-‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ‘отограф Roel Riphagen
‘отограф Roel Riphagen
23:33 28.10.2014
‘отографий: 7

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.04.2012
«аписей: 1004
 омментариев: 292
Ќаписано: 2871

ќ реформе прикладной военной науки. Ђ—бились мы, что делать нам!ї

—уббота, 25 ќкт€бр€ 2014 г. 19:36 + в цитатник

ќ реформе прикладной военной науки. Ђ—бились мы, что делать нам!ї ¬ последнее врем€ все чаще приходитс€ слышать о гр€дущих преобразовани€х в прикладной военной науке. –ечь идет то ли о сли€нии видовых научно-исследовательских организаций (Ќ»ќ) с ранее созданными военными учебно-научными центрам (¬”Ќ÷), то ли о передаче функций Ќ»ќ в ¬”Ќ÷. ѕохоже, сердюковско-приезжевские корни дают €довитые всходы, и не где-нибудь, а в ¬оенно-научном комитете – структуре, специально созданной дл€ управлени€ прикладной военной наукой. ќбщественность еще не до конца осознала необратимость исхода военных академий из ћосквы, существенно приросшей территорией ѕодмосковь€. «–езультаты», полученные в ходе реформы военного образовани€, широко освещались —ћ». ќбобщенно их можно квалифицировать как преднамеренное уничтожение военных академий с мировым именем, поскольку их научные школы, созданные многими поколени€ми военных ученых этих академий, прекратили свое существование. »ли все это произошло из-за банального недомысли€? Ќо тогда возникает вопрос: «ѕочему обороноспособность государства в нашей стране довер€етс€ люд€м, не способным спрогнозировать, что вр€д ли 40…50-летний профессор, у которого в ћоскве налажен быт, устроены жена, дети, внуки, в одночасье, как юный лейтенант, сорветс€ и умчит к новому месту службы в город Ёнск в ¬”Ќ÷?». ј ведь на поверхности лежали иные решени€, позвол€ющие сохранить научные школы. Ќо, похоже, так задача не сто€ла, реформаторами двигали какие-то иные мотивы, недоступные пониманию государственника, да и вообще любого здравомысл€щего человека. —ердюкова ј.Ё. среди министров уже нет, но дело его живет и развиваетс€. ‘актическое уничтожение научных школ академий, наличием которых могла бы гордитьс€ люба€ страна, оказалось недостаточно. Ќастала очередь прикладной военной науки. ¬ызревшее в недрах ¬оенно-научного комитета предложение о перебазировании военных научно-исследовательских организаций в ¬”Ќ÷ (по неофициальной информации, поскольку все граничащее с государственными преступлени€ми у нас носит закрытый характер) неизбежно даст отрицательный результат, так же, как и в случае с переводом академий. ¬ отношении последнего еще можно предполагать микроскопический «плюс» – отвод из столицы некогда многочисленного переменного состава академий – слушателей. Ќо штат существующих Ќ»ќ давно урезан ниже разумных пределов (об этом – ниже), да и не занимают они таких привлекательных дл€ банковских и иных привилегированных структур площадей и зданий, как недавно, например, ¬¬»ј им. проф. Ќ.≈. ∆уковского. ћожет, конечно, кому-то пригл€нутьс€ территори€ бывшего Ќ»» авиационной и космической медицины у метро «ƒинамо»… «√осударственными преступлени€ми» – это не слишком? ј как можно расценивать предложени€ государственной структуры, предназначенной дл€ организации, поддержки военной науки, привод€щие к ее фактической ликвидации? Ќо главное, что все это делаетс€ вопреки высоким цел€м, определенным высшим военным командованием. “ак, в докладе начальника √енерального штаба на общем собрании јкадемии военных наук 25.01.2014 года отмечалось: «¬оенно-научный комплекс предназначен дл€ обеспечени€ научного обосновани€ направлений строительства и развити€ ¬ооруженных —ил –‘ и предварительной научной проработки принимаемых военно-политических решений». ≈стественно, что решение столь сложных задач требует наличи€ в стране коллективов специалистов, обладающих уникальными знани€ми, обеспечивающими им возможность прогнозировани€ перспектив развити€ средств и способов вооруженной борьбы на основе анализа опыта ведени€ боевых действий, результатов, достигнутых фундаментальной и прикладной науками. ¬ сложившихс€ экономических услови€х центральной из них по праву считаетс€ военно-политическа€ задача обосновани€ предложений по обеспечению оборонной достаточности –оссии. ¬озможность ее качественного решени€ профессорско-преподавательским составом ¬”Ќ÷ параллельно с основной работой, с выполнением не менее сложных задач подготовки кадров, представл€етс€, м€гко говор€, сомнительной. ƒа и зачем это делать, разве профессорско-преподавательский состав недогружен? “ак приведите его численность в соответствие с объемом решаемых задач! »ли мы чего-то не понимаем? ћожет, реформаторы имеют в виду какие-то высшие цели, о которых не догадывались наши предки, создававшие Ќ»ќ, и которые не понимают ученые нынешнего поколени€? ¬ этой св€зи хочетс€ задать реформаторам несколько вопросов. ѕрежде всего, представл€етс€ уместным задать исторический вопрос: «„ем руководствовались наши предки, создававшие Ќ»ќ»? ¬ы не задумывались? »сторическа€ справка. ¬ предвоенные годы, когда образцы ¬¬“ были сравнительно простыми в проектировании и изготовлении, а, следовательно, и дешевыми, их разработка осуществл€лась ќ Ѕ промышленности и даже военными академи€ми без выполнени€ ќ – в прин€том ныне ее понимании. ¬ послевоенное врем€, с усложнением образцов ¬¬“ было прин€то решение об их разработке в соответствии с требовани€ми заказчика (¬ооруженных —ил). «адача подготовки ““« была возложена на испытательные организации (полигоны). ќднако оказалось, что специфика испытательных организаций не способствует решению ими задач, св€занных с прогнозированием условий применени€ ¬¬“ на отдаленную перспективу и обоснованию на этой базе основных направлений ее развити€. » это при том, что научно-исследовательска€ работа значительно ближе к испытательной, нежели к педагогической. ¬ услови€х существенного усложнени€ образцов ¬¬“, роста стоимости и сроков разработки задача научного обосновани€ перспектив их развити€ приобрела особую актуальность. ƒл€ ее решени€ потребовалось проведение комплекса исследований, которые в насто€щее врем€ в р€де случаев объедин€ютс€ под общим термином «внешнее проектирование». ѕод этим термином прин€то понимать комплекс научно-исследовательских и экспериментальных работ, выполн€емых Ќ»ќ заказчика и промышленности с целью обосновани€ требований к образцу, задаваемых в ““«, и отработки технологий, обеспечивающих их выполнение. ƒл€ проведени€ такого комплекса Ќ»– и Ќ»Ё– руководством страны было прин€то решение о создании видовых Ќ»ќ. “еперь остаетс€ только поражатьс€ прозорливости руководства ћинобороны, пошедшего в начале 1960-х годов на такой шаг в услови€х беспрецедентного двухэтапного сокращени€ армии в тот период (1 миллион 200 тыс€ч и 800 тыс€ч соответственно). „тобы подчеркнуть значимость созданных Ќ»ќ, их включили в состав центрального аппарата. ¬озможно, впоследствии это и сыграло губительную роль. ¬с€кое сокращение управленческого аппарата, проводимое по решению партии и правительства, неизменно сводилось к сокращению институтов. „исленно Ќ»ќ были сокращены более чем на пор€док. ќставшийс€ состав Ќ»ќ в состо€нии решать задачи, главным образом, информационного обеспечени€ главкоматов видов ¬ооруженных —ил. ѕока эти задачи решаютс€ весьма неплохо, поскольку 60…70-летние, хот€ и ограниченно подвижные кандидаты и доктора наук, очень хорошо подготовлены как системные аналитики. ѕри этом основной целью реформировани€ неизбежно €вл€лось снижение расходов. Ќо системный, государственный подход требует, чтобы затраты сопоставл€лись с эффектом. ¬ этом плане у реформаторов – проблема. “ак, например, в статье 10-летней давности, опубликованной в журнале «¬естник воздушного флота», говоритс€: «ѕосчитано, что предотвращение потери только одного самолета в результате реализации активной системы безопасности полета, обоснованной в ликвидированном в ходе реформ отделе безопасности полетов, окупило бы работу всего института в течение 10 лет». “ак в чем же экономи€? —ледует заметить, что задачи с сокращенных Ќ»ќ никто не решилс€ сн€ть. ƒа и как их можно сн€ть, если они объективны и существуют помимо воли реформаторов, даже не представл€ющих о них. ¬ св€зи с этим представл€етс€ целесообразным задать реформаторам следующий вопрос: « акими задачами, решаемыми сегодн€ Ќ»ќ, вы предлагаете догрузить профессорско-преподавательский состав, передав в ¬”Ќ÷ функции Ќ»ќ?». «адачи Ќ»ќ ¬¬—. ¬ытекающие из приведенного выше предназначени€ военно-научного комплекса ¬ооруженных —ил взаимосв€занные задачи военного строительства видов ¬— и задачи внешнего проектировани€ состо€щих на их вооружении образцов ¬¬“ в обобщенном виде можно сформулировать следующим образом: 1. ќперативно-стратегические и оперативно-тактические исследовани€ проблем строительства видов ¬—, включа€ обоснование роли и места вида в системе вооружени€ ¬— –‘, комплексные исследовани€ проблем сбалансированного развити€ видов и родов ¬ооруженных —ил –‘ с учетом межвидовой унификации ¬¬“. 2. »сследовани€ в интересах выработки эффективной технической политики видов ¬— с учетом технологических возможностей промышленности, в том числе военно-экономические исследовани€ проблем создани€ системы вооружени€ вида, разработка предложений в проекты √осударственной программы вооружени€ и √осударственного оборонного заказа. 3. »сследовани€ по оптимизации выбора основных направлений и путей реализации технической политики видов и внешнее проектирование образцов ¬¬“, сто€щих на вооружении вида. 4. ¬оенно-научное сопровождение (¬Ќ—) разработки ¬¬“ (разработка проектов ““« на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, подготовка заключений на материалы аванпроектов, эскизных, технических проектов и макетов образцов ¬¬“). 5. »нформационно-аналитическое обеспечение органов военного и государственного управлени€ в части разработки ¬¬“, в том числе информационно-аналитическое обеспечение структур ‘едерального —обрани€, ¬оенно-промышленной комиссии сведени€ми, необходимыми дл€ прин€ти€ решений. ”частие в подготовке проектов ‘едеральных законов, исследовани€ по совершенствованию нормативных документов, регламентирующих пор€док создани€ образцов ¬¬“. –ешение этих задач св€зано с прогнозированием на весьма отдаленную перспективу. ≈го невозможно выполнить на основе уже имеющейс€ информации, €вл€ющейс€ предметом изучени€ в ¬”Ќ÷. ѕрофессорско-преподавательскому составу ¬”Ќ÷, сформированному исход€ из концепции «учить слушателей тому, что необходимо в войсках», дл€ решени€ этих задач потребуетс€ самим зан€тьс€ получением новых знаний. “о есть, зан€тьс€ исследованием законов и закономерностей развити€ и применени€ ¬¬“ в соответствии с приведенными выше задачами Ќ»ќ. ј дл€ этого профессорско-преподавательский состав должен будет сам пройти подготовку к научно-исследовательской работе. Ќо где, если научные школы Ќ»ќ, подобно академическим, будут ликвидированы? „то, «апад нам поможет? ¬ этой св€зи возникает следующий вопрос: « ак же их будет решать профессорско-преподавательский состав ¬”Ќ÷?». ќсобенности профессиональной подготовки в ¬”Ќ÷. ѕрин€та€ в насто€щее врем€ концепци€ подготовки не предполагает: 1. ѕодготовку кадров дл€ выполнени€ научных исследований и решени€ задач, сто€щих перед Ќ»ќ, поскольку их специфика требует более высокого уровн€ знаний в област€х, не €вл€ющихс€ предметом изучени€ в ¬”Ќ÷, в том числе: - системного подхода, как фундаментальной основы формировани€ сложных и больших систем и внешнего проектировани€ образцов ¬¬“; - знани€ законов и закономерностей ведени€ вооруженной борьбы; - знани€ мировых тенденций развити€ системы вооружени€, военной техники и вооружени€ и противоречий, обуславливающих это развитие; - военно-экономических методов оценки принимаемых решений и др. 2. ѕодготовку кадров дл€ решени€ задач внешнего проектировани€ пока еще не существующих образцов ¬¬“ (формирование концепций перспективных образцов ¬¬“ с учетом оперативно-тактических потребностей, научно-технических, финансовых и производственно-технологических возможностей оборонного комплекса –оссии по их созданию и оптимизации значений тактико-технических характеристик по критери€м «эффективность/затраты»). Ќе обеспечиваетс€ также подготовка кадров дл€ решени€ задач по разработке основ боевого применени€ перспективных образцов ¬¬“, алгоритмов боевого применени€ и их верификации на стендах промышленных организаций. ƒанна€ задача традиционно решалась Ќ»ќ. 3. ќсвоение слушател€ми и курсантами ¬”Ќ÷ методологии научных исследований (за ненадобностью учить всех научной де€тельности), развитие у них способности к креативному мышлению, обеспечивающему выдвижение новых технических идей, которые могут быть реализованы промышленностью в рассматриваемый программный период, нетрадиционных тактических приемов с использованием новых боевых свойств перспективных образцов ¬¬“. 4. ƒостижени€ уровн€ математической и специальной подготовки, достаточного дл€ решени€ перечисленных выше задач Ќ»ќ (вузовска€ подготовка даже защитившегос€ адъюнкта не обеспечивает требуемого уровн€ без его дополнительного обучени€ и стажировки). 5. ѕодготовку кадров дл€ нужд военного и государственного управлени€ (служб заказчика, ¬Ќ , ¬ѕ , органов ¬“— и др.), поскольку специфика задач, сто€щих перед этими органами, требует более высокого уровн€ знаний в област€х, не €вл€ющихс€ предметом изучени€ в ¬”Ќ÷. –ешение таких задач требует владени€ военно-экономическими методами оценки принимаемых решений. Ќеобходимых дл€ этого знаний ¬”Ќ÷ дать не может в св€зи с отсутствием среди профессорско-преподавательского состава специалистов в этих област€х, поскольку прин€та€ концепци€ обучени€ не предполагает их наличи€. ѕриведенные выше особенности обретут практический смысл, если их сопоставить с требовани€ми к подготовке кадров дл€ Ќ»ќ. —уд€ по тому, с какой настойчивостью проталкиваетс€ иде€ объединени€ ¬”Ќ÷ и Ќ»ќ, у реформаторов весьма отдаленное представление об этом. “ак каким же должен быть военный ученый-прикладник и в каких направлени€х должны совершенствоватьс€ научно-педагогические кадры ¬”Ќ÷ в случае их «догружени€» задачами Ќ»ќ? —пецифические требовани€ к научным кадрам Ќ»ќ.  ачественное решение задач видовых Ќ»ќ потребует совершенствовани€ уровн€ подготовки научно-педагогических кадров, что обусловлено: - сложностью задач, решаемых на всех этапах научных исследований по прогнозированию перспектив развити€ ¬¬“, определ€ющих потребности в квалифицированных кадрах, способных мыслить системно; - потребностью в приобретении знаний, не €вл€ющихс€ предметом изучени€ в ¬”Ќ÷, таких как теори€ систем, математическое программирование, теори€ прин€ти€ решений, теори€ управлени€, теори€ информации, математическа€ теори€ планировани€ эксперимента и др.; - необходимостью существенного наращивани€ знаний в области теории боевой эффективности, исследовани€ операций, стратегии, тактики и военного искусства, вузовский курс по которым €вл€етс€ недостаточным дл€ выполнени€ задач, требующих повышенной подготовки; - необходимостью освоени€ системного подхода как фундаментальной основы формировани€ систем и программ вооружени€, решени€ задач внешнего проектировани€ образцов ¬¬“. ѕричем дл€ этого недостаточно прочитать книги по теории систем. ќсвоение происходит в процессе повседневной работы по решению системных задач, в результате чего и формируетс€ системный аналитик – специалист, способный вы€вить накопившиес€ противоречи€ и выработать предложени€ по их разрешению. ѕо опыту, на «выращивание» такого специалиста уходит от 5 до 10 лет, а некоторые, даже из числа окончивших академию с золотой медалью, таковыми так и не станов€тс€. ¬ этом смысле решение о переводе адъюнктур Ќ»ќ в ¬”Ќ÷ – очередна€ ошибка, основанна€ на незнании специфики работы Ќ»ќ. ѕодготовка научно-педагогических и научно-исследовательских кадров – задачи слишком разные. ќпыт свидетельствует, что подготовка адъюнкта в самой Ќ»ќ предпочтительнее. јдъюнкт «варитс€» в среде своей будущей де€тельности, за врем€ учебы он обрастает творческими св€з€ми среди ученых и конструкторского состава промышленности, что весьма благопри€тно сказываетс€ на его дальнейшей работе. ¬ этом плане возникает следующий вопрос: «ѕредставл€ют ли реформаторы, как задачи ¬Ќ— будут решатьс€ профессорско-преподавательским составом ¬”Ќ÷?». —пецифические требовани€ к сотрудникам Ќ»ќ. ¬оенна€ прикладна€ наука имеет смысл только в случае внедрени€ ее результатов в опытное строительство, что, в свою очередь, может быть обеспечено при условии территориальной близости производител€ информации и ее потребител€. ќбъединение Ќ»ќ и ¬”Ќ÷ неизбежно породит массу проблем: 1. —ущественно затруднит, а точнее, сделает невозможным оперативное взаимодействие структур заказчика (ћинобороны, отдельные виды ¬—) в процессе формировани€ вариантов √ѕ¬ и √ќ«, подготовки и согласовани€ ““« на ќ –. 2. –ешение задач ¬Ќ— ќ –, разработки алгоритмов боевого применени€ образцов ¬¬“ и их верификацию на стендах будет сильно затруднено вдали от промышленных организаций, разрабатывающих ¬¬“. 3. Ѕудет существенно затруднено информационно-аналитическое обеспечение органов военного и государственного управлени€ (структур ‘едерального —обрани€, ¬оенно-промышленной комиссии), поскольку участие ¬”Ќ÷ в подготовке проектов федеральных законов не позволит оперативно решать возникающие проблемы из-за территориальной разобщенности. 4. ¬овлеченность преподавател€ ¬”Ќ÷ в плотный график учебного процесса не даст ему возможности оперативно выполн€ть возникающие в ходе ¬Ќ— задачи. ƒл€ решени€ приведенных выше задач сотрудники должны быть относительно свободны. 5. —отрудники ¬”Ќ÷ практически не будут иметь возможности регул€рного общени€ с конструкторским составом ќ Ѕ (наука без практики мертва), с учеными Ќ»” и вузов промышленности. 6. »сследовани€ по совершенствованию нормативных документов, регламентирующих пор€док создани€ образцов ¬¬“ военного и специального назначени€, будут затруднены в св€зи с отсутствием непосредственных и регул€рных контактов с организаци€ми, которых эти документы касаютс€. ”читыва€ эти и р€д других специфических требований к научным кадрам и организации научных исследований, можно заключить, что объединение Ќ»ќ и ¬”Ќ÷, а, тем более, передача функций Ќ»ќ в ¬”Ќ÷, приведет к полной потере научного потенциала Ќ»ќ соответствующего вида ¬—. ј фактически – к уничтожению прикладной военной науки как непременного услови€ развити€ вида ¬—, создани€ перспективных образцов ¬¬“. Ќаивно полагать, что не попавшие под колеса «реформы» кандидаты и доктора наук Ќ»ќ в возрасте 60…70 лет поедут в ¬”Ќ÷. ј ведь среди них всЄ еще есть уникальные, единичные специалисты в отдельных направлени€х и, наверное, во многих Ќ»ќ ћинобороны… ¬озможно, здесь какой-то читатель наконец-то усмотрит «позитив» и воспр€нет: зато, мол, в лице «старых ученых» исключим «преп€тствие» быстрому «набору высоты» молодыми, современными и энергичными… “олько кто их на эту высоту поднимет и в какой срок? —уществующа€ военно-политическа€ ситуаци€ этого шанса в обозримый период не предоставит. ≈ще более очевидно, что в услови€х растущей интенсификации производства в военно-промышленном комплексе создание новейших образцов ¬¬“ без их военно-научного сопровождени€, м€гко говор€, рискованно.  роме того, ¬Ќ— крайне необходимо на этапе освоени€ новых образцов ¬¬“ в войсках и на флотах: техника усложн€етс€ и дорожает, ее штучные поставки пока оставл€ют желать лучшего. ѕри этом требуемые сроки овладени€ ¬¬“ сокращаютс€, этап приработки каждого нового образца сопр€жен с весьма значительным потоком отказов, которые требуют кропотливых исследований и немедленной выработки рекомендаций промышленности. » всЄ это при том, что убедительных свидетельств эффективности реформы военного образовани€ ещЄ нет… » последний вопрос: «Ќеужели реформаторы всерьез думают, что профессию исследовател€ – прикладника и педагога можно совместить в одном лице без потери качества?». ѕредставл€етс€, что ничего путного из этого не выйдет. ¬едь научный сотрудник – это человек, который по роду де€тельности об€зан во всем сомневатьс€. —омнение – непременное условие креатива, инноваций. ѕреподаватель, напротив, не должен сомневатьс€, в противном случае обучаемые могут засомневатьс€ в его компетентности.  стати, прежнее четкое понимание разнородности этих видов де€тельности обусловило различие в ученых звани€х исследовател€ – «старший научный сотрудник» и преподавател€ – «доцент». ”празднение первого из них €вилось начальным действием по реформированию прикладной науки под общую гребЄнку с вузами по образу и подобию американских исследовательских университетов. ј ведь совсем недавно очередна€ попытка масштабно копировать «американские грабли» – ‘едеральный закон «ќ техническом регулировании» от 27.12.2002 є 184-‘« – фактически признан стратегической ошибкой… » ещЄ, ведь это уже было! –еализаци€ предложени€ о передаче прикладной военной науки в ¬”Ќ÷ (неважно, каким образом) – это призыв «назад в будущее». »сторический опыт не подтвердил продуктивности такого решени€, его реализаци€ отбросит организацию оснащени€ армии в первую половину XX века. ¬ этих услови€х особо цинично звучит утверждение, что все это делаетс€ с целью экономии государственных средств.  ак можно считать экономией средств ликвидацию структур, вырабатывающих предложени€ руководству ћинобороны по оптимальному распределению выдел€емых государством ресурсов? »ли тратить огромные государственные средства без соответствующего научного обосновани€ и есть «экономи€»? ќтсюда следует, что нет достойной альтернативы полнокровному Ќ»ќ, имеющему научные школы по всем научным направлени€м, соответствующим возлагаемым на Ќ»ќ задачам, с местом дислокации, максимально близким к взаимодействующим главкоматам, научным и конструкторским организаци€м. ¬р€д ли така€ альтернатива по€витс€ и в будущем, поскольку любые другие решени€ разрушительны, а отсутствие преемственности прервет развитие прикладной военной науки и заставит все начать с нул€. ќбъединить Ќ»÷ и ¬”Ќ÷ – наступить второй раз на грабли, если это только так не задумано. ѕродуктивное решение проблемы состоит в том, чтобы максимально использовать существующий научный потенциал и наращивать его с учетом современных условий. ƒл€ этого, прежде всего, необходимо восстановить разрушенные и создать новые научные школы (ориентировочно, в пределах компетенции Ќ»ќ начала их перестройки). ¬ услови€х ограниченности ресурсов, выдел€емых на оборону, средства разумнее было бы расходовать не на строительство новых корпусов, оборудованных действующими макетами систем прошлых поколений, а на восстановление поверженных в процессе перманентного реформировани€ научных школ. —охранившиес€ ученые-прикладники (которых, кстати, нет в ¬”Ќ÷) будут €вл€тьс€ центрами, с которых может начатьс€ возрождение прикладной военной науки. —редства должны тратитьс€, прежде всего, на приток в Ќ»ќ молодежи, ибо, как лес без подлеска, так и военна€ наука без молодежи – обречены. »ного дл€ решени€ амбициозных задач мирового лидерства –оссии не дано.

»сточник

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку