VI. Данные события привели к росту испанской культуры в итальянской столице - Риме и соответственно притоку испанских музыкантов, а вместе с ними и их инструментов. В Италии мастер по изготовлению музыкальных инструментов Литуэр примерно в 1600 году преобразовал испанскую виуэлу, оставив прежний строй, он придал ей несколько иную форму. Мастер сделал инструмент пригодным не только для аккомпанемента, но и для сольного исполнения. В таком виде виола, так стал называться инструмент, просуществовала следующие двести лет.
Виола изначально была довольно больших размеров, поэтому играли на ней только сидя, держа вертикально и удерживая коленями или укладывая на бедро. Отсюда и название инструмента - виола да гамба(нога). Вскоре появляются виолы меньших размеров, и соответственно поменялся способ игры, так как инструмент отныне размещается у плеча. Такие виолы стали называться виола да браччо, то есть ручные. Уже в начале 16 века инструменты изготавливали целыми группами: дисконт, альт, тенор и бас. Подобные ансамбли поначалу использовались как аккомпанирующие, и лишь затем на них стали исполнять инструментальную музыку.
Виолы с их благородным и нежнейшим звуком быстро завоевали популярность в европейских странах, особенно в Англии и Франции. Французы для усиления звука гамбы стали применять новую технологию перекручивания кетгутовых струн серебряной проволокой, также инструменту расширили диапазон, добавив седьмую басовую струну.
Для гамбы в угоду изысканным почитателям инструмента композиторами создавалось большое количество музыкальных произведений. Появилось много музыкантов-профессионалов, виртуозов исполнительства на гамбе.
В начале 17 века, когда в Европе привилегированное положение стали занимать инструменты скрипичного семейства, виолы нашли свое настоящее пристанище в Англии. Там в каждой музицирующей семье имелись инструменты разных размеров. Английские композиторы сочиняли очень много замечательной музыки специально для инструментов семейства виол. Мастера создавали самые лучшие инструменты. Тем не менее, к середине 18 века интерес любителей музыки к виоле стал резко падать. Ее перестали использовать музыканты-профессионалы, и постепенно про инструмент забыли на целых сто лет. Лишь в начале прошлого века интерес к виоле начал снова возрастать и она вновь появилась на концертной сцене.
|
Виола да гамба |
Серия сообщений "Музыкальные инструменты":Музыкальные инструментыЧасть 1 - Без заголовка
Часть 2 - Португальское Фаду
...
Часть 14 - Барабан в живописи
Часть 15 - Хрустальной арфы нежный звон. Александр Лемешев
Часть 16 - Виола да гамба
Метки: музыкальные инструменты |
Цитата сообщения Элла-Эльза_Букингем
Мельница - Ольга |
Цитата |
Серия сообщений "История":ИсторияЧасть 1 - Моя прекрасная няня: Франсуаза де Ментенон, невенчанная королева Франции
Часть 2 - Посмертная маска Лоренцо Медичи.
...
Часть 22 - День Святого Апостола и Евангелиста Матфея
Часть 23 - Потомков Пушкина и Гоголя расстреливали на Полтавщине...
Часть 24 - Мельница - Ольга
Часть 25 - Тайны процесса Джордано Бруно
Метки: искусство история |
Комментарии (0) |
Один человек спросил у Сократа: |
Метки: притчи |
Киево - Печерская Лавра |
Серия сообщений "Архитектура":АрхитектураЧасть 1 - Замок Лаарне
Часть 2 - Рим. Колизей
...
Часть 39 - Дворец для шейха .
Часть 40 - Замок Лаарне
Часть 41 - Киево - Печерская Лавра
Серия сообщений "Путешествуем по миру":Путешествуем по мируЧасть 1 - В садах Ватикана царят покой и безмятежность...
Часть 2 - В поисках тайн инков и...вкусного ужина. Едем в Перу
Часть 3 - Семь чудес света (28 фото)ОТ Людмилы Мамонтовой
Часть 4 - В глубь веков. Хотинская крепость.
Часть 5 - Киево - Печерская Лавра
Метки: архитектура |
Ода уходящему году... - Елена Анненкова |
|
Спасибо Танюше за рамочку (Галерея_Дефне)
http://defnegaleri.ru/post348077185/?upd
Серия сообщений "Елена Анненкова - авторская песня":
Часть 1 - "ПТИЦА..." на стихи Надежды КАПОШКО
Часть 2 - То смеется, то плачем... - Галина Уварова
...
Часть 27 - "Я желаю тебе добра!.." на стихи Вероники ТУШНОВОЙ
Часть 28 - "Обманите меня..." на стихи Максимилиана ВОЛОШИНА
Часть 29 - Ода уходящему году... - Елена Анненкова
Метки: похелания |
Замок Лаарне |
Серия сообщений "Архитектура":АрхитектураЧасть 1 - Замок Лаарне
Часть 2 - Рим. Колизей
...
Часть 38 - В садах Ватикана царят покой и безмятежность...
Часть 39 - Дворец для шейха .
Часть 40 - Замок Лаарне
Часть 41 - Киево - Печерская Лавра
Метки: архитектура |