-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Natavit

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.01.2011
Записей: 17881
Комментариев: 288
Написано: 18275


Шопинг в Минске сто лет назад

Суббота, 24 Мая 2014 г. 17:00 + в цитатник
Цитата сообщения Просто_Яблоко Шопинг в Минске сто лет назад

Опубликовано 20 октября 2013 в 10:55
Адрес в интернете: http://news.tut.by/society/371233.html

Прогулки по старому городу. Шопинг в Минске сто лет назад

Не многие из пользователей TUT.BY помнят тот Минск, каким он был полвека назад, совсем мало тех, кто знал послевоенный и, тем более, довоенный город. И уж точно никто из них не видел своими глазами Минск начала двадцатого века.

Сто лет назад город был совсем другим, от него мало что осталось, но сохранились книги, газеты, фотографии, а значит, осталась память. Есть возможность посмотреть, чем занимались минчане той поры: где работали, как развлекались, что покупали, у кого лечились. Посмотреть и спроецировать это на современный город.

Попробуем?

Рекламные объявления взяты из "Памятных книжек Минской губернии" за 1908-1915 годы, газет, других изданий. К сожалению, качество сканов порой далеко от идеального. Старые снимки Минска – из замечательной книги "Мінск на старых паштоўках" (Мінск, 1984. Аўтар-складальнік Вячка Целеш) и сетевой библиотеки polona.pl.

Первую прогулку совершим по магазинам давних лет и начнем ее на площади, которая сегодня называется площадью Свободы, а в обсуждаемый нами период – Соборной. Путепровод, ведущий на проспект Победителей, – детище шестидесятых годов. Сто лет назад здесь начиналась Школьная улица.



Узкая, мощенная камнем, она круто спускалась к Немиге. Если вернуть ее в сегодняшний Минск, то получилось бы примерно такое:



Улица была торговой. В доме № 1 размещалась суконно-мануфактурная торговля А.З. Царфина, вывеску которой мы видим на старой открытке.



Кое-что в этом рекламном тексте современному читателю нужно, наверное, пояснить.

"Цены без запроса" – в магазине не торгуются, цены объявлены заранее, скидку вам не сделают.

"Минск губ." означает Минск губернский. Польша тогда входила в состав Российской империи, и в нескольких сотнях верст от нашего Минска, центра одноименной губернии, был еще один – тот, который мы сейчас называем Минск Мазовецкий.

Перейдем теперь на другую сторону площади. Несколько лет назад был восстановлен крупнейший до революции отель Минска. Восстановлен не вполне аутентично – здание подросло на этаж и сместилось в сторону нынешней консерватории, – но представление о прежнем облике может дать.

Судите сами.





Шикарная была гостиница, о ней мы поговорим отдельно. А пока обратите внимание на надпись над угловым подъездом: А.М. Левин.


Да, магазин Левина, торговавший всякими интересными вещами.

И здесь требуются пояснения: что такое, например, Фребелевские игры и занятия? Фребель (хотя правильно говорить Фрёбель) – немецкий педагог, создатель первого детского сада. Один из элементов его воспитательной теории – развивающие игры, которые в легкой форме учили маленьких детей вполне серьезным вещам. Вот этим-то товаром и торговали в магазине Левина.

В те времена фребелевская педагогика была в большой моде, о чем свидетельствует это, например, объявление в газете "Минский голос":



Дом, в котором остановилась специалистка из Варшавы, находился примерно там, где сегодня размещается Минский областной суд, Коломенская – это сейчас улица Свердлова.

Загадочный "патефон, играющий без иголок и без шума" – это новейшее изобретение фирмы "Пате". Металлические иглы очень быстро изнашивались, их хватало лишь на несколько минут воспроизведения пластинки. Вместо них в новой модели использовали сапфировые и тем самым повысили и долговечность, и качество звучания.

Теперь давайте прогуляемся по Губернаторской улице – так cто лет назад называлась улица Ленина.



Посмотрите внимательно, вас ничто не удивляет? Да-да, вывеска магазина Левина висит, кажется, на совсем другом здании. Впрочем, другом, да не совсем: так выглядела гостиница "Европа" в 1907 году, до того, как ее владелец Вениамин Поляк перестроил ее, возведя здание, которое мы видели выше.

Вот та же картинка в пересчете на сегодняшние реалии. Учтите, что улица тогда была много ýже, красная линия проходила заметно правее, там, где сегодня граница сквера.



Чуть дальше, в доме № 5, торговал всякой всячиной магазин Гурвича. Старая открытка сохранила нам его вывеску...



...а старая книга – рекламу.


Все, что хотите – от мебели до фильтра для воды (уже тогда!). Несгораемую кассу сегодня мы назвали бы сейфом. А шапирограф – это изобретенное в 1902 году устройство для копирования и размножения текстов; в наши дни аналогичные функции выполняет работающий, конечно, по совершенно иному принципу ксерокс.

Как у вас с финансами? Если хорошо, то в магазине Изгура можно купить золото, серебро, бриллианты и часы "Омега".



Да-да, уже тогда в Минске торговали швейцарскими часами. А если с деньгами не очень, ничего страшного – зайдите к господину Розовскому и купите, например, тетрадку или карандаш.


Как известно, сто лет назад нумерация домов еще не вошла окончательно в обиход, адреса нередко писали так: "Губернаторская улица, дом Борща".



Так именовался дом № 13, на открытке он примерно там, где навстречу нам движется лошадь, запряженная в телегу. Фотограф, сделавший этот снимок, стоял на Захарьевской – на проспекте, говоря сегодняшним языком, – и смотрел в сторону Соборной площади, вдали высится башня костела.

Попробуем переместить эти здания в современный Минск.



Еще раз напомню, что улица Ленина много шире старой Губернаторской, дома по нечетной стороне располагались заметно левее современных.



В доме Борща располагался универсальный магазин (заметьте – слово "универмаг" вовсе не изобретение советских времен). Белье, дамская конфекция (т.е. готовая одежда). Отдел зонтиков и палок!

И славившееся в те времена трикотажное белье профессора Егера. Штутгартский естествоиспытатель, гигиенист и зоолог Густав Егер предложил как наиболее гигиеничное трикотажное белье из высоких сортов шерсти, оно и получило название "егерского". Ученым была организована выставка под лозунгом "Кто мудр, тот выбирает шерсть".

Уважаемые читательницы, обратите внимание: если вы собираетесь замуж, то здесь можно купить и полное приданое! Впрочем, если вдруг чего-то из "дамской конфекции" в продаже не окажется, всегда можно обратиться к мадам Малиновской, чья мастерская находится в этом же доме.



А по соседству, в доме Малявского, мебельный магазин Годера. Самый большой, как тогда было принято выражаться, в Северо-Западном крае. Товар работы "лучших заграничных и варшавских мастеров" – Польша тогда не была заграницей, но, как в советские времена Прибалтика, и вполне "своей" не казалась.



Владелец дома и сам держал магазин, который сегодня мы назвали бы "Хозтоварами".



Обратите внимание на энергосберегающие "экономичные" лампы. И, конечно же, на эту детскую пишущую машину с опцией выбора языка.



Большие и тяжелые, они назывались тогда "машинами", "машинками" их станут звать позже.

Дом Пржиемского (приблизительный современный ориентир – арка с общественным туалетом возле "Макдональдса"). Здесь покупают мануфактуру.


И снова кое-что нуждается в пояснении.

"Депо жирардовских изделий". Слово "депо" сто лет назад не обязательно относилось к железной дороге. Как писал словарь Брокгауза и Ефрона, "депо — склад, магазин, запас предметов известного рода для государственных и общественных надобностей". Владимир Гиляровский в одной из книг о Москве упоминает даже "депо пиявок", которых парикмахеры держали для медицинских целей.

Теперь о самих изделиях. Согласно тому же словарю, "Жирардов (Żyrardów) — посад Блонского у. Варшавской губ. Огромные фабрики полотняная и бумаготкацкая, с несколькими тысячами рабочих и производством до 6 млн руб. Получил название от имени франц. инженера Филиппа Жирара (Phylippe Girard), изобретателя механического прядения льна, основавшего здесь фабрику в начале текущего столетия". Сегодня мы назвали бы это "брендом".

А вот название жесткой бельевой ткани мадаполам родом из Индии: Мадаполам – пригород города Нарсапура, расположенного в центре полуострова Индостан.

А еще: Тироль, Польша, Силезия… Глобализация налицо!

Перейдем теперь на противоположную, четную сторону улицы. На углу Губернаторской и Преображенской (перевод: Ленина и Интернациональной) в доме Фельдмана (его номер 2) находилась граверная мастерская Изакова.


А это левая сторона Губернаторской улицы и Соборная площадь.



На фоне сегодняшних домов картинка смотрелась бы примерно так.



А вот вывеска мастерской немного крупнее. Обратите внимание: на изготовление маркогасителей, предназначенных для казенных, т.е. государственных, ведомств, Изаков получил особое разрешение "Господина Минского Губернатора".

Чуть дальше, в доме № 10 (на этом месте сейчас магазин "Связной"), находилась техническая контора С.А. Анцелиовича.



Здесь, конечно, тоже торговали, но товаром специфическим – чего стоят только "ремни чистой верблюжьей шерсти марки "ГЕРКУЛЕС". В те времена электрические станки были совершенной экзотикой, в цехах стояли мощные паровые двигатели, от которых во все стороны шли приводные ремни – вот эти изделия и продавала контора Анцелиовича.

При этом известна она была и собственным производством. На недавней выставке в Музее истории города Минска демонстрировался прелюбопытный экспонат.


Табличка гласила...



Нагреватели воды, системы отопления, электрическая проводка – вот так приходил в наш город технический прогресс!

Реклама конторы относится к 1913 году. А за пять лет до этого дом принадлежал иному владельцу, г-ну Ерохову.



Здесь, конечно, непонятны "саратовские сарпинки". Эта легкая хлопчатобумажная ткань, обычно клетчатая или полосатая, получила свое название по месту, где ее стали впервые производить, – основанному в середине XVIII века немецкими колонистами городку Сарепта-на-Волге, находившемуся на юге Саратовской губернии (сегодня эта местность входит в состав Волгограда).

Обратите внимание и на имя Саввы Морозова – владельца известной мануфактуры. И не удивляйтесь "бумажным товарам" – это не писчие принадлежности, фабрики Морозова производили хлопчатобумажные ткани, а слово это сто лет назад писалось через дефис: "хлопчато-бумажный". Это и подразумевается в рекламном объявлении.

Немного ближе к Захарьевской, в доме Этингера, мы видим сразу несколько магазинов.


Снова пишущие машины, снова бесшумные граммофоны. Снова "Геркулес", но на сей раз уже не прочные ремни, как у соседа Анцелиовича, а прочные сейфы – что поделаешь, модное имя. При этом покупателям предлагается по сути беспроцентный кредит – "рассрочка платежа без повышения цен".

Там же торгует Г.А. Раскин – конкурент Изакова.



Штемпели разных видов и не названные, но нарисованные нумераторы.

Б.З. Поляков, как и его визави с противоположной стороны улицы Розовский, продает канцтовары.



А еще в доме Этингера размещалось музыкальное училище Рубинштейна, о котором стоит поговорить подробнее.


Выпускник Петербургской консерватории Натан Рубинштейн дело свое знал и поставил серьезно. Сохранился интереснейший документ: "Правила и программы музыкального училища свободного художника Н. Рубинштейна" (Минск: Типография Д. Форина, 1907), но прежде чем прочесть его, попробуем разобраться в том, почему Рубинштейна называют именно так.

Как сказано в "Музыкальном словаре" Гуго Римана, опубликованном на русском языке в 1901 году, свободный художник – это звание, даваемое обеими русскими консерваториями (Московской и Петербургской) лицам, окончившим полный курс музыкального образования по специальному предмету изучения (пение, игра на инструментах, композиция) и по ряду обязательных предметов (общенаучные предметы, история и теория музыки, сольфеджио и др.). Иными словами, это музыкант-профессионал высокого уровня. Что ж, Натан Рубинштейн был награжден серебряной медалью Петербургской консерватории и звание это заслужил.

А теперь вернемся к документу.

Правила и программы музыкального училища свободного художника Н. Рубинштейна

Минское музыкальное училище свободного художника Н. Рубинштейна имеет целью дать основательное художественное образование лицам, желающим изучить инструментальную и вокальную музыку.

Предметы преподавания: специальные (главные) – игра на фортепьяно, скрипке, виолончели и пение; обязательные (вспомогательные) – элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония, инструментовка и история музыки, а также для учащихся по классу скрипки, виолончели и пения – элементарная игра на фортепьяно.

В училище принимаются лица всех сословий, как взрослые, так и дети не моложе 8 лет – приходящими учащимися. От поступающих не требуется музыкальной подготовки. Лица же, относительно подготовленные, могут быть приняты прямо в курс, соответствующий их техническому и музыкальному развитию.

Прохождение учащимися полного объема каждого специального предмета соответствует программам консерваторий Императорского Русского музыкального общества и делится на три курса: низший, средний и высший.

Классы специальных предметов посещаются учащимися два раза в неделю. В этих классах преподающие занимаются с каждым учащимся отдельно. Классы обязательных предметов посещаются раз в неделю.

Для учащихся по фортепьяно и струнным инструментам устраиваются классы совместной игры (ансамбль) раз в неделю.

В продолжение учебного года устраиваются публичные музыкальные собрания.

Для удобства учащихся занятия делятся на утренние и вечерние.

Плата вносится по полугодиям вперед. В особых случаях допускается рассрочка.

Позже Рубинштейн создал симфонический оркестр, артистами которого стали преподаватели и учащиеся училища. Оркестр не раз давал в нашем городе концерты, а во время Первой мировой войны выступал в госпиталях и лазаретах.

Мы дошли до Захарьевской. Губернаторская улица продолжается и дальше, там тоже много интересного – "Ново-Московская" гостиница, гимназия, еврейская больница – но это уже темы для отдельных разговоров. Так что закончим на этом нашу первую прогулку по Минску столетней давности, а в следующий раз пройдемся по Подгорной, Петропавловской и Крещенской улицам.
 
Рубрики:  Разное/Для улыбки и отдыха...

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку