-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в nina-molino

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.04.2012
Записей: 369
Комментариев: 24
Написано: 463


Технология пошива.

Вторник, 18 Марта 2014 г. 16:59 + в цитатник
Цитата сообщения ksenija_82 Технология пошива.

Предварительная обработка ткани

До раскроя любую ткань, из которой шьют изделие, декатируют, то есть увлажняют и просушивают утюгом. Делается это для общей усадки ткани, а также для того, чтобы при влажно-тепловой обработке швов и отдельных деталей не получилось разницы в цвете.

Хлопчатобумажные ткани можно декатировать домашним способом. Достаточно намочить ткань в теплой воде, отжать, не выкручивая, растянуть для просушки на веревку или на длинную палку по долевой нити (вдоль палки), выровнять и слегка влажную, сложив ее вдвое по длине, проутюжить с изнанки вдоль кромки. Если длина палки или веревки окажется недостаточной, ткань можно сложить вдвое или втрое.

Шелк и шерсть во избежание перекосов рекомендуется декатировать в специальных пунктах. В крайнем случае можно декатировать в домашних условиях. Для этого надо намочить простыню, отжать ее, растянуть и ткань разложить на этой простыне ровным слоем. Затем закатать ткань вместе с простыней и на несколько часов положить под груз. Волглую ткань проутюживают с изнанки в долевом направлении через влажную полотняную тряпку. После декатировки ткань должна отлежаться от шести до двенадцати часов, чтобы остыть и просохнуть.
Расчет количества ткани на изделие



При расчете количества ткани на изделие надо учитывать ширину ее, рисунок, а также фасон платья, рост и фигуру 

Для платья любого фасона при ширине ткани 60—65 сантиметров нужно брать одну длину спинки лифа, две длины полочек, две длины рукава и, в зависимости от фасона, три или четыре длины юбки. К этому количеству надо добавить еще 10 процентов ткани на швы и обработку.

Если ширина ткани 90 сантиметров, то берут одну длину спинки лифа, одну длину полочек, одну длину рукава, две или три длины юбки.

На тканях с крупным рисунком, а также ворсом или рисунком, имеющими одно направление, расход ткани увеличивают примерно на 10 процентов.

Для юбок клешевого покроя расход ткани увеличивают на 25— 30 процентов.

На нижнюю мужскую сорочку при ширине ткани 70—75 сантиметров нужно взять две длины переда и две длины рукава, а на верхнюю, кроме того, 0,5 метра на воротник и манжеты.

На мальчиковую рубашку при ширине ткани 75—80 сантиметров нужно брать две длины переда и 0,4 метра на воротник и манжеты (1,2—1,7 метра в зависимости от размера).

Для детского платья на 3—5 лет берут две или три длины платья в зависимости от фасона его, одну длину рукава и 20—25 сантиметров на воротник и отделку. При ширине ткани 60—65 сантиметров расход составит 1,5—2 метра.

Для детскою платья на 8—12 лет нужно взять одну длину спины лифа, одну длину полочки, одну длину рукавов и, в зависимости от фасона юбки, две или максимум три длины юбки, т. е. на платье потребуется 2,5—3 метра ткани при ширине 60—65 сантиметров.

Имея готовую выкройку, легко определить, сколько нужно ткани на данное платье с учетом на швы, усадку и другое.

Усадка получается при увлажнении главным образом по долевой нити и очень незначительная по поперечной, которую при пошиве не принимают во внимание.

Хлопчатобумажные ткани имеют усадку в среднем 3—5 процентов. Ткани этой же группы с редким плетением (плетенка, эпонж и др.) имеют усадку до 10 процентов, а шерстяные и полушерстяные—в среднем до 4 процентов; ткани из натурального шелка имеют усадку до 4 процентов, из искусственного шелка — от 2 до 10 процентов, штапельные — 4—7 процентов.
Раскрой ткани

Остывшую после декатировки ткань нужно тщательно проверить, чтобы выявить возможные ткацкие и отделочные пороки. Затем необходимо проверить направление рисунка и ворса.

На тканях, имеющих ворс или дающих разные оттенки в противоположном направлении, все основные детали изделия выкраивают в одном направлении, например: у вельвета и бархата ьорс должен идти сиизу вверх, у панбархата, фланели, байки, замши-сверху вниз. На тканях с рисунком, идущим в одну сторону, все детали изделия раскладывают также в одном направлении.

На тканях с крупным рисунком правая и левая сторона изделия по рисунку должны быть по возможности одинаковыми.

На тканях в полоску детали изделия располагают так, чтобы на середину переда или спины пришлась середина центральной полосы, а в местах соединений полоски должны совпадать, если они расположены горизонтально.

При раскрое изделий из клетчатой ткани детали выкройки надо располагать так, чтобы на середину переда и спины пришлась середина клетки или основная полоса клетки. По швам рисунок клеток также должен совпадать (рис. 158 и 159).

При раскладке выкроек на материал нужно обращать внимание на то, где проходит долевая нить. Если спинку делают целой, середину ее кладут иа сгиб материала, а стачной — на срез.

Если перед лифа целый, то в зависимости от фасона выкройку кладут на сгиб ткани по долевой или поперечной нити. Если перед лифа с застежкой, то выкройку переда кладут на срез ткани. Долевая нить на рукаве должна проходить вдоль него.

При крое одношовной или двухшовной юбки середину передней и задней половинок кладут на сгиб материала по долевой нити; в юбке, состоящей из клиньев, долевая нить проходит по середине каждого клина.

Сначала, как правило, выкраивают крупные детали изделия (после предварительной раскладки всех деталей на ткань), а затем мелкие детали (воротник, подворотник, подборт, манжеты, карманы и т. д.). Эти мелкие детали желательно выкраивать после первой примерки, при которой могут быть изменения намеченной формы или линии их.

При крое воротника долевая нить может проходить по середине воротника, по линии мысика или же по линии низа воротника.

У манжеты долевая нить должна проходить по середине или вдоль нее. При крое обтачек горловины долевая нить должна проходить так же, как и у лифа; при крое обтачки рукава долевая нить должна проходить так же, как у рукава, или же обтачки выкраивают косыми.

Долевая нить карманов проходит чаще всего вдоль кармана сверху вниз или по рисунку, а у клапанов — вдоль них или поперек, в зависимости от фасона.

Пояса или банты выкраивают по долевой нити.

Прибавки на швы учитывают при раскладке выкройки на ткань; по линии горловины прибавляют (в зависимости от ткани) 0,5— 1 сантиметр, плеча — 2—3, проймы — 1,5, бока — 2—3, талии — 3—4, низа изделия — 5—6, оката рукава — 1, шва рукава — 2, по обрезу всех мелких деталей — 1 сантиметр.

При раскрое парных деталей ткань обязательно складывают вдвое, чтобы не выкроить детали на одну сторону фигуры. При раскрое одиночных- деталей выкройку удобно располагать на лицевой стороне ткани.

При раскрое проверенную выкройку тщательно прикалывают к ткани булавками. При выходе из кривых линий ножницы нужно повернуть так, чтобы не срезать уголок запаса.
Подготовка к первой примерке

На выкроенных деталях по контуру выкройки нужно проложить швом вперед иголку линии середины переда и спины, груди, бедер, а на рукаве — линию ширины и отме- тить высокую точку рукава.

В местах соединений деталей друг с другом нужно поставить поперечные марки, то есть сделать 2—3 стежка друг против друга, чтобы детали при сметывании и стачивании не перемещались.

Наиболее распространенным способом прокладывания ниток являются силки

Парные детали прошивают вместе швом «за иголку» (два стежка вперед и один обратно), но нитку до конца не протягивают, а оставляют свободную петлю. Затем детали раздвигают и растянутые нитки разрезают.

При шитье хлопчатобумажных тканей вместо силков можно пользоваться резцом или резцом с копировальной бумагой. В последнем случае копировальная бумага, сложенная вдвое окрашенной стороной наружу, вкладывается между парными деталями с изнаночной стороны и по контуру выкройки проводят резцом, который оставляет следы на обеих деталях.

Если при раскрое некоторые детали не получились целыми, то надтачки притачивают на машине перед сметкой изделия.

К первой примерке скалывают и сметывают вытачки от нижнего конца к широкой части, скалывают бок спинки с боком полочки, уравнивая между собой линии талии и груди, и сметывают. Скалывают плечо спинки с плечом полочки сначала у горловины, потом у проймы. Излишек плеча спинки распределяют в середине плеча (припосаживают) или в первой трети плеча застрачивают маленькую вытачку. Плечо сметывают от горловины к пройме по спинке. Скалывают и сметывают детали по силкам или ниткам с особой тщательностью, чтобы избежать недочетов в последующих процессах. Рукав скалывают по линии силков и сметывают от оката книзу.

На юбке, так же как и на лифе, нужно проложить силки по контуру выкройки, по линиям фасона, а также по середине переднего и заднего полотнища и по линии бедер. Вначале нужно заметать линии фасона. Например, отрезанный край кокетки нужно подогнуть и заметать, заметать складки, собрать сборки. Затем нужно сметать бока от талии книзу. Если юбка состоит из клиньев, то нужно все клинья между собой сколоть и сметать от талии книзу. Если юбка клеш (солнце, полусолнце) и имеет надтачкн, то эти надтачки нужно к первой примерке пристрочить на машине.

К первой примерке необходимо приметать лиф к юбке.

Примерку делают на правой стороне фигуры и при выявлении недочетов исправляют их. Во время примерки фигура должна держаться в естественном положении.

Изделие одевают на фигуру. Середину переда скалывают у горловины, против выпуклости груди и в талии. Для того чтобы во время примерки изделие не перемещалось, его прикалывают к белью по линиям середины переда и спины на груди и талии.

Примерку начинают делать сверху вниз. Вначале уточняют глубину и направление вытачек, затем выравнивают линию плечевого шва, уточняя правильность распределения посадки в плече спинки. Проверяют линию выреза горловины, боковые швы лифа, пройму, линию талии, боковые швы юбки. Устанавливают линию пришива воротника, прикалывают рукав, устанавливают его длину и ширину, а также длину изделия.

Если при примерке спинка изделия перетягивает плочку назад или на спине образуются косые заломы в нижней части лифа, то боковой шов следует распороть и спинку поднять на 1—2 сантиметра. Линия талии спинки в этом случае переместится вниз. Излишек в пройме со стороны спинки забирают в плечевой шов.

Если на спинке изделия образуются поперечные складки и заломы у горловины, то нужно выпустить плечо спинки (ближе к пройме) и углубить вырез горловины сзади.

При образовании заломов у полочки и спинки около проймы надо или углубить вытачку, или забрать плечевой шов и переместить спинку или полочку по плечевому шву к горловине.

Если горловина переда затянута, то нужно ее углубить или выпустить плечевой шов полочки у вершины горловины.

Если пришитый воротник морщит, то его следует отпороть и укоротить, а вырез горловины на косых срезах слегка припосадить.

Если полы изделия расходятся, то нужно забрать полочку в плечевомсрезе у горловины и выпустить у проймы или же сутюжить борт на кромку, а если они заходят друг на друга больше, чем следует, то отпустить полочку в плечевом срезе у горловины и забрать у проймы или же оттянуть борт утюгом.

Если юбка сзади или спереди висит и образует косые заломы, то нужно поднять ее по линии талии, а если вздернута, то отпустить.

При расхождении складки внизу увеличивают выпуск из нее, или поднимают талию юбки у складки, или поднимают на 0,5 сантиметра только верхнюю половину складки у наружного ребра, или, наконец, поднимают нижнюю половину складки у внутреннего ребра.

При образовании косых заломов у рукава выпускают окат рукава в верхней части или увеличивают глубину оката в нижней его части. Если нижняя половина короткого рукава спортивной формы висит, то нужно углубить нижнюю линию оката рукава.
Обработка после первой примерки

После первой примерки прокладывают нитки по булавкам в тех местах, где были произведены какие-либо изменения. Старую наметку удаляют, отмечают марками места вколки рукава — одну против плечевого шва, две марки в местах конца посадки рукава, а также ставят марки в плечевых швах, чтобы сохранить посадку.

Затем откалывают рукав, распарывают изделие, детали складывают попарно и все исправления, сделанные во время примерки, переносят на другую сторону.

Часто при примерке трудно заколоть исправляемое место по ровной линии, и линии получаются кривые. В этом случае перед переносом линий на другую сторону их нужно выровнять.

Исправленные детали заново скалывают и сметывают с большой тщательностью. После сметки начинают пошив. В первую очередь обрабатывают линии фасона и стачивают вытачки, затем стачивают стачным швом боковые и плечевые швы. Отдельно обрабатывают воротник и рукав, стачивая боковой шов и заделывая низ рукава.

После обработки всех деталей лифа приступают к обработке юбки. Сначала обрабатывают линии фасона и стачивают вытачки, затем стачивают продольные швы юбки, подметывают подол. Ко второй примерке приметывают воротник, вметывают рукава и соединяют лиф с юбкой. Ко второй примерке должны быть готовы все детали изделия.
Вторая примерка

На второй примерке проверяют исправление недочетов, обнаруженных в первой примерке, правильность вметки рукава, воротника, линию соединения юбки с лифом, для чего надевают на талию пояс или шнурок. Затем уточняют места расположения отделки, проверяют длину изделия. Намечают верхнюю петлю.
Окончательная отделка изделия

После второй примерки окончательно исправляют все линии изделия. Прежде всего делают вытачные петли, если лиф с застежкой. Выметные петли делают после отделки изделия. Если изделие с поясом, то нижнюю пуговицу пришивают от талии вверх на расстоянии 7 сантиметров. Затем расстояние от верхней петли (которую намечают при примерке) до последней измеряют и делят на количество пуговиц без одной.

При расположении застежки по середине изделия петлю режут на расстоянии 3—5 миллиметров от центра в сторону края борта, остальную часть петли разрезают в сторону основного изделия. При застегнутой пуговице от нее до края борта должно оставаться расстояние, равное половине диаметра пуговицы.

Если изделие делают с застежечными планками, то петли прорезают в долевом направлении.

Затем окончательно отделывают и пришивают воротник, втачивают рукава, сострачивают лиф с юбкой, пришивают отделку и удаляют всю наметку.
Утюжка

При шитье большое значение имеет утюжка. К первой примерке утюжат места стачки, которые получаются при недостаточной ширине ткани (надтачка рукавов, клиньев юбки и пр.). При обработке деталей изделия рекомендуется утюжить все состроченные швы; перед сметыванием ко второй примерке заготовленные детали тщательно отутюживают.

Отутюженные детали нужно развесить в свободном состоянии и дать им полностью остыть.

Шов втачки рукава заутюживают на ребро и отворачивают в сторону рукава.Шов притачки лифа к юбке заутюживают на ребро и отворачивают вниз или сначала отгибают на юбку и приутюживают. Нижний край изделия нужно утюжить на чем-нибудь мягком, чтобы шов не отпечатался на лицевой стороне. Готовое изделие слегка отглаживают, начиная с мелких деталей, сначала гладят манжеты, рукава, лиф, юбку и воротники. Отглаженное изделие надо повесить на вешалку, чтобы оно остыло и высохло. Вообще любое изделие никогда не следует одевать сразу после утюжки, так как оно быстро изомнется и примет неряшливый вид. Лучше изделию дать остыть.

Утюжка производится в основном по изнаночной стороне ткани. Чтобы не было перекосов, неравномерного растяжения, утюжить надо всегда по прямой нити изделия.

Разутюживание и заутюживание швов (разутюжка — разглаживание разложенного на две стороны шва, а заутюжка — на одну сторону), вытачек, складок надо производить до плотного прилегания ткани и не допускать искажения линий швов и заминов на ткани. Для удобства разутюживания вытачек, плечевых швов и рукавов пользуются специальной подушечкой, которую делают из плотной хлопчатобумажной ткани. Длина подушечки 20 сантиметров, ширина 10—12 сантиметров.

Некоторые ткани требуют при утюжке предварительного увлажнения. В этом случае утюг нужно держать до полного удаления влаги. Шерстяные изделия увлажняют сильнее, так как при увлажнении и нагревании шерстяные волокна размягчаются и им можно сравнительно легко придать нужную форму и размер. При утюжке ткань надо увлажнять равномерно, чтобы не остались следы. Лучше всего гладить через мокрую хлопчатобумажную или полотня-ную тряпку.

Изделия из шерстяной ткани с капроновым волокном лучше утюжить не сильно нагретым утюгом через мокрую тряпку, смоченную водой, в которую добавлено немного уксуса и мыла. Изделия из натурального шелка утюжат без увлажнения сильно нагретым утюгом, который не следует держать долго на одном месте. Если при таком способе утюжки изделие не приобретает привлекательного вида, можно использовать влажную марлю. Блузки, рубашки и платья из синтетических волокон (капрон, перлон) утюжить не рекомендуется. Но если в утюжке появляется необходимость, ее нужно производить через сухую или влажную хлопчатобумажную фланель или без фланели, но менее нагретым утюгом.

Утюг не нужно долго держать на изделиях, иначе могут появиться ласы.

Изделия из искусственного шелка утюжат по изнаночной стороне во избежание лас, не держа долго утюг на одном месте. Часто изделия из искусственного шелка садятся, и поэтому при утюжке их нужно вытягивать.

Существует целый ряд тканей (сатин, саржа, многие шелка, некоторые сорта штапельного полотна), которые от утюжки меняют цвет и даже при равномерном увлажнении оставляют следы, морщины, теряют свой блеск. Чтобы избавиться от этого, рекомендуется смачивать тряпку водой с уксусом из расчета одна столовая ложка уксуса (столового) на стакан воды. При утюжке подола, низа рукавов и пр. их рекомендуется увлажнять также водой с уксусом, так как некоторые ткани неплотно прилегают, например крепдешин, шифон и многие искусственные шелка. При утюжке складок на шерстяных юбках, чтобы они дольше держались, используют воду с уксусом, с солью или с мылом. Соль нужно разводить из расчета половина чайной ложки на стакан воды. При утюжке изделий, у которых складки идут одна за другой, надо под каждую складку подкладывать лист бумаги, чтобы они не смогли отпечататься на лицевой стороне, и держать утюг до получения острого ребра складки.

Если требуется сократить (сутюжить) вытянувшийся шов (особенно при обработке шерстяных тканей), нужно на него положить мокрую тряпку и очень горячий утюг, слегка сокращая шов, прижимать к мокрой тряпке, пока она не станет сухой.

Рукав «фонарик» рекомендуется гладить с изнанки нагретой столовой ложкой с гладкой поверхностью.

Серия сообщений "Технология пошива":
Часть 1 - Корсет. Маленькие секреты.
Часть 2 - Просто бейка
Часть 3 - Технология пошива.
Часть 4 - КАК ВШИТЬ РОВНО МОЛНИЮ В СУМКУ

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку