-Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Каталог блогов Каталог блоговКаталог блогов позволяет упорядочить блоги людей и сообществ по категориям, позволяя быстрее находить нужные и интересные блоги среди огромного количества блогов на сайте li.ru

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в nikolaj-smolenkin

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.09.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 1404

"У меня не отнять двух вещей:того,что я съел,и того,что я видел"      /Индейская пословица/

Погода:  г. Санкт-Петербург, Россия
23.05  День 15° Ночь 10° 24.05  День 17° Ночь 8° 25.05  День 16° Ночь 10°

 


Кубок России

Вторник, 29 Мая 2007 г. 16:30 + в цитатник

                    Футбольный портал-  http://www.football.ru/?page=calender2#m_1557 

                                         (494x699, 44Kb)Кубок (200x283, 67Kb)

Проступок З.Зидана на чемпионате мира по футболу в 2006г. здесь-F http://www.goal2006.ru/entry/728/file/zidane.gif 

А вот,и одноимённая игра-

http://absite.ru/games/zidane/

Рубрики:  Футбол

Скандинавия-2007-Россия

Понедельник, 21 Мая 2007 г. 18:32 + в цитатник

                                     Скандинавия-2007-Россия

1-Плакат (336x448, 65Kb) (513x698, 241Kb)

 (100x72, 6Kb) (100x71, 7Kb) (100x71, 9Kb) (100x71, 8Kb)

    Финляндия                   Швеция                    Норвегия                       Дания

 (608x699, 429Kb)Карта Скандинавии

 (700x601, 166Kb)5-07-2007.СПб,.утра,отъезд. (698x294, 106Kb)пос.Торфяновка-граница РФ.

Прощай Россия...

Рубрики:  Путешествия

Поход в Кунсткамеру

Суббота, 14 Апреля 2007 г. 20:11 + в цитатник

       В конце марта 2007г. вместе с детьми посетил в Санкт-Петербурге Кунсткамеру-богатейший этнографический музей мира,расположенный  в д.3 по Университетской наб.

  (699x493, 82Kb)

Экспонаты раздела Северная Америка-индейцы.

 (700x582, 88Kb)

Вот такой вход в музей с богами разных народов.

 (459x646, 85Kb) (406x600, 47Kb)

Я у статуи божества индейцев Мексики.А это образец письменности индейцев Северной Америки на звериной шкуре.

 (700x260, 32Kb)

Берестяной челнок индейцев Канады.Конец 19 века.

 (700x572, 124Kb)

В подвале музея расположено уютное кафе и магазин сувениров.

 (506x600, 80Kb) (345x600, 49Kb)

Сын с другом во дворе музея у скульптур индейцев Южной Америки.

           В музее  предсталены народы  мира ,кроме европейских.На втором этаже музея развёрнуты знаменитые коллекции заспиртованных уродцев.На третьем этаже находятся музей русского учёного Ломоносова М.В.,на 4- первая астрономическая обсерватория Академии наук,на 5- большой Готторпский глобус,который мы не видели из-за непомерной дороговизны входного билета-1500 руб.Мы с удовольствием осмотрели залы музея,а часть экспонатов теперь на этих фотографиях.

Смотри сайт музея-http://www.kunstkamera.ru/info/

Смотри вложение

Вложение: 3577821_KUNSTKAMERA.doc

Рубрики:  Просто дневник

В порядке исключения

Четверг, 12 Апреля 2007 г. 19:09 + в цитатник

 (200x114, 5Kb)   Советский хоккей (699x473, 69Kb) (700x493, 314Kb) (188x250, 11Kb)

 

 (300x296, 36Kb) (95x300, 11Kb) (113x300, 11Kb) (117x300, 12Kb) (95x300, 10Kb) (109x300, 13Kb) (113x300, 12Kb) (112x300, 13Kb) (105x300, 11Kb) (293x300, 48Kb)

 Здесь то,что от нас утаили,но чем можно гордиться-http://botinok.co.il/node/19853
 
Смотри вложение!!!

Вложение: 3578317_CHempionatuy_mira_po_hokkeyu.doc

Рубрики:  Футбол

Учебник эсперанто

Пятница, 06 Апреля 2007 г. 22:43 + в цитатник

 (200x287, 64Kb) (60x87, 7Kb) (60x89, 7Kb) (60x89, 7Kb) (60x92, 6Kb)

                  1                            2            3            4            5

Xoчешь заказать новую книгу о эсперанто?

         Смотри страничку-http://www.ozon.ru/context/catalog/id/1000026/?page=1

Рубрики:  Эсперанто



Процитировано 2 раз

Теотиуакан и монеты

Четверг, 29 Марта 2007 г. 14:14 + в цитатник

   (400x298, 53Kb) (400x300, 26Kb)

                                Пирамида Луны                                                                  Макет города Теотиуакана 

          Теотиуакан («место рождения богов») был одним из самых значимых Мексиканских городов и столицей империи. В антропологическом музее представлена антология всей истории Мексики до начала испанской экспансии. Этот священный город находится примерно в 50 км к северо-востоку от Мехико.

           Этот объект на вебсайте Центра всемирного наследия ЮНЕСКО whc.unesco.org/en/list/414


      (300x223, 10Kb) (400x367, 38Kb)

                       Пирамида Солнца                                                        Карта города

 (400x207, 28Kb) (200x195, 12Kb) (200x197, 13Kb)

           1-аб                                      2-аб

 (200x200, 10Kb) (200x197, 13Kb) (200x200, 10Kb) (200x197, 12Kb)

                      3-аб                                            4-аб

 (200x200, 11Kb) (200x197, 13Kb) (200x193, 10Kb) (200x197, 12Kb)

                                                           5-аб                                                                                                                              6-аб

 (200x190, 12Kb) (200x192, 14Kb)7-аб

1-аб-мексиканская монета-20 сентаво 1965г. с изображением пирамиды Солнца.

                                                 Серебряные монеты

2-аб-монета-10- песо 1997г. с изображением пирамиды Солнца.

3-аб-монета-5 песо 1997г. с изображением Сосуда.

4-аб-монета-5 песо 1997г. с изображением траурной Маски.

5-аб-монета-5 песо 1997г. с изображением игрока в Мяч.

6-аб-монета-5 песо 1997г. с изображением диска Смерти.

7-аб-золотая монета-100 песо 1997г. с изображением  Бога Кетцалькоатля.

  (699x148, 21Kb)

                            Вид с пирамиды Луны на пирамиду Солнца

Смотри вложение!!!

Вложение: 3575413_Gorodimperiya_Teotiuakan.doc

Рубрики:  Индеанистика

Каталог некоторых эсперанто-товаров

Среда, 14 Марта 2007 г. 20:54 + в цитатник

ЭСПЕРАНТО

ESPERANTO

Рубрики:  Эсперанто

Учебные эсперанто-открытки

Среда, 14 Марта 2007 г. 20:17 + в цитатник
 (450x311, 37Kb) (450x313, 21Kb) (450x311, 53Kb) (450x309, 58Kb) (450x311, 64Kb)  (450x312, 45Kb)
Рубрики:  Эсперанто

Петербургский фестиваль языков

Среда, 14 Марта 2007 г. 18:54 + в цитатник

 (699x486, 19Kb)

 (700x488, 66Kb)

 (699x490, 104Kb)

 (700x495, 86Kb)

       Вот такой,вот,мини-учебник международного языка!Для удобства чтения можно брошюры скопировать и увеличить в графическом редакторе и читать

 (479x698, 64Kb) (378x440, 34Kb)

Эсперантисты участники фестиваля-Бронштейн М.,Сидоров А.,Цыеткова В. и другие в г.Тихвине

Смотри вложение!!!

Вложение: 3580199_FESTIVAL.doc

Рубрики:  Эсперанто

На правах рекламы

Вторник, 06 Марта 2007 г. 21:22 + в цитатник

 (492x699, 76Kb) (245x698, 49Kb)

Смотри вложение!!!

Вложение: 3573231_peterburgo.doc

Рубрики:  Эсперанто

Некоторые постсоветские эсперанто-сайты

Вторник, 06 Марта 2007 г. 11:13 + в цитатник

                                                            (200x163, 8Kb)Esperantistoj TTT-ejoj

  (700x639, 139Kb)

                 **************************************************************

                                    ALIĜINTAJ ROLEKTIVOJ

 (698x156, 28Kb) (377x240, 24Kb)  Информация из журнала "REGO", N 1/38/,февраль 2007,стр.24

Смотри вложение!!!

Вложение: 3582189_CHlenstvo2007.doc

Рубрики:  Эсперанто



Процитировано 2 раз

Самая, самая, самая!!!

Понедельник, 05 Марта 2007 г. 20:23 + в цитатник

Удивительное почти рядом...

 (700x497, 38Kb)

                               смотри вложение

Вложение: 3571293_Samaya_bolshaya_zolotaya_moneta_mira.doc

Рубрики:  Просто дневник



Процитировано 1 раз

Письменность ольмеков

Вторник, 13 Февраля 2007 г. 13:45 + в цитатник

Возможно ли дешифровать эпиольмекское письмо?

Стивен Хаустон (Университет Брайэм Янг, США); перевод Д.Д. Беляева

 

Карта распространения эпиольмекских и раннемайяских надписей в Мезоамерике
Стела из Альварадо

Одной из наиболее загадочных письменностей мира является так называемая «письменность перешейка» (или «эпиольмекская») - высокоразвитая система письма, использовавшаяся древним населением перешейка Теуантепек (Мексика) на рубеже нашей эры (см. карту). Самая ранняя эпиольмекская надпись датируется 36 г. до н. э., самая поздняя - 162 г. н. э.; еще более ранний, но недатированный текст происходит из Альварадо, штата Веракрус2. Корпус надписей исключительно мал3. Он включает две относительно длинных и хорошо сохранившихся надписи - одну, найденную в горах Тустла в Веракрусе, и вторую - с городища Ла-Мохарра в этом же штате. Другие примеры - так называемая маска О'Бойла, черепок из Чиапа-де-Корсо и еще несколько текстов (например, стела 2 из Чиапа-де-Корсо, кельт из Эль-Ситьо). [Сюда же следует добавить Стелу С из Трес-Сапотес, Веракрус - Д.Б.]. Последний образец эпиольмекской надписи был обнаружен в частной коллекции и опубликован Майклом Ко, Дэвидом Джоралемоном и их коллегами. К счастью эта надпись достаточно длинная: в ней 86 отлично сохранившихся знаков, организованных в 6 колонок. Текст находится на обороте каменной маски в теотиуаканском стиле.

Статуэтка из Тустлы

 

Надпись на статуэтке из Тустлы

 

Стела 1 из Ла-Мохарры

 

Маска О'Бойла

 

Надпись на маске О'Бойла

 

Иероглифы с маски О'Бойла

 

Черепок из Чиапа-де-Корсо

 

Кельт из Эль-Ситьо

 

Стела С из Трес-Сапотес

 

Каменная маска в теотиуаканском стиле

 

Обратная сторона маски в теотиуаканском стиле

 

Кроме эпиольмекского письма, в Восточной Мезоамерике можно, по-видимому, выделить две письменных традиции в рамках культуры майя - письменность горной Гватемалы, представленную в Каминальхуйу, и письменность низменностей, примером которой является обнаруженные недавно росписи в Сан-Бартоло.

В ряде публикаций Джон Джастесон и Теренс Кауфман (США) предложили дешифровку эпиольмекского письма, вызвавшую широкий резонанс в научном мире4. Однако их выводы кажутся малоубедительными, поскольку в данном случае отсутствуют следующие условия, по мнению Майкла Ко обязательные для удачной дешифровки: 1) билингва; 2) обширный корпус текстов; 3) ясные связи с иконографией с возможностью семантического контроля содержания прочитанных текстов; 4) известный язык; 5) общий культурный контекст5. Первые публикации было невозможно оценить, поскольку в них не были описаны методы и этапы дешифровки. В публикации 2001 г., выполненной в форме рабочего пособия и дающей пошаговое изложение процесса дешифровки, все положения и выводы дешифровщиков отражены более четко6.

Джастесон и Кауфман вели свои исследования начиная с 1988 г. Основным толчком для этой работы послужило открытие в 1986 г. стелы 1 из Ла-Мохарры - самой длинной из известных эпиольмекских надписей, насчитывающей 550 знаков. Такой обширный текст предоставляет больше возможностей для дешифровки, чем известные ранее короткие надписи.

Основные постулаты, на которых базировалась дешифровка следующие: 1) все эпиольмекские надписи сосредоточены на территории, где теперь обитают носители языков михе-соке; 2) глоттохронология позволяет более точно идентифицировать «эпиольмекский язык» как протосоке. Сильное влияние на их выводы оказал материал майя, который использовался для определения семантики иероглифов - например, иероглифы «заря» (майя PAS)7, «луна», «протыкать» (майя JUL)8, «камень»9, «звезда»10 и т.д. Однако некоторые значения иероглифов майя, используемые Джастесоном и Кэмпбеллом, уже пересмотрены (например, так называемый иероглиф «кровопускания»11) или не имеют корней в культурной традиции перешейка Теуантепек (иероглиф, изображающий майяские фигурные кремни12). Майяские логограммы T'AB, PAS, JUL и сравниваемые с ними эпиольмекские знаки разделяет несколько столетий, что делает генетическую связь между ними маловероятной. В целом авторы воспринимают письменность майя как неменяющуюся систему и в действительности ищут параллели не в ранней форме письма, а в поздней.

Спорные отождествления приводят к спорным чтениям. Из 95 «логограмм» только 34 имеют фонетические подтверждения чтения, а остальные идентифицируются только исходя из контекста или «иконографической прозрачности»13. Последний принцип широко применяется для интерпретации знаков: человек с повязкой на голове обозначает «высокий статус», капли или точки обозначают дождь и т.п. 14 На основе принципа «иконографической прозрачности» определяются знаки «копал (смола для воскурения)», «гора», «кожа животного», «барабан», «черепаха» и др. 15 Ни один из этих знаков не является прозрачным: ясность их значения должна приниматься на веру.

Джастесон и Кауфман также определили 61 слоговой знак, основываясь в большинстве случаев на их грамматической функции. Знак 'i - это чтение слогового знака и местоимение второго лица единственного числа, wu выступает как силлабограмма, «релятивизатор» и показатель совершенного вида и др. Наиболее важный знак ma был прочитан на основании гипотезы, что временной период в два дня был записан не как обычно в Мезоамерике, с использованием числительных, а путем повторения слова «день», записанного слоговыми знаками ja-ma16. Однако другие примеры свидетельствуют, что «слоговой знак ja» на самом деле является логограммой, а идущий за ним «ma» - необязательный знак, выступающий как звуковое подтверждение (Ла-Мохарра Стела 1: S11).

Предложенная дешифровка встречает следующие концептуальные возражения. Во-первых, реконструированный «эпиольмекский язык» предстает слишком полным. Кауфман и Джастесон определяют в текстах практически все грамматические категории: «релятивизаторы», зависимые глаголы, полный набор эргативных местоимений (которые в надписях майя встречаются крайне редко), «подчиняющие энклитики», суффиксы, маркирующие множественное число, локативные энклитики, вопросительные частицы и наречия. Эта картина радикально отличается от других древних письменностей. Во-вторых, количество знаков в эпиольмекской письменности остается неясным. На 2002 г. их насчитывалось 185 (в том числе 61 слоговой). Однако введенная недавно в оборот надпись на маске из частной коллекции дала около 28 новых знаков, увеличив их число на 15%. В этой связи письмо может быть более логографическим, чем это представлялось ранее.

В-третьих, для верификации полученных результатов авторы дешифровки привлекают критерий связности. Они полагают, что их идеи верны, так как они дали «полный, связный и грамматически верный текст». Однако принцип когерентности не может подтверждать сам себя. Выбранные наугад отрывки предлагаемых переводов звучат нелепо, например: «И вот, там он был 12 лет [титул]… (?) И затем украшения стали сложены. Он [промолвил]: "камень, который он установил по порядку были его символы, царские [символы]. То, что я срубил это посадка и хороший урожай" Изменяющий форму (или изменяющие формы) божественно появились в его теле», или «Его … приобретающие власть ягодицы стали проткнуты и покрыты для других… когда он производил кровопускание из своего пениса, он был как царевич. Теперь попугайная-плеть/лента предполагается быть взятым. Ранее, украшения/одежда стали аккуратно сложены…»21. Эти переводы напоминают известные чтения надписи на Фестском диске.

В-четвертых, предложенная дешифровка не выдерживает проверки на материале нового текста на маске. Вторая колонка надписи, согласно Джастесону и Кауфману, должна читаться «взять ты взять … ткань», шестая колонка - «… твой брать поддержку … твои капли как жертвоприношение». Постоянное повторение слов «ткань», «середина», «кровопускание» выглядит странно на таком объекте, как маска.

Подводя итог, предложенная дешифровка эпиольмекской системы письма кажется мне неубедительной. До тех пор, пока не будут найдены билингвы, эта задача, видимо, останется недостижимой. Будущее покажет удастся ли Джастесону и Кауфману найти подтверждение своим гипотезам или эпиольмекские иероглифы так и останутся в ряду недешифрованных письменностей.

 

Ссылки по этой теме:

Ancient Mask Adds to Corpus of Isthmian Script
http://www.mesoweb.com/reports/isthmian.html

Epi-Olmec Writing
http://www.ancientscripts.com/epiolmec.html

Epi-Olmec Hieroglyphic Writing (Terrence Kaufman)
http://www.albany.edu/anthro/maldp/EOTEXTS.pdf

A Newly Discovered Column in the Hieroglyphic Text on La Mojarra Stela 1:
A Test of the Epi-Olmec Decipherment (John S. Justeson, Terrence Kaufman)
http://www.sciencemag.org/feature/data/justeson.shl


КОМЕНТАРИИ

1 Houston S.D. Is Isthmian writing decipherable? // Древний Восток и античный мир: Труды кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ. Вып. 6. М., 2004. С. 105-118.

2 Medellin Zenil A. Monolitos ineditos olmecas // La palabra y el hombre: Revista de la Universidad Veracruzana. 1960. № 16. P. 75-97. The stela was linked to Isthmian by Karl Taube in a personal communication to Houston; see also: Stirling M. Stone Monuments of Southern Mexico. Washington, DC, 1943. (Bureau of American Ethnology Bulletin 138).

3 См.: Holmes W.H. On a Nephrite Statuette from San Andrés Tuxtla, Vera Cruz, Mexico // American Anthropologist. 1907. Vol. 9. P. 691-701; Méluzin S. The Tuxtla Statuette: An Internal Analysis of Its Writing System // Periphery of the Southeastern Classic Maya Realm / Ed. by G.W. Pahl. Los Angeles, 1987. P. 68-113; Méluzin S. Further Investigations of the Tuxtla Script: An Inscribed Mask and La Mojarra Stela 1. Provo, 1995. (Papers of the New World Archaeological Foundation; № 65); Winfield Capitaine F. La Estela 2 de La Mojarra, Veracruz, México // Research Reports on Ancient Maya Writing. Washington, DC, 1988. № 16; also Anderson L.B. The Writing System of La Mojarra and Associated Monuments. 2nd ed. Washington, DC, 1993. Vol. 1-2.

4 Justeson J.S., Kaufman T. Un desciframiento de la escritura jeroglífica epi-olmeca: Métodos y resultados // Arqueología. 1992. Vol. 8. P. 15-26; Idem. A Decipherment of Epi-Olmec Hieroglyphic Writing // Science. 1993. № 259. P. 1703-1711; Idem. A Newly Discovered Column in the Hieroglyphic Text on La Mojarra Stela 1: A Test of the Epi-Olmec Decipherment // Science. 1997. № 277. P. 207-210; Idem. Epi-Olmec Hieroglyphic Writing and Texts. Austin, TX, 2001; Idem. The Proceedings of the Maya Hieroglyphic Workshop: Epi-Olmec Writing: Transcribed by Phil Wanyerka. Austin, TX, 2001.

 

5 Coe M. On 'Not Breaking the Indus Code' // Antiquity. 1995. Vol. 69. P. 393-395.

 

6 Justeson J.S., Kaufman T. Epi-Olmec Hieroglyphic Writing and Texts; Idem. The Proceedings of the Maya Hieroglyphic Workshop: Epi-Olmec Writing.

7 Justeson J.S., Kaufman T. Epi-Olmec Hieroglyphic Writing and Texts. P. 27; Idem. The Proceedings of the Maya Hieroglyphic Workshop: Epi-Olmec Writing. P. 192.

8 Justeson J.S., Kaufman T. The Proceedings of the Maya Hieroglyphic Workshop: Epi-Olmec Writing. P. 147.

9 Justeson J.S., Kaufman T. Epi-Olmec Hieroglyphic Writing and Texts. P. 28.

10 Justeson J.S., Kaufman T. The Proceedings of the Maya Hieroglyphic Workshop: Epi-Olmec Writing. P. 102, 134, 141.

11 Ibid. P. 178.

12 Ibid. P. 175. John Clark, личное сообщение, 2002.

13 Justeson J.S., Kaufman T. The Proceedings of the Maya Hieroglyphic Workshop: Epi-Olmec Writing. P. 104.

14 Justeson J.S., Kaufman T. Epi-Olmec Hieroglyphic Writing and Texts. P. 27-28.

15 Justeson J.S., Kaufman T. Epi-Olmec Hieroglyphic Writing and Texts. P. 28; Idem. The Proceedings of the Maya Hieroglyphic Workshop: Epi-Olmec Writing. P. 104, 105, 150.

16 Justeson J.S., Kaufman T. The Proceedings of the Maya Hieroglyphic Workshop: Epi-Olmec Writing. P. 150.

17 Ibid. P. 123-127, 209-210, 217-218.

18 Macri M.J., Stark L.M. A Sign Catalog of the La Mojarra Script. San Francisco, 1993. (Pre-Columbian Art Research Institute Monograph, № 5).

19 Justeson J.S., Kaufman T. A Newly Discovered Column in the Hieroglyphic Text on La Mojarra Stela 1... P. 210.

20 Ibid. P. 206.

21 Justeson J.S., Kaufman T. The Proceedings of the Maya Hieroglyphic Workshop: Epi-Olmec Writing. P. 177-179.

 


 

Вложение: 3567829_Pismennost_olmekov.doc


Строительство ольмеков.Ольмеки на других монетах.

Понедельник, 12 Февраля 2007 г. 21:03 + в цитатник
 (153x153, 8Kb) (319x500, 59Kb)

  (452x221, 34Kb)

 (224x230, 26Kb) (157x157, 8Kb)

                                       Мексиканская монета-20 сентаво 1983г.,посвящённая культуре ольмеков.

Крупнейший церемониальный центр ольмеков в Табаско, находящийся на небольшом острове, полностью окруженном болотами и не имеющем пахотной земли и строительного камня. Основными сооружениями Ла Венты являются огромная пирамида из глины и вспомогательные постройки, платформы и дворцы, простирающиеся на 2,4 км. Ла Вента знаменита каменной скульптурой, ритуальными строениями из серпентиновых блоков, доставленных за 100 миль (161 км), и приношениями из резного гагата. Основные постройки возведены около 1000 г. до н.э. и разрушены 500 или 600 лет спустя.

  (200x198, 10Kb) (200x200, 12Kb) (200x196, 11Kb) (200x200, 13Kb)

 Золотая монета-100 песо 1996г. с изображением ольмека-священника.

 Серебряная монета-5 песо 1995г.с изображением церемониального топора. 

                                                   Серебряные монеты

 

 (193x200, 10Kb) (200x200, 12Kb) (200x200, 10Kb) (200x200, 12Kb)

                               1-аб                                                                              2-аб

 (200x200, 12Kb) (200x200, 13Kb) (198x200, 11Kb) (200x200, 13Kb)

                                                           3-аб                                                                               4-аб

1-аб-серебряная монета-10 песо 1996г. с изображением статуи ольмекской головы.

2-аб-серебряная монета-5 песо 1996 г. с изображением священника с детёнышем ягуара.

3-аб-серебряная монета-5 песо 1996 г. с изображением ягуара.

4-аб-серебряная монета-5 песо 1996 г. с изображением борца.

Смотри вложение !!!

 

Вложение: 3574290_olmekidoc1.doc

Рубрики:  Индеанистика

Ольмеки

Понедельник, 12 Февраля 2007 г. 20:46 + в цитатник

Ольмеки и эпиольмеки > История и культура

Ольмекская культура

Д.Д. Беляев

 

Ольмекская культура сложилась и развивалась во влажных низменностях на побережье Мексиканского залива на территории нынешних штатов Веракрус и Табсако. Основную зону ольмекской культуры прорезают текущие в Мексиканский залив реки: Папалоапан на западе, Коацакоалькос в центре и Грихальва на востоке и занимает около 18 тыс. кв. км. Здесь расположены основные ольмекские памятники - Ла-Вента, Сан-Лоренсо, Трес-Сапотес.

Как показали археологические исследования, самые ранние следы обитания в районе Ла-Венты относятся уже к концу III тыс. до н.э. Первые поселенцы освоили экологические зоны речных эстуариев и создали комплексную экономику с использованием земледелия (маис, дававший три урожая в год, бобы, авокадо), морских и речных ресурсов. Первые поселения представляли собой небольшие деревни в орошаемых зонах. В фазу поздний Бари (1400-1150 гг. до н.э.) в этом районе располагалось четыре небольших поселения, а центр области, видимо, располагался в Сан-Андресе. Между 1400 и 1150 гг. до н.э. произошло наводнение, вероятно, затопившее Сан-Андрес, что привело к возвышению Ла-Венты.

В Сан-Лоренсо наиболее ранние слои относятся к фазам Охочи (1500-1350 гг. до н.э.), Бахио (1350-1250 гг. до н.э.) и Чичаррас (1250- 1150 гг. до н.э.). Именно из Сан-Лоренсо происходят первые свидетельства формирования в ольмекском регионе ранних социально-политических структур - вождеств. По определению Роберта Карнейро, вождество это «автономное политическое образование, объединяющее несколько деревень под постоянным контролем верховного вождя».

Исследования мексиканских и американских археологов в долине р. Коацакоалькос выявили трехуровневую поселенческую иерархию. Первый уровень представлен Сан-Лоренсо. Второй уровень - это поселения с террасами и площадью до 25 га. Третий уровень составляют многочисленные деревушки и изолированные домохозяйства.

Сан-Лоренсо между 1150 и 900 гг. до н.э. превратился в обширное поселение, занимавшее вершину и склоны невысокого плато. Его площадь определяется по-разному: 52,9 га, 300 га и даже 690 га. Однако Сан-Лоренсо разительно отличается от более поздних мезоамериканских памятников отсутствием монументальной архитектуры. Хотя на вершине плато располагался традиционный архитектурный комплекс из площади и искусственных земляных холмов, они датируются более поздним среднеформативным временем. В связи известный археолог Майкл Ко выдвинул гипотезу, что все плато представляло собой искусственную постройку, которая имела «форму летящей птицы». Это широко распространившаяся идея была опровергнута раскопками 1990-х гг., показавшими, что плато было естественным, хотя его склоны были модифицированы, чтобы создать многочисленные жилые террасы.

Самой важной постройкой в Сан-Лоренсо был так называемый «Красный дворец» - большое длинное здание со стенами из утрамбованной земли и из известняковых и песчаниковых плит и крышей из пальмовых листьев. Под полом находился акведук из базальтовых желобов.

Место архитектуры в идеологии ольмеков играла скульптура. Корпус монументов Сан-Лоренсо включает 10 колоссальных голов из базальта, алтари/троны и несколько десятков различных антропоморфных и зооморфных изваяний. В меньших количествах монументы были обнаружены и в окружающих поселениях. Однако колоссальные головы встречаются только в Сан-Лоренсо, а в поселениях второго уровня находят лишь алтари/троны (например, в Потреро-Нуэво) и статуи сидящих мужчин со знаками высокого статуса (ожерелья, серьги) в сложных головных уборах.

Колоссальные головы, очевидно, изображали правивших в Сан-Лоренсо верховных вождей, о чем говорит их незначительное количество и концентрация в центральном поселении. Хотя головы не являются индивидуальными портретами, но они отличаются друг от друга. Кроме того, каждая голова имеет свой особый шлем. Известно, что в Мезоамерике головной убор служил основным показателем статуса человека. Более того, в классический период в головные уборы часто вписывались именные иероглифы царей и знати. Хотя у ольмеков письменности еще не было, но уже существовала сложная символическая иконографическая система. По аналогии с позднейшей традицией можно предположить, что символы на шлеме могут передавать имена и титулы вождей.

Как показал американский исследователь Дэвид Гроув, так называемые «алтари» в действительности представляли собой троны. Трон, по-видимому, был символом власти вождя. Находки тронов в поселениях второго уровня говорят о существовании иерархии вождей. Дж. Портер продемонстрировал, что многие головы были высечены из тронов. Он полагает, что они использовались в рамках одного цикла: трон (использовался инаугурации) - голова (посмертный портрет?). Но это происходило лишь с тронами Сан-Лоренсо и других центров первого уровня.

Статуи сидящих мужчин, по мнению Дж. Кларка, изображают второстепенную элиту, не принадлежавшую к роду верховных вождей. Следовательно, распределение монументов отражает политическую иерархию.

Социальная стратификация в Сан-Лоренсо прослеживается по материалам домашней архитектуры. На вершине плато располагались большие жилища, в сооружении которых использовался камень, а на террасах по склонам - небольшие дома со стенами из глины и утрамбованной земли. Таким образом, можно говорить о выделении двух рангов - элиты и общинников. При этом общинники имели доступ к таким «престижным» материалам как резная и расписная керамика и обсидиан.

Ремесло, в частности изготовление каменных орудий и керамики, практиковалось на домашнем уровне. Однако изготовление каменных скульптур происходило не на общинном уровне. Исследованные археологами мастерская по обработке базальта и по переделке монументов располагались недалеко от «Красного дворца» и были с ним связаны.

Раннеформативная история Ла-Венты (фаза ранняя Ла-Вента, 1150-800 гг. до н.э.) исследована хуже. Тем не менее, наличие здесь колоссальных голов говорит о том, что уже до 900 г. до н.э. она стала центром другого важного вождества.

Третий центр, где были найдены головы - Трес-Сапотес. В некоторых последних работах он более не рассматривается как ольмекский центр. Тем не менее, колоссальные головы не позволяют отнести это поселение ко второму уровню иерархии. Раннеформативная керамика была обнаружена при раскопках в Лагуна-де-лос-Серрос, но все монументы с этого городища относятся, скорее, к среднеформативной эпохе.

Поселенческая иерархия из трех уровней, социальная система, состоящая из двух рангов, изображения лидеров в камне, символы власти - все это характерные признаки сложных вождеств, возникающих как объединение нескольких простых. По-видимому, Сан-Лоренсо был едва ли не самым первым сложным вождеством в Мезоамерике.

Около 900 г. до н.э. эпоха расцвета Сан-Лоренсо заканчивается. Этому предлагались как исторические (завоевание, социальная борьба), так и природные (вулканическая активность, изменение речного русла) объяснения. Однако сам центр заброшен не был (фаза Накасте, 900-700 гг.). Именно к среднеформативной фазе относится монументальная архитектура - земляные холмы и платформы, расположенные вокруг площадей. Изучение поселений вокруг также показывает, что упадок был относительным. Поселенческая иерархия по-прежнему состояла из трех уровней: 1) Сан-Лоренсо; 2) поселения с террасами, площадью до 25 га и несколькими земляными насыпями-платформами; 3) небольшие деревни без монументальной архитектуры. Центры второго уровня в некоторых случаях поменяли свое местоположение. В целом количество поселений в непосредственной округе Сан-Лоренсо уменьшилось, а на периферии выросло. Все это говорит о том, что сложное вождество Сан-Лоренсо, хотя и пережило определенный кризис, сохранилось без изменений.

Одновременно наблюдается резкий взлет могущества Ла-Венты. Возможно, это было связано с очередным изменением русла реки Бари. С рубежа II-I тыс. до н.э. оно пролегало в 2 км от Группы «А» в Ла-Венте, что давало возможность контроля за коммуникациями и облегчало перемещение ресурсов.

В районе Ла-Венты окончательно формируется трехуровневая поселенческая иерархия: поселения без маундов - поселения с центральным маундом - поселения с несколькими маундами. Население зоны между Ла-Вентой и Сан-Мигелем (эти памятники разделяет около 40 км) составляло не менее 10 000 человек. Ранговая структура видна из различий в домашней архитектуре, керамике и диете. Особенно показательна последняя: нижний сегмент населения питался маисом, рыбой, моллюсками и черепахами, а в рацион верхнего дополнительно входили крокодилы, олени и домашние собаки.

Ла-Вента достигла в размерах 2 кв. км. Отличительной ее особенностью являлись монументальные земляные постройки. Их сооружение началось в Х в. до н.э. Между 900 и 750 гг. до н.э. были сооружены комплексы «А» и «С». Центральной осью поселения являлась «Большая пирамида» - округлый в плане земляной холм высотой более 30 м. В строительстве пирамиды не было определено каких-либо этапов: похоже, что она была воздвигнута как единовременный проект в IХ в. до н.э. На север от пирамиды располагается двор, образованный несколькими длинными постройками (комплекс «А»). Возможно, уже в это время сложилась традиция создания сложных мозаик из серпентина, характеризующих Ла-Венту.

Следующие строительные этапы сопровождались закладкой мозаик из серпентиновых блоков (по-видимому, это были освятительные жертвы). После 600 г. до н.э. в группе «D» сооружается новый комплекс: небольшая пирамида, ориентированная на длинную платформу.

В среднеформативное время в Ла-Венте появляется новый тип монументальной скульптуры - стелы, которых известно восемь. Стела 1 изображает женщину в сложном головном уборе, стоящую в нише. На Стеле 2 представлен правитель в богатом одеянии с оружием в руках, окруженный шестью человеческими фигурами. Стела 3 - это сцена встречи двух знатных персонажей; один из них в пышной короне, как на Стеле 2, а второй изображен с бородой и «римским» профилем, видимо, олицетворяя этнически чуждый ольмекам тип. На Стеле 5 также видно несколько человек: правитель, который опознается по богатому одеянию и жезлу в руке, воин или игрок в мяч в шлеме перед ним и персонаж с нечеловеческими чертами лица и сетью на спине. Над сценой парит еще один сверхъестественный участник - очевидно, обожествленный предок.

На последнем этапе (V в. до н.э.) в комплексе «А» внутри Маунда А-2 сооружаются богатые захоронения. Гробница «А» состояла из 44 базальтовых колонн, образующих камеру размерами 4 м в длину, 2 м в ширину и 1,8 м в высоту. В ней были найдены останки двух юношей, покрытых красной краской и сопровождавшихся многочисленными объектами из жада (антропоморфные и зооморфные статуэтки, подвески, бусины), обсидиана, магнетита, и необычное ожерелье из шести хвостовых шипов ската, центром которого был искусственный шип из жада. К югу от Гробницы «А» находилась Гробница «Е», также изготовленная из базальтовых колонн. Перед ней был найден резной каменный саркофаг (Гробница «В»), изображающий мифического зверя с чертами ягуара и аллигатора. В саркофаге не было обнаружено костей, а лишь две серьги из жада с подвесками в виде клыков ягуара, статуэтка из серпентина и каменная проколка.

При раскопках в 1940-е гг. было обнаружено также несколько скоплений объектов из жада и других материалов без сопутствующих костных останков. Филипп Дракер обозначил их как «погребения-тайники» (с литерами «С» и «D»). Гробница «С», составленная из каменных плит, содержала украшения из жада, расположенные по форме тела. По мнению Мэтью Стирлинга, это связано с тем, что кости плохо сохраняются в болотистой почве, и в действительности перед нами обычные захоронения.

Другими важными среднеформативными центрами были Лагуна-де-Лос-Серрос и Лас-Лимас. В Лагуна-де-Лос-Серрос известно 28 каменных скульптур, среди которых зооморфные и сидячие фигуры, а также статуи правителей. Центр окружали несколько меньших по размерам поселений с одной или двумя скульптурами: Куаутотолапан, Ла-Исла, Лос-Мангос. Раскопки расположенного в 7 км поселения Льяно-де-Хикаро выявили следы специализированной мастерской по первичной обработке монументов из базальта Серро-Синтепек. С. Гиллеспи полагает, что элита Лагуна-де-Лос-Серрос частично контролировала базальтовые каменоломни и распространение камня по всему ольмекскому региону. Параллельно приходит в упадок Трес-Сапотес, что, возможно, связано с возвышением Лагуна-де-Лос-Серрос.

Лас-Лимас, расположенный на крайнем юге Ольмана, исследован хуже. Здесь была обнаружена статуя сидящего человека из зеленоватого камня (так называемый «Правитель из Лас-Лимас»). Исследования Х. Йадеуна (1977-1978) и последующие работы Х. Гомеса Руэды показали, что это городище было центром важного вождества, объединявшего по меньшей мере 27 поселений второго и третьего ранга.

В среднеформативное время такие типы монументальной скульптуры, как колоссальные головы и алтари исчезают В таком случае десять голов из Сан-Лоренсо, вероятно, представляют собой десять поколений династии, правившей в долине р. Коацакоалькос на протяжении 250 лет (1150-900 г. до н.э.). Если четыре головы из Ла-Венты частично им современны, то их можно отнести к 1000-900 гг. до н.э. Три головы из района Трес-Сапотес, видимо, изображают трех наиболее могущественных вождей в ХI-Х вв. до н.э. Отсутствие голов в других центрах, видимо, указывает на неравномерность политического развития раннеформативного Ольмана: в Трес-Сапотес, Сан-Лоренсо и Ла-Венте уже сформировались вождества сложные, а между ними продолжали существовать многочисленные простые.

Между 900 и 600 гг. до н. э на побережье Мексиканского залива существовало минимум пять сложных вождеств - Сан-Лоренсо, Ла-Вента, Лас-Лимас, Лагуна-де-Лос-Серрос и периферийный Трес-Сапотес. На основании регулярного распределения Сан-Лоренсо, Ла-Венты, Лагуна-де-Лос-Серрос и Трес-Сапотес (в среднем на расстоянии 50-60 км), Тимоти Ерл пришел к выводу, что они контролировали весь Ольман (около 12 000 кв. км). Похоже, что размеры вождеств по сравнению с раннеформативным временем выросли: Сан-Лоренсо, вероятно, подчинял такие поселения второго ранга за пределами собственно долины Коацакоалькоса, как Эстеро-Рабон, Сан-Исидро и Крус-дель-Милагро; Ла-Вента - Арройо-Сонсо и Лос-Солдадос.

Открытие укрепленного рвом и валом поселения Ла-Оахакенья между Сан-Лоренсо и Лас-Лимас показывает, что отношения между ольмекскими вождествами не были мирными. О политическом соперничестве говорит и тот факт, что Ла-Вента и Сан-Лоренсо входили в различные межрегиональные политико-экономические сети. Ла-Вента состояла в союзе с вождествами Центральночиапасской впадины и получала обсидиан с месторождения Сан-Мартин-Хилотепек, а Сан-Лоренсо был в альянсе с политиями тихоокеанского побережья и использовал обсидиан из Эль-Чайяля. Изображения отрубленных человеческих голов и оружия на стелах Ла-Венты говорят о том, что военная функция была одной из важнейших у ольмекских вождей.

Вождество Ла-Венты приходит в упадок около 400 г. до н.э., одновременно завершается фаза Палангана в Сан-Лоренсо, после которой этот центр забрасывается. Данная дата выбрана исследователями как конец ольмекской археологической культуры, хотя это скорее условность. Скорее речь должна идти о конце одного этапа в истории региона и начале другого. Трес-Сапотес испытывает подъем, также как и Лагуна-де-Лос-Серрос. Однако в целом ядро политического и культурного развития смещается на север, к горам Туштлы и распространяется вдоль побережья Веракруса. Наряду со старыми центрами вырастают новые - Серро-де-Лас-Месас, Вьехон. Новые столицы сохраняют многие традиции своих предшественников; поэтому позднеформативное общество побережья Мексиканского залива получило название эпиольмекского.

 


 

Артефакты ольмеков.Смотри вложение

Вложение: 3567624_Artefaktuy_Olmekov.doc

Рубрики:  Индеанистика

Индеец- сапотек Бенито Хуарес

Понедельник, 12 Февраля 2007 г. 12:03 + в цитатник
 (179x179, 10Kb) (181x181, 10Kb)

    Индеец   Бенито Хуарес  -президент Мексики.

1-а    (500x210, 42Kb)     2 (255x400, 27Kb) (500x211, 41Kb) (150x150, 9Kb)

                 книга                                                                       1-б                                                            3

   1-аб-мексиканская монета-50 песо 1987г. с портретом Б.Хуареса.

   2- купюра-50 песо 1981г. с портретом  Б.Хуареса.

  3-золотая монета-100 песо 2000г. с портретом Б.Хуареса.

Смотри вложение!

 

Вложение: 3574196_Biografiya.doc

Рубрики:  Индеанистика

Письменность сапотеков

Суббота, 10 Февраля 2007 г. 21:27 + в цитатник

Сапотекское иероглифическое письмо
(К проблеме синтаксического анализа надписей)

А.И. Давлетшин

 

Монумент MA-D-139-140.

 

Монумент 3 из Сан-Хосе-Моготе.

 

Стела из Монте-Альбана.

 

Царь-имперсонатор бога-ягуара.

 

Связанный пленник на монументе SP-8 Южной платформы

 

«Танцоры» Монте-Альбана

 

Плиты из Здания J.

 

Фрагмент полихромной сапотекской росписи.

 

Сапотекская урна с календарным иероглифом С на головном уборе.

 

Сапотекская урна с календарным иероглифом С на лбу и знаком холма на подставке

 

«Писец» из Куилапана

 

Сапотекская каменная притолока с знаком года 5 Олень

 

Сапотекская генеалогия в надписи из Национального Музея Антропологии.

 

Льенсо Гевеа.

 

Стела из Базана.

 

Иконографическая программа А.

 

Синтаксический анализ иконографической программы А.

 

Сапотекская иероглифическая письменность - самобытная система письма, возникшая задолго до прихода испанских конкистадоров на территории штата Оахака современной Мексики. К сожалению она продолжает оставаться недешифрованным, несмотря на почти двухсотлетнюю историю его изучения. В отечественной историографии работы, посвящённые сапотекской письменности, отсутствуют. Между тем, сапотеки являются создателями одной из самый древних культур не только Мезоамерики, но и всего Нового Света в целом.

Первые сапотекские надписи происходят из Монте-Альбана и датируются V-III вв. до н.э. (Монумент MA-D-139/140). Примерно этим же временем, чуть позже, датируется Монумент 3 из Сан-Хосе-Моготе, на котором упоминается календарное имя пленника (рис. 3). Отдельные надписи, датирующиеся второй половиной I тыс. до н.э., зафиксированы также в некоторых центрах Горной Гватемалы, однако тот факт, что в Монте-Альбане этого времени обнаружена целая группа письменных памятников, позволяет некоторым исследователям, прежде всего Джойс Маркус, утверждать, что именно сапотеки были первыми изобретателями письма в Мезоамерике1.

Сапотекские тексты представлены на различных носителях - кроме того, тексты на различных носителях отличаются друг от друга по содержанию. В доклассический и раннеклассический периоды небольшие колонки знаков фигурируют как подписи к изображённым персонажам на стелах, устанавливавшихся на Главной площади Монте-Альбана, и каменных плитах, которые были вмонтированы в здания. В качестве изображений, к которым даются подписи, выступают цари, имперсонирующие бога-ягуара, или связанные пленники, приготовленные для принесения в жертву. Среди подписей можно видеть знаки, несущие указания на дату, а также календарные имена изображённых персонажей2. Целая группа надписей представляет собой подписи - имена и указание на место происхождения - к так называемым «танцорам». «Танцоры» изображают изувеченных пленников в динамичных и разнообразных позах, поэтому ранние исследователи решили, что они танцуют. На каменных плитах из Здания J в Монте-Альбане засвидетельствованы победы царей города над близлежащими центрами: во многих случаях указывается не только имя покорённого селения, но также и дата события. В раннеклассический период надписи покрывают могильные плиты, а в позднеклассический - стены, дверные проёмы и притолоки погребальных камер. В некоторых гробницах были обнаружены полихромные росписи с надписями. Важный элемент погребального инвентаря у сапотеков - керамические «урны», изображающих богов и предков, с иероглифами, передающими их календарные и личные имена. В редких случаях надписи появляются на предметах мелкой пластики, например, керамических и каменных статуэтках (как, например, «Писец из Куилапана») или музыкальных раковинах. В позднеклассический период надписи на монументальных памятниках - каменных плитах, притолоках и в отдельных случаях фасадах зданий - преображаются: некалендарные знаки практически исчезают, остаются только указания на дату события (да и то не всегда) и календарные имена, которые обычно располагаются свободно по всей сцене, не образуя единого текста (рис. 12). В совокупности с изображёнными сценами такие надписи запечатлевают генеалогии правителей, иногда генеалогические списки имён вынесены отдельно. По жанру и принципу функционирования эти памятники напоминают рукописи миштеков и астеков.

Начиная с IХ в. монументальные надписи исчезают, однако от эпохи конкисты до нас дошло несколько мапас и льенсос - полос ткани с записями генеалогий и наследных владений знатных родов с пояснениями на испанском языке. Нам известно восемь раннеколониальных кодексов, созданных в ХVI в. сапотекской знатью: «Льенсо Гевеа», «Льенсо Уилотепек», «Генеалогия из Макуильшочитля», «Льенсо Тильтепек», «Льенсо Табаа», «Сапотекская генеалогия», «Генеалогия из Этлы», «Генеалогия из Оахаки». В них, несмотря на европейское влияние, сохранялась древняя традиция генеалогий. Их отличительная особенность - отсутствие дат для доиспанской эпохи.

«Льенсо Тильтепек» представляет собой родословную колониальных правителей Сан-Мигель-Тильтепека в 12 поколениях (приблизительно с ХII-ХIII в.). «Льенсо Гевеа» и «Льенсо Уилотепек» совмещают карту владений и генеалогию. «Генеалогия из Макуильшочитля» повествует о 15 поколениях владетелей Макуильшочитля, сменивших сапотекских князей Ламбитьеко. В рукописи изображены правители и их жены, рядом латиницей подписаны их имена и места, откуда происходят женщины3.

Общее количество сапотекских надписей невелико - чуть более 600 текстов. Их число растёт за счёт публикаций памятников, хранящихся в частных коллекциях и запасниках музеев, а также археологических раскопок. Как можно было видеть из приведённых примеров, сапотекские надписи, как правило, коротки и состоят всего лишь из нескольких знаков. В исключительных случаях размер надписи составляет несколько десятков знаков (например, так называемая «Стела из Базана»). Маленький объём дошедших до нас текстов представляет серьёзное препятствие для дешифровки, однако как можно было видеть содержание многих надписей достаточно «прозрачно» в свете комбинаторных данных. В то же время до сих пор не было предложено ни одного убедительного фонетического чтения для какого-нибудь знака, иными словами, на данный момент сапотекские надписи читаются только условно и на каком угодно языке. Причина последнего, на мой взгляд, во многом коренится в традиционном «пиктографическом» подходе к изучению письменностей Центральной Мексики и штата Оахака.

Для того, чтобы добиться сколько-нибудь надёжных результатов при изучении некой письменности необходимо рассматривать и изучать её как письменность. Лучшее определение письменности, которое мне известно, состоит в следующем: «письменностью называется совокупность определённого набора абстрактных символов и определённого свода правил их употребления, специально приспособленных для передачи сообщений на определённом языке». Сущность любой письменности во многом определяется языком, который она передаёт. Поэтому первый вопрос, на который должен быть получен ответ: «для передачи какого языка используется данная письменность?». До тех пор пока нет ответа на этот вопрос, фонетический анализ письменности остаётся практически невозможным. Если мы обратимся с подобным вопросом к работам, посвящённым сапотекской письменности, то увидим, что ситуация в данной области плачевна - единственным основанием для идентификации надписей как написанных на сапотекском языке, является их географическое распределение. Надписи обнаружены как раз в тех местах, где сегодня проживают сапотеки и где они проживали в момент прихода испанцев.

Не подлежит сомнению, однако, что язык надписей должен быть определён на основании внутренних данных текста - достаточно вспомнить, например, о различных языках линейных письменностей А и В древнего Крита. Необходимость языковой идентификации станет тем более очевидной, если вспомнить о том, что в современном штате Оахака проживает больше языковых семей, чем во всей Европе (между прочим, абсолютно не связанных между собой генетическим родством).

На данный момент единственным аргументом в пользу определения языка надписей как сапотекского считается наблюдение, сделанное Джоном Джастесоном с соавторами, которые в 1985 г. отметили, что в сапотекских надписях цифры часто идут после знаков дней, а сапотекский является единственным языком в Мезоамерике, в котором числительное следует за существительным, которое оно определяет4. Однако уже в 1986 г. Джастесон пишет, что такие отношения между числительными и существительными нехарактерны для сапотекского языка и зафиксированы только один раз - в грамматике монаха Хуана де Кордовы 16 века и исключительно в названиях дней священного 260-дневного календаря5. Последнее, по всей видимости, связано со специфической структурой имён дней. Таким образом, вышеупомянутый факт не может рассматриваться как аргумент для определения языка текстов.

Для проверки гипотезы о сапотекском характере языка надписей я предлагаю использовать синтаксические данные текстов, что мне представляется удобным по следующим причинам. Во-первых, из работ, посвящённых изучению современных сапотекских языков, мы знаем, что порядок слов в данных языках очень строгий и не терпит исключений - «глагол-субъект-объект», при чём, наречия времени занимают начальную позицию в высказываниях. Во-вторых, короткие надписи-подписи к изображенным персонажам очевидно представляют собой отдельные фразы, что делает их удобными для проведения синтаксического анализа. В-третьих, изображения выступают в качестве своеобразной искусственной билингвы, позволяя контролировать исследование контекстуально.

Необходимо отметить, что в своей диссертации 1980 г. Гордон Уиттакер высказал предположение, что надписи на плитах из здания J в Монте-Альбане проявляют порядок слов характерный для сапотекского языка «в такой-то год было захвачено такое-то селение»6. Однако особенность надписей на плитах из здания J, где предполагаемый глагол пишется слитно с топонимами, не позволяет использовать данную интерпретация как аргумент в пользу сапотекского синтаксиса изучаемых надписей (впрочем Уиттакер подобной задачи и не ставил). Следует отметить, что для синтаксического анализа можно использовать только надписи периода Монте-Альбан I-IIIa, поскольку на основании анализа написаний цифр ясно, что в сапотекских надписях в период Монте-Альбан IIIb-IV кардинально изменяется стратегия письма - вместо последовательностей знаков со строгим порядком чтения, которые передают отдельные высказывания, появляются так называемые «вписанные» тексты, представляющие собой календарные имена и даты, которые не могут быть «прочитаны» без иконографического контекста («вписанные тексты» характерны для многих других письменностей Мезоамерики)7.

Если принять во внимание вышеприведённые соображения, можно видеть, что гипотеза о сапотекском характере языка надписей выдерживает проверку с помощью синтаксического «теста». Надписи всегда начинаются с иероглифа «носителя года», указывающего на дату, когда описываемое событие имело место, - наречие времени (рис. 2). Затем следует один, реже несколько знаков, варьирующихся от текста к тексту. После всегда идёт календарное имя, являющееся субъектом. После календарных имён изредка появляется крайне ограниченная группа знаков. Соответственно, знак перед календарным именем может быть определён как глагол или, если это несколько знаков, как глагол и личное имя, какая-та характеристика субъекта. Знак после календарного имени может быть определён как объект или титул (часть субъекта). Таким образом, в нашем распоряжении есть некоторое свидетельство в пользу того, что язык надписей сапотекский - свидетельство, однако, не стопроцентное, поскольку он может быть и не сапотекским, но лишь совпадать с сапотекским по синтаксической структуре.

На мой взгляд, важным результатом синтаксического анализа следует считать то, что надписи становятся структурно «прозрачными», что позволяют получить дополнительную информацию. Например, можно видеть, что в большинстве случаев предполагаемый «глагол» передаётся одним знаком - глаголы же в сапотекских языках изменяются как флективно, так и агглютинативно. Представляется, что разрешить данное противоречие можно только одним способом - предположить, что отдельные знаки передают отдельные словоформы, а не основы слов, иными словами, сапотекская письменность крайне логографична. Аналогичные примеры зафиксированы в наиболее ранних памятниках других древних письменностей, например, египетской и шумерской. Такое предположение представляется вероятным также и потому, что в сапотекских языках выделить основу глагола практически невозможно. Это объясняет также, почему фонетические подтверждения и написания до сих пор не были обнаружены, - если их и можно найти, то только в записях топонимов и личных имён.

В качестве примера, показывающего перспективность «синтаксического подхода», я выбрал последовательность каменных плит с надписями, вмонтированных в стены Южной Платформы - так называемая иконографическая программа А, которая недавно была проанализирована мексиканским исследователем Хавьером Урсидом8. Надписи и изображения на памятниках данной группы параллельны, что делает их удобными для синтаксического анализа. Они посвящены ритуальному захвату пленников, которое совершалось в определённые календарные периоды времени, о чём свидетельствует тот факт, что разница между запечатлёнными событиями всегда кратна двум годам. После «носителей года» идёт так называемый знак «рыба», который встречается в подписях к изображениям связанных пленников и поэтому может быть условно прочитан «был захвачен» или «был связан» (в соответствии с особенностями сапотекского языка буквальный перевод мог бы быть «захватился» или «захваченный есть»). После знака «рыба», как правило, следует группа знаков, которая варьирует от текста к тексту и сопровождается знаком, изображающим «отпечатки ног». Х. Урсид показывает на основании комбинаторных и иконографических данных, что эта группа знаков должна передавать топонимы. В то же время он предполагает, что знак «отпечатки ног» передаёт какой-то глагольный суффикс, а вся совокупность знаков в целом означает «пришёл из такого-то места». Данная интерпретация представляется маловероятной, поскольку в этом случае часто два предполагаемых глагола оказываются соположенными вместе, а необходимый между ними субъект отсутствует. Кроме того, в сапотекских языках суффиксы при изменении глаголов не используются. Мне представляется, что такие группы знаков передают эпитеты со значением «человек из такого-то места», причём, «отпечатки ног» передают суффикс, образующий эпитеты с таким значением от топонимов. Следующую позицию занимают знаки 260-дневного календаря и цифры, передающие календарные имена изображённых персонажей. В исключительных случаях за календарными именами следуют некалендарные знаки, чаще всего, это знак «сумочка». Я полагаю, что «сумочка» передаёт титул (что-нибудь вроде «владыка» или «царь»), поскольку иногда этот знак используется в подписях, представляющих собой исключительно имена (в которых отсутствуют глаголы), а иногда он употребляется в финальной позиции после предполагаемых глаголов. Именно синтаксические данные позволяют утверждать, что знак «сумочка» не может передавать число 20, как считал Альфонсо Касо9, или объект действия. Небезынтересно, что знак возможно изображает сумочку для копала, которая появляется на мезоамериканских предметах искусства в руках персонажей высокого ранга и является символом высокого статуса. Таким образом, подписи на плитах Южной Платформы могут быть проинтерпретированы следующим образом: «в такой-то год был захвачен человек из такого-то селения, календарное имя персонажа, его титул», «в такой-то год - календарное имя персонажа, его титул» и т.д.

 


КОММЕНТАРИИ

1 См.: Marcus J. The origins of Mesoamerican writing // Annual Review of Anthropology. 1976. Vol. 5. P. 79-90; Marcus J. Zapotec Writing // Scientific American. 1980. Vol. 242, № 2. P. 50-64.

2 В Мезоамерике человек получал особое календарное имя по дню священного 260-дневного календаря, в который он родился. Календарное имя состояло из сочетания цифры - порядкового номера дня внутри 13-дневной недели - и названия дня внутри 20-дневного месяца.

3 Guevara J. El Lienzo de Tiltepec. Extinción de un señorio zapoteco. Méico, 1991; Paddock J. Comments on the Lienzos of Huilotepec and Guevea // The Cloud People. Divergent Evolutions of the Zapotec and Mixtec Civilizations / Ed. by K.V. Flannery and J. Marcus. New York et al., 1983. P.308-313; Whitecotton J. The Genealogy of Macuilxochitl: a 16th-century Zapotec pictorial from the Valley of Oaxaca // Notas Mesoamericanas. Puebla, 1983. No.9. P.58-75.

4 Justeson J.S., Norman W.M., Campbell L. and Kaufman T. The foreign impact on Lowland Mayan language and script, Middle American Research Institute Publication 53. New Orlean, 1985.

5 Justeson J.S. The origins of writing systems: Preclassic Mesoamerica // World Archaeology. 1986. Vol. 17, №3. P.437-458.

6 Whittaker G. The hieroglyphics of Monte Alban. Ph.D. dissertation, Yale University, 1980.

7 Davletshin A. «Las cuentas parlantes zapotecas» procedentes del Cenote Sagrado de Chichén Itzá. Ponencia presentada en el Xº Congreso de la Federación Internacional de Estudios sobre América Latina y el Caribe, 26-29 de junio de 2001, Moscú.

8 Urcid J. Zapotec hieroglyphic writing. Studies in Pre-Columbian Art and Archaeology, №34. Washington, D.C., 2001.

9 Caso A. Las estelas zapotecas. México, 1929.

 


 

 

Артефакты сапотеков.Смотри вложение

Вложение: 3567311_Artefaktuy_Sapotekov.doc

Рубрики:  Индеанистика

Вооружение

Суббота, 10 Февраля 2007 г. 20:56 + в цитатник

 (218x400, 28Kb) (305x400, 30Kb) (192x391, 21Kb)

                             1                                                2                                3

  (379x400, 38Kb) (99x400, 10Kb) (154x393, 13Kb)

                                 4                                    5                      6

1-Миштеки. Военный предводитель и жрец.

2-Миштеки. Слева на право жрец, правительница и воин-пращник.

3-Сапотеки. Военный барабанщик

4-Сапотеки. Жрец и военный предводитель.

5-Миштеки. Флагоносец.

6-Миштеки. Воин-пращник.

Рубрики:  Индеанистика

Презентация книги

Суббота, 10 Февраля 2007 г. 18:16 + в цитатник

 (293x500, 18Kb) (232x600, 46Kb) (332x500, 46Kb)

         9.02.2007. в СПб в эсперанто клубе "Amikaro"  ДК им.Шелгунова  состоялась презентация данной книги эсперантистом  Михаилом  Бронштейном.

  (378x400, 73Kb) (500x315, 93Kb)

   В ходе встречи М.Бронштейн рассказал о своей книге,декламировал стихи,пел под гитару э-песни и оставил приглашение  на встречу эсперантистов 6 марта 2007г. в г.Тихвине Ленинградской области.

 (699x441, 88Kb)

Одна из фотография из данной книги.

   

Рубрики:  Эсперанто

Сапотеки и миштеки

Пятница, 09 Февраля 2007 г. 23:08 + в цитатник

Сапотеки и миштеки > История и культура >

Древняя история Оахаки

Беляев Дмитрий

Оахака - один из важнейших историко-культурных регионов Мезоамерики. В древности он охватывал территорию современного штата Оахака, восток штата Герреро и юг штата Пуэбла. Большая часть Оахаки - это высокосейсмичная горная система. Южная Сьерра-Мадре (высота 2500-3400 м), покрытая горными сосновыми и смешанными лесами. Оахака расположена на стыке важных торговых путей, связывающих Центральную Мексику с Юго-Восточной Мезоамерикой.

В древности этот регион населяло большое количество народностей, наиболее многочисленными из которых были сапотеки и миштеки.

Карта

 

Сапотекские и миштекские государства.

Оахака была одним из первых очагов формирования государственности в Мезоамерике. В V в. до н. э. был основан Монте-Альбан. Первые письменные памятники появились в Оахаке еще в I тыс. до н. э. Они представляют собой каменные монументы с изображениями страдающих пленников, зачастую с выпущенными внутренностями, рядом с которыми высечены их календарные имена. Неправильная идентификация поз, в которых изображены эти пленники, привела к тому, что их назвали «танцорами». В III-II вв. до н. э. в Монте-Альбане была воздвигнута грандиозная галерея из более, чем 300 «танцоров». Очевидно, она запечатлела ход завоевания долины Оахаки правителями Монте-Альбана. Во II в. до н. э. сапотекское вождество трансформируется в государство со столицей в Монте-Альбане.

Ко II в. н. э. его цари завоевали целый ряд областей за пределами Оахаки и контролировали торговлю между Центральной Мексикой и тихоокеанским побережьем. Монте-Альбан был тесно связан с Теотиуаканом, откуда поставлялся обсидиан. В самом Теотиуакане существовал квартал, где жили сапотекские ремесленники и торговцы.

Во времена расцвета население Монте-Альбана достигало 25 000 чел. Процветанию способствовало наличие плодородной земли, древесины, воды, глины, сланца, соли и известняка. Со сложением единого сапотекского государства изменился характер триумфальных монументов. На смену «танцорам» пришли более пространные надписи на каменных панелях, в которых упоминаются даты, топонимы и календарные имена пленников. Победные монументы, в соответствии с общемезоамериканской традицией, располагались в самом центре Главной площади Монте-Альбана. В III-VI вв. н. э. основной формой письменных памятников в Монте-Альбане становятся надписи на стелах. Они посвящены воцарениям, завоевательным походам и ритуалам сапотекских царей.

Миштеки заселяли западную часть Оахаки. Их история тесно связана с сапотекской, первые местные протогорода (Монте-Негро, Йукуита, Уамелульпан, Серро-де-Лас-Минас) чуть моложе Монте-Альбана. Ранние государства Миштека-Альты (Уамелульпан и Йукуита) возникли во II в. до н. э. как ответ на внешнюю экспансию Монте-Альбана. После распада первых миштекских государств в III-IV вв. н.э. Миштека-Альта превратилась в конгломерат небольших княжеств, связанных друг с другом брачными связями и союзами, которые иногда объединялись в непрочные «гегемонии».

В миштекских областях формируется особый стиль надписей - Ньуинье. Он известен как в горных долинах Миштека-Альты (Тидаа, Серро-Энкантадо, Тилантонго, Йукуньудауи и др.), так и в предгорьях Миштека-Бахи (Серро-де-Лас-Минас, Текиштепек, Уахуапан и др.). Содержание надписей Ньуинье такое же, как и в Монте-Альбане: воцарения, войны, ритуалы. Появляются также надписи на тихоокеанском побережье и в Герреро.

Начиная с VII в. сапотекское государство вступило в полосу кризиса, началось усиление провинциальных центров, таких как Саачила, Куилапан, Ламбитьеко, Шошокатлан, Макуильшочитль, Этла, Уицо. В этих городах появляются надписи, ранее отсутствовавшие. Древняя столица теперь почиталась как «дом предков» и использовалась для захоронений знати. Длинные повествовательные надписи исчезают, и их место занимают изображения с сопутствующими календарными именами. Масштабные стелы сменяются небольшими палетками, помещавшимися внутри гробниц. В настоящее время известно более 200 таких палеток. Как правило, на них изображены супружеские пары: мужчина напротив женщины, между ними располагаются ритуальные объекты. Над ними помещается так называемый мотив «небесных челюстей» - изображение портала в мир предков. По-видимому, на этих монументах изображены различные церемонии, проводившиеся местными князьями - заключения браков, принесение жертв божествам, общение с предками и т.д. Наиболее популярны сцены браков, которых известно более 20. Часто супруги сидят на циновках (символ власти) или на иероглифах-топонимах, называющих владения, откуда они родом.

В постклассический период долина была поделена между 20 небольшими княжествами, сильнейшим из которых была Саачила. В ХIV в. началась экспансия на восток, в сторону перешейка Теуантепек, где было основано новое княжество. В 1480-е годы на территорию Оахаки вторгся астекский император Ашайакатль, которому удалось разбить коалицию сапотекских и миштекских князей. В 1486 г. на месте современного города Оахака была основана астекская крепость Уашаякак, где располагался военный гарнизон.

Миштеки. Военный предводитель и жрец Миштеки. Воин-пращник Миштеки. Жрец, правительница и воин-пращник Миштеки. Флагоносец

Вплоть до испанского завоевания горные районы Миштеки были поделены между десятками мелких княжеств, которые иногда объединялись в непрочные «гегемонии». Самая крупная из них была создана правителем 8 Олень «Лапа Ягуара» из Тилантонго (1095-1115 гг.), подчинившим земли от побережья до гор. Наследники 8 Оленя на побережье создали здесь могущественное государство Тутутепек, просуществовавшее до начала ХVI в. С ХII в. началось проникновение миштеков в долину Оахака. Миштекские князья заключали браки с сапотекскими династиями и оседали на их землях со своими родами как союзники. В конце ХV - начале ХVI вв. миштексие земли неоднократно подвергались нападениям астекских войск. Многие миштекские государства были подчинены и вошли в состав провинции с центром в Тлашиако.

Сапотеки. Военный предводитель и жрец Сапотеки. Военный барабанщик

 

Социально-политическая организация, экономика.

В постклассическое время общество Оахаки состояло из трех страт: знать (мишт. дзайя йаа, сап.), общинники-землевладельцы (мишт. ньандахи, сап.) и неполноправные безземельные (мишт. тай ситундайю, сап.). В классическое время, судя по археологическим данным, существовала та же структура. Простые общинники жили в небольших тростниковых хижинах или домах из кирпича-сырца, знать обитала в каменных дворцах с множеством комнат и богатыми захоронениями. Царские дворцы были раскопаны в Монте-Альбане и Йукуите.

В долине Оахака существовала сложная ирригационная система, поддерживавшаяся государством. В горных долинах Миштека-Альты использовалось террасное земледелие, и высокопродуктивная система лама-бордо - искусственных многоступенчатых террас в оврагах, на которых накапливалась плодородная почва. Профессиональные ремесленники работали на дворцовое хозяйство. В экономической жизни важную роль играла производственная специализация деревень с последующим распределением товаров через систему рынков. Для изготовления орудий труда использовались местные породы камня, и импортировался обсидиан из Центральной Мексики.

 

Культура и искусство.

Сапотеки разработали собственную систему иероглифического письма, заимствованную миштеками. Эта письменность ещё не дешифрована, но, по-видимому, она была словесно-слоговой, как письмо майя. С падением Монте-Альбана она выходит из употребления, и в Оахаке распространяется центральномексиканский вариант логографической письменности, в которой сфера применения фонетических знаков ограничена именами и топонимами.

Основным видом письменных памятников в постклассическое время являются рукописи-кодексы, среди которых выделяются религиозные и историко-генеалогические. В доиспанское время кодексы изготавливались из оленьей кожи (у миштеков) и из местной бумаги-амате. После испанского завоевания, в ХVI в. широкое распространение получили кодексы на европейской бумаге и на хлопковой ткани.

Сапотекских иероглифических кодексов до нас не дошло. Несколько рукописей были созданы в ХVI в. сапотекской знатью в долине Оахаки: «Льенсо Гевеа», «Льенсо Уилотепек», «Генеалогия из Макуильшочитля», «Льенсо Тильтепек», «Льенсо Табаа», «Сапотекская генеалогия», «Генеалогия из Этлы», «Генеалогия из Оахаки». В них, несмотря на европейское влияние, сохранялась древняя традиция генеалогий. Их отличительная особенность - отсутствие дат для доиспанской эпохи.

«Льенсо Тильтепек» представляет собой родословную колониальных правителей Сан-Мигель-Тильтепека в 12 поколениях (приблизительно с ХII-ХIII в.). В ней подробно перечисляются все жены и дети, включая не правивших. «Льенсо Гевеа» и «Льенсо Уилотепек» совмещают карту владений и генеалогию. Они происходят из сапотекского государства на перешейке Теуантепек, возникшего в ХIV в., и перечисляют правителей Саачилы - сапотекского центра на юге долины Оахаки. По-видимому, Саачила рассматривалась как центр притяжения всех сапотекских политий, хотя к ХV-ХVI вв. этот город потерял былую славу. «Генеалогия из Макуильшочитля» повествует о 15 поколениях владетелей Макуильшочитля, сменивших сапотекских князей Ламбитьеко. В рукописи изображены правители и их жены, рядом латиницей подписаны их имена и места, откуда происходят женщины.

Известно 7 доиспанских миштекских кодексов, таких как: Нэттол, Бодли, Селден, Виндобоненсис, Бекер II, Коломбино и Бекер I (два последних, видимо, были частью единого свода). Все они являются историко-генеалогическими по своему содержанию и посвящены династиям миштекских правителей. В ХVI в. миштеки называли их тониндейе, «история родов», а также наандейе, «воспоминания о прошлом». Кроме того, от раннеколониальной эпохи дошло 22 рукописи, записанных латиницей. Среди них выделяются льенсос и мапас (мишт. таниньо) - карты, изображавшие земли, подвластные династии.

Кодекс Селден (Codex Selden 3135), хранящийся в Бодлеанской библиотеке в Оксфорде, представляет собой изложение генеалогии правителей Аньуте (совр. город Санта Магдалена Хальтепек в долине Ночиштлана) от его основания до ХVI в. Он был создан ок. 1556 г. на основе более древних кодексов сер. ХIV в. Озабоченность создателей Селден только местной генеалогией привела к тому, что знаменитый завоеватель 8 Олень «Лапа Ягуара» упомянут в нем лишь однажды как отец трех девушек, вышедших замуж за сыновей правителя Аньуте.

Кодекс Селден Кодес Нэттол

Кодекс Нэттол (Codex Zouche-Nuttal), хранящийся в Британском Музее, состоит из двух частей. Реверс кодекса посвящена деяниям 8 Оленя «Лапы Ягуара» (1063-1115), подчинившего себе почти все миштекские земли. Аверс состоит из трех повествовательных блоков, каждый из которых сопровождается генеалогией: 1) история мифического предка 8 Ветер «Орел-Кремень» - четыре генеалогии первых правителей; 2) история правительниц по имени «3 Кремнь» - 5 генеалогий, одна из которых представляет собой генеалогию 8 Оленя «Лапы Ягуара»; 3) путешествие четырех первых правителей из Апоалы - список из четырех брачных пар и генеалогия. Кодекс был создан около 1330 г.

Кодекс Виндобоненсис, хранящийся в Вене (Codex Vin-dobonensis Mexicanus), также делится на аверс и реверс. Аверс из 52 страниц посвящен сотворению мира богами, происхождению первых людей и основанию миштекских династий. Реверс из 13 страниц - это обстоятельная родословная правителей Тилантонго (одного из крупнейших миштекских царств), перечисляющая всех правителей, их детей и т.д. Аверс Виндобоненсис был расписан до 1350 г., в то время как реверс моложе и был создан уже во 2-й пол. ХIV-ХV вв.

Кодексы Коломбино и Беккер I объединяются в единый свод, посвященный истории 8 Оленя «Лапы Ягуара» и его потомков в Тутутепеке на тихоокеанском побережье. Как полагал Альфонсо Касо, это наиболее древний кодекс, созданный еще в ХIII в.

Рукописи историко-геналогического содержания ХVI в., основанные на древней традиции, дошли и из других областей Оахаки: 16 - из княжеств чочо-пополока (север Оахаки и юг Пуэблы), 3 - куикатеков (север Оахаки), 4 - тлапанеков (юг Пуэблы).

Для сапотекского и миштекского искусства характерна сложность образов, высокая проработанность деталей. В классическое время широкое распространение получили антропоморфные керамические фигуры предков (так называемые «урны»), которые находят в погребениях. Высокого развития достигла каменная скульптура. В постклассический период у миштеков бурно развивается металлообработка. Миштекские ювелиры изготавливали украшения из тончайшей золотой фольги и проволоки.

Важным вкладом миштеков в мезоамериканскую культуру было создание стиля «Миштека-Пуэбла» в искусстве, в ХIII-ХV вв. ставшего «интернациональным». Многочисленные «мексиканские» элементы в различных культурах (например у юкатанских майя) являются не свидетельством мексиканского влияния или завоевания, а результатом культурных и торговых контактов, охватывавших всю Мезоамерику.

 


Артефакты миштеков.Смотри ниже

Вложение: 3567308_Artefaktuy_Mishtekov.doc

Рубрики:  Индеанистика


Поиск сообщений в nikolaj-smolenkin
Страницы: 14 ... 10 9 [8] 7 6 ..
.. 1 Календарь