Цитата сообщения Milendia_Solomarina
Поэтика руин: пост-настроение
Нарисуй мне себя в позаброшенном замке желаний
Тишину старых стен, поседевших от вечных снегов,
Сумасшедшей зимой обреченных на боль ожиданий -
Ожиданий неистовых вздохов и звонких шагов
(с) - Orast .
Живопись руин появилась в эпоху Возрождения. Но настоящая эстетика руин родилась лишь в 17 веке. Древние развалины становятся знаком связи времен, символом веков, незримо текущих над величаво спокойным пространством пейзажа. Они даже придают значимость самой природе, делая ее свидетелем истории. Города и замки, церкви и сады, образы далекого прошлого поражали воображение людей 18 века. Это был уже век туризма, русские и англичане, французы и немцы с путеводителем в руках, встречались на римских форумах. В разных странах искали различные впечатления от "поэтики руин".
Нарисуй мне постель - черный лед, белым шелком укрытый,
Нарисуй мне луну - ярко-ярко, до боли в глазах,
Пусть ее гордый свет оттолкнется от истины, скрытой
За безумием веры в твоих непокорных слезах. |
Пусть, впервые за тысячи лет, отраженный не льдом серебристым,
Он взлетит и растает, умрет, опалив горячо,
Нарисуй, нарисуй мне его! Ярким, ветреным, чистым,
За мгновенье да смерти, за миг до судьбы, а еще... |
Нарисуй мне себя - теплый свитер на голое тело,
Взмах невинной руки от колена к бедру и назад,
Дрожь на кончиках пальцев - привычно, красиво, умело,
Уносящих тебя то ли в вверх, в небеса, то ли в ад. |
Ветер, треплющий темные кудри по белому шелку,
То ли стон, то ли выдох, слетевший с прикушенных губ,
Нарисуй боль любви. И разбей... И кривому осколку
Подари мое имя - шута из неведомых трупп. |
Нарисуй мне свой сон - черной тушью по белым страницам,
Где рука не коснется груди, вдруг скользнув по вспотевшим плечам,
Где не будет меня... И совсем незнакомые лица
Будут ветрено - нежно шептать о любви по ночам. |
Нарисуй так, что б эти рисунки мне душу пороли,
Каждый штрих, как удар, кожу в клочья срывал со спины,
Что б до крика с надрывом, до ярости дикой, до боли
Ревновала тебя к замку снега и вечной зимы. |
Тихо... Боже, как тихо... Прости... Нет, не надо прощаний!..
Но перо по бумаге скрипит, отпевая любовь -
Ты рисуешь себя в позаброшенном замке желаний,
В тишине старых стен, поседевших от вечных снегов. |
Композиция: Шёпот звёзд.
В оформлении стихотворения использованы мои коллажи Шотландского аббатства
Inchmahome priory в совмещении с работами фото-художников Christiane Vleugels и Konstantin Kacev, поэзия - Заур Хадис
http://vk.com/id139047606 Для иллюстрации теоретической части - пейзажи руин европейских и Русских художников 17-18 веков.
Монастырь Inchmahome был основан Уолтером Комином (Walter Comyn) - Графом Ментейт в 1238 году для малочисленной августинской братии. Доказано, что до заложения монастыря на острове уже была церковь - место силы. Монастырь открывал свои двери для многих знатных гостей. Король Роберт Брюс посетил его три раза: в 1306, 1308 и 1310 годах, а в 1358 году будущий король Роберт Второй. В 1547 году аббатство Ичмахом служило прибежищем четырёхлетней Марии Стюарт, королевы Мэри (Queen Mary).
Руины многие века вдохновляли не только художников, но и поэтов. В словесном искусстве - вечном торжествующем во времени над природой и «материальной культурой», архитектурой, руины делаются частью природного пейзажа. Слияние руин и растений, травы, деревьев в единый образ «природы» происходит в эпоху неоклассицизма. Поэзия , пронизанная чувством ностальгии по прекрасному прошлому, идеальному «естественному состоянию», разовьется во Франции и Англии во второй половине 1760-х гг. и внесет особые акценты в тему руин.
История и роль руинизированной архитектуры были значительны, об этом говорит изобилие образов архитектуры, созданных в 17 и 18вв. В этих образах, начиная с Н.Пуссена, Э.Аллегрена, и кончая Г. Робером, воплощены архитектурные идеалы своего времени. Итальянский художник эпохи барокко Алессандро Маньяско, что писал фантастические пейзажи с архитектурными видами, в также французский художник Юбер Робер, оба включали в полотна руины, арки, колоннады, древние храмы, но в несколько фантастическом виде, с преувеличениями.
Французский академический классицизм в пейзажной живописи интересен,прежде всего в контексте «поэтики руин », как знаковой категории европейского классицизма. Пейзажи развалин, как жанр получили развитие благодаря художникам Венеции. Художники ведуты компоновали пространство города в глубинные, уравновешенные композиции, вместо панорамных пейзажей. При соединении получались видовые пейзажи.
1767 - исключительно «урожайный» год для художественного развития темы руин во Франции. Она воплощается сразу в нескольких заметных произведениях живописи и литературы. В поэме «Руины» Эме Амбруаза Жозефа Фетри (1720-1789) - поэта, подражавшего английским стихотворцам - Д.Томсону, А.Поупу, Э.Юнгу - поэзия обогащается сентиментальными нюансами. Поэме предпослан эпиграф из Вергилия; одинокий герой, влекомый меланхолией («сплином», как уточняет он на английский лад), гуляет у развалин античного храма и клеймит живущий в людях дух разрушения:
...Je pleure vainement sur l’humaine folie;
J’erre autour des morceaux de ces marbres épars;
Et tristement sur eux je porte mes regards.
А.Фетри любуется красотой руин, называя развалины Пальмиры «самыми чудесными во всем мире», и сетует по поводу людского тщеславия и жадности, пробуждающих жажду вражды и разрушений...
В те же годы французский художник Гюбер Робер (Юбер) (Hubert Robert, 22.05.1733 г., - 15.04.1808 г.,), становится признанным мастером классического пейзажа руин. Поэтика руин, исторической бренности формируется уже в его рисунках сангиной, сделанных на вилле д`Эсте под Римом (Лувр). В 1785-1787 годах Юбер Робер зарисовывал древности Прованса и Нормандии.
Художники 17-18 веков перенесли свое внимание на городское пространство, свободная красота разнопланового, пестроватого города. Как нарядная Венеция создала для всей Европы принципы изображения в живописи современного живого города, так и Рим оказался естественным центром для всех, изображавших историческую архитектуру, центром живописи руин.
Рим лежал в развалинах, жил среди грандиозных остатков своей двухтысячелетней истории. Руинами были Колизей, храмы, термы, которые были частью быта, их обживали. Пристраивая к каменным стенам хибарки, забивая досками дворцовые окна, прикрепляя деревянные лесенки к мрамору, покрывая соломой древние своды. И среди тех руин копошились художники и архитекторы со своими альбомами и рулетками, снова и снова пытаясь извлечь из них секреты вечной красоты...
Руины были воспроизведены и в эпоху Возрождения. Но настоящая эстетика руин родилась лишь в 17 веке. С тех пор древние развалины стали знаком связи времен, символом веков, незримо текущих над величаво спокойным пространством пейзажа, придавая значимость самой природе и делая ее свидетелем истории...