-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в naday_150850

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Мир_клипарта

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.01.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 993


Екатерининский дворец

Среда, 11 Мая 2011 г. 13:23 + в цитатник
Цитата сообщения Stephanya Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 3.Екатерининский дворец.





Часть 3. Ансамбль Екатерининского дворца.

Часть 1.,Часть 2.

Екатерининский дворец в Пушкине (Царском Селе) ослепляет своей пышностью и великолепием. Его лазоревые фасады протянулись на 300 метров, северный корпус увенчан пятью золочеными куполами Дворцовой церкви.

Сегодня трудно себе представить, что когда эта территория в 24 километрах от строящегося Санкт-Петербурга была подарена в 1710 году Екатерине Алексеевне (будущей императрице Екатерине I), здесь находилась лишь небольшая деревянная усадьба.


Екатерининский дворец

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I.Во дворце было лишь 16 комнат.
В августе 1724 года, когда строительство было уже завершено, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и все крупные государственные деятели.
Дворец представлял собой небольшое двухэтажное здание, характерное для русских дворцовых построек начала XVIII века.



Первая попытка расширить дворец была предпринята при императрице Елизавете Петровне в проекте М. Земцова в конце 1742 - начале 1743 года. После смерти М. Земцова работы в Царском Селе перешли к А. Квасову и его помощнику, строителю Дж. Трезини.
В мае 1745 года вместо Дж. Трезини был назначен С. Чевакинский, который вплоть до 1760 года вел наблюдение за строительством в Царском Селе.


Деревянная модель дворца работы Чевакинского и Квасова.

С конца 1748 и по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор двора Ф.-Б. Растрелли. 10 мая 1752 года императрица Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, а 30 июля 1756 года Растрелли показывал свое творение Елизавете Петровне и иностранным послам.
Своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора дворец, возведенный в стиле русского барокко, производил сильное впечатление.
Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.


Купола дворцовой церкви

Над северным корпусом возвышались пять золоченных глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений пошло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный двор, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом зданиями «циркумференций».

Дворцовые фасады были декорированы колоннами, фигурами атлантов, кариатид, картушами на фронтонах, львиными масками и прочими лепными украшениями, выполненные по моделям скульптора И.Дункера.



Так же роскошно отделал Ф.-Б. Растрелли и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада за обилие золоченой резьбы получила название «Золотой анфилады». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Ф.-Б. Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность анфилады равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы, через Большой зал до Церковного корпуса.


Акварель «Фасад Большого Царскосельского дворца (со стороны площади)»


Екатерининский дворец времени Елизаветы Петровны

С 1756 года Большой дворец был центром придворной жизни, где не только проходили балы, маскарады, но вершились важные государственные дела.
Новый этап в оформлении парадных залов дворца относится к 70-м годам XVIII века. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала переоформить свои личные апартаменты и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону.


Кавалерская столовая.

В наши дни можно видеть фрагменты того, что было композиционной основой растреллиевского плана - анфиладность залов дворца. Двери всех залов размещаются по одной оси и обрамлены широкими полями вызолоченного резного декора. В перспективе сокращаясь, они стремительно "убегают" вдаль, и дворец кажется бесконечным.
Представление о характере отделки растреллиевских интерьеров дает Кавалерская столовая, расположенная рядом с лестницей. Главная особенность этого помещения - обилие золоченого резного убора. Такие сугубо утилитарные устройства, как изразцовые печи, превратились у Растрелли в удивительные фигурные сооружения. В Кавалерской столовой воссоздано декоративное убранство растреллиевского времени. Большой стол и золоченые кресла - подлинные, выполненные по рисункам Растрелли.


Большой Екатерининский дворец, Большой зал.

Существенное значение для возрождения "золотой анфилады" имела реставрация Большого, или Тронного, зала, завершенная в 1980 году. Он находится рядом с Кавалерской столовой, между "средним домом" и юго-западным флигелем. Зал поражает своими размерами (около 1000 кв. метров), высотой потолков семь метров и освещенностью: он фактически не имеет продольных стен, а лишь узкие простенки между окон, расположенных в два яруса друг против друга.


Внутренное оформление дворца.

Зеркала в простенках отражают окна противоположных сторон, игра света на позолоте тончайшей резьбы карнизов и в обрамлении окон как бы снимает пространственные границы и вызывает ощущение того, что потолок словно парит над головой. В вечернее время зеркала отражали свет семисот свечей, закрепленных в резных позолоченных бра прихотливых барочных форм.


Окно

Пластическое убранство зала выполнялось по моделям И. Дункера русскими резчиками П. Валехиным, Д. Сакулистным и другими. Всю площадь потолка занимал живописный гигантский трехчастный плафон "Триумф России" работы художника Д. Валериани.
В 1783 году, когда ремонтировались перекрытия над Большим залом, плафон был снят. Боковые его части в начале XIX века передали для украшения резиденции Павла I - Инженерного замка, где их спустя 150 лет обнаружили советские исследователи; центральная часть пока не найдена. Реставрация плафона с воссозданием центральной композиции проведена группой ленинградских мастеров под руководством Я. М. Казакова.
Плафон Большого зала состоит из трех частей: центральная часть воссоздает утраченную композицию Д. Валериани "Триумф России", а боковые - "Аллегория Победы" и "Аллегория Мира" - подлинные холсты, найденные в Инженерном замке и возвращенные на свои исторические места.


Белая Парадная столовая.

Симметрично Кавалерской столовой, по другую сторону Парадной лестницы, находится Белая Парадная столовая, предназначавшаяся для торжественных обедов или "вечерних кушаний" императриц, обставлялся с особой роскошью. Стены столовой со времен императрицы Елизаветы Петровны затянуты белым штофом, что в сочетании с золоченой резьбой придает интерьеру особую нарядность. Мебельное убранство составляют золоченые резные консоли и стулья, выполненные по старым образцам. Живописный плафон "Триумф Аполлона" - копия XIX века с картины итальянского художника Г. Рени. На стенах столовой размещена часть серии натюрмортов И. Гроота, созданных придворным живописцем для царскосельского павильона "Монбижу". В центре зала - овальный стол, сервированный "Собственным Московским сервизом", изготовленным в начале 1790-х годов на фарфоровом заводе Ф. Гарднера. Как и в XVIII веке стол накрыт скатертями со сложными драпировками, украшен композициями из цветов, а также фарфоровой пластикой, изображающей Большой каприз в Александровском парке.


Камин в Зеленой столбовой.

Следующие в амфиладе растреллиевских залов дворца - две небольшие дворцовые гостиные, - Малиновая и Зеленая столбовые. При их отделке архитектор применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены столбовых декорированы прозрачными стеклянными пилястрами ("столбами"), под которые подложена малиновая и зеленая фольга. Отсюда и происходит название этих комнат.


Плафон в Малиновой (?) столбовой

Наибольший интерес для туристов представляет восстановленная к 2003 году знаменитая янтарная комната дворца.


Янтарная комната

Янтарная комната входила в число парадных залов Екатерининского дворца и справедливо считалась одним из чудес света. Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается А. Шлютер — архитектор прусского королевского двора, занимавший эту должность с 1б99 года.
В процессе перестройки королевского дворца в Берлине для Фридриха I у А. Шлютера возникает идея использовать в отделке одной из дворцовых комнат янтарь — материал, ранее не применявшийся в оформлении интерьеров. Осуществлению замысла помогло то, что в дворцовых кладовых хранилась большая коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами, выполненные в XVII веке немецкими мастерами.

P1020385 (700x525, 76Kb)

P1020387 (700x525, 97Kb)

Для работы с янтарем архитектор пригласил из Копенгагена Г. Вольфрама, придворного мастера датского короля Фридриха IV. В апреле 1701 года Г. Вольфрам приезжает в Берлин и приступает к работе. Однако осуществить задуманный проект удается лишь наполовину, т. к. вскоре А. Шлютер был отстранен от работ и покинул Берлин. Придворным архитектором прусского короля становится швед Э. фон Гете. Отношения с янтарным мастером у него не складываются, и Г. Вольфрама тоже отстраняют от заказа. По новому замыслу короля янтарный кабинет решено устроить в замке Шарлоттенбург, куда перевозятся уже готовые янтарные детали. В 1707 году договор на продолжение работ заключается с двумя приглашенными из Данцига мастерами — Г. Турау и Э. Шахтом. Этот этап создания янтарной комнаты длится около пяти лет.

P1020386 (525x700, 86Kb)

P1020388 (525x700, 61Kb)

P1020392 (509x700, 80Kb)

После смерти Фридриха I (1713) работы по изготовлению кабинета прекращаются. Новому прусскому королю Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным: все янтарные архитектурные детали были отвезены в Берлинский Цейхгауз и преданы забвению. Слухи о необычном кабинете доходят до России. Императору Петру I захотелось получить янтарный кабинет для своей Кунсткамеры.

P1020393 (700x564, 65Kb)

P1020395 (700x529, 64Kb)

В 1716 году по дороге во Францию русский царь встречается с Фридрихом Вильгельмом I в Габельберне, недалеко от Берлина. Вскоре Петр I получает в качестве дипломатического подарка вместе с яхтой «Либурника» янтарный кабинет (через два года он посылает ответный подарок — 55 гренадеров и кубок собственной работы). Отправкой янтарного кабинета в Россию руководил русский посланник при прусском дворе граф А. Головкин: 18 ящиков с янтарем были погружены на 8 телег и отправлены сначала в Кенигсберг, а затем в Мемель, пробыв в пути 6 недель.

P1020400 (700x525, 90Kb)

P1020401 (700x525, 80Kb)

В январе 1717 года по поручению Петра I обер-гофмейстер курляндской герцогини Анны Иоановны П. Бестужев-Рюмин встретил груз в Мемеле и отправил в Ригу, а оттуда - в Петербург. В Санкт-Петербурге приняли и распаковали ящики согласно берлинской инструкции, но собрать кабинет не смогли, и янтарь отнесли во флигель Летнего дворца.
При вступлении на престол, императрица Елизавета Петровна решила использовать забытый янтарный кабинет для убранства одного из покоев своей официальной резиденции — нового Зимнего дворца и поручила этим заняться обер-архитектору Ф.-Б. Растрелли. Для починки и исправления янтарных деталей в феврале 1743 года пригласили итальянского мастера А. Мартелли. Однако для украшения интерьера в Зимнем дворце янтарных деталей не хватало, поэтому Ф.-Б. Растрелли использовал зеркальные пилястры и расписал дополнительные панно «под янтарь». В 1745 году Фридрих II дарит императрице Елизавете Петровне еще одну раму, исполненную по проекту А. Рейха: в ее декоре использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.



Собранная в 174б году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя в ходе реконструкции Зимнего дворца ее приходилось переносить с места на место.
В июле 1755 года императрица Елизавета Петровна приказала Ф.-Б. Растрелли создать в Большом (Екатерининских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, 8 филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы. За 4 года было использовано 450 килограммов янтаря и к 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната получила свой окончательный вид, запечатленный позднее на многочисленных фотографиях.

P1020402 (700x525, 74Kb)

P1020403 (700x525, 56Kb)

Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус был составлен из 8 крупных вертикальных панно. В четырех из них установили картины из цветных камней, исполненные в 50-х годах XVIII века во Флоренции в технике флорентийской мозаики по проекту художника Д. Дзокки и изображавшие пять природных чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. Расстояние между большими панно занимали высокие зеркальные пилястры. Нижний ярус комнаты покрывали прямоугольные янтарные панно. В юго-западном углу был вмонтирован маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.

Мозаичная картина аллегория  Осязание и обоняние (700x528, 76Kb)
Мозаичная картина аллегория "Осязание и обоняние"

Мозаичная картина аллегория Вкус (700x547, 79Kb)
Мозаичная картина аллегория "Вкус"

Убранство комнаты дополняли наборные комоды русской работы и китайский фарфор. В Янтарном кабинете, в застекленных витринах хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII - XVIII веков немецких, польских и русских мастеров.
Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. В XIX веке трижды проводилась реставрация: в 1833,1865,1893-1897 годах. В 1933 - 1935-х годах небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. Серьезная реставрация намечалась на 1941 год.
В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости панелей Янтарной комнаты было решено не вывозить их как другие музейные экспонаты в глубь страны, а произвести консервацию на месте, не снимая со стен. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Вместе с немецкими частями, ворвавшимися в город Пушкин, прибыли специалисты из команды «Кунсткомиссион».



Оккупанты демонтировали и отправили панно в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсберского музея под № 200 было записано, что комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов. Похищенные янтарные панно и двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка.
Директор музея А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсбергского музея. Это было последнее место, где демонстрировалась Янтарная комната. В 1944 году, при отступлении немцев панно снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов. В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. Кедринского.

Мозаичная картина аллегория Зрение (700x536, 67Kb)
Мозаичная картина аллегория "Зрение"

Мозаичная картина аллегория Слух (700x536, 56Kb)
Мозаичная картина аллегория "Слух "

Янтарная комната была открыта для посетителей в 1980 году в числе пяти залов Парадной анфилады Ф.-Б. Растрелли. Тогда были выполнены живописный плафон и верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», воссоздан наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, были затянуты холстом. В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, созданные реставраторами ООО «Царскосельская Янтарная мастерская». В 1996 году воссоздана флорентийская мозаика «Зрение» и в настоящее время завершается работа над созданием второй мозаики - «Осязание и обоняние». В 1997 году поставлено на место первое из 8 больших (3,6 х 1,34) панно; близки к завершению еще 2 больших и 4 узких панно.
Работы над воссозданием уникального Янтарного кабинета продолжается.


Картинный зал. Десюдепорт двери в Янтарную комнату.

Далее, за Портретным залом и знаменитой Янтарной комнатой, располагается Картинный зал, созданный по проекту Ф.- Б. Растрелли в 1750-х годах. Зал занимает всю ширину дворца. Характерной особенностью этого парадного барочного интерьера является шпалерная развеска картин, покрывающих сплошным живописным ковром южную и северную стены. Основная часть коллекции живописи (112 картин) была приобретена по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1745 году в Праге и Богемии художником Г. Гроотом за 12 тысяч рублей специально для Екатерининского дворца.


Картинный зал.

Она состоит из произведений западноевропейских мастеров живописи XVII - начала XVIII века различных национальных школ. Среди них полотна голландских и фламандских мастеров: архитектурные композиции Э. де Витта, жанровые сцены А. ван Остаде и Д. Тенирса, пейзажи Я. Бота, натюрморты Д. де Гема и Я. Фейта.
В коллекции представлены картины французских и итальянских художников - аллегории скульптуры и музыки Ж. Наттье, батальные сцены Ж. Куртуа (Бургиньона), мифологические и библейские сцены Ж. Бланшара, Л. Джорджано и других.


Картинный зал

Особое место в этом многообразии жанров занимают две картины П. Дени Мартена Младшего "Полтавская баталия" и "Битва при Лесной". Они были написаны по личному заказу императора Петра I, который хотел сохранить память о славных победах русской армии в Северной войне (1700 - 1721). Сам Петр I картин не увидел: они прибыли в Россию уже после его смерти.


Картинный зал

В годы Великой Отечественной войны Картинный зал сгорел, но большинство картин удалось эвакуировать. Из 130 картин сохранилось 114. Для замены 16-ти погибших полотен были найдены близкие по стилю и тональности картины из фондов Эрмитажа, музея Академии художеств и других музеев Санкт-Петербурга. В 1967 году вновь восстановленный Картинный зал был открыт для посетителей.


Официантская

В северной части второго этажа реставрирована группа помещений, созданных Ч. Камероном на месте бывшего Висячего сада Растрелли в 1780-х годах: Зеленая столовая, Официантская, Опочивальня, Голубая гостиная и Китайская голубая гостиная. Убранство этих залов характеризует Камерона как исключительно тонкого и оригинального мастера интерьера.


Китайская голубая гостиная. Отделка стен.

Материалы и приемы отделки Зеленой столовой, с которой собственно и начинаются залы дворца, созданные Ч. Камероном просты, но найденные Камероном нежные сочетания зеленого поля стен с белизной лепного декора и розовым фоном рельефов десюдепортов и настенных плакеток превратили столовую в один из самых интересных интерьеров раннего классицизма. Среди фрагментов классической архитектуры, греческих ваз и виноградных лоз выделяются стройные фигуры юношей и девушек в античных одеяниях.


"Парадная голубая гостиная", 1780-е г. арх. Ч.Камерон.

Скульптурное убранство дополняют медальоны с танцующими амурами и многофигурные барельефы на мифологические сюжеты, рельеф которых выделен розоватым полем картин. Двери расписаны гротесками. Наиболее эффектно решена северная стена комнаты, в центре которой установлен белый мраморный камин с кронштейнами в виде львиных лап. Скульптурное убранство Зеленой столовой исполнено И. П. Мартосом.


Зеленая столовая

Живописный плафон, украшавший столовую в конце XVIII века, до нашего времени не сохранился. В 1820 году в помещении Дворцовой церкви возник большой пожар, от которого сильно пострадали залы, созданные Ч. Камероном. По указанию императора Александра I архитектор В. Стасов возглавил комиссию по исправлению сгоревшей части здания на основе сохранившихся фрагментов отделки и авторских чертежей Ч. Камерона.
Убранство зала восстановили в прежнем виде: лепщик Заколупин реконструировал лепное убранство стен; мраморный камин реставрировал скульптор Ф. Трискорни; паркетный пол из разных пород древесины был набран заново. Потолок В. Стасов оставил белым.
В 1855 году по распоряжению императора Николая I архитектор А. Штакеншнейдер выполнил план, согласно которому, в центр потолка Зеленой столовой была вмонтирована картина итальянского художника А. Каноппи "Торжество Бахуса". Картину обрамляли золоченые лепные орнаменты и декоративные живописные медальоны. В 1863 году в этой части дворца вновь случился пожар, во время которого пострадали потолки, но плафонную живопись удалось снять и вынести.
Во время Великой Отечественной войны залы Ч. Камерона были частично разрушены и разграблены. В 1957 году по проекту архитектора А. Кедринского с этих залов начались реставрационные работы в Екатерининском дворце-музее. Лепное убранство Зеленой столовой реставрировали скульпторы Г. Михайлова и Э. Масленников.
Двери были расписаны по аналогии с одной сохранившейся створкой. Паркет по старому рисунку был набран заново из дуба, светлого клена и красного дерева. Потолок вновь оставили белым. После окончания реставрационных работ зал был открыт в 1959 году.
Сегодня архитектурно-художественное убранство Зеленой столовой дополняют белые стулья с зеленой обивкой, бронзовая каминная решетка и каминные приборы, выполненные в конце XVIII века по рисункам Ч. Камерона специально для этого интерьера.


Голубая гостиная

В Парадной Голубой гостиной сочный и крупный рисунок наборного паркета воспринимается в контрасте с темно-голубым узором набивного шелка, которым затянуты стены. Это самая большая и нарядная комната среди апартаментов, созданных Ч. Камероном. В живописи на потолке использованы излюбленные Камероном мотивы помпеянских фресок. В 1855 году согласно проекту А. Штакеншнейдера в центр потолка была вмонтирована картина Машкова "Возвращение Сципиона". По углам ее дополняли два круглых и два овальных медальона и лепной барельеф с изображением летящих женских фигур.


Голубой салон

В Опочивальне Камерон применил белый блестящий фаянс, из которого выполнены тонкие декоративные колонки, обвитые золочеными гирляндами, расставленные вдоль стен и поддерживающие арку алькова. Эта комната в два окна, с двумя дверьми и альковом была создана еще в начале 70-х годов XVIII века архитектором В. Нееловым и служила опочивальней Наталье Алексеевне - первой супруге будущего императора Павла I. Архитектор Ч. Камерон перестраивал ее уже для второй супруги Павла Петровича - Марии Федоровны.


Опочивальня

Гипсовые лепные медальоны с аллегорическими фигурами, символизирующими здоровье, веселье, благополучие и достаток, украшающие верхнюю часть стен, выполнены одним из крупнейших скульпторов русского классицизма И. Мартосом. В мебельном убранстве Опочивальни выделяются кованый стальной столик и каминная решетка тульских кузнецов XVIII века, а также изящный туалетный столик наборного дерева, изготовленный русскими мастерами в 1770-х годах для великой княжны Марии Федоровны.


Парадный кабинет Александра I

Из ряда помещений дворца, созданных в 1817 - 1820-х годах В. П. Стасовым, наиболее удачен кабинет Александра I с приемной и сводчатая проходная. Парадный (Мраморный) кабинет Александра I входил в состав личных апартаментов императора и предназначался для важных официальных аудиенций. Оформление кабинета сочетает в себе строгую простоту отделки с эффектным архитектурным решением. Вход в кабинет представляет собой глубокую полукруглую нишу-экседру, отделенную от основного пространства интерьера двумя колоннами ионического ордера.
Противоположная входу стена оформлена сходным образом: в виде двух ионических полуколонн, между которыми располагается мраморный камин. Стены кабинета гладкие, без украшений, облицованы светло-розовым искусственным мрамором, что дало интерьеру второе название - Мраморный кабинет. Важным элементом в оформлении интерьера является роспись, выполненная масляной "бронзовой" краской. Она состоит из фриза в виде античных трофеев с фигурами путти и сюжетных композиций на тему древнегреческого мифа об Амуре и Психее.
Убранство Парадного кабинета дополняют ваза, изготовленная на императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, декорированная сюжетной росписью, изображающей въезд императора Александра I в Париж в 1814 году, и каминные часы французской работы с фигурой полководца Юлия Цезаря. Стол императора украшает гарнитур работы Петергофской гранильной фабрики первой четверти XIX века, выполненный из уральского малахита на Петергофской гранильной фабрике, состоящий из письменного прибора, лампады, прессов для бумаг, канделябров, декоративных ваз и ряда других предметов, принадлежащих Александру I.


Выставочные комнаты дворца


Выставочные комнаты дворца


Выставочные комнаты дворца

Созданные зодчим дворцовые интерьеры в стиле классицизма - Арабесковая, Лионская и Китайская гостиные, Купольная столовая, Серебряный кабинет и Спальня — отличаются утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым вкусом в подборе отделочных материалов. Эти залы, к сожалению, погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся великому князю Павлу Петровичу (будущему императору Павлу I) и его супруге Марии Федоровне, оформленные в эти же годы Ч. Камероном, в настоящее время воссозданы.
Самые значительные из них: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные, Опочивальня, Живописный и Скульптурный кабинеты.
XIX век также внес изменения в ансамбль Екатерининского дворца. По заказу императора Александра I архитектор В. Стасов в 1817 году создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, объединенных единым стилевым решением. Здесь все пронизано гордостью блестящих воинских побед, одержанных в Отечественной войне 1812 года.


Парадная лестница


Парадная лестница


Парадная лестница

Последним аккордом в анфиладе Екатерининского дворца стала Парадная лестница, созданная И. Монигетти в 18бЗ году и решенная в стилистике «второго рококо».
9 июня 1918 года Екатерининский дворец был открыт как музей.

Фланкируют дворец по торцам два корпуса - Церковный (арх. И. В. Неелов) и Зубовский (арх. Ю. М. Фельтен).
Внешнее оформление корпусов, созданных взамен галерей, выполнено подстать убранству фасада Среднего дома. Особенно пышно в стиле барокко оформлен фасад Церковного корпуса, пристроенного в 1782 - 1783 годах к дворцовой церкви со стороны двора. Его автор И. В. Неелов не нарушил единства архитектуры дворца и создал фасад, не составивший резкого контраста с растреллиевским.


Екатерининский дворец. Церковный корпус.

Не менее величествен и строг Зубовский корпус. Он начал возводиться симметрично Церковному корпусу в 1779 году по проекту Ю. М. Фельтена. Фасад корпуса исполнен в классических формах с колоннадой большого ордера из попарно поставленных мраморных колонн, охвативших второй и третий этаж. Екатерина II, поклонница нового стиля, велела устроить свои, покои именно в этой части дворца. Строительство корпуса окончено в 1785 году.


Зубовский корпус.


Екатерининский дворец. Зубовский корпус.

В Собственный садик выходит южный фасад Зубовского флигеля, во втором этаже которого находились апартаменты императрицы Екатерины II. В первом этаже этого флигеля были устроены личные комнаты императора Александра II. В годы Великой Отечественной войны эти интерьеры были разрушены и в настоящее время еще не восстановлены.
К боковым флигелям примыкают одноэтажные служебные корпуса, представляющие собой две колоссальные дуги - циркумференции. Возведенные в 1744 - 1745 годах по проекту А. В. Квасова, они определили размеры и конфигурацию парадного двора. В них размещались службы дворца, мастерские и комнаты для приезжих. С внешней стороны циркумференции имели открытую галерею, сохранившуюся часть которой и до сих пор можно видеть в западном корпусе.


Екатерининский дворец. Циркумференции

Циркумференции завершает кованая чугунная решетка с воротами и гербом России. На плац Парадного двора ведут трое ворот. Двое из них расположены между дворцом и циркумференциями, а главные - "Золотые" - по оси дворца, в разрыве между корпусами циркумференций.


Золотые ворота.


Екатерининский дворец. Решетка Парадного двора

Как пример применения кованого металла в русской архитектуре ворота Екатерининского дворца не имеют равных. Накладные позолоченные детали из прочеканенного железа превращают узор ворот в легкое черное кружево, сквозь которое просматривается лицевой фасад дворца. Из-за обилия золоченых деталей ворота названы "золотыми". В 1756 году только на позолоту ворот, ваз, статуй, лестниц, фасадов, интерьеров дворца ушло около ста килограммов золота.
Кроме центральных, "Золотых" ворот на парадный двор ведут и двое боковых. Наиболее интересны "Железные", примыкающие к Церковному корпусу. Они выполнены по рисунку Ф.Б. Растрелли в 1749 году слесарным мастером Кордони.


Екатерининский дворец. Церковный корпус и Железные ворота

По бокам от главных ворот находились два бастиона с орудиями для торжественных салютов. В 1775 - 1776 годах они были срыты и на их месте возведены два симметричных Кухонных корпуса по проекту архитектора В. И. Неелова. Они закрыли собой криволинейные части корпусов циркумференций, что значительно ослабило эффектность северо-западной панорамы дворца.



Работа по созданию дворца и парков под руководством Растрелли продолжалась в течении четырех лет. Ему помогал С. И. Чевакинский, а также "архитекторские помощники" В. И. Неелов и А. И. Мыльников, делавшие чертежи. Замыслы зодчих осуществляли тысячи работных людей, согнанные на строительство царского дворца со всех концов страны.


Бюст Ф.-Б. Растрелли.

В наши дни в сквере перед Церковным флигелем Екатерининского дворца установлен бюст основному автору ансамбля - гениальному зодчему Франческо-Бартоломео Растрелли.


Екатерининский дворец

В одно время с дворцом создавались и парки - пейзажный и в регулярном стиле. Дворец стал композиционным центром огромной царской усадьбы. Кроме Старого сада (позднее названного Екатерининским парком) между парадным двором и Зверинцем в это время был разбит Новый сад (на территории нынешнего Александровского парка). Над их планировкой трудились садовники Я. Розин и И. Фохт, и несомненно, что в решении крупных паркостроительных задач не могли не участвовать ведущие архитекторы Царского Села - Растрелли и Чевакинский.



Используя склон естественного холма, сад распланировали уступами, так возник Верхний сад, примыкающий к дворцу с востока, и Нижний сад, расположенный за Верхним. По другую сторону дворца (к западу) был устроен Зверинец. Впоследствии Верхний и Нижний сады вошли в состав Екатерининского , а территория Зверинца преобразовалась в Александровский парк.

Продолжение следует...

***


Санкт-Петербург и пригороды

Инженерный (или Михайловский) замок
Адмиралтейство. Санкт-Петербург
Смольный институт благородных девиц
Строгановский дворец
Гатчинский дворец.Часть 1.
Гатчинский дворец .Часть 2
Гатчинский дворец.Часть 3(1)
Гатчинский дворец.часть 3(2)
Гатчинский дворец.Часть 4.
Приоратский дворец
ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ ПЕТРОДВОРЕЦ
Готическая капелла. Петродворец.
Большой Петергофский дворец.Часть 1.
Большой Петергофский дворец.Часть 2.
Павловский дворец.Часть 1.
Павловский дворец .Часть 2.
Павловский дворец.Часть 3.
Павловский дворец.Часть 4.
Павловский дворец и парк. Часть 5.
Императорский Царскосельский лицей
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. часть 1
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 2.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 3.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 4.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 5.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 6.
Михайловский замок (Русский музей)

Памятники Петербурга.Памятник Носу майора Ковалева
Памятники Петербурга.Памятник Чижику-Пыжику.
Памятник кошкам на Малой Садовой.
Памятник фонарщику
Памятник фотографу
Памятник городовому
Памятник водовозу
Памятник Охтинской молочнице.
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ: Памятник Екатерине II . Санкт-Петербург.
Памятник Петру I. Медный всадник.
Памятник Николаю I
Памятник Конке
Памятник дворнику

Легенды и мифы Санкт-Петербурга
Легенды и мифы Санкт-Петербурга
Легенда" Ангел смерти"
Легенды городских названий
Легенды о императрице Екатерине I

Дом "Пиковой дамы"
Дом Мурузи. Архитектура Санкт -Петербурга.
Дом Розенштейна .
Ботанический сад . Санкт-Петербург.
Дом Троекурова.
Дом Глуховского.

Сбитенщик
Басин Яков Иванович.Национальные изображения промышленников
Гравюры Санкт-Петербурга.1753г.
Русские низких сословий в начале XIX века в гравюрах Гейслера. Часть 1.
Русские низких сословий в начале XIX века в гравюрах Гейслера. Часть 2.
Русские низких сословий в начале XIX века в гравюрах Гейслера. Часть 3.
Акварели Балтазара де ла Траверса

Музей-квартира А.С. Пушкина
Казанский собор
АНИЧКОВ ДВОРЕЦ.
Петербург начала XIX века
Питер пушкинской поры

Дворцово-парковый ансамбль "Ораниенбаум".Часть 1.
Дворцово-парковый ансамбль "Ораниенбаум".Часть 2.
Александр Данилович Меншиков.Часть 3.
Петр III.Часть 4.
Екатерина II.Часть 5.
Петр III.
Павел I
Архитектура Петербурга. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы .
БУДДИЙСКИЙ ХРАМ "ДАЦАН ГУНЗЭЧОЙНЭЙ" . Санкт-Петербург
ЦЕРКОВЬ СЕРАФИМА САРОВСКОГО .Санкт -Петербург.
Храм святых апостолов Петра и Павла. Петергоф.
Исаакиевский собор. Часть 1.
Исаакиевский собор. Часть 2.
Петропавловская крепость . Часть 1.
Петропавловская крепость . Часть 2.
Петропавловская крепость . Часть 3.
Петропавловская крепость . Часть 4.
Дворцовая площадь
Виртуальная экскурсия. Дворцовая площадь.

ЭРМИТАЖ.Павильонный зал.
Картины Эрмитажа. Мадонна Литта.
Эрмитаж
«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи
СКУЛЬПТУРА ЭРМИТАЖА
Эрмитаж.Зал Древнего Египта.

Открытки блокады
Блокада Ленинграда в изобразительном искусстве .Часть 2.
Блокада Ленинграда в изобразительном искусстве .Часть 1.
27 января - День Снятия блокады Ленинграда
Фотографии Санкт-Петербурга конца XIX века

Царскосельская железная дорога
Домик Петра I
Александровская колонна
Нарвские триумфальные ворота.
Мариинский дворец
Английская набережная
Таврический дворец
Каменностровский дворец
«Бермудский треугольник» Санкт-Петербурга
Кикины палаты
Основание Санкт-Петербурга
Чесменский дворец
Чесменская церковь
Сервиз для русской императрицы.Часть 1.
Сервиз для русской императрицы.Часть 2.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове
Кунсткамера.Часть 1.
Кунсткамера.Часть 2.
Аничков мост
Дворец Белосельских-Белозерских. Часть 1.
Дворец Белосельских-Белозерских.Часть 2.

Изборская крепость и окрестности
Здание «Двенадцати коллегий»
История «Книжной лавки писателей»
Триумфальные арки
г.Пушкин.Царское Село.Часть 1.
Царское Село. г. Пушкин.Часть 2.



Серия сообщений "картины":
Часть 1 - Картины. Альфонс Муха - стиль «модерн»
Часть 2 - Живопись " Сказочные работы Надежды Стрелкиной
...
Часть 7 - Палех и др. народные промыслы.
Часть 8 - Картины, живопись
Часть 9 - Екатерининский дворец
Часть 10 - Н.К.Рерих. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ
Часть 11 - Славянская мифология.Солнце.
...
Часть 18 - Очень-очень красивые работы Carol Cavalaris.
Часть 19 - Русь святая, купола златые!Современная федоскинская миниатюра.
Часть 20 - Женская красота сквозь века

Рубрики:  Картинки
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку