-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Natanta

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) притчи_мифы_сказки

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.03.2016
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 1790

ѕочему оценки загон€ют ребенка в клетку

„етверг, 17 Ќо€бр€ 2016 г. 11:21 + в цитатник

ћожно ли представить себе жизнь взрослого человека, в которой его ежедневно оценивают? «ƒвойка» за приготовленный ужин, «тройка» за рабочий день. ∆изнь ребенка св€зана с оценками ежедневно. Ќо так ли необходимы оценки? Ќадо ли родител€м оценивать своих детей?  ак жить в системе образовани€, где «двойки» и «п€терки» неизбежны? –азмышл€ет директор »нститута Ќеформального образовани€ INO ƒима «ицер.

 

– ћожно ли употребл€ть в общении с детьми оценочные слова? «”мница», «недотепа», «лент€й» – правильно ли по отношению к дет€м произносить их вслух?

– ќценочные слова вли€ют не только на детей, но и на взрослых, потому что, называ€ ребенка «недотепой», взрослый занимает такую нишу, в которой он как будто имеет право оценивать, давать рекомендации сверху. ¬зрослый очень сильно повышает собственную значимость и важность таким механическим способом.

—пособ этот, честно говор€, жалкий. ѕри общении с условно «равными» людьми (хот€ € считаю взрослых и детей равными), муж – жене, жена – мужу, мы не говорим оценочных слов. ћы избегаем оценочной системы или вообще не можем себе ее позволить.

ѕредставьте себе, как муж говорит жене «молодец, этот вечер мы провели на “п€терку”, а прошлый на “троечку”». — детьми же оценочный момент разворачиваетс€ самым ужасным способом.
ќценочные слова вли€ют на ребенка, равно как и на любого человека: это очень сильно сужает его возможности жить и выбирать.
ќценка действий закрывает рамки, ставит жесткие границы. »значально ребенку нравитс€ целый мир!

 огда € маленький, мне всЄ ужасно любопытно, всЄ интересно, € ориентируюсь в мире очень свободно.  огда взрослый любимый партнер – мама или папа вместо того, чтобы помочь мне ориентироватьс€ в этом мире, исследовать мир вместе со мной, ставит мен€ в рамки «черное – белое», этот мир начинает замыкатьс€, пока постепенно не придет к клетушке в собственной квартире.

»з такой клетушки страшно выходить, страшно пробовать новое, страшно любопытствовать, страшно идти вперед. ¬ этом смысле нет особой разницы между плохими оценками и хорошими. ћы называем хорошие оценки «хорошими», потому что они на первый взгл€д имеют положительный окрас, но в принципе люба€ оценка ограничивает.

’ороша€ оценка – такое же ограничение, как и плоха€.

ѕочему, например, если € нарисовал домик красного цвета – € «умница», а если нарисую домик синего цвета – перестану быть «умницей»? ¬ этот момент у мен€ закрепл€етс€ суждение: домик должен быть красного цвета. Ёто происходит почти на автомате, почти машинально, почти случайно, но закрепл€етс€ серьезно и надолго.

 

– —читаетс€, что родительские оценки готов€т человека к взрослой жизни, где его в какой-то степени будут оценивать и на работе, и в быту…

– ¬о взрослой жизни существуют оценки, но в своей взрослой жизни € сам играю в эту игру, позвол€€ себ€ оценивать, приглаша€ самого себ€ и других к жизни в оценочной системе. ƒет€м же эта система жестко нав€зываетс€. ƒа и по существу: если €, будучи взрослым, стараюсь выбрать то, что мне нравитс€, то, что развивает мен€, развивает мир вокруг, стараюсь выбирать людей, с которыми мне интересно взаимодействовать, при чем тут система оценок? «ачем она? ƒа и существует ли? Ёто просто взрослое оправдание! ќправданий в системе отношений, которую прин€то называть «воспитанием», вообще много. «ѕодготовка к взрослой жизни» очень часто выливаетс€ в то, что мы портим жизнь детскую и делаем ее совершенно невыносимой.

 

– ¬ начальной школе, чтобы снизить негативный градус «плохих оценок», пользуютс€ рисунками – грустными, веселыми человечками. Ёто тоже оценка?

– ¬ касторку можно насыпать сахара, и она станет чуть слаще, но от этого не перестанет быть касторкой. ћеньше ли така€ оценка детей травмирует? ѕожалуй, меньше, но оценка в принципе закрывает мир, делает его очень ограниченным. ƒействительно, если говорить об оценках-рисунках, очевидно, что если мен€ вчера хвалили, а сегодн€ ругают, то, веро€тно, сегодн€ € печален, а вчера был весел. ≈сли мен€ ругают чуть меньше, € расстраиваюсь меньше. »ными словами, если € встречаю человечка радостного, улыбающегос€ – мне при€тно, а если у него грустна€ физиономи€ – € огорчен.

» всЄ же давайте зададим себе вопрос: в чем смысл? «ачем мы вообще оцениваем?

ѕочему в тот момент, когда человек пишет, рисует или вообще творит каким-то образом, мы не можем дать ему человеческую обратную св€зь, не можем рассказать ему о своих чувствах?
¬место этого мы оцениваем его. Ќе потому ли, что не хотим или не умеем иначе? ќтвет, в общем, печален: мы не задумываемс€, мы выбираем наиболее простой путь, путь наименьшего сопротивлени€, хот€ с годами он становитс€ путем наибольшего сопротивлени€, потому что сопротивление растет. Ёто еще и самый неинтересный путь – крестики-нолики рисовать вместо того, чтобы обсудить, вместо того, чтобы поговорить, вместо того, чтобы создать вместе новое, вместо того, чтобы действительно зан€тьс€ творчеством.

≈сли человек пишет сочинение, и в этом сочинении почему-то вдруг учителю важно оценить уровень его грамотности, а не обратить внимание на то, как происходит у него процесс творчества, то зачем нужна оценка за грамотность? Ќеужели недостаточно просто исправить ошибки? –ебенок ведь, как и все остальные люди, способен видеть, способен понимать, способен осознавать. ≈сли € в этот момент обратил его внимание на то, что «стекл€нный», «дерев€нный», «олов€нный» пишетс€ определенным образом, почему, если € не подкреплю это двойкой, нам кажетс€, что ребенок это не запомнит? ѕочему в этот момент нужно вводить систему условных рефлексов, как с животными при дрессировке?
ƒумаю, что в этот момент мы не до конца довер€ем сами себе и, следовательно, не до конца довер€ем тем люд€м, с которыми мы общаемс€, а поэтому вводим оценки.

 

–  ак быть с позицией «оценки став€тс€ не дл€ детей, а дл€ родителей»? –одители ведь должны знать, с какими предметами ребенку нужна помощь…

– «ќценки ребенка – дл€ родителей» – тоже очень странна€ система отношений. ћожно ведь просто спросить у ребенка «как дела?» ≈сли он в этот момент не запуган и не замордован взрослым миром, он непременно расскажет о том, что его беспокоит, о том, что он узнал вдруг, что «стекл€нный», «олов€нный», «дерев€нный» пишутс€ с двум€ «н». –ебенок поделитс€ этим удивительным открытием! «—мотри, мама, как интересно, € писал неправильно, а оказалось, что нужно писать так».

≈сли в тот же момент ребенок получил «двойку», какое сообщение он передаст родител€м? ≈сли родители считают ребенка своим близким человеком, общатьс€ нужно именно с ним! ј в крайнем случае им, надеюсь, не трудно будет дойти до школы или подн€ть трубку и узнать, чем еще по мнению учителей они могут помочь любимому человеку. ќценка – тот момент, когда чужой взрослый человек оценивает вашего ребенка, вли€ет на его взросление. ѕодумайте, кому вы хотите делегировать это право…

ќценки, наконец, очень упрощают человеческие отношени€. Ќамного более интересна€ и €рка€ жизнь возникает именно тогда, когда отношени€ перестают быть оценочными.
я не знаю, можно ли отношени€ из системы оценочного мира назвать человеческими, и вообще отношени€ ли это? ¬думайтесь, мы все там были, мы все ходили в школу. ¬место общени€ с учителем, совместного творчества, что и есть, на мой взгл€д, насто€ща€ педагогика, насто€щее образование, € вступаю во взаимодействие с каким-то взрослым человеком, который действует флажками на уровне павловских рефлексов: сейчас по рукам, а сейчас погладили по головке.  нут и пр€ник – это, в этом смысле, очень точна€ метафора.


– »ногда дети сами начинают хвалитьс€ хорошими оценками и стремитьс€ к ним. “ипична€ ситуаци€: ребенок приходит домой радостный – «” мен€ сегодн€ две “п€терки”!»

– –ебенок – не дурачок. ќн подгл€дел эту систему, ведь не об€зательно увидеть, как кого-то ругают за двойку, достаточно увидеть, как кого-то хвал€т за п€терку. –ебенок увидел это и оказалс€ в оценочной системе. ќн не понимает, почему мальчику ¬ане дают конфетку за «п€терку», а ему не дают в этот момент. «а п€терку ему полагаетс€ конфетка, – делает вывод ребенок. —ледующий шаг – за «двойку» полагаетс€ наказание.

—уществует модель, которую ребенок перенимает: сначала увидел, потом поучаствовал, пережил… ќт природы мы все устроены совершенно иначе. ќт природы мы т€нем руки к любимому человеку, мы хотим с ним находитьс€. Ќас не интересуют оценки, нас интересует любовь, нас интересует тепло. ћы т€немс€ к тому, чтобы быть вместе с тем, с кем нам хорошо.

ћы познаем мир не дл€ того, чтобы нас кто-то похвалил, а потому, что нам важно и интересно познавать мир.
ћы самозабвенно швыр€ем из кроватки игрушки на пол, потому что это очень интересно! ћы берем карандаш и рисуем небо, или птицу, или дом, потому что нам важно выразить себ€.  ак только первый раз нам скажут «ты выражаешь себ€ недостаточно хорошо», начинаетс€ перва€ коррози€. ѕотом это начинает подкрепл€тьс€ всей системой в детском саду или в школе, а если нас еще преследует легенда о том, что это – подготовка ко взрослой жизни, где должны оценивать, возникает прочна€ конструкци€, из которой очень трудно вырватьс€.
» вот, оказыва€сь потом во взрослой жизни, наход€сь в этой системе координат, € сам начинаю оценивать других и позвол€ть им оценивать себ€. ћне недостаточно хорошо от того, что € просто нахожусь с любимым человеком, € начинаю сравнивать, говорить о том, что это – недостаточно прекрасно, недостаточно при€тно, и так порчу жизнь – и себе и другим.

 

– Ѕыть «отличником» – неестественно? „то делать со стремлением ребенка быть «отличником»?

– —тремитьс€ быть «отличником» значит стремитьс€ к тому, чтобы определенный человек из плоти и крови теб€ оценил. “ы «отличник» на взгл€д определенного человека. „еловек, которого поставили твоим учителем – это случайность, стечение обсто€тельств, если именно этому учителю понравитс€ то, что € делаю. ≈сли это не нравитс€ другому человеку, который дл€ мен€ может оказатьс€ не менее значимым, € уже не «отличник», а «троечник»?

—тремление быть «отличником» может оказатьс€ пагубным.

¬ нем есть момент воспитанного желани€ удовлетворить волю другого или соответствовать взгл€дам другого. ”читель – это не компьютер и не машина, котора€ оценивает по «стобалльной» системе. ≈го оценка – не просто количество соответствий. ”читель – субъект, равно как и ученик, и в этот момент у учител€, безусловно, присутствует субъективна€ оценка. “огда зачем она? „то мы делаем с собой и с детьми?

 

–  ак спасти ребенка в реальной жизни, где есть школьные оценки, от этой системы? ƒаже на домашнем обучении ребенка в итоге ждет ≈√Ё.

– Ќа ≈√Ё € смотрю иначе. »нституты (в основном государственные) договорились, что им нужно проверить соответствие человека на определенные собственные стандарты. Ќадо относитьс€ к этому именно так: не как к собственной проверке, а как к проверке компанией людей, которые выработали систему координат, удобной именно им. ѕусть € не соответствую, например, уровню экономического института. Ќу и что? –азве это помешает мне учить экономику? Ќет, не помешает, потому что есть огромное количество других возможностей. ¬ ≈вропе, например, в р€д учебных заведений принимают всех желающих по собеседованию и только через полгода провер€ют соответствие, когда провод€тс€ экзамены и человек окончательно поступает на выбранную специальность. ¬ реальности существует много вариантов развити€ событий.

≈√Ё – это страшилка. ≈сли человек интересуетс€ определенным предметом, если он в этом предмете ориентируетс€, использует этот предмет дл€ исследовани€ мира, он сдаст ≈√Ё.
ƒаже если не сдаст – пересдаст через полгода или через год. ѕредположим самое страшное: мы закончили с вами 11-й класс и не сдали один из предметов, не получили ≈√Ё, не аттестованы по одному из предметов. Ќу и что? ћы живем в жуткой легенде, страшной сказке о том, что если человек не поступит в университет немедленно по окончанию школы, то он неуспешен, но в мире много других интересных зан€тий в 17 или 18 лет. ƒл€ них совершенно необ€зательно немедленно прыгать в университет и получать высшее образование. Ёто – лабиринт, из которого нет выхода, если просто не открыть дверь и не выйти.

 

– ѕолучаетс€, что ребенку можно сказать: «“ы идешь в школу познавать мир, а об оценках не беспокойс€»?

– Ѕолее человечно – поговорить. —емилетний ребенок способен пон€ть абстрактные определени€: в школе люди договорились, что у них есть така€ система координат, а у нас друга€ система координат, дл€ нас оценка не имеет значени€. ћне кажетс€, что это – честный разговор. ќбъ€сните, что оценки став€т потому, что школа – такое заведение, а не потому, что «так надо».
—егодн€ есть самые разные пути домашнего образовани€, но если ребенок идет в школу, можно сказать ему: «“ам ты встретишьс€ с интересными людьми. “ам высока веро€тность того, что ты получишь новые инструменты дл€ развити€ себ€ и дл€ общени€ с миром. ќценки тут ни при чем». ¬ системе оценок ребенок всЄ равно попадет в эту сеть, но, как он в ней себ€ с вашей помощью поведет – зависит от вас.

 

– „то делать, если ребенок вдруг начал приносить «двойки»? ѕусть родители не ругают его за оценки, но, очевидно, в его жизни что-то произошло.  ак узнать?

– ≈сли у родителей с ребенком человеческие отношени€, они будут знать, что с ним произошло. Ёто – важный большой вопрос о выстраивании человеческих взаимоотношений. — этой точки зрени€ странно выспрашивать ребенка, что случилось, лучше, если о том, что его беспокоит, он может рассказать сам. ј возможно это только в атмосфере безопасности и довери€, причем взаимного.

≈сли подросток говорит: «я начал плохо учитьс€, потому что влюбилс€», что важнее – оценки или то, что ребенок переживает первую любовь? ћне кажетс€, что влюбитьс€ первый раз в дев€том классе – намного более значима€ штука. Ќесравнимо значима€, несопоставимо значима€… ≈сли о чем-то и говорить в данном случае, то, конечно, о любви.
 огда мы строим с людьми открытые отношени€, они получают право (равно как и мы сами) поделитьс€ своими радост€ми и горест€ми, в том числе рассказать и об оценках.

 

јнна ”ткина, ƒима «ицер 2 ‘≈¬–јЋя 2016 √.

»сточник: http://www.pravmir.ru/dima-zitser-otsenki-zagonyayut-rebenka-v-kletku-1/

–убрики:  ¬оспитание детей
ћетки:  
ѕонравилось: 4 пользовател€м

vit4109   обратитьс€ по имени „етверг, 17 Ќо€бр€ 2016 г. 14:13 (ссылка)
—истема образовани€ в ———– была лучша€. Ќам с первого класса ставили оценки м ни чего выросли.  то хотел получил лучшее высшее образование.ƒело не в оценках ребенку,а дело в обществе.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 21 Ќо€бр€ 2016 г. 10:49ссылка
"и ни чего выросли"

Ћично мен€ не устраивает така€ позици€. я люблю истину, мудрость и желаю с детства получать эти знани€, а не открывать их в 30 лет, полностью переоценива€ то мировоззрение, которое в мен€ вложило общество и так называемое образование.
’ристос сказал: Ќе суди и не судим будешь.
Ќо как люди могут следовать этой простой истине, если их с детства приучают судить и оценивать себ€ и других.
Ћично € считаю систему оценок, полностью противоестественной человеческой сути. » очень рада, что в нашем обществе еще есть люди способные осмысливать сложившуюс€ систему, и предлагать способы ее реформации.
— уважением.
ƒоброго дн€!

Ѕог пребывает в вашем сердце, и в этом подлинный источник всей истины.
—аи Ѕаба
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку