А.Л.Топорков
Гончар, горшечник—ремесленник, которому в народных представлениях приписывается связь с огнем, преисподней, нечистой силой. На Украине о богатом гончаре говорили, что он “что-то знает” и на него работает черт. В русской сказке черт нанимается в помощники к гончару или к кузнецу. Судя по польским сказкам, анекдотам и присловьям, от дьявола во многом зависело, удастся ли у гончара посуда. Посторонним и детям не позволяли садиться за гончарный круг, так как в этом случае в дело мог вмешаться дьявол. Если работа не ладилась, то это также приписывали вмешательству нечистой силы. В конце дня мастер крестил гончарный круг или рисовал на нем крест; оставлял кусок глины на круге и делал на ней крест, чтобы дьявол не вращал его ночью. Гончарные клейма в виде крестов на днищах горшковизвестны по данным археологии.
Гончар
Связанное с огнем, гончарное ремесло устойчиво ассоциировалось с миром мертвых, ср. рус. пословицу: “Быть тебе в раю, где горшки обжигают!”, т. е. в аду, или эвфемизм об умершем — “в Могилевской губернии горшки обжигает”. В быличках и сказках горшечник встречается с ходячими мертвецами и одерживаетнад ними победу. На Гомельщине говорили, что если человек, укравший горшок у горшечника, встретит того в ином мире и попросит забрать этот горшок назад, то горшечник откажется со словами: “Грызи сам его замест хлеба!”
С другой стороны, посуду специально крали у горшечников и били для того, чтобы вызвать дождь, или для того, чтобы девушки быстрее выходили замуж, а не сидели “как горшки” (ср. Кража).
Само изготовление гончарных изделий обставлялось множеством суеверных правил и запретов. В Польше среди гончаров бытовала вера в сглаз и использовалось множество оберегов от дурного глаза. В Подольской губернии отмечено четыре вида специфической молочной посуды, обладающей магическими свойствами, в частности особые кувшины для ведьм, отбирающих молоко у чужих коров. Черниговские гончары один раз в году в субботу на первой неделе Великого поста во время церковной службы изготавливали особые кувшины с крестообразным орнаментом. В Польше считали, что много сметаны будет в горшке, сделанном из остатков глины, и продавали такие горшки дороже, чем другие
По поверьям восточных славян приезд горшечника в деревню мог сказаться на судьбах местных девушек. В Воронежской губернии полагали, что если по улице проедет горшечник, то девушек не буду брать замуж; с другой стороны, Брестской области считалось, что если горшечник приедет на святках то, наоборот, много девушек выйдет замуж. По украинскому поверью, ее ли на Покров по селу проедет горшечник, то будет много свадеб, если дегтярь — то девушки не выйдут замуж еще год. На Витебщине девушки подкладывали в воз горшечнику лапоть с правой ноги: куда отправится воз, с той стороны и следует им ожидать суженых. Туда же засовывали какую-нибудь вещь больного лихорадкой человека, “чтобы завез лихорадку за границу”'
Гончары, как и другие ремесленники, имели у крестьян устойчивую репутацию пьяниц. По украинской легенде, они отобрали у апостола Петра его золотые ризы и пропили их, за что и были обречены на никчемность и пьянство.
У южных славян наряду с гончарством как мужским промыслом известно изготовление глиняных изделий женщинами. В день св. Иеремии (1.V), реже в другие весенне-летние праздники, женщины и девушки из одного села собирались вместе для того, чтобы сделать новые глиняные формы для выпечки хлеба (так наз. подници). Они имели круглое днище диаметром 20-55 см и невысокие (до 10 см) стенки. Эти формы делали вручную и сушили на солнце. Их изготовление тщательно регулировалось в отношении выбора места, времени, материала, состава участников (в отдельных случаях их могли делать только девушки или старухи, в изготовлении подниц не должны участвовать женщины из тех домов, где недавно кто-то умер, и т.д.).
Лит:
Топорков А.Л. Гончарство: мифология и ремесло // Фольклор и этнография. Л., 1984.С. 41-47;
Пошивайло О.М. 1. Гончарство Ливобережной Украини XIX — початку XX столитъ и воображення в ньому основних духовних настанов украинськой народной свидомость Киив, 1991;
Его же. Етнография украинського гончарства. Киив, 1993.
А.Л.Топорков