Особняк княгини В. Ф. Гагариной - Дом композиторов Годы постройки: XVIII век,...
СТАРИННЫЕ ФОТОГРАФИИ ИНТЕРЬЕРОВ ЕКАТЕРИНИНСКОГО ДВОРЦА В ЦАРСКОМ СЕЛЕ, 1859 ГОД - (0)Старинные фотографии интерьеров Екатерининского дворца в Царском Селе, 1859 год Иска...
ХАРАКС - ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ В ЛАНДШАФТЕ ГАСПРА (КРЫМ) - ДВОРЕЦ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ РОМАНОВЫХ - (1)Харакс - достопримечательность в ландшафте Гаспра (Крым) - дворец царской семьи Романовых. ...
ПАМЯТНИК-ЧАСОВНЯ ГЕРОЯМ ПЛЕВНЫ. ИНТЕРЬЕР И ИСТОРИЯ - (4)Памятник-часовня героям Плевны. Интерьер и история Памятник-часовня героям Плевны. Интерьер и ...
ПЛАФОНЫ ЕКАТЕРИНИНСКОГО ДВОРЦА В ЦАРСКОМ СЕЛЕ - (4)Плафоны Екатерининского дворца в Царском селе Я подписан на канал: https://dzen.ru/t...
Николай Леонтьевич Бенуа. Часть третья. Бог сохраняет всё?.. |
Николай Леонтьевич Бенуа. Часть третья. Бог сохраняет всё?..
Достаточно много работал архитектор Николай Леонтьевич Бенуа по заказам знаменитой семьи Шереметевых. Сначала это были хозяйственные постройки фермы в селе Ульянка Петергофской дороги. В 1867 году по его проекту были сооружены для левого крыла парадного двора дворца графа Шереметева на Фонтанке одноэтажный служебный флигель и ворота, украшенные гербом Шереметевых. Эти постройки удачно вписались в ансамбль Фонтанного дома.
Служебный флигель Шереметьевского дворца на Фонтанке в Санкт-Петербурге. Арх. Н.Л. Бенуа
На воротах флигеля герб графов Шереметевых с девизом Бог сохраняет все
В этом же году Бенуа начал работать по заказу второй жены графа Дмитрия Николаевича Шереметева смоленской дворянки Александры Григорьевны Мельниковой над созданием великолепного архитектурно-паркового ансамбля в её родовом имении Высокое Смоленской губернии, расположенном в сорока верстах от Вязьмы.
Для того, чтобы осуществить свой замысел, графиня выкупила у матери сельцо, отселила местных крестьян в соседний Вяземский уезд, выплатив им за землю солидную компенсацию. Ещё до приезда Николая Бенуа, для летнего проживания на месте разобранного старого дома было построено деревянное, из сосновых бревен, здание - "дом старой графини", а также разбит пейзажный парк.
Господский дом в с. Высокое, Боковой фасад
По замыслу архитектора место для господского дома-дворца было выбрано укромное, на самой окраине села, в живописнейшей точке усадьбы. Но оно не стало центром композиции, как было модно в то время в загородных поместьях, когда дворцы представляли собой крупные парадные здания, размещённые на переднем плане с примыкающими к ним одноэтажными флигелями и регулярными парками по осям. Для архитектора главной задачей было создание уюта и удобства.
Тот самый, словно "сахарный", дворец
В этом пятигранном эркере находился кабинет графа
В стиле ренессанса выполнены два глухих окна с цементными наличниками на первом этаже южной части дома.
Когда-то центром дворца была широкая терраса с лестницей, ее украшали изящные чугунные столбы и ажурные литые перила. В здании присутствовало разнообразие форм - выступов, эркеров и балконов. Ученик и помощник Бенуа, а потом и продолжатель его дела в Высоком, К.К. Мюллер писал: Наш дворец - точно ящичек для драгоценностей.
Проект церкви в с. Высокое, арх. Н.Л. Бенуа
В непосредственной близости от дома, на самой высокой точке холма, недалеко от обрыва, Бенуа поставил пятиглавый храм из кирпича и тёсаного камня - церковь Иоанна Предтечи (или Во имя пресвятые Богородицы Тихвинской), которая и стала жемчужиной усадьбы. Церковь была построена за 4 года. Николай Бенуа писал в журнале Зодчий: Бедная наша церковь, только четыре каменщика там... Воду для замешивания строительной смеси брали из реки Вазузы, а кирпичи доставляли с собственного завода Шереметевых, о чём свидетельствует клеймо на каждом из них.
Церковь была двупрестольной, на верхнем ярусе престол в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Тихвинской (особенно почитаемой была в роду Шереметевых), а на нижнем — в честь трёх вселенских учителей. Своды храма очень высокие, декорированы рядами кокошников, украшением его являлся и великолепная шатровая колокольня. Храм имел три широких входа, Бенуа использовал приёмы имитации деревянной резьбы. Несмотря на монументальные формы церкви, ей была присуща стройность и лёгкость.
Церковь в с. Высоком Новодугинского района Смоленской области. Крыльцо
Интерьеры церкви в Селе Высоком
Зимой и летом...
Окна храма имели расписные стекла по мотивам русских фресок, изготовленные по рисункам Бенуа на заводе русского живописца Сверчкова в Мюнхене, башенные часы на колокольне играли молитву, специально избранную графом Д.H. Шереметевым, причем мелодия молитвы была переложена на ноты для колоколов М.А. Балакиревым. Издалека были видны золотые купола церкви. К сожалению, сейчас они утрачены, колокольня лишена шатра, разрушаются стены.
Проект молочной фермы в с. Высоком
Дом управляющего
Дом для детей
***
Николай Леонтьевич уделял пристальное внимание любым мелочам и казалось второстепенным объектам. Оранжереи, прачечная, амбары, коровники, зернохранилище, дома священника, птичницы, бани, сушильни - всё проектировалось и прорисовывалось тщательно и со знанием дела. Эти проекты отличали простота, но вместе с тем чёткость линий и рациональность решений.
Эскиз амбара
Первоначально несколько амбаров составляли замкнутое каре с внутренним двором. Сейчас сохранился лишь западный корпус. Высокая кровля имеет скаты, щелевидные проемы для сквозного проветривания на одной стороне сделаны одинарными, а на другой - двойными, предусмотрены проёмы для засыпки зерна, к которым с земли подводили открытые лестницы.
Эскиз птичника в Селе Высоком
Рядом с птичником сохранился деревянный дом птичницы, украшенный резьбой в русском стиле.
Образцовым был и садово-парковый ансамбль. В соответствии с модой того времени он делился на две части: пейзажный, разбитый на склоне Вазузы, и регулярный - в центре имения. Было посажено более 30 пород деревьев и кустарников. Чтобы соответствовать английскому стилю, садовники придавали им причудливую и многоствольную форму. Аллеи посыпали песком, украшал усадьбу каскад из шести прудов с небольшими мостиками и большой круглый каменный фонтан.
В усадьбу попадали через так называемые "львиные ворота", получившие имя от въездных пилонов с фигурами мощных львов, изготовленных из белого мрамора, держащих в лапах перед собой фигурные щиты со стилизованным изображением фамильного герба Шереметевых. На нем по латыни начертан девиз: "Бог сохранит всё". Дизайн этих ворот, ныне утраченных, также был разработан Николаем Леонтьевичем Бенуа.
http://pro100-mica.livejournal.com/179325.html
Серия сообщений "***Шереметевы":
Часть 1 - Граф Борис Петрович и Петр Борисович Шереметевы.
Часть 2 - "Утоли моя печали"Судьба Наталии Шереметьевой - Долгорукой
...
Часть 7 - Забытый граф, русский солдат, художник, потомок фельдмаршала.Василий Шереметев .
Часть 8 - Граф Александр Дмитриевич Шереметев
Часть 9 - Николай Леонтьевич Бенуа. Часть третья. Бог сохраняет всё?..
Часть 10 - Графиня Анна Петровна Шереметева
Серия сообщений "***Персоны ":
Часть 1 - К Дню рождения Карла Фаберже
Часть 2 - Особняк А. А. Половцова (Дом Архитектора).Санкт-Петербург.
...
Часть 21 - Николай Леонтьевич Бенуа.Часть первая.
Часть 22 - Николай Леонтьевич Бенуа. Часть вторая. Петергоф.
Часть 23 - Николай Леонтьевич Бенуа. Часть третья. Бог сохраняет всё?..
Часть 24 - Николай Леонтьевич Бенуа. Часть четвёртая. Наследие и наследники.
Часть 25 - Алексей Петрович Бестужев-Рюмин(канцлер Елизаветы Петровны):интриган у власти
...
Часть 29 - Князь Пётр Христианович Витгенштейн-русский военачальник немецкого происхождения
Часть 30 - Василий Андреевич Жуковский-«истинно добрый и счастливый человек».
Часть 31 - Артемий Петрович Волынский,кабинет-министр,противник "бироновщины"
Рубрики: | Архитектура |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |